Конспект занятия по фцкм в подготовительной группе «сезонные изменения осени. Конспект занятия по (фцкм) тема «осень, осень в гости просим

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Словарная работа:

  • Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 17 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. Подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра «Погода осенью»

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь — дождливая.

  • Когда дует ветер — ветреная
  • Холодно — холодная
  • Пасмурно — пасмурная
  • Сыро — сырая
  • Хмуро — хмурая
  • Ясно — ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Лето со снопами, осень с пирогами.
  6. Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре — теплая осень.
  3. Много желудя на дубе — к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
  6. Если снег выпадает днем, то стает, если ночью — будет лежать прочно.
  7. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение «Осень», написанное на таблице.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что — либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

— сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Назови правильно

Я буду показывать лист, а вы называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте. (Показ листьев — дети говорят название дерева).

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определяете деревья.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Физминутка «Птицы»

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, северные голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! Мне понравилось, как отвечают: без стеснения. У вас отличные знания о птицах. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Заяц выводит детенышей и меняет серую шубку на белую. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Куница разоряет гнезда белок. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка меняет рыжую шкурку на серую и делает запасы в кладовых.

Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки.

Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки считать не умеют.

(Ответы детей).

Совершено верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке что качается дольше, орехов больше!

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать орешки. У вас огромный запас знаний о жизни животных в лесу. Я заметила, что вы не повторяетесь в своих ответах, чувствуется, что вы много читали.

Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью? Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Говорят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).

Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща? Игра называется.

Вершки и корешки

— Морковь, картофель, свекла, репа, чеснок — корешки.

— Рожь, пшеница, укроп, горох — вершки.

— Лук — вершки и корешки

Игра «Четвертый лишний»

  1. Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
  2. Картофель, яблоко , свекла, морковь (фрукт)
  3. Подосиновик, сыроежка, рябина , груздь (плод дерева)
  4. Лиса , белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)
  5. Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Но осень будет теплая, звери завалялись в спячку.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.

Занятие на осеннюю тематику для детей подготовительной группы ДОУ


Программные задачи:
1. Систематизировать знания детей об осени
2. Уточнить представление о признаках осени
3. Закрепить осенние месяцы
4. Развивать умение рассуждать по теме
5. Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинахНа магнитной доске прикреплены картины четырех времен года
Рассматривание картин


Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картины. Это четыре времени года, они все разные. Скажите, когда на улице жарко?
Дети: Летом
Воспитатель: а что еще бывает летом?
Дети: Солнце греет сильно, ветер теплый, все вокруг зелено, насекомые летают и ползают, поют птицы, цветут цветы и т.д.
Воспитатель убирает картину «Лето»
Воспитатель: Хорошо, а когда на улице властвует мороз?
Дети: Зимой
Воспитатель: А что еще бывает зимой?
Дети: Много снега, холодный ветер, буран, вьюга, лед на реке, снегопад и т.д.
Воспитатель убирает картину «Зима»
Воспитатель: а когда снег на улице тает?
Дети: Весной
Воспитатель: Правильно. А что бывает весной?
Дети: Почки набухают, бегут ручьи, птицы прилетают, деревья и насекомые просыпаются и т.д.
Воспитатель убирает картину «Весна»
Воспитатель: Картина с каким временем года осталась на доске?
Дети: Осень
Воспитатель: Правильно, а что происходит осенью?
Дети:
Листья желтеют
Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений


Дождь идет


Солнце греет мало


День становится короче


Птицы улетают в теплые края


Животные готовятся к зиме


Люди собирают урожай


Люди одеваются теплее

Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, посмотрите на картинки



А поэты любят описывать красоту осени. Послушайте рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
"Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе".
Вопросы по прочитанному:
- Что осенью происходит с деревьями?
- Как Осень могла разукрасить?
- Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
- Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
- Можно ли Осень назвать художником? Почему?
- Какие краски использовала Осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам отгадать загадки
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним осенние месяцы. Сентябрь – первый месяц осени. В сентябре листья еще зеленые, но на улице уже начинает холодать. Звери делают запасы на зиму. Все чаще идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Октябрь. Он второй месяц осени. В октябре уже дуют холодные ветры, листья желтеют и опадают. Некоторые звери впадают в спячку.
Последний месяц осени – ноябрь. В ноябре уже холодно, снег ложится на землю. Наступают первые морозы. Люди одевают теплую одежду.
Давайте повторим месяцы осени. Первый месяц…
Дети: Сентябрь
Воспитатель: Второй месяц…
Дети: Октябрь
Воспитатель: Третий месяц…
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите цветные карандаши, альбомы и нарисуйте свою осень
Дети выполняют работу самостоятельно, по собственному замыслу.
В конце деятельности оформляется выставка детских работ.

Татьяна Борисовна Исайкул
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени»

Цель : Закрепить представления об осени , учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи : Активизация словаря по теме "Осень ". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа природе.: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени , наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени . Ход занятия : В : Ребята, у нас сегодня необычное занятие , я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её. Дни стали короче Длиннее стали ночи Урожай собирают Когда это бывает (осенью ) Послушайте ещё одну загадку : Дождь идёт. Ветерок срывает листья С севера туман ползёт Тучи грозные нависли. Пусто в поле Птицы движутся на юг, Чуть касаясь сосен Догадайся , милый друг, Что за время года? (осень ) В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений . Назовите мне, изменения происходящие в природе. Дети : Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай. В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени . Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли И топотом затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной До чего же он хорош. Где такой ещё найдёшь. Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья Дождь из листиков и я. В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали. В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я. -Ветер северный подул "с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу) В. А какой осенний месяц сейчас идёт ? Д. Сентябрь. В. Сколько всего осенних месяцев ? Д. Всего три месяца. В. Назовите первый осенний месяц , второй, третий. Д. Сентябрь-первый осенний месяц , месяц ранней осени , когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее. В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок . Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или иной листок. Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики. Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать Этот пальчик в лес пошёл Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал От того и потолстел. Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка ) Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво Этот пальчик всё съел,расположенные, удачно раскрашенные. В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени , а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью

Публикации по теме:

Дата: 5 сентября Тема: «Осень. Сезонные изменения» Утренняя гимнастика №1, пальчиковая гимнастика №1 (утром, артикуляционная гимнастика.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии.

Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.

Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени» Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени. Задачи: 1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

Интеграция образовательной деятельности:

— Коммуникация;

— Познание;

— Физическая культура.

Педагогические технологии:

— Игровая;

— Здоровьесберегающая.

Задачи:

Образовательные:

— Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

— Учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»;

— Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведения, отдых, способы удовлетворения потребностей);

— О правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т.д.)

Развивающие:

— Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

— Развивать умение по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;

— Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, наглядные пособия (иллюстрации, репродукции), книги по художественной литературе, карточки-картинки, листья — готовые формы, кисть для клея, клей, краски гуашь, кисть для рисования, большой ватман белой бумаги, CD-диск с записью осенней песни.

Предварительная работа:

— Чтение художественной литературы;

— Прогулка в парк (в лес), на дачные участки и т.д.;

— Заучивание стихов и чтение загадок.

Совместная деятельность:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеев «Осень».

Осень наступила

Высохли цветы.

И шумят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В дальние края.

Воспитатель: Ребята я прочитала стихотворение и хочу немножко поговорить о том, про что вам читала.

Воспитатель задает детям вопросы:

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Какое небо осенью?

— Какая осенью травка?

— Как выглядят кусты?

— Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку-карточку с временем года «Осень» (весна, лето и зима тоже находятся на магнитной доске).

Игра д/и «Правильно и неправильно». Дети должны найти время года «Осень» и рассказать, почему ребенок считает, что на картинке «Осень».

Физ.минутка.

Мы листочки осенние.

На веточках сидим.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, вы немножко отдохнули, а теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

Загадки:

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась…

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а … (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (Горох)

Мы ее на масле жарим,

Тушим и в мундире варим,

Подрасту когда немножко,

Буду сам копать… (Картошку)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы загадки отгадали. Как вы уже догадались, все загадки были про овощи, которые созреваю когда? (Ответ детей) .

Воспитатель предлагает Д/и «Чудесный мешочек».

Воспитатель поочередно вызывает детей. В мешочке лежат овощи (картофель, лук, чеснок, морковь, свекла, огурец, помидор). Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел. Если овощ был правильно назван, ребенок кладет его на тарелку, если нет, то овощ кладется обратно в мешочек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам порисовать. Сейчас я вам раздам листья (кленовые, березовые, дубовые, осиновые), а вы с помощью кисточки и красок превратите эти листья в красивые осенние листочки.

Воспитатель читает стихи:

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль — облетает. В. Лунин

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. И. Бунин

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется. М. Ходякова

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим ваши осенние листья. Красивые. Сейчас мы с вами из этих листьев сделаем осенний ковер. Я вам немножко помогу.

Воспитатель вместе с детьми приклеивает осенние красивые листья на ватман, получается красивая осенняя картина — осенний ковер.

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас. Разноцветные листочки полностью закрыли весь белый лист бумаги. Вот так мы все вместе сделали красивый осенний ковер, который будет украшать нашу группу.

Воспитатель вместе с детьми поет песню про осень.

Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеевой «Осень, милая, шурши».

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, давайте вспомним:

— В какие игры мы играли?

— О чем мы отгадывали загадки?

— О каком времени года мы сегодня говорим?

— Какую песню мы сегодня все вместе пели?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, всё правильно. Сегодня вы много нового узнали и запомнили. Наше занятие подошло к концу.

МБДОУ "Детский сад №31" г. Петропавловск-Камчатский

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ на тему: «Осень –краса природы»

Иванова Майя Валентиновна

воспитатель

Цель:Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

Образовательные

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природы осенью;

Подвести детей к пониманию, что средства художественной выразительности (стихи, музыкальные произведения, картины) могут выражать определённое настроение;

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования эстамп с использованием растительных элементов (пекинская капуста);

Развивающие

Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Предварительная работа:

Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды,

Наблюдения за изменениями в природе,

Отгадывание загадок об осени,

Рассматривание иллюстраций по теме «Осень»,

Беседа о перелётных птицах; о подготовке животных к зиме;
- Накопление словаря: «золотая», «щедрая», «ранняя», «поздняя» осень; названия осенних месяцев; употребление обобщающих понятий «перелётные птицы», «урожай»;

Заучивание стихов, отгадывание загадок

Ход проведения занятия:

В гости к детям приходит Осенинка.

Осенинка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Осенинка.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)

Вы конечно же догадались о каком времени года говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

Осень-это очень непостоянное и разнообразное время года. То согреет нас солнышко, то польют проливные дожди, а то и засыплет мелким колючим снегом. А давайте отправимся с вами в путешествие во время года осень.

(дети вместе с Осенинкой отправляются в путешествие).

Осенинка: Посмотрите, сколько красивых листочков кружится в воздухе, но листики не простые, а волшебные. И сейчас мы проверим их волшебство.

(на листиках написаны названия и Осенинка предлагает коснуться одного из листиков)

Блок«Братья-месяцы»

Осенинка: А вот и братцы осенние месяцы. Давайте назовём по порядку их имена (дети называют)

(Затем появляется слайд с изображением месяца сентябрь)

Сентябрь:

Пришёл сентябрь с красками,

Коснулся листьев ласково

Принёс сентябрь зонтики,

Полил на рощу дождиком.

В сентябре осень называют ранней. Ребята, как вы думаете, почему? (ответы детей)

(сменяет слайд с сентябрём слайд с изображением октября)

Наберу я листьев груду,

Ведь они сейчас повсюду.

В октябре и стар и млад

Наблюдают листопад.

Ребята, а какого цвета бывают листья осенью? (ответы детей)

(слайд сменяет месяц-ноябрь)

Нынче осень стала строже,

День все чаще непогожий.

То жжёт мороз, то ветер плачет

Медведь в берлогу ляжет спать

Жди-к нам зима,шагает значит.

А какую народную пословицу вы знаете про месяц ноябрь? (ответы детей)

Д/игра «Расставь месяцы на свои картинки»

Затем детям предлагают составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу.

Д/игра «С какого дерева листочек?»

Блок «Приметы осени»

Ребята, посмотрите, по небу плывут облака. В них спрятались признаки осени. Давайте нажмём на них и посмотрим. Что вы можете рассказать об этом признаке (аналогично с другими картинками).

На экране появляются картинки с изображением признаков осени. Детям предлагают рассмотреть картинки и назвать признаки осени.

Д/игра «Времена года»

Д/игра «Чья тень?»

Блок «Весёлый листочек»-физминутка

Блок «Осень в стихах и красках».

Воспитатель:

Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать поэт, художник, композитор. Как он это сделает? (ответы детей)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Фёдор Иванович Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Очарование и поэтичность нашей природы полюбил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он особенно любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Большое количество своих произведений Пушкин написал именно в это время года.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец, и золото одетые леса.

Не только поэтов, но и художников вдохновляла осень. Вглядитесь в эти репродукции русских художников. Как тонко подмечена цветовая гамма (колорит) этих произведений.

Да, ребята, осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычными способами-эстампами. Что это такое? Это отпечатывание, с каких либо форм, в данном случае с листьев капусты на бумагу. А как же мы это будем делать?

Берём клеёнку, кладём на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладём на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем.

Но прежде чем приступить к работе предлагаю размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

1,2,3,4,5-будем листья собирать - сжимают и разжимают кулачки

Листья-берёзы-загибают большой палец

Листья-рябины-загибают указательный палец

Листья-тополя-загибают средний палец

Листья-осины-загибают безымянный палец

Листики-дуба-загибают мизинец

Мы соберём

Маме осенний букет отнесём - сжимают и разжимают кулачки.

Под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» дети выполняют свои работы.

Что интересного вы узнали из этого путешествия?

Что больше всего запомнилось?

Что вы рисовали?

Какими листьями рисовали?

Вступительное слово к презентации «Осень-краса природы»

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри и все присутствующие. Своё выступление хочу начать с небольшого стихотворения:

Сейчас осень, непогода

Дождь и слякоть. Все грустят:

Потому что с жарким летом

Расставаться не хотят

Постепенно холодеет

И короче стали дни.

Время быстро убегает,

Стаей птиц, мелькнув вдали.

Моя осень не такая

Осень чудной красоты

Лишь едва подует ветер

Как осенняя листва

Замелькает в ярком цвете

Будто искры от костра.

Позвольте представить вашему вниманию работу на тему: «Осень-краса природы» воспитателя МБДОУ «Детский сад №31» Ивановой Майи Валентиновны.

Цель моей работы: уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе, уточнить приметы осени, название осенних месяцев.

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе, взаимосвязях живой и неживой природе осенью;

Подвести детей к пониманию, что средства художественной выразительности (стихи, музыкальные произведения, картины) могут выражать определённое настроение;

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования эстамп с использованием растительных элементов (пекинской капустой);

Закрепить умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

Развивать память, мышление, воображение, выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе;

Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

Данная презентация разработана для детей старшего дошкольного возраста. Это цикл занятий, который можно использовать по следующим образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В начале занятия используется игровой сюрпризный момент-приход девочки Осенинки.

С помощью программы по обработке звуковых файлов я озвучила объект. Звук воспроизводится автоматически. Смена слайда происходит по щелчку.

Предлагается детям ответить на вопрос: «О каком времени года идет речь?»

Чтобы узнать больше много нового и интересного Осенинка предлагает им отправиться в путешествие. Предлагаю и вам отправиться в путешествие.

Переходим на слайд, откуда дети начинают «свое путешествие».

К названию каждого цикла закреплена гиперссылка и с её помощью мы можем переходить между текущими слайдами в презентации.

Предлагаю начать наше путешествие с блока «Братья-месяцы»

Блок «Братья-месяцы» с 6 по 12 слайд

Все объекты в этом блоке озвучены с помощью программы по обработке звуковых файлов. Смена слайдов происходит по щелчку.

В данном блоке представлены и дидактические игры:

д/и «Расставь месяцы на свои места»,создана при помощи триггеров. Объектам (месяцам) задана анимация «другие пути перемещения» (вправо, влево) и связаны с помощью триггеров. В результате, при нажатии на картинку объекты становятся на «свои» места. А давайте и мы с вами поиграем.

В следующем задании воспитатель предлагает составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу. Картинки-символы детям уже знакомы.

Следующая дидактическая игра «С какого дерева листочек?» тоже выполнена с помощью триггеров. При нажатии на дерево листочек ложится на крону своего дерева. Предлагаю проверить правильность выполнения задания.

Чтобы вернуться к слайду, с которого мы начали свое путешествие, нажимаем на управляющую кнопку, которая связана с изначальным слайдом гиперссылкой.

Блок «Приметы осени»

На слайде появляются объекты-облака с заданной анимацией другие пути перемещения (верх по дуге),выход с предыдущим. С помощью триггеров к облакам привязывают картинку. Нажимая на объект-облако, появляется картинка с признаком осени. Дети могут лучше рассмотреть картинки и дополнить ответы своих сверстников.

Дидактическая игра «Времена года» запускается с помощью триггеров, но отличается от предыдущих тем, что правильному ответу при нажатии на него задана анимация «пульсация», а неправильному, анимация «качание». Я навожу мышью на картинку, а вы отвечаете «Какое это время года?» А теперь правильный ответ.

Дидактическая игра «Чья тень?»

С помощью макроса ДрекенДроп, наведя мышью на объект и щелкнув по нему, объект становится подвижным, и его можно перемещать на нужный объект (вмоем случае-это тень объекта). Поиграем?

Блок «Веселый листочек»

Это динамичная пауза. На слайд вставлен анимационный джиф и звуковой файл.

Блок «Осень в стихах и красках»

Воспитатель спрашивает у детей: - Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А как может рассказать об осени художник, поэт, музыкант?

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Федор Иванович Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

Александр Сергеевич Пушкин особенно любил осень, она его восхищала.

Унылая пора! Очей очарованье!

Не только поэтов, но и художников вдохновляла осень. Вглядитесь в эти репродукции русских художников: Шишкина, Левитана, Волкова.

На этом слайде объектам задана анимация на вход-возникновение с предыдущим и на выход-плавное удаление вниз после предыдущего. Установлена определенная длительность и задержка на вход и выход.

В завершении цикла можно провести занятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Осень на палитре краски разводила» в нетрадиционной технике рисования «эстамп» с применением растительного материала (пекинской капусты).

Свои работы дети могут выполнять под музыкуП.И.Чайковского «Октябрь».

Данные блоки могут использоваться в разной последовательности.

Их можно дополнять другим дидактическим и раздаточным материалом, с вариантами которых, я предлагаю вам познакомиться.

В завершении своего выступления, мне хотелось бы сказать. Что проведение занятий при помощи мультимедиа, требует большой подготовки и специального оборудования, и на воспитателя ложится большой груз, чтобы подготовить материал, но это как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память, наблюдательность, даёт представления об осенних явлениях, происходящих вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.