Микроклимат в санпин для детских дошкольных учреждений. Микроклимат дошкольных учреждений

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха , вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

То есть практически все свои внутренние силы организм человека затрачивает только на обеспечение нашей жизнедеятельности, почти не оставляя ресурсов на поддержание нормального функционирования своих органов, на воспроизводство затраченных средств иммунной системы, а следовательно и на борьбу с инфекционными и хроническими заболеваниями, на полное и быстрое восстановление функциональных возможностей организма в целом.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–4° (с учетом возраста, детей).

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться: радиаторы центрального отопления, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели.

38. Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение

Наиболее распространенными заболеваниями сердца в ран­нем возрасте являются его врожденные пороки и миокардиты. У более старших детей существенное место среди них занимает ревматизм, нередко также приводящий к порокам сердца.

Врожденные пороки сердца формируются на ранних этапах развития эмбриона (на 2–8 неделе беременности) и зависят от анатомических нарушений строения сердца, крупных сосудов и клапанного аппарата сердца. Выявление врожденных пороков сердца обычно происходит сразу после рождения, небольшая часть из них самопроизвольно компен­сируется в первые недели или месяцы жизни.


Причины: экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности (краснуха, алкоголизм матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и др.).

Симптомы весьма многооб­разны и определяются особенностями порока, степенью ком­пенсации и возникающими осложнениями. Чаще всего дети отличаются маленьким ростом, физической слабостью, нередко у них развивается бледность кожных покровов или их синюшность (цианоз). Хроническая кислородная недостаточность приводит к изменению ногтевых фаланг в виде барабанных палочек.

Миокардит – воспаление сердечной мышцы – чаще всего раз­вивается при инфекционных заболеваниях.

Причины: поражение мышцы сердца (чаще всего вирусами), воздействие токсинов (при дифтерии), патологи­ческие иммунные реакции (при ревматизме).

Симптомы могут быть бурными:одышка, сердцебиение, боль в грудной клетке, повышение температуры (или повторное повы­шение на фоне текущего заболевания); но могут быть и малоза­метными:вялость, бледность кожи, «тени» под глазами, синева вокруг рта, избегание физической активности, одышка при на­грузке, «необъяснимые» повышения температуры.

Профилактика: своевременное лечение инфекционных заболеваний.

Без своевременного и полноценного лечения миокардит приводит к существенным изменениям в сердечной мышце.

Ревматизм – хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов и частым поражением суставов.

Причины. Возбудителем ревматизма является стрептококк. Установлено, что для возникновения болезни имеет значение не только нали­чие у ребенка стрептококка, но и особого состояния, повышен­ной чувствительности (аллергии) по отношению к микробу.

Симптомы. Ревматизм развивается постепенно и вначале не дает ка­ких-либо ярких и характерных симптомов. Ребенок становится вялым, у него снижается аппетит, возникают головные боли, боли в области живота, повышенная утомляемость, температура может повышаться, но незначительно (37–37,5 °С). Состояние ребенка то несколько улучшается, то ухудшается, однако даже при видимом здоровье болезнь не прекращается, а медленно и незаметно продолжает развиваться, поражая в первую очередь сердечную мышцу (миокардит), а иногда и клапанный аппарат.

Обморок – легкая форма сосудистой недостаточности, обусловленная гипоксией головного мозга.

Этиология: переутомление, страх, бо­ль, отрицательные эмоции, резкая перемена поло­жения тела, длительное стояние, неполноценное питание, длительное пребывание в душном помещении, интоксикации и инфекционные заболевания и др.

Симптомы. Обмороку предшествуют слабость, тошнота, шум в ушах, головокружение, онемение конечностей, потемнение в глазах, зевание, потоотделение. Бессознательное состоя­ние чаще всего наступает в вертикальном положении больного. Он медленно опускается на землю, лицо бледнеет, зрачки расширяются, кожный покров влажный. Пульс слабого наполнения, артериальное давление снижено, дыхание редкое, поверхностное. Потеря сознания обычно продолжается до 30 секунд, иногда немного больше. В течение нескольких минут после обморока больной испытывает общую слабость, головокружение, разбитость, тревогу.

Создание положительного микроклимата в группе

детского сада

Ввести ребёнка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

ребёнка дошкольного возраста. Детей надо приучать

жить среди людей, формируя у них

определённые психологические качества и навыки общения.

В общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажная задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать её как можно сплочённой. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы. Например: «Как вишенки на ветке – дружат наши детки». Каждое утро можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» или «Утро радостных встреч», которое может стать доброй традицией. Вся группа приветствует входящего, говорим ему комплементы и т. д. Можно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы (раскрасьте вместе, постройте вместе и т. д.). Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу подбираются различные игры и игровые упражнения. Регулярно проводятся занятия и этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т. д. Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. В группе находится «Шкатулка добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в неё красную фишку, за каждый плохой – синюю. Таким образом определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребёнка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы. Совместно с детьми составляются правила группы «Что можно делать, а что нельзя». И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары – практикумы.

Такая система работы по данной проблеме даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи , социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнёра. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями – помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им на всю жизни.

Доброжелательная улыбка педагога, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместное выполнение трудных для ребёнка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребёнка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Мирилка

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мне друг!

И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде, будем!

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.

Еще по теме Микроклимат дошкольных учреждений.:

  1. Гигиенические требования к детским дошкольным учреждениям
  2. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов объединенных дошкольных учреждений
  3. Гигиенические требования к оборудованию помещений дошкольных учреждений
  4. В целях предупреждения пищевых отравлений в дошкольных учреждениях предлагается:
  5. Гигиенические требования к цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений
  6. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольных учреждениях
Консультация для воспитателей

«Создание благоприятного микроклимата в группе»

одна из важных задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

Детей надо приучать жить среди людей,

формировать у них определенные психологические качества

(внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.

Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Оптимальные параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений в количествах, ниже предельно допустимых концентраций, обеспечивают безопасные для здоровья детей условия пребывания в образовательных учреждений любого типа.

Низкие температуры, сквозняки в помещениях провоцируют простудные заболевания у детей. Повышение температуры, наличие вредных веществ в воздухе помещений, в том числе повышенные концентрации углекислого газа, могут стать причиной снижения работоспособности, способствуют при длительном воздействии развитию синдрома хронической усталости, что сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.

В настоящее время в школах, дошкольных учреждениях при проведении капитальных ремонтов в обязательном порядке, выборочно - при текущих ремонтах старые окна с деревянными рамами меняются на современные герметичные конструкции.

При этом далеко не всегда принимаются во внимание требования санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды в помещениях для пребывания детей и подростков.

После замены окон в помещениях температура воздуха может превышать нормируемые показатели (в игровых в дошкольных организациях не ниже 21ºС, в спальнях не ниже 19 ºС; в учебных кабинетах школ 18-24ºС, в спортивном зале, мастерских 17-20ºС).

Для контроля температурного режима групповые помещения в ДОО, учебные помещения и кабинеты в школах должны быть оснащены бытовыми термометрами, вывешенными на внутренней стене помещения на уроне дыхания детей.

Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне. Все помещения образовательных учреждений должны ежедневно проветриваться.

В дошкольных организациях сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проведении проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 С.В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

  • В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
  • В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

Учебные помещения в общеобразовательных учреждениях проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые
перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

  • Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°С и скорости движения ветра не более 2 м/с.
  • При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1-1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5-10 минут.
  • При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Для организации проветривания окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна составлять не менее 1/50 площади пола помещения.

Управление приборами для открытия должно быть доступным, не требующим дополнительных конструкций (табуреты, лестницы-стремянки) для предупреждения травматизма.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать эффективный режим проветривания, направление потока наружного воздуха в верхнюю часть помещения – в подпотолочное пространство, где сосредоточен теплый внутренний воздух, что приводит к распределению температур и формированию нормального воздухообмена в помещении.

На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя. А также не допускается к использованию переносные обогревательные приборы и обогреватели с инфракрасным излучением.

Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства, крепление – безопасным.

Таким образом, соблюдая несложные правила поддержаниям оптимального микроклимата в основных помещений пребывания детей и подростков в образовательных организациях, тем самым осуществляются неспецифические профилактические мероприятия в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРЗ и гриппом.