Но и его родителям воспитателям. Взрослые войны в детском саду: как помирить родителей и воспитателей

Детский сад предоставляет родителям услуги по уходу, воспитанию и образованию их детей. И взаимодействие с мамами и папами (а иногда и бабушками, тетями, и другими близкими ребенка) — неотъемлемая часть работы воспитателей и педагогов сада. Родители хотят знать о том, что и как происходит с их ребенком в детском саду. Да и воспитатели не желают замалчивать неприятные эпизоды поведения ребенка.

Дошкольник совершил неодобряемый поступок; нарушил правила поведения в саду; сделал не так, как просил воспитатель. Как поговорить воспитателю с родителем оребенке, чтобы не навредить малышу, чтобы разговор стал полезным для всех сторон педагогического взаимодействия?

Чего хотел воспитатель, обращаясь к родителю? (Какой подтекст его посланий?) Возможно, сказать о своем бессилии и что он ждет помощи родителя; пожаловаться на ребенка и сказать, что ему трудно с их ребенком.

АКАК же воспринимает родитель такой текст воспитателя. Давайте поразмышляем.

Что происходит с родителямипосле рабочего дня (часто трудного), когда они пришли за своим дорогим малышом, аих встречает возмущенный воспитатель и говорит оченьэмоционально выше приведенный текст, часто в присутствии ребенка, других родителей и воспитателей???…

1. Конечно же, он испытываетСТЫД. Родитель воспринимает информацию о неблаговидном поступке своего ребенка как собственное несовершенство и то, что он «плохой родитель». Кто-то покорно выслушает, опустит глаза, согласится и пойдет со своим ребенком домой. Пережить это принеприятнейшее чувство очень тяжело. И не каждый родитель готов проявить мудрость и терпение в этой ситуации и к своему ребенку, и воспитателю. И тогда…

2. …чтобы защитить себя от вышеуказанного чувства стыда, у родителя возникает «сопротивление». Оно может выражаться в виде возмущения (за которым проявляется злость)по типу «А вы сами-то что сделали?», «Работать надо лучше. Вы же профессионалы…». Диалога не получится, сплошное предъявление претензий, обиды…

3. А дома родитель часто (испытавший стыд, возмущение и «принеся» из детского сада заряд негативного напряжения) устраивает своему ребенку «разборки»: ругает, наказывает, угрожает, стыдит. Атмосфера в семье не самая приятная.

4. После «воспитательных разборок» поведение ребенка в саду усложняется, как правило. Кто-то испытывает страх и напряжение, кто-то злится на воспитателя и еще больше проявляет агрессию к нему и другим детям, кто-то капризничает,кто-то замыкается и т.п

5. ИТОГ: ни воспитатель, ни родитель, ни ребенок не получает пользы от подобногоразговора. Уверена, что такого результата не желает никто!

И так, начнём сначала! Возможен другой вариант. Например, ситуация: ребенок (пусть это будет Серёжа) обижает других детей — дерётся, отнимает игрушки, кричит.

Воспитателю, перед тем, как обращаться к родителям, необходимо подготовиться и ответить на несколько вопросов, ответы на которые помогут выстроитьбудущий разговор.

1. Какие чувства у воспитателя вызывает поведение ребенка? (В нашем примере сотрудница сада испытывала волнение и тревогу, видя как трудно ребенку взаимодействовать со сверстниками; страх, что он может в порыве агрессии нанести травму другим детям; бессилие, потому что пока ее действия не приводят к желаемому результату)

2. Какие проявления ребенка, способности, качества вызываюту воспитателя радость? (Например, малыш проявляет сообразительность, познавательный интерес и активность на занятиях; часто бывает старателен и послушен, выполняет просьбы воспитателя)

3. Как воспитатель пытался помочь ребенку изменить нежелательное поведение? Какие воспитательные способы использовал? (В нашем примере воспитатель использовала:физически останавливала агрессивные действия ребенка (держала за руку, не давая возможности ударить другого ребенка), отводила в сторону и строго беседовала, просила извиниться перед другим ребенком)

4. Какого поведения воспитатель ожидает от ребенка? (Результат воспитательной работы) (Воспитатель считает важным развитие способности у ребенка сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки)

5. Какие воспитательные меры, способы воздействия воспитатель планирует применить к ребенку, чтобы придти к вышеописанному поведению ребенка? Что важно и полезно сделать родителям для решения этой же задачи?(Если воспитателю трудно ответить на этот вопрос, он может обратиться к психологу, старшему воспитателю или просто к более опытному воспитателю) (В нашем примере воспитатель вместе с другими специалистами выработали следующие меры: 1. Доброжелательно поговорить с ребенком (когда он тоже спокоен) о том, что агрессивное поведение недопустимо в саду, и поэтому, его будут останавливать и он не сможет потом играть с детьми. (То же самое должны говорить и родители), 2. Воспитатель должен быть очень внимателен к положительным проявлениям в поведении ребенка по отношению к другим детям и взрослым, обязательно проговаривая малышу о его прекрасных качествах (Родителям важно делать тоже самое. Это способствует закреплению положительного опыта в поведении.) 3. Воспитатель будет читать детям сказки и рассказы о дружбе и ссоре, о друзьях и драчунах и т.п; а также побеседовать с детьми;организует командную игру-путешествие, где необходимы проявления дружеских качеств (в процессе игры можно обращаться к нашему «герою» как эксперту в дружбе). 4. Воспитатель (а также и родители) будет давать Серёже «ответственные поручения», чтобы улучшить отношения с ребенком и повысить статус ребенка в группе. 5. Родителям рекомендовано отрегулировать систему поощрений и наказаний. 6. В случае возникновения трудностей или вопросов родителям предложено обращаться к психологу детского сада

ИТАК, соединив все вышеуказанные ответы на вопросы получим НОВЫЙ ТЕКСТ РАЗГОВОРА С РОДИТЕЛЯМИ, который будет звучать примерно так:

«Ваш малыш очень сообразительный на занятиях, он проявляет интерес к заданиям и активно их выполняет, что меня очень радует…. Но есть в его поведении моменты, которые меня волнуют – Сережа обижает других детей, отнимает игрушки и дерется. Я опасаюсь , что он может травмировать других детей. Я тревожусь , что такое поведение затруднит дружбу других детей с Сережей, дети будут отказываться играть с ним, что будет его печалить. Я вижу, как Сереже трудно, и это вызывает мое сочувствие. (Спросите у родителей – наблюдали ли они подобное поведение ребенка в семье, в гостях…) Я применила несколько способов воздействия (перечислить)…., пока результата нет. Поэтому я решила обратиться к вам , чтобы совместными усилиями помочь Вашему ребенку развить способность сотрудничать с другими, учиться договариваться без применения агрессивных действий, сердиться без драки. В детском саду в ближайшее время я для решения задачи помощи Сережи проведу ….. (рассказать о планах). Но чтобы результаты нашей работы были устойчивы, очень важно в семье…. (рассказать о мерах решения задачи в семье)»

Возможно родители владеют «ключиками» положительного воздействия на поведение своего ребенка. Спросите об их опыте. Поблагодарите родителей за то, что они уделили время для беседы, а также за ценные наблюдения за своим ребенком и своими способами воспитания (если этому было место в вашей разговоре)

Такойразговор вызывает уважение и благодарность родителей за внимание и заботу о своем ребенке, способствует конструктивному сотрудничеству с семьей. И, несомненно, полезен для ребенка, так как беседа нацелена на ПОМОЩЬ ребенку, а не на констатацию факты (или жалобу) нежелательного поведения малыша.

В дальнейшей работе воспитателю важно говорить родителям о положительной динамике в поведении ребенка в ходе работыс ним.

Желаю всем воспитателям и дошкольным педагогам конструктивного сотрудничества с родителями в решении задач воспитания и обучения дошкольников в детском саду.

…Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок. Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать кулаками. Строго говоря, это как минимум опасно - драка может закончиться травмой, а это ни детям не полезно, ни воспитателю, как лицу ответственному, не нужно. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения), который начал всех задирать. Кто-то его обзовет (что в садике бывает сплошь и рядом) - он, ни слова не говоря, разворачивается и толкает или бьет кулаком в лицо.

И однажды он на вечерней прогулке вот так же "разобрался" с мальчиком из младшей группы. который его нечаянно толкнул - развернулся, и ткнул малышу кулаком в глаз. Малыш упал, заплакал; воспитательница строго отчитала обидчика и поставила его одного в стороне от ребят.

И тут, что называется, как в кино, идет за ребенком бабушка этого драчуна, видит своего ненаглядного внука в слезах - и коршуном на воспитательницу: "Что вы наделали, вы ребенка довели до слез, он у нас нервный, впечатлительный, ему этого нельзя, как вы смеете, я на вас пожалуюсь заведующей…" Тут надо заметить, что бабушка была моложавая, спортивная - и вся такая, если можно так выразиться, напряженно-агрессивная. В разговоре выяснилось, что именно бабушка подучила внука реагировать кулаками на все обиды (даже нечаянные): "Конечно, у вас тут в саду каждый может ребенка обидеть. Вот я и учу его за себя постоять!" Воспитательница резонно заметила, что это мало того что некультурно в принципе - на слова отвечать кулаками, да еще и ребенок не научится адекватно общаться, к тому же мальчик крупный, силу свою рассчитать не может, и отвечать за нанесенные им травмы воспитательница не намерена… На что бабушка раскричалась, что за это воспитательнице платят деньги, а бабушка не позволит своего внука обижать! Забрала ребенка и гордо удалилась.

Понятно, что бабушка была откровенно неправа. Это потом всплыло, что у нее есть "непослушная" дочь, мама мальчика, которая вместе с мужем никак не хочет ходить на поводу у своей излишне властной матери. Так вот бабушка и переключилась на внука - и всю свою внутреннюю упреждающую агрессию как бы передала ему, научив мальчика бить, не разобравшись. Понятно, что воспитательнице будет очень сложно переучить мальчика - разве что откровенно дисциплинарными методами, но ведь ребенок вполне может нажаловаться бабушке, что его в группе притесняют, и все пойдет по новой… К тому же ясно, что хорошо относиться к этому ребенку вскоре перестанут и товарищи по группе, и (при всей своей педагогической объективности) - сама воспитательница. Кстати, конфликт закончился тем что бабушка вообще забрала ребенка из этого сада - мол, до школы как-нибудь проживем без вас! Но что будет с этим ребенком в школе, бабушка предпочитает не думать…

…Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом я совершенно не призываю к тому, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики (как в том садике, где все детишки сидели - ручки на колени): каждый ребенок вполне имеет право выделяться в группе, но по-своему. Кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается… Как правило, хороший воспитатель такого не подавляет и уравниловкой не занимается. Но вот становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней - это ребенку не на пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно общаться!

Пример, который вроде бы выглядит смешно: один довольно респектабельный папа устроил своего ребенка в обыкновенный детский сад. Невольно к ребенку относились немного иначе, чем к остальным детям в группе, но сам папа это отношение активно пресекал: "Не выделяйте моего ребенка, пожалуйста, не противопоставляйте его коллективу!" Собственно говоря, воспитатели вскоре сами это поняли. Но тем не менее ребенок, будучи немного младше остальных детишек в группе, не слишком быстро вливался в коллектив. И вот однажды весенним вечером папа приходит за ребенком в сад. Дети все на прогулке исследуют первые лужи, а его чадо стоит около воспитательницы и разглядывает собственные ботинки. Родитель подошел и шутливо предъявил "претензию": "Ну что же тут у вас делается, все дети в грязи ковыряются, а мой почему здесь стоит? Ну скажи, почему ты не ковыряешься в грязи вместе со всеми?!"

К слову сказать, иные родители изначально напутствуют ребенка "Не лезь в грязь!" Но учтите, что вывозиться совсем уж по-свински воспитатель не позволит, а становиться ребенку маменькиным паинькой, который не играет с детьми потому, что боится запачкать ручки, тоже для ребенка же не полезно.

И опять - именно потому рекомендуется отдавать в садик ребенка уже "говорящего", что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним происходило в группе. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро…

Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все. чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно "по-детски". Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Одна девочка после "рабочего дня" в садике заявила родителям, что у нее сегодня "воспитательница обед отняла". К счастью, мама обладала достаточным чувством юмора, чтобы тут же не понестись назад в группу и не обрушиться на педагога - прежде спросила у ребенка: "Так что, она так сильно кушать хотела?" Разумеется, потом выяснилось, что дело было в другом: девочка в принципе ест очень медленно (при этом педагоги всегда позволяли ей не торопиться); но в тот день трапеза ребенка затянулась совсем уж непозволительно, и остатки еды просто убрали вместе со всей остальной посудой, когда пора было отправляться на тихий час…

И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им достаточно доверяете) добро на некоторые педагогические эксперименты, особенно если вы в доме делаете то же самое. Допустим, если ваш ребенок в садике не ест, и педагогу приходится его кормить насильно, можно "позволить" и не кормить. Не ест - значит, не хочет. Пусть поголодает, потом будет есть…

Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог. Можете несколько раз прийти за ребенком "в неурочное время" - и если порой из-за двери слышен крик педагога, причем не раз и не два, и к тому же это подкрепляется неоднократными обоснованными жалобами ребенка - делайте выводы!

Отдавая ребёнка на целый день в руки чужих людей, сложно удержаться от попыток контролировать происходящее в саду. Однако это провоцирует конфликты, от которых в итоге страдают дети. Ульяна Громова , воспитатель ясельной группы, лауреат премии Петербурга в номинации "Лучший воспитатель Государственного дошкольного образовательного учреждения" поделилась с "Летидором" собственной методикой выстраивания бесконфликтных взаимоотношений с родителями, а также рассказала, как взрослым внедрять свои идеи в группе ребёнка.

- Ульяна, бывает ли, что родители общаются с воспитателями в садике без конфликтов и недопониманий?

  • Сложности при работе с людьми неизбежны, особенно в наше время, когда конфликт стал практически нормой общения. В детском саду, как и в любом другом месте, где сталкиваются интересы многих людей, стать участником спора очень легко. Но золотое правило от психологов: вас никто не сможет вовлечь в конфликт, если вы сами этого не пожелаете.

Педагог может предвосхитить возможные конфликты, связанные с непониманием специфики работы детского учреждения. Например, чем больше информирован родитель на первом же собрании, предупреждён заранее, тем меньше вероятность того, что случится конфликт.

И наоборот, родителям желательно информировать воспитателей о каких-либо произошедших ситуациях дома, особенностях поведения ребёнка. Например: накануне вечером были гости, ребёнок лёг спать поздно и не выспался, а оставить дома его, к сожалению, нет возможности. Если родители утром предупредят воспитателя о такой ситуации, то педагог будет с пониманием относиться к капризам и рассеянности на занятии.

Именно отсутствие доверительного общения между работниками детского сада и родителями может породить отсутствие понимания и, как следствие, конфликты. Если воспитателю удалось выстроить взаимодействие с родителями, то в сложившейся нештатной ситуации всегда можно будет найти бесконфликтный выход совместными усилиями через уважительный диалог, а не унизительные крики и оскорбления.

    А как вы улучшаете отношения с родителями?

    Я работаю в ясельной группе и как бы стою на пороге, встречаю новичков-родителей. У взрослых, которые впервые привели первого ребёнка в детский сад, много страхов, вопросов, подозрений, отсутствие опыта и незнание особенностей работы детского учреждения. Поэтому важно на первом же родительском собрании познакомить их с возрастными особенностями развития, рассказать о проблемах, которые могут возникнуть в течение года, связанных с адаптацией, заболеваемостью, взаимоотношениями между детьми. Также я всегда подробно говорю о том, какие занятия будут проводиться с детьми, медицинские процедуры, какие специалисты будут работать с группой, какой график работы садика и даже привожу советы психолога.

Когда родитель заранее слышит о том, что его ждёт впереди, то он не пугается и не рвётся в конфликт, поскольку уже предупреждён. Педагог в сложной ситуации, всегда может сослаться на свои слова на собрании, и на то, что опыт многолетней работы с детьми данного возраста говорит о возможности возникновения таких ситуаций.

Когда родители вовлечены в жизнь и деятельность детского сада, тогда они чувствуют свою причастность, разделяют заботы и хлопоты, относятся с пониманием к нелёгкой работе педагога. Многие воспитатели из-за страха общения отгораживаются от тесного взаимодействия с родителями, которые, в свою очередь, начинают из-за отсутствия информации что-то додумывать, беспокоиться, настраивать друг друга против воспитателей, в связи с чем и возникают конфликты.

В нашей группе существует также сообщество в социальной сети «Вконтакте». Часто, к сожалению, в подобных группах родители обсуждают, только подарки детям на Новый год.

У нас же этим сообществом руковожу я – воспитатель. Здесь много советов, пожеланий, объявлений. Также выкладываю мультфильмы по прочитанным сказкам, видео с участием ребят, аудиозаписи мелодий, под которые дети танцуют в группе, песенки, сказки, тексты стихотворений, которые разучиваем или просто читаем с ребятами. Это системная, продуманная работа, которая ведётся в течение учебного года. Тут же есть фотографии повседневной жизни детей и праздников. В нашей группе можно задать мне вопросы, получить советы и индивидуальные консультации, а также я имею возможность провести виртуальную беседу со всей группой родителей.

Понятно, что такая деятельность не прописана ни в каких должностных инструкциях, но она здорово облегчает процесс взаимодействия. Родители видят работу воспитателей, понимают, что ребёнок, который хныкал и не хотел расставаться с родными утром, позже успокоился, играл, веселился, был вовлечён в жизнь группы, задействован в играх, а не сидел в уголке в ожидании мамы и плакал. Также фотографии, музыка, тексты стихотворений, здорово помогают молодым родителям, которые не всегда знают, чем дома заняться с малышом.

Когда вечером родители рассматривают фотографии вместе с ребёнком, он может рассказать, что с ним произошло за день, вспомнить всё, пережить заново весёлые моменты, закрепить свои положительные результаты, что, несомненно, скажется на дальнейшей успешной адаптации в садике.

Однако, виртуального общения недостаточно для установления прочных взаимоотношений в группе, поэтому я регулярно организую встречи с родителями.

- Что вы делаете на этих мероприятиях?

  • Раз в месяц я провожу занятия для пап и мам в «Школе для родителей». Изначально она называлась «школа для мам», пока на одно из моих занятий не пришёл папа. К сожалению, численность нашего класса небольшая. Многие родители работают и не имеют возможности посещать эти встречи, другие не имеют такого желания, а кто-то просто стесняется.

Тем не менее, независимо от количества взрослых, раз в месяц мы знакомимся с тем, как лучше выбрать книгу для ребёнка, какие задачи решает чтение, как увлечь детей, какие краски, карандаши, пластилин лучше для тех или иных ситуаций. Также изучаем нестандартные подходы к решению сложных задач по вовлечению ребёнка в пока непонятную для него деятельность и многое-многое другое. Каждое занятие имеет свою тему, цели и задачи. Часто я приглашаю и специалистов: музыкального руководителя, психолога.

Помимо основной задачи - познакомить родителей с тем или иным видом деятельности подробнейшим образом, научить продуктивно взаимодействовать с ребёнком, такие занятия сближают педагога и родителя. Все участники заводят дружеские отношения между собой в процессе взаимодействия на занятиях, ведь это не скучные лекции, а практические встречи, где мамы и папы могут ненадолго встать на место своего ребёнка. Дружеские отношения между родителями тоже положительно влияют на микроклимат группы.

Например, занятие «Продуктивные виды деятельности, нестандартные методы и приёмы» я всегда провожу накануне Новогодних праздников. Вначале, используя наглядные материалы, подробно рассказываю родителям о том, что могут и любят дети данного возраста делать вместе со взрослыми. Показываю, как организовывать и проводить занятия с детьми, будь то лепка, аппликация, рисование, конструирование. Что развивает такая деятельность, как заинтересовывать малыша. В конце занятия проводим мастер-класс. Но не для детей, а именно для взрослых. Многие родители давно не брали в руки карандаши, цветную бумагу, не манипулировали с мелкими деталями. Одна многодетная мама приходит каждый год на такие мастер-классы, хотя ребёнок давно перешёл из яслей в другую группу, затем усвоив «урок» проводит похожий мастер-класс в классе своего сына-школьника и все обзаводятся новогодними поделками.

- Но когда вы предлагаете устроить такое мероприятия, все ли родители сразу идут на контакт?

  • Трудно убедить родителей посетить такое занятие, у многих есть опыт посещения нудных неинтересных родительских собраний и другие стереотипы. Но все те, кто однажды попал на занятие, непременно хотят придти сюда ещё раз и это, конечно, радует и их и меня, это маленькая победа.

Для вовлечения тех, кто ещё не участвовал, я использую маленькие хитрости. Например, упомянутые выше мастер-классы, после которых все уходят домой с новогодним настроением и сувениром, изготовленным собственными руками, а на занятии "Развитие музыкальности" в конце занятия каждому участнику я дарю диск, с записями песен, которые используются в повседневной работе с детьми. Одну маму никак не могли заманить на занятия нашей школы. Частая причина отказа очень проста - стеснение. Её муж спросил, можно ли просто получить диск, без участия в занятии, я ответила отказом. В результате мама пришла, активно участвовала со всеми и стала самым частым гостем на наших занятиях.

- Наверное, приходится убеждать в эффективности этой методики не только родителей, но и других воспитателей?

  • Да, далеко не каждый воспитатель пойдёт на такую дополнительную нагрузку, это не входит в круг его обязанностей, не каждый готов выступать перед взрослой аудиторией. Да и работа порой так сложна от большого количества детей в группе, что просто не остаётся времени и сил.

Когда я училась в университете, на факультативе как раз на тему «Работа с семьёй» нас знакомили с опытом зарубежных стран. Рассказывали о том, что родители устраивают подобные факультативы своими силами на бесплатной основе. Например, какой-то папа приходит и учит детей играть в шахматы. В наше время, когда большинство хочет непременно получить деньги за свою работу, такое представить трудно. И всё-таки, можно прийти с инициативой к заведующей и предложить раз в неделю или хотя бы раз в месяц проводить какой-то интересный и познавательный урок силами не только педагогов, но и родителей. Я думаю, это будет интересный опыт, и именно подобные встречи лучше всего помогут выстроить тесные взаимоотношения с садиком, воспитателями и главное – улучшат отношения с собственным ребёнком.

К сожалению, сейчас такое время, когда родителям зачастую важнее на два часа задержаться на работе, а не провести это время со своим ребёнком. При этом мы забываем, что дети растут, а мы упускаем важнейший период, когда закладываются основы основ и, главное, модель взаимоотношения между родителями и детьми, именно поэтому в садике пример родителей особенно важен для ребёнка.

- А если воспитатель не хочет выводить общение на новый уровень, что могут сделать родители без него?

  • От чего хочется предостеречь пап и мам, так это диктовать свои методы и приёмы. Педагоги годами нарабатывают опыт, который складывается на многих примерах, ситуациях, с совершенно разными детьми и родителями. Ему удобнее самому нащупать ту золотую середину, тот баланс, который поможет удерживать всю эту сложную конструкцию взаимоотношений детей, родителей, воспитателей. Зачастую взрослые, которые даже с одним своим ребёнком не могут выстроить нормальные отношения, приходят и начинают пытаться навязать свою модель поведения, это большая ошибка. Замечательно, когда родители могут предложить помощь, поинтересоваться что необходимо, где-то подсказать, но, ни в коем случае, не пытаться удержать какое-то лидерство в отношениях с воспитателем. Ведь только педагог целый день проводит с детьми, знает всех родителей, все семьи, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Хотя, я сейчас, наверное, идеализирую, и, тем не менее, родителям легче подстроиться под работу двух воспитателей, чем воспитателям - под 25 детей, а также родителей, помноженных на два, и бабушек.

Только понимание, что сотрудничество, взаимоуважение, желание услышать и понять друг друга помогут родителям и воспитателям стать соратниками. Ведь мы вместе делаем одно и то же дело, а иначе будет как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука».

Алена Иванченко
Консультация «Воспитатель и родители»

Воспитатель и родители .

Ни для кого не секрет : взаимодействие воспитателя и родителей , детского сада и семьи необходимо. Но в жизни оно встречается довольно редко. Почему? На этот вопрос непросто ответить. Причин много.

Во-первых, родители , как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили , кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе», - так считают они. Налицо снижение родительских , в полном понимании этого слова, функций. Наверно, это примета времени. Отсюда отсутствие интереса к тому, что делается в дошкольном учреждении. Да, родители заняты , загружены. Но разве это может стать оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями своего ребенка снижена до нуля!

Во-вторых, сами воспитатели плохо идут на контакт, часто не умеют и не хотят найти общий язык с родителем , обратить его внимание на ребенка, заинтересовать жизнью детского сада и тем, как его ребенок себя проявляет. Для этого надо иметь ответственное и неформальное отношение к своей профессии и быть достаточно коммуникативным человеком.

В-третьих, родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.

Еще одной причиной, по которой не возникает необходимого взаимодействия, может стать неудавшийся контакт, неудачный разговор, непонимание между воспитателем и родителем или конфликт между воспитателем и ребенком . Конечно, трудно говорить с человеком, у которого другое видение жизни и задач воспитания , подходов к ребенку, который обидел или унизил взрослого или нанес психическую или физическую травму ребенку.

Много мудрого терпения и терпимости, великодушия и доброй воли нужно обеим сторонам, чтобы это преодолеть ради ребенка, его комфортного состояния в коллективе.

Еще одно обстоятельство может стать причиной отчуждения - отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей . Мама, к примеру, хотела бы сотрудничать, но папа останавливает ее, и наоборот.

Может быть и так : родители уверены , что их ребенок в детском саду временно, на какой-то короткий срок, и у них нет интереса к общению с воспитателем .

Независимо от причин необходимо пытаться преодолеть создавшуюся ситуацию. Делать это надо ради детей. Как показывает практика, родители не любят собраний . Анкеты, опросники тоже не пользуются популярностью. Насильно ничего сделать невозможно. Сделать что-то можно, только если удастся достичь взаимного уважения, доверия, пробудить в отце или матери родительские чувства , интерес к своему ребенку как личности.

Что может способствовать этому?

Очевидно что, не раз на праздниках в детском саду родители преображаются - тает ледок, загораются глаза. Чаще всего это происходит тогда, когда праздники проходят неформально, то есть по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно. Часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует , умиляет, вызывает новое видение своего ребенка и, быть может, новое, более теплое к нему отношение. Возникает и благодарность к тем, кто с ребенком занимается, кто в него что-то вкладывает. Поэтому периодические праздники, театрализованные действия и т. п. нужны и полезны. Это пока основное, что хоть как-то сближает родителей и педагогов .

Помогает сближению и такой прием, как раздача родителям в конце дня работ детей (рисунки, аппликации, поделки) . Очень важно, если при этом воспитатель скажет хотя бы одно-два слова похвалы ребенку - как он старался, что преодолел, чему научился. Нужно советовать родителям сохранить детскую работу, найти ей в доме видное место - это стимулирует ребенка к новым достижениям. Своим чутким, внимательным отношением к ребенку воспиатель показывает родителям , как им нужно относиться к своему малышу.

Большинство родителей хотят знать , как их ребенок проявляет себя без них. При этом они хотят знать только положительное, ибо им часто не хватает именно позитивного видения своего ребенка. Как правило, родители больше ругают , чем хвалят своих детей, особенно в последнее время. Поэтому каждое доброе слово об их ребенке как бальзам на душу. Этому помогает авторитетное мнение. Как мрачнеют родители , когда в конце дня узнают о ребенке что-то негативное : кого-то обидел, что-то не так сделал, чего-то не хотел делать. Воспитатель жалуется на ребенка , а родитель , не умеющий бережно и аккуратно его воспитывать , обрушивает на сына или дочь свой гнев. И не может быть, потому что ребенок так устроен : его воспитывают , в нем пробуждают лучшее, открывают новое, более совершенное только любовь, добро, терпение и терпимость взрослых, поощрение каждого маленького шага в сторону ста-рания, желания сделать что-то доброе.

Мы говорим : «Доброе слово и кошке приятно» . Это не шутка. Только добром и терпением можно вырастить хорошего человека. Зло всегда пробуждает зло, а добро - добро. Это простая истина, но она еще не вошла по-настоящему в нашу жизнь. Всем нам надо учиться видеть хо-рошее, видеть его в первую очередь, а несовершенное стараться видеть меньше. Так, обращая внимание на добро, мы его как бы растим, даем ему жизнь. Стоит посмотреть добрыми глазами на человека, сказать ему что-то доброе, и мы видим, что он это замечает и позитивно реагирует. Иногда нужно совсем немного, чтобы смягчить сердце. Детей это касается также, как и взрослых. Понятно, что требовать от уставшего за день человека, будь то родитель или воспитатель , урав-новешенного и доброго чувства по отношению друг к другу трудно, но, наверно, устаем мы во многом еще и оттого, что мало испытываем за день добрых чувств. А это во многом зависит от нас самих.

Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей . Атмосфера творчества, добра, сплоченности в детском саду очень положительно влияет на родителей .

Почему хотя бы изредка не сказать родителям : «Давайте вместе с детьми съездим на экскурсию, в театр, на концерт, сходим в поход или сделаем семейный праздник!». Мы потратим один из своих выходных, но как много пользы всем нам от этого может быть! Так возникла идея семейного клуба по выходным. Раз или два раза в месяц мы стали собираться, чтобы вместе с детьми научиться что-то делать руками, куда-то сходить или съездить, организовать семейный праздник, можно на природе, причем в любое время года. Так у нас появились сезонные праздники : «Здравствуй, осень» , «Сказка зимнего леса - Новый год» , «Масленица» , «Праздник Весны» , «Здравствуй, Лето» . Во время таких праздников хорошо использовать театрально-игровые методы и приемы, дать всем возможность участвовать, совместно посидеть у костра, попить чай и т. д. В непосредственной, веселой и дружественной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие.

Многие не могут забыть, как в начале июня на лесной поляне мы с детьми разыгрывали сказку «Царевна-лягушка» , один из мальчиков был царем, его младшим, средним и старшим сыновьями были папы, а их женами - мамы. Кощей был создан из больших воздушных шаров, расписанных в духе этого персонажа. В конце сказки он был брошен в огонь и лопнул. Ларец был подвешен на дерево, и его нужно было как-то достать. Царевна-лягушка по-настоящему «превращалась» - надевала сшитый мамами красивый русский костюм с кокошником. Все это радовало детей и взрослых, смех не умолкал. Способствовала этому и замечательная природа.

На природе, в лесу, необыкновенно смотрится Дед Мороз, который выходит из леса к детям. Среди белого снега, живой природы театральные костюмы и само действо воспринимаются особенно сказочно .

Организуя семейные праздники, стараемся, чтобы участвовали все. И каждому находились роль и работа. Все это по-настоящему нас сближало и, как следствие, крайне позитивно отзыва-лось на детях. А ведь это то, ради чего мы старались.

Так родилась анкета для родителей с одним-единственным вопросом

«Что из детства запомнилось больше всего и как-то повлияло на вас?» . Поначалу большинство ничего не могли вспомнить, но мы были настойчивы, и анкеты в результате заполнили почти все. Мы хотели пап и мам на мгновение вернуть в детство, помочь им вспомнить себя в нем и дать понять, насколько сильно влияют впечатления раннего детства на нашу жизнь. Собралось много крайне интересных воспоминаний .

Вспоминая свое детство, свои радости и горести, взрослые начнут чуть лучше понимать своих детей, станут чуточку к ним терпимей, сострадательней, поймут, насколько большое значение имеют первые впечатления жизни.

На семейном клубе мы рассказываем (и показываем, чем и как занимаемся с детьми. Родители учатся некоторым приемам лепки, аппликации, рисования, оригами. Делается это для того, чтобы они могли дома продолжить линию творческого развития ребенка, помочь ему закрепить навыки и позаниматься тем, что ему больше понравилось. Мы объясняли родителям , что дома ребенок может захотеть полепить, порисовать после занятий в детском саду, которые произвели на него впечатление, и он должен иметь эту возможность. После мы всегда вместе пили чай, что очень нравилось детям. Особенно они были счастливы, если в один из выходных приходили в клуб вместе с мамой и папой.

Вместе с родителями обсудить , как собрать хорошую детскую библиотеку : народные сказки, книги о природе, искусстве, сказания и легенды о народных героях. И родители стали приобретать книги для своих детей.

Также хорошо бы было собрать видеотеку, состоящую из фильмов для детей, фильмов о природе, искусстве, лучших мультфильмов, в основном советского времени. Эти фильмы постепенно стали вытеснять все то негативное, что, увы, так много смотрят дома дети. Мы старались приобретать диафильмы, и некоторые родители показывали их детям дома.

Периодические субботники или воскресники по благоустройству группы детского сада тоже способствовали сближению. Когда родители своими руками что-то делали, им уже не было безразлично, как протекает жизнь ребенка, появлялась связь с детским садом, более живая, чем раньше.

Не все родители приходят на родительские собрания , не все участвовали в праздниках, воскресниках, экскурсиях.

На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями : если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат - будьте уверены! - обязательно будет.

Родители – первые воспитатели для ребенка.
Дети воспитываются в детских садах, дошкольных учреждениях, в школе. Но всегда есть и будет, что первыми воспитателями для ребенка являются его родители (усыновители).

Родители воспитывают ребенка, прежде всего, словом, убеждением и своим поведением. Воспитательное воздействие отца и матери очень важно.
Задача родителей – сформировать у ребенка черты вежливого, трудолюбивого и активного человека.
Многие родители понимают, насколько важно уделять большое внимание воспитанию детей и их развитию. Особенно часто занимаются с детьми матери. Также не малую роль играет в воспитании детей и отец. Если ребенок – мальчик, то ему просто необходимо внимание отца.

Естественно, что воспитание детей - процесс, в котором принимают участие не только родители, но и остальные члены семьи (бабушки, дедушки, старшие братья, сестры).
Дружный и слаженный семейный коллектив является источником правильного воспитания ребенка. Если родители с уважением относятся друг к другу и чувствуется семейное тепло, то ребенок впитывает это и копирует родителей. У ребенка развивается чувство уверенности и взаимопомощи. Глядя, как члены его семьи ведут себя друг с другом, ребенок приучается к такому же общению в садике, школе, во дворе.

Вспомним то, что все дети разные, как по характеру, так и по поведению, и применять к ним какой-то определенный шаблон воспитания не стоит. Одни дети стеснительные, другие наоборот, смелые и решительные, одни копуши, другие егозы. Поэтому сколько детей, столько и подходов в воспитании к ним.

Подражание взрослым.
Дети часто стараются подражать взрослым, и это правильно, ведь у них еще нет своего жизненного опыта, и кое-что они просто не знают. Детям очень сложно оценить ситуацию и разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Поэтому они и стараются копировать взрослых, а именно родителей.

Если отец и мать стараются воспитать честного человека, а сами говорят друг другу или кому-то неправду, то такое воспитание не даст положительных результатов. Если родители хотят приучить ребенка к порядку, а сами не кладут вещи на свои места, оставляют грязную посуду, то это тоже не даст положительных результатов в воспитании детей.

Иногда родители забывают, что они оказывают воспитательное воздействие каждый день и каждую минуту. Даже простой разговор отца или матери с каким-либо человеком в присутствии ребенка дает отпечаток на воспитании детей.

Правильное воспитание детей не означает, что с ребенка нельзя сводить глаз. При таком воспитании ребенок вырастет замкнутым.

Хороший результат даст объяснение ребенку понятия «дружба». Как можно больше следует заниматься с ребенком творческими занятиями для развития в нем увлеченности и познания.

В завершение можно сказать, что сила воспитания зависит от авторитета родителей в глазах ребенка. Чем правильнее Вы подойдете к вопросу воспитания, тем сильнее окажите влияние на формирование характера и поведения своих детей.