Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Ах, какая осень.

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Листунова О.Г. Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Осень" (подготовительная группа) // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120111.html (дата обращения: 23.02.2019).

Коррекционно-образовательные цели . Обобщение и систематизирование представлений об осенних изменениях в природе. Сопоставление ранней и поздней осени. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами, синонимами и антонимами.
Коррекционно-развивающие цели. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, мышления, памяти, зрительного внимания, общей моторики.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Костюм осени (для педагога), корзина с разноцветными листьями разных деревьев, мольберт, фотографии разных периодов осени; ксерокопии картинок с изображением дерева в разные периоды осени на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений А.Плещеева "Скучная картина…", А.Толстого "Осень", С.А.Есенина "Нивы сжаты, рощи голы…"
Наблюдение с воспитателями и родителями примет поздней осени.
Припоминание примет ранней осени.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание эмоционального фона занятия. Объявление темы.)
Педагог-осень встречает детей с корзинкой, в которой лежат разноцветные листья разных деревьев. Предлагает понюхать осенние листочки и выбрать себе по одному и пройти с ними к столу.
Педагог-осень. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково (березка, дубок, осинка, рябинка).
Педагог-осень. Молодцы! Вы справились с моим заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос "Какие осенние листья?" (разноцветные, резные, гладкие, душистые)
Педагог-осень. Верно. Сегодня мы с вами поговорим обо мне, об осени, о том, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени.
Педагог-осень. Какой месяц начинает осень? (сентябрь) Какой продолжает? (октябрь) Какой месяц завершает осень? (ноябрь)
Педагог-осень. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября называют золотой осенью. А время со второй половины осени и до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью, достаточно холодно. А еще, что за явление вы могли наблюдать ранней осенью? (туман) Расскажите, каким он был? (густым, белым, плотным, серым)
Педагог-осень. Правильно. Такие густые, холодные туманы - одна из примет ранней осени, когда дни теплые, а ночи холодные. Ранней осенью еще много цветов, дозревают фрукты, овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края. Затем начинается самый красивый период осени, золотая осень. Как вы думаете, почему так называется? (листья на деревьях становятся разноцветными, когда смотришь на осенний лес, он кажется золотым)
Педагог-осень. Молодцы! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные, теплые и солнечные дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, начинают желтеть и начинают засыхать. Меньше становиться цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет последнюю листву и деревья станут голыми, наступает поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. А на Севере поздняя осень наступает еще раньше, случаются первые заморозки, земля покрывается первым снегом.
3. Мини - отдых "Листочки"
Дети вместе с педагогом-осенью превращаются в листочки и кружатся вокруг столов.
4. Упражнение "Периоды осени"
Педагог-осень раскладывает на столе фотографии с разными периодами осени.
Педагог-осень Посмотрите на фотографии и определите, на которой из них сфотографирована ранняя осень, на которой - золотая осень, на которой - поздняя осень. Можете посовещаться и расставить картины на мольберте именно в таком порядке.
Дети выполняют задание.
Педагог-осень Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на первой фотографии - ранняя осень, на второй - золотая осень, на третьей - поздняя. Что помогло вам правильно выполнить задание? Расскажите.
Дети рассказывают, на какие приметы обращали внимание, выполняя задание.
Педагог-осень Вы очень хорошо сумели объяснить свой выбор. Я горжусь вами.
5. Упражнение "Подбери стихи"
Педагог-осень Посмотрите еще раз на фотографии. Я прочитаю вам стихотворения об осени, а вы. постарайтесь определить к какому периоду осени относиться это стихотворение, почему? (А.Плещеев "Скучная картина…")
Педагог-осень Замечательно. Теперь послушайте другое стихотворение и определите, о каком периоде говорится в нем, почему? (А.Толстой "Осень")
Педагог-осень Молодцы, а теперь следующее стихотворение. (С.Есенин "Нивы сжаты,..")
Педагог-осень Прекрасно. Вы замечательно называли признаки осени. А теперь давайте немного отдохнем.
6. Физминутка "Волшебный сон"
Педагог-осень Поздней осенью все вокруг в природе засыпает волшебным сном. И я хотела, чтобы вы попробовали, уснуть таким же волшебным сном. Ложитесь на коврик, чтобы вам было удобно, места хватит всем, и слушайте меня внимательно.
Реснички опускаются... Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется (2 раза).
Дышится легко... ровно…. глубоко.
Длительная пауза.
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки, сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.
7. Игры "Скажи иначе", "Скажи наоборот"
Педагог-осень Молодцы! Отдохнули. Давайте поиграем в игру "Скажи иначе"
Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы - завяли.
А сейчас игра "Скажи наоборот"
Осень ранняя - поздняя,
день веселый - грустный,
день солнечный - пасмурный,
время холодное - теплое, жаркое,
небо яркое - тусклое,
облако белое - туча черная.
8. Итог занятия. Подарок осени.
Педагог-осень Вы мне сегодня так понравились (оценка деятельности детей). А что вам понравилось? Мне пора уходить. Я хочу вам подарить рисунки, на которых изображено дерево в разные периоды осени, ой я забыла их раскрасить, ну ничего, я думаю, что вы сделаете эту работу сами. До свидания!

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,

Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 74 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что только насалась. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

Сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,

Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

(Выход осени)

Осень: Здравствуйте ребята! Я так рада сегодня прийти к вам в гости. Мне очень приятно, что я вам так нравлюсь. А давайте поиграем в игру?

Игра осенние слова

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

(Выход Сороки)

Сорока: Здравствуйте ребята! Я прилетела к вам чтобы сделать с вами физминутку

Физминутка "Птицы"

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила, но менять шубки еще рано.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 74 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что только насалась. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

Сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

(Выход осени)

Осень: Здравствуйте ребята! Я так рада сегодня прийти к вам в гости. Мне очень приятно, что я вам так нравлюсь. А давайте поиграем в игру?

Игра осенние слова

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

(Выход Сороки)

Сорока: Здравствуйте ребята! Я прилетела к вам чтобы сделать с вами физминутку

Физминутка "Птицы"

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила, но менять шубки еще рано.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.


Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Татьяна Борисовна Исайкул
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Сезонные изменения осени»

Цель : Закрепить представления об осени , учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи : Активизация словаря по теме "Осень ". Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Формировать познавательный интерес к природе, продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творчество. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Формировать эстетический вкус. Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе. Предварительная работа природе.: рассматривание картин и иллюстраций, беседа с детьми об осени , наблюдения в природе. Чтение литературы по заданной теме. Заучивание пословиц об осени . Ход занятия : В : Ребята, у нас сегодня необычное занятие , я для вас приготовила загадку, послушайте и отгадайте её. Дни стали короче Длиннее стали ночи Урожай собирают Когда это бывает (осенью ) Послушайте ещё одну загадку : Дождь идёт. Ветерок срывает листья С севера туман ползёт Тучи грозные нависли. Пусто в поле Птицы движутся на юг, Чуть касаясь сосен Догадайся , милый друг, Что за время года? (осень ) В. Верно с наступлением осени в природе происходит очень много изменений . Назовите мне, изменения происходящие в природе. Дети : Наступают холода, деревья меняют окраску, сбрасывают листву, люди одевают тёплую одежду, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, собирают урожай. В. Осень излюбленная пора года для многих писателей и поэтов- сколько произведений посвящено ей, не счесть. Давайте вспомним поэтов, которые писали об осени . Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли И топотом затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали Дубы, огромные всегда

Как будто меньше стали. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной До чего же он хорош. Где такой ещё найдёшь. Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали, как друзья Дождь из листиков и я. В. Молодцы ребята, какие красивые стихи вспомнили и прочитали. В. А теперь я вам предлагаю поиграть. В нашей игре вам нужно будет выполнять действие и движение пальчиками в соответствии с содержанием стих-я. -Ветер северный подул "с - с - с -", все листья с липы сдул. (пошевелить пальцами и подуть на них) Полетели, закружились И на землю опустились Дождик стал по ним стучать" кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулаками по столу) Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-назад) Одеялом их накрыл (ладоши прижать к столу) В. А какой осенний месяц сейчас идёт ? Д. Сентябрь. В. Сколько всего осенних месяцев ? Д. Всего три месяца. В. Назовите первый осенний месяц , второй, третий. Д. Сентябрь-первый осенний месяц , месяц ранней осени , когда ещё тепло и не пожелтела трава. Деревья и кустарники стоят в красивых нарядах. Октябрь-второй месяц, листьев становится на деревьях мало, листва жухнет. Ноябрь-третий, последний холодный и серый месяц деревья стоят голые. Они сбросили всю листву. Дни стали короче, а ночи длиннее. В. Чтобы наше хорошее осеннее настроение продлилось долго, я вам предлагаю стать сегодня маленькими художниками и

придумать, чем может стать красивый осенний листок . Дети рассаживаются за столы, рассматривают красивые осенние листья с разных деревьев, уточняют на что похож, тот или иной листок. Прежде чем приступить к работе разомнём пальчики. Раз, два, три, четыре, пять?

Мы идём грибы искать Этот пальчик в лес пошёл Этот пальчик гриб нашел Этот пальчик чистить стал Этот пальчик жарить стал От того и потолстел. Дети приступают к работе (звучит тихая, осенняя музыка ) Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть, отметить наиболее интересные, красиво Этот пальчик всё съел,расположенные, удачно раскрашенные. В. Хорошо мы сегодня с вами позанимались, много вспомнили, поговорили об осени , а теперь пойдём на улицу гулять и любоваться красивой, сухой осенью

Публикации по теме:

Дата: 5 сентября Тема: «Осень. Сезонные изменения» Утренняя гимнастика №1, пальчиковая гимнастика №1 (утром, артикуляционная гимнастика.

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД) с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии.

Тема: «Животные» Цель: Закрепить знания детей о временах года и о животных. Задачи: формировать интерес и любовь к природе,.

Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени» Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени. Задачи: 1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.

2. Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.

3. Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.

Материалы: репродукции картин русских художников: И. Левитан «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкин «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень», музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», карточки в виде осенних листочков.

Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок, беседы по теме «Осень», заучивание стихотворения «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» и. Бунина, организация подвижных игр «Осенние листья», «Плетень», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».

Ход:

Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».

Ребята, а сегодня у нас с вами будет интересное занятие, а на какую тему, вы мне скажите сами, когда отгадаете мою загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень! А кто мне скажет, а какое сейчас время года? Правильно, тоже осень, вы правы! А как вы поняли, что сейчас именно осень?

Все верно! А какие вы знаете осенние месяцы?

А сейчас у нас какой месяц осени? Верно, сентябрь. А давайте теперь послушаем стихотворение З. Письмана, которое как раз об осени и называется «В сентябре в лесу».

Желтый лист кружит и вьется,

Дождик капает и льется,

Покраснели уж рябины,

Висят нити паутины.

Ветерок летит, вихрится

И негромко поют птицы,

Солнца лучик в тучках тает, День быстрее убегает.

Лес наполнился грибами,

Лист, иголки под ногами.

На траве росинки тают,

Грибников в лес приглашают.

Ищет белочка орех,

Распушился ее мех.

Ежик ходит, не спешит,

А на спинке гриб лежит.

Зайчик прыгает, петляет,

Он капусту собирает.

Крот готовит закрома,

Не страшна ему зима.

Понравилось вам это стихотворение? Чем именно оно вам понравилось? О чем в нем говорится? Молодцы, а теперь давайте посмотрим, какой красивой изображали осень в своих работах известные русские пейзажисты.

Детям демонстрируются работы И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень» под звуки композиции А. Вивальди «Времена года. Осень».

Нравится вам картины? А чем они вам нравятся? Какая картина понравилась вам больше всего? Какой изображена осень на этих картинах? Что мы можем сказать об осени, глядя на эти картины?

Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры.

Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края.

Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Молодцы, а теперь давайте послушаем мелодию «Звуки осени», после чего вы мне расскажите, что вы услышали на записи.

Молодцы! Теперь я хочу поиграть с вами в одну игру, для этого вам нужно очень внимательно меня слушать, чтобы закончить за мной предложение, которое я вам буду читать.

После лета наступает (осень)

Осенью деревья… (меняют свои окраску)

Осенью опадают (листья)

Дует холодный (ветер)

В лесу растут (грибы)

Осенью чаще идет (дождик)

Насекомые… (прячутся)

Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы запомнили все основные признаки и осени, а для этого нам нужно провести небольшую викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать по осеннему листочку. Готовы?

Какое время года следует за летом?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Как греет солнце осенью?

Куда исчезают насекомые?

Куда исчезают птицы?

Птицам страшнее пережить холод или голод?

Что происходит с деревьями осенью?

Какие вы молодцы! Чудесно поиграли!

Понравилось вам сегодня наше занятие? Что именно вам запомнилось?