Ни капли алкоголя: в России отмечают День трезвости. Что такое День трезвости

Ежегодно в Российской федерации 11 сентября в целях борьбы с алкогольной зависимостью и популяризацией трезвого образа жизни проводится Всероссийский день трезвости.

День Трезвости — это добрая традиция, начало которой было положено еще в прошлом веке.

«Всероссийский день трезвости» - это не только православный праздник, но и общественный или социальный. Самые разные организации в этот день организуют мероприятия, которые направлены на то, чтобы донести обществу мысль о такой важной составляющей их жизни, как трезвый и здоровый образ жизни, необходимость отказа от алкоголя, наркотиков и других пагубных привычек.

В этот день стоит задуматься о вреде употребления алкоголя. Проблема алкоголизма в современном обществе является очень актуальной. Наверняка всем или большинству из нас известны случаи, когда алкоголизм у родных, близких, друзей и знакомых рушил не только карьеры, но и саму жизнь.

Почему всероссийский День трезвости именно 11 сентября

11 сентября православные отмечают один из великих праздников - Усекновение главы Иоанна Предтечи. Между этим днем и Всероссийским днем трезвости существует прямая связь.

105 лет назад, в 1913 году, в России впервые прошел День трезвости, инициатором которого стала Православная церковь. С 1914 года этот день было решено сделать ежегодным, а его дату закрепить за 29 августа по старому стилю (по новому это 11 сентября), когда отмечается день гибели одного из самых почитаемых святых.

Традиции празднования Усекновения главы Иоанна Крестителя связаны с соблюдением строжайшего поста. Под запретом, среди прочего, находится и вино, которое своим цветом напоминает пролитую кровь святого.

В дореволюционной России в День трезвости была запрещена продажа любого алкоголя, винные лавки не работали.

Священники во время проповедей обязательно говорили в этот день о важности ведения трезвого образа жизни. Те прихожане, которые хотели окончательно завязать с алкоголем, давали в этот день обет трезвости, получая благословение священника.

В советские годы традиция Всероссийского дня трезвости прервалась. Об этом дне забыли, как о многих традициях царских времен. В настоящее время День трезвости обретает свое второе рождение и отмечается в тот же день, что и до революции - 11 сентября по новому стилю.

Всемирный день трезвости при этом отмечается 3 октября. Этот международный праздник также распространен в нашей стране. Так что мы можем говорить о том, что осенью в России сразу два Дня трезвости.

Какой вред наносит алкоголь организму человека

Каждый год 700 тысяч россиян умирает от причин, так или иначе связанных с алкоголем. Смерть 30% мужчин и 15% женщин в России прямо или косвенно связана с употреблением алкоголя. Отравления занимают здесь сравнительно небольшую долю, большая часть умирает от болезней, вызванных алкоголем. Чрезмерное употребление алкоголя обуславливает 68% смертей от циррозов печени и 60% смертей от панкреатитов, 23% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.

По официальным данным, в среднем Россия теряет на лечение болезней связанных с употреблением алкоголя 5% внутреннего валового продукта (ВВП) в год.

Множество убийств и самоубийств, дорожно-транспортных аварий и смертей на производстве происходит именно из-за алкоголя. 90% тяжких преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, 60% ДТП совершается в нетрезвом виде.

Этиловый спирт оказывает повреждающее влияние на будущее потомство. При алкоголизме матери алкогольный синдром плода формируется у 43,5% детей, при алкоголизме обоих родителей доля детей с алкогольным синдромом плода возрастает до 62 %. Значительный ущерб наносится детям, воспитывающимся в семьях пьяниц и алкоголиков, многие из таких детей становятся социальными сиротами при живых родителях.

Алкогольная зависимость — одна из самых распространенных напастей современного мира. Она становится причиной разрушения семей и деградации личности со всеми вытекающими последствиями. Пьянство калечит жизни людей, лишает из здоровья, семьи и рассудка. Разрушается мотивационная сфера психики, укореняется зависимый образ жизни.

О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в глазах обывателя он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны.

Немногие знают, что бутылка пива эквивалентна 50-60 граммам водки. Четыре бутылки пива в течение дня это 200-240 г. водки.

От пива делаются тучными, ленивыми, глупыми и импотентными. Развивается «пивное» или "бычье" сердце. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце.

У пьющих пиво мужчин начинает откладываться жир по женскому типу — на бедрах и боках, разрастаются грудные железы, становится шире таз, они становятся женоподобными внешне и внутренне. Пиво ослабляет интерес к другому полу. Пятнадцать-двадцать лет пивного стажа — и импотенция гарантирована. У женщин, употребляющих пиво, возрастает вероятность заболеть раком, бесплодием, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги.

Пиво — это первый легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам. Именно потребление пива является первопричиной искалеченных судеб миллионов наших соотечественников. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Этим и объясняется завершение пивных вакханалий драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами.

Алкоголь не может быть проблемой одного человека, он разрушает всё вокруг: взаимоотношения в семье, в коллективе, в обществе в целом. Принимать алкоголь или нет — по-прежнему остаётся свободным выбором каждого, выбором между счастливой жизнью и пьяной болезненной смертью.

Злоупотребление алкоголем является болезнью, крайне тяжело поддающейся лечению. Успех в её преодолении возможен только при условии проведения комплекса мероприятий со стороны медицинского учреждения, врача и, не в меньшей степени, со стороны страдающего, а также помощи и содействия со стороны родных и близких. В противном случае избавление может быть не продолжительным и все может возобновиться.

Сегодня, 11 сентября, по всей России, в первую очередь по инициативе Русской Православной Церкви, отмечается необычный праздник – Всероссийский День Трезвости. Масштабы празднования каждый год растут, но отмечают регионы праздник по-разному. Например, в Белгороде целый день не продают алкоголь, в Бурятии организуют «Ярмарку Здоровья», в Самаре в парке Гагарина любой желающий сможет бесплатно проверить состояние своего организма, а в Барнауле даже запустят тематический трамвай «Время быть здоровым». Ну и конечно, праздник будет отмечен многочисленными Крестными Ходами и молебнами по всей стране.

Этот праздник, как археологическая находка, которая была выставлена на обозрение спустя много лет после ее утраты. Официально национальный день Трезвости возродили в 2014 году. Однако, его корни гораздо глубже.

Шла первая мировая война. Российская Империя мобилизовала население, а на территории нашей необъятной Родины был введен первый в истории сухой закон. Николай Второй был убежденным противником пьянства. И, несмотря на то, что доход от продажи спиртных напитков составлял одну пятую государственных доходов, он считал своим долгом вступить в борьбу с этим пороком. Чтобы провести антиалкогольную реформу, императору пришлось даже уволить министра финансов, которые вполне логично выступал против. Но война есть война. Сухой закон был введен сначала на время мобилизации, а затем продлен до окончания войны.

Но тут началось неожиданное. Несмотря на то, что в ответ на указ появились множественные способы обхода закона, началось тайное самогоноварение и потребление суррогатов, среднее потребление алкоголя на 1 человека снизилось более чем в десять раз! И результаты не заставили себя долго ждать. Вот что пишет по этому поводу «Википедия»:

Число психических больных на почве алкоголизма:

1913 г. - 10 267;

1916-1920 гг. - единичные наблюдения.

Доля психически больных алкоголиков среди общего числа поступивших в психиатрические больницы:

1913 г. - 19,7 %;

1915-1920 гг. - менее одного процента;

1923 г. - 2,4 %.

Число арестованных в пьяном виде в Петербурге во втором полугодии 1914 г. сократилось на 70 %. Число вытрезвляющихся сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50 %. Подобные же результаты были получены ещё по 9 губерниям России.

Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось; прирост составил 2,14 млрд руб. против 0,8 млрд руб. в прежние годы до запрета.

Стоит отметить, что к этому времени в ответ на набирающее оборот пьянство по всей стране как грибы росли и общества трезвости. Общества трезвости чаще всего создавались при церквях. И в 1913 году в стране действовало 1800 церковных обществ трезвости. Много их было и во Владимирской губернии. Все Вы наверняка видели, а многие и бывали во Владимирском областном Театре кукол на улице Гагарина, д.7. Красивое старинное здание украшает наш город:

Сейчас сложно представить, но в 1905 году это здание было построено как раз для народного собрания общества трезвости. В доме трезвости оказывали помощь страдающим от недуга пьянства, проводили собрания, митинги, открытые лекции о вреде алкоголя. Вот такой был масштаб у трезвенного движения в России в начале 20 века!

Ну, и на фоне поддержки императора, планомерной работы церкви с населением, многочисленных общин трезвости в марте 1914 года Священный Синод установил в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, 29 августа (по старому стилю), ежегодно отмечать церковный праздник трезвости. День был выбран не случайно, а в назидание о том, как пьяные бесчинства могут оставить людей без рассудка. Ведь, по преданию, именно на праздновании дня рождения опьяненный царь Ирод Антипа потерял контроль над собой и по пьяной прихоти танцовщицы Саломеи отрубил голову Иоанну Крестителю. Поэтому и почитается Иоанн Креститель как покровитель трезвого образа жизни.

Пора опомниться и перестать пить. Жизнь трезвого и пьяницы.
Дореволюционный антиалкогольный плакат. Фото: propagandahistory.ru

В этом же 1914 году по инициативе крестьян И.Т. Евсеева и П.М. Макогона в Государственную Думу внесено законодательное предложение «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости». В объяснительной записке к законодательному предложению авторы пишут:

«Высочайше Утверждённым Положением Совета Министров 27 сентября 1914 года городским думам и сельским общинам, а Положением 13 октября того же года - и земским собраниям на время войны предоставлено было право запрещать торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости - этом преддверии земного рая - стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.

Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение, облегчённый от тяжкой ноши - пьянства, сразу поднялся и вырос русский народ.

Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением.

Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена.»

Таким образом, ограничение на продажу алкоголя, так называемый сухой закон, было принято оставить и после войны, окончания которой Российская Империя уже не дождалась…

И вот теперь, спустя много лет, мы обращаемся к опыту наших предков. И, как птица Феникс из пепла, возродился у нас праздник трезвости, установленный на вечные времена в 1914 году. Важный на самом деле для нашего времени праздник, назидательный. Масштаб проблемы сегодня ничуть не меньше. А, по данным статистики, еще и намного больше.

Потребление алкоголя в СССР и России без учёта кустарного производства. Фото: ruxpert.ru

Алкогольная катастрофа признана на официальном уровне реальной угрозой для существования нашего государства. В лихие 90-е, когда страна заливалась спиртом «Рояль», ежегодно в попойках и праздниках мы теряли до 700 тысяч человек (это удвоенное население Владимира сегодня). По данным ВОЗ, если подушевое потребление алкоголя в стране превышает 8 литров, то происходит вырождение нации. Сейчас мы потребляем 13 литров. Выводы делайте сами.

Виктор Волчек

Верхнее фото: aif.ru

11 сентября каждого года в России отмечают День трезвости. Это день посвящен проблеме алкоголя и зависимости от него. Это одна из самых больших проблем в России. Вообще этого дню более ста лет, но возобновили его праздновать только в 2005.

Алкоголизм убивает наших людей. Очень мало можно найти людей, которые не пьют алкоголь. Самая большая проблема это зависимость от этих напитков. Каждый год эта зависимость приводит к смертям, тюрьмам, травмам и развалами семей. Не говорят уже о более мелких проблемах.

Каждый год государств именно в этот день особое внимание уделяет этой проблеме. С людьми, а особенно молодыми, проводят беседы. Им рассказывают в вреде алкоголя и зависимости от него. Следует, конечно же, делать больше. Мы одни из лидеров в мире по детскому и взрослому алкоголизму. Одним днем тут не обойдешься. Уже на уровне государство пытаются принять программы, которые бы помогли побороть эту страшную беду.

С подачи верующих с 13-го года прошлого века в нашей стране начали отмечать этот день. Затем это было каждый год. В этот день на Руси не продавали алкоголь, проводились профилактические беседы и проповеди. Приурочили этот день к Главосеку, который отмечался в этот день.

В это день церковь вспоминала о смерти величайшего пророка Иоанна Крестителя. Его смерть также произошла и по вине алкоголя. Правда были и другие причины. Иоанн появился для того, чтобы приготовить путь для Мессии. Его мама Елизавета забеременела им за полгода до того, как родился Христос.

О его появлении узнал ее муж находясь в храме. Он не поверил ангелу, который это ему сказал и за это молчал до появления малыша. Стоит сказать, что у них в семье до этого не было детей. Кроме этого, когда Елизавета ходила беременной и услышала голос Марии, матери Христа, то малыш в ее животе отреагировал на это.

Иоанн был аскетом и жил в пустыне. Он призывал людей к покаянию и крестил их. Он крестил даже самого Иисуса. Часть его учеников перешли к Христу. В народе его очень уважали. Он говорил всем правду, даже царям. Когда Ирод (имеется ввиду Антипа) забрал у брата жену и женился на ней, то пророк осудил его. Тогда то бросил его в темницу, но не убивал, так как его очень любили в народе. Когда он был в темнице, Христос испытывался в пустыне.

На одном из празднеств новая жена угодила царю. Это был пир и вероятно монарх был навеселе. Ему так понравился танец, что он предложил ей выбрать все, что она хотела. Ту подговорила мать просить голову Иоанна на блюде. Царь расстроился, но так как дал слово то приказал пойти и отрубить голову пророку.

Это история праздника. В этот день всех просят молиться о проблема алкоголизма. В православии в этот день всех призывали к строгому посту. Поощрялись обеты трезвости.

Алкоголь продавать в этот день будут. Кроме мест, где пройдут мероприятия посвященные этому дню. Это не будет выходным, но в каждом городе будет программа посвященная этому дню.

Согласно стандартам Всемирной Организации Здравоохранения границей потребления спиртного, после которой начинается деградация общества, является потребление алкоголя в количестве 8 литров спирта на человека в год.

В 1913 году, когда Россия праздновала 300-летие дома Романовых, количество алкоголя на душу населения составило 4,7 литра спирта в год. В дореволюционные годы 43% мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками.

К 1979 году доля непьющих мужчин сократилась до 0,6%. А в настоящее время количество спиртного на душу населения, включая несовершеннолетних, составляет 18 литров спирта в год, что выходит далеко за пределы нормы.

Сегодня Всероссийский День трезвости как никогда актуален. Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни – одна из основных задач, стоящих перед современным обществом. И в этот день силами различных общественных и молодежных организаций проводятся тематические акции, выставки, флешмобы и другие мероприятия во многих российских городах.

День трезвости – праздник, который в России давно уже стал традицией. Более того, это официальное торжество, которое поддерживается церковью. Главная идея праздника – донести до людей, что счастье не может быть в алкоголе.

Этот праздник призван распространять идею здорового образа жизни без спиртного.

Отмечается он в России осенью, в сентябре.

История Дня трезвости

История праздника началась очень давно, еще 100 лет назад, в Петербурге. В далеком 1911 году 34 человека, представители интеллигенции православно-охранительных взглядов, организовали Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Его члены пропагандировали здоровый образ жизни и абсолютный отказ от алкогольных напитков. Девизом Союза стал лозунг «Счастье народа – в трезвости!», под которым впоследствии и стало проводиться торжество, названное Днем трезвости.

Первое торжество было проведено членами Союза трезвенников по благословению всех православных архиереев, которые правили в то время в России, на организацию праздника по всем городам и селениям страны. Получив это согласие и благословение, впоследствии праздник начали проводить не только в Петербурге, но и в других российских городах.

Поддержали идею не все, но в более чем половине губерний праздник все-таки проводился. Была избрана основная программа, по которой и проходило торжество. На протяжении антиалкогольных дней закрывались все питейные лавки, а продажа спиртного была запрещена.

Спустя 2 года, 28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 года, День трезвости в России получил статус официального торжества. Эту идею активно поддерживала церковь и интеллигенция, а также некоторые представители правящего класса страны. Это существенно облегчало решение многих вопросов, связанных с организацией праздника, его финансирования и т.д.

В то время в Петербурге существовали и другие общества трезвенников, которые тоже принимали участие в торжестве. Но несмотря на такую всестороннюю поддержку, просуществовала эта добрая традиция недолго. Советская власть наложила запрет на празднование. Возобновилась традиция только в 2005 году.

Главная идея Дня трезвости

Основная идея торжества заключалась в пропаганде здорового образа жизни. Представители интеллигенции и церкви хотели показать, что человек может счастливо, радостно и полноценно жить и без употребления алкоголя. Уже в те времена для России этот вопрос стоял очень остро.

Также члены Союза хотели сплотить общество, объединить его идеей жизни без алкоголизма. Кроме того, члены общества трезвенников противопоставляли алкоголизму такие ценности, как здоровье, творческое начало, созидание, разум, что неведомо человеку, зависимому от спиртного.

Организаторы праздника считали, что каждый человек должен внести свою лепту, пусть небольшую, в общую идею. Предполагалось, что каждый человек хотя бы в антиалкогольные дни должен прожить в полной трезвости. Помимо отказа от алкоголя, предполагалось, что люди проживут эти дни согласно всем правилам здорового образа жизни, в кругу друзей и близких, наслаждаясь общением и трезвым рассудком.

Традиционная программа празднества

29 августа 1913 года этот праздник получил статус церковного. Организован и проведен он был с благословения Святейшего Синода. Для этого выбрали день усекновения главы Иоанна Предтечи, большого религиозного праздника. Это был первый всероссийский праздник. Отмечали его с широким размахом. С тех пор День трезвости в России так и отмечают в сентябре.

Второй всероссийский праздник отмечали 27 и 28 апреля 1914 года, в пасхальные дни. Праздник отмечался с таким же размахом. Кроме того, на вторую годовщину празднования присоединилось еще больше губерний и областей. Третий всероссийский День трезвости отмечали в 1915 году, когда уже началась Первая Мировая война. А вот празднование следующей годовщины решили отменить в связи с условиями военного положения.

День трезвости как церковный праздник

Накануне празднования вечером во всех православных церквях Петербурга проводилось всенощное бдение, которое благословлял сам митрополит Владимир. Он был не только покровителем, но и активным участником движения.

В это время священнослужители читали воззвание об идее самого события и о целях, которые пропагандирует общество трезвенников. Повторяли это чтение и утром следующего дня во время литургии. А уже к обеду участники процессии, которые состояли из трезвенников и всех, кто сопереживал и разделял идеи праздника, шествовали к Казанскому собору. Там людей уже ждал митрополит Владимир, чтобы осенить собравшихся чудотворной иконой Казанской Божьей Матери.

Кроме митрополита Владимира, участником движения являлся и Петр Алексеевич Миртов. Как руководитель церковного Александро-Невского общества и настоятель церкви Воскресения, он выступал перед народом с речью, которая мало кого могла оставить равнодушным.

После выступлений священнослужителей начиналось молебствие и песнопения церковного хора. Отмечали, что в этот день у собора собиралась толпа, которая достигала 70 тысяч человек. По окончании молебствия вся эта толпа расходилась по своим церквям, ведь люди приходили сюда даже из других губерний.

Программа проведения торжества в Петербурге

Тем не менее в Петербурге на этом празднество не завершалось. Уже в то время людей информировали о вреде пьянства, раздавая листки с соответствующим текстом. Это было днем, а вечером празднество продолжалось, но не на улицах, а в помещениях заводов и обществ. Там собирались люди и организовывали чтения с «гуманными картинами», смотрели кинофильмы о вреде и последствиях алкоголизма.

Помимо этого, проводились сборы средств во благо общества трезвенников и на развитие борьбы с пьянством. Занимались сбором добровольцы. Однако сборщики не просто просили деньги. За участие в благотворительности они дарили значки с девизом Союза трезвенников и надписями «Трезвись», цветы, листки.

Отмечали, что большинство пожертвований были несущественными, но искренними и от души, а это было еще важнее. Например, в одной из кружек, в которую сборщики собирали деньги, была вложена записка от сына, отец которого страдал алкоголизмом. Молодой человек писал о том, что жертвует последние 3 коп., только чтобы его отца спасли от недуга. Такие примеры свидетельствуют о том, насколько велика была идея данного мероприятия и насколько люди откликнулись и разделили ее.

Праздник трезвости: современные традиции

Алкоголизм – бич современности, поэтому празднование такого события очень целесообразно и важно. Алкоголизм набирает обороты, причем такими темпами, что становится своего рода социальной катастрофой. По этой причине социальные институты самыми разными способами пропагандируют идею здорового образа жизни, идеи высших ценностей для человека (семья, дети, друзья, религия, саморазвитие и т. д.).

Задача социальных институтов состоит не просто в том, чтобы донести до основных масс, что алкоголь – это плохо. Это и так знают многие. Важно показать, что человек получает взамен, если ведет трезвый образ жизни, и что, наоборот, теряет, если пьет.

В современной России праздник отмечается в очень многих городах в сентябре. Преимущественно организуют семинары, лекции, конференции, митинги. По-прежнему проводятся благотворительные акции, дарят открытки, брошюры, значки, как и раньше. Все эти мероприятия направлены на профилактику и избавление от зависимости от алкоголя, никотина, наркотиков.

По-прежнему церковь тоже принимает активное участие в организации и проведении мероприятия. Так, священники проводят тематические службы, на которые может прийти любой желающий.

Кроме того, прихожанам предлагается поставить свечу перед иконой «Неупиваемая чаша», которая призвана помогать зависимым людям, и помолиться об их исцелении. Этот день нужно отмечать не выпивкой, а в трезвом рассудке, в кругу семьи и друзей. Общаться и радоваться возможности такого интересного общения на трезвую голову, не затуманенную алкоголем или наркотиками.

Благодарим за отзыв

Комментарии

    Megan92 () 2 недели назад

    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать((думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет

    Дарья () 2 недели назад

    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью , у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.

    Megan92 () 13 дней назад

    Дарья () 12 дней назад

    Megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью .

    Соня 10 дней назад

    А это не развод? Почему в Интернете продают?

    Юлек26 (Тверь) 10 дней назад

    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.

    Ответ Редакции 10 дней назад

    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте . Будьте здоровы!

    Соня 10 дней назад

    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.

    Margo (Ульяновск) 8 дней назад

    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((

    Андрей () Неделю назад

    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет

11 сентября, отмечается Всероссийский день трезвости. Правда, мало кто знает, что празднику трезвости уже более ста лет!

Впервые он отмечался в 1913 году по инициативе Церкви. На время праздника были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий. Во всех православных храмах столицы читалось воззвание о значении праздника, силами трезвенников были организованы крестные ходы.
Праздники того времени отличались большой насыщенностью мероприятий просветительского и культурного характера.

* * *
Вторая половина XIX века – время серьезных перемен во всех сферах жизни Российского государства. В 1861 году состоялась отмена крепостного права, начавшая новый этап в истории России – наметился существенный рост производства, произошло усиление политической активности всех слоев населения, появление новых идей и духовных исканий у ведущих мыслителей русской культуры.
Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя на душу населения в год по сравнению с современностью тогда был невысок (4,7 литров против 18,5 литров сегодня), общество, и особенно духовенство, ответило на рост потребления алкоголя массовым созданием обществ трезвости. В конце XIX – начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение. Под последним понимается «общественное движение за добровольный отказ граждан (временный или постоянный) от потребления алкоголя, принятие ограничительных, запрети¬тельных и просветительных мер против распространения, производства и потребления алкоголя на местном, региональном и государственном уровне».
Первые российские общества трезвости с уставами и продуманной программой действий начали появляться примерно в 1880-х годах. В 1882 году С.А. Рачинским было создано знаменитое Татевское общество трезвости. Наибольшее развитие в истории страны движение за трезвость получило в 1907-1914 годах (между революцией 1905-1907 гг. и первой мировой войной), когда многие осознали необходимость отрезвления как условие спасения и мирного обновления страны. В первую очередь, это связано с переменой правительственного курса, когда власть, наконец, всерьез задумалась об алкогольной угрозе.

Еще в 1894 году в связи с переходом к государственной винной монополии по всей стране начали создаваться Попечительства о народной трезвости – государственные учреждения, целью которых было распространение здравых понятий о вреде пьянства. Члены попечительств о народной трезвости в отличие от других попечительств получали жалование, а сами попечительства пользовались крупным финансированием. К сожалению, деятельность многих попечительств была крайне пассивной и малоэффективной. Причем «правительство понимало неэффективность начатой борьбы» и искало другие способы решения назревшей алкогольной проблемы.
Наряду с попечительствами в стране создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости с огромным количеством членов. При этом общества трезвости были по преимуществу религиозными православными и крестьянскими своему составу. То есть большинство обществ трезвости в российской империи были созданы при сельских приходах, а их работой руководил местный священник.
В 1914 году, в том числе в связи с начавшейся войной, был принят ряд антиалкогольных постановлений, который в значительной степени снизил разрушительное воздействие алкоголя на российское общество. Произошло резкое уменьшение количества потребляемого алкоголя и вслед за этим резкое улучшение демографических и социально-экономических показателей развития страны, описанное в литературе.

* * *
В Челябинске общество трезвости, получившее название «Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости», было создано 2 сентября 1912 года в честь Иоанна Предтечи по инициативе настоятеля Александро-Невской церкви священника Михаила Пеньковского.
Благодаря энергичной проповеди о. Михаила о вреде пьянства и пользе трезвости, в общество вовлекалось все больше и больше членов. Работа развивалась, общество росло и стало пользоваться популярностью.
В начале общество насчитывало 23 человек, к концу первого года существования (на начало 1914 года) – 243 человека. Члены общества давали обет в течение определенного времени не употреблять спиртных напитков. Не реже 2-х раз в месяц созывались общие собрания, помимо разрешения хозяйственных вопросов, много говорилось и читалось о пользе трезвости. Особо стойкие и чем-либо проявившие себя члены премировались специальными грамотами, и для всех вообще членов общества присвоено было право ношения знака члена общества из бронзы под золотом.
Деятельность общества выразилась в проповеди с церковного амвона о вреде пьянства, в раздаче устава Общества, иконок, листовок, брошюр против пьянства всем вступающим по отдельности, в расклейке картин против пьянства по папертям городских и ближайших поселковых храмов, лекционной работе. В Народном доме проходили «народные чтения с туманными картинами» (диапозитивами) о вреде пьянства. Собрания общества проходили в Александро-Невской церкви.
Была собрана порядочная библиотека по вопросам трезвости, которая все пополнялась выпиской вновь специальных трезвенных журналов, плакатов, журналов религиозно-нравственных и общепопулярных газет того времени. Кроме этого, библиотека пополнялась книгами религиозно-нравственного содержания, пожертвованных горожанами; на членские взносы приобретались брошюры, которые распространялись бесплатно среди населения.
29 августа 1913 года в Челябинске проводился праздник трезвости. В этот день во всех храмах города прошли торжественные богослужения, читались проповеди о борьбе с алкоголизмом. На ярмарочной площади у Александро-Невской церкви после литургии состоялся крестный ход и молебен Св. Иоанну Крестителю. В апреле 1914 года был устроен еще один «Праздник трезвости», в котором приняло участие много интеллигенции, особенно учителей. Так описывает это событие Ф.И.Горбунов: «Был устроен грандиозный ход по городу с хоругвями и духовым оркестром, привлекший массу публики. По городу, разукрашенные цветами и цветными лентами с лозунгами о вреде пьянства, были рассыпаны сборщики и сборщицы с кружками по сбору средств в пользу общества. Сбор был хороший. На эти собранные средства рядом с Народным Домом была открыта обществом чайная и читальня».
Популярность общества росла. Но в июле 1914 года началась война. Много членов общества ушло на войну. Продажа вина была закрыта. Трезвость для всех стала обязательной и «в обществе, как в роге спасения, надобность отпала». После 1917 года деятельность общества вовсе прекратилась.

* * *
Большинство обществ трезвости появилось на территории Челябинской епархии в довольно поздний (после 1911 г.) период развития общероссийского движения за трезвость. Они создавались по образцу существующих, уже наработавших опыт обществ и братств трезвости в других регионах. Подчас общества трезвости обязаны своим появлением государственной и церковной политике, но также среди инициаторов подобной работы было немало энтузиастов, искренно желавших потрудиться на благо Церкви и своего народа.
Одной из важнейших форм работы местных обществ трезвости (помимо церковной проповеди и богослужения) было моральное воздействие, пример трезвенников. Общества трезвости подготовили почву для проведения ограничительных мер со стороны государства, воздействуя на общественное сознание. Но реальный результат – заметное снижение потребления по всей стране – проявился только вследствие решительных государственных мер.
Сегодня по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждая пятая смерть в России и соседних странах происходит от причин, связанных с алкоголем. При этом уровень потребления алкоголя в нашей стране классифицируется как максимально опасный для здоровья населения. К этому стоит добавить тот социальный урон, который несет обществу высокая алкоголизация населения: ей обязаны огромное количество преступлений, распад семей, брошенные и неполноценные в физическом отношении дети.
С точки зрения Церкви лучшей профилактикой любого рода зависимостей является духовно-нравственное воспитание, вовлечение в евхаристическую и общинную жизнь. История Русской Православной Церкви свидетельствует о большом опыте, накопленном приходскими обществами трезвости начала XX века. Тогда при активном участии в Церкви велась обширная просветительская работа – проводились Праздники трезвости, читались публичные лекции, произносились проповеди о вреде пьянства и пользе трезвости. Общее число участников обществ трезвости доходило до 500 000 человек.
Такое движение не могло оставаться незамеченным, и к 1914 году в отношении царского правительства к алкоголю наметились серьезные сдвиги, породившие массу позитивных перемен, улучшивших демографические, социальные и экономические показатели развития страны. К сожалению, война и революция изменили ситуацию, и теперь ценный опыт приходится приобретать и осмыслять заново.
Конечно, ситуация в стране за прошедшие 100 лет изменилась, нужны новые формы работы, адаптированные к современным условиям. Но сам факт того, что в нашей истории, и в частности г. Челябинске, существовало общество трезвости, члены которого вели трезвый образ жизни ради спасения себя и своих близких от порока пьянства, ради возрождения нравственных ориентиров своих сограждан, вселяет в нас уверенность и смелость встать на путь трезвости и личным примером трезвой жизни внести свой вклад в преодоление страшной беды, угрожающей нашему Отечеству.