Педагогические взгляды фребеля кратко. Педагогическая система фридриха фребеля

Резюме

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852 ) - немецкий педагог, ученик и единомышленник Песталоцци, заложивший актуальные по нынешний момент основы процесса образования, призывающий видеть в каждом ребенке его индивидуальные черты и уникальные способности. Именно Фридрих Фрёбель представил миру концепцию «детского сада ».

Он первый обратил внимание на высокую способность к обучению у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Известные «Дары Фрёбеля» - это игровой материал, необходимый для гармоничного развития всех органов чувств и восприятий. Именно педагогический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер .

История

Биография


Родился в семье пастора ортодоксальной Лютеранской церкви в Обервейсбахе в небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт 21 апреля 1782 года. Считается, что церковь оказала большое влияние на формирование отношений мальчика с окружающим миром. Рано лишившись родителей Фридрих Фрёбель жил со своим дядей и в возрасте 15 лет, из-за большой любви к природе, поступил учеником к лесничему. Позднее он оставил обучение и работу в лесничестве ради изучения математики и естественных наук и с 1802 по 1805 он даже работал геодезистом. Был женат дважды.

Педагогическая деятельность


Началом педагогической карьеры Фридриха Фрёбеля принято считать 1805 год. Именно тогда он ознакомился и проникся идеями учения Песталоцци.

С 1806 года Фридрих Фрёбель работал гувернером у трех мальчиков из знатной семьи и позднее вместе со своими воспитанниками он приехал в Швейцарию, где мальчики поступили в школу к Пестолоцци, а сам он получил работу в коллективе человека, чьи труды уважал и применял на практике. В 1811 году Фридрих Фрёбель получает диплом учителя и преподает в школе-интернате для мальчиков, которая является, на тот момент, известным патриотическим и педагогическим центром.

В 1812-1813 годах он оказывается вовлеченным в несколько анти-Наполеоновских компаний и вступает волонтером в корпус Лютцова. Здесь он встречается со своим будущими соратниками по педагогической работе - Миддендорфом и Ланденталем. 1814 году, после битвы при Ватерлоо и Венского конгресса, Фрёбель недолгий период времени работает в минералогическом музее под руководством профессора Вейса.В 1818 году Фридрих Фрёбель основывает Немецкий Обще Образовательный Институт (Allgemeine Deutsche Erziehungsanstalt ), в котором позднее его дело поддержат и продолжат его соратники Миддендорф и Ланденталь.


В 1820 году Фрёбель публикует свой первый из пяти памфлетов «К нашим людям» (An unser deutsches Volk ). Оставшиеся 4 памфлета выходят в период до 1823. В 1826 году выходит в свет его основная литературная работа - «О воспитании человека». Так же в этот год начинается еженедельно издаваться брошюра «Обучение в семье».

С 1831 по 1840 годы Фрёбель много пишет, работает и читает лекции. В 1837 году вместе со своими соратниками Миддендорфом и Ланденталем он открывает школу “Игровой Деятельности”, на базе которой в 1840 году открывается первый детский сад.

Педагогический подход Фридриха Фрёбеля

Всем нам знакома основная идея теории Фрёбеля: “Дети - цветы жизни!”

Именно Фридрих Фрёбель первый обратил внимание на высокую обучаемость у детей от года до 3 лет. Он вводит в практику общения с детьми игру как основу для обучения всему. Настаивает на том, что педагог должен быть ориентирован на ребенка в первую очередь, а само обучение должно быть комплексным, родители обязательно должны быть вовлечены в образовательный процесс ребенка и при необходимости родителей нужно учить, как поддержать ребенка.
Фрёбель вводит использование музыки, игры и двигательную активность в процесс обучения. Фридрих Фрёбель создает и разрабатывает образовательно-игровой материал, который включает в себя разного вида геометрические фигуры, кубики. Этот материал получает название Дары Фрёбеля, позднее многие педагоги адоптировали идею подобного материала для создания своих авторских методик всестороннего развития способностей ребенка, но Дары Фрёбеля – это основа, помогающая маленькому человеку постигнуть свои внутренний и внешний мир, не бояться думать и творить, быть свободным. Быть значимой личностью.

Дары Фрёбеля


“Правильное восприятие внешнего, материально мира это ключ к пониманию интеллектуальных связей”

Фридрих Фрёбель


1 дар состоит из 6 мягких мячей из шерсти, окрашенных в 6 основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Мячи обязательно должны быть с веревочками. Этот дар необходим ребенку, когда ему примерно один годик и поэтому шарики с веревочками, т.к. ребенку нужна помощь в овладении этим даром. Первый дар учит малыша различать цвет и форму и видеть, что не смотря на различный цвет предметы могут быть едины. “Мяч-универсальная игрушка, это последнее, что возьмет взрослый, но первое, что схватит ребенок – говорил Фрёбель”.

2 дар состоит из деревянных предметов разных форм. Это шар, куб и цилиндр. Второй дар учит малыша отличать предметы по форме и индивидуальным чертам. Шар – символ движения, куб - символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.


3 дар это деревянный куб, разделенный на 8 кубиков. Самая важная черта этого дара, это контраст различий в форме единого и частей. Этот дар учит ребенка воспринимать ситуацию в целом и в частности, отдельными элементами, знакомит с понятием симметрии, помогает развить творческие способности и координацию.


4 дар это куб, разделенный на 8 пластин. Этот дар развивает пространственное мышление, помогает понять взаимоотношения между различными частями целого и развивает зрительно-моторную координацию.


5 дар куб это деревянный куб,разделенный на 27 маленьких кубиков. При этом, 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Этот дар знакомит ребенка с квадратом и треугольником. Помогает развить воображение и зрительно-моторную координацию.


6 дар это деревянный куб, разделённый на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры и формы. Этот дар продолжает знакомить ребенка с геометрическими фигурами, помогает развить ребенку пространственное мышление и воображение.



7 дар это цветные плоские геометрические фигуры: квадраты и треугольники разных размеров и сделанные из дерева. Этот дар знакомит ребенка с понятие абстракция и подготавливает ребенка к рисованию. Элементы седьмого дара используются для демонстрации изображения и развивают воображение.

8 дар – это цветные палочки разной длины. Самая основная цель этого дара – познакомить ребенка с прямой линией и понятием длины. Этот дар развивает координацию, моторные навыки ребенка, а так же переводит знание о математических величинах на новый уровень.

9 дар - это кольца и бусины различных размеров и форм. Этот дар может быть использован ребенком в свободной форме, нет никаких правил и контроля со стороны взрослых. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией.


10 дар – это дар состоящий из различных природных материалов: раковин, круп, камушков, листочков, лепесточков, различных семян, кусочков глины, щепок и все это необходимо для того, чтобы ребенок смог постигнуть путь от множества к единому. Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии - прямую и волнистую. Прямая линия - это наиболее короткое расстояние между идеей и её реализацией, волнистая же линия может изменить свое направление в любой своей точке, а значит, ведет к решению более длительным и извилистым путем. Это знакомит ребенка с понятием, что любая цель может быть достигнута этими двумя способами. 10 дар развивает моторные навыки, координацию и знакомит ребенка с конструированием. Именно 10 дар помогает ребенку перейти от познавательной к изобразительной деятельности.

Краткое резюме, о дарах Фрёбеля.

Первые 6 даров акцентируют внимание на едином и целом, на частном, и индивидуальном. 7 дар обращает внимание на плоскость. 8 дар - на прямую линию. 9 дар привлекает внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. 10 дар говорит, что вселенная состоит из элементов, которые образуют единое целое .

Хронология

1792 - лишившись родителей он переезжает жить к своему дяде пастору Гофману в Ильм

1799 - прослушивает в Йенсокм университете ряд лекций.

1805 – знакомится с Песталоцци и попадает под влияние его идей. Так же понимает, что ему нужна практика для реализации совместных идей.

1806 - работает в частном доме, но позднее вместе с воспитанниками переезжает в школу Песталоцци, где получает место учителя.

1811 - поступает в Геттингенский университет.

1812 - переводится в Берлинский университет, где становится преподавателем одной из университетских школ.

1813 - становится волонтером в корпусе Лютцова, где знакомится с будущими соратниками по педагогике Миддендорфом и Ланденталем.

1818 - открывает первое учебное заведение, организованное по его личной системе образования.

1820 - первые публикации

1826 - издается главный литературный труд Фридриха Фрёбеля - «О воспитании человека».

1837 - совместно с Миддендорфом и Ланденталем открывает школу “Игровой деятельности”

1840 - открывает первое в истории воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста и даёт ему название «детский сад».

1850 - идеи Фрёбеля становятся широко популярны и получают поддержку «знатного общества»

Современное состояние

Именно педагог ический подход Фрёбеля и его дары вдохновили таких известных педагогов как Мария Монтессори и Рудольф Штейнер. Многие современные методики в образовании базируются на идеях Фрёбеля.

Интересные факты

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

II. Значение системы Ф. Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф.Фребеля в развитие дошкольной педагогике

2.2 Критика системы Ф.Фребеля в русской педагогике

Заключение

Библиография

Введение

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782 - 1852). Ф. Фребль является создателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ф.Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Ф.Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Ф.Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Ф.Фребель также занимался разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии.

Ф.Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Именно он первым уделил огромное значение детской игре, он рассмотрел ее как средство обучения и воспитания. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Ф.Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Ф.Фребель вслед за Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, а именно эта задача является наиболее важной в настоящем времени для современного педагога, что делает изучение данной темы, а именно трудов Ф.Фребеля актуальным и по сей день.

Несмотря на все свои достоинства система Ф.Фребеля, в отечественной педагогике, была подвергнута критики, и были выявлены ряд ее недостатков.

Цель данной работы заключается в выявлении недостатков системы Ф.Фребеля, применительно к отечественной дошкольной педагогике.

Задачи работы:

Проанализировать и выявить идеологические основания, педагогические принципы и задачи системы Ф.Фребеля.

Показать значение системы Ф.Фребеля оказавшую влияние на развитии дошкольных учреждений, и оценить ее.

Литературно обосновать недостатки системы Ф.Фребеля.

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф.Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф.Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходит из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают, прежде всего, воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания - не испортить врожденной и позитивной природы ребенка.

Поэтому воспитание должно быть «….пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

А первым стремление воспитателя, педагога или родителя, первой обязанность воспитывающего должно быть следующее. Каждый, кто признает истинным изложенные основы воспитания и образования, дожжен начать применение и выполнение их прежде всего на себе самом, а затеи и на своих питомцах. Особенно необходимо привлечь к этому делу всех воспитателей, в особенности же женский пол - жен и матерей, а также более иле менее взрослых их дочерей - помощниц в деле воспитания…. Но было бы опять-таки односторонним, если бы воспитание оставалось только в руках одних женщин на том основании, что по законам природы женщины - первые воспитательницы человека. Нет! По закону противоположности обучения, в особенности внешнее, принадлежит также и мужчинам как будущим учителям, защитникам детей, их воспитателям, отцам семейств, руководителя общины и народа; и их содействие в образовании должно начинаться не только в отроческих и юношеских, но уже и в детских годах, чтобы с ранних лет можно было всесторонне подготавливать ребенка к его назначению и чтобы охранять и поддерживать более слабый и более нежный пол в исполнении трудного дела воспитания.

Итак, сообразно с этой идеей целого человек должен быть рассматриваем уже при своем первом появлении на свет как существо двойственное, как два, хотя и противоположных, но в то же время и совершенно равных, бок о бок стоящих пола. Таким образом, к ребенку необходимо относиться, принимая во внимание его чувства и внешнее строение во всей его природе, его тело и душу, его чувствование и существование, его понимание, его восприятие и способность понимания - его рассудок, разум, его существо, обнимающее все его качества и все его духовные силы.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И.Г.Песталоции стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка.

Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

Дитя - существо деятельное, творящее,- писал он,- которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля - необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то на другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

Всестороннее развитие ребенка, считал Фребель, начинается с физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоции, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Высшим проявление детской деятельности Фребель считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Игра, - пишет он,- есть высшая степень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни…. Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Таким образом, можно выделить следующие принципы и задачи дошкольного воспитания по системе Ф.Фребеля:

Главной задачей является воспитание всесторонне развитого и гармоничного человека.

Воспитание должно быть - щадящим, пассивным и предостерегающим, для того чтобы не нарушить еще одну задачу поставленную Фребелем, не нарушение врожденной и позитивной природы ребенка.

Второй принцип заключается в применение и выполнение всех приемов и методов воспитание на себе самом, т.е. воспитателе, а затем и на своих воспитанниках.

Третий принцип - это принцип целого человека.

Четвертый принцип - это принцип деятельности, который способствует развитию самостоятельности и творчества детей. А это отличительная черта системы Ф.Фребеля.

И последний принцип этой системы заключается в сочетании практических действий с чувственным впечатлением.

II. Значение системы Ф.Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф. Фребеля в развитие дошкольной педагогике

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале ХХ в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной - Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

Детский сад Фребеля - это образовательное учреждение, отличающееся от ранее существовавших заведений по присмотру за детьми, характеризуется развитием и воспитанием самостоятельного, творческого и свободного человека.

Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины ХIХв., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу- подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894-1917 гг.) более 300 «фребеличек», которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров»:

1дар - 9 цветных мягких шерстяных мячей.

2дар(основной)- деревянный шар, цилиндр, куб, (к ним прилагается блюдце для катания шарика, палочка для вращения куба и цилиндра, стойка для подвешивания всех трех тел).

3дар- деревянный куб, разделенный на 8 кубиков.

4дар- деревянный куб, разделенный на 8 кирпичиков.

5дар- деревянный куб, разделенный на 27 кубиков, часть из которых делится по диагонали на «крыши».

6дар- деревянный куб, деленный на 27 кирпичиков, часть из которых делится на полукирпичики и бруски.

Каждый дар храниться в отдельном ящике.

Помимо того, что Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Фребель также внес изменения в сам процесс детских игр. Он «очищал» и облагораживал известные народные игры и делал их более благоприятными для развития каждого ребенка.

Другое важное изменение, внесенное им в процесс детских игр, - это текстовое, словесное оформление игры. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам.

Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, - это непременное участие взрослого в детских играх. По мнению Фребеля только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие - для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему.

Таким образом, все это говорит о том, что Фребель внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики и является автором первой системы дошкольного воспитания.

2.2 Критика системы Ф. Фребеля в русской педагогике

фребель педагогический детский сад

Но если в 60-70 годы ХIХ столетия многие педагоги с энтузиазмом следовали системе Фребеля, то, начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевкой системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы.

В журнале «Детский сад», редактором которого являлась А.С.Симонович, уже в 1866 году выходит статья «Самодеятельность моего ребенка» (1866, №8), в которой подвергаются критике детские сады работающие по системе Фребеля, так как она губит личность воспитанника, не оставляя места инициативе и развитию способностей детей. Целью детского сада, по мнению автора, является развитие творчества и самодеятельности ребенка. Поэтому, убедившись в несовершенстве системы Фребеля, А.С. Симонович отказалась от практики механического перенесения его системы в свои детские сады. Она старалась приспособить педагогические идеи Фребеля, творчески обработав их, в отечественную педагогику, применительно к русским условиям. Следуя идеи народности Ушинского, Симонович ввела подвижные игры, которые отражали отдельные моменты из жизни русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами, вместо, заунывных немецких песенок, которым учили детей некоторые отечественные педагоги, слепо следовавшие системе Ф.Фребеля.

Среди членов Фребелевского общества также определились два направления. Сторонники одного стремились внедрить в Российскую практику все элементы фребелевкой системы дошкольного воспитания, широко распространенной в Германии. Представители другой точки зрения опирались на мнение отечественных педагогов, таких как П.Ф.Каптерев, А.М. Калмыкова, Е.Н. Водовозова и др., которые критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

Глубокой критики подверглась система Ф.Фребеля и со стороны нашего русского педагога К.Д.Ушинского. Так в своих высказываниях он обращал внимание на то, что Фребелевская система выражала характерные черты немецкой педагогики - формализм, чрезмерную строгую систематизацию искусственность, ограничение самодеятельности ребенка в играх и занятиях, страсть к морализированию и излишней сентиментальности, что вредно действует на ребенка. Считая ценным в системе Фребеля внимание к игре ребенка, к организации его занятий, К.Д. Ушинский предлагал разработать другую систему игр, учитывающую национальные особенности и традиции России.

На недостатки системы Фребеля указывали, подвергая ее критики, и многие другие прогрессивные русские педагоги, такие как - Е.П.Смидович, Л.Н.Толстой, Е.И.Водовозова и другие. Они отмечали мистически - идеалистическое обоснование Фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механичность и сухость.

Например:

Фребель считал квадрат самой совершенной формой и множество его занятий были основаны на создании геометризированных комбинаций. Он разработал принципы деления квадрата и вырезания разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным чередованием и повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам.

Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаз на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

А в процессе массового использования на практике игры с «дарами», по Фребелю, были извращены и превратились в формальные упражнения. Судя по отзывам многих педагогов (К.Д.Ушинский, С.Л.Бобровская, Е.И.Тихеева и др.), основной перекос состоял в том, что всю активность брала на себя «садовница»: она демонстрировала нужные действия с предметами, сама пела песенки, а ребенок оставался слушателем и наблюдателем. В играх, придуманных Фребелем, было много искусственного, «недетского», а песенки оказались в большинстве своем скучными, отличались морализированием и дидактизмом. Исходный принцип Фребеля - принцип деятельности, собственной активности и творчества ребенка оказался нарушенным. Видимо, такая опасность содержалась в самой методике фребелевских игр: в их жесткой систематизации, завершенность и определенность, излишней проработанности и искусственности. Воспитательница (садовница) должна была воспроизвести чужую методику, которая не оставляла простора для ее собственного творчества. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады подверглись справедливой критике за формализм, педантизм и дидактизм.

Таким образом, отношение к системе Фребеля в России было двояким: одни считали необходимым внедрять ее в том виде, как она применялась в Германии; другие стремились брать из нее только педагогические целесообразное с учетом российских условий. Данная педагогическая система подверглась критики со стороны некоторых российских педагогов. Главными ее недостатками они считали - формализм, педантизм и дидактизм. А система его игр выражала характерные черты немецкой педагогики и не учитывала черты национальных особенностей России.

Массовое же использование «даров» Фребеля утратило свою особенность, и превратилось в ряд формальных упражнения.

Главный принцип системы Фребеля, принцип деятельности так же нарушался действиями «садовницы», при которых ребенок оставался слушателем и наблюдателем.

Заключение

Таким образом, Фридрих Фребель - немецкий педагог, последователь И.Г. Песталоции, разработал оригинальную систему дошкольного воспитания, и является основателем детских садов.

В философском обосновании своих взглядов он говорил о двух целях педагогики - национальной и общечеловеческой. У нее две главные задачи: развитие духовных сил народа и вместе с тем познание человеком Бога, природы и самого себя.

Главной задачей воспитания по системе Ф. Фребель является развитие всесторонне развитого гармоничного человека, и поддержание в нем позитивной врожденной природы. По его мнению, воспитание должно также быть предостерегающим, щадящим и ненавязчивым, соблюдающим принцип деятельности и принцип целостности человека. А практические действия должны сочетаться с чувственными впечатлениями.

Эта система получила распространение в ряде стран Западной Европы и США, а также и в России. Но спустя небольшой промежуток времени отношение к методам и приемам Фребеля в России частично изменилось и подверглось критик со стороны ряда отечественных педагогов.

Но многие главные положения педагогической системы Фребеля сохраняют свою актуальность, и по сей день.

Библиография

1. «Детский сад Фридриха Фребеля». Журнал «Дошкольное воспитание» №3. 2003г.

2. Егоров В.Ф., Лыкова С.Ф., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-320с.

3. История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / ред. Л.Н.Литвина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие/ Сост. С.Ф.Егорав, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; Под.ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 440с.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. Образование» / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 119с.

6. Фребель Ф. Детский сад. / Пед. соч. М., 1913 Т.2.

7. Ятефанова Н.Н. Классические системы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов средн. спец.учеб. заведений. / Н.Н. Ятефанова - М.: АСТ; СПБ.: Сова 2008. - 126с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Понятие педагогической системы и ее структурные компоненты. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Инновационные образовательные системы XXI века. Наиболее известные в мире "новые школы" XX столетия.

    презентация , добавлен 18.06.2011

    Обзор истории педагогики с позиции различий между подходами к пониманию человека. Педагогическая система К. Дуэк. Влияние концепции на понятия психологии личности, их философско-антропологические основания. Подход к человеку как к обучающемуся существу.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2015

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Анализ системы преподавания предмета, производственного обучения, воспитательной работы, конфликтной педагогической ситуации. Система теоретического обучения. План-конспект производственного обучения. Психолого-педагогическая характеристика группы.

    отчет по практике , добавлен 29.04.2009

    Педагогическая система К.С. Станиславского: сущность, структура, история возникновения. Исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театра при использовании принципов педагогической системы Станиславского.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Изучение биографии А.С. Макаренко и основных положений его педагогической системы. Характеристика современных воспитательных колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях закрытых учреждений.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие авторской педагогической системы, реализация авторских подходов к обучению и воспитанию. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система по формированию умений. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    История создания Вальдорфских школ, основные методы преподавания. Суть и специфика данного вида образования. Недостатки педагогической составляющей философии Штайнера. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных, суть методики, развивающие игры.

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

«Будем жить для наших детей!»

Девиз Фридриха Фрёбеля

Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, первый разработчик методики работы детского сада.

Ещё во младенчестве Фридрих Фрёбель лишился матери и воспитывался прислугой, старшими сёстрами, братьями и мачехой.

В 1805 году Фрёбель посетил и изучил учебное заведение Иоганна Генриха Песталоцци в Швейцарии. В 1808 году он поступил учителем в эту школу.

В 1816 году Фридрих Фрёбель открыл в деревушке Грисгейме (Германия) первое учебное заведение, организованное по своей системе.

В 1826 году был издан главный труд Ф. Фрёбеля: О воспитании человека. Автор писал, что человек по своей сути – творец, а воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков.

В 1840 году Фридрих Фрёбель переселился в г. Бланкенбург (Германия), где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его Детским садом / Kindergarten , где основное внимание уделялось играм и проявлению ребёнком заложенных в нём способностей. Этот детский сад через 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. И Фридрих Фрёбель начал вести подготовку «детских садовниц» - воспитательниц.

В 1851 он открыл детский сад в г. Мариентале (Германия), в этом же году по приказу властей все
детские сады запрещены как составляющие часть из-за боязни распространения идей …атеизма.
Это стало шоком для педагога и приблизило его смерть...

«Детские сады хотя и появились в различных местах Германии и Швейцарии, но до сих пор ещё явление новое, которое, как и всякое новое явление, вызывает два крайне противоположные мнения, а истина, как и всегда, лежит посередине.

Сторонники детских садов видят в них начало совершенного переворота в педагогике и считают Фрёбеля отцом будущего и единственно правильного искусства воспитания; они ожидают от детских садов ни больше, ни меньше, как пересоздания человеческого рода.

Противники детских садов, наоборот, видят в них учреждение не только бесполезное, по чрезвычайно вредное, врывающееся насильно в свободную жизнь ребёнка, систематизирующее и механизирующее эту жизнь, а потому подавляющее естественное развитие детской природы.

Ребёнок не играет и не мечтает, как ему хочется, а - по узкой, искусственно придуманной системе, и развитие его потому идёт гораздо хуже, чем развитие ребёнка, совершенно предоставленного самому себе.

Не будучи предубеждённым противником или защитником детских садов, я осматривал их с целью самому узнать правду и пришёл к тому убеждению, что идея детских садов, как и всякая новая педагогическая идея, слишком раздута, что ей придано слишком много важности, что на неё взвалено слишком много ожиданий; но что в ней есть зерно правды, которое, с течением времени, очистившись от своей шелухи, ляжет в общую сокровищницу педагогических приобретений человечества, т. е. и с этой идеей случится то же, что и с другими педагогическими идеями, как, например, с идеей взаимного обучения, с идеей Жакото и с идеей наглядности. […]

Несомненная заслуга Фрёбеля состоит в том, что он первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления, наклонности и взглянул на детскую жизнь, как на жизнь, относительно полную и законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые.

Педагоги часто забывали, что ребёнок не только готовится жить, но что он уже живёт и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности; но так как в жизни ребёнка игра составляет то же самое, что для взрослого человека всякая, так называемая, серьёзная деятельность, то естественно, что Фрёбель обратил преимущественное внимание на игры детей.

Как всякий нововводитель, он слишком увлёкся, слишком систематизировал их и придумал много таких, в которых мало детского, потому что придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Фрёбель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками и в которые играет и русский мальчик, и маленький итальянец, и маленький индиец на берегах Ганга, в которые играют наши дети и играли дети древних греков и римлян.

Детские игры ожидают ещё своего историка, который с удивлением заметит, как какая-нибудь игра с необыкновенной верностью и даже точностью, потерявшей иногда всякий смысл, передавалась из поколения в поколение, через несколько тысячелетий. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики; но в играх, придуманных Фрёбелем, как я уже сказал, много искусственного и не детского.
Песенки, по большей части, скучны, натянуты, написаны очень дурными стихами, которые, по замечанию швейцарского педагога Фрелиха, могут только портить вкус ребёнка, а главное, проникнуты несносным для детей дидактизмом.

Странно даже, как Фрёбель, знавший так хорошо детскую природу, выпустил из виду то, что мораль в песнях ничему не может выучить пятилетних детей. Здесь он был, кажется, увлечён общей немецкой страстью морализировать кстати и некстати. Однако же игры Фрёбеля, а ещё более придуманные им, или собранные детские занятия имеют много достоинств, - и в руках хорошей наставницы, понимающей инстинктивно потребности детской природы и умеющей удовлетворять им, для которой главное не система Фрёбеля, а самые дети, приносят много пользы.

Но много ли таких наставниц?

Сами фребельянцы сознаются, что очень мало, и этим стараются оправдать неуспех детских садов во многих городах».

Ушинский К.Д., Отчёт о командировке за границу, в Сб.: История дошкольной педагогики в России / Сост.: Е.А. Гребёнщикова и др., М., «Просвещение», 1976 г., с. 212-214.

После смерти Фридриха Фрёбеля его последователями в Берлине было создано «Фрёбелевское общество».

Глава 5

Общественное дошкольное воспитание детей трудящихся в Западной Европе в концеXVIII - началеXIXв.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности.

Проблемы призрения малолетних детей, а также подготовки их к производительному труду приобрели злободневный характер. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: “женские школы”, “игральные школы”, “убежища”, а также “школы для плетения из соломы”, “школы для вязания кружев и т. п Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к. производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием “Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл “школу для маленьких детей”. В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспитания детей рабочих, ремесленниковикрестьянв духе строгой дисциплины, протестантской морали, мелкобуржуазных добродетелей.

Для обеспечения своего содержания в школе, а главное - прибыли устроителю, предпринимателю малолетние дети должны были, как взрослые, работать на производстве.

Конечно, прогрессивные общественные силы пытались бороться с таким направлением школ для детей трудящихся, пытались преодолеть их эксплуататорскую сущность, добиваясь превращения их в воспитательные учреждения. Но, естественно прогрессивные педагогические идеи прививались в той или иной мере только в очень немногих из этих учреждений. Только некоторые “школы для маленьких детей или “игральные школы”, где основным контингентом были дети зажиточных бюргеров (горожан), отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоническом развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и производительный разносторонний труд детей как средство их нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Очень редко, при стечении случайных благоприятных обстоятельств, элементы складывающейся прогрессивной системы воспитания проникали в школы для детей бедняков-тружеников.


Фридрих Вильгельм Фребель был видным представителем педагогики первой половины XIX в., он сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

Жизнь и деятельность Фребеля

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано. осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци - директором образцовой школы г. Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805-1807).

1807-1810 гг. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811-1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей.

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение “Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность.

Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд “К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу “Воспитание человека - главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах.

В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении “вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название “Детский сад”.

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838-1840 гг. издавал газету “Воскресный листок под девизом “Будем жить для наших детей”, в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В 1843 г. он опубликовал “Материнские и ласкательные песни”, в 1844 г. под его редакцией вышли “Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге”, в 1851 г. им был издан “Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни”. Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга “Педагогика Детского сада (в России переведена и издана в 1913 г. под названием “Детский сад”).

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку “детских садовниц - воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.