Полноценное развитие ребенка. Раннее развитие детей от рождения до трех лет

Родив ребенка, мужчина и женщина становятся самыми счастливыми на свете! Безусловно, все родители хотят, чтобы их ребенок развивался полноценно, правильно. Ведь мало ребенка зачать, выносить, родить, его надо еще воспитать, "поставить на ноги", привить ему качества, которыми обладает личность. Все это ложится на плечи родителей. Многие предпочитают заниматься развитием своего чада самостоятельно. Это удобно, когда мамочка сидит дома, не работает. Тогда она может самостоятельно заниматься воспитанием и обучением своего дитя. Ну, а если оба родителя работают, то, как вариант, можно отдать своего сына или дочку в детский центр развития .

С самого раннего возраста, с рождения ребенком надо заниматься. Ежедневно с ним разговаривать, читать сказки, петь колыбельные. Когда ребенок немного повзрослеет, он начинает все больше стремиться к познанию окружающего мира. Конечно, в этом ему помогают родители. Он привыкает ко всему новому, с помощью мамы и папы учится существовать в социуме.

Начиная с трех четырех лет родители отдают своих детей в разные секции и кружки. Это очень важно для хорошей физической подготовки и моральной устойчивости малыша. Развивающие центры, всевозможные объединения, групповые занятия — все это важно для формирования личности. Дети быстро учатся всему, но без помощи им не обойтись. В обязанности родителей входит не только кормить, обувать, одевать ребенка, но и обучать свое чадо, делать с ним домашние задания, которые в развивающих центрах и кружках задают, водить его по секциям и так далее.

Сейчас большой популярностью пользуются частные детские садики. Обычно они имеют при себе и детский центр развития. Это очень удобно, ведь экономит время и силы. Педагоги занимаются с детьми, как группово, так и индивидуально. Ведь дети все разные, информацию воспринимают тоже по-разному. Кто-то усваивает быстрей, а другому нужно несколько раз объяснить, подобрать определенную методику, иной подход. Педагоги в подобных центрах призваны заботиться и обучать детей дошкольного возраста, готовить их к будущей учебе.

Рожая ребенка, родители должны понимать, что они несут ответственность за этого человека всю оставшуюся жизнь. Детям требуется внимание, ласка и забота, уход. Важно, чтобы каждый взрослый это понимал, стремился проводить как можно больше времени со своей семьей. Вед работа — не все в жизни, дети — главное.


Компьютерные игры способны заинтересовать любого ребенка. Они развивают у детей такие способности как: Внимательность; Логическое мышление; Скорость реакции. Сайт http://multoigri.ru/ предлагает большой выбор разнообразных игр для девочек и мальчиков, которые добавят в жизнь новые положительные эмоции. Игрок сможет выбрать любимого персонажа мультфильма и пройти все приключения, которые встретятся на пути у героя. Развивающие компьютерные игры

Нет ничего приятнее, но и хлопотнее, в придачу, чем выдавшийся случай волнительного и воодушевлённого выбора декора не только для наших окон, но и для интерьера в целом. Хочется, чтобы и расцветка штор была удачной, и качество жалюзи достойным. Тогда остаётся дело за малым, ведь огромный выбор штор и жалюзи здесь. Причём превосходного качества и отменного…

В современном мире при создании интерьера в небольших помещениях используются разные способы сохранения свободного пространства. Все чаще речь идет о раздвижных механизмах перегородок. Такое решение помогает разделить комнату на несколько зон и отлично справиться с проблемой уюта одновременно. Существует масса разнообразных моделей такой продукции, поэтому представлен огромный выбор раздвижных перегородок и дверей на сайте —…

Любая девушка мечтает о замужестве и красивом подвенечном платье. Чтобы выглядеть, как принцесса мало приобрести платье, важно внимательно отнестись к его выбору и выбору остальных мелочей, которыми дополняют образ. Выбор платья — труд не легкий, здесь учитывается ряд особенностей, это финансовые возможности, особенности фигуры и внешности. Каждая невеста удивится огромному выбору свадебных платьев на сайте,…

Даже в самой маленькой ванной комнате можно сделать оригинальный дизайн, что уж говорить о полете фантазии для большого помещения. Обои поклеить или стены покрасить можно и самостоятельно, но что делать, если планируется капитальный ремонт ванной комнаты? Стоит его делать своими силами или лучше доверить профессионалам? Заказать дизайн Такую услугу предоставляют студии дизайна или архитектурные бюро….

Нервно-психическое развитие детей оценивается по принятым в нашей стране показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умения, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспитателей. Родители и воспитатели, наблюдая за поведением ребенка, оказывают важную помощь в выявлении его эмоционального состояния, характера и длительности засыпания и сна, аппетита, характера бодрствования, взаимоотношений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту (ниже или выше), то его проверяют по показателям предыдущего или более старшего возрастного периода.

На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ± 15 дней от должного срока. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т.е. раньше на 16 дней и более, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца - как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.

На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие - овладение умениями с опережением на один квартал и больше. Овладение умениями по одному или нескольким показателям на один квартал позже установленных сроков свидетельствует о замедлении темпов развития, на два квартала - отставание в развитии, на три квартала и больше - значительное, глубокое отставание.

На третьем году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах одного полугодия. Раннее развитие - овладение умениями с опережением на полугодие и больше, позднее развитие - овладение умениями после срока, принятого за норму; позже на полугодие - отставание в развитии, позже на год (два полугодия) и более - значительное, или глубокое, отставание. У детей дошкольного возраста допускаются колебания в пределах года.

Дети с отклонениями в нервно-психическом, развитии (отставание в развитии, значительное или глубокое отставание) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медикопедагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции развития. Начинают их с задач, направленных на устранение выявленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.

Развивающаяся нервная система ребенка функционирует очень интенсивно. В то же время способность ее находиться в деятельном состоянии весьма невысока. Кроме того, в связи со склонностью к иррадиации нервные процессы у детей осуществляются более энергозатратным способом, чем у взрослых. Следствием является быстрое утомление. Причинами его наступления часто бывают чрезмерно длительное бодрствование, недостаточный сон и наличие неблагоприятных физических факторов в среде, где живет ребенок (нарушение воздушного, температурного режима в помещении, плохое освещение, шум), а также непосильная умственная и физическая нагрузка.

Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводят к формированию хронической усталости, или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность клеток мозга после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит; утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии организма. Переутомление является состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно становится благоприятным фоном для развития болезненных отклонений и в физической, и в психической сфере. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей.

Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы - основного «энергоносителя» для нервных клеток).

Всего несколько десятилетий назад представления об оптимальных условиях для полноценного развития ребенка ограничивались его физиологическими потребностями. В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервно-психического развития, о становлении ребенка как личности.

Темпы интеллектуального развития дошкольников могут существенно отличаться в зависимости от физиологических особенностей детей. Ведь даже в одной и той же семье старший и младший ребенок вряд ли в одно и то же время будут демонстрировать одинаковые умения. Поэтому недопустимо сравнивать детей, корить их за недостаточные успехи. Умения ребенок может приобрести и позже, а вот неуверенность в себе может остаться у него навсегда.

Иногда родители рассматривают умения ребенка как показатель собственной успешности: "А мой уже читает", "А моя..." и т.п. За такими словами чаще всего стоит гордость родителей самими собой, причем не всегда осознанная. Не следует смотреть на ребенка через призму его интеллектуальных успехов. Напротив, нужно демонстрировать ему ценность его самого как уникальной личности, стремящейся к развитию.

Дошкольнику для полноценного развития нужны игрушки , причем, в отличие от более младших детей, для девочек и мальчиков теперь требуются разные игрушки: если мальчики продолжают предпочитать игры в кукол, а девочки в машины, стоит задуматься, почему это происходит.

Для девочек дошкольного возраста основными игрушками становятся куклы, происхождение которых относят к глубокой древности. Куклы использовали не только для детских забав. У многих народов кукла включена в свадебную обрядность как символ последующего удачного материнства. Например, на Руси, было принято украшать комнату нарядно убранной, с алой лентой в кудельной косе тряпичной куклой, а в приданое девушке полагалась корзина с куклами, как бы символизирующими членов семьи, и если молодуха играла в них, строгий свекор запрещал кому-либо мешать ей.

Аналогичный пример можно привести из жизни чукчей. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но чаще детей, особенно грудных. Сшиты они довольно похожими на реальных людей и наполнены опилками. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в углу у изголовья кровати, для того чтобы носкорей родить ребенка. Эту куклу нельзя дарить, так как вместе с ней будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им для игры свои куклы, причем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных шьют новые куклы.

Как игрушка кукла получила большее распространение практически во всех культурах мира. Внимательные родители не стремятся полностью закупить их в магазине, а изготовляют то, что им по силам совместно с детьми. Это способствует развитию мелкой моторики девочек, их воображению и мышлению.

Оля, 5 лет

Оля очень любит, когда папа вырезает ей бумажных кукол. Она их раскрашивает. Л потом он вырезает сцену с занавесом, и вместе они разыгрывают на ней спектакли.

Мальчики-дошкольники будут осваивать мир техники через машины, самолеты, железную дорогу, кораблики и другие транспортные средства. Им в какой-то степени проще, чем девочкам, проявлять свою активность, потому что многие подобные игрушки изготовлены в виде конструкторов и ребенок, прежде чем поиграть с такой игрушкой, вынужден ее собрать.

Конечно, военная тематика привлекает любых детей, даже самых миролюбивых. Солдатики, пираты, пушки, оружие – все это есть в арсенале у каждого мальчика. Чтобы содержание детских игр было более развивающим, можно читать детям книги о сопутствующих игрушкам реальных событиях. Например, мальчикам, увлекающимся кораблями, предлагать книги о русских адмиралах, боях и победах русского флота. Хотя возможен и обратный вариант: узнав что-то из книг, ребенок попросит у родителей соответствующую игрушку, чтобы получить возможность проиграть новую информацию и закрепить ее.

Святослав, 5 лет

Святослав очень любит мультфильм о капитане Врунгеле. Может быть, от этого у него пошел интерес к морю и кораблям. Теперь он с удовольствием слушает книги про адмирала Нахимова и крейсер "Варяг". Понятно, что играет он сейчас в острова, моря, путешествия и бои между кораблями.

Родителям необходимо следить за тем, не слишком ли много у мальчиков заводных игрушек или игрушек на батарейках. Они не всегда полезны: могут ломаться, несмотря на желание ребенка в них играть, а это не способствует формированию у мальчиков ощущения собственной силы и значимости.

В противовес механическим игрушкам стоит обратить внимание мальчиков на изготовление игрушек своими руками. Дети могут мастерить вместе со взрослыми кораблики, луки, стрелы. Это способствует развитию глазомера, пространственных навыков, так необходимых впоследствии при обучении письму.

Помимо игрушек, которые представляют разный интерес для девочек и мальчиков, есть много таких, которые интересны и тем, и другим. Это игрушки для конструирования, которые особенно полезны для развития мышления и восприятия ребенка. Сюда включаются разного рода мозаики и паззлы, кубики и конструкторы – лего, магнитные, брикни (из глиняных кирпичиков). Сегодня дети имеют большой выбор.

Казалось бы, летающие (воздушные змеи) и круговые игрушки (волчки, колесики, вертушки) напрямую на мышление не влияют, однако это не совсем так. Летающие игрушки имеют древнее происхождение. Они были распространены во многих культурах. Например, в Японии делали воздушных змеев из бумаги и блесток в виде огромных животных с длинным бумажным хвостом. Змеи могли скалить зубы и распускать свои хвосты. В России змеев делали из бумаги на основе тонких деревянных планок и иногда привязывали к ним трещотку. Сегодня немногие дети знают, что такое воздушный змей, потому что их родители никогда не ловили ветер, не держали в руках ниточку змея, парящего в небе; они не понимают, что такая игрушка может дать ребенку ощущение могущества, способствует формированию у него уверенности в себе.

Почти забыты сегодня и вращательные игрушки, к которым относят вертушки, обручи. Из них наиболее интернациональным является обруч, известный многим древним народам. Игры с обручем хорошо развивают моторику, воображение и пространственные навыки ребенка. Обруч катят как можно дальше, причем определенным образом в зависимости от правил. Если играют двое, то обручи гоняют наперегонки.

Впрямую к игрушкам не относятся материалы для детского творчества – пластилин, глина, краски, детский грим, цветная бумага. Но, обсуждая условия гармоничного развития дошкольника, нельзя не сказать о них. Правда, детское творчество возможно не только с материалами, купленными в магазине. Большой простор для него представляют природные материалы: желуди, шишки, кора деревьев и просто веточки.

Дошкольный возраст особенно важен для познавательного развития ребенка. В этот период сохраняют значимость свободные действия с предметами, но добавляются и новые – конструирование, лепка, рисование. Огромное влияние на познавательное развитие имеет игра, а не только организованное обучение. Существенный сдвиг получает речевое развитие ребенка, а также восприятие окружающего мира. Мышление сохраняет в целом образный характер. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление.

Режим-основа полноценного развития детей.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного его формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста. Этот процесс в разные возрастные периоды протекает с различной интенсивностью, морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Это и объясняет особую чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональный режим занимает одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно чередование различных видов деятельности и отдыха:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на свежем воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, привыкшие к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются хорошей дисциплиной, умеют трудиться, общительны, уравновешенны, активны, имеют хороший аппетит.
Режим, отвечающий биологическим и социальным потребностям ребенка, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность в сочетании с отдыхом не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности, высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания способствует хорошему аппетиту и усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка. Общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования увеличивается.
Важную рол играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.
В дошкольном учреждении двигательный режим складывается из утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных спортивный игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех упомянутых видов деятельности будет недостаточным. Важным является ее содержание, а также рациональная организация всей жизни детей, каждого из режимных процессов. Для того, чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечить их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание. Благоприятной моторной плотностью физкультурных занятий считают плотность 65-85%, а тренирующий и развивающий эффект достигается таким построением занятия и подбором упражнений, когда в конце его вводной части частота сердечных сокращений у детей увеличивается по отношению к исходному (до занятий) уровню примерно на 15-20%, в основной части занятий - на 50-60%, в подвижной игре - на 70-80%. Но и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные возможности отдельных детей, состояние их здоровья, уровень развития навыков. Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе могут быть воспитанники, перенесшие заболевания, а также отстающие в развитии. Воспитатель должен внимательно относиться к таким детям, согласовывать педагогические приемы и методы с врачом детского сада.
Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.
Наблюдения показали, что, если режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если отдельные режимные моменты, такие как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, то у воспитанников к концу дня возникают усталость, эмоциональный спад, что в итоге неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.
Утомление у детей проявляется неодинаково, чаще - это ослабленное внимание, повышение возбудимости, вялости, отрицательные реакции в поведении ребенка, нарушение сна и аппетита, так же снижается работоспособность, нет сосредоточенности и внимания, нет желания и интереса к занятиям.
Если не создать все необходимые условия деятельности, отдыха и объем нагрузок и превышать физиологические возможности, утомление переходит в хроническую форму и это крайне отрицательно сказывается на развитии здоровья ребенка, снижаются защитные функции организма.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно при обеспечении рационального питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, минеральные соли, витамины в соответствии с возросшими потребностями растущего организма.
Дети должны получать питание четыре раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. Завтрак составляет 25% от суточной энергетической ценности рациона, обед - 35%, полдник - 15-20%, ужин - 25%.
Во время еды важно создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать хорошее настроение детей, так как состояние нервной системы сказывается на аппетите. Не следует проявлять нетерпение и постоянно делать замечания, если они едят медленно: это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
Если ребенок отказывается от какой-либо пищи, следует постепенно приучать его е ней, давая небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят с удовольствием, и не принуждать его съедать всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если ребенок систематически съедает меньше нормы и у него плохо нарастает масса тела, его следует показать врачу. Возможно, ребенок нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
Часто дети не доедают свою порцию, так как устают действовать самостоятельно. Взрослый должен прийти им на помощь и покормить. Второе блюдо ребенку можно разрешить запивать компотом или киселем. Это необходимо прежде всего тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует: вода разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом, особенно с кашами, макаронами. Наевшись хлеба, дети не могут доесть порцию, содержащую полезные продукты.
Взрослый обращает особое внимание на гигиенические навыки приема пищи: учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами, в том числе ножом (резать мясо, огурцы, помидоры). Младшим детям пищу размельчают взрослые. Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть столовыми приборами, набивать полный рот и разговаривать при этом и т.п. воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших на стол ставят стакан с бумажными салфетками.
Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного выполнения всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Если в ДОУ педагог приучает детей к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, а дома за ребенка все делают родители, то у ребенка не вырабатывается устойчивая привычка, навыки и умения. Такие дети задерживают выполнение режима. Приученный ребенок все это будет выполнять с желанием и настроением, а это залог успеха. Постепенно у ребенка формируются полезные навыки и привычки к четкому распорядку дня.
Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят от постоянно контакта педагогов с медработниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть двусторонним: воспитателю необходимо знать результаты проводимых медицинских осмотров детей врачами, специалистами, иметь сведения о том, кому из воспитанников рекомендованы те или иные лечебные и профилактические мероприятия, щадящий режим, уменьшение на некоторый период объема нагрузок. С другой стороны, и воспитатель может первым заметить у ребенка начальные признаки заболевания, недомогание, капризы, плаксивость, отсутствие аппетита или другие виды расстройства, своевременно сообщить о них врачу или медсестре, а также родителям. Ежедневное общение воспитателя с детьми своей группы позволит ему заметить малейшие отклонения в состоянии ребенка. Нужно всегда быть внимательным к детям, знать, как они ведут себя тогда, когда здоровы. Все это необходимо знать для оказания ребенку своевременной помощи и предупреждения инфекционных заболеваний.
Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех режимных моментов, всех санитарно-гигиенических правил, содержание помещений. Воспитатель следит за тем, чтобы в них систематически и качественно осуществлялась влажная уборка, проветривание, а игрушки, книги, пособия содержались в порядке. Важно помнить, что свежий воздух и чистота в группе - залог эффективности всех оздоровительной работы. Если этого нет, то никакие специальные процедуры не будут оказывать благоприятного влияния на организм и их проведение окажется бесполезным.

Можно ли полноценно развить ребенка-дошкольника в домашних условиях? «Да!» - утверждают родители. «Да!» - подтверждают детские психологи. «Да!» - не сомневаются производители детских развивающих пособий.

«Не бывает неразвитых детей - бывают ленивые родители», - говорят они все.

При желании быть неленивым родителем и заниматься с ребенком различных игр и игрушек, развивающих пособий и книжек в достатке можно найти в любом книжном или другом специализированном магазине. Однако чтобы не выбрасывать деньги просто на красивые обложки, попробуем составить и систематизировать список того, что потребуется вам дома для занятий с ребенком, чтобы он чувствовал себя ничуть не хуже соседа, посещающего две развивающие школы и три кружка.

Система Монтессори против кубиков Зайцева: когда главный - ребенок

Не стоит путать систему Монтессори с бездействием: она требует немало сил, а не просто сидения мамы на диване, пока малышня ползает вокруг ее юбки. Система Монтессори во главу угла ставит личность и индивидуальные способности и возможности ребенка. Малыш занимается и развивается почти все время. Но дидактический материал, продолжительность занятий и их интенсивность определяет только он сам в соответствии со своим внутренним состоянием на данный промежуток времени.

Больше узнать о системе Монтессори заинтересованные в развитии своих чад родители смогут при помощи специальных пособий, а также воспользовавшись услугами специалистов, в этой системе работающих.

«Удивительное дело, - говорят они. - Сегодня многие дети рано учат алфавит и знают английские слова, но имеют проблемы с простейшими навыками самообслуживания: не могут вытереть себе попу или застегнуть пуговицы. А система Монтессори - это и воспитание, и приобретение многих навыков в том числе».

Пособия и игры: развиваемся по всем правилам

На самом деле, львиная доля успеха в плане развивающих занятий с ребенком в тех играх, в которые играет ваш малыш, и в тех книжках/пособиях, что лежат у него на столе. Лишь потом к ним присоединяются педагогические способности мамы или чуткость и терпеливость бабушки, способной в десятый раз вырезать из газеты букву «М», ожидая, пока ребенок ее запомнит, а не порвет или потеряет.

Настольные игры: для развития и удовольствия

Хорошо провести время в компании маленьких друзей или взрослых родственников, параллельно развиваясь, можно, используя простые настольные игры. Пожалуй, это наиболее мягкое с точки зрения нагрузки развивающее занятие, которым одинаково успешно могут заниматься трехлетки и взрослые дети, уже заканчивающие школу.

Единственное: важно подобрать правильные игры в соответствии с возрастом. И останется только пожинать плоды, глядя, как быстро ваше чадо начнет ориентироваться в многоходовых комбинациях, цифрах и логических действиях. К слову, детские психологи уже давно пришли к выводу, что дети, которые играли в настольные игры в дошкольном возрасте, гораздо легче адаптируются к школе, «быстрее соображают» и легче справляются с трудностями, встречающимися им на пути. А с 7-8 лет настольные игры и вовсе становятся главными играми ребенка дома, в ходе которых он, первоклассник или подросток, расслабляется, а также непринужденно общается с соперником - будь то сосед по парте или мама/ папа.

Канцтовары и прочее-прочее-прочее

Кроме перечисленных выше групп товаров, родителям для полноценных занятий с малышами понадобятся такие простые вещи, как карандаши, фломастеры, раскраски, тетрадки, книжки с наклейками и просто интересные и красочные книги, которые родители смогут читать своим чадам по вечерам.

Это стул - на нем сидят, это стол - за ним ед ят

Собираясь максимальное время уделить дома развитию своего ребенка, не забывайте и о таком естественном атрибуте, как детская мебель. Ее также необходимо подбирать и периодически обновлять в соответствии с ростом ребенка.

Улица. Там тоже развивают…

Говоря о развитии детей, нельзя забывать и о физическом развитии. Ребенок по определению не может долго сидеть за партой перед стопкой учебников и тетрадок и самозабвенно часами решать задачки. Более того, для полноценного умственного развития детям просто необходима полноценная физическая разрядка.

Где ее взять? Для жителей многоэтажек в мегаполисе выход кроется в прогулках на детских площадках и спортивных секциях, а те, кому посчастливилось жить в частном доме, или те, кто проводит часть года на даче вместе с детьми, вполне могут организовать у себя уголок физической активности в двух метрах от порога.

Театры, выставки, журналы

Домашнее развитие ребенка - это не только методики и пособия, но также творческое начало и воспитание искусством. С детьми можно и нужно ходить в театры и на выставки, посещать разные культурные мероприятия, проходящие в вашем городе. А еще - покупать детские журналы или подписываться на них. Вы удивитесь, сколько интересного и познавательного могут содержать в себе двадцать страниц журнала.

Просто игрушки

И еще один немаловажный момент. Занимаясь развитием ребенка, не руководствуйтесь исключительно родительскими амбициями и модой. Детство должно оставаться детством, а не сплошным образовательным процессом. И игрушки в нем должны быть не только развивающими, но и самыми обычными - милыми и добрыми.