Какой делать массаж годовалому ребенку. Массаж и упражнения для ребенка в один год

Подошел к концу первый год жизни ребенка. За это время он превратился из беспомощного, кричащего комочка в полноценную личность.

Годовалый проказник встает на четвереньки, сидит, ползает, а в большинстве случаев уже ходит самостоятельно.

Массаж годовалого ребенка делают для общего развития, а также при нарушениях формирования важных навыков.

В этом возрасте акцент делается на спинке и прессе , а также ножек: ступней, голени, бедер.

При помощи занятий укрепляются мышцы, принимающие непосредственное участие в прямохождении, развивается координация движений и ловкость конечностей.

После годика увеличивается риск нарушения работы органов дыхательной системы. Ежедневный массаж уменьшает вероятность сбоя их функционирования.

Еще одна не менее важная цель – это профилактика искривления позвоночника, нижних конечностей и нарушения осанки в целом.

Положительными свойствами обладает даже непрофессиональный массаж, который каждая мама может . Важно просто соблюдать несколько простых правил и внимательно прислушиваться к реакции малыша во время процедуры.

Особенности процедуры этого возраста

  • Перед началом сеанса комнату проветривают 15–20 минут. Максимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса.
  • Комплекс занятий с годовалым ребенком обязательно состоит из массажа и гимнастики. Начинать всегда лучше с упражнений, потому что массаж часто расслабляет малыша, и он засыпает
  • Гимнастика прорабатывает все группы мышц ребенка.
  • Положение для повзрослевшего крохи допустимо любое – стоя, сидя, лежа. Единственное условие существует по поводу массажа спинки : его делают лежа или сидя.
  • Оптимальное время сеанса – 40–45 минут. Это в теории, на практике чаще всего все по-другому. Ребенку в возрасте одного года тяжело долго сидеть на одном месте, поэтому длительность процедуры может достигать полутора часов.
  • Количество повторов – пять раз. Знакомить малыша с упражнением нужно, повторив его сначала 2–3 раза.
  • Все движения используются в активной форме . Если малыш сам в состоянии сделать упражнение, то взрослый позволяет ему это. Кроме того, мама или папа тоже повторяют упражнение, показывая таким образом малышу пример. К активным занятиям подключают всех детей, которые есть в семье.
  • После годика массаж начинают со спины, животика, потом переходят к конечностям.
  • Порядок массажа ручек: плечо, предплечье, кисть.
  • Ножки прорабатывают в следующем порядке: бедро, голеностоп, ступня.
  • Каждый ребенок требует индивидуального подхода.
  • Сеанс проходит в игровой форме.
  • Одежда для занятий подбирается в соответствии с сезоном: летом – футболка и шортики, зимой – хлопковые штанишки и кофточка. На время массажа ребенка раздевают до плавок.

Техника массажа

Исходное положение – лежа на животе, под голень кладут небольшой валик. Начинают процедуру с поглаживаний.

Спинка
После поглаживаний приступают к растиранию поясничной области подушечками указательного, среднего и безымянного пальца.

Пальцы расставляются подобно граблям и растирают межреберные промежутки. Следующие элементы – активное разминание, похлопывание и пощипывание.

Ягодицы
Растирают каждую ягодицу отдельно. Потом разминают, задействуя при этом обе руки. Далее делают легкие ударные движения по каждой из ягодичных мышц.

Ножки
Ножки массируют поочередно. Сначала заднюю поверхность бедра левой, потом правой ножки, далее переднюю часть бедра левой и правой ножки.

Также продолжают использовать все знакомые элементы: поглаживание, растирание, пиление, разминание.

Животик
Круговыми движениями гладят область живота, делают встречные поглаживания. Отлично стимулируют кровообращение легкие пощипывания области вокруг пупка.

Нужен ли ? И какое влияние он оказывает на вегетативные центры головного мозга ребенка.

Это видео расскажет Вам о приемах массажа и развивающей гимнастики для ребенка в возрасте 1 года.

Заключение

Первый год жизни остался позади. Родители сделали очень многое для того, чтобы их кроха развивался согласно возрасту, а желательно и опережал сверстников.

Но впереди малыша ждут новые свершения, на которые ему понадобятся силы. Для этого важно не прекращать заниматься с ребенком даже после того, как он перешагнул годовалый рубеж.

Все без исключения родители хотят, чтобы их малыш вырос здоровым и всесторонне развитым человеком.

По мнению специалистов нужно не только хотеть, но и прикладывать для этого все усилия: обеспечить правильный режим дня, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры, делать ребенку массаж и заниматься с ним физическими упражнениями. Соблюдая эти правила, даже тот малыш, у которого от рождения есть отклонения от норм развития, имеет шанс выздороветь.

Организм годовалого малыша активно развивается и как пластилин легко поддается массажу, а так же общеукрепляющим физическим упражнениям, поэтому не упускайте время и займитесь здоровьем своего карапуза, чтобы потом не жалеть об утраченных возможностях.

Какой рекомендуют делать массаж для детей до 1 года и его преимущества.

Существует три вида массажа :

  • Профилактический массаж — это массаж, который способствует развитию малыша и выполняется по собственной инициативе родителей, предварительно проконсультировавшись с педиатром. Такой вид массажа делают здоровому ребенку, начиная с трех месяцев его жизни.
  • Лечебный;
  • Коррекционный.

И лечебный и коррекционный массаж назначаются врачом (педиатром, невропатологом, хирургом или ортопедом) в зависимости от патологии ребенка. Чтобы на ранней стадии выявить заболевание или отклонения от норм развития, рекомендую с 2 месяцев малыша показать специалистам, объяснить, что вас насторожило и что беспокоит, а так же задать соответствующие вопросы. Высококвалифицированный специалист обследует кроху, поставит правильный диагноз, если ребенок болен или успокоит вас, если малыш здоров.

Заболевания, которые можно вылечить у малютки с помощью массажа:

  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом: косолапость, сколиоз, плоскостопие, дисплазия.
  • заболевания терапевтического характера: грыжа, гипотонус, гипертонус, рахит, гипотрофия и кривошея.
  • заболевания органов дыхания: бронхиты, бронхиальная астма, плевриты, риниты.
  • проблемы с ЖКТ
  • заболевания центральной нервной системы.

Внимание! Не ставьте сами диагноз и не занимайтесь самолечением! Помните, что диагноз ставит только лечащий детский врач, желательно с хорошей репутацией и длительным опытом работы!

При каких заболеваниях массаж противопоказан?

Дело в том что, существует много различного рода заболеваний, при которых массаж делать категорически запрещается:

  • лихорадочные заболевания
  • различного вида грыжи: пупочные, бедренные, мошоночные, паховые;
  • порок сердца;
  • гепатит;
  • нефрит;
  • туберкулез суставов и костей;
  • артрит;
  • рахит;
  • заболевания, связанные с ломкостью и болезнью костей;
  • накожные и подкожные воспаления и гнойники, а так же воспаления мышц и костей. К примеру, экзема, лимфадениты, пемфигус, флегмоны и т.д.

Проконсультировавшись с врачом и убедившись, что малыш не имеет противопоказаний к массажу, пришло время определиться с массажистом и местом, где могут предоставить этот вид услуг.

Если Ваш малыш абсолютно здоров, то вы сами сможете сделать ему общеукрепляющий массаж. Поверьте, что это совсем не сложно! Ниже в статье, я приведу основные приемы массажа для детей до 1 года, а также представлю вашему вниманию видеоматериал с подробной инструкцией его выполнения.

Итак, основные заведения, где могут сделать массаж детям до 1 года:

  • муниципальная детская поликлиника.

Положительные моменты: услуга бесплатна и массажист гарантированно имеет медицинское образование.

Неприятный момент: большие очереди (запись бывает несколько месяцев вперед) и дорога к поликлинике.

  • частная клиника.

Положительный момент: приятная дружеская обстановка, чрезмерное внимание и возможность заказать массаж на дом.

Неприятный момент: нет гарантии, что массажист имеет высокую квалификацию и опыт работы, а так же услуга платная, причем не из дешевых.

  • частные специалисты, которые практикуют выполнение массажа на дому.

Положительные моменты: есть возможность договориться о выезде на дом или согласовать удобный график посещения, не нарушая режим дня малыша.

Отрицательные моменты: услуга платная, а так же нет уверенности в квалификации массажиста. Рекомендую, предварительно потребовать и проверить документы, подтверждающие его специальность.

  • детский реабилитационный центр.

Плюс: работают только квалифицированные, опытные специалисты.

Минус: довольно часто такие центры платные, а так же придется добираться до них самостоятельно.

Как правило, мы выбираем того массажиста, которого посоветуют нам друзья, близкие люди или знакомые. Может это и правильно! Проанализируйте все и сделайте выбор!

Учимся делать детский массаж самостоятельно:

Если ваш малыш здоров, и Вы решили самостоятельно сделать ему профилактический массаж, то ознакомьтесь с основными правилами проведения детского массажа детей 1 года :

  • Для начала хочу акцентировать ваше внимание на том, что массаж для ребенка должен быть не только полезным, но и эмоционально приятным. Помните об этом, чтобы не поселить в сознании малыша страх и неприятные ощущения от массажа на всю жизнь.
  • Обязательно перед проведением массажа обратите внимание на эмоциональное настроение карапуза:
  • он должен быть сыт;
  • в отличном настроении;
  • выспавшийся.
  • Массаж рекомендуют проводить за один час до кормления или полчаса — час после кормления, а также как минимум за 40 минут до сна.
  • Все касания к телу малютки должны быть ласковы, нежны и аккуратны. Ведь тело ребенка нежное и достаточно восприимчивое.
  • руки массажиста (в данном случае Ваши) должны быть чистыми, теплыми, без украшений, а ногти коротко подстрижены.
  • не используйте масло, крем или другое средство, чтобы не вызвать на коже малыша аллергии.
  • перед массажем нужно проветрить помещение и обеспечить хорошее освещение. Температура воздуха в помещении должна быть не менее 22 градусов. Если Вы чувствуете, что в комнате прохладно, включите на некоторое время обогреватель или во время массажа прикройте полотенцем или пеленкой не массажируемые области тела малыша.
  • поверхностью для массажа может служить пеленальный столик или обычный стол, застеленный тонким одеялом. Желательно, чтобы к нему был доступ со всех сторон.
  • сначала делайте простые массажные движения, а затем постепенно и со временем вводите новые, более сложные элементы.
  • как минимум полчаса после массажа не следует выносить малыша на улицу или проветривать помещение, где он находится.
  • продолжительность первых массажных занятий: 4-5 минут, а время последующих до 15 минут. Однако этот диапазон может колебаться в зависимости от настроения карапуза. К примеру, если малыш начинает капризничать, плакать или кричать, то лучше прекратить выполнение массажа, успокоить карапуза, и продолжить через некоторое время или на следующий день.

Техника массажа малышам

Ну а теперь поговорим о технике выполнения массажа. Лучше всего посмотреть видео массаж 1 год ребенку, ну а если нет такой возможности, то читайте основные технические приемы массажа и последовательность их выполнения.

Все движения ваших рук должны быть плавными и направлены к центру:

  • от колена к паховой области;
  • от кисти к локтю;
  • от локтя к плечу;
  • от пятки к колену.

Массаж детей до 1 года включает в себя:

  • Поглаживание

Это один из основных элементов массажа, который можно выполнять уже в первые месяцы жизни вашего малыша.Когда карапуз подрастает, то поглаживание выполняется в начале и по окончанию массажа, а так же в промежутках между растиранием, разминанием и вибрацией.

Нежными прикосновениями и плавными движениями теплых рук мамочка успокаивает и расслабляет малыша, подготавливает его кожу к дальнейшим этапам массажа.

  • Растирание можно делать малышу, когда ему исполниться более 3 месяцев.

Этот этап массажа выполняется подушечками большого пальца или основаниями ладони, движениями по кругу или по прямой. Помните, что Вы должны не растягивать кожу младенца, а именно растирать.

  • Разминание

Это воздействие на мышцы малыша энергичными, но мягкими движениями, похожими на вымешивание теста. Однако будьте аккуратны! Ребенок существо нежное, поэтому давить на него сильно нельзя. Как правило, первый раз карапуз не в восторге от этой части массажа, поэтому отвлеките его любимой игрушкой или веселой прибауткой. Через несколько сеансов массажа карапуз привыкнет к этапу разминания, и даже будет получать удовольствие.

  • Вибрация

Это элемент массажа, который выполняется легкими постукиваниями с помощью подушечек пальцев или ребрами ладоней. Помните, что движения рук должны быть мягкими и без каких-либо надавливаний на тело малыша.

Как правило, вибрационную технику применяют при массаже груди или спины ребенка.

Возможно, вы спросите: «А почему малютке до трех месяцев не делают массаж?»Ответ очень простой: « Новорожденный карапуз весь скукоженный: ладошки согнуты в кулачки, ножки согнуты в коленках, а ручки согнуты в локтях».

Максимум, что можно делать для малыша такого возраста – это легкое поглаживание ручек, ножек, спины, грудной клетки, а также области живота. Причем область живота поглаживают круговыми движениями по часовой стрелке, тем самым способствуя процессу пищеварения, а также избавлению от скопившихся газиков.

Массаж малыша от 3 до 12 месяцев заключается в следующих основных этапах:

Делаем массаж рук. Начиная с запястья, плавно растирайте его ручку в направлении локтя, а затем двигайтесь к плечу. Таким образом, повторите 2-3 раза.

Затем займитесь массажем ног, делая растирание от стоп до колена, а затем от колена до ягодиц. Кстати, колена не нужно массажировать! Движения повторите от двух до трех раз.

Массаж грудной клетки выполняется ритмично, аккуратно, без излишних надавливаний на ребра.

Массаж живота проводится, как и до трех месяцев, круговыми движениями по часовой стрелке, доходя до пупка и рисуя вокруг него круги.

И наконец, сделайте массаж спины и ягодиц, двигаясь подушечками пальцев рук от ягодиц к шее.

Еще раз напоминаю, что массаж должен ребенку нравиться, тогда и Вы и карапуз будете проводить это время и приятно и полезно!

Читайте еще:

Игровая зарядка для детей 2-3 лет

Как правильно наладить режим дня у ребенка 2 лет!?

Физические упражнения и игры для ребенка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учетом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками.

Самая эффективная форма занятий с двух-, трехлетним ребенком - игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом. Постепенно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, т. к. правильность и точность движений вырабатываются упражнениями. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультфильмов. При проведении занятий на улице используйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамейки, бревна, камешки и т. п.

Усложнять задания надо постепенно, только после того, как ребенок овладеет более простыми движениями. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью и наряду с этим способностью быстро восстанавливать свои силы. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5 – 6 упражнений) и включать паузы отдыха.

В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными, и с массажем, который являлся хорошим отдыхом. Если ребенок привык к этому, то желательно по-прежнему сочетать массаж и гимнастику, причем массаж какой-либо области (например, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (например, прогибанию спины). Если совмещать массаж и гимнастику не удается, то лучше перенести упражнения на утреннее время, превратив их в веселую зарядку. Массаж можно делать во второй половине дня.

Особенности массажа

При массаже ребенка от одного года до трех лет особенное внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, которые несут большую нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мышцы спины, живота и ног.

Массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и способствует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания следует массировать грудную клетку сзади и спереди. Желательно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, т. к. существует тесная связь между развитием тонких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки можно несколько раз в день. Ребенку полезно играть с мелкими предметами (под контролем взрослых), «считать» на счетах, «играть» на пианино и т. п.


В массаже применяются все приемы: поглаживание, растирание, разминание, легкие ударные приемы.

1. Массаж спины (особенно тщательно - поясничной области). Поглаживание по всей поверхности, 2 – 3 раза. Растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев), пиление, по всей поверхности спины (2 – 3 раза), отдельно - граблеобразное растирание по межреберным промежуткам, (1 – 2 раза). Разминание – преимущественно накатывание и сдвигание (1 – 2 раза), ударные приемы – пунктирование или легкие похлопывания по боковым поверхностям грудной клетки. Поглаживание.

2. Ягодичная область. Поглаживание – круговое или Х-образное (2 – 3 раза). Растирание – поочередно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область (2 – 3 раза каждую). Разминание двумя руками (2 – 3 раза). Ударные приемы – легкое рубление, похлопывание, пощипывание. Поглаживание.

3. Массаж ног. Проводится поочередно: сначала задняя поверхность одной ноги, затем – другой, после этого массируется передняя поверхность ног. Поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (задне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление (2 – 3 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание 1 – 2 раза.

Голень (задне-наружная поверхность). Поглаживание, 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев или кольцевое (1 – 2 раза). Разминание одной или двумя руками (2 – 3 раза). Поглаживание (1 – 2 раза). Для укрепления коленного сустава проводится поглаживание и круговое растирание мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки). Отдельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки следует поглаживать и растирать круговыми движениями. Подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приемом, разминается наружный и внутренний край стопы.

Передняя поверхность ног . Исходное положение ребёнка – лежа на спине, под его коленями располагается валик. Производят поглаживание всей ноги 1 – 2 раза.

Бедро (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев и др. (2 – 3 раза). Разминание (одной или двумя руками). Ударные приемы (легкое похлопывание, пунктирование). Поглаживание.

Голень (передне-наружная поверхность). Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание подушечками пальцев (1 – 2 раза). Щипцеобразное разминание одной рукой 1 – 2 раза. Поглаживание 1 – 2 раза.

Стопа. Поглаживание 1 – 2 раза. Растирание – граблеобразное, поперечное, 2 – 3 раза. Желательно промассировать каждый пальчик. Затем следует еще раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки. Заканчивайте массаж ноги общим поглаживанием.

Для профилактики плоскостопия можно сразу после массажа стоп дать ребенку задание: удерживать стопами мячик или какую-нибудь округлую игрушку.

4. Массаж живота. Поглаживание круговое и встречное по косым мышцам (2 – 3 раза каждый прием). Растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж или пощипывание вокруг пупка. Поглаживание (все приемы).

5. Массаж передней поверхности грудной клетки.

Поглаживание 2 – 3 раза. Растирание по межреберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины). Поглаживание.

Упражнения для детей

Ходьба по «узкой дорожке».

На полу обозначьте мелом (веревками, палками, можно использовать рисунок ковра) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем «дорожку» следует постепенно сужать до 20 – 10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Обращайте особенное внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.

Ходьба по гимнастической скамейке.

Хорошо, если есть возможность установить дома гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Если нет, то эти упражнения делайте во время прогулки, используя «бревно» на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и т. п.
Для начала помогите малышу идти по скамейке, поддерживая его за руку. Но не стоит слишком «опекать» ребенка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности.

Ходьба боком.

Ходить боком мелкими приставными шагами можно по «узкой дорожке » или по гимнастической скамейке. Научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.

Ходьба с предметами.

Если ребенок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамейке, то можно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и т. п.

Ходьба в различном темпе.

Подготовьте ребенка к заданию. Для этого посадите его перед собой и попросите показать свои ножки. Когда ребенок поднимет ноги, скажите, что ножки у него маленькие, но бегают быстро.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

А у медведя и слона ноги большие, а ходят они медленно.

Большие ноги

Шли по дороге.

Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, предложите ребенку поиграть. Дети с удовольствием ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии.

Перешагивание через препятствия.

Научите ребенка ходить, высоко поднимая ноги, как «цапля»:

До чего трава высока!

То крапива, то осока.

Поднимай повыше ноги,

Коль идешь не по дороге.

Начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10 – 20 см (или положите две параллельные палочки). Предложите ребенку перешагнуть через них несколько раз. Можно, положив на пол лесенку, провести ребенка внутри лесенки по полу, перешагивая через ступеньки. Затем проведите его по ступенькам от одного конца к другому. Попросите перешагнуть через невысокий предмет (10 – 15 см). Если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу несколько препятствий. Следите, чтобы ребенок не шаркал ногами, учите его перешагивать через невысокие бугорки, камешки. Пусть ребенок сам поднимается по лестнице, сначала приставным шагом, а затем и переменным.

Игра «по ровненькой дорожке».

Игра «по ровненькой дорожке» наверняка понравится ребенку и поможет усовершенствовать навык ходьбы.

По ровненькой дорожке

Бежали наши ножки.

По камешкам, по камешкам

И в ямку за товарищем.

При словах «по ровненькой дорожке» ребенок идет обычным шагом, при словах «по камешкам» перешагивает через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседает. Затем встает и снова идет:

Встали мы на ножки

На ровненькой дорожке.

Но вот наш дом,

В нем мы живем.

Игра «Петушок».

Расставьте на полу на расстоянии шага невысокие предметы. Руки ребенка - «крылья» - опущены. Он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: «Петушок» по слогам. На слоге «-шок» опускает ногу за предмет.

Ходьба по наклонной скамейке.

Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один ее конец на высоту 20 – 25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте ему, поддерживая за руку.

Игра «Погладь мишку».

Посадите на вершине «горки» мишку или любого другого игрушечного зверька. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.

Игра «Собери кубики».

На вершине «горки» закрепите корзину для кубиков. Попросите ребенка собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину.

Игра «Мяч с горки».

Ребенок поднимается по «горке» и поворачивается. Затем скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребенка всходить на невысокую (10 – 20 см) скамеечку или ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие. Поощряйте стремление ребенка подняться по склону холма, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

Игра «Пролезь в окошко».

Поставьте лесенку вертикально и удерживайте се руками. Предложите ребенку пролезть между второй и третьей ступенькой.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

Затем поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите ребенку пролезть между перекладинами. Полезно научить ребенка влезать по наклонной лесенке. Для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула или специальной подставке. Поддерживая ребенка за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках. И, наконец, обязательно покажите ему, как правильно перелезать через препятствия. Для этого удобно использовать гимнастическую скамейку или невысокую лавочку. Пусть ребенок встанет боком к скамейке и, опираясь руками, перелезет через нее. Повторите упражнение несколько раз в обе стороны. Можно предложить ребенку вскочить на скамейку двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить с другой стороны. При этом он продолжает опираться на скамеечку руками.

Упражнение – ползание.

Если ребенок не ползал на четвереньках в младенчестве, еще не поздно научить его этому. Ползание замечательно укрепляет все мышцы туловища, рук и ног, развивает координацию движений.

«Собачка». Ребенок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке.

«Бычок». Ребенок ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево. При ходьбе протяжно произносит звук «му-му», подражая бодающемуся бычку.

«Козлик». Можно предложить ребенку п ередвигаться по полу на четвереньках мелкими прыжками, подражая козленку и произнося «бэ-бэ»; ходить на четвереньках по скамейке, сохраняя равновесие.

«Поскачи, как зайчик». Ребенок встает на четвереньки на скамейку. Переставляет одновременно руки вперед и подтягивает ноги прыжком.

«Пройди между ступеньками». Положите лесенку на пол и предложите ребенку пройти на четвереньках внутри ее, перешагивая через ступеньки.

«Пройди по ступенькам». Предложите ребенку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступеньки.

«Поздоровайся с зайкой». Поставьте посередине комнаты стул (табурет, невысокий журнальный столик), на расстоянии 1,5 – 2 м – другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу...). Предложите ребенку пролезть на четвереньках под стулом, затем выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку.

«Мяч в ворота». Воротами может служить стул, табурет и т. п. Ребенок берет мячик, катит его в ворота и бежит за ним. Пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

Упражнения с флажками.

Маленькие дети с удовольствием выполняют упражнения с флажками.

«Покажи и спрячь флажки». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки с флажками опущены. Вытягивает руки вперед при словах: «Покажи флажки», прячет их за спину при словах: «Спрячь флажки» .

Встать прямо, ноги врозь . Из этой исходной позиции выполняются следующие упражнения:

Руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперед, затем опустить.

«Флажки - в стороны». Поднять прямые руки в стороны, затем опустить.

«Флажки - назад». Отвести прямые руки, как возможно дальше назад, и опустить.

«Флажки - вверх». Поднять прямые руки вперед, вверх и опустить.

«Помаши флажками». Попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой – назад.

«Флажки - к плечам». Согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, затем опустить.

«Скрещивание флажков внизу». Руки с флажками отведены в стороны, затем прямые руки опускаются вниз, скрещиваются перед собой, затем руки поднимаются в стороны.

«Скрещивание флажков над головой». Руки с флажками внизу, ребёнок поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, затем опускает.

«Ходьба с флажками». Ребенок ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперед, в стороны, вверх.

«Постучи флажками». Руки с флажками опущены, ребенок низко приседает и несколько раз стучит флажками о пол, затем выпрямляется, поднимая руки вверх.

«Прыгни через флажок». В руке ребёнок держит свернутый флажок, далее надо наклониться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, затем повернуться и вновь перепрыгнуть.

«Повороты с флажками». Руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая флажки вперед.

«Достань флажками пол». Руки с флажками поднять вперед, наклониться и достать флажками пол (ноги не сгибать).

«Покачайся с флажками». Руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.

Массаж полезен ребенку из-за его комплексного влияния на весь организм. Массажные движения укрепляют мышечный каркас, улучшают движение крови, развивают осязание. Отдельный массаж ног проводят для формирования осанки и улучшения подвижности суставов. Перед началом домашних сеансов нужно проконсультироваться с детским врачом на наличие противопоказаний и определение количества процедур.

Начинают массаж ног грудничков, когда малышу исполнилось 2-2,5 месяца, и обязательно учитывают особенность детской ноги. У новорожденных очень хрупкие кости и на стопе отсутствует жировая прослойка, поэтому с силой воздействовать на ноги запрещено.

Легкие расслабляющие движения полезны для малышей: они вызывают положительные эмоции, расслабляют, усиливают тактильный контакт с родителями.

Цель и эффект от массажа меняется вместе с возрастом ребенка: первые три месяца проработка направлена на расслабление мышц-сгибателей. Следующие три месяца — это нормализация мышечного тонуса и укрепление мышечной ткани, затем — координация работы разных мышечных групп. С 9 месяцев до года целью массажа является подготовка опорно-двигательного аппарата к ходьбе.

Полезное воздействие массажа проявляется в:

  • Развитии координации движения;
  • Улучшении работы мозга;
  • Формировании правильной осанки;
  • Улучшении дыхания и кровообращения, обменных процессов;
  • Улучшении работы нервной системы;
  • Снижении риска развития рахита;
  • Расслаблении нервной системы.

После регулярных сеансов массажа ножек малыши быстрее встают и начинают ходить.

На стопах расположено много нервных окончаний и биологически активных точек, и их проработка укрепляет здоровье ребенка. Во время массирования улучшается процесс пищеварения, укрепляется иммунитет, активируется кровообращение. Механическое воздействие формирует правильный силуэт стопы.

Массаж ног детям продолжают делать и после года. Ежедневные процедуры укрепляют иммунитет, улучшают обменные процессы, предупреждают искривление ног. 4-5-ти летние дети активны и подвижны, им необходимы общеукрепляющие процедуры. Массаж пятилетнего ребенка направлен на профилактику плоскостопия и сколиоза, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Массаж при вальгусной деформации

У некоторых малышей в возрасте до 3-х лет наблюдается деформация ног. Вальгусной деформацией называют изменение формы коленного сустава, которая деформирует форму нижних конечностей. Заметить ее можно, когда малыш стоит так, что его пятки и колени соединены. При деформации ног ребенка лодыжки разъединяются, а если они находятся рядом — коленки заходят друг за друга. Одновременно с деформацией может поразить малыша и рахит. К развитию рахита приводит гиповитаминоз D, который также сказывается на нарушении обмена веществ.

При Х образных ногах ребенку назначают курс лечебного массажа. Его цель — укрепление мышечной ткани бедер и внутренней части голени, расслабление внешней стороны ноги. Во время проработки задействуется также спина, поясница и ягодицы. Регулярные сеансы позволяют вернуть коленным суставам нормальное положение.

Дефекты ног — Х- и О-образная деформация

Показания и противопоказания

Массаж — это процедура активной физиотерапии, которую применяют для профилактики ортопедических проблем, рахита, заболеваний нервной системы, укрепления иммунитета. Процедуры назначают не только малышам грудного возраста. Детям старше 1 года домашние сеансы рекомендуют при:

  • Плоскостопии;
  • Неправильном развитии опорно-двигательного аппарата;
  • Косолапости;
  • Гипертонусе и гипотонусе мышечной ткани;
  • Искривлении ног и позвоночника;
  • Высоком своде стопы.

Проводят процедуры и при заболеваниях, которые возникли в результате ношения неудобной обуви и недостатка движения.

Противопоказано массирование ног детей при:

  • Заболеваниях кожи и ее повышенной чувствительности;
  • Обостренной стадии рахита;
  • Ломкости костей;
  • Высокой температуре;
  • Рвоте;
  • Болезнях крови, почек, печени и органов пищеварения;
  • Туберкулезе и диатезе;
  • Острых формах артрита;
  • Диатезе;
  • Пороке сердца;
  • Грыжах.

Если у ребенка проблемы с дыханием, то перед сеансом необходимо проконсультироваться с врачом.

Механизм влияния на организм

Массаж воздействует на рецепторы кожи, что приводит к возникновению кожно-висцеральных рефлексов. Суть их в том, что раздражение участка приводит к рефлекторному повышению деятельности внутренних органов, связанных с эти участком. Активизация нервной системы стимулирует деятельность основных функций и систем организма ребенка.

За счет улучшения кровообращения увеличивается приток кислорода, крови и питательных веществ к органам и тканям. Ускорение движение лимфы приводит к естественному и быстрому выводу продуктов обмена веществ из организма.

Механическое воздействие на кожный покров провоцирует активную выработку эндорфинов и гормонов роста. Организм расслабляется, освобождается от мышечных спазмов и блоков. Проработка стоп также стимулирует развитие центров речи.

Массажные приемы и техники

При проведении массажных процедур для ног следует помнить, что скелет малыша еще не сформирован и состоит из хрящевой ткани. Грубое, сильное и резкое движение может вызвать боль и привести к травме.

Массаж начинают и заканчивают с поглаживаний ладонями. Этот прием подготавливает кожу к более интенсивному воздействию и помогает расслабить мышцы. Растирание проводят более интенсивно, чтобы проработать глубокие подкожные слои. При выполнении этого приема ткани смещаются по часовой стрелке. Растирание направлено на снижение тонуса мышц, улучшение движения крови и на разогрев сухожилий.

Разминание состоит из захватывающих движений, сдавливания и легкого смещения тканей. Его проводят тремя пальцами. Этот прием стимулирует кровоток, уменьшает отечность и улучшает работу системы дыхания. Следующий прием — вибрации. Быстрые и колебательные движения приводят к сотрясению тканей, что успокаивает нервную систему. Используется при лечении заболеваний ног и травмах.

Правила проведения массажа

Техника и особенности массажа зависят от возраста малыша. В первые месяцы жизни ребенка рекомендуется воздержаться от вибрационных движений. Со временем легкий массаж сменяется более интенсивным, увеличивается его продолжительность и разнообразие приемов.

Как правильно делать массаж:

  • Все приемы выполняются в положении лежа на спине;
  • Массаж делают одной рукой, другой рукой все время придерживают ногу малыша;
  • Все движения проводятся по направлению от стопы к бедру;
  • Массировать начинают с задней поверхности;
  • Прорабатывают ахилловы сухожилия, голень и бедро.

При работе со ступней сначала разминают пальчики малыша, затем всю поверхность. Движения — круговые и спиралевидные, направление — от пятки к пальцам и обратно. При заболеваниях ног для малышей проводят сеансы массажа с парафином. Его использование помогает прогреть ткани, расслабить мышцы, расширить капилляры и снять болевые ощущения.

Массаж при деформации конечностей проводят следующим образом:

  • Поясницу массируют от позвоночника вниз и в стороны;
  • Ягодицы и коленные чашечки прорабатывают по часовой стрелке;
  • Заднюю поверхность бедер и голени — снизу вверх;
  • Стопы — с тыльный стороны от пальцев.

С какой частотой применять

Регулярность и время проведения процедуры зависят от возраста ребенка и индивидуальных показаний. Если нет негативных реакций и специальных рекомендаций врача, то сеансы можно проводить ежедневно.

Первые сеансы должны продолжаться не более 5 минут, а к 6 месяцам время массажа вместе с гимнастическими упражнениями доходит до 20-25 минут. К сеансу приступают через час после приема пищи и за 30 минут до еды.

Детский массаж ног — это профилактика возникновения многих заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы и пищеварения. Перед тем как делать массаж ног ребенку нужно проконсультироваться с педиатром для выявления противопоказаний и возможных ограничений. Необходимо помнить, что детские кости хрупкие, и неосторожное движение может привести к травмам. Выполнять самостоятельно массаж можно ежедневно, если нет негативных реакций. Основные движения — по кругу, по прямым линиям, зигзагообразные и волнообразные. Выполнение процедуры должно проходить с нарастающей интенсивностью и всегда заканчиваться мягкими поглаживающими движениями.

Конечно, профилактический массаж необходим не только для детей, у которых имеются некоторые патологии и отклонения в развитии, но и для здоровых малышей. Правильно сделанный массаж положительно влияет на все функции организма – дыхательную, опорно-двигательную, кровообращения, также улучшается обмен веществ, повышается защитные функции организма и кроме того, благотворно влияет на центральную нервную систему. И это еще не все положительные качества массажа.

Особенно массаж необходим маленьким деткам, которые наиболее беззащитны перед различными заболеваниями. Но это не означает, что подросшим деткам массаж делать вовсе необязательно. Это не так.

Однако дети, скажем, двухлетнего возраста, уже не могут усидеть на одном месте, как раньше. Познавательная активность в это время у них значительно возрастает, а следовательно, подвижность ребенка также увеличивается. Заставить малыша полежать неподвижно хоть несколько минут является настоящей проблемой. Разрешить эту проблему поможет яркая игрушка, с которой он может поиграть несколько минут лежа. А этих минут вам будет вполне достаточно.

Массаж ребенка 2 лет предполагает применение таких приемов, как поглаживание, растирание, разминание, а также легкие поколачивающие движения.

Примерный комплекс упражнений при массаже

  • Ребенок лежит на спине. Немного согнув его колени, подложите под них подушку или валик. Начинайте массаж со спины поглаживающими движениями, особое внимание уделяя области поясницы. Затем фалангами пальцев слегка растирайте и делайте «пилящие» движения по всей поверхности спины.
  • Слегка растопырьте пальцы руки и растирайте ими спину по направлению от шеи к ягодицам (движение «грабли»).
  • Разминание спины щипками.
  • Похлопывания тыльной поверхностью ладони по спине. Можно также провести прием растирания путем пунктирования (делать короткие «штрихи» по всей поверхности спины).

Массаж в области ягодиц проводится следующим образом

  • Поглаживание ягодиц круговыми или спиралевидными движениями по и против часовой стрелки.
  • Растирание. Оно проводится так: правой рукой придерживаете ягодицу, а левой – массируете мышцы.
  • Прием разминания. Он проводится сразу обеими руками: правая рука массирует правую ягодицу, левая – левую.

Массаж ног также проводится приемами поглаживания, растирания и разминания, Сначала массируется внутренняя сторона ноги (бедра, голени), затем ее внешняя сторона, после этого переходят к массажу стопы (ее тыльной, подошвенной сторон и пальцев ног).

Массаж в области живота проводится при помощи

  • приема поглаживания (поглаживание ладонью области пупка круговыми движениями по часовой стрелке).
  • пощипывания (щипки вокруг пупка)
  • точечного массажа (указательным пальцем надавливать на точки вокруг пупочного кольца).

Грудная клетка ребенка массируется при помощи кончиков пальцев приемом растирания межреберного пространства, а также поглаживания по всей поверхности груди.

Приемы массажа ребенку 2 года практически ничем не отличаются от приемов, используемых при массаже взрослых. Но в отличие от последнего, движения проводятся намного мягче, так как кожа малыша более уязвимая, чем у взрослых.