Почитать родителей: Сиюминутное послушание, вечное почитание. Повиновение родителям? Мнения священников

Ст. 20-22 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» . Опять полагает – «Господу» , полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. «Ибо это» , – говорит, – «благоугодно Господу» . Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. . Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13) ; и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:9,10) ? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» . Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит: не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им. Потом переходит к третьему (предмету) власти: «Рабы» , – говорит, – . Здесь хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. «Рабы» , – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» .

И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «Господам вашим по плоти» . Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники» . Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только» , – говорит, – «служа им, как человекоугодники» , так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс. 52:6) . Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца» , – говорит, – «боясь Бога» , потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца» , но – «боясь Бога» . Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их?

Беседы на послание к Колоссянам.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

По-иному следует увещевать подчиненных, а по-иному - начальствующих. Пусть первых не сокрушает подчинение, а вторых пусть не возносит более высокое место. Пусть одни выполняют не меньше, чем имповелено, а другие повелевают исполнять не больше того, что справедливо. Те пусть смиренно подчиняются, а эти умеренно господствуют. Ведь первым было сказано то, что может быть понято и образно: Дети, будьте послушны родителям вашим в Господе, а вторым повелено: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших . Первые пусть учатся, каким образом бы пред очами скрытого судии устраивать свой внутренний (мир), а те - каким образом предоставить вовне пример доброй жизни для вверенных им (в управление).

Пастырское правило.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти, поскольку в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12) . Да внимают этой заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость (Еф 6:1) . Господь не сказал просто: Кто любит отца или мать, не достоин Меня , - чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно не понял в превратном смысле, но присовокупил - больше Меня (Мф 10:37) .

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 20-21 чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви. Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают

Детям - послушание родителям; родителям - нераздражение чад. Очевидно, что Апостол не все и здесь определяет, как и в предыдущем, а устраняет только то, чем наиболее расстраиваются добрые отношения родителей и детей. Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. На сих чувствах опираясь, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока те чувства в силе. Пока дети во всем послушны, родители мирны к ним и бывают покойны насчет них; но, коль скоро оказываться начнет непослушание, родительские очи уже нелюбовно смотрят на детей и сердце их немирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился. Равно, пока родители ведут детей в духе любви, дети почивают на их любви, и, что бы ни приказывали, что бы ни запрещали родители, все то принимается к исполнению с теплою готовностию, по уверенности, что распоряжения родителей делаются исключительно для их блага. Пока в силе эта уверенность,- ни укоры, ни меры исправления, ни другое что не колеблет теплой преданности родителям. Но коль скоро дети увидят, что родители приказывают и запрещают, только чтоб показать власть свою, то это тотчас поселяет в них неприятное чувство, огорчает, раздражает, хотя бы запрещенное или приказанное не нарушало прямо их собственного блага. Вследствие сего мирное, сердечное отношение к родителям у детей расстраивается, и между ними воздвигается средостение: детям становится тяжело жить под родителями, они унывают. Мира семейного и нет. - Апостол и предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям нераздражение чад.

К каждой из сих заповедей прилагает он и особые побуждения. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании поставляет побуждением то, что это благоугодно есть Господеви . Дети предполагаются состоящими в страхе Божием и ревнующими паче всего благоугождать Господу, как и подобает детям христианских родителей. Апостол уверен, что благоугождать Господу дороже для них всяких естественных побуждений. Повиновение, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Там - приди какое-либо противочувствие, тоже на естестве основанное (как, например, раздражение по чувству самосохранения и ревности о своем благобытии), и повиновение теряет уже основу. А здесь - что ни привзойди, повиновение никогда не потеряет своей основы; ибо основано на том, что выше естества. Святой Златоуст и говорит: «смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но, сверх того, и по воле Божией, да получим награду (от Бога)». Кто из благоугождения Господу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей в отношении к нему: ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется что неблагоугодное Господу. Блаженный Феофилакт и пишет: «обращая речь к детям благочестивых родителей (то есть верующих в Господа), Апостол сказал: во всем, так как отцам нечестивым (не верующим в Господа) не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие».

Обращаясь к родителям, Апостол «не сказал: любите детей; ибо это было бы излишнее слово; к этому влечет сама природа» (святой Златоуст). Слово Божие так высоко ставит любовь родительскую, что везде ею объясняет любовь к нам Божию. «Нигде не предлагает оно (в пояснение сего) примера (любви) мужа и жены, но что? Послушай, что говорит Пророк: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102, 13). Посмотри опять, что говорит и Христос Господь: кто есть от вас человек, его-же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9- )» (святой Златоуст). Почему, когда повелевает не раздражайте ,- не предполагает отсутствия любви, а устраняет неблагоразумное действование в отношении к детям, при любви и даже по самой любви. Он говорит как бы образом ваших действий на детей опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас. Или: образом ваших действий не поставляйте детей в состояние вступать с вами в спор, пререкание и даже неповиновение. «Не делайте их пререкателями. Есть случаи, в которых вы должны уступать им» (святой Златоуст) «Не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтоб не сделать их противоречивыми» (блаженный Феофилакт). И не это только, но, «что прилично, делать и в их угождение» (блаженный Феодорит). Не поблажку советует, а благоразумное снисхождение, умеряющее, однако ж, необходимую строгость, а не устраняющее.

Чтоб расположить родителей к таком образу действования, Апостол ставит побуждением к нему: да не унывают, ινα μη αθυμωσιν ,- чтоб дети не падали духом, не ходили повеся голову. «Что особенно чувствительно для отцов, то и полагает. Этим возбуждает он родительское чувство и смягчает сердце их» (святой Златоуст) «Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей и как влечет утробы их! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб дети не унывали» (блаженный Феофилакт). Детей оградил от непослушания страхом Божиим и их ревностию о благоугождении Господу; а «родителям преподает повеление дружелюбно сам, не приводя им на память Бога» (святой Златоуст). Почему бы так? Потому что и видя, что раздражают чад, они могут думать, что не идут против воли Божией. Но, видя, что дети унывают и ходят повеся голову, не могут не подвигнуться родительским сердцем построже вникнуть в дело и, рассмотрев свой образ действования, так его потом наладить, чтоб дети перестали унывать.

Блаж. Феофилакт Болгарский

дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу

Опять говорит: Господу (Κυρίω). Апостол желает, чтобы мы делали это не по одной природе, но и потому, что так угодно Богу, чтобы награду мы получили как делающие для Бога. Обращая речь к детям благочестивых родителей, сказал: во всем , так как отцам нечестивым не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они насильно начнут влечь в свое нечестие.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

В настоящее время сльшится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Прекрасный пример исполнения этой заповеди представляет Сам Господь наш Исус Христос. И сниде с нима, и прииде в Назарет; и бе повинуяся има (то есть старцу Иосифу и Преблагословенной Своей Матери), - кратко замечается в Евангелии (Лк. 2, 51). Воплотившийся Сын Божий повинуется престарелому плотнику Иосифу и юной Матери Марии. Он помогает отцу и Матери в хозяйстве и участвует в их работах. Совершеннейший во всем, Исус Христос высоко ставил отца и Мать и вел Себя как самый почтительный Сын: не гнушался Он их бедною обстановкою, не пренебрегал скромным званием древодела.

Святые Божии, шедшие по стопам Владыки своего, также являли пример послушания родителям. Таков например, преподобный Лука Елладский, память коего празднуется 7 февраля. Преподобный Лука с самых ранних лет стал проявлять дух благочестия: он любил молчание, скромность, честность и особенно воздержание в пище. Будучи послушен родителям, он беспрекословно исполнял приказания их; пас овец, обрабатывал землю и нес другие обязанности по хозяйству. При этом он отличался еще сострадательностью к бедным. Когда он, отправляясь на работу, встречал нищих, то отдавал им последний хлеб, а сам оставался голодным. Однажды шел он в поле сеять пшеницу, но на дороге попались ему бедные, которые просили помощи, и он отдал им большую половину семян, а сам посеял гораздо меньшую. Но Господь наградил его за это: урожай был необыкновенный. По смерти отца Лука тайно ушел из дома матери и в одном из монастырей горы Афон был пострижен в монахи. Между тем мать его сильно скорбела о потере своего единственного сына и умоляла Господа возвратить его. Господь услышал ее молитву. В одну ночь настоятель монастыря, где подвизался преподобный Лука, увидел следующий сон: предстала пред ним какая-то женщина и с горьким упреком требует от него возвратить единственного сына ее. Настоятель сразу догадался, что это Лука, потому что он скрыл свое происхождение. Не хотелось Луке оставлять монастырской жизни, но, по наставлению игумена, он принужден был оставить монастырь и возвратиться к матери, потому что послушание родителям считал выше поста и молитвы. Проживши в доме родительском четыре месяца, он, с благословения матери, отправился на дальнейшие иноческие подвиги. Поселившись в одной приморской горе, святой Лука устроил в ней небольшую келью, где и стал подвизаться. Днем святой Лука трудился в своем садике, который находился близ его кельи, а плоды из сада раздавал бедным людям. Ночь же проводил на молитве. Один человек из любопытства подсмотрел в скважину двери и увидел преподобного стоящим на коленях и ударяющимся головою о землю, с произнесением при каждом ударе молитвы: "Господи, помилуй!" Воздержание преподобного было также замечательно: он питался ячменным хлебом и пил немного воды. Сна он почти не знал, а когда нужно было ему уснуть, он ложился в приготовленную им могилу близ кельи. За свою строго подвижническую жизнь Лука получил от Бога дар прозорливости и исцеления. Скончался он в 946 году.

Жизнь святого Луки поучительна во всех отношениях, но мы обратим внимание только на одну черту его - на послушание матери Решился он на доброе дело, на угождение Богу, но только не спросясь матери. Последняя отыскала его, и преподобный Лука не ослушался матери, а вернулся домой. Таково ли послушание у наших детей?! Горько даже говорить об этом... Лишь только человек пришел в возраст и получил некоторое образование, как начинает грубить родителям, говоря, что они необразованны. А когда поживут в столицах и других городах, то еще больше зазнаются: и хата тесна, и кушанье бедно и невкусно. Вздумает отец какое слово сказать, сейчас начнутся рассуждения: "Ты ничего не понимаешь, ты человек необразованный, ты ничего не видал" и тому подобное. Захотел отец наказать непокорных детей - последние начнут восставать против этого, говоря, что это теперь не принято. А если родители, несмотря на их возражения, примут крутые меры, то дети оставляют родительский дом и уж больше в него не возвращаются... Но бывает ли толк от самовольного удаления из родительного дома? Едва ли. Детям непочтительным и грубым не бывает счастья как в сей жизни, так и в будущей. Проклят Господом раздражаяй матерь свою (Сир. 3,16). Иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет; иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет (Ис. 21,15-16). Убойтесь, дети, этого страшного гнева Божия и во всем слушайтесь родителей. Будьте для них утешением в жизни, опорой в старости и молитвенниками по смерти их. Наградою за подобное почитание родителей будет долгоденствие и благополучие в жизни.

("Воскресный листок" №671)

Родительский пример - лучшее средство при воспитании родителей

Сколько дум и забот посвящают родители воспитанию своих детей, и кто из них не желает от всей души видеть детей своих добрыми христианами и полезными членами общества? Но какое лучшее средство воспитать детей именно такими? Средство это, можно сказать, в руках самих же родителей, в добром родительском примере. Одно из многих доказательств благотворности родительского примера в деле воспитания мы находим в житии святого мученика Иулиана, память коего празднуется Церковью 21 июня. Он родился от знатных родителей, но отец его был язычник, а мать - христианка. По смерти своего мужа мать Иулиана, сознавая важность и святость материнских обязанностей, удаляется в город Таре, ведет тихую, уединенную жизнь, всецело посвятив себя воспитанию сына. Как христианка, она сознавала и была убеждена, что молитва есть именно тот светоч благотворный, который освещает и согревает внутренний мир в человеке, указует ему правильные пути в жизни сей, а потому старалась всячески зажечь этот светоч в сердце сына. Много, разумеется, влияет на ребенка задушевное материнское слово, доброе, кроткое наставление, но мать Иулиана не ограничивалась одними наставлениями, а заботилась повлиять и собственным примером. И вот, как только ночной сумрак спустится на город, на улицах стихнет шум дневной, люди погрузятся в сон, в скромном жилище благочестивой вдовы замерцает бледный свет лампады.

Молится она, взирая на лики Спасителя и Богоматери, вера и любовь кладут отпечаток на лицо ее, уста шепчут молитвы, а рядом с матерью приютился ее малютка-сын. Его любознательный взор устремляется то на святые иконы, то на лицо молящейся матери, его чуткий слух внимает словам материнской молитвы, его нежное сердце уже ощущает святость, важность и сладость молитвенных минут. Прошло несколько лет, малютка Иулиан под благотворным дыханием благочестивых материнских примеров возрос в доброго, глубоко верующего юношу. Но в это время страшная гроза разразилась над христианскими обществами - началось беспощадное гонение на них от жестокого царя Диоклетиана. В числе многих мучеников привлечен был к допросу и заключен в темницу и восемнадцатилетний Иулиан. Мучители угрозами, ласками и обещаниями старались склонить его к отречению от Христа, но в сердце юноши глубоко запали семена веры-ярко горел светоч молитвы, не страшна была ему и темница с ее ужасами, спокойно, точно на ясное голубое небо, смотрел он на приближающуюся смерть. Наконец раздраженные мучители, завязав Иулиана в мешок, наполненный песком и гадами, утопили в реке; после сына замучили и его благочестивую мать. Вот какую силу оказал добрый родительский пример: восемнадцатилетний юноша, полный жизни и сил, настолько усвоил светлый образ Христов, настолько проникся святою верою, что на самой заре своей жизни оттолкнул от себя все земные радости, захотел лучше страдать за имя Христово, чем отречься от Него, умер мученически и сподобился венца святости!

Отцы и матери христианские! Вы несомненно желаете, чтобы ваши дети возросли добрыми христианами, а поэтому глубже запишите в своих сердцах пример матери Иулиана и всеми силами старайтесь следовать ему! Она научила сына своим примером верить и молиться. Учите и вы детей своих собственным примером верить и молиться. Настанет день праздничный, день Божий, заслышите благовест - спешите в храм на общую молитву, стойте здесь благоговейно и внимайте с усердием молитвам и песнопениям; пусть и дети ваши будут около вас поучаться вашему усердию к молитве. Настанет ли день будничный - собираясь на свои труды, не забывайте начало дня осилить молитвою, станьте сами перед иконою, прочтите вслух сами, заставляйте повторять и детей своих положенные молитвы. Окончится день труда и забот, накроет вас мраком ночь - опять не забывайте помолиться вместе со своими детьми. Если на ваших лицах будет сиять луч веры и мольбы к Господу, этот луч отразится и в юных сердцах ваших детей. Если на ваших лицах будет разливаться святое, молитвенное умиление, то и дети ваши проникнутся им, и знайте, что никогда они не забудут того семейного уголка, где они пред ликом Спасителя стояли радостные, чистые. Это воистину светлые и счастливейшие минуты их жизни.

(Приложение к журналу "Кормчий", № 93)

Возмездие

Рассказывают, что однажды человек, уже очень пожилой, пришел к священнику и жаловался, что сын выгнал его из-за стола. "Боже мой! Какой злой твой сын! - сказал ему священник. - Ты, верно, не делал так со своим отцом?" Но тот заплакал и отвечал: "Я, точно, так не делал, но часто случалось, что я бранил своего отца!" "То-то, друг мой, - сказал священник,-терпишь за грех против своего отца; кайся же пред Богом, а сыну твоему я скажу, что если он выгоняет тебя из-за стола, то его дета выгонят из хата!" Услышав это, сын перестал обижать отца, и оба стали молиться о своем грехе.

(Из "Воскресного чтения")

Святые показали нам дивные примеры послушания воле родительской

Святатель Иоанн Златоуст еще с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, будущим святителем Василием Великим, проводить жизнь пустынную. Как скоро узнала об этом мать его Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: "Сын мой, Бог не благословил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни. и смерть его сделала тебя сиротою, а меня - вдовицей. Не делай же меня вторично вдовой; не растравляй рану, которая заживать начала; дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, недалек, - тогда иди с Богом куда хочешь". Святитель Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда только сделал это, когда мать его почила в Бозе.

("Четъи-Минеи")

Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему всего был двадцать один год, оставляли наставником красноречия в городе Афинах. Великая и славная участь предстояли Григорию, и на поприще светском и на поприще духовном; его всюду звали занять ту и другую должность. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз навсегда отказался от всяких лестных предложений.

Однажды навсегда он решил жить в Назианзе до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий, для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладою их родственных душ; но Григорий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. "Признаюсь, - писал сам святитель Григорий своему другу Василию на его призыв в уединение, - я не сдержал своего слова - соединить свою жизнь с твоею в училище нового любомудрия, не сдержал обещания, данного еще в Афинах, где дружба слила наши души в одну. Но я не исполнил своего обещания не по своей воле: закон дружбы должен уступить закону сыновней любви" Потом, посетив на короткое время святителя Василия и возвратившись в Назианз, святитель Григорий говорил своей пастве: "Меня возвратили к вам, во-первых, моя приверженность к вам, а во-вторых, собственная моя забота, собственное мое дело - седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи составляло первый данный мною обет, который и исполняю я по возможности, так что я решился оставить и самое любомудрие, всего для меня драгоценнейшее". В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: "Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, Царь мой Христос: ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены".

(Из книги "Жизнь святителя Григория Богослова" архиепископа Агапита)

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже, в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. "Помедли, - говорили они ему, - мы стары, немощны и бедны: некому послужить нам: твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься ты о нас; ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимется у себя; проводи нас в гроб, и тогда исполнишь твое желание". Благодарный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды; потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего.

(По книге "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно", Филарета, архиепископа Черниговского. Ч. Ш.СПб., 1882 С 930-931)

Святой Савва, впоследствии архиепископ Сербский, в юности жил вместе с отцом своим, блаженным старцем Симеоном, в монастыре Ватопедском, на Святой Горе. Единомысленные во всем, они разделяли между собою труды и молитвы: сын учил подвигам отца, но отец, как старец, не мог следовать по стопам его, и потому юноша старческую немощь восполнял избытком своих сил: постился и трудился и за себя и за отца. Чуден был этот старец: не имея сил исполнить все сам, он лежа собирал плоды сыновние, - собирал с сокрушением сердца и со смирением души, проливая от сердечного умиления много слез. Юноша трудился, а старец болезновал, мысленно творя столько же поклонов, сколько и тот, и с состраждущею ему душою, при всенощном его распинании, как бы поддерживал простиравшиеся долу члены своего сына. Усугублял ли юноша пост за себя и за старца - усугублял и старец слезы и воздыхания за себя и за юношу, ибо плакал и о своем бессилии для подвигов и о том, что не мог страдать вместе с сыном. Унылый и дряхлый, с трясущейся от старости головою, он укорял себя и сидел, а юноша утешал отца: "Не унывай, батюшка! Мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут и твоими; я приемлю твои труды на себя, ибо ты послушал меня, и от меня взыщет Господь душу твою". Таким образом, труды доблестного сына и воздыхания отца его к Богу, равно как сугубая молитва их, сливались воедино - и оба они веселились о Господе, оба ограждали внутренне душу свою. Далее, Савва все отеческое почитал своим, равно как и отец все свое почитал сыновним, кроме разве одной души, да и ту, Бога ради, готов был отдать сыну: такова была любовь между отцом и богодарованным ему сыном. Старец, почитая Савву не человеком, а как бы ангелом, совестился принимать от руки его какую-либо услугу. Зато и сын со своей стороны служил ему во всем как раб и никому не уступал этой священной обязанности. Старец с полнею утешения душою молился непрестанно о нем, а Савва щитом молитвы мужественно ограждался от искушений бесовских.

("Афонский, патерик")

Сюкиева Нина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Астраханская митрополия

Отдел религиозного образования и катехизации

Министерство образования и науки Астраханской области

МБОУ «Икрянинская СОШ»

Сочинение

Послушание родителям

Сюкиева Нина

Ученица 6класса

МБОУ «Икрянинская СОШ»

8-927-558-07-78

Проверила

Учитель русского языка и литературы

Иванова Елена Владимировна

8-927-281-82-84

Послушание родителям

Чти отца твоего и матерь твою…

В настоящее время слышится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Ребенок родился. Все вокруг рады, и забота родителей - обеспечивать ему своевременное питание и комфорт. Как губка, ребенок впитывает в себя все, что видит и слышит. Учится ходить, говорить, проявлять свой характер. Очень важно в раннем возрасте приучить ребенка к послушанию. Формирование характера как строительство здания. Если фундамент прочный, то и здание не пошатнется в ненастье. Родители несут полную ответственность за становление ребенка. «Что посеешь, то и пожнешь», - так в народе говорят. Родители сами должны быть примером. Наблюдая за тем, как родители слушаются своих родителей, ухаживают, помогают им, дети сами по-детски, начинают помогать своим близким. «Что такое хорошо, и что такое плохо»,- дети также узнают от родителей. Поэтому родителям нужно следить за собственным поведением, а именно: не употреблять алкоголь, не курить, не ругаться.

Современное молодое поколение часто не слушается родителей. А как жили наши мамы, папы, бабушки, дедушки? В давние времена их молодости все слушали родителей, помогали старикам и даже боялись. Даже имея свою семью, детей, уже очень взрослые дети уважали мнение своих родителей. Оттого семья была крепкая, и родители не боялись старости. Они знали, дети не оставят их без помощи. Раньше не было домов престарелых. И дети не оставляли своих уже немощных родителей на попечение чужим людям. Однажды, читая газету «ЗОЖ», я наткнулась на статью, в которой одна женщина рассказывала о том, как она и ее друзья в детстве ходили по домам, помогали одиноким и беспомощным людям. Эта статья заставила меня о многом задуматься. Например, о том, почему современная молодежь стала другой, ну черствее что ли? И я пришла к выводу, что, видимо, они (старшее поколение) были по-другому воспитаны. Но ведь и нас родители учат только хорошему. Так в чём же дело? Думаю, что оно как раз в послушании родителям. Именно его не хватает сегодняшним детям… А оно нам всем так необходимо!

Послушание родителям - это очень важно. Это вырабатывает чувство терпимости к чужим недостаткам, уважения к людям, сострадания и милосердия к немощным и больным. Как малые дети становятся старики, они капризничают, ворчат, жалуются. Сколько нужно терпения и любви, чтобы находиться рядом с ними. А ведь это расплата за их бессонные ночи с нами, когда мы были маленькими. Помните, как в первый раз вы в детстве помыли свою чашку, как мама улыбалась и, гладя по голове, приговаривала: «Вот растет мамина помощница». А мальчик, взяв молоток или лопату, с гордостью назывался хозяином. И как порой бывает горько видеть, что дети не уважают ни родителей, ни других людей. Это все тот же фундамент. Где- то родители не доглядели, разбаловали. За детские шалости не наказывали, а посмеивались. Но в детстве и шалости детские, а когда любимое чадо, став взрослым, продолжает «шалить», уже не до смеха. И собирают родители плоды своего воспитания. «Кто жалеет для своих детей розга, тот детей своих не любит». Не обязательно физически наказывать детей, важно объяснять, почему его поставили в угол, за что он не пойдет гулять с другими детьми на улицу. Необходимо ребенка научить понимать и исправлять свои ошибки.

Бывают семьи, где родители ведут аморальный образ жизни. Алкоголь, сигареты заменяют им хлеб насущный. Они даже не переживают о том, во что одеты их дети, что едят, когда спят, где проводят свободное время. Дети предоставлены сами себе. Мы знаем, чем это заканчивается. Родителей лишают родительских прав, детей отдают в детские дома, где тоже не сладко. Они от этого иногда становятся злыми на всех. Сначала начинают воровать для того, чтобы не голодать, потом из ненависти к тем, у кого, по их мнению, есть все. Злоба, ненависть, зависть сопровождают их. От того и разбои, ограбления, убийства. И у таких рождаются дети. Та ненависть на весь мир передается, но с большей жестокостью. Порой родители начинают издеваться над собственными детьми, повторяя ошибки своих родителей. А своих родителей бросают на произвол судьбы. Также как и первые не вспоминали о детях. Горькими слезами плачут немощные старики, жалея, что не научили доброму и светлому.

Однако брошенные родителями дети не оставлены Богом. Поэтому случается Чудо. Когда в неблагополучной семье вырастают послушные дети. Они видят страдания своих родителей, мучения братьев и сестер. С любовью и состраданием понимают, что родители больны своими пороками. Пытаются не повторить чудовищных ошибок. «Как я жил, мои дети жить не будут». Послушание высшим силам дает возможность исправить создавшееся положение. Дети покорно относятся к пьяным выходкам родителей. Любой родитель хочет, чтобы его чадо его слушало. Вот мы удивляемся, откуда в такой семье, где нет порядка, брань, драки, постоянные пьяные застолья, вырастают такие хорошие дети. Только большая любовь и послушание родителям делают их такими. «Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Я не думаю, что такие дети знают об этом от своих родителей, но сердцем они желают вытащить их из «ямы порока». За этих родителей можно порадоваться. Несмотря на безобразное отношение к детям, они в старости их не оставят одинокими и беспомощными.

Помнится, я читала притчу о вороне и воронятах. «Однажды жила ворона со своими воронятами. Им угрожала большая опасность. Необходимо было перенести гнездо с птенцами на другой берег реки. Ворона взяла первого вороненка и понесла его в клюве. Над водой испугавшийся птенец взмолился: «Мамочка, не урони меня в воду, я не оставлю тебя в старости». Ворона выбросила своего ребенка. Второй также просил, не выбрасывать его в воду, уверяя, что в старости он будет ей опорой. И его мать-Ворона не пожалела. Когда другой вороненок сказал: «Когда я буду родителем, я также спасу своих птенцов от опасности». Ворона поверила в искренность своего птенца и сохранила ему жизнь».

Мне хочется, чтобы дети не забывали своих родителей, какими бы они не были. Помнили о том, что именно они подарили им самое дорогое - жизнь.

Мне очень хочется, чтобы мои дети уважали и почитали меня. Но для этого необходимо работать над собственным воспитанием, а именно слушаться родителей. Мама меня наказывает. Бывает обидно, очень обидно, я даже плачу. Во мне существует бунтарь. Но я понимаю, что это воспитание мне пригодится в жизни.

Именно желание научиться послушанию привело меня в воскресную школу и способствовало тому, что я стала читать книги о жизни Святых людей. Так я узнала о том, как Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить родительский дом со своим другом. Но, когда его мать попросила не оставлять её одну, он, несмотря на уговоры друга, остался послушным сыном и не покинул мать до самой её кончины. Преподобный Сергий, живя в доме своих родителей, тоже стремился душой к подвигам строгой иноческой жизни, но, услышав просьбу старых родителей, благодарный сын повинуется их воле и покоит старость родителей. Только после того, когда родителей не стало, он решился исполнить давнее желание своего сердца.

Вот и я сейчас учусь послушанию родителям, а потом, когда буду взрослой, буду слушаться своего мужа, начальников. И хотя смирение и покорность мне сейчас не очень приятны, я, слушая рассказы мамы, бабушки, старшей сестры делаю выводы о том, что нельзя огрызаться, обижаться, обвинять, проявлять свое упрямство. Меня не наказывают физически, но призывают к совести. Как говорит моя бабушка: «Ребенка воспитывают, пока лежит поперек лавки». Но мама говорит, что меня еще не поздно пороть.

Послушание – это тот драгоценный фонарик для каждого человека, который может показать дорожку к величайшим добродетелям, спасителям нашей души: ограничение своеволия, терпение жизненных невзгод, несправедливости и обид, смирение и кротость. Именно поэтому даже взрослые люди слушаются советов батюшки, своего духовника, чтобы их волшебный фонарик никогда не выключался. Для этого верующие люди в каждодневной молитве просят: «Господи, дай мне послушания, смирения и кротости…»

– Отец Фаддей, как мы можем, избегая ловушек собственного ума, научиться послушанию? Возможно ли придти ко Христу без тяжких ошибок?

– Послушанию учатся еще в детстве, оно начинается с послушания ребенка родителям. Если не будем послушны родителям, в семье, в доме, трудно нам будет посвятить свою жизнь Христу. За непослушание мы извергнуты из рая. Послушание приходит к нам тогда, когда мы начинаем понимать, что мы натворили своим непослушанием. Век свой земной сократили, и повсюду нам грозит катастрофа, весь мир натянут, как струна, только из-за нашего непослушания. Непослушание родителям сопровождает человека всю жизнь. Я сам не понимал этого когда-то. Даже в мыслях не должно быть непослушания, ибо мать и отец святыня для ребенка; послушание необходимо, чтобы жизнь человека была благословенна, и он до конца жизни шел по верному пути.

Сейчас мы видим, что собираем плоды собственных мыслей, плоды непослушания Отцу Небесному и своим земным родителям. Мы и представить себе не можем, какую силу имеют наши мысли. Мы можем быть источником и большого зла, и большого добра. Хотя мы и малая единичка, но от наших мыслей и желаний зависит очень многое.

Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя – не было бы столько зла на свете. Но мало примеров такого самосовершенствования. Много есть поучительного в книгах, но вопрос в том, способны ли мы применять это в нашей жизни.

Пример жизни красноречивее слов

Пример жизни говорит больше слов, потому что когда мы видим кроткую и смиренную душу, которая не способна гневаться, ругаться, осуждать, обижаться, когда ее задевают, то она остается нам примером на всю жизнь. Мы и сами хотим подражать ей, потому что видим, что она с помощью Божией победила зло и оно уже бессильно перед ней.

Человеческая жизнь – бесконечное совершенствование

Послушание начинается с колыбели и продолжается до конца жизни, потому что нам всю жизнь, всегда, будет чему учиться и совершенствовать себя так же как совершенствуются ангелы и святые, бесконечно переходя от знания к познанию, из силы в силу. И мы на земле или совершенствуемся, или падаем в низкое мудрование.

Только Господь понимает человека, потому что Он воспринял человеческую природу.

Нас не мог спасти никто другой, кроме Господа, Который нас сотворил. Он мог спасти нас иным образом, ибо Он всесилен. Но Он воспринял нашу природу, чтобы дать нам Свой живой пример, чтобы мы подражали Ему, чтобы мы могли понять и принять Его. А если бы Он поступил иначе, мы бы сказали: «Ты Всемогущий Бог, Тебе все возможно, Ты не был человеком, как я, и не испытывал голода и жажды, боли и печали». Поэтому Господь полностью воспринял человеческую природу, и апостолы, описывая земную жизнь Спасителя, говорят, что скорби Он пережил много больше, чем радости. Никто не видел, чтобы Он смеялся, как смеемся мы, – Он всегда был печален из-за наших грехов и все принимал на Себя. Взяв на Себя природу человека, Он взял на Себя и все тяготы человеческие и носит их по сей день. А мы вот что делаем: мы не приняли Его, хотя Он был Человеком, как и мы, во всем, кроме греха.

Чадо, дай мне сердце твое!

Господь может нас очистить, если мы молитвенно соединимся с Ним. Он сказал еще в Ветхом Завете: «Чадо, дай мне сердце твое!» Он – весь , мы рождены от Его Божественной любви, и Он, как Родитель, ждет, что мы ответим Ему тем же. Так же и наши земные родители, которые сделали нам много добра в жизни, дали нам жизнь, вырастили, всем жертвовали, справедливо ждут, что мы ответим им любовью за все, что они сделали. А мы обижаем их, они страдают, а мы удивляемся, почему нам так не везет в жизни.

Опечаленное сердце родителя не дает детям двигаться дальше, потому что мы, нарушив заповедь, открыли доступ врагу. Нарушенный закон наказывает нас всякий раз, когда мы попираем его.

– Насколько может помочь в телесном успокоении члена семьи, когда нет мира в доме?

– Никто еще не озлобился от добра. Приходит женщина, жалуется на мужа – пьет, обижает ее. Я говорю ей: «Не запил же он от домашних пирогов». Нет, наверно, было что-то, что огорчало его, и чтобы как-то смягчить переживания, он стал понемногу выпивать, становилось легче. Но вот втянулся, привык и теперь не может бросить.

«Наверняка ты чем-то огорчила его, своим образом жизни, поведением, а если нет, то мыслями. Может быть, когда выходила за него, была чем-то недовольна, имела помыслы, а брак – святыня». Брачный мир нельзя ничем нарушать, а нарушается он не только словами и поступками, но и мыслями, потому что слова – это озвученные мысли.

Много тому примеров. Человек может и рай превратить в ад. Несколько лет назад приехала ко мне семейная пара. Господь щедро наградил их редкой телесной красотой, редко можешь увидеть такую красивую пару, что муж, что жена, глаз радуется. Холодно было, служили в часовне; после службы они подошли ко мне поговорить. «Мы пришли пожаловаться. Мы поженились по любви, жили так хорошо, рай был в доме. Долго все так было, одна радость. Но с некоторых пор нас раздражает каждая мелочь, нервничаем, нет покоя в доме, а самая большая проблема – с нашим шестилетним сыном, из-за этого мы и пришли. Ребенок все больше отдаляется от нас, не разговаривает с нами, просится к бабушке с дедушкой. Мы пытаемся его разговорить, покупаем дорогие вещи, игрушки, лакомства – все, что он хочет. А он все вещи рвет, топчет конфеты, все разбросает и бежит. Что нам делать? Ребенок здоров, но что с ним происходит, не можем понять. Мы очень переживаем; он ни к кому не хочет – ни ко мне, отцу, ни к матери. Что это может значить?» Я говорю: «Не хочет ребенок таких папу с мамой». – «Почему, в чем секрет?» – «Он ищет папу с мамой, а их нет, – говорю. – Когда-то вы были счастливы вместе, потому что, как вы сами сказали, у вас было родительское благословение, женились по любви; и в вашем доме был мир и рай. А что вы потом наделали вашими помыслами, фантазиями?! Вам не был нужен никто другой, а сейчас как только ты (муж) увидишь красивую женщину или ты (жена) – красивого юношу, вы провожаете их взглядом и ваше сердце уходит за ними. Вы сейчас только телесно вместе, а душа блудит, одна в одну сторону, другая – в другую. Но, слава Богу, вижу, что вы не потоптали брачный венец. А детская душа все это чувствует, и не нужны ему такие папа и мама, потому что вы не с ним, а кто знает, где скитаетесь, и мыслями своими превратили рай в ад, понимаете ли, что делаете? У меня есть младший брат, двадцать девятого года рождения, работает в Австрии, вся его семья там, но у них есть дом в селе Породино. Несколько лет назад приехали все они в отпуск на родину и заехали к другому брату, в Смередево. И вот, собрались все за столом – друзья, родные, соседи, старики, молодежь, мужчины, женщины. Стол длинный, всем нашлось места. Принесли стулья и для меня с братом, и для снохи. А у дверей стояла софа, я сел на краешек – всех видно, хорошо, удобно. Напротив меня сидела молодая женщина с дочерью, а ребенок был неспокойный. Она и говорит девочке: «Как же ты мне надоела!» Как ребенок может надоесть матери? А ребенок поворачивает ручками ее голову и показывает на улицу «Мама, мама, пойдем!» Девочка маленькая, говорит плохо. Мать защищается от ее ручки, а дочка упорно не дает маме смотреть в сторону. «Что же мне с тобой делать, какая же ты надоедливая!»... Не станет ребенок без причины так беспокоиться, подумал я. Смотрю, а мама глаз не сводит с молодого человека в углу стола, засмотрелась на него, и сердце ее за ним ушло, а детское сердце почувствовало это и пытается увести маму вон. Потом она и к маме не хотела, но пошла к моей снохе, которую первый раз в жизни видела.

А вашему ребенку шесть лет, и вы уже не первый год вместе. Вы нанесли ребенку рану, потому что это очень больно – при отце и матери не иметь ни отца ни матери. Вернитесь друг к другу, верните семью, будьте такими, какими вы были, и все встанет на место».

Вот видите, как мы сами делаем ад из своего дома.

О политиках, защите дома, покаянии, единомыслии и силе Божией.

То же касается и политиков. Было ли когда-нибудь в истории мира, чтобы одна малая держава имела больше сотни партий? Не было никогда и никогда не будет, сомневаюсь, что будет. Значит, мы разъединены, совсем разобщены. Если бы люди оставили свои партии! Ведь государство – это семья с множеством членов, и эту семью надо беречь! Если члены этой семьи не единомысленны, не будет мира и радости в таком доме, одни раздоры, волнения. Вот видите, что мы делаем! Если б политики объединились ради защиты отечественного дома!

Но они ссорятся, каждый тянет в свою сторону. Бросить все это надо, стать заодно, вместе на защиту дома, тогда бы и врагов у нас не было. Даже если бы весь мир восстал против нас, все бежали бы от нашей огромной силы.

Мы и не сознаем, какая в нас Божия сила и жизнь, люди, мы и представить себе не можем! Вспомните пример Израиля. Всякий раз, когда Древний Израиль отступал от Господа, малые народы покоряли его; но стоило ему всей душой покаяться, как Господь спасал его, и израильтяне с малым войском побеждали грозных врагов.

То же и с нами было бы, если бы мы объединились.

Вот уже существует единый центральный компьютер, в котором хранится огромное количество данных. Он их поглощает, поглощает; он назван «Зверь». Но «компьютер», который находится в нас, намного точнее и тоньше, чем тот материальный.

Но наш «компьютер» поврежден. И монитор разбит! Ничего не видно, все кажется перевернутым. Будь наша душа мирной, беззлобной, простой и не рассеянной, то и экран был бы чист, и не нужно бы нам было ни телефона, ни радио – ничего. Мы бы все могли видеть и слышать вдали – во вселенной, не только на земле. Человек пошлет нам мысль, а мы сразу «услышим» и разговариваем.

– Дорогой батюшка, Вы думаете, что этого возможно достичь в современной городской среде?

– Многого можно добиться, но мало смиренных и кротких душ, которые все прощают и молятся Богу о предотвращении зла. Мало таких душ; будь их больше, зло бы не возобладало.

Сейчас человеческий род объединяется в «новый мировой порядок». Торопятся, хотят успеть до 2000-го года, а вот Европа объединиться не может, и они удивляются почему, ведь они так преданно служат , и сам дьявол жалуется, что из-за православных не может осуществить свой адский план. Не может, хотя и мы, православные, отошли от добра и часто бываем хуже язычников и безбожников, а христианами зовемся. Но все-таки среди нас есть смиренные и кроткие души, которые непрестанно молятся, чтобы Господь не попустил зла. И ради таких душ не может сатанинский план состояться, ради них и ради невинных детей еще светит солнце и Бог благословляет нас.

А если бы в каждом доме, каждом хозяйстве, каждой организации была бы хоть одна душа, преданная Богу, какая гармония воцарилась бы в мире! Я часто привожу пример одной сестры, она приезжала с группой; тогда я еще был в монастыре Туман. Она хотела уволиться с работы и жаловалась мне, что не может больше, все обижают друг друга, ссорятся. Она говорила: «Не могу больше, хочу искать другое место». – «Не надо, – говорю, – не ищи другого места, все места заняты, на пенсию уходят немногие, лучше перестань воевать!» – «Я ни с кем не воюю!» – «Не физически воюешь, – отвечаю, – а мысленно, а это тоже война, ты недовольна положением, в котором ты находишься». – «Но этого никто не может выдержать!» – говорит она. «Своими силами не может, а с Божией помощью сможешь. Ведь никто не узнает, молишься ты или нет, это внутреннее дело каждой души. Тебя обижают, а ты не обижай, не отвечай обидными словами и не только словами, но и в мыслях; вместо этого молись Богу, чтобы Он послал им благого ангела, тогда и тебя Господь не забудет. Не сразу у тебя все получится, но если будешь упорно молиться, увидишь со временем, как изменится круг твоих мыслей, заметишь, как люди меняются, и сама изменишься». Это было в 1980 году в монастыре Туман.

Не думал я, что она применит это в жизни. В 1981 году меня перевели сюда, в Битовницу. И этот домик тут стоял, в нем была кухня; сижу я под этой старой айвой, и вдруг от группы, которая направлялась к церкви, отделилась сестра и идет ко мне: «Благослови, батюшка!» – «Бог благословит!» – «Ох, отче, я не знала, что все такие хорошие!» – «На работе?» – спрашиваю. – «Да, все изменилось, это чудо, как все изменилось, никто больше меня не обижает, да и я сама другая». – «Со всеми помирилась? Как тебе удалось?» – «С одной женщиной долго не могла помириться, но читала Священное Писание , вижу, Господь заповедал любить и врагов. Тогда я сказала себе: «Ты должна ее любить, как знаешь и умеешь, потому что Господь этого хочет!» И со временем непримиримые враги стали близкими друзьями.

Если бы на каждом заводе, на каждом месте была бы одна такая душа, чтобы так могла молиться! Видите, как строится мир! Кроткая и смиренная душа, которая все прощает и всех любит, излучает мир, и мы в ее присутствии с Божией помощью освобождаемся от тяжелых депрессивных мыслей.

Послушание – входной билет в рай

Мы извержены из рая за непослушание. А ведь нам дано было совершенствоваться в любви, Господь сказал нам: «Не трогайте это древо!» Значит, из этого должна была развиваться любовь – из доверия и послушания. И сейчас послушание – входной билет в рай, но, к сожалению, мы постоянные нарушители.

Всякое добро исходит от Источника жизни; откуда исходит зло, известно...

Святые, ангелы, верующие люди не совершают чудес, их совершает Бог. Он всюду, Он творит чудеса через нас, через святых и ангелов.

– Отче, мы говорим: мы – небесный народ и, следовательно, должны спастись. А мне кажется, что каждый должен бороться за свою душу, чтобы внести лепту в общее спасение. Что Вы можете об этом сказать?

– Не было бы столько зла, если бы каждый начал с себя. Нам бы хотелось каждого исправить, и отца и мать, а они уже состарились, и мы не можем изменить их мнения.

Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Мы сами для себя являемся тайной. Нас удивляет, как наш организм функционирует без нашего участия, потому что нет ни одной организации на свете, которая бы так совершенно осуществляла бы свои цели, как это происходит в теле человека.

Господь – тайна для всего творения. Господь – в нас, и поэтому мы тайна для нас самих. А Господь открывается только смиренной и кроткой душе. Нам удается что-то узнать о Нем, что-то нам открывается через природу, но нас повсюду окружает тайна. Если дух человека смирен, он переходит от познания к познанию.

Тот, в ком царит правда и милосердие, обретет жизнь и будет избавлен от смерти.

Мы уже поговорили о приятных благословениях, обещанных Богом для тех, кто исполняет пятую заповедь, об осуждении тех, кто не исполняет. Мы узнали, что дети всю жизнь должны почитать своих родителей, но в практическую плоскость этой заповеди так и не перешли. Сегодня мы поговорим о том, как показывать своим родителям, что мы их почитаем, особенно, когда мы уже в зрелом возрасте. Сегодняшний разговор будет немного «по верхушкам», а в следующей статье мы обратимся к опыту людей, чтобы найти конкретные способы оказать честь.

Почитайте и слушайтесь

В обоих описаниях Десяти заповедей (в книге Исход и книге Второзаконие) Бог предписывает детям «почитать отца и мать». Нет там ни слова о послушании. Тем не менее, когда мы читаем о применении заповеди в Библии, мы видим, что послушание является ключевым компонентом почитания, которое дети должны проявлять к родителям. Закономерен вопрос: а послушание родителям временно или не зависит от возраста детей? Всегда ли почтение требует послушания? Если я стремлюсь почитать своих родителей, должен ли я слушаться их всю свою жизнь? Для ответа на этот вопрос следует, пожалуй, изучить почтение и послушание, чтобы понять, чем они похожи и в чем их отличия.

Слушайся

То, что пятая заповедь от нас не требует имеет такое же важное значение, как и то, чего она не требует. В пятой заповеди нет слов: «Слушайся своих отца и мать». Там говорится: «Почитай отца и мать». И все же Библия ясно дает понять, что послушание родителям очень важно. Мы встречаем «язык послушания» во многих толкованиях и применениях пятой заповеди. Но при более пристальном изучении этой темы становится понятно, что все упоминания послушания применены в контексте зависимых от родителей молодых детей. Когда же речь заходит о взрослых детях, язык меняется на разговор об уважении и заботе. Таким образом, послушание – это одна из форм почтения, подходящая для маленьких детей.

Все дети должны почитать своих родителей. Но когда дети молоды, почтение родителей принимает форму послушания. Поэтому Павел толкует пятую заповедь для молодых детей (Еф. 6:1-3 и Кол. 3:20): «Дети, повинуйтесь своим родителям». Повиноваться – это значит подчиняться воле человека, который имеет авторитет, соблюдать его требования и выполнять его просьбы. Это, как мы учим наших детей, значит: «Сделай сейчас, сделай хорошо и с радостным сердцем». Послушание – это детский способ почитать родителей.

Родители вправе ожидать и требовать от детей повиновения, а дети вправе показывать почтение родителям через это послушание. Именно послушание родителям учит детей подчинению другим властям, включая Самого Бога. Именно через родительское воспитание и наказание дети готовятся к размеренной жизни в этом мире. Джон МакАртур хорошо это формулирует: «Дети, уважающие и слушающиеся своих родителей построят общество, в котором правит порядок, гармония и плодотворность. Поколение недисциплинированных, непослушных детей произведет общество хаоса и разрушения».

В случае с родителями и их молодыми детьми послушание задумано как временная мера, которая длится, пока дети живут на иждивении своих родителей. Детство – это период обучения под руководством родителей. Родители заставляют своих детей слушаться, чтобы дети научились уважению и почтению, чтобы оставшуюся жизнь почитали родителей, учителей, руководителей и правительства. Обучив своих детей послушанию, родители пожинают пожизненное почтение.


Почитай

Что значит почитать? Что такое честь? В библейском контексте слово честь указывает на вес или значение. Для почтения родителей мы признаем их ценность для нас или ценность наших с ними отношений. Джон Куррид объясняет это так: «Дело в том, что дети не должны допускать несерьезного отношения к родителям, не должны допускать несерьезных мыслей о них. Родители – это серьезно. Родители представляют для нас огромную ценность». Идею о том, как выглядит почтение к родителям, можно почерпнуть из отрывков, где упоминается суд над теми, кто родителей не почитает. Это отрывки из гражданского закона и книг мудрости, которые мы уже прочитали в прошлый раз: Лев. 20:9, Пр. 30:17 и т.д.

Что мы там читаем? Дети, не чтящие своих родителей, мятежны и противятся наказанию, которое могло бы вывести их из мятежного состояния. Выражаться это может в ругани, проклятиях и насмешках над родителями. Такие дети могут даже проявлять физическую жестокость по отношению к отцу и матери. Если мы обратимся к Новому Завету, мы увидим, что отказ от исполнения пятой заповеди может выражаться и в отказе заботиться о родителях, об их физических и финансовых нуждах (Мк. 7:8-13, 1 Тим. 5:8).

Таким образом для почтения своих родителей мы должны уважать и благоговеть перед ними, относиться к ним с добротой и нежностью. Мы должны быть уверены, что они получают все необходимое, и даже заботиться об их нуждах. Деннис Рейни пишет: «Почтение – это особое отношение, подкрепленное действиями. Все они говорят родителям об одном: вы ценны и достойны, вас поместил в мою жизнь Сам Бог». Все это и даже больше помещено в это простое слово: почтение.

Слушайся сегодня, почитай всегда

Необходимо поразмышлять на тему «почему согласно пятой заповеди требуется почитание, а не послушание». Я убежден, что причин тут две: в какой-то момент мы уже не обязаны слушаться родителей, а еще, даже до наступления этого момента, бывают ситуации, в которых мы не можем и не должны подчиняться им. Другими словами, бывает, что иногда неподчинение родителям – это тоже форма почтения.

Конец послушания. Приходит время, когда подчинение родителям становится неуместным. Задача родителей – вырастить своих детей независимыми, способными жить без родительской опеки. В большинстве случаев отношения родители-дети меняются со вступлением в брак, когда «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Получая независимость от своих родителей, ребенок покидает их надзор и руководство. Он больше не должен слушаться так, как это делал раньше.

Грех подчинения. Довольно часто случается, что послушание будет грехом. Например, когда родители приказывают детям согрешить или приказывают проявить непослушание Богу или властям. Когда такое происходит, ребенок должен проявить непослушание родителям, дабы проявить послушание высшей власти. А иногда родители требуют послушания от взрослых детей. Иногда требования послушания сопровождаются оскорблениями и насилием. В таких случаях ребенок не обязан подчиняться.

Именно поэтому заповедь звучит как «почитай отца и мать», ведь послушание уместно не всегда, а иногда даже было бы греховным. Почтение же к родителям должно сопровождать всю нашу жизнь.


Совершенное почтение, совершенное послушание

Бог не оставил нас без библейского примера почитания и послушания. Оба эти примера нам даны в Иисусе Христе. Будучи Богом, Он был рожден в семье земных родителей, которых Он добровольно, радостно и совершенным образом чтил и слушался. В Евангелии от Луки 2:51 мы читаем: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них». Мы видим, как уже перед смертью, Иисус заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

Подобно тому, как Иисус чтил и слушался своих земных родителей, Он почитал и слушался Своего Небесного Отца. Во всех своих делах Он хорошо говорил об Отце, отдавал Ему славу и исполнял Его волю. Разумеется, Он проявлял послушание Своему Небесному Отцу: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не теряя самостоятельности или достоинства, Иисус почитал и подчинялся. Если мы желаем почитать и подчиняться родителям, мы должны узнать об Иисусе. Если мы хотим, чтобы наши дети слушались и почитали нас, мы должны рассказать им об Иисусе. Он, как и всегда, является лучшим примером исполнения Божьего закона.

Заключение

В следующей статье мы поговорим о культурных особенностях понимания почитания родителей. Позже мы поговорим и о случаях, когда почитать своих родителей особенно тяжело. Мы так же поговорим о практических советах, которые помогут лучше представлять, каким образом можно чтить отца и мать. И, разумеется, уместен был бы и разговор о том, как нам самим быть родителями, достойными почтения.

Закончим давайте на радостной ноте. Мы уже знаем, что в почтении к родителям есть два великих благословения: длинная жизнь и хорошая жизнь. Если покопаться в Новом завете, можно раскопать еще одно великое благословение: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Наше почитание родителей радует Бога! Почему? Потому что чтя отца и мать мы чтим Самого Бога, давшего нам этих родителей. Поэтому позвольте мне попросить вас сегодня подумать о способах проявить почтение к вашим родителям. Ведь это угодно Богу и прославляет Его.