Массаж пальчиков для развития речи. Какие проблемы исправляет массаж? Условия для проведения
Наряду с постоянной заботой о соматическом здоровье малыша, не меньших усилий требует от родителей и интеллектуальное развитие ребенка. Интеллект - это не только накопление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.
Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно научиться. И чем раньше вы с ребенком начнете заниматься в этом направлении, тем больше надежды, что проблем в школьном обучении у вашего ребенка не будет.
Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимости от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две стороны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Развивая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.
Есть много различных способов, методов и методик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, влияющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.
Массируя определенную микросхему тела (ухо, рука), мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также способствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из вашего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать этому, помогая малышу самому осваивать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день), ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся - как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, занимает не более 10 минут. Время, потраченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.
Аурикулярный массаж для детей
Этот массаж помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.
Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Несложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить этот метод массажа в детскую практику. Такой массаж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.
По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в перевернутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «контролирует» определенную систему организма человека. Так, определены зоны для повышения силы концентрации внимания и улучшения памяти.
Самый простой вариант целенаправленного влияния на зоны внимания и памяти приводится ниже.
- противокозелок;
- треугольная ямка;
- зона перехода ножки завитка в его восходящую часть;
- воронка, самая глубокая часть раковины.
Массаж аурикул можно проводить несколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выполнять его перед сном. Полезно растереть уши сразу после сна, можно не вставая с постели. Безусловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.
Аурикулярный массаж целесообразно начинать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и далее - ножки завитка, повторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сначала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и раковины в направлении от противозавитка до внутренней стороны завитка.
После массажа самой ушной раковины надо хорошо отмассировать козелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.
Массаж ушных раковин нужно делать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - правой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ребенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остановок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь предыдущий эффект. Желательно при массаже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как правило, выбор ритма происходит инстинктивно.
Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.
Кисти рук - еще один «экран» состояния систем и органов человека.
Знаете ли вы, что пальчики вашего малыша, еще такие неловкие и неумелые, помогают ему учиться мыслить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него развивается речь, а следовательно, и мышление.
Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.
Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянный палец будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой - на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.
Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслительная деятельность, речь.
Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доминантным правым полушарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные проявления психики ребенка.
Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.
А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.
Своеобразные «занятия» вы можете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же колодец при следующем условии: палочки можно брать только одноименными пальцами обеих
рук: сначала выстроить колодец мизинцами, затем только безымянными, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.
Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударять сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрослые любят играть не меньше детей.
Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные знания, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные периоды его развития.
Массаж пальчиков для развития речи – простой способ вырастить интеллектуала
Первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов сказал очень верные слова о важности развития моторики рук: “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга”. Это значит, что если вы хотите вырастить умного ребенка, то обязательно нужно развивать движения его рук, или другими словами – мелкую моторику. Делать это можно буквально с первых дней жизни.
Подробнее про взаимосвязь мелкой моторики и речи можно прочитать .
Приблизительно до трех месяцев рука ребенка зажата в кулачок. В зависимости от мышечного тонуса он может быть очень крепким или слабеньким. Что должен делать массажист, в том числе как проводить массаж пальчиков у детей при гипер- или гипотонусе, решает невролог. Если мышечный тонус в норме, то массажировать пальчики вполне могут и сами родители.
Что происходит в результате массажа пальчиков ребенка? Как проводить такой массаж?
В возрасте до трех месяцев массаж желательно проводить после консультации с неврологом и массажистом. Если у ребенка нет неврологических проблем, то массаж пальчиков у грудничка сводится к поглаживанию, растиранию и легкому разминанию каждого пальчика руками родителей или массажиста.
Начиная с трехмесячного возраста малыша для проведения массажа также используются различные предметы с небольшими выступами, которые можно перекатывать в ручках и катать по внутренней и внешней поверхности ладошек. Это могут быть мячики, карандаши, шишки, грецкие орехи и т.п.
Техника массажа пальчиков для малышей после года может быть такой:
- попросите малыша зацепить друг за дружку одноименные пальцы обеих рук (покажите, как это сделать), пусть малыш крепко держится пальчиком за пальчик, а вы будете рассоединять его руки;
- с помощью рук малыша помассируйте каждый пальчик от основания до кончика на обеих руках, нажимая с одинаковой силой на обе стороны пальца;
- зажимайте поочередно пальчики между средним и указательным пальцами другой руки и «вытягивайте» их, немного покручивая.
Отличительная черта такого массажа в том, что ребенок проводит его самостоятельно, только под руководством и с небольшой помощью взрослого.
Массажные игры
Какой бы полезной и необходимой для активизации речевых центров в головном мозге малыша не была техника массажа пальчиков, она не сможет поспособствовать развитию речи ребенка, если с ним не будут разговаривать. Значительный эффект можно получить, сопровождая массаж пальчиков малыша комментариями. Еще лучше рассказывать в это время стихотворения и включать элемент игры.
Предлагаем вам провести со своим малышом несколько увлекательных игровых занятий с использованием различных массажных техник, напрямую направленных на развитие речи.
Белый песик
Совершать массажные движения, приговаривая такие слова:
Белый песик прибежал
(Имя ребенка) пальчик покусал.
Ой, щекотно! Ой, не больно!
Это он так поиграл.
Потом можно взять игрушечного мягкого песика, и пускай он покусает-пощекочет все части ребенка. Вместо слова «пальчик» по тексту стихотворения просто подставляем слова «носик», «ушко», «ножку», «спинку». Таким образом, вы и массаж проведете, и части тела выучите или повторите, и замечательно повеселитесь.
Идет снежок
Массаж пальчиков у детей, как уже упоминалось, можно выполнять не только руками, но и с помощью различных предметов. Разнообразие тактильных ощущений также способствует развитию интеллекта. Предлагаем провести увлекательную массажную игру с мятой бумагой.
Вам понадобится бумага с различной фактурой – это могут быть салфетки, листы для ксерокса, газеты, глянцевые страницы из журналов. Сделайте бумажные снежки – скатайте листы различной фактуры в шарики. Пусть они будут разного размера. Все шарики складываем в мешочек достаточно плотно, чтобы малыш, запуская туда ручки, хорошо ощущал прикосновения бумаги. В этот же мешочек можно положить шарики для пинг-понга. Под стихотворение ребенок залезает ручками в мешок и устраивает в квартире “снегопад”.
(Имя ребенка) улыбается,
Радостно играется,
Лезет ручками в мешок,
А потом идет снежок!
Безусловно, после такой игры потребуется уборка. Малыш с удовольствием примет в ней участие, если вы совершите “магический ритуал” и скажите, что сейчас передадите его ручкам силу и ловкость, – сделайте крохе массаж пальчиков и вместе принимайтесь за веселую уборку.
Рыбалка
Пальчиковый массаж для развития речи легко можно провести в воде – в ванне во время купания или в специальной емкости с водичкой. Пусть ребенок изображает ладошками плавающих рыбок, а вы будете их ловить, массажировать и отпускать со словами:
Рыбки плавают в пруду –
Дай-ка я одну найду.
Поймала красивую:
“Плавай, плавай, милая”.
Даже обычный массаж детских пальчиков без речевого сопровождения может принести пользу, особенно если с ребенком часто и много разговаривают в других ситуациях. Массаж же с комментариями, стихотворениями, игрой будет намного полезнее. Наглядно это показано в таблице.
Итак, помассировать пальчики можно и между делом, просматривая новости в социальных сетях или в очереди в поликлинике. В этом, несомненно, будет определенная польза, но если вы хотите получить лучший результат, то придется приложить больше усилий. И это совсем не сложно, и, более того, приятно – ведь самый «трудоемкий» способ массажа, помимо максимальной пользы, приносит еще и большое удовольствие от вашей совместной с ребенком игры.
Используйте предложенные игры для того, чтобы сделать такое важное и нужное занятие как массаж пальчиков рук увлекательным. Скорее всего, вам это понравится, и вы с легкостью придумаете новые развлечения для развития речи и интеллекта своего ребенка в веселой и непринужденной форме.
Другие идеи для развивающих игр вы можете найти в .
Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.
Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.
Мелкая моторика играет ведущую роль в развитии ребенка. Но не все знают, как кроме игр развить умение пальчиков двигаться, чтобы ребенок, и речью вовремя овладел, и развитием не отставая от сверстников. Для этого оптимально подойдет массаж ручек и пальчиков.
Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.
Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедическиймассаж не толькоразвивает речь, но и расслабляеторганизм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедурабудет иметь следующие результаты:
- Удаляет омертвевшие клетки кожи;
- Улучшает состояние кожного покрова;
- Повышает трудоспособность ребенка;
- Понизит ;
- Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
- Приводит в норму дыхательные процессы;
- Стимулирует работувнутренних органов;
- Активизирует речевые центры в мозгу.
Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастикипальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.
С какого возраста
Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом. Младенец может иметь или пониженный мышечный тонус. Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений. Можно слегка разминать пальчики и ладони.
После трех месяцев родителииспользуютподсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша. Как оптимальныйвариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка. Это предмет с выступами, но округлой формы.
После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себякомплекс движений для развития моторики и речи.
Приемы и техники
Основные принципы проведения массажа для ребенка:
- Сначаларазмять мышцы запястий и кистей;
- Пощипывание осуществляется вместе с кожицей вокруг пальцев;
- Поглаживаниев каждой процедуре массажа. Так разглаживается кожа, и исчезают с нее складки;
- Вибрирующие колебательные движения с разной скоростью;
- Поглаживание по внутренней части ладони;
- Массаж пальцев рук в сочетании поглаживанием.
Это далеко не все приемы, которые включены в полноценную пальчиковую гимнастику. Важно, что в финале последними движениями считаетсяспокойное поглаживание пальчиков и ладоней ребенка.
После того, как малышу исполнится год, можно вовлечь его в процедуру массирования. Основные упражнения, которые можно предложить ребенку:
- Ребенок держится одинаковыми пальцами на обеих руках друг за друга, а мама пытается их рассоединить .
- Одновременный массаж двух пальцев на обеих руках. Малыш будет контролировать силу воздействия, и уравнивать ее.
- Между пальцем средним и указательным нужно вставить палец другой руки и вытаскивать его, немного покручивая.
В таких видах упражнения огромная ценностьв том, что ребенок сам их проводит, а взрослые только немного помогают.
Для грудничка
Для грудничка применяется следующая последовательность действий:еголадонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности. Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко. Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать. Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок. Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.
Для детей от 1 года
Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобыположительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам,и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.
При ДЦП
Массаж для рук ребенку с ДЦПсостоит из аналогичных методов воздействия, но передприменениемпроцедуры обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Если не хватает знаний, можно обратиться к видеоурокам , на которых вся техника массажа изложена подробно и профессионально.
Игровой массаж
Игровая форма логопедического массажапоможет не только активизировать речевые центры в мозгу ребенка, но и развить воображение, мышление, а также просто поднимет настроение. Все родители знают об играх, которые развивают мелкую моторику. В сочетании с пальчиковой гимнастикой они благотворно повлияют и на мышление, и на речь.
Бумага
Для развития детей можно использовать игры с комками бумаги, отлично подходит независимо от возраста. Ребенок будет комкать листы бумаги, и придавать им шарообразную форму. В итоге, из получившихся шаров получится любая игрушка. Достаточно склеить шары или сделать из них аппликацию.
Мелкие предметы
Оптимальным вариантом игры для развития мелкой моторике являются игры с мелкими предметами. Ребенку смешивают детали красного и синего цвета, их простят разделить по разным стаканчикам. Важно, чтобы детали были небольшого размера. Используется для этого смесь изфасоли и гороха. Предложите отпрыскурольне стандартногохудожника. Пусть нарисует картину из крупы. Закреплять их можно при помощи пластилина.
Рыбалка
Кроме этогопомогают развлекающие игры, в которых массирование можно совместить с развлечением, например, рыбалка. Малыш сидит в ванной и при помощи рук изображает плавающих рыбок. В это время мама их ловит, а затем массирует и отпускает. Все это сопровождаетсяшутками, стихами или скороговорками. В таком случае у ребенка еще и память будет развиваться.
Снегопад
Также специалисты советуютупражнение «Снегопад». В мешочек укладываются бумажные шарики разных размеров, а также разной фактуры. Их должно быть столько, чтобы ребенок, просунув руку, ощущал плотное прикосновение. Таким образом, шарики будут играть роль массажеров . В конце игры малышсделает крупный снегопад, разбросав все шарики вокруг, а потом их с мамой ждет уборка.
Родители знают, что развитие мелкой моторики положительно влияет на нормальную работуосновныхцентров мозга. Поэтому массаж ручек давно назначается детям от 0 лет и до школьного возраста. Медики рекомендуют логопедический массаж пальцев и рук при ДЦП, задержках умственного и , а также для расслабления мышечного тонуса. Важно, перед началом внимательно изучить технику проведения процедуры, посмотретьвидеоуроки и проконсультироваться с врачами.
Вместе с заботой о здоровье новорожденного, родителям не менее важно уделить внимание его интеллектуальному развитию. Это напрямую зависит от умения ребенка понимать речь и разговаривать. С умением разговаривать связана моторика рук, и с помощью массажа можно эффективно развить навыки речи. О массаже рук для грудничков и его важности для речевого аппарата прочитаете в статье.
Показания к массажу
Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.
Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.
Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.
Эффективность
Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно. Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке. Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.
Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка. Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь. Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.
По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.
Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно. А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.
Правильная техника
До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.
После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:
- поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
- грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
- ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.
Простые приемы:
- сгибаем пальчиков по несколько раз;
- аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
- растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
- поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.
Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»
Игры
При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.
- Рыбалка.
Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.
- Снежок.
Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад. Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза. Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.
Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.
Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»
Моторика и способность общаться - напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.
Консультация будет интересна и полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей всех возрастных групп. В консультации описаны приемы массажа и самомассажа рук и пальчиков, а также, массаж с помощью грецких орехов, карандашей, иглбола.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 комбинированного вида, Красносельского района, города Санкт - Петербурга
Массаж рук.
Составитель:
Педагог - психолог
Васильева
Жанна Николаевна
Массаж позволяет активизировать
и синхронизировать работу
обоих полушарий мозга,
В.А. Сухомлинский утверждал,
что «Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Упражнения улучшают циркуляцию крови.
Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:
мизинец - с сердцем,
безымянный - с печенью,
средний - с кишечником и позвоночником,
указательный - с желудком,
большой - с головным мозгом.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:
от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.
В технику массажа входят следующие приемы:
Поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика
До основания;
- похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев
До локтя;
- вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение
Кистивправо, влево;
- поворот руки ладонью вверх - ладонью вниз;
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому
Суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые
Движения в центре ладони.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет
1. «Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.
3. «Ладушки»
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу -полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)
4. «Домик»
Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)
5. «Прятки»
В прятки пальчики играются, Открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. «Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)
7. «Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
Массажот 3 до 7 лет
С помощью карандаша
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
- перекатывать между ладонями;
- катать по тыльной стороне руки;
- раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
- удерживать одним пальцем руки;
- раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Массаж с помощью грецких орехов
С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
- прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж пуговицами
Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
- проведите ладонями по поверхности пуговиц;
- зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
Захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Растирание ладоней
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,И терпения набраться.
«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»
Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Комплексы по самомассажу и массажу
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».
Для маршировки:
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
Иглбол со стихами
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
* * *
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
* * *
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение
несколько раз.
Список литературы:
1. "Пальчиковые игры и упражнения для детей - пальчиковая массажная гимнастика
С иглболом",