Правовое воспитание способы. Правовое воспитание в россии

Государство и общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое просвещение и правовое воспитание.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм Юридическая энциклопедия/ Тихомирова Л В., Тихомиров М.Ю. Издание 5-е, дополненное и переработанное/под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.:2005. - С.670-671.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно является многоцелевой деятельностью, которая предполагает наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Эти цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

  • · субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);
  • · объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
  • · содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  • · методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • · формы воспитания:
    • 1. правовое обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
    • 2. правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей и требований среди населения посредством телевидения, радио, иных средств массовой информации;
    • 3. юридическая практика способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.;
    • 4. самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.

Необходимо отметить, что очень органично между собой связаны правовое воспитание и правовое обучение. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Очень важно сформировать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Особенно это важно для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и что сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях.

Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись. Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности - меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению юристов-профессионалов.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Непосредственная цель правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях. Правовая активность предполагает определенную степень интенсивности деятельности в социально-правовой сфере, более высокую, чем просто соблюдение и исполнение правовых обязанностей, превосходящую обычные требования к должностному поведению.

Общество, разумеется, вполне устроило бы и просто правомерное поведение граждан, причем чем большего количества, тем лучше. Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике. Содержание искомого уровня правосознания предполагает приобретение субъектами правового воспитания и обучения должного уровня правовой подготовки, системы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Соответственно правовое воспитание и правовое обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда возникает необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, в выработке чувства глубокого уважения к праву. Все полученные знания должны стать личными убеждениями, должны перерасти в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность

Самовоспитание.

Самовоспитание - это наиболее эффективное средство для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.

Следует отметить, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции. Конкретные, предметные рекомендации по формированию и корректированию интеллектуально-эмоционально-волевых свойств личности, определяющих содержание ее правовой психологии, непосредственно даются психологической наукой. Здесь же следует заметить, что, занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение и поощрение, а также угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренное законодательством. Ничего иного, к сожалению, в части методов человечество не придумало. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов.

Для воспитания правосознания юристов-профессионалов особенно эффективны практические упражнения (индивидуальные и групповые), игры и учения, решения конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний. Их надо учить не только и не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям на основе законодательства в типовых и типичных ситуациях.

Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. В настоящее время правовое воспитание является общегосударственной задачей, т.к. качество и показатели правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, развитие и построение в России правового государства.

Формирование правосознания личности предполагает создание таких условий, при которых у граждан складывается положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного, культурного и законопослушного общества.

Существует два подхода к пониманию понятия правового воспитания - широкий и узкий. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей его обстановкой в целом, поведением людей и всей юридической практикой должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Под правовым воспитанием в узком смысле понимается целенаправленная деятельность, направленная на повышение правовой культуры человека, группы людей и всего общества.

А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. 160 с.

7 Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

Под правовым воспитание в "Теории государства и права" под редакцией В.Д. Перевалова понимается «целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» 7 .

Существует множество определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, принципов, норм, которые представляют ценности национальной и мировой правовой культуры. На основе вышесказанного получаем, что правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к коррупции, произволу и т.д.

Правовое воспитание тесно связано, и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи правового теоретического материала объекту воспитания.

Главной целью правового обучения является формирование правовой культуры и теоретической основы правового сознания, развитии правовых чувств, интересов, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве.

С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу наиважнейших дисциплин, которая обеспечивает социализацию учащихся, формирует основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Тем не менее правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием положений основных действующих законов, прав и свобод человека и гражданина. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, традициями и правовым опытом тех стран, где существует высокий уровень правовой культуры.

Таким образом, правовое воспитание есть управляемый, планомерный, систематический, организованный и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан нашей страны всего многообразия правовоспитательных форм, методов и средств, которые имеются в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и прочных правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек, потребностей правомерного поведения. Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Рассмотрим систему правового воспитания. Система правового воспитания - это совокупность основных элементов правовоспитательного процесса обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

  • 1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;
  • 2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;
  • 3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной или в качестве одной из многих (адвокатура, прокуратура, МВД, органы юстиции и др.).

Объект правового воспитания в ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

  • а) объективный фактор - позитивные внешние условия способствующие правовоспитательной деятельности (защита прав личности, демократизация общества, успехи юридической практики, правотворческой деятельности и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (неотработанность способов и средств правового воспитания, несовершенство законодательства и др.);
  • б) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (установка на правомерное поведение, её правовая воспитанность) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых принципов и правовых идей в правосознании воспитуемых

Рассматривая задачи правового воспитания, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитание остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.

С понятием правового воспитания тесно связано правосознание. В его структуре принято выделять две взаимосвязанные части: правовую идеологию и правовую психологию Правовая идеология - это совокупность правовых идей, взглядов, теорий, концепций, принципов права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, предъявляемых к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, который выражается в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Правовая психология - это нерациональная часть правосознания, которая складывается из правовых чувств, эмоций, установок и стереотипов. Правовая психология формируется в результате ежедневной практики. Для неё свойственны стихийность, а также связь с личными ценностями и интересами. Обе части правосознания взаимодополняют друг друга и призваны решать общую задачу - перенесение юридически значимой информации во внутренний мир человека.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в отдельно взятом временном отрезке, дальнейшее его получение становится непростым процессом, который обусловлен возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Например. Если человек до 30-ти лет не получил соответствующего воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформированные мнения и убеждения трудно изменить.

Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, которые касаются их социального статуса, их трудовой деятельности. После 30 лет все заметно труднее - укрепляются обыденные, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разносторонней жизни.

Знание права поможет избежать «ошибок молодости», восстановить справедливость в отношениях с государственными органами, уберечь имущество. Только представьте, сколько правонарушений мы совершаем каждодневно, совершенно не замечая этого. Взять, к примеру, того же тридцатилетнего слабовоспитанного человека, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (обманул кого-то, оскорбил кого-то, вынес с работы что-то).

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права , нормативные акты , правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания .

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль , религия, искусство, наука, философия, - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики , политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому правосознание - весьма независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология - своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона , чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов , нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов - все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.

Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания Отнюдь нет. Правовая психология - наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

Именно в среде психологических реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности - гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология - наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений - как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).

Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного - целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология - принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права .

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии - не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий , общественных движений, государства, межгосударственных объединений.

Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии - консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.

Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства , которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека , гуманном и справедливом правопорядке . В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной - коммунистической - идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.

Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты - какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями эко-номческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои

населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США , Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.

Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры , который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

В конечном счете национальная правовая доктрина - показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.

Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая в XX в. многие процессы не только в России, но и в мире. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования,

Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.

1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы - другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн , революций, контрреволюций, расколов и реформации и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.

2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.

3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Индивидуальность возможна только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.

4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случае угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической пауки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, - познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни - социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка - это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности , должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению . В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка - готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.

Обыденное правосознание - массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание - понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.).

Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа *.

Научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской системе - как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия МВД РФ и другие вузы).

Взаимосвязь права и правосознания

Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль - как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц - всей духовной культуры общества.

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон », комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес массовой правовоспитательной работы, в том числе по месту жительства граждан. Эта работа ведется, по сути дела, лишь в связи с периодическими избирательными или иными конституционно необходимыми мероприятиями. Между тем практикой выработаны и успешно использовались такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы и т.д.

Серьезным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали , кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.

Новый этап развития отечественной государственности, изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

В условиях беспрецедентного роста преступности , снижения социальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами.

Здесь никогда не утратит своего значения живое слово, газетная, журнальная статья, кинофильмы, театральные постановки, наглядные формы, направленные на воспитание чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснение новых экономических возможностей граждан, новых юридических видов социализации человека в рыночной экономике .

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка . К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение - центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды - воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, церковь, литература, искусство, юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Воспитание – это передача жизненного опыта и накопленных знаний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Целью воспитательного процесса является становление и развитие личности в обществе. Государство обеспечивает управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, которые ставит перед ним общество.

Существуют различные формы (виды) воспитания личности: семейное, школьное, патриотическое, нравственное, культурное, политическое, правовое, трудовое и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного воздействия на сознание и поведение людей.

Правовое воспитание есть составная часть общегражданского воспитания, важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. В условиях построения правового государства ощущается острая потребность в правовых знаниях.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле . В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда человек воспитывается окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, в том числе и должностных лиц, у которых нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательный эффект. При этом воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на рационально-познавательную, с целью информационно-ознакоми-тельного воздействия на человека.

Основной задачей правового воспитания является формирование и совершенствование в избранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Исходя из основной задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании людей такой совокупности, которая включала бы:

1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное, не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе способен направлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Основные функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;

2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.

Механизм правового воспитания – это механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты , объекты , совокупность правовоспитательных мероприятий , осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

1. Субъектами правового воспитания являются:

Органы и учреждения государства, должностные лица, для которых реализация воспитательной функции права является, как правило, одним из направлений деятельности;

Государственные и негосударственные образовательные учреждения юридического профиля;

Общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Примером могут служить общественные организации юристов, правозащитные организации и фонды.

Органы внутренних дел, относясь к первой из выделенных групп, имеют широкое поле взаимодействия с обществом. На них возложены задачи по противодействию преступным проявлениям, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан. В качестве непосредственного субъекта реализации воспитательной функции права следует рассматривать низовое структурное подразделение МВД – территориальный или транспортный орган.

2. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты . Объектами правового воспитания выступают отдельные граждане, различные категории населения, в отношении которых осуществляется правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательного воздействия являются сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания – мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, правомерное поведение.

3. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержание – правовоспитательное воздействие субъектов на объекты; цель – воспитание граждан в духе уважения, соблюдения и исполнения законов, содействие формированию у них правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.

Формы правового воспитания – это:

1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.

2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.

3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.

4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).

5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.

6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).

7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.

8. Влияние произведений литературы и искусства : романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.

9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.

Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся правовоспитательные формы: профессиональное юридическое образование, правовое воспитание населения (кинолектории правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, правовое воспитание правонарушителей (деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и исполнения наказания и т. д.).

Формы правового воспитания можно подразделить на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых.

При опосредованном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы. Опосредованное воздействие производится в основном с помощью СМИ. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет место и передача правовой информации для определенной категории населения: для рабочих и служащих (например, по вопросам трудового права), для молодежи.

Непосредственное воздействие на воспитуемых наиболее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах. Такому воздействию свойственны, как правило, непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, прямая и обратная связь между ними.

Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в стране значительно выросла.

Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего привитие специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.

Главным фактором в правовом воспитании выступает существующая в государстве система юридического образования (начального, среднего, высшего), обеспечивающая приобретение необходимых знаний о феномене права как социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности, способствующая развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.

Ни в правотворческой, ни в правоприменительной деятельности правовая безграмотность, какие-либо ошибки, негативно сказывающиеся на человеческой судьбе, недопустимы. Неквалифицированное, неправильное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов порождает неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти.

Путем формирования правовой культуры является правовое воспитание. В настоящее время в юридической литературе существуют различные определения правового воспитания.

В.К. Бабаев: "Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения".



А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: "правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности". "Отсюда, - продолжает автор, - необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон".

Л.П. Рассказов : "Правовое воспитание - целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входит формирование:

а) знаний о праве;

б) внутреннего уважения к праву;

в) умения применять правовое знание на практике;

г) привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями". Далее Л.П. Рассказов раскрывает сущность правового воспитания, которое представляет: "...систему элементов, образующих правовоспитательный процесс. Эта система включает в себя субъекты (воспитателей), объекты (воспитываемых), правовоспитательные мероприятия (формы, методы, средства)"

Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.;

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Поскольку не все члены общества приобретают специальное юридическое образование, важное значение для формирования правовой культуры имеет пропаганда правовых знаний, навыков, правовой идеологии, т.е. их распространение и компетентное разъяснение, среди различных слоев населения по месту их жительства, учебы, работы с учетом национального фактора, что особенно актуально в многонациональных государственных образованиях. Осуществляется это работниками юстиции, юристами (учеными и практиками) как в прямой устной форме (например, в форме бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов и т.п.), так и посредством использования широкой сети средств массовой информации - радио, телевидения, печати, Интернета.

Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты. Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Ценностную значимость имеет взаимосвязь правовой культуры с нравственной культурой, генетическая и функциональная специфика которой обусловлена закономерностями общественного бытия и имеет диалектический характер. И та и другая содержат определенный регулятивный потенциал, отражающий человеческие потребности, интересы, но сферы непосредственного действия этих культур не идентичны. Они не имитируют друг друга, ни одна из них не подчинена другой, и вместе с тем они не противостоят друг другу, имманентно взаимосвязаны. Повышение правовой культуры невозможно без повышения нравственной культуры, и наоборот.

Правовые идеалы выработаны нравственными идеалами человека, поэтому всякий правовой идеал имеет определенное нравственное значение. Чувство справедливости - главное соединительное звено нравственности и права. Справедливость - руководящее начало правового бытия правовой жизни. Феномен нравственности породил феномен права. Однако реальное осуществление нравственных идеалов, их претворение в жизнь невозможно (во всяком случае не всегда) без права, которое создает для этого соответствующие нормативные условия правовой значимости. Нравственность формулирует, нормативно цементирует жизненные цели, право своими средствами, включая при необходимости принудительные (порой весьма жесткие) средства (против антинравственного), актуализирует, реализует эти цели. Таким образом, не только нравственность как таковая способствует развитию и совершенствованию права, но и само право, его нормы имеют непреходящее значение для развития и совершенствования человеческой нравственности.

28 апреля 2011 г. Президентом РФ были утверждены "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". Основы являются в определенной степени программным документом, основные положения которого носят ярко выраженный декларативный характер, однако его значение в настоящее время особенно велико, поскольку с утверждением Основ на высшем уровне (не с политической трибуны, а в официальном документе) был признан сам факт существования правового нигилизма, препятствующего развитию России как современного цивилизованного государства и, что наиболее важно, в качестве одной из целей государственной политики отмечена необходимость "скорейшего и безболезненного" преодоления правового нигилизма.