Послушание родителям выше поста и молитвы. «Послушание родителям есть исполнение заповеди Божией

– Отец Фаддей, как мы можем, избегая ловушек собственного ума, научиться послушанию? Возможно ли придти ко Христу без тяжких ошибок?

– Послушанию учатся еще в детстве, оно начинается с послушания ребенка родителям. Если не будем послушны родителям, в семье, в доме, трудно нам будет посвятить свою жизнь Христу. За непослушание мы извергнуты из рая. Послушание приходит к нам тогда, когда мы начинаем понимать, что мы натворили своим непослушанием. Век свой земной сократили, и повсюду нам грозит катастрофа, весь мир натянут, как струна, только из-за нашего непослушания. Непослушание родителям сопровождает человека всю жизнь. Я сам не понимал этого когда-то. Даже в мыслях не должно быть непослушания, ибо мать и отец святыня для ребенка; послушание необходимо, чтобы жизнь человека была благословенна, и он до конца жизни шел по верному пути.

Сейчас мы видим, что собираем плоды собственных мыслей, плоды непослушания Отцу Небесному и своим земным родителям. Мы и представить себе не можем, какую силу имеют наши мысли. Мы можем быть источником и большого зла, и большого добра. Хотя мы и малая единичка, но от наших мыслей и желаний зависит очень многое.

Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя – не было бы столько зла на свете. Но мало примеров такого самосовершенствования. Много есть поучительного в книгах, но вопрос в том, способны ли мы применять это в нашей жизни.

Пример жизни красноречивее слов

Пример жизни говорит больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая не способна гневаться, ругаться, осуждать, обижаться, когда ее задевают, то она остается нам примером на всю жизнь. Мы и сами хотим подражать ей, потому что видим, что она с помощью Божией победила зло и оно уже бессильно перед ней.

Человеческая жизнь – бесконечное совершенствование

Послушание начинается с колыбели и продолжается до конца жизни, потому что нам всю жизнь, всегда, будет чему учиться и совершенствовать себя так же как совершенствуются ангелы и святые, бесконечно переходя от знания к познанию, из силы в силу. И мы на земле или совершенствуемся, или падаем в низкое мудрование.

Только Господь понимает человека, потому что Он воспринял человеческую природу.

Нас не мог спасти никто другой, кроме Господа, Который нас сотворил. Он мог спасти нас иным образом, ибо Он всесилен. Но Он воспринял нашу природу, чтобы дать нам Свой живой пример, чтобы мы подражали Ему, чтобы мы могли понять и принять Его. А если бы Он поступил иначе, мы бы сказали: «Ты Всемогущий Бог, Тебе все возможно, Ты не был человеком, как я, и не испытывал голода и жажды, боли и печали». Поэтому Господь полностью воспринял человеческую природу, и апостолы, описывая земную жизнь Спасителя, говорят, что скорби Он пережил много больше, чем радости. Никто не видел, чтобы Он смеялся, как смеемся мы, – Он всегда был печален из-за наших грехов и все принимал на Себя. Взяв на Себя природу человека, Он взял на Себя и все тяготы человеческие и носит их по сей день. А мы вот что делаем: мы не приняли Его, хотя Он был Человеком, как и мы, во всем, кроме греха.

Чадо, дай мне сердце твое!

Господь может нас очистить, если мы молитвенно соединимся с Ним. Он сказал еще в Ветхом Завете: «Чадо, дай мне сердце твое!» Он – весь , мы рождены от Его Божественной любви, и Он, как Родитель, ждет, что мы ответим Ему тем же. Так же и наши земные родители, которые сделали нам много добра в жизни, дали нам жизнь, вырастили, всем жертвовали, справедливо ждут, что мы ответим им любовью за все, что они сделали. А мы обижаем их, они страдают, а мы удивляемся, почему нам так не везет в жизни.

Опечаленное сердце родителя не дает детям двигаться дальше, потому что мы, нарушив заповедь, открыли доступ врагу. Нарушенный закон наказывает нас всякий раз, когда мы попираем его.

– Насколько может помочь в телесном успокоении члена семьи, когда нет мира в доме?

– Никто еще не озлобился от добра. Приходит женщина, жалуется на мужа – пьет, обижает ее. Я говорю ей: «Не запил же он от домашних пирогов». Нет, наверно, было что-то, что огорчало его, и чтобы как-то смягчить переживания, он стал понемногу выпивать, становилось легче. Но вот втянулся, привык и теперь не может бросить.

«Наверняка ты чем-то огорчила его, своим образом жизни, поведением, а если нет, то мыслями. Может быть, когда выходила за него, была чем-то недовольна, имела помыслы, а брак – святыня». Брачный мир нельзя ничем нарушать, а нарушается он не только словами и поступками, но и мыслями, потому что слова – это озвученные мысли.

Много тому примеров. Человек может и рай превратить в ад. Несколько лет назад приехала ко мне семейная пара. Господь щедро наградил их редкой телесной красотой, редко можешь увидеть такую красивую пару, что муж, что жена, глаз радуется. Холодно было, служили в часовне; после службы они подошли ко мне поговорить. «Мы пришли пожаловаться. Мы поженились по любви, жили так хорошо, рай был в доме. Долго все так было, одна радость. Но с некоторых пор нас раздражает каждая мелочь, нервничаем, нет покоя в доме, а самая большая проблема – с нашим шестилетним сыном, из-за этого мы и пришли. Ребенок все больше отдаляется от нас, не разговаривает с нами, просится к бабушке с дедушкой. Мы пытаемся его разговорить, покупаем дорогие вещи, игрушки, лакомства – все, что он хочет. А он все вещи рвет, топчет конфеты, все разбросает и бежит. Что нам делать? Ребенок здоров, но что с ним происходит, не можем понять. Мы очень переживаем; он ни к кому не хочет – ни ко мне, отцу, ни к матери. Что это может значить?» Я говорю: «Не хочет ребенок таких папу с мамой». – «Почему, в чем секрет?» – «Он ищет папу с мамой, а их нет, – говорю. – Когда-то вы были счастливы вместе, потому что, как вы сами сказали, у вас было родительское благословение, женились по любви; и в вашем доме был мир и рай. А что вы потом наделали вашими помыслами, фантазиями?! Вам не был нужен никто другой, а сейчас как только ты (муж) увидишь красивую женщину или ты (жена) – красивого юношу, вы провожаете их взглядом и ваше сердце уходит за ними. Вы сейчас только телесно вместе, а душа блудит, одна в одну сторону, другая – в другую. Но, слава Богу, вижу, что вы не потоптали брачный венец. А детская душа все это чувствует, и не нужны ему такие папа и мама, потому что вы не с ним, а кто знает, где скитаетесь, и мыслями своими превратили рай в ад, понимаете ли, что делаете? У меня есть младший брат, двадцать девятого года рождения, работает в Австрии, вся его семья там, но у них есть дом в селе Породино. Несколько лет назад приехали все они в отпуск на родину и заехали к другому брату, в Смередево. И вот, собрались все за столом – друзья, родные, соседи, старики, молодежь, мужчины, женщины. Стол длинный, всем нашлось места. Принесли стулья и для меня с братом, и для снохи. А у дверей стояла софа, я сел на краешек – всех видно, хорошо, удобно. Напротив меня сидела молодая женщина с дочерью, а ребенок был неспокойный. Она и говорит девочке: «Как же ты мне надоела!» Как ребенок может надоесть матери? А ребенок поворачивает ручками ее голову и показывает на улицу «Мама, мама, пойдем!» Девочка маленькая, говорит плохо. Мать защищается от ее ручки, а дочка упорно не дает маме смотреть в сторону. «Что же мне с тобой делать, какая же ты надоедливая!»... Не станет ребенок без причины так беспокоиться, подумал я. Смотрю, а мама глаз не сводит с молодого человека в углу стола, засмотрелась на него, и сердце ее за ним ушло, а детское сердце почувствовало это и пытается увести маму вон. Потом она и к маме не хотела, но пошла к моей снохе, которую первый раз в жизни видела.

А вашему ребенку шесть лет, и вы уже не первый год вместе. Вы нанесли ребенку рану, потому что это очень больно – при отце и матери не иметь ни отца ни матери. Вернитесь друг к другу, верните семью, будьте такими, какими вы были, и все встанет на место».

Вот видите, как мы сами делаем ад из своего дома.

О политиках, защите дома, покаянии, единомыслии и силе Божией.

То же касается и политиков. Было ли когда-нибудь в истории мира, чтобы одна малая держава имела больше сотни партий? Не было никогда и никогда не будет, сомневаюсь, что будет. Значит, мы разъединены, совсем разобщены. Если бы люди оставили свои партии! Ведь государство – это семья с множеством членов, и эту семью надо беречь! Если члены этой семьи не единомысленны, не будет мира и радости в таком доме, одни раздоры, волнения. Вот видите, что мы делаем! Если б политики объединились ради защиты отечественного дома!

Но они ссорятся, каждый тянет в свою сторону. Бросить все это надо, стать заодно, вместе на защиту дома, тогда бы и врагов у нас не было. Даже если бы весь мир восстал против нас, все бежали бы от нашей огромной силы.

Мы и не сознаем, какая в нас Божия сила и жизнь, люди, мы и представить себе не можем! Вспомните пример Израиля. Всякий раз, когда Древний Израиль отступал от Господа, малые народы покоряли его; но стоило ему всей душой покаяться, как Господь спасал его, и израильтяне с малым войском побеждали грозных врагов.

То же и с нами было бы, если бы мы объединились.

Вот уже существует единый центральный компьютер, в котором хранится огромное количество данных. Он их поглощает, поглощает; он назван «Зверь». Но «компьютер», который находится в нас, намного точнее и тоньше, чем тот материальный.

Но наш «компьютер» поврежден. И монитор разбит! Ничего не видно, все кажется перевернутым. Будь наша душа мирной, беззлобной, простой и не рассеянной, то и экран был бы чист, и не нужно бы нам было ни телефона, ни радио – ничего. Мы бы все могли видеть и слышать вдали – во вселенной, не только на земле. Человек пошлет нам мысль, а мы сразу «услышим» и разговариваем.

– Дорогой батюшка, Вы думаете, что этого возможно достичь в современной городской среде?

– Многого можно добиться, но мало смиренных и кротких душ, которые все прощают и молятся Богу о предотвращении зла. Мало таких душ; будь их больше, зло бы не возобладало.

Сейчас человеческий род объединяется в «новый мировой порядок». Торопятся, хотят успеть до 2000-го года, а вот Европа объединиться не может, и они удивляются почему, ведь они так преданно служат , и сам дьявол жалуется, что из-за православных не может осуществить свой адский план. Не может, хотя и мы, православные, отошли от добра и часто бываем хуже язычников и безбожников, а христианами зовемся. Но все-таки среди нас есть смиренные и кроткие души, которые непрестанно молятся, чтобы Господь не попустил зла. И ради таких душ не может сатанинский план состояться, ради них и ради невинных детей еще светит солнце и Бог благословляет нас.

А если бы в каждом доме, каждом хозяйстве, каждой организации была бы хоть одна душа, преданная Богу, какая гармония воцарилась бы в мире! Я часто привожу пример одной сестры, она приезжала с группой; тогда я еще был в монастыре Туман. Она хотела уволиться с работы и жаловалась мне, что не может больше, все обижают друг друга, ссорятся. Она говорила: «Не могу больше, хочу искать другое место». – «Не надо, – говорю, – не ищи другого места, все места заняты, на пенсию уходят немногие, лучше перестань воевать!» – «Я ни с кем не воюю!» – «Не физически воюешь, – отвечаю, – а мысленно, а это тоже война, ты недовольна положением, в котором ты находишься». – «Но этого никто не может выдержать!» – говорит она. «Своими силами не может, а с Божией помощью сможешь. Ведь никто не узнает, молишься ты или нет, это внутреннее дело каждой души. Тебя обижают, а ты не обижай, не отвечай обидными словами и не только словами, но и в мыслях; вместо этого молись Богу, чтобы Он послал им благого ангела, тогда и тебя Господь не забудет. Не сразу у тебя все получится, но если будешь упорно молиться, увидишь со временем, как изменится круг твоих мыслей, заметишь, как люди меняются, и сама изменишься». Это было в 1980 году в монастыре Туман.

Не думал я, что она применит это в жизни. В 1981 году меня перевели сюда, в Битовницу. И этот домик тут стоял, в нем была кухня; сижу я под этой старой айвой, и вдруг от группы, которая направлялась к церкви, отделилась сестра и идет ко мне: «Благослови, батюшка!» – «Бог благословит!» – «Ох, отче, я не знала, что все такие хорошие!» – «На работе?» – спрашиваю. – «Да, все изменилось, это чудо, как все изменилось, никто больше меня не обижает, да и я сама другая». – «Со всеми помирилась? Как тебе удалось?» – «С одной женщиной долго не могла помириться, но читала Священное Писание , вижу, Господь заповедал любить и врагов. Тогда я сказала себе: «Ты должна ее любить, как знаешь и умеешь, потому что Господь этого хочет!» И со временем непримиримые враги стали близкими друзьями.

Если бы на каждом заводе, на каждом месте была бы одна такая душа, чтобы так могла молиться! Видите, как строится мир! Кроткая и смиренная душа, которая все прощает и всех любит, излучает мир, и мы в ее присутствии с Божией помощью освобождаемся от тяжелых депрессивных мыслей.

Послушание – входной билет в рай

Мы извержены из рая за непослушание. А ведь нам дано было совершенствоваться в любви, Господь сказал нам: «Не трогайте это древо!» Значит, из этого должна была развиваться любовь – из доверия и послушания. И сейчас послушание – входной билет в рай, но, к сожалению, мы постоянные нарушители.

Всякое добро исходит от Источника жизни; откуда исходит зло, известно...

Святые, ангелы, верующие люди не совершают чудес, их совершает Бог. Он всюду, Он творит чудеса через нас, через святых и ангелов.

– Отче, мы говорим: мы – небесный народ и, следовательно, должны спастись. А мне кажется, что каждый должен бороться за свою душу, чтобы внести лепту в общее спасение. Что Вы можете об этом сказать?

– Не было бы столько зла, если бы каждый начал с себя. Нам бы хотелось каждого исправить, и отца и мать, а они уже состарились, и мы не можем изменить их мнения.

Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Мы сами для себя являемся тайной. Нас удивляет, как наш организм функционирует без нашего участия, потому что нет ни одной организации на свете, которая бы так совершенно осуществляла бы свои цели, как это происходит в теле человека.

Господь – тайна для всего творения. Господь – в нас, и поэтому мы тайна для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам удается что-то узнать о Нем, что-то нам открывается через природу, но нас повсюду окружает тайна. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Тот, в ком царит правда и милосердие, обретет жизнь и будет избавлен от смерти.

Должны ли взрослые дети подчиняться родителям? Отвечают священники.

«Моя мама манипулирует моими дочерними чувствами, а я даже ответить ничего не могу, ведь заповедано детям повиноваться родителям, вот и пытаюсь им следовать, но, кажется, своей жизни у меня скоро не останется вообще». Такие утверждения нередко оставляют в комментариях к статьям и наши читательницы. Но в чём же на самом деле смысл евангельских слов? Должен ли ребёнок (особенно если он уже давно вышел из школьного возраста) безусловно повиноваться родителям?

Вопрос становится особенно острым, если обратиться к первоисточнику и почитать послание целиком: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).

Отвечают священники.

Разная мера свободы личности человека

Протоиерей Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии

Во-первых, надо понимать, что почитание, повиновение и послушание – это очень разные вещи. Принципиально разные.

Что такое подчинение? Это такие отношения между людьми, при которых один является начальником, а другой – подчиненным. По каким причинам – по старшинству, по силе, по положению, по званию, по традиции – это уже другой вопрос.

Повиновение детей родителям является естественным в отношении между детьми и родителями. Дети вынуждены подчиняться родителям по многим причинам. До какого возраста? До тех пор, пока не повзрослеют.

Нельзя сказать, что 18 лет – уникальная цифра, когда все дети перестают быть детьми. Если по своему положению в семейной иерархии для родителей ребенок остается ребенком на всю жизнь, то к определенному моменту времени он перестает быть таковым в психологическом смысле.

Взрослые дети родителям не подчиняются. Грань взрослости у разных народов разная. В Чечне четырнадцатилетний мальчик – уже взрослый мужчина, и мать обязана его слушаться. А в России только восемнадцатилетие дает право юноше объявить себя независимым от родителей.

Эта цифра зависит от этноса, от религии, от культуры. В Америке, например, полное совершеннолетие наступает только в двадцать один год. Это юридические и традиционные нормы. Поэтому, когда наступает «взрослость», решается не отдельным подростком и отдельным родителем, а традицией народа, где семья живет, ну и еще традициями самой семьи.

Теперь вопрос: а что является предметом освобождения из-под подчинения родителей? Прежде всего, это способность принимать самостоятельные решения – те самые, которые определяют жизнь взрослого человека: куда ходить и с кем, что есть, как лечиться, какую выбрать профессию, какого партнера по жизни… То есть желание и умение принять на себя ответственность за свою жизнь, свое здоровье, свои поступки. И вот с этого момента ни о каком подчинении ребенка родителям речь идти не может.

Теперь по поводу послушания. Послушание – это духовная добродетель. Ее у детей быть в принципе не может, потому что добродетели являются прерогативой взрослых, зрелых личностей. Ни ребенок, ни подросток не в состоянии воспитать в себе добродетель послушания, потому что они в принципе не знают, что это такое, ибо имеется в виду именно духовная добродетель а не общепринятое понятие и словечко.

Так вот взрослый человек может оказать послушание. Послушание родителям, начальнику… Это его внутренняя добрая воля, её можно воспитать. Но принудить к послушанию нельзя, потому что исходит это из сердца. Навязать снаружи можно только подчинение. При послушании я не только выполняю поручения своего начальника. При послушании я принимаю волю своего начальника – родителя, духовника, руководителя, как свою. И прежде всего внутренне соглашаюсь с тем, что начальник прав. При подчинении я могу выполнять волю своего начальника и при этом совершено спокойно думать, что он дурак, что он ошибается и что неправильно мною руководит. То есть в этом случае я освобожден от того, чтобы внутренне принять мнение начальника. При послушании все наоборот.

Что касается беспрекословного повиновения родителям, то если родитель переходит всяческие границы и злоупотребляет властью, то это уже семейная ошибка. Никогда не бывает ответственности одного. Когда родитель эксплуатирует свое право и свой вес (родитель всегда сильнее: социально, психологически, на его стороне авторитет), то это уже общесемейная проблема. И если он эксплуатирует это право – это значит, что у него что-то не в порядке, он психологически зависим от ребенка, если все время стремится подчинить ребенка своей воле. Это тревожный симптом.

Слепое беспрекословное подчинение ребенка взрослому ничего общего не имеет с послушанием. Когда первоклассник в течение 40 минут держит руки сложенными на парте и поднимает их, когда разрешит учитель – это еще туда-сюда, хотя он очень устает от этого. Но если так ведет себя 13-14-летний подросток и боится неловким движением вызвать гнев или раздражение учителя, то это сигнал бедствия. Есть разная мера свободы личности человека.

Вообще, каждый конкретный случай требует особого отношения. Если ребенок считает, что взрослый «перегибает в отношении него палку», нужно идти к духовнику, к психологу, к другу – к любому авторитетному человеку, которому ребенок верит и который может помочь ему решить его проблему.

Слушать Того, кому больше верим

Протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей матери, с. Душоново

На самом деле все достаточно просто… В послании к Ефесянам речь идет о справедливом повиновении в Господе , когда родители не противоречат тому, о чем говорит Бог. То, что противоречит воле Божьей, не подлежит исполнению.

Мы должны слушать того, кому больше верим, кому доверяем. Если кто-то начинает противоречить словам Иисуса Христа, это означает, что его мы его слушать не можем и не обязаны.

А что касается детей, то в связи с их возрастной психологией и развитием существует, конечно, какая-то граница, после которой человек способен сам принимать решения за свою жизнь. Но она не проводится в один день и час для всех. Пока ребенок маленький, слушаться родителей для него естественно, потому что родители природно, Богом задумано несут в себе полноту жизни, дают детям то лучшее, что имеют сами.

Другое дело, что ребенок, когда вырастает, начинает уже по-другому относиться к тому, чему его родители научили, и в этом смысле его никто не стесняет. Он не обязан слушаться родителей бесконечно.

Но важно при этом не забывать и другую заповедь – ветхозаветную: почитай отца и мать своих. И это почтение по-разному будет выражаться в разные периоды жизни. В детстве всё, что могут дети по отношению к родителям – подчиняться им беспрекословно. А в старшем возрасте это почтение может быть в том, что они не оставят их без куска хлеба, без попечения.

Эта заповедь с обетованием: за всё остальное, кроме благополучной жизни и царства небесного в будущем, ни о чем речь не идет. А тут прямо сказано: и дни будут исполнены всякого блага. Люди, которые с почтением относятся к родителям, хорошо живут, у них все складывается. А поскольку в массе своей люди перестали с почтением относиться к родителям, то в этом и есть один из ответов на вопрос «почему люди стали плохо жить».

Оценивать происходящее и рассуждать на тему повиновения или неповиновения человек начинает в достаточно позднем возрасте. Я думаю, что способность адекватно оценивать действительность к мужчинам и женщинам приходит в разное время. А до этого периода все мы, как апостол говорит, иносказательно, как через тусклое стекло, на ощупь, только по ориентирам идем, слышим знакомый голос, верим ему и следуем за ним.

Направление движения, а не конкретный рецепт

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, директор портала «Православие и мир»

Мой сын занимался конным спортом и через несколько лет стал заядлым спортсменом. К восьмому классу встал вопрос, что делать: по-прежнему тратить все усилия на увлечение или заняться науками, чтобы поступить в университет?

Для него это был очень трудный выбор. Очень! Конный спорт - это же благородный спорт. Прекрасный спорт! И от него надо отказаться… Это стоило сыну больших переживаний. Он говорил со мной, думал, ходил к духовнику и в конце концов пришел к осознанному решению и отказался от спорта. Но зато у него теперь несколько высших образований и он священник. А если ему представляется возможность на лошадке поскакать, он с удовольствием скачет.

Так вот это пример того, как ребенок соглашается с волей родителя и это становится для него благом.

Тот фрагмент из послания в Ефесянам, что вы цитируете, даёт нам направление движения, а не конкретный рецепт. В каждой конкретной ситуации, исходя из общих указаний, мы сами должны находить правильное решение. Апостол говорит о том, чтобы дети почитали родителей и о том, чтобы родители не раздражали своих чад. И ребенок, если он не согласен с волей родителя, со всем уважением и почтением всегда может спросить у него: мамочка или папочка, а почему я должен так делать, что-то до меня не доходит, объясните мне, пожалуйста.

Что касается родительской власти, то она гораздо больше, чем нам представляется. Только власть эта - не деспотизм и не самодурство.

Бывает и так, что родители «перегибают палку», когда стремятся во всем контролировать и руководить без меры взрослыми уже детьми, манипулировать ими. И чтобы не обидеть их, не огорчить, дети, которые сами уже давно стали папами или мамами, подчиняются воле этой. И правильно делают, потому что Господь воздаст им за это. Всякие революции, перевороты происходят тогда, когда люди начинают качать свои права, чтобы доказать, что они должны получить больше. Вот и наполучались. Хватит нам этих революций!

Послушание святоотеческое выше поста и молитвы. Апостол Павел так и говорит: покоряйтесь властям. Попробуй не покоряться! Получили одну революцию, другую. Неужели не достаточно? Совершенно справедливо изречение, что каждый народ достоин того правительства, которое имеет. Будем хорошие, будут правители хорошие, будем плохие - будет и правительство плохое… надо на себя смотреть. Об этом Евангелие и говорит, и учит этому.

Граница добра и зла проходит через сердце человека. Если каждый человек будет стремиться быть добрым не перед своими представлениями, а перед лицом Божьим, все будет хорошо. Не нужно забивать голову думами о том, справедливо поступил кто-то по отношению к тебе или нет. Нет справедливости. И тут уместно вспомнить еще одно парадоксальное изречение святоотеческое: не говори, что Бог справедлив, он несправедлив, но он милостив.

Если судить по справедливости, то от каждого из нас, за редким исключением, осталось бы мокрое место. А Господь всех нас терпит. И если есть святые, по-настоящему угодники Божьи, то всех остальных надо было бы уже просто прихлопнуть. Так вот и мы должны быть милостивыми и милосердными, а не правоведами какими-то: ты - мне, я - тебе, ты мне столько-то, я тебе - столько-то, в расчете - в расчете… Таких отношений быть не может.

Ни о какой справедливости речь идти не должна. Но в эпоху капитализации деньги решают все, и человек начинает считаться. А если мы начнем строить отношения на любви, как в хорошей гармоничной семье, где каждый старается друг другу помочь, быть полезным, доверяет, разбивает скорби, то все будет в порядке…

Подготовила Ольга Щербакова

Ст. 20-22 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» . Опять полагает – «Господу» , полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. «Ибо это» , – говорит, – «благоугодно Господу» . Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. . Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13) ; и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:9,10) ? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» . Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит: не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им. Потом переходит к третьему (предмету) власти: «Рабы» , – говорит, – . Здесь хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. «Рабы» , – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» .

И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «Господам вашим по плоти» . Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники» . Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только» , – говорит, – «служа им, как человекоугодники» , так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс. 52:6) . Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца» , – говорит, – «боясь Бога» , потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца» , но – «боясь Бога» . Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их?

Беседы на послание к Колоссянам.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

По-иному следует увещевать подчиненных, а по-иному - начальствующих. Пусть первых не сокрушает подчинение, а вторых пусть не возносит более высокое место. Пусть одни выполняют не меньше, чем имповелено, а другие повелевают исполнять не больше того, что справедливо. Те пусть смиренно подчиняются, а эти умеренно господствуют. Ведь первым было сказано то, что может быть понято и образно: Дети, будьте послушны родителям вашим в Господе, а вторым повелено: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших . Первые пусть учатся, каким образом бы пред очами скрытого судии устраивать свой внутренний (мир), а те - каким образом предоставить вовне пример доброй жизни для вверенных им (в управление).

Пастырское правило.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти, поскольку в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12) . Да внимают этой заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость (Еф 6:1) . Господь не сказал просто: Кто любит отца или мать, не достоин Меня , - чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно не понял в превратном смысле, но присовокупил - больше Меня (Мф 10:37) .

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 20-21 чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви. Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают

Детям - послушание родителям; родителям - нераздражение чад. Очевидно, что Апостол не все и здесь определяет, как и в предыдущем, а устраняет только то, чем наиболее расстраиваются добрые отношения родителей и детей. Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. На сих чувствах опираясь, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока те чувства в силе. Пока дети во всем послушны, родители мирны к ним и бывают покойны насчет них; но, коль скоро оказываться начнет непослушание, родительские очи уже нелюбовно смотрят на детей и сердце их немирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился. Равно, пока родители ведут детей в духе любви, дети почивают на их любви, и, что бы ни приказывали, что бы ни запрещали родители, все то принимается к исполнению с теплою готовностию, по уверенности, что распоряжения родителей делаются исключительно для их блага. Пока в силе эта уверенность,- ни укоры, ни меры исправления, ни другое что не колеблет теплой преданности родителям. Но коль скоро дети увидят, что родители приказывают и запрещают, только чтоб показать власть свою, то это тотчас поселяет в них неприятное чувство, огорчает, раздражает, хотя бы запрещенное или приказанное не нарушало прямо их собственного блага. Вследствие сего мирное, сердечное отношение к родителям у детей расстраивается, и между ними воздвигается средостение: детям становится тяжело жить под родителями, они унывают. Мира семейного и нет. - Апостол и предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям нераздражение чад.

К каждой из сих заповедей прилагает он и особые побуждения. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании поставляет побуждением то, что это благоугодно есть Господеви . Дети предполагаются состоящими в страхе Божием и ревнующими паче всего благоугождать Господу, как и подобает детям христианских родителей. Апостол уверен, что благоугождать Господу дороже для них всяких естественных побуждений. Повиновение, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Там - приди какое-либо противочувствие, тоже на естестве основанное (как, например, раздражение по чувству самосохранения и ревности о своем благобытии), и повиновение теряет уже основу. А здесь - что ни привзойди, повиновение никогда не потеряет своей основы; ибо основано на том, что выше естества. Святой Златоуст и говорит: «смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но, сверх того, и по воле Божией, да получим награду (от Бога)». Кто из благоугождения Господу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей в отношении к нему: ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется что неблагоугодное Господу. Блаженный Феофилакт и пишет: «обращая речь к детям благочестивых родителей (то есть верующих в Господа), Апостол сказал: во всем, так как отцам нечестивым (не верующим в Господа) не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие».

Обращаясь к родителям, Апостол «не сказал: любите детей; ибо это было бы излишнее слово; к этому влечет сама природа» (святой Златоуст). Слово Божие так высоко ставит любовь родительскую, что везде ею объясняет любовь к нам Божию. «Нигде не предлагает оно (в пояснение сего) примера (любви) мужа и жены, но что? Послушай, что говорит Пророк: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102, 13). Посмотри опять, что говорит и Христос Господь: кто есть от вас человек, его-же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9- )» (святой Златоуст). Почему, когда повелевает не раздражайте ,- не предполагает отсутствия любви, а устраняет неблагоразумное действование в отношении к детям, при любви и даже по самой любви. Он говорит как бы образом ваших действий на детей опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас. Или: образом ваших действий не поставляйте детей в состояние вступать с вами в спор, пререкание и даже неповиновение. «Не делайте их пререкателями. Есть случаи, в которых вы должны уступать им» (святой Златоуст) «Не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтоб не сделать их противоречивыми» (блаженный Феофилакт). И не это только, но, «что прилично, делать и в их угождение» (блаженный Феодорит). Не поблажку советует, а благоразумное снисхождение, умеряющее, однако ж, необходимую строгость, а не устраняющее.

Чтоб расположить родителей к таком образу действования, Апостол ставит побуждением к нему: да не унывают, ινα μη αθυμωσιν ,- чтоб дети не падали духом, не ходили повеся голову. «Что особенно чувствительно для отцов, то и полагает. Этим возбуждает он родительское чувство и смягчает сердце их» (святой Златоуст) «Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей и как влечет утробы их! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб дети не унывали» (блаженный Феофилакт). Детей оградил от непослушания страхом Божиим и их ревностию о благоугождении Господу; а «родителям преподает повеление дружелюбно сам, не приводя им на память Бога» (святой Златоуст). Почему бы так? Потому что и видя, что раздражают чад, они могут думать, что не идут против воли Божией. Но, видя, что дети унывают и ходят повеся голову, не могут не подвигнуться родительским сердцем построже вникнуть в дело и, рассмотрев свой образ действования, так его потом наладить, чтоб дети перестали унывать.

Блаж. Феофилакт Болгарский

дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу

Опять говорит: Господу (Κυρίω). Апостол желает, чтобы мы делали это не по одной природе, но и потому, что так угодно Богу, чтобы награду мы получили как делающие для Бога. Обращая речь к детям благочестивых родителей, сказал: во всем , так как отцам нечестивым не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они насильно начнут влечь в свое нечестие.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Насколько важно родительское благословение для православного христианина? Как оно влияет на детей и всегда ли нужно прислушиваться к советам родителей? В преддверии православного весеннего праздника Красная Горка о родительском благословении говорят священнослужители Русской Православной Церкви - протоиерей Александр Ильяшенко , священники Филипп Ильяшенко и Димитрий Фетисов , - а также матушка Елена Фетисова .

«Родительское благословение исключительно важно перед Господом»

, настоятель храма Всемилостивого Спаса (Московская епархия), член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»:

Пятая заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою» говорит о важности положительного, благоговейного отношения к родителям, а также о послушании им. А «злословящий отца или мать смертью да умрет». Хорошая заповедь, которая, к сожалению, сегодня широко и грубо нарушается.

Родительское благословение оберегает детей от бед и искушений

В той России, которая была христианским православным государством, законодательно подчеркивалась важность и неотъемлемость родительской власти. Сам Господь дает родителям власть над своими детьми, но надо иметь в виду, что в Церкви власть понимается не как власть произвола, а как власть любви. Очевидно, что речь идет о том, что родители любят своих детей, относятся к ним с любовью и, если нужно, ограждают своих чад от ошибок, направляют их жизнь в богоугодное русло. Родительское благословение исключительно важно перед Господом. Дети, которые этого не понимают и какие-то дела совершают без родительского благословения, причиняют себе многие страдания и переживания. оберегает детей от бед и искушений.

Есть правило святителя Василия Великого, в котором говорится: если кто женится или выйдет замуж без родительского благословения, отлучается от Церкви на год. Сейчас часто с родительским мнением не считаются и женятся, не получив согласия родителей, забывая, что молитвы родителей укрепляют основания домов, являются фундаментом семейного счастья. Вот и оказывается, что вновь построенные здания семейной жизни основаны на песке и легко разрушаются. Как сегодня говорят работники ЗАГСов, доля разводов достигла 100%, то есть сколько женятся, столько и разводятся. Очевидно, что такой высокий уровень разводов свидетельствует о ненормальном отношении к своим родителям и к браку у молодых. Это беда и трагедия всего нашего народа.

«Послушание родителям - это исполнение заповеди Божией»

, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук:

Есть заповеди, которые что-то устанавливают, что-то запрещают делать, а есть заповедь, содержащая некое обещание. Это заповедь о почитании родителей. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». То есть уже в основе Божиего закона лежит . Что такое почитание родителей? Прежде всего, это послушание, любовь и забота о них. Очевидно, что благословение родителей имеет огромное и сакральное значение, потому что отношению родителей и детей уподобляются отношения Бога и Церкви, Бога и народа Божиего.

Родительское благословение имеет огромное значение и огромную силу. Практический опыт показывает, что непослушание родителям приводит ко многим бедам. Поэтому можно сделать вывод о том, что послушание родителям - это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу, а тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив.

Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно

Отказ от авторитета родителей отражает нынешнее состояние детско-родительских отношений к институту семьи как к традиции в целом. Сегодня молодежь призывается к отказу от всех авторитетов, а распущенность провозглашается нормой жизни. В силу этого эгоистичного подхода можно предполагать, что брак, являющийся отражением любви между людьми, находится под угрозой. Мы не можем утверждать, что, если не послушаться родителей и сделать так, как нам нравится, брак развалится. Наверное, нет, но скорби бывают не только в том, что брак развалился. Иногда лучше, чтобы этого брака вообще не было, потому что в нем нет счастья и он продолжается как страшный сон, кошмар, из которого никак не выбраться. Так что родительское благословение очень важно, в частности для молодых. Господь дает родителям власть любви, и против этой любви идти не нужно.

«Очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

Важность родительского благословения обусловлена двумя главнейшими законами духовной жизни. Во-первых, власть родителей сакральна, а во-вторых, слово реальным образом изменяет материальный мир. Поэтому очень важно благословлять своих детей с самого раннего детства, ведь как лодку назовешь - так она и поплывет. Обращение к ребенку типа «бестолочь», «поросенок» и т.п. сродни проклятью. А обращение «ангел мой», «мой хороший» (и прочие подобные), словно доброе зерно, однажды прорастет, принеся малый, средний или большой плод.

Злое слово, косой взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего чада, способны принести духовный вред будущей семье

Благословляя своих брачующихся детей, родители также не должны забывать эту истину. Отнеситесь со всей любовью к избраннику или избраннице дочери (сына) как к родному. Постарайтесь полюбить его так же, как и собственное чадо, - со всеми недостатками. Злое, презрительное или подозрительное слово, даже только взгляд, брошенный в сторону избранника (избранницы) вашего отпрыска, способны принести духовный вред или как минимум трудности новобрачным.

Же, искреннее благорасположение к пока что незнакомому человеку, который должен стать частью вашей семьи, может сотворить чудо. И ваш будущий зять (будущая невестка), даже не соответствуя вашим вполне субъективным представлениям об идеале, постарается и вас в ответ одарить любовью. Особенно в таких ситуациях важны первые мгновения знакомства, остающиеся в памяти на всю последующую жизнь.

«Прислушиваться к мнению родителей все-таки стоит»

, колумнист портала « », многодетная мать:

Конечно, все слышали, что «благословением родителей созидаются домы», и это актуально не в определенную историческую эпоху, а всегда. Если речь о благословении на брак, то дети должны сознавать: когда родители испытывают к избраннику (избраннице) своего взрослого чада чувство брезгливого отвращения или пылающей ненависти, перспективы семейной жизни туманны, если только молодые не уедут жить в Магадан, в поселок без телефонной связи. Значит, даже чисто практическое чутье должно подсказать детям: родителей надо примирить со своим выбором, мягко, постепенно и последовательно убедить, выслушав и контраргументы.

Как поступить, если родители лишены навыка благословения?

Но есть такой сложный момент современности: иногда родители в принципе бывают лишены навыка благословения - благого, благодушного, благодатного приятия чужого выбора, мнения, воли. Пока лишены. Сколько я слышала историй о том, как молодые верующие семьи боялись сообщать родителям об очередной беременности - потому что начиналось ТАКОЕ! Вплоть до обещаний типа «прокляну и лишу наследства, если не сделаешь». Подобная реакция может возникнуть и в отношении верующего жениха со стороны родителей невесты, ярых атеистов. Тут, видимо, надо смиренно сознавать, что на данном историческом этапе благословение родителей может быть заменено благословением духовника.

Хотя, конечно, идеальный вариант - это когда удается еще до сватовства наладить с родителями взаимопонимание, добиться должного уровня открытости, взаимного приятия и уважения - в конце концов, этот опыт и в браке пригодится. Например, родители могут быть неверующими, но если церковность их дитяти спокойная, без «заскоков», то они вполне могут проникнуться уважением к религиозной мотивации своего ребенка.

А бывает, что родители противятся браку не потому, что они «нехристи» и «ничего не понимают», - а потому, что любовь и жизненный опыт позволяют им разглядеть такие черты кандидата в женихи/невесты, которые несовместимы с крепкой семейной жизнью. Потому-то прислушиваться к их мнению все-таки стоит.

Хотя, например, мои родители узнали о предстоящей свадьбе почти что в последних рядах - но это потому, что у нас с мамой был общий духовник, и мы с духовником понимали, что принципиальных возражений не встретим, а волновать старших до времени не хотелось… Не хотелось пышных сборов, поиска денег и свадьбы «с треском».

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.