Отношение к жизни хорошо описывает. Отношение к жизни: не позволяйте людям делать это с собой! Относитесь к переменам как к шансу на лучшую жизнь

Почему одним хронически не везет, а другие бессовестно радуются жизни и в ус не дуют? Ответ прост: первые, как бы они это не скрывали – пессимисты, а вторые – пофигисты. Пессимисты смотрят футбольные матчи по телевизору, бьются в бессмысленной борьбе за свои права и постоянно создают проблемы из ничего, причем не только себе. Пофигисты же в этот футбол играют, знают все свои права и вершат историю. Грань между здоровым пофигизмом и откровенным эгоизмом весьма тонкая, и счастлив тот, кто сумел почувствовать эту золотую середину.

Как отличить пессимиста в толпе? Характерные черты пессимиста

Как отличить пофигиста в толпе? Характерные черты пофигиста

Несложно сделать вывод, что здоровый пофигизм вполне уместен и даже полезен.

Как научиться проще относиться к жизни?

Возможно ли поменять свою пессимистическую установку? В первую очередь, нужно четко отличать банальный примитивный пофигизм от здорового. Банальный пофигизм – это свободный дрейф по течению, эгоизм и неискоренимая лень. Здоровый пофигизм – это талант менять направление течения в нужный момент, широта души и легкость на подъем.

Первые шаги к здоровому пофигизму:

  • Отдых (досуг) – это то время, которое никто не вернет. От наполнения жизни зависит и сама жизнь: позитив дает на выходе позитив, негатив – негатив в прогрессии. Заполняя жизнь положительными эмоциями, а отдых – любимыми занятиями, мы даем своему сознанию правильную созидающую установку.
  • Нытье и жалобы на жизнь – табу . Даже в кругу семьи.
  • «Жалкие людишки», «гнусная продавщица», «гад-гаишник»… Меняем установку . В каждом человеке можно увидеть хорошее. Нужно просто захотеть.
  • «Я никогда не заработаю на квартиру (машину, микроволновку, фикус…)». Под лежачий камень вода не течет . Чтобы чего-то получить, нужно приложить усилия. Причем с улыбкой на устах и с установкой «мне все по плечу». Сначала – цель, потом пошаговый план, затем – уверенное следование к цели. Даже если идти до нее придется несколько лет. Хочется стать великим фотографом? Значит, хватит пускать слюни под работами профессионалов, а фотоаппарат в руки – и на курсы. Мечтается о лаврах писателя? Найдите свой жанр и учитесь жечь глаголом сердца людей.
  • «От меня все равно ничего не зависит», «Я все равно не смогу»… Глаза боятся, а руки делают! Ожидая неудачи, человек притягивает ее. «Заказывайте» для себя только позитив. Установка – «я смогу», «я умею», «я справлюсь». И помните истину – «если долго вглядываться в пропасть, пропасть начинает вглядываться в тебя».
  • Деньги. Их никогда не бывает много. Просто одному не хватает на хлеб, а другому – на алмазную икру или пятую яхту. Здесь придется определиться. Если просто жизнь без долгов вполне устраивает, то пора прекращать жалобы на нехватку денег и начинать наслаждаться рыбалкой, пикниками и душевными встречами с друзьями под рюмочку чая. Если же амбиции разрывают изнутри, то обо всем вышенаписанном следует забыть и поменять свой образ жизни, сосредоточившись на дороге, ведущей к обогащению.

Как притянуть деньги. Методика пофигиста

В первую очередь, следует определиться – а сколько, собственно, Вам нужно? Определились? Запишите сумму в блокнот и читайте дальше. Присутствие у Вас хоть одного из перечисленных пунктов и есть – Ваше препятствие на пути к богатству:

Ни один пункт не подошел? Тогда смело определяйтесь со своим занятием на будущие несколько лет, сопоставляйте написанную в блокноте сумму с выбранным занятием и вперед. Не получается? Перечитайте пункты еще раз.

Притягиваем здоровье -философия пофигиста

Здоровье не купишь – не зря так говорят. И все великие заработки – пыль, по сравнению со здоровьем и его ролью в жизни. Сначала мы работаем, чтобы тратить деньги на удовольствия. Заработав, понимаем, что эти удовольствия нам уже противопоказаны по состоянию здоровья. Только реально работая над собой, можно добиться результатов.

Здоровый пофигизм. Постулаты

Пофигизм не является наплевательским отношением ко всем и вся. Здоровый пофигизм – это грань между равнодушием к негативу и абсолютным безразличием ко всему с симптомами эгоизма.

Десять рецептов здорового пофигизма:

  1. Гоните отрицательные мысли . Сразу! Едва только такая мысль пытается прокрасться в голову. Ловите ее на пороге и гоните прочь. Способов для этого вагон и тележка. Подсознание человека – это солдат, безусловно подчиняющийся безапелляционным приказам. Например, крикните ей мысленно – Вон! Это действует.
  2. Не тратьте нервные клетки . Они не восстанавливаются. Все, что должно случиться, все равно случится. Хотите вы этого или нет. А если уже случилось – то нервничать вообще нет смысла, нужно либо действовать, либо махнуть рукой.
  3. Каждый день обязательно и неукоснительно уделяйте себе и своему любимому занятию хотя бы час (а лучше два) свободного времени. Наплевав на немытую посуду, завалы игрушек в детской комнате, напоминающей минное поле, и возмущение членов семьи, друзей и всех остальных.
  4. Научитесь себя любить. Найдите время, чтобы поваляться в ароматной ванне и привести себя в порядок до уровня «почти с обложки». Заварите себе чашку кофе и выпейте его вприкуску с любимым пирожным за чтением интересной книжки или сплетен в интернете.
  5. Научитесь абстрагироваться полностью от всего. Хоть на пять минут в час забудьте о проблемах «мирового масштаба» и просто наслаждайтесь жизнью.
  6. Научитесь встречать свое утро с улыбкой , ведь известно, что как встретишь утро – так пройдет весь день. А нужно-то не так много — любимая музыка, вкусный завтрак, улыбка своему отражению и психологический настрой.
  7. Научитесь управлять подсознанием. Это вы должны давать ему установки, а не наоборот. Не стоит придавать слишком большого значения ничему. Тем более что, как говорил Соломон, все проходит.
  8. Забудьте об иллюзиях идеальной жизни . В ней всегда будут проблемы. Плохая погода, вранье и предательства, испорченные продукты из магазина и пр. Научитесь не замечать эти проблемы.
  9. Не воспринимайте мир, как место выживания . Жизнь слишком короткая, чтобы тратить ее на депрессии и борьбу. Получайте от нее удовольствие и воспринимайте как игру.
  10. Примите как факт, что Вы заняты не своим делом, или идете не той дорогой, когда что-то дается вам ценой неимоверных жертв и усилий. Найдите себя . Не бойтесь экспериментировать.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами! Для нас очень важно знать Ваше мнение!

Относиться к жизни можно по-разному. Мысль банальная, но не лишенная назидательности, которая необходима, на наш взгляд, для начала серьезного разговора об отношении к жизни и взаимопонимании.

Проще всего жить, как живется, и не задумываться о том, что непосредственно не касается насущных проблем. Но чем проще живет человек, чем меньше усилий затрачивает он на организацию своей жизни, тем бесцветней, тем незаметней для других людей он становится.

Чтобы окружающие смогли нас понять, нужны определенные человеческие качества, но чтобы они захотели понять, мало быть просто неплохим человеком, вызывающим смутную симпатию. Необходимо пробудить интерес к себе, к своим замыслам, поступкам, творческим и общественным достижениям. И если человек сам не может понять, для чего он живет, трудно ожидать, что смысл его существования будет понят другими людьми.

Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства - житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму. «Нельзя жить приятно, не живя разумно»,- утверждал древнегреческий философ Эпикур. Непримиримую позицию к тем, кто не способен следовать голосу разума, занимал Диоген Синопский: «Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю».

Нельзя, конечно, буквально понимать древних мыслителей. Каждый из них имел свое представление о разуме и мере его участия в организации человеческой жизни. Вопрос этот относится к категории вечных. О нем спорили в прошлом, спорят и сейчас. Бесспорной остается только необходимость в определении тех жизненных принципов и оценок, без которых существование человека утрачивает индивидуальный смысл и социальное значение.

При всем многообразии индивидуальных представлений о жизни в них всегда можно найти общие черты, связанные с наиболее типичными жизненными позициями при восприятии, осмыслении и освоении действительности. Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. В самых тяжелых обстоятельствах оптимист находит утешение и поддержку в надежде на лучшие времена. Особенно сильны оптимистические тенденции в юношеских представлениях о жизни. В одном из наших исследований мы просили юношей и девушек 15-17 лет назвать события, которые они ожидают в будущем. Были названы сотни различных событий, среди которых практически отсутствовали жизненные ситуации, связанные с поражениями, утратами, неудачами. Среди пожилых людей тоже немало оптимистов. По нашим данным, свыше 60 % видят в будущем больше положительных событий, чем возможных утрат и неудач.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Пессимист-философ обычно приходит к выводу о бессмысленности существования мира и всех его обитателей. Если же пессимист не склонен к философскому восприятию действительности, то он просто досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, как и одтимизм. Потому и чувствуют необходимость друг в друге оптимисты и скептики для гармоничного, уравновешенного совместного представления действительности.

По способу осмысления картины мира различают рационалистов (людей с логическим складом ума) и иррационалистов (людей с преимущественно художественным типом мышления). Иррационалист мыслит образами, он не любит, не понимает и не принимает логику. Вся совокупность причинно-следственных связей между различными явлениями окружающего мира не интересует его, кажется ему упрощением богатства внешнего и внутреннего мира. Абстрактные схемы, лишенные образности, вызывающей эмоции, раздражают его; поэтому он не понимает и не любит абстрактные знания, например, математику. Люди этого типа научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и принципиальной непознаваемости. Главной двигательной силой их деятельности являются эмоции, вызванные целостными образами в конкретном месте и в конкретный момент времени. Они, как правило, хорошо чувствуют различные нюансы человеческих отношений, но хуже справляются с управлением собственным поведением в моменты общения, т. к. собственные эмоции выступают на первый план.

Рационалист анализирует мир явлений логически, стараясь каждому определить место в сложной системе причинно-следственных связей. Не беда, если элементы схемы трудно обнаружить в реальной жизни. Стройность концепции, гармония построенной схемы сами по себе вызывают положительные эмоции. Недостаточность или несогласованность фактов, опровергающих умозрительную концепцию, вызывает отрицательные эмоции и побуждает к поиску возможностей расширения знания. В отношениях с людьми в конкретной ситуации рационалист в большей степени опирается на собственную концепцию характера данного человека, чем на конкретные проявления его поведения.

Но человек не только воспринимает и анализирует окружающий мир, он по мере своих способностей и объективных возможностей преобразует его. По способу преобразовательного отношения к жизни, освоения окружающего мира существуют два основных типа людей: созерцатели и практики.

Для людей с созерцательным типом активности преобладающей является внутренняя активность, «тот процесс, который,- по определению Э. Фромма,- происходит в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не «производится». Созерцательная жизнь, посвященная поискам истины, по представлению Аристотеля, является высшей формой активности.

Практический тип отношения к жизни характерен для людей, предпочитающих реагировать на внешнее влияние непосредственным действием. Практик нередко начинает действовать, не тратя времени на обдумывание плана действий. Он корректирует свои поступки непосредственно в процессе деятельности, не анализируя причин и не задумываясь над последствиями. Действия его, как правило, решительны, и если он не «наломает дров», то может совершить много полезных дел, пока созерцатель будет обдумывать проблему со всех сторон и осмысливать ее в глобальном масштабе.

Невозможно, да и не нужно оценивать, какой из этих типов отношения к жизни лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Но одно несомненно: в поисках смысла жизни, своего места, роли и миссии в ней человек должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы его индивидуальные особенности и способности получили развитие и могли в полной мере раскрыться и реализоваться в продуктах деятельности. Какого же, собственно, результата вправе ожидать человек, затрачивающий усилия разума и воли на организацию своей жизни? По каким критериям можно делать выводы о разумности или неразумности принципов распоряжения собственной жизнью, своими способностями и объективными возможностями?

Одним из важнейших критериев является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

Но даже в тех случаях, когда современники не способны оценить по достоинству опережающее время открытие ученого или произведение мастера, мысль о благодарных потомках окрыляет его, результаты труда видятся ему признанными и служащими человечеству. Каждому человеку знакомо, как возрастают его силы и энтузиазм, когда он знает, что результат его работы действительно кому-то нужен, и как опускаются руки от бессмысленного труда. Не формальные лозунги типа «Во благо общества» повышают отдачу человека, а чувство личной уверенности в том, что все им сделанное сегодня, сейчас, в данную минуту, кому-то нужно и кто-то с нетерпением этого ждет. Речь идет о необходимости создания таких экономических и психологических условий, в которых каждый человек может ощущать полезность для других затраченных им душевных, интеллектуальных и физических усилий.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами) является вторым критерием разумной ее самоорганизации. Как показывают социально-психологические исследования, в том числе и проведенные нами, жизненная удовлетворенность. тесно связана с продуктивностью. Причем не только той, которая уже достигнута, но и планируемой. Может ли быть удовлетворен своей жизнью человек, отдавший все свои силы достижению материального благосостояния или сумевший таким образом организовать свою жизнь, что развлекательный досуг имеет в ней первостепенное значение? Можно иметь разные гипотезы, особенно наблюдая или испытывая все тяготы отсутствия не только комфортных, но и мало-мальски нормальных бытовых условий. Однако данные опроса более чем тысячи людей пенсионного возраста показывают, что решающую роль в удовлетворенности жизнью играют не материальные факторы и не благоприятные условия отдыха и развлечений, а продуктивность жизни.

Чтобы правильно оценить эти данные, необходимо различать чувства удовлетворенности и удовольствия. Чувство удовольствия выступает положительным эмоциональным фоном потребительской деятельности, в результате которой человек имеет возможность удовлетворить свои первичные потребности. Но основной характеристикой этого чувства, отличающей его от удовлетворенности, является кратковременность. Удовлетворенность является значительно более устойчивым эмоциональным состоянием. Возникает и формируется оно в результате продуктивной преобразовательной деятельности, направленной на производство материальных и духовных ценностей и далеко не всегда сопровождающейся непосредственным чувством удовольствия. Устойчивость чувства удовлетворенности порождается, с одной стороны, тем, что результат труда является реальным подтверждением ценности, небессмысленности собственной жизни.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.

Так выразил Владимир Высоцкий желание подвести итог, которое возникает практически у каждого человека на разных этапах жизненного пути.

С другой стороны, результат труда, особенно если в нем испытывают заинтересованность другие люди, вызывает одобрение, похвалу, признание особых способностей и мастерства часто не только в момент его достижения, но и спустя определенное время. Чем долгосрочнее продукт деятельности, тем более длительный положительный отклик со стороны других (все новых и новых) людей испытывает человек. Это создает условия устойчивости чувства удовлетворенности.

Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой - это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком - это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

В нашем сознании формируется идеальный образец собственного поведения - представление о том, как надо держаться, говорить, поступать в различных ситуациях. Если удается повести себя в соответствии с этим идеалом, человек испытывает чувство удовлетворенности собой. Если реальное поведение не соответствует образцу, то чувство неудовлетворенности чаще всего переносится на тот объект, по отношению к которому не удалось повести себя должным образом. В целом этот механизм выполняет определенную защитную функцию, так как люди, склонные к постоянному самообвинению, по данным известного польского специалиста в области психологии эмоций Я. Рейковского, в значительно большей степени подвержены болезням стресса.

Третьим важным критерием разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. Разумеется, не все люди имеют равный исходный уровень: одни рождаются более ослабленными, с наследственной предрасположенностью к тому или иному заболеванию, другие подрывают свое здоровье в силу вынуждающих причин или по собственной халатности. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Конечно, есть примеры высоких образцов мужества и воли, когда, преодолевая тяжелую болезнь, люди создавали замечательные творения. Но чаще всего человек, ослабленный болезнью, малопродуктивен, малоинтересен окружающим, которые только из вежливости или из сострадания будут стараться понять его. Да и он сам, в силу естественных причин, сферу своих интересов, мыслей и чувств сосредоточивает на том, где болит сегодня и чем это вызвано.

О разумной организации жизни можно говорить лишь в том случае, когда состояние здоровья, независимо от исходного уровня, улучшается или не ухудшается. Даже замедление темпа ухудшения в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что принципы организации жизни выбраны правильно. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

Обобщая опыт собственных исследований и многочисленные социально-психологические, социологические и геронтологические данные, мы предлагаем читателю ряд основных принципов разумной организации жизни:

  • перспективность,
  • определенность,
  • ритмичность,
  • тренировка,
  • общительность.

Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет. Г. Селье отмечает, что отдаленная цель, которую ставит перед собой человек, позволяет устранить ведущие к дистрессу постоянные сомнения в правильности своих решений и поступков.

Конкретное содержание целей может быть различным, оно зависит и от возрастного этапа жизненного пути человека, и от его личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентации. Но существуют и некоторые общие закономерности, свидетельствующие о том, каким образом наличие и содержание жизненных целей влияет на продуктивность, удовлетворенность и самочувствие.

В 1978-1979 и в 1981-1983 годах нами проводилось социально-психологическое исследование людей в возрасте 50- 70 лет, проживающих в Киеве. Данные этого исследования убеждают, что люди, жизненные цели которых носят общественно значимый характер или отражают индивидуальные духовные интересы, направленность на творческие занятия, имеют заметно более высокие показатели жизненной удовлетворенности, самочувствия, настроения. Они гораздо реже вступают в конфликты с близкими людьми, жалуются на непонимание со стороны окружающих. Однако нельзя не отметить тот тревожный факт, что таких людей было очень мало - от 4 до 13 % в различных социальных группах.

Значительно большее число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже - «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет и на отношение людей к долголетию. На вопрос: «Хотите ли Вы дожить до 100 лет?» 55 % женщин и 39 % мужчин дали отрицательный ответ. На уточняющий вопрос: «Почему же?» люди, как правило, отвечали: «Не хочу быть беспомощным», «не хочу быть в тягость детям», «не хочу быть в тягость самому себе», «не хочу быть обузой», «не хочу быть немощной старухой» и т. п. Не имея перед собой жизненной цели, не зная, чему посвятить свободное время, силы и способности, многие, еще практически здоровые люди мысленно живут будущей беспомощностью, негативными переживаниями будущего. Именно будущего, а не настоящего, поскольку в нашей выборке были люди, 70 % из числа которых не достигли 60 лет, а остальные - 70 лет; причем большинство из них не относило себя не только к категории старых людей, но и пожилых.

Уже по характеру ответов на вопрос о причинах нежелания жить долго можно видеть влияние на оценку жизненной перспективы взаимоотношений с близкими людьми. Это не случайно. Дело в том, что жизненные цели многие пожилые люди тесно связывают с делами и заботами своих детей и внуков: «Хочу, чтобы сын поменял место работы», «чтобы дочь разошлась с мужем», «чтобы внучка поступила в институт» и т. п. Происходит своего рода компенсация отсутствия жизненных целей, связанных с самореализацией, целями устройства жизни взрослых детей. Однако такого рода компенсация, содержание которой часто вступает в противоречие с планами самих детей, часто приводит к напряженности в семейных отношениях.

Тесно связывая свои жизненные цели с судьбой детей, пожилые люди практически пытаются разумно, с их точки зрения, организовать не свою жизнь, а жизнь других членов семьи. При этом типичными в нашем исследовании являлись жалобы на несамостоятельность взрослых детей (в материальном отношении, в сфере домашнего хозяйства и т. п.). В данном случае налицо очень противоречивое отношение: с одной стороны, стремление опекать, с другой - недовольство несамостоятельностью. Такое психологическое состояние, предрасполагающее к конфликтам, часто усугубляется и тем, что отсутствие собственных жизненных целей, связанных с самореализацией, само по себе вызывает неудовлетворенность жизнью, хотя причины этой неудовлетворенности, как правило, не осознаются.

При постановке жизненных целей прежде всего необходимо руководствоваться реальной возможностью их достижения. В противном случае возникает вероятная угроза стресса «рухнувшей надежды». Г. Селье подчеркивает, что стресс «рухнувшей надежды» с значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое давление или же повышенная раздражительность), чем чрезмерная физическая работа. Поэтому необходимо всесторонне оценивать реалистичность намечаемой перспективы и концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации в будущем.

Содержательная реалистичная перспектива необходима на каждом этапе жизненного пути. И впервые человек учится овладевать перспективой собственной жизни в юношеском возрасте. При исследовании жизненной перспективы старшеклассников нами было обнаружено, что подавляющее большинство юношей и девушек 15-17 лет имеет достаточно отдаленные жизненные цели, связанные с будущей работой, продолжением учебы, социальным продвижением, семьей и материальным потреблением. Основная проблема формирования жизненной перспективы молодежи состоит не в дефиците «перспективного» взгляда на будущую жизнь, характерном для представителей старших поколений, а в несогласованности отдаленных жизненных целей с актуальной жизненной ситуацией и ближайшими жизненными планами - учебой и выбором профессии*.

*Подробнее об этом исследовании см.: Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К., 1988.

Обнаруживая реализм в последовательности будущих жизненных достижений, юноши и девушки вместе с тем проявляют чрезмерный оптимизм в определении сроков, с которыми связывают эти достижения. Буквально все, что намечают, они надеются иметь к 30-35 годам. Дополнительным источником, к которому предполагают обратиться молодые люди, планируя крупные материальные приобретения, оказывается прежде всего помощь со стороны родителей - на нее рассчитывает большинство старшеклассников. Около 80 % школьников в осуществлении своих материальных планов учитывают даже помощь родителей будущего супруга. Так что жалобы людей старшего поколения на несамостоятельность детей имеют под собой очень конкретную почву. Сопоставление данных исследования молодежи и людей старшего возраста позволяет сделать вывод о существующем ныне не очень благоприятном симбиозе материального иждивенчества молодежи и духовного иждивенчества родителей, концентрирующих свои жизненные цели на организации жизни детей.

Разумная организация жизни в каждом возрастном периоде требует обязательной реализации принципа перспективности с учетом возрастных особенностей человека и специфики той жизненной ситуации, в которой он находится. Отсутствие развитой перспективы - предпосылка принятия импульсивных жизненных решений, приводящих к психологическим кризисам, нравственной и физической деградации. Реализация принципа перспективности обусловливается тем, насколько последовательно в организации жизни человек придерживается принципа определенности, который характеризует возможности осуществления жизненных целей.

Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

Собственно, планы и помогают человеку оценить реальность целей. Самые возвышенные цели не будут иметь никакой ценности, если неопределенными останутся планы их реализации. Неопределенность жизненных планов приводит к снижению продуктивности деятельности и негативно сказывается на жизненной удовлетворенности людей. И наоборот, даже самая труднодостижимая, на первый взгляд, цель является реальной, если человек достаточно конкретно представляет каким способом он собирается ее достигнуть, какие способности и качества необходимо развивать, чем можно пожертвовать во имя намеченной цели.

Как мы уже отмечали, для юношеской жизненной перспективы характерна недостаточная согласованность отдаленных целей и ближайших планов, связанных с выбором профессии. Возникает своеобразный феномен обратной перспективы, когда более отдаленные предметы видны отчетливее, чем близкие. Неопределенность планов даже при наличии цели лишает человека самостоятельности, делает его зависимым от обстоятельств и, как показали наши исследования, снижает уверенность в возможности достижения жизненных целей.

Неопределенность планов - проблема в большей мере социальная, чем индивидуально-психологическая. Если в обществе не созданы объективные условия для реализации тех или иных целей, то трудно ожидать, что большинство людей будет вовлечено в конкретную деятельность. Абстрактность профессиональных намерений старшеклассников - не столько проявление их легкомыслия, сколько отсутствие целенаправленной профориентационной работы, отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи. Но у молодежи, по крайней мере, есть общая схема жизненной самореализации - окончание школы, поступление в вуз, техникум или профтехучилище, начало работы, профессиональное продвижение, создание семьи и т. д. В этом отношении в наиболее, невыгодном положении находятся пожилые люди, для которых выход на пенсию фактически обрывает перспективу, поскольку в обществе отсутствует институализированная система вовлечения пенсионеров в различные формы социальной активности. Поэтому не случайно для большинства пожилых людей характерна неопределенность жизненных планов в связи с пенсионным периодом жизни.

Мы нередко сетуем, что в нашей стране много творчески одаренных людей в научной, инженерной, художественной деятельности, чьи открытия, изобретения, произведения искусства не становятся общественным достоянием. Их печальный пример, когда на пути творческой личности возникают непреодолимые бюрократические барьеры, - не лучший стимул для повышения массовой творческой активности. Человек не станет стремиться к высоким целям, если не увидит общественно поощряемых путей их реализации. В настоящее время предпринимаются шаги для создания социальных условий, способствующих повышению определенности планов самореализации личности в общественной и творческой деятельности. Атмосферу гласности и демократизации, поощрения инициативы и различных форм общественной и творческой самоорганизации наше общество выстрадало дорогой ценой, одна из составляющих которой - пассивность большинства людей, в том числе и пассивность в отношении к собственной жизни, неумение и нежелание серьезно и заинтересованно относиться к ее планированию.

Есть, конечно, и психологические факторы неопределенности жизненных планов - инфантилизм, детская уверенность взрослого человека в том, что все в мире происходит в соответствии с его желаниями и надеждами, фаталистический взгляд на происходящее, изначально отвергающий любые попытки повлиять на собственную судьбу. Может быть, и проще жить, не заботясь о будущем, и делать первый шаг, не думая о том, сколько еще нужно пройти до цели. Но менее всего подобное отношение к жизни опирается на разум. Руководствуясь сиюминутными настроениями, капризами и житейской изворотливостью, человек может как-то устраивать свою жизнь, но расплачиваться за это приходится главным - смыслом жизни, который вынесен далеко за пределы непосредственных побуждений. Определенная последовательность жизненных планов требует соответствующего ей жизненного ритма.

Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию. Планы осуществления различных жизненных целей, как правило, конкурируют, накладываясь на один и тот же период времени. Кроме того, человеку необходимо постоянно решать непредвиденные проблемы, выполнять неожиданные задания. Если у человека нет хотя бы ориентировочного режима дня, то буквально ежечасно ему приходится решать проблему выбора - чем заняться сейчас, а что отложить на будущее. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решения, связанные с возможностью выбора, приводят к резкому повышению нервно-психической активации. И если активация превращается в перманентное состояние, это вызывает перегрузки, чреватые болезнями стресса. Чтобы ситуации выбора свести к необходимому минимуму, следует ряд постоянно планируемых действий автоматизировать, т. е. регулярно выполнять их в одно и то же время. При этом необходимо приспосабливать их к индивидуальным психофизическим ритмам. Известно, что одни люди более продуктивны в первой половине дня, другие - в вечернее время. Исходя из этого, можно наиболее простые действия, доведенные до автоматизма, выполнять в наименее продуктивные периоды, оставляя для творческих занятий время лучшей работоспособности.

Это не значит, что человек постепенно превращается в автомат, работающий в строгом временном режиме. Наоборот, сэкономленная нервно-психическая энергия в этом случае будет направлена дополнительно на решение творческих задач и неожиданно возникающих проблем выбора. Так, например, двигательный автоматизм освобождает нас от необходимости следить за каждым своим шагом.

Ритмичность - это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

В молодости человек легко приспосабливается к смене ритмов жизнедеятельности. Отсюда тяга к перемене мест, отсутствие устойчивых стереотипов поведения. Для молодых, писал С. Цвейг, покой - это всегда само беспокойство. С годами человеку все сложнее адаптироваться к изменению привычного жизненного ритма. Эту возрастную психологическую особенность отмечал М. Монтень: «Я не в том возрасте, когда нам нипочем резкие перемены, и мне не сжиться с новым и неизведанным образом жизни».

Попытки пожилых людей полностью воспроизводить молодежный ритм жизни, как правило, заканчиваются разрушительно для здоровья. С точки зрения проблемы взаимопонимания, в той же мере неоправданными являются попытки представителей старшего поколения вынудить молодежь к принятию собственного привычного ритма жизни. Отголоски именно этой тенденции звучат в набившей оскомину борьбе с молодежной модой, свободной манерой общения, стремлением к переменам в собственной жизни и в жизни общества.

В свою очередь, молодые люди далеко не всегда считаются с возрастными особенностями ритма жизни и деятельности пожилых людей, что, по данным нашего исследования, является одной из причин возникновения конфликтов между представителями младшего и старшего поколений.

Поддержание рационального жизненного ритма - необходимая предпосылка для эффективной деятельности и рационального образа жизни. Необходимая, но не достаточная. Многое зависит от уровня функциональной подготовленности человека к той или иной деятельности. Хотя следующий принцип организации жизни мы назвали принципом тренировки, его смысл и значение охватывают не только физические кондиции человека, но и способность к активной деятельности в других сферах, в том числе в сфере духовной жизни.

Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Ни у кого не вызывает сомнений полезность тренировки для поддержания и развития физической (мышечной) активности. Всем известно, что регулярные физические упражнения способствуют профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. писал, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье своим больным посредством упражнений. Но принцип тренировки не может быть ограничен только физическими упражнениями. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. «Есть два рода упражнения,- говорил Диоген Синопский,- одно - для души, другое - для тела... Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом.

Интересный анализ социального значения античной аскезы (дословно - упражнения) проведен Е. Г. Рабинович. Аскеза, которая, как и всякая тренировка, имеет своей основной целью предельное развитие способностей, в кастовом обществе является преимущественным правом господствующей касты. Усложненное дополнительными обязательствами поведение становится самоцельным средством демонстрации превосходства над окружающими. Чем более высокий социальный статус стремился приобрести человек, тем более сложные дополнительные правила собственной жизни он принимал. Именно этим, с точки зрения автора, объясняются усложненные, необычные правила жизни многих философов, в частности пифагорейцев, стремившихся к статусу богоравных.

Данные многих современных исследований подтверждают, что постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций. Как правило, с возрастом у людей лучше сохраняются те функции, на которые ложилась основная нагрузка при выполнении профессиональной деятельности. Например, у водителей с возрастом острота зрения снижалась меньше, чем у других людей в целом. Измерение интеллектуального уровня пожилых людей разных профессиональных групп выявило не столько количественные, сколько качественные различия: бухгалтеры и преподаватели математики обнаружили более высокие показатели сохранности интеллекта по результатам счетных тестов, а редакторы и преподаватели литературы получили более высокие баллы по вербальным (речевым) тестам. Следовательно, тренировка тех или иных функций обеспечивает их развитие и возрастную сохранность.

Устойчивость к стрессам также достигается тренировкой. У животных, которые долгое время переносили небольшую боль (несильные удары током), лучше идет заживление ран, они быстрее адаптируются к стрессам, чем животные, не подвергавшиеся такому воздействию. Есть предположение, что спортивные болельщики, переживающие во время соревнований, испытывают мини-стрессы, и это является своего рода стрессовой тренировкой. Активная тренировка как существенная возможность предотвратить неблагоприятные последствия сильных стрессов положена в основу метода «скоростной терапии». Пациента призывают мысленно представить и почувствовать какую-нибудь (опасную) ситуацию, и в момент кульминации, когда возникает паническое состояние, учат расслабляться и глубоко дышать, так как при сильном стрессе перехватывает дыхание, наступает гипоксия. Тренировка позволяет приучить организм к борьбе с ней, что повышает устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Постоянные упражнения полезны не только с точки зрения повышения физической, эмоциональной и интеллектуальной готовности к деятельности. Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы и глубокая внутренняя опустошенность неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

Мир - это огромный океан с множеством течений и характеров его «обитателей». Погружаясь слишком глубоко, порой мы просто теряем себя, свои ориентиры. Суета и рутина, стрессы и страхи становятся нашими спутниками. Для того чтобы океан не превратился в болото, нужно знать, как проще относиться к жизни. И это совсем не значит плескаться на мелководье. Это значит рациональное погружение с минимумом последствий и максимумом удовольствия.

В чем причина?

Самоотверженное отношение к окружающему миру - это весьма бесполезное и бессмысленное занятие. Оно напоминает беговую дорожку, однажды ступив на которую, уже сложно остановиться. Чтобы и найти кнопку выключения этой программы, необходимо найти ее причину. Только трезво осознав ее, можно спроектировать свое дальнейшее поведение и понять, как относиться к жизни проще.

Страхи

Очень часто мы становимся заложниками страхов. А страхи, как известно, парализуют, мешают нам легко и уверенно двигаться вперед. Они различны по своим размерам и проявлению. Это могут быть страхи за близких людей, боязнь совершить ошибку, потерпеть неудачу, получить осуждение и т.п. Несмотря на мотив, страх всегда несет в себе разрушение, застой, апатию. То есть депрессию.

Разберемся со всем по порядку, чтобы объективно оценить свои возможности и помехи к их реализации.

Ошибки

Жизнь - это огромная лаборатория для всевозможных экспериментов. Абсолютно все люди совершают в ней ошибки. Кто-то больше, кто-то меньше. У одних они значительные, у других - мелкие ляпы. Тем не менее, они есть и на них надо учиться. Бояться значит плыть по течению хрупкой соломинкой в ожидании нового водоворота. Как видно, это бессмысленно. Поэтому ошибки можно и нужно совершать, но совершать разумно, делая выводы и не возвращаясь больше к неудачному опыту.

Ответственность

Проблема многих людей заключается в том, что они ответственны больше, чем это требуется. За родных, за друзей, за коллег, за детей, за соседей… Этот список можно продолжать бесконечно. Отчасти это может быть оправдано, например, в отношении маленьких детей. Но в совокупности такая перегрузка не просто тяготит, но и разрушает человека. А ведь достаточно быть ответственным за свою жизнь, выбор, поступки.

Есть и другая сторона проблемы ответственности. Когда в своих неудачах, промахах, нереализованных желаниях человек винит окружающих. Если не нравится работа и маленькая зарплата, значит, плохой и жадный начальник. Если семейные отношения за многие годы не принесли счастья, то виноват, конечно, супруг, который отнял красоту и время… Это просто, абсурдно, но не меняет ситуацию в положительную сторону. А ведь мы сами когда-то сделали свой выбор и теперь должны отвечать за него. Только почему-то забываем об этом, когда нам это удобно.

Вредные привычки

Речь здесь пойдет вовсе не о курении, алкоголе и прочих зависимостях, а о таких явлениях, как зависть, раздражительность, сплетни. Они тоже стали вредными привычками большинства людей. Стать их заложником - значит, потратить время зря. А жизнь у нас всего одна. И стоит ли ее транжирить на такие скверные мелочи? Все три явления взаимосвязаны между собой и порождают одно другое. Как правило, возникают они потому, что человек недоволен своей жизнью, но, пытаясь компенсировать собственные неудачи, он пускается во все тяжкие, дабы очернить ближнего. Вот только его жизнь от этого не становится ярче. Постоянная слежка и пересуды чужой жизни разрушают нашу собственную. Если ближний человек столь плох, стоит ли оно того?

Осуждение

Еще один момент, который мешает нам в ответе на вопрос о том, как относиться к жизни проще, это осуждение окружающих. Мы боимся сделать шаг вперед в страхе, как на это отреагируют другие. На уровне психологических процессов это можно описать так. Многие установки привиты нам еще с детства родителями или близкими людьми. Эти мыслеформы на уровне подсознания решают за нас, что правильно, а что нет, что стыдно, а что почетно. И когда человек, вопреки этим установкам, решает поступить по-другому, появляется страх осуждения, стыд, самобичевание и т.п. Только жизнь - наша. И только нам решать, как и из чего ее строить. Поэтому не стоит переживать по поводу мнения окружающих. Да, иногда оно полезно, его надо принимать, чтобы посмотреть на ситуацию со всех сторон.

Как относиться к жизни проще? Психология уже давно сформулировала правила, рекомендации и продолжает их создавать с учетом многоликости предпосылок проблемы.


  • Чтобы быстро освоить, как научиться проще относиться к жизни, необходимо принять золотое правило. Живите здесь и сейчас. Радуйтесь каждому моменту. В рабочей суете мы часто забываем, как это прекрасно дышать, ходить, чувствовать, есть, пить. Встречайте каждое утро с улыбкой и благодарностью. Радуйте себя и близких мелочами. Ведь именно из них и состоит наша жизнь. Чем больше вы наполняете каждое мгновение оптимизмом и радостью, тем легче вам дается осознание, как проще относиться к жизни.
  • Чтобы достичь цели нужно верить в себя и в свои силы. Но вера без дела - ничто! Сидеть и ждать у моря погоды можно бесконечно. Поэтому нужно быть еще и решительным человеком. Не бойтесь рисковать (в разумных целях) и совершать глупости. Конечно, мнение окружающих ценно, но не первостепенно. Если вы совершаете ошибки, относитесь к ним как к опыту. А из него необходимо сделать ценный вывод, чтобы следующая ваша попытка стала победой.

На примере великих людей

Многие выдающиеся ученые и деятели искусства имели непростые судьбы и обстоятельства жизни. Но это не помешало им преодолеть трудности и стать известными. Сегодня их цитаты, как проще относиться к жизни, служат для нас полезными ориентирами. Это те же правила и психологические техники, которые были созданы чужим горьким опытом. Но, как правило, осознать их в полной мере удается лишь после собственных разочарований. Прислушиваться к советам успешных людей стоит. Перенять от предшественников оптимизм, усердие и целеустремленность не помешает. Но путь и ошибки у вас все равно будут свои.

P.S.

Чтобы понять, как проще относиться к жизни, нужно просто не воспринимать все больше, чем оно есть. Необходимо воспитывать в себе позитивное мировосприятие, трезво оценивать ситуацию и свои возможности. Совершать безумства - это не стыдно, а даже иногда полезно. Совершать ошибки - это нормально. Поменяйте свое мышление, будьте открыты всему новому, прислушивайтесь к окружающим, но живите своим сердцем. И вы не заметите, как пространство вокруг вас измениться, а жить станет свободнее и легче.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Каждый из нас хотя бы раз в жизни проклинал судьбу за то, что наша жизнь идёт не так как мы хотели. Я поступил не туда, куда хотел, я учусь не так, как нужно для хорошего диплома, моих заслуг никто не признаёт, я никто… Знакомое чувство? После таких мыслей и жить-то не хочется. Однако мы здесь живём не для того, чтобы каждый день киснуть. Эй, проснитесь, молодой человек! Если ты хочешь прожить счастливую студенческую жизнь, если ты хочешь разобраться в себе и выйти из депрессивного состояния, тогда удели этой статье несколько минут своего времени и ты поймёшь, что каждый человек может жить счастливой жизнью, если он будет иметь правильное отношение к жизни .

Отношение к жизни: почему иногда мне так плохо?

У людей, особенно осенью, просыпаются пессимистические чувства. «Я ничего не добился в жизни, я никто на этой планете…» — подобного рода мысли «разъедают» вас изнутри. Вы становитесь грустным угнетённым человеком, который не рад каждому новому дню. Вы идёте на учёбу, а сами думаете — поскорее бы приехать обратно домой и закрыться в своей комнате, чтобы меня никто больше не видел сегодня.

И так - изо дня в день. Проходят дни, недели, месяцы, а вы всё «грызёте» себя изнутри, вместо того, чтобы радоваться своей молодости. Ваши однокурсники радуются жизни, наслаждаются каждым моментом, а вы стоите в сторонке и, как говорит, Дэйл Карнеги «пилите опилки». Вы настолько удручены, что вам уже не под силу понять, почему же вы такой грустный, в то время как остальные - веселятся и радуются студенческой жизни. Если вы читаете данную статью, то вы уже молодец. Вы уже хотите что-то изменить в своей жизни. Вам надоело так жить. Вам хочется счастья и позитива!

Но для того, чтобы выйти на счастливый путь, вы должны понять, из-за чего вы такой грустный человек. Чтобы лечить болезнь, нужно сначала разобраться с симптомами, чтобы знать, что лечить и как лечить. Скорее всего, как показывает практика, вы страдаете меланхоличным состоянием по нескольким основным причинам. Первая и, наверное, самое главная причина - это отсутствие результата .

Что значит «отсутствие результата?» Это понятие включает в себя разные вещи. Возможно, вы учитесь не в том месте, как вам кажется из-за плохого ЕГЭ. Представьте, вы очень хорошо учились в школе, но плохо сдали Единый государственный экзамен. Из-за этой «осечки» вам предстоит учиться в ВУЗе, который не особо престижен. Вот вам и причина для хронического стресса. Все ваши бывшие одноклассники и учителя ожидали, что вы будете учиться в МГУ, а вы учитесь в каком-то там ВРТАО (это вымышленное название, не нужно его искать в Гугле ).

Поступление не туда, куда вы планировали - это очень серьёзная психологическая травма для вас. Т.е. получается, вы не достигли того результат, к которому стремились в школе. А ваши менее способные одноклассники поступили в более престижные ВУЗы, чем вы. Да уж, попали вы в психологическую яму, не позавидуешь! Однако всё решаемо, и чуть-чуть дальше мы вам покажем, как правильное отношение к жизни позволит вам быть выше любых проблем, обратить проблемы в свои возможности.

Другой причиной вашего негативного состояния являются ваши воспоминания . Придя учиться на новое место, в новый коллектив, вы наверняка будете сравнивать, как было раньше, и как обстоят дела на данный момент. Если в школе у вас была дружная команда, вы всегда веселились и хорошо проводили своё время, то в университете дела могут обстоять немного по-другому.

Здесь, во-первых, и люди уже взрослее, и цели у всех совсем разные, да и времени для создания сплочённого коллектива у вас совсем не так много, как было в школе.

Как итог - разобщённая масса людей с индивидуалистическими наклонностями. А вы к такому ведь не привыкли. Вы привыкли к дружной компании своих друзей, к весёлому времяпрепровождению в стенах учебного заведения. Из-за отсутствия взаимосвязей в вашем коллективе вы становитесь всё более замкнутым человеком. Отсюда и «жизнь не удалась», и «я не хочу учиться вместе с этими…»

Существует ещё большой список причин вашего депрессивного состояния, однако мы его здесь приводить не будем. Зачем ещё больше нагонять негатива в свою жизнь? Главное, чтобы вы поняли, в чём кроется причина вашего пессимистичного отношения к жизни . Это очень важно, как мы уже говорили, т.к. зная свои проблемы и признавая их, вам будет легче с ними справиться, а, значит, стать более счастливым человеком. Вы же ведь этого хотите, не так ли?

Меняем своё негативное отношение к жизни на позитив!

Итак, вы хотите перемен в жизни. «Перемен требуют наши сердца…» как пел Виктор Цой. Хорошо. Перемен дак перемен. Отправной точкой к более счастливой жизни является ваш взгляд на проблемы. Вернёмся к нашим примерам. Вот смотрите: вы учитесь не там, где хотели. Ну, и что теперь? Ставить на себе крест? Всё, жизнь не удалась? Конечно же, нет! Ищите во всём возможности.

Если вы не сумели поступить в престижный ВУЗ, то это даже хорошо. Хорошо? Да-да, хорошо! Чем престижнее ВУЗ, тем труднее себя зарекомендовать, пробиться на высокие позиции в стенах университета. Ведь там наверняка, учится очень много способных и одарённых ребят. Их концентрация в подобных заведениях зашкаливает.

Поэтому, тягаться с ними за место под солнцем - это тяжёлое испытание, вы и так, наверное, это понимаете. Там, всякие «крутые папочки» ещё. Понятно, в общем.

Другое дело ВУЗ, куда вы угодили волей судьбы. Вы уже, скорее всего, догадались. Там в разы меньше одарённых и «крутых» ребят, а, значит, у вас есть все шансы завоевать уважение и почёт в стенах своего института. Вы же наверняка, способный и одарённый малый, который просто не сумели поступить туда, куда хотели. Дак тогда выжмите всё из того учебного заведения, куда вы попали!

Участвуйте в КВНе, в научном обществе, выступайте с докладами за пределами своего якобы непрестижного ВУЗа. Так, потихоньку-помаленьку вы будете становиться всё авторитетнее в глазах руководства вашего университета. А чем авторитетнее вы становитесь, тем больше вам перепадает с царского стола.

Своей активной жизненной позицией вы сможете завоевать и уважение, и признание, в общем, всё то, чем вам не хватало для счастливой жизни.

Видите, как просто стать счастливым, имея то, что есть сейчас под рукой. Мы часто не ценим то, что у нас есть сейчас. И как вы уже поняли, зря это делаем. Давайте мы вам ещё покажем на этом же примере как иное отношение к жизни способно мотивировать вас на успех.

Вот вы учитесь маленько не там, где хотели. Однако вас не покидают мысли о том, что вы должны стать большим и влиятельным человеком. Как мы уже писали в статье: Идти ли в аспирантуру или нет? одним из возможных «лифтов» к успеху сегодня является аспирантура.

Поэтому, сконцентрируйтесь на том, чтобы туда поступить. Причём в аспирантуру не вашего учебного заведения (оно же ведь, по-вашему, не слишком престижное), а в самую престижную аспирантуру ведущего ВУЗа страны.

Забудьте эти байки о том, что там всё куплено, и вы никогда не сможете туда поступить. Проверено на личном опыте - можно поступить куда захочешь, причём на бюджет, было бы только желание и трудолюбие.

В связи с этим вашей ближайшей задачей на несколько лет будет подготовка к поступлению в аспирантуру. При этом, разумеется, вы должны очень хорошо (лучше - на отлично) учиться в своём ВУЗе. Ну, он же не очень престижный, поэтому, думаем, вам не составит труда учиться на одни пятёрки, главное - не расслабляйтесь!

После того, как вырешите поступать в аспирантуру, вам предстоит спланировать процесс подготовки к вступительным экзаменам. Затем вам будет нужно найти и прочитать необходимую литературу для успешной сдачи этих экзаменов. Вот тут-то и пригодится ваш «непрестижный» ВУЗ. Как только вы уточните список необходимой литературы, идите прямиком в библиотеку. Так как в вашем университете нет большой активности в получении новых знаний среди студентов, в библиотеке вам будут очень рады.

Отдайте заранее приготовленный список нужных вам книг и пусть библиотекари поработают на вас. Вот видите, во всём нужно искать выгоду для самого себя.

Идём дальше. Вам нужен совет, как правильнее готовиться к поступлению в аспирантуру. Теперь уже вам предстоит обратиться к своим преподавателям. Наверняка у вас преподают педагоги с достаточно высокой квалификацией. Поэтому они будут также несказанно рады помочь вам советом и материалами, которые способны вам облегчить подготовку к поступлению в аспирантуре.

Кстати, кто не знает, то сообщаем, что для поступления в аспирантуру нужно в обязательном порядке сдавать английский язык!

Также важной составляющей вашей подготовки к поступлению на аспирантскую программу является ваше самообразование. Ведь вам, по сути, предстоит работать сверх вашей вузовской учебной программы.

Вот видите, как можно выжать максимум из самой неблагоприятной жизненной ситуации. Вы сможете проделать подобные изменения в своей жизни и в других сферах своей студенческой молодой жизни. Повторяем, было бы желание. В конце мы вам дадим ещё несколько ценных рекомендаций, как перейти на позитивный настрой.

Как добиться позитивного отношения к жизни?

1. Спите не по 3 часа в день.

Очень часто бывает, что студенты сами себе «роют могилу». Они приходят на учёбу не выспавшимися, тем самым принуждая себя целый день ходить как сонная муха. В связи с этим хочется вас сказать - лучше высыпайтесь! Если же вы будете ходить сонными, то вам всё будет не в радость. А от этого и весь негатив, который будет в вас накапливаться на протяжении всего учебного года. Вам это надо? Думаем, что нет.

2. Будьте всегда активными по жизни.

Движение - жизнь. Поэтому, если вам предлагают принять участие в каком-нибудь конкурсе, не отказывайтесь, не отмалчивайтесь в сторонке. Жизнь вам даёт возможность для самовыражения, не упустите возможность завести новых друзей и знакомых. Ведь вам же так не хватает общения с людьми. Итак, проявляйте к предлагаемым возможностям большой интерес, и вы очень скоро почувствуете настоящий вкус к жизни, вкус к приключениям.

3. Ограничьте свои вредные привычки.

Любые вредные привычки истощают вас. Они забирают все ваши силы, делая вас бесформенной человеческой массой. Поэтому, если вы курите или чересчур злоупотребляете алкоголей, то вам стоит ограничить влияние своих вредных привычек на вашу жизнь. Как только вы сможете побороть свои пагубные влечения, вы почти сразу же ощутите прилив сил, прилив бодрости, который не даст вам заскучать. Вы высвободите новую энергию для новых свершений.

Поэтому хорошо подумайте в следующий раз, нужно ли вам покупать в ларьке новую пачку сигарет или лучше сэкономить карманные деньги. Тем более что скоро курение и распитие алкогольных напитков будет под жёстким контролем. Зачем тратить деньги, превращать их в дым и, простите, в …? Вы поняли, о чём мы.

4. Найдите себе подходящее хобби

Ещё одним очень эффективным способом для изменения своего отношения к жизни является занятие любимым делом. Как, у вас ещё нет любимого занятия? Как можно скорее займитесь чем-нибудь таким, чем вам нравиться заниматься. Ведь когда ты делаешь любимое дело, то, как можно грустить и быть в подавленном настроении?

Хобби - это прекрасная возможность для того, чтобы получать от жизни положительные эмоции. А ведь именно их вам сейчас и не хватает. Поэтому найдите своё стоящее дело, которое будет для вас отдушиной. Причём сегодня на любом занятии можно заработать денег. Опять же - было бы желание.

Было бы вообще волшебно, если бы вы сделали своим хобби вашу подготовку к поступлению в аспирантуру, о которой мы писали выше. Тогда бы вы 100% поступили, ведь вы бы с увлечением занимались любимым делом. Ха, круто получается, можно с увлечением заниматься своим будущим, и при этом за это получать ещё и деньги!

Вывод: - это очень важная составляющая вашей счастливой студенческой жизни. Если вы на всё смотрите как на проблему, то и ваше состояние души будет всегда в пессимистичном состоянии. Если же вы ищите во всём позитивные моменты и возможности для своего личностного роста - тогда какая, к чёрту, меланхоличность!

Вам не до этого убогого состояния! У вас работы невпроворот. Надеемся, благодаря этой статье вы измените своё негативное отношение к жизни на более позитивную волну. Спасибо, что прочитали данную статью до конца.

Скоро начало учебного года. Как вы себя ощущаете, уважаемые коллеги? Как вообще относитесь к своей работе? Как к работе? Как к делу жизни? Как к подвигу? Как к мученичеству? Психологами замечено, как мы относимся к жизни, такой и будет наша жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).

Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально здоровыми людьми? Из собственного опыта знаю, что очень небольшой. А почему так происходит?

Американцы говорят: «Мы работаем, чтобы жить. А вы, русские, живёте, чтобы работать». Так, мы живём, чтобы работать? И смысл нашей жизни только в работе? Или в самой жизни? Или в чём-то другом? В чём? Ответ каждый составляет сам или пользуется уже составленными до нас.
Жизнь психически нормального человека достаточно высокого уровня развития (выше среднего, по крайней мере) делится на три объёмные составляющие:

  1. Семья.
  2. Работа.
  3. Личная жизнь человека, отдельная от первых двух пунктов.

Смотри более подробно научно-популярную психологическую литературу на свой вкус. Рассмотрим каждый из названных пунктов.

Итак, семья . Если у человека нет семьи в детстве и отрочестве, то возникает синдром воспитанника детского дома. Если семьи нет во взрослой жизни, то человек страдает от одиночества. Следует отметить, что семья - это не только мама, папа, дочь и сын. Семья - это и только мама с дочкой, или мама с дочкой и бабушкой; или выросший сын, живущий вместе с родителями и дедушкой и т.п. Пожилая дама с собачкой, может быть, тоже семьёй. И ещё, в понятие семья я вкладываю всех имеющихся родственников, даже если они живут в разных городах. Всё равно у человека есть уверенность, что он не один на белом свете, а состав семьи может варьироваться.

Второй пункт наших размышлений - работа . Должна ли она непременно присутствовать в жизни человека? Здесь ответ каждый составляет самостоятельно. Только не будем забывать о синдроме уставшей домохозяйке, которая мечтает уйти из дома на работу. Или о пенсионерах и о том, как тяжелы и тягостны, иногда бывают, проводы на пенсию. Много споров бывает о том, должна ли женщина работать, не берусь дать однозначный ответ. Но что мне представляется неоспоримым, так это наличие у человека права выбора: работать или нет, а также права на личную жизнь, закрытую от любопытных глаз.

Итак, мы подошли к третьему пункту - личная жизнь, отдельная от первых названных пунктов. Только поймите меня правильно. Здесь не имеются в виду любовники и любовницы и встречи с ними в тайне ото всех. Ни в коем случае! Это - то, что библия называет блудом. У нас речь совсем не об этом. Личная жизнь - понятие очень широкое, ёмкое, объёмное. Личная жизнь у человека просто должна быть и всё. И каждый пусть сам решает, чем её наполнять. Здесь может быть спорт, религия, хобби, чтение, музыка, посиделки с подружками и рыбалка с друзьями, забота о собственном здоровье, прогулки и любование природой и, вообще, что угодно.

Если у человека нет личной жизни, то появляются раздражительность, агрессивность, психозы. Всё это вносится в семью и в производственные отношения. А у учителя - в школу, в отношения с учениками и коллегами. Нам, учителям, следовало бы всегда чётко различать и разделять, где заканчивается работа и начинается наша личная жизнь. С этим у нас как раз большие сложности.

*А, может быть, поучимся жить жизнь и работать работу?
Как часто мы всецело и самозабвенно, как мы думаем, отдаёмся своей работе, не имея в жизни ничего кроме неё. Мы все - в работе, чем очень гордимся. А, по-моему, этого надо стыдиться, так как получается, что мы - психологически обеднённые люди. Так что ж гордиться своей обеднённостью или даже ущербностью? Надо всеми силами пытаться изменить такое положение вещей. Заметьте, уважаемые коллеги, мы всё время говорим о работе: на работе и дома, на школьных учительских вечеринках и праздниках. Право же, коллеги, это просто невозможно всё время разговаривать на производственные темы! Не лучше ли все школьные проблемы оставить на работе, а, перешагнув порог школы, вступать в другую составляющую своей жизни, личную или семейную?

Если у нас это не получается, то мы, быть может, психологически безграмотные люди или психически не совсем здоровые или психологически зависимые или просто не умеем жить нормальной жизнью? Так тогда надо срочно этому учиться! Пока мы - учителя - ещё не успели (или о, ужас! уже успели?!) навредить многим другим людям своей психологической безграмотностью или своим психическим нездоровьем. Давайте сами себе поставим диагноз и срочно примемся за лечение заболевания.

А не ввести ли нам, учителям, мораторий на разговоры на производственные темы? Конечно, не стоит рассказывать всем всё о своей личной жизни. Давайте говорить о любимых делах и увлечениях. А если их нет? Давайте их искать и находить. Только мы сами можем сделать нашу жизнь интересной и насыщенной, либо нудной и скучной. Выбор за нами.

А что если попытаться составить «Календарь личной жизни», хотя бы на ближайший месяц? Можно подобный календарь составить и за прошедший месяц, чтобы понять, есть ли у нас в жизни что-нибудь кроме работы, достаточно ли интересная и содержательная у нас жизнь. Если нет, надо действовать немедленно, ведь только в наших силах её изменить. Необходимо это осознать, обдумать, проанализировать и начать что-то предпринимать. Ведь наша жизнь даётся нам один раз, и прожить её надо…, ну да вы сами для себя, должны решить как, лишь бы потом не было мучительно больно.

Не пора ли всем учителям взять в свою производственную деятельность врачебный принцип древнейших времён «Не навреди!» Хорошо бы слова «Научи, но не навреди!» стали бы девизом нашего ежедневного труда.
Цитаты из жизни:
«Работа для меня - всё!»
«Я живу только работой».
«Жизни себе не представляю без работы».
«Да разве мы за деньги работаем!»
«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить».

*А, может быть, научимся болеть болезни и здороветь здоровье? Смотри литературу по здоровому образу жизни на свой вкус.
Иногда подобные фразы произносятся, что называется, на зрителя. Мы говорим то, что на самом деле правдой не является. Правду говорить не принято. Примеры:
1. Неправда: «Я так переживаю, как мои ученики сдадут экзамен».
Правда: «Я очень волнуюсь, что меня поругают из-за плохих результатов моих учеников на экзамене».

2. Неправда: «Я живу только работой».
Правда: «Я боюсь, что если скажу, я работаю, чтобы жить, меня сочтут за недобросовестного работника, за халтурщика и халявщика».

3. Неправда: «Я не хожу на больничный, т.к. не могу бросить своих учеников. Только
бессовестные учителя могут ходить на больничный. Я работаю с полной отдачей сил даже в болезненном состоянии».
Правда: «Я не хожу на больничный, т.к. опасаюсь, что моё начальство будет меня недолюбливать, лишит меня премии к празднику, а на следующий год мне не дадут классы, которые я хочу. Поэтому, приходя на работу больным, я просто сижу за столом, задав детям задание. Учить я их, конечно, не могу. Могу только делать вид, что делаю это».

Предлагаю вышеприведённые цитаты из жизни немного подкорректировать:
Было - Стало
«Работа для меня - всё!» «Моя жизнь для меня - всё!»
«Я живу только работой». «Я живу полнокровной полноценной жизнью, в которой моя работа занимает достойное место».
«Жизни себе не представляю без работы». «Я работаю для того, чтобы жить и что-то отдавать людям, особенно детям».
«Да разве мы за деньги работаем!» «Заставлять людей работать без денег - безнравственно. Кстати, бесплатный труд не эффективен (экономическая формула)».
«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить». «На больничный я не хожу, т.к. нет такой необходимости. Я веду здоровый образ жизни».

Многие учителя часто повторяют фразу «Я не могу себе этого позволить!» А не могут они себе позволить очень многое. Они не могут себе позволить отдыхать, иметь хобби, ходить в театр, заниматься собственным здоровьем и т.п.

Однажды одна моя коллега, позвонив мне поздно вечером, с удивлением обнаружила, что меня не было дома. На следующий день она подошла ко мне и спросила: «Где это ты так поздно была вчера?» «А мы с мужем гуляем перед сном», - ответила я. «А вы не гуляете?» «Я не могу себе этого позволить!» Это было сказано возмущённо-обиженным тоном. Но почему же мы не можем себе позволить прогуляться перед сном? Это же просто смешно и нелепо! Нам никто этого не позволит, кроме нас самих.
Предлагаю спорное и неконструктивное утверждение «Я не могу себе этого позволить!» заменить на вопрос: «Что можно сделать, чтобы это стало возможно?» И искать, искать ответ на данный вопрос, если мы, конечно, хотим себе позволить жить жизнью нормального человека. Так всё-таки не можем или не хотим? Так давайте захотим себе это позволить и позволим, наконец!

*Давайте увлекаться увлечениями, а иногда бездельничать безделье!
И, вообще, долой из нашего учительского труда ежедневные подвиги! Любой подвиг для человека - это беда, несчастье, катастрофа и преодоление этого неимоверными усилиями. В школе не место бедам, несчастьям и катастрофам, а, следовательно, и их преодолению.
Предлагаю цитату из жизни «Нам денег не надо, работы давай!» немедленно скорректировать - «Нам личную жизнь, семью и работу давай!» Причём, что стоит на первом месте, что - на втором, а что - на третьем каждый расставляет самостоятельно.
*Давайте анализировать анализ и компоновать компоненты нашей жизни!
* Афоризм нашего времени: Школа - не волк, в лес не убежит.
Психологи советуют: измените своё отношение, и изменится мир вокруг. А, какое отношение к жизни у вас?
*He is happy that thinks himself so. Счастлив тот, кто считает, что он счастлив.
(Английская поговорка).

Какую жизнь я выбираю для себя?
Как мы относимся к себе? Как мы относимся к жизни? Не выбираем ли себе жизнь собственным отношением к ней? Конечно же выбираем! Да, бывают обстоятельства, независимые от нас. Но, нашу жизнь определяют не они, а мы сами. Мы и только мы выбираем и определяем, какой будет наша жизнь. И делаем это прежде всего своим отношением к ней. Только мы сами можем хныкать и воспринимать всё пессимистически. А можем быть жизнерадостными оптимистами или спокойно-уравновешенными реалистами.

Только мы можем жаловаться, что жизнь скучна и неинтересна. А можем строить свою собственную жизнь интересно и содержательно.
Можно постоянно сетовать на свою тяжёлую и безрадостную жизнь, постепенно превращая её в таковую. А можно жить счастливой жизнью. Можно радоваться жизни, ценить жизнь, праздновать её. Ведь счастье сидит у нас внутри, но мы, к сожалению, не всегда позволяем ему выбраться наружу, забивая собственным негативным мышлением.

Можно переживать по поводу того, что в наше время люди почти перестали просто и искренно общаться друг с другом и вообще не умеют дружить. А можно задуматься о собственном стиле общения с другими людьми. И ещё можно овладеть искусством общения и искать себе новых друзей и знакомых.

Можно воспринимать свою работу как крест, как испытание, как мученичество. А можно спокойно и профессионально работать. И при этом помнить, что наша главная работа - принимать решение за решением, какой именно будет наша жизнь, и как мы сами относимся к ней.

Можно с трудом подниматься по утрам и из последних сил плестись на работу. А можно радоваться, что эта работа у вас есть. Причём работа постоянная и работа с живыми людьми, которым ты очень нужен. Кстати, безработица - почти повсеместное явление современности.
Можно ежедневно обречённо тянуть учительскую лямку в школе. А можно просто и искренно общаться с детьми, даря им тепло своей души.

Можно мучиться каждый день, раздражаясь детскими шалостями. А можно с понимаем и терпением относиться к детской гипер-подвижности и супер-активности. Да, коллеги, я понимаю, что нам с вами уже давно не хочется носиться по коридорам, сбивая с ног встречных, а порой круша и ломая всё на своём пути. А нашим ученикам хочется! Ведь это же дети! Живые и здоровые дети, а не болванчики-истуканчики, обязанные сидеть 5-6 часов смирно, сложа руки и молча смотря нам, учителям, в рот.

Можно ругать своих учеников за допускаемые ими ошибки. А можно радоваться, что твои ученики так часто ошибаются. Это значит, они - не бездельники и чему-то учатся. А как им ещё учиться?

Можно ежеминутно жаловаться на неблагодарность детей. А можно осознать, что столько живых цветов и искреннего детского обожания получают лишь артисты - звёзды. И мы - учителя.

Можно раздражаться, видя, как дети смачно шлёпают по лужам, или пачкаются, или что-то ломают. А можно радоваться, что встретил маленьких исследователей и первооткрывателей.

Можно ежедневно сетовать на собственное бедственное материальное положение. А можно жить по средствам и экономить. Либо же прилагать усилия, чтобы своё материальное положение улучшить.

Можно постоянно злословить о своём начальстве. А можно делать собственную карьеру и самому становиться ДРУГИМ начальником.
Можно постоянно высказывать недовольство работой врачей и состоянием медицины, а можно вести здоровый образ жизни и самому заботиться и собственном здоровьем.

Можно переживать о прошлом, искренно скорбя о допущенных промахах и ошибках. Можно мечтать о будущем, лёжа дома на диване и рисуя в своём воображении красочные картинки, ничего при этом не предпринимая. А можно жить настоящим, ценить то, что имеешь, и работать на качественное улучшение собственного будущего.
Можно … А можно … Перед нами, уважаемые коллеги, огромное количество этих самых «можно». Выбор за нами. Нужно лишь сделать правильный выбор.

Просто пожелание: Оптимистичного вам жизневосприятия! Правильного вам выбора! Счастливой вам жизни!
Если, конечно, в ваших планах нет ничего другого.
Афоризм нашего времени: Грусть тебе не товарищ!

По материалам книги А.С. Бикеевой «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».
По вопросам приобретения книги можно обратиться:
http://www.fenixrostov.ru/publishing/sale/

Книги Алины Бикеевой:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
* Алина Бикеева Ребёнок + взрослый: рецепты общения, понимания, прощения. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 г.

Http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0060969