Когда нужна профилактика детской простуды.

Родители очень радуются первым шагам, которые делает их малыш. При этом они часто забывают, что с этого момента ножки ребенка испытывают серьезную нагрузку. Стопы начинают активно формироваться. С этого времени должна быть начата профилактика плоскостопия у детей Она включает в себя множество мероприятий, среди которых особая роль отводится упражнениям. Не менее важна для правильного развития стоп обувь. Последняя должна быть эргономической и качественной.

Что представляет собой плоскостопие

Многие люди не понаслышке знают о данном недуге. К сожалению, это достаточно распространенная патология, которая в запущенной стадии способна привести даже к инвалидности. Поэтому врачи не устают повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста должна обязательно выполняться.

Итак, что же это за патология? Плоскостопие - один из самых частых недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью.

Стоит учесть, что формирование костей стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста. Поэтому диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после этого возраста. В более ранние годы стопа еще развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы считается нормой.

В редких случаях плоскостопие диагностируется в младенчестве. Это врожденная патология, которая комбинируется с плосковальгусной деформацией стопы.

Симптомы патологии у детей

Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение.

Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы.

Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам:

  • быстрая утомляемость при ходьбе;
  • отеки в области стоп;
  • ноющая боль в ногах;
  • увеличенная широкая стопа;
  • быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв;
  • нарушение осанки;
  • косолапость.

При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

Факторы, провоцирующие развитие заболевания

К сожалению, очень часто наблюдается у ребятишек плоскостопие. Его причины и профилактика у детей, в большей мере, зависят от родителей. Ведь довольно часто развивается недуг в результате неправильно подобранной обуви. Нередко источником проблемы становится гиподинамия.

Чтобы защитить кроху от развития плоскостопия, следует ознакомиться с основными факторами, приводящими к деформации:

  1. Ношение некачественной обуви (без супинатора, мягкой, с полностью плоской подошвой).
  2. Наследственность.
  3. Ведение малоподвижного образа жизни. Дети в наше время все больше увлекаются компьютером или планшетом, вместо того, чтобы участвовать в различных играх на улице.
  4. Большие нагрузки на ноги ребенка. Они могут возникнуть, например, при ожирении.
  5. Рахит. Развитие плоскостопия связано с хрупкостью костей, характерных для этого заболевания.
  6. Различные травмы стопы, в основном переломы.
  7. Паралич мышц. Патология развивается после полиомиелита.

Лечение заболевания

Если плоскостопие врожденное, то для борьбы с ним предпринимают следующее:

  1. Легкая форма вылечивается наложением гипса. Это позволяет закрепить стопу в нужном положении. Гипсовые повязки накладывают на неделю. Затем меняют на новые. Продолжительность лечения - около 10 недель. После этого ребенок проходит курс физиотерапии. Ему делают массажи и рекомендуют к ношению ортопедическую обувь, изготовленную по индивидуальному заказу в ателье. Кроме того, следует настроиться, что реабилитационная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста при таком состоянии понадобится длительная.
  2. Для лечения тяжелой формы применяют исключительно хирургическое вмешательство.

Терапия приобретенного плоскостопия длится довольно долгое время. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Ежедневные занятия лечебной физкультурой, которые укрепляют мышцы ног. В ходе упражнений используют также специальный неровности которого помогают укрепить подошвы стоп.
  2. Ношение ортопедической обуви. Она должна иметь жесткий высокий задник и ряд застежек, с помощью которых нога плотно фиксируется. Изготавливают такую обувь только из натуральных материалов. Обязательно делают небольшой каблучок и вставляют стельки с супинаторами. Ортопедические ботинки продаются в специализированных торговых точках либо изготавливаются на заказ по направлению ортопеда.
  3. Массаж. По назначению врача делают курсами по 10-15 сеансов.
  4. Физиотерапевтические процедуры назначают 2 раза в год. Чаще всего это электрофорез и электромиостимуляция.

Занятия гимнастикой

Для правильного формирования стоп необходимо выполнять специальные упражнения. Гимнастика позволяет корректировать даже наметившуюся деформацию. Именно на ней основана профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения, позволяющие разрабатывать стопу, будут предложены ортопедом.

Сама гимнастика несложна. Родители легко смогут выполнять ее самостоятельно. А если разнообразить ее играми, то настоящий восторг вызовет такая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Упражнения в положении сидя:

  1. Медленно сгибают и разгибают пальцы ног.
  2. Поглаживание. Проводят большим пальцем ноги по голени другой конечности. Ведите снизу вверх. Потом проделать то же движение другой ногой. Выполняется упражнение несколько раз.
  3. Подошвой и внутренней частью стопы одной ноги проводить по голени другой. Выполняется также несколько раз.
  4. Ноги поставить на пол, под прямым углом. Удерживая пятки, поднимать носки стопы.
  5. Соединить подошвы ног. Держать в такой позиции, в течение нескольких минут.
  6. Развести пятки в стороны. Носочки держать вместе.
  7. Катать подошвами мячик.
  8. Брать пальцами ног мелкие предметы. Затем перекладывать их.

Лечебная ходьба:

  1. Ходить, перекатываясь с пятки на носок. Стараться ступать на всю стопу.
  2. При ходьбе, поджимать и вытягивать пальцы ног.
  3. Выбирайте неровные поверхности. Именно по ним необходимо ходить. Это может быть галька, трава. Очень полезен массажный коврик.

Упражнения в положении стоя:

  1. Перекатываться с пяток на носки. Затем на внутреннюю и наружную части стопы.
  2. Приседать, без отрыва пяток от пола.
  3. Стоять попеременно на внешней и внутренней стороне стопы.

Кроме того, не забывайте, что малышам очень быстро надоедает выполнять гимнастику. Поэтому приведенный комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей необходимо разнообразить элементами игр.

Домашние методы

Для поддержания нормального развития стоп ребенка необходимы физические нагрузки и правильный рацион.

Как происходит профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях? Существует множество прекрасных методов.

  1. Малыш должен много двигаться, поэтому не рекомендуется держать его все время завернутым в пеленки.
  2. Для купания предпочтительнее использовать большую ванну, где ребенок сможет перемещаться, совершая плавательные движения.
  3. После принятия водных процедур нужно сделать легкий
  4. Не надо бояться, если ребенок ходит летом босиком по траве и песку. Это положительно влияет на формирование стопы.
  5. Хорошо действует ванна для ног с использованием морской соли. Подготовить эту процедуру очень просто. В большую ванну наливают воду, чтобы она покрывала щиколотки ребенка. Растворяют в ней морскую соль, оставляя немного кристаллов на дне. Малыш должен походить по дну ванны, как по мелководью.

Это прекрасная профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Консультация ортопеда позволит вам расширить список лечебных мероприятий, которые могут применяться в домашних условиях.

Массажные коврики

Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Массажные коврики выпускают с разнообразной поверхностью. Делают их из натуральных материалов.

Вполне достаточно, чтобы малыш походил по поверхности массажного коврика в течение 5 минут в день.

Массаж стоп

Очень эффективный метод профилактики плоскостопия. Лучше, если эту процедуру будет выполнять профессиональный массажист.

Но если родители хотят сами проводить данное мероприятие, то им следует ознакомиться с методикой проведения:

  1. Перед началом процедуры следует разогреть организм гимнастикой или принять контрастный душ.
  2. Начинать массаж сверху. Размять бедра, затем икры и
  3. Промассировать внутреннюю и внешнюю стороны стопы.
  4. Перейти к обработке подошвы.

Продолжительность массажа - около четверти часа.

Занятия физкультурой в ДОУ

В образовательных учреждениях придают большое внимание профилактике плоскостопия. и школах практикуются на занятиях физкультурой различные варианты ходьбы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ чаще всего носит характер игры. Специально разработанный комплекс упражнений, сопровождается чтением стишков. Это нравится малышам и привносит в занятие элементы игры.

Профилактика плоскостопия

Детей упражнения привлекают лишь в том случае, если они выполняются в игровой форме.

Именно поэтому в детских садах чаще всего используется гимнастика, по типу следующего комплекса:

«Качели»

Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу.

Сопровождается четверостишием:

Ах, качели, ах, качели,

Прямо к небу подлетели,

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Только крепко ты держись!

«Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки.

Мы хлопали-хлопали в ладошки,

А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя.

Ножки пляшут, как в балете,

Это пляшут наши дети,

Стали ножки выставлять,

И на пальчиках стоять.

«Барабанщик»

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами:

Есть у Миши барабан,

Загремел, как ураган.

Но его когда дарили,

То потише попросили.

Но зачем тогда он есть,

Если им нельзя греметь?

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает пальцами ног.

Паучок ползет по дорожке,

Быстро он переставляет ножки.

«Веселый ежик»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги.

Ежик бежит по дорожке,

А мы массируем ножки!

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры - круги, квадраты.

Будут дети рисовать,

Сегодня только ножками!

Станут ножки выполнять

Замысел художника!

«Улитка»

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед.

Нам покажут наши ножки,

Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу.

Хватит нежиться в кроватке,

Нужно разминать нам пятки!

«Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой.

Красить дом уже пора,

Мы позвали маляра!

Но не с кисточкой, ведром,

Мастер к нам пришел в наш дом!

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Занятия со специальным оборудованием

Следует заметить, что воспитателями предусматривается профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Ведь такие недуги очень часто встречаются в последнее время у ребят. К тому же деформация стоп приводит к смещению центра тяжести. В результате нередко развивается нарушение осанки.

Для выполнения такой зарядки понадобится специальное оборудование.

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста подразумевает использование дорожек:

  1. Зебра. Делают ее из плотной ткани с кармашками, в которые кладут разные наполнители. Это могут быть камешки, горох, маленькие шишки.
  2. Цветочная поляна. На кусок плотной ткани пришивают разные предметы - бусины, пуговицы, косточки от счет, пластиковые цветы.
  3. Извилистая дорожка. Берут полосу плотной ткани и нашивают на нее, в виде змейки, веревку с завязанными узлами.
  4. Полоса препятствий. Поролон разрезать на квадраты и обшить тканью. На квадратах фиксируют предметы, которые могут стимулировать стопы (карандаши, крышки от пластиковых бутылок, веревочки, пуговицы). Поролоновые квадраты соединяют друг с другом.

Что должны помнить родители

Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться с первых шагов малыша.

Помогают следующие методы:

  1. Когда ребенок только начинает вставать, держась за опору, необходимо, чтобы он делал это в обуви. Последняя должна быть изготовлена из натуральных материалов и плотно фиксировать стопу, за счет жесткого задника. Использование рекомендованной обуви предотвращает неправильную постановку стоп.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребенок донашивал ботинки за старшими детьми. Ведь они стаптываются, и могут изменить расположение стопы.
  3. Закаливание помогает организму всегда быть в тонусе. Соответственно, активизируется мышечная деятельность. А хорошая работа таких тканей защищает от развития плоскостопия.
  4. Прием контрастных ванночек для стоп. Берут две емкости. Наливают в одну - воду температурой в 40 градусов, в другую - в 33. Ножки попеременно опускают в тазики с водой, в течение 10 минут. Следует учитывать, что эту процедуру можно проводить только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Применение морской соли в ванночках для ног, и при купании. Если есть возможность вывезти ребенка к морю, обязательно нужно это сделать. Соль оказывает тонизирующее действие на мышцы и сосуды. Морская вода, за счет своей плотности, способна заменить массаж.
  6. Прогулки босиком позволяют стопам получать стимулирующее воздействие. Ходить лучше по неровным поверхностям. Летом это трава, галька, песок. Зимой для продолжения профилактики можно рассыпать на полу мелкие предметы, такие как горох, плоские пуговицы, фасоль. Предложите крохе походить по ним.

Консультация для воспитателей

Профилактика нарушения осанки
у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками) , установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Плоскостопие - далеко не безобидный недуг. Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом. Стопа ребенка растет и формируется до 7-8 лет. Только в подростковом возрасте можно с уверенность сказать, если ли у ребенка плоскостопие.

От рождения плоская стопа наблюдается у каждого младенца. Профилактика плоскостопия особенно важна в дошкольном возрасте, когда идет интенсивный рост. Если в это время не будут допущены тотальные ошибки, вероятность развития плоскостопия будет минимальной.

О профилактических мерах

Высота свода стопы человека - генетически унаследованная особенность. Какой она будет, зависит не только от того, как родители предупреждали плоскостопие, но и от того, какую стопу малыш унаследовал от мамы и папы. Однако это вовсе не означает, что профилактика не нужна.

Легкие формы и степени плоскостопия прекрасно корректируются при помощи различных упражнений, правильно подобранной обуви, массажа.


Профилактикой плоской стопы следует заниматься с самого рождения ребенка. Для начала важно не допустить рахита, который способствует заболеванию стоп. Для этого следует выполнять рекомендации педиатра, давать ребенку витамин D, обеспечивать достаточное пребывание младенца на свежем воздухе и солнечном свете.

Врачу-ортопеду показать малыша нужно в полгода и год. Понятно, что он не сможет сказать, есть ли у крохи склонность к плоскостопию, но он сможет оценить развитие малыша и дать рекомендации по недопущению развития проблем со стопами.

Профилактика целиком и полностью ложится на плечи родителей. Нет ни специальных прививок от этого недуга, ни «волшебных» таблеток, прием которых помог бы предотвратить нарушение. Есть только нормальный образ жизни, активное движение, правильное отношение и понимание мам и пап сути плоскостопия и механизмов его развития.



Наиболее ответственный период - дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Если в этот период, связанный с интенсивным ростом костей, мышц, сухожилий, суставов, создать для ребенка правильные условия, то развитие будет нормальным и плоскостопия с большой долей вероятности не возникнет либо оно будет легким в коррекции.

Основные направления, в которых предстоит двигаться родителям, таковы:

  • выбор обуви;
  • активные физические занятия и специальная гимнастика;
  • правильное питание;
  • массаж стоп.



Обувь или босиком?

Вероятность развития плоскостопия у ребенка, родители которого настаивают на том, чтобы малыш носил дома тапочки или другую обувь, выше, чем у ребенка, который с первых шагов бегает по дому босиком. Это объясняется природной особенностью этой части тела.

Никто из детей не рождается в обуви, соответственно, тапочки, сандалики и ботиночки - требование общественных норм и цивилизации, а никак не природы. Стопы ребенка в обуви нуждаются только для защиты - от воды, грязи, мороза, неровных поверхностей.

Таким образом, хождение босиком по дому, а желательно еще и по траве, земле, песку в раннем возрасте - первая и очень важная профилактическая мера.



Поскольку малышу без обуви ни в садик, ни на прогулку не пойти, родителям очень внимательно следует изучить вопрос о правилах выбора детской обуви.

Памятка выглядит так:

  • После 1 года покупайте ребенку высокую обувь, которая будет фиксировать стопу при обучении хождению. Задник может быть мягким, это не играет большой роли. Подошва не обязательно должна быть жесткой, но она должна хорошо амортизировать. Основная функция первой обуви - бережная поддержка голеностопа при первых несмелых шагах.
  • После 2-3 лет, когда ребенок начинает ходить уверенно, высота обуви не является обязательным условием выбора правильной пары. Ботинки или сандалики могут быть любыми, лишь бы ребенку было в них удобно.



  • У детей дошкольного возраста стопа растет быстро и отчасти понятно желание родителей купить пару на вырост. Делать это не нужно. Обувь, которая велика, замедляет походку ребенка, заставляет его прилагать усилия при перекате стопы в шаге, походка может стать шаркающей.
  • Обувь не должна быть маленькой.
  • Ортопедическая обувь нужна для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а не для профилактики. Если у ребенка нет установленного диагноза и рекомендаций врача носить ортопедические пары, тяжелая и дорогая лечебная обувь не требуется.


  • Желательно, чтобы детская пара была оснащена небольшим каблуком, это позволит мышцам стопы развиваться быстрее. Мягкая стелька-супинатор фиксирует стопу изнутри, это тоже важно для развития здоровых ног.
  • В обувь, в которой малыш ходит в течение дня в группе детского сада, можно вложить специальные стельки Быкова. Их следует носить около 6 часов в сутки. Время, которое малыш проводит в садике, примерно соответствует этому требованию.


Профилактические занятия и гимнастика

После 1 года можно ввести ребенку комплекс упражнений на специальном массажном коврике -аппликаторе.

Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл , который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой - неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.

Профилактические коврики мягче, чем коврики для лечения плоскостопия. Они выполнены их эластичных материалов, хождение по ним не доставляет выраженных неприятных ощущений.

Важно, чтобы ребенок занимался на коврике каждый день, хотя бы по 20-30 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.



Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, и ракушки, и крупные бобы, и плоды каштана. На аппликаторе собственного изготовления или фабричного производства ребенок вместе с мамой может практиковать:

  • хождение на пяточках;
  • хождение на носочках;
  • перемещение на наружных краях стоп;
  • перекаты с наружного края на внутреннюю часть стопы;
  • шаги с подогнутыми внутрь пальцами стоп.



Сидя на стуле, ребенок может совершать круговые движения стопами, поджимание пальчиков ног, а также подтягивание носочков к себе и от себя. Стоя полезны подъемы на носочках, приседания, при которых пяточки не отрываются от пола.

Эти простые упражнения можно ввести в состав ежедневной гимнастики для дошкольников. В большинстве детских садов упражнения для профилактики плоскостопия введены в перечень упражнений для утренней зарядки и физкультурных минуток.


Эффективные упражнения для профилактики плоскостопия показаны в следующем видео.

Питание

Правильное питание имеет огромное значение, ведь лишний вес ребенка лишь способствует неправильному формированию стоп, потому что нагрузка на нижние конечности существенно увеличивается. Это не означает, что ребенка нужно сажать на строгую диету и недокармливать. Просто в рационе малыша должно быть достаточное количество белков. Они участвуют в формировании тканей. Поэтому в рацион ребенка обязательно должны входить молочные продукты, нежирная рыба и мясо.

Заставить ребенка есть холодец непросто. Об этом знают все мамы. Но приучить ребенка делать это возможно, тем более что холодец - отличная пища для профилактики проблем с опорно-двигательным аппаратом, с суставами и хрящевой тканью.


Ребенок должен есть крупы, фрукты и свежие овощи, сливочное и растительное масло, зелень, яйца. Сырой пищи следует употреблять в 2-3 раза больше, чем продуктов, которые подверглись термической обработке.

Не стоит вводить коровье и козье молоко в чистом виде в рацион детей до года. Тем более не надо подменять грудное молоко или смесь коровьим цельным молоком. Соотношение кальция и фосфора в организме при приеме этого продукта меняется, создается дефицит витамина D, может начаться рахит, который также влияет на последующее развитие плоскостопия.

Родителям следует серьезнее относиться к требованию обеспечивать ребенка необходимыми витаминами и минералами. Ведь избыток или нехватка полезных веществ и минералов вызывают не только проблемы с опорно-двигательной системой, но и более серьезные патологии, которые могут быть смертельно опасны.


При дефиците кальция - нужно давать ребенку препараты кальция с разрешения врача и в дозировке, рекомендованной им.

При общем авитаминозе - витаминные комплексы, которые разработаны специально для детей определенного возраста с учетом суточной потребности их организмов в том или ином веществе.


Массаж

Предотвратить плоскостопие поможет массаж стоп, который может освоить любая мама и который легко и просто можно делать в домашних условиях. Малышам до года во время общеукрепляющего вечернего массажа несколько минут следует уделять стопам, разглаживая их большими пальцами по направлению от пяточек к пальчикам.

Профилактический массаж стоп детям дошкольного возраста проводят 1-2 раза в неделю, можно делать это в игровой форме. Ребенка размещают в положении лежа. Сначала поглаживают бедра и голени, затем переходят к круговым движениям этих отделов конечностей.


Самое большое внимание уделяют икроножным мышцам, поскольку именно они отвечают на поднятие свода стопы.


Затем воздействие усиливают и добавляют разминания голеней и стоп. Важно, чтобы при этом чадо не испытывало боли. Такие же приемы повторяют, перевернув ребенка на живот и подложив под колени небольшой валик (скатанное полотенце или маленькую подушечку).

При воздействии на саму стопу следует особое внимание уделить боковым ребрам - внутренней и внешней поверхности, области сгиба пальчиков. Массаж начинают с 3-4 минут и постепенно доводят длительность процедуры до 15 минут. После массажа полезно сделать контрастную укрепляющую сосуды ванну для ног - сначала опустить стопы в теплую воду, а затем подлить в нее холодной воды.


О том, как сделать массаж ребенку для профилактики плоскостопия, смотрите в следующем видео Алёны Грозовской.

Меры профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста

Ослабление иммунитета ребенка может происходить на фоне дисбактериоза кишечника или гиповитаминозов. Важно выявить эти состояния на первом году жизни и под врачебным контролем корригировать. Детям до 3 лет в осенне-зимне-весенние периоды года показана профилактика рахита препаратами витамина D (вигантол, витамин D 2 и D 3 ). Летом можно не проводить медикаментозную профилактику рахита при условии, что ребенок достаточно много времени проводит на воздухе (не обязательно под прямыми солнечными лучами).

В качестве профилактики ослабления иммунитета можно использовать поливитаминные препараты (муль-титабс, поливит-беби, юникап, центрум и другие). Хорошим общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты (дрожжевой экстракт “Фаворит”, пангамин и др.). Поливитаминные и дрожжевые препараты особенно нужны детям осенью и весной, когда происходит естественное ослабление иммунитета.

Важно наладить сбалансированное питание. Для нормального функционирования иммунной системы необходимо, чтобы в питании ребенка присутствовали белки и жиры животного происхождения (молочные и кисломолочные продукты, мясо, рыба), витамины, основным источником которых являются овощи и фрукты. Летом детям очень полезны свежие, термически не обработанные фрукты, ягоды, соки. В них содержится значительно большее количество витаминов, чем в тех же продуктах после термической обработки или консервирования. Организм ребенка может накопить за лето витамины, что укрепит его иммунную систему.

Общеукрепляющим действием на организм обладает закаливание. Существуют разные методики закаливания. Некоторые предполагают обливание холодной водой всего тела, другие - только каких-то отдельных участков (ноги до колен, плечи и шея). Есть виды закаливания без водных процедур (воздушные ванны). Но для всех видов закаливания существуют общие принципы. Любое закаливание надо начинать постепенно, понемногу увеличивая время процедуры и постепенно понижая температуру воды (или воздуха). Закаливание нужно проводить регулярно, и если по каким-то причинам процедуры были прерваны, возобновлять их нужно с самого начала. Только при соблюдении этих правил можно добиться положительного эффекта.

Некоторых инфекционных заболеваний можно избежать, делая профилактические прививки. Кроме обязательных прививок от туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, эпидемического паротита существуют вакцины от гриппа, гепатитов А и В. Вакцинацию противогриппозной вакциной нужно делать до начала эпидемии гриппа, чтобы иммунитет успел выработаться. Делать прививку от гриппа в разгар эпидемии, или когда ребенок уже заболел, не имеет смысла, так как прививка не защитит ребенка от заболевания.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой
Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!
Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.


К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.


Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.



Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.


С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.
Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).