Как воспитать в себе уверенность. Упражнения для уверенного взгляда

Многие исследователи утверждают, что главная задача родителей в воспитании ребенка - это вырастить уверенную в себе личность. Мы раскроем мамам и папам 9 секретов, которые помогут вырастить уверенного в себе, успешного и счастливого человека.

Конечно, маленькие дети нуждаются в большом количестве поощрения и похвалы независимо от того, учатся они ползать, бросать мяч или рисовать. Но дети также очень быстро привыкают к этому: тогда похвала становится для них чем-то обычным и каждодневным. Еще один нюанс - малыши очень сильно чувствуют, когда родители преувеличивают ("Это самая высока башня из кубиков, которую я когда-либо видел!"). Из-за этого кроха может начать игнорировать комплименты родителей.

Не хвалите ребенка в тех случаях, когда он делает то, что должен делать . Если чадо чистит зубы или бросает свою рубашку в корзину для грязного белья, например, достаточно простого "спасибо". Попробуйте предложить ребенку конкретную рекомендацию: вместо того, чтобы расхваливать рисунок своего малыша, вы можете указать на то, как хорошо он использовал тот или иной цвет.

2. Не жалейте своего ребенка

Когда ребенку больно или он находится в подавленном состоянии - это естетсвенно, если вы его поддержите. Но в том случае, когда чадо находится в расстроенных чувствах из-за того, что его не пригласили на вечеринку по случаю дня рождения или когда футбольный тренер посчитал нужным не выпускать его на поле, считая его не готовым, не стоит делать никаких поблажек и проявлять жалость.

Дети должны знать, что потерпеть неудачу - это нормально . Также являются нормальными ощущения грусти, тревожности или гнева, утверждают психологи. Таким способом малыши учатся добиваться успеха, преодолевать препятствия, не имея возможности избежать их.

Это особенно важно для маленьких детей: они должны иметь возможность играть и рисковать, не чувствуя, что их родители будут критиковать или исправлять за неправильные действия. Также психологи советуют родителям делать небольшие ошибки в тех или иных действиях. Видя, что даже взрослые ошибаются, малыши чувствуют себя намного увернней.

3. Позвольте ребенку принимать решения

Когда ребенок имеет возможность делать выбор с самого раннего возраста, он будет более уверен в собственных силах . Конечно, дети любят, когда принимают решения за них, но излишний контроль может быть подавляющим. Предлагайте чаду несколько вариантов на выбор, например, не спрашивайте своего трехлетнего ребенка, что он хочет на обед. Лучше предложить ему выбор из нескольких вариантов блюд, чтобы он сам мог определить, что он будет есть.

При этом нужно постараться донести до ребенка то, что главный выбор все же за вами. Например, если дочь отдает предпочтение в одежде брюкам, а волосы любит стричь под мальчика, то это ее выбор. А вот отказываться от курсов иностранного языка она права не имеет - здесь решение примают родители.

4. Воспитывайте оптимизм и целеустремленность

Если ваш ребенок чувствует себя подавленным от разочарований, помогите ему стать более оптимистичным. Но вместо того, чтобы искать светлые стороны в поражении, лучше рассмотрите конкретные пути решения по улучшению ситуации . Если ваш школьник в числе отстающих по технике чтения, объясните ему, что каждый развивается в своем темпе, и предложите тратить некоторое свободное время на улучшение своих навыков чтения. Если дитя подавлено, потому что не получило ведущую роль в пьесе, не говорите: "Зря они так. Я думаю, что ты звезда!" Вместо этого скажите: "Я вижу, как ты разочарована. Давай вместе придумаем план, как ты сможешь увеличить свои шансы на получение нужной роли в следующий раз."

5. Поощряйте хобби ребенка

Дайте ребенку возможность заниматься широким спектром занятий: так у него появится возможность выбрать то, что ему ближе всего по душе. Поощряйте свое чадо, когда он находит то, что действительно му нравится. Дети, у которых есть хобби - будь то динозавры или приготовление пищи - очень гордятся своим опытом и, скорее всего, они будут успешным и в других областях своей жизни.

Необычные хобби могут быть особенно полезными для детей, у которых есть трудности адаптации в коллективе. И задача родителей воспользоваться этим и подвести свое чадо к тому, чтобы свести его ближе с ровестниками. Например, если ваш сын любит рисовать, но большинство мальчиков в его классе любит спорт, то ему можно посоветовать рисовать спортивные рисунки, потом из них сделать художественную книгу и показать в классе.

6. Содействуйте в решении возникших задач

Психологи утверждают, что даже маленькие дети в состоянии договориться, если они что-то хотят получить . Поощряйте это качество у своего ребенка. Есть исследования, в которых доказано, что даже четырехлетние дети могут решить свои проблемы самостоятельно.

Например, ребенок приходит к родителям и жалуется, что кто-то из детей отобрал у него игрушку на детской площадке. Вместо того, чтобы бежать и отбирать игрушку, предложите крохе самому придумать способ, как получить ее обратно. Если дитя предложит отобрать, то спросите у него, что может случиться, если он так и сделает. Затем спросите: "Можешь ли ты придумать несколько других способов получить игрушку обратно?" Дети в таких случаях выдают массу идей, при этом некоторые из них довольно зрелые. Чадо даже может ответить: "В одиночку играть намного скучнее, чем вместе".

7. Научите ребенка помогать другим

Дети чувствуют свою важность, когда помогают другим , будь то помощь в одевании малышей в младшей школе или дарение подарков детям из детских домов. Психологи утверждают, что это чувство очень важно для детей. Также нужно, чтобы у ребенка была своя часть посильных домашних обязанностей. Дитя должно воочию убедиться в том, что решение взрослых задач требует определенных усилий.

Будет знать, что ошибиться – не страшно. Главное – поставить цель и добиваться ее реализации. Ребенку нужно объяснить, что на пути к цели может встретиться множество трудностей. Научите его не бояться этого. В преодолении трудностей опыт и целеустремленность, закаляется .

Помимо этого, важен собственный родителей. Если они неуверенны в себе, показывают сомнения по поводу решения той или иной проблемы, то им будет воспитать в своем ребенке уверенность. Постоянные сомнения в своей правоте делают ребенка неуверенным. И наоборот, видя смелых, уверенных в себе родителей, ребенок будет стремиться быть похожими на них. Со временем он также научится быть ответственным за свои поступки.

На формирование уверенности в себе оказывает влияние коллектив. Если ребенок принят в группе, его мнение принимают остальные, к нему прислушиваются, то со временем он становится уверенным в своих силах. На это также влияет участие ребенка в различных мероприятиях. Подготовка номера, выступление перед публикой дает важный опыт. Он не будет бояться негативной оценки результатов своей деятельности окружающими и научится воспринимать конструктивную критику.

От педагога также во многом зависит, насколько ребенок уверен в . Его задача – создать условия для формирования уверенности каждого ребенка . Нельзя допускать, чтобы в группе были отверженные дети. Каждый ребенок индивидуален. Учет его индивидуальных способностей дает платформу для развития уверенности.

Видео по теме

Большинство родителей очень любит своих детей. Они хотят, чтобы их дети нормально развивались, прилежно учились, посещали различные спортивные секции, меньше болели, были успешными в жизни. Поэтому мамы и папы удивляются, когда он приносит домой плохие оценки, стоит на переменах в стороне от своих сверстников, у него проблемы с общением. Учителя в школе о нём ничего хорошего и плохого не говорят, так середнячок, хорошо, что не хулиганит, да и ладно. Он начинает чувствовать себя ненужным, бестолковым. Как же помочь ребенку стать уверенным в себе?

Инструкция

Дети прежде всего должны быть уверены, что они любимы, их ценят. Например, близкие знают, что сын или дочка всегда способны помочь старушке перейти улицу.

Все говорят, что ребёнка надо почаще хвалить. Похвала - это мощный стимул воспитания ребятишек и создания у них чувства уверенности в себе.

Одни папы и мамы хвалят за талант и достигнутый результат, другие за старание, третьи за настойчивость и затраченные усилия.

Отмечено, очень боится совершить ошибку, ребёнок, которого хвалят за талант. А если его хвалят за настойчивость и приложенные усилия, он более уверен в себе. У малыша, которого хвалят за старание и настойчивость, чаще получает хороший результат, когда надо выполнить трудное задание.

Но это всего лишь один из всех методов воспитания. Любви, участия и заботы близких похвала не заменит. Только родители могут развить качества и умения своего малыша, которые позволят ему стать уверенным человеком.

Важно показать своему ребёнку, что идеальных людей не существует на свете. Малыш должен знать, что каждый имеет право на ошибку. Это родители могут показать даже на собственных примерах. В нашей жизни редко совершают ошибки только те люди, которые ничего не делают.

Научите своего ребёнка стойко переносить жизненные неудачи. Просто заставьте поверить его в свои возможности. Дайте ему понять, что вы всегда будете опорой ему, и он в любое время сможет попросить вас о помощи. При этом важно, чтобы малыш научился также принимать родительскую поддержку.

Покажите, как можно ставить и реализовывать перед собой реально выполнимые цели. Развивайте у него умение держать себя в руках.

Расскажите на примерах, как можно показывать настойчивость в достижении цели. Всё это позволить вашим детям быть уверенными в себе и успешно продвигаться в жизни.

Безусловная любовь и полное принятие ребенка являются залогом его будущей уверенности в себе. Еще важно передавать малышу адекватную самооценку своим примером и соблюдать простые рекомендации.

Инструкция

Дайте ребенку достаточно самостоятельности, она является основой уверенности в себе. Предоставьте возможность для проявления малышом своих навыков, создайте все условия, чтобы он стремился развивать их. Не нужно делать за ребенка то, что он и сам в состоянии выполнить. Не забывайте, что малыш постоянно развивается, а значит, границы его самостоятельности необходимо расширять. Если пока какая-то задача сложна для вашего сына или дочки, разбивайте ее на этапы.

Предоставьте ребенку возможность самому позаботиться о своем досуге. Если родители постоянно придумывают за него игры, всячески развлекают, они не дают ему проявить инициативу. Малыш должен уметь сам занять себя, а не ждать, что кто-то развеселит и заинтересует его. Таким образом ребенок учится самовыражению, раскрывает свои возможности и таланты. Не забывайте искренне хвалить его за достижения и делать комплименты выдающимся умениям малыша. Поверьте, они обязательно обнаружатся, если заострять на них внимание.

Перестаньте жалеть ребенка и сравнивать его с другими. Это занижает самооценку. Простого сочувствия в случае неудачи или легкого ушиба будет достаточно, и малыш будет чувствовать себя более сильным, уверенным человеком. Отсутствие оценки, тем более сравнительно с остальными детьми, также положительно скажется на воспитании уверенности. Обратите внимание, что даже похвала в адрес другого ребенка в присутствии вашего нежелательна.

Верьте в своего ребенка и говорите ему об этом. Забудьте фразу о том, что у него что-то не получится. Она разрушительна для детской уверенности. Наборот, воодушевляйте своего малыша, поддерживайте все его начинания и инициативы, конечно, кроме случаев явной опасности. Подумайте, а не преувеличиваете ли вы эту самую опасность. Тревожность родителей может передаться ребенку и негативно сказаться на его уверенности.

Смотришь на уверенного человека и восхищаешься его харизмой, умением подстраиваться под разные ситуации, оставаться самим собой на публике. Как выработать уверенность в себе, если даже трудно заговорить с незнакомцем, сказать остановку в транспорте или станцевать на вечеринке? Почему мнение других заботит больше, чем уважение к себе? Как достичь успеха, чтобы тобой все восхищались? Мы подобрали для вас жизненные уроки, которые помогут вам стать лидером своей жизни.

Как воспитать уверенность в себе и стать независимым

Неуверенный человек - кто он? Он не ставит цели, живет в вечном стрессе, зависит от мнения окружающих, боится выразить свою индивидуальность. Уверенный человек - кто это? Независимая личность (подчеркнем это слово), которая обладает личным мнением, ценит себя и готова развиваться, но не в ущерб себе и окружающим.

Как же стать вторым персонажем, а не тем первым? Нужно прислушаться к себе и определить в чем ты отстаешь. Ощущаются проблемы в общении? Нужно научиться быть интересным собеседником, заняться ораторским мастерством и не бояться выражать мысли. Тебя не уважают и рассматривают только в роли аутсайдера?

Важно поработать над характером, чтобы стать принципиальным в своем поведении. Люди не будут сомневаться в тебе, если ты будешь чувствовать себя свободно в любой обстановке. Многие не знают, как выработать уверенность в себе, но достаточно выйти из привычной обстановки. Зона комфорта не позволяет человеку развивать свои недостающие качества. Пассивный образ жизни делает из нас замкнутых, не готовых к стрессу, нервных людей. Развитие стирает привычные рамки поведения и ведет человека к прогрессу.

Откуда возникает низкая самооценка? Из-за отсутствия упорства, здоровой конкуренции, нежелания получить отказ, испытать поражение. Уверенный человек - это образ успеха. Он достигает желаемой цели, не боится совершать ошибки и учится на них.

Как понять, что ты не умеешь знакомиться с девушкой/парнем? Получить отказ, рассмотреть свое поведение со стороны и найти недочеты. Как определить, что ты не добиваешься результата? Тобой пользуются коллеги, постоянно просят помочь в ущерб твоему времени, ты не концентрируешься на главном. В конце концом, как избавиться от комплексов? Изменить стиль, не бояться действовать (танцевать на вечеринке, петь с друзьями, пригласить подругу/друга на свидание). Каждый пример показывает, что нужно не ограничивать себя и расширить кругозор.

Комплексы - это результат нерешительности. Заниженная самооценка появляется, когда ты не уверен в собственных силах. Ожидание поражения - худшее, что можно придумать. Вот почему мы не решаемся на кардинальные изменения, остаемся у «разбитого корыта» и удивляемся «почему меня ни во что не ставят и не спрашивают моего мнения». Отчаиваться никогда нельзя, особенно, если ты еще не попробовал сделать первый шаг.

Обрести уверенность в себе - главный навык, без которого нельзя продвинуться ни в одной сфере. Личная жизнь, профессия, уважение и статус сами не придут к тому, кто не готов и не может отстоять свое право на счастье. Хочется жить свободно, а не проживать дни серо и безнадежно? Стоит задуматься о своем развитии.

Как выработать уверенность, если постоянно приходится чуть ли не бороться за место под солнцем? Когда родные, сотрудники, начальник, знакомые не видят в тебе надежного человека или, наоборот, пользуются в своих целях - пора выгнать из своей жизни нерешительность. Если не хочется жить под чужой тенью, а дотянуться до солнца - прочитайте реальную историю из жизни одного парня.

Как воспитать уверенность в себе или реалии из жизни Григория

Григорий еще с детства был застенчивым, поэтому в классе он не ладил с другими детьми. На физкультуре его не звали играть в футбол, с девочками у него не было симпатии, а списывать у него на уроках - это было нормой. Прошло время, и он поступил в институт по мнению родителей на факультет филологии, хотя он с детства мечтал стать актером. Его желание не было услышало, а родители мотивировали его поступление тем, что «зачем тебе нужно это актерское, будешь в театре выступать? Вот учителя всегда ценились и всегда были востребованы».

Его покладистый характер позволял одногруппникам злостно подшучивать над ним, а он в ответ жалобно улыбался и не давал отпор наглым ребятам. На третьем курсе университета Григорий встречает Дашу, которая покорила его сердце и ответила взаимностью. С начала их отношения были, словно с романтических фильмов. Но вскоре Даша повысила требования своему партнеру и начала выпрашивать подарки, манипулировать «я на тебя обижусь, если ты мне не купишь платье, приезжай сейчас и помоги мне перенести шкаф (на часах 23 ночи)». Григорию 23 года, а по личным ощущениям он чувствует себя мальчиком на побегушках, которым все пользуются.

Он никогда не задумывался о своем поведении, о том, что с ним происходит. Одним вечером Гриша слушал музыку в наушниках и задумался «Как воспитать в себе уверенность, ведь я живу не своей жизнь - я не счастлив». Ему всегда нравилось поведение успешных бизнесменов, которые несут в себе благородство, мужественность, они богатые, они нравятся окружающим. Вдруг его озарило «зачем мне нужна эта Даша, если она мною постоянно пользуется, а наши встречи больше не пропитаны взаимной любовью», «почему я учусь на того, кем не хочу быть - я прирожденный актер, мне хочется выступать, пусть и в театре». Он подошел к зеркалу, разделся до шорт и увидел перед собой слабого парня с неуверенным взглядом. Он открыл шкаф, одним движением руки обронил стопку вещей на пол и начал пересматривать гардероб. «Я не понимал, почему над мной смеются, а ведь у меня все такое старомодное, скучное. Так я не смогу выделиться среди других сверстников». Гриша выделил для себя целый свод правил:

  • Регулярно заниматься спортом. За три месяца нарастить мышечную массу и увидеть результат.
  • Устроиться на работу, чтобы купить новый гардероб и помогать родителям в покупке продуктов.
  • Сменить прическу. «Завтра я пойду к парикмахеру и сделаю крутую прическу, как с обложки журнала».
  • Встретиться с Дашей и расставить все точки над И. Либо она уважает мое мнение, пытается исправить ситуацию, либо наши отношения закончены.
  • Серьезно поговорить с родителями и доказать, что мне не нужно образование учителя. Я только трачу время на то, что мне не нужно.

Как выработать уверенность уже с этого момента, и изменить жизнь к лучшему? Предлагаем 6 советов, которые не дадут шанса неуверенности застрять в вашей жизни.

Уметь расслабиться

В состоянии стресса человек закрывается в себе, что не позволяет ему мыслить здраво. Важно отвлечься от всех раздражителей, перестать накапливать негатив. Почему бы не пойти на шоппинг, сходить в кино, пригласить друзей в ресторан, поорать в караоке.

Еще идея - если хочется побыть наедине, то отлично прочесть художественную литературу, заказать пиццу на дом и посмотреть душевное кино, порелаксировать, набрать ванну с пеной и под расслабляющую музыку отдохнуть. Отдых позволяет набрать силы перед большим забегом, поэтому «хорошо поработал - не забудь отдохнуть».

Поработать над имиджем

Как выработать уверенность в себе, если ты носишь одно и тоже, горбишься, порой, выглядишь неопрятно. Чтобы не потеряться в глазах других, а стать примером для подражания - важно работать над внешним видом. Девушкам определенно стоит изучить тонкости макияжа, ношения аксессуаров, красивых нарядов, а мужчинам не забывать носить костюм, использовать парфюм, сделать стильную прическу. От внешнего вида прямо зависит успех в обществе. Не нужно удивляться, почему люди избегают «серую мышь», которая никак не привлекательна. Важно иметь свою фишку в стиле.

Перестать завидовать

Не равняться на других, а формировать свой собственный статус - такое правило использует независимая личность. Не стоит говорить/думать «у него хороший автомобиль, а я езжу на электричке» или «она пользуется популярностью среди парней, а ».

Если есть пробелы, то нужно их дорабатывать, то есть наводить порядок в своей жизни. Важно не опираться на других, а ориентироваться на личный результат. Достижения других можно использовать в качестве мотивации. «У него отличный автомобиль - со временем я смогу ездить на аналогичном, если хорошо поработаю». «Она выглядит сногсшибательно, у неё спортивная фигура - она, наверняка, много работает над собой, и я смогу».

Настроиться на результат

Как можно изменить жизнь, если не действовать? Достижения сами не придут к тому, кто бездействует и только планирует, но все не решается. Ты не хуже остальных, поэтому у тебя есть все шансы преуспеть в любом деле. Больше веры в лучшее, энтузиазма поскорее измениться - это гарантированно придаст уверенности. Силы двигаться вперед возникают, если иметь цель. Никогда нельзя настраиваться на проигрыш, а стремится к победам.

Перестать бояться

Сколько можно говорить одно и то же, планировать, грузить себя долгими размышлениями и… снова все повторять? Как делают во время прыжков с парашютом? Шаг в пропасть без размышлений, ведь до того человек решился на экстрим.

Так и здесь - если ты понимаешь, для чего тебе это нужно, то действуй. Страх держит человека на месте и не дает свободу, а для неуверенного в себе это худший выбор. Жизнь любит смелых и дарит прекрасные возможности, когда многие так и не решаются сделать первый шаг.

Заняться спортом

Не хочется быть похожим на бесформенный пончик? Стоит полюбить спорт и все, что с ним связано. Не проспать в постели до обеда, а подняться, сделать зарядку и отправиться на пробежку. Не хочется делать упражнения самостоятельно? Стоит , записаться на тренировки в зал, в бассейн, а еще лучше - подсадить на затею подругу/друга. Спорт закрепляет силу воли, которой часто не хватает для принятия решений. Как выглядит самодостаточный человек? Он спортивный, сильный, здоровый.

Теперь вы знаете, как выработать уверенность в себе и увеличить свои шансы на успех. Важно разглядеть в себе потенциал, который скрыт под массой лени, страха, негатива, зависти. Убираем все плохое и приступаем к созданию своего нового образа. Чувство независимости от чужого мнения, уверенности окрыляет, а это чувство стоит ощутить каждому. P.S. Начните свою трансформацию с этой минуты - не ждите лучшего момента, ведь его просто не будет.

Что такое “сильная личность”?

“Психологически сильная личность” - у каждого возникает в связи с этим понятием ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, сильная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение выбрать оптимальное решение в сложный момент. Все эти качества являются различными гранями психологически сильной личности, а само это понятие - составным, то есть состоящим из палитры этих достойнейших качеств характера.

Конечно, каждый хотел бы обладать всем этим набором качеств. Более того, мы всегда, вольно или невольно, оцениваем людей по этим параметрам, и быть рядом в жизни и общаться всем хотелось бы в первую очередь именно с такими людьми. Психологически сильный и уверенный в себе человек легко производит благоприятное впечатление, его уважают, его одобрения и дружбы ищут, его личностный ранг высок, его первым повышают по служебной лестнице. Обладание хорошей уверенностью и внутренней силой само по себе является магическим средством для эффективного влияния на окружающих. Люди чувствуют силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже часто уступают свои интересы “без боя”.

Однако, не погрешу против истины, если скажу, что на 100 % всегда и везде уверенных в себе людей не бывает. Я при случае проводил опросы и спрашивал сильных, прекрасно владеющих собой людей, лидеров по натуре, с которыми мне довелось общаться, как же они ощущают себя в важные моменты своей жизни, перед встречей со значимыми людьми или перед публикой в моменты всеобщего внимания?

И все они признавались, что почти всегда волнуются и даже испытывают внутреннюю дрожь перед этим. Поначалу для меня это было полным откровением, через какое-то время я стал уже угадывать их ответ. Приведу известный исторический факт. Французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Европы, выдающаяся личность и сильнейший духом человек, наводивший одним своим именем восторг на друзей и ужас на врагов - и тот однажды упал от страха в обморок, когда ему надо было выступать перед своим войском с приветственной речью.

Любому человеку хорошо знакомо чувство неуверенности в своих силах, страха перед другим человеком или ситуацией. Откуда же это в нас? Это состояние нерешительности и неуверенности еще можно было понять, если бы от нас каждый день зависела наша жизнь, судьбы близких людей, если бы каждый день мы решали “быть или не быть” или несли бы ношу непомерной ответственности перед человечеством. Но в обычной повседневной жизни? При встречах с другими людьми, в работе и общении? Думаю, каждый легко вспомнит целый набор ситуаций, когда в груди появлялся легкий холодок, в душе неприятное “скребыхание”, колени начинали подрагивать, ладони потеть, а голос дрожать и выдавать наше волнение и неуверенность с головой.

При любой мало-мальски значимой ситуации сомнения, нерешительность и отсутствие уверенности мешают нам сделать то, на что мы способны и легко сделали бы, если бы не эти наши “враги”. Вспомните, как жалели вы, что смутились и не произвели достойного впечатления на начальника при приеме на работу или при разговоре о повышении заработной платы. Или не сумели отстоять свое достоинство и дать отпор агрессору, хотя все шансы это сделать были.

Были ситуации, когда в компании вы так и не рискнули привлечь на себя внимание и выступить с заранее приготовленным тостом на торжестве или другой речью? Или растерялись, когда с вами заговорил очень интересный и привлекательный человек противоположного пола, и не сумели блеснуть присущим вам умом и эрудицией? А может, вы даже не рискнули к этому человеку подойти? Все это синдромы слабости и неуверенности в себе, в той или иной степени присущей каждому человеку.

Да, мы вооружены методикой “Разумного пути”. Методика хорошо помогла бы справиться даже Бонапарту с подобными ситуациями - через снижение избыточной их значимости и избавление от идеализаций по поводу своей собственной значимости и совершенства, живи он в нашу эпоху.

Целью настоящей публикации является получение дополнительных инструментов для того, чтобы сохранять внутреннее достоинство и производить наилучшее впечатление на людей в сложных жизненных ситуациях.

Разберемся вначале, в чем заключен психологический механизм внутренней слабости и неуверенности? Почему это часто проявляется именно на людях, на публике, перед аудиторией или даже перед одним человеком? Разобраться в этом нам необходимо, во-первых, для того, чтобы лучше знать, представлять и видеть со стороны свои собственные психологические мотивы и механизмы, и, следовательно, получить возможность влиять на эти механизмы своей волей, а не только идти у них на поводу. А во-вторых, чтобы лучше знать мотивы поведения других людей.

Это страшное слово “самооценка”...

В психологии существует понятие - “самооценка”. То есть то, как человек оценивает сам себя в какой-либо конкретной области. Каждый, хотя бы примерно, может выставить себе оценку по любому качеству или умению. Например, самооценка по привлекательности. Или по сексуальности. Или по профессионализму. Или самооценка по интеллектуальным способностям. Сумма таких самооценок составляет интегральную самооценку, или, по-другому говоря, самоуважение к себе как к личности в целом. Самооценка может быть высокой - тогда человек выглядит как сильный и уверенный. Самооценка может быть низкой - тогда человек выглядит слабым и неуверенным.

Она может быть завышенной - тогда обладатель ее воспринимается нами как самоуверенный человек, то есть слишком уверенный, без достаточных на то оснований. Самооценка может быть заниженной - тогда мы видим, что человек явно себя недооценивает и достоин большего самоуважения. Самооценка непостоянна в течение жизни. Особенность самооценки в том, что она зависит от мнений и оценок других людей нашей персоны. Если от мнения других зависит сильно - тогда самооценку можно назвать зависимой или неустойчивой. Если не очень сильно - самооценка у человека независимая (в целом) и устойчивая.

От уровня самооценки зависит наш психологический комфорт. У любого человека есть потребность ощущать себя не хуже, а то и лучше себе подобных. Потребность оценивать и получать подтверждения, что он равный среди равных, а в чем-то и превосходит других людей. Получать уважение и подпитывать собственное достоинство. Это механизм получения психологического комфорта. Если самооценка вырастет в результате похвалы - человек испытывает душевный комфорт и удовлетворение. Если самооценка человека уменьшается под воздействием негативной оценки другого - это царапает, вызывает дискомфортное душевное состояние.

Вот иллюстрация влияния оценок окружающих на нашу самооценку - из “Случаев” Даниила Хармса (“Как неожиданное известие огорошивает людей, к нему неподготовленных”):

Писатель: Я - писатель!

Читатель: А по-моему, ты г…о!

Писатель несколько минут стоит, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.

Художник: Я - художник!

Зритель: А по-моему, ты г…о!

Художник качается и неожиданно умирает, рухнув на пол. Его выносят.

Композитор: Я - композитор!

Слушатель: А по-моему, ты г…о!

Композитор тяжело дышит и осаживается на пол. Его выносят.

Хармс, конечно, сгущает краски, но ненамного. Посочувствуем тяжелой доле людей искусства и продолжим.

Людей с абсолютно устойчивой к другим мнениям самооценкой не бывает, даже если это человек зрелый, опытный и солидный. Знаете по себе - как бы мы ни говорили, что нам все равно, что о нас говорят - это лукавство. Мы часто стремимся услышать, узнать, что же думают, говорят и как оценивают нас другие люди, какое впечатление мы на них производим? Потому что мнение других людей для нас важно. Мы хотим завоевать доверие людей, их любовь, их уважение - это неотъемлемое стремление, потребность любой человеческой личности.

Мы хотим узнать, что понравились, произвели впечатление, что нас положительно оценили. Мы одновременно и ищем этой оценки и боимся ее, потому что понимаем, что можем наткнуться на то, что не хотели бы услышать. И чаще, как раз, мы слышим о себе не восторженные отзывы, а подколки, замечания, негативные оценки. Да, да! По статистике - чаще, чем положительные. Догадываетесь, почему? Потому что сделать замечание и поругать другого человека многим гораздо приятнее, чем похвалить.

Ведь когда ты отмечаешь какой-либо недостаток у другого человека, ты одновременно говоришь себе, что уж я то лишен этого недостатка. А если и не лишен, то тем более - не я один такой. И ты слегка поднимаешься в собственных глазах, “греешь” собственную самооценку, и хоть немного, а самоутверждаешься за счет другого человека. Таким образом, несмотря на поиск нами одобрения и положительных оценок, натыкаемся мы чаще на замечания и негативные оценки себя, своей личности, своих поступков.

Итак, не бывает людей, которые не испытывают волнения и неуверенности. Но бывают люди, которые хорошо умеют демонстрировать уверенность и владение собой, вроде В.В. Жириновского, которого непрошибаемая уверенность в себе вывела его на вершины политической власти. Как же все-таки быть более сильным и уверенным перед лицом сложных ситуаций и значимых людей? Здесь существует два аспекта.

Первый - быть.

Второй - казаться.

Напрашивается противопоставление первого и второго. Хочется патетически воскликнуть: “Надо быть, а не казаться!” Но не стоит торопиться – это очень взаимосвязанные понятия. Одно сильно влияет на другое. Поясню.

Если вы научаетесь быть уверенным и сильным, то неизбежно вы начинаете и казаться таковым. Как ни странно, верно и наоборот: если вы научаетесь казаться таковым - это помогает и почувствовать ощущение силы и уверенности внутри себя. Внутреннее помогает подправиться внешнему и наоборот, внешнее “вытягивает” внутреннее. Вы можете спросить, как же внешний уверенный вид может повлиять на внутреннее состояние, это же разные вещи?! Влияет. Работают физиологические механизмы, стремящиеся сравнять одно с другим. И если вы за счет силы воли и самоконтроля за телом сохраняете достойную внешность, этим физиологическим механизмам ничего не остается делать, как влиять на внутреннее состояние. Проведите такой эксперимент. Сядьте ссутулившись, поникнув головой, безвольно свесив руки и попробуйте сказать:

Я очень сильный и уверенный в себе человек!

Ничего не выйдет. По своему внутреннему ощущению и фальшивому голосу вы почувствуете, что врете! Тело уже родило соответствующее состояние - усталости, забитости и слабости. Теперь сделайте наоборот. Встаньте прямо во весь рост, гордо расправьте плечи, голову поднимите выше, грудь подайте вперед, мощно вдохните и изреките:

Я очень слабый, маленький и неуверенный...

Опять ничего не выйдет. Так слабые не говорят. А если получилось - значит, вы уже стоите совсем в другой позе.

Как люди понимают, считывают и трактуют для себя наше состояние? По внешним признакам уверенности и неуверенности в себе. Поговорим конкретнее.

Тело и движения. Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы. В результате скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же в себе человек раскрепощен и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты.

В таком человеке чувствуется страх - не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею. Поэтому очень важно научиться расслаблять свое тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Для этого просто мысленным взором время от времени просматривайте свое тело, расслабляйте все, что можно расслабить, чтобы только не упасть. Плюс к этому хорошо помогает сбрасывать мышечное напряжение несколько глубоких вдохов и выдохов.

Осанка. Прямая осанка трактуется людьми как признак уверенного в себе человека, сутулая - признак неуверенного. Сутулый человек своей осанкой как бы “сообщает” другим: “Мне неловко перед вами, и мне вообще-то сейчас сжаться и спрятаться хочется, вы уж извините, что я тут ваше внимание забираю”. Поэтому необходимо взять за правило жить с “царственной осанкой”, причем даже не обязательно перед публикой - тогда это войдет в хорошую привычку.

Для этого при ходьбе или стоя приучите себя “подвешивать” на ниточку, как марионетку, за затылок, устремляясь всем телом вверх. Перенапрягаться в этом порыве не стоит - это не должно выглядеть неестественно. Плечи же, чтобы не сутулились, “надевайте” на “плечики”, как пиджак - вверх и назад - и оставляйте их в этом положении. Сначала тело будет возвращаться в привычную для него норму, но регулярно вспоминайте про правильную осанку и формируйте в себе эти новые привычки, и тогда старые привычки вытесняться.

Голова и лицо. Оптимальное основное положение: голова чуть приподнята, а доброжелательное, улыбчивое или готовое к улыбке выражение лица говорит людям: “Я – хороший, ты хороший”. Это, конечно, располагает к любому человеку, увеличивает доверие. Возможны варианты: просто спокойное, бесстрастное, ничего не выражающее лицо, или даже несколько агрессивное -тоже говорит об уверенности владельца, однако такое выражение лица скорее всего не будет способствовать доброжелательному отношению. Хотя в некоторых случаях это годится, когда ситуация не предполагает улыбчивости участников. Или если важно внушить уважение, основанное на легком страхе перед вами.

Скованность может проявляться и в поворотах головы. Если человек вместо поворота головы скашивает глаза, чтобы посмотреть в сторону - это воспринимается как внутренняя напряженность.

Голос. Прерывающийся, сдавленный, слишком тихий голос с робкими интонациями сразу выдает неуверенность человека. Поэтому хотя бы за секунду до того, как вы открыли рот, представьте, что и каким голосом, с какой силой, интонацией, эмоциональным наполнением вы хотите сказать и тогда вы будете более застрахованы от предательских “петухов” в своей речи.

Взгляд. Взгляду уделим особое отношение. Вы, наверное, замечали, что взгляд в глаза иногда вызывает легкую неловкость между людьми? Срабатывает тот же самый механизм оценки и самооценки. Человек чувствует, что его оценивают - и оценивают прямо в эту самую секунду, да еще и так неопосредованно эта оценка происходит! И он не выдерживает этой ситуации, этого психологического напряжения и отводит взор. Особенно, если ситуация явно напряженная или конфликтная.

Когда другой явно тебя ненавидит - тогда часто уже просто невозможно выдержать уничтожающий, “размазывающий” взгляд этого человека. Этот страх прямого взгляда изначально имеет биологическую природу. В животном мире взгляд имел два значения. Первое - это агрессия и вызов, например, когда два самца меряют взглядом взаимную силу, свой взаимный ранг. И второе - сексуальное привлечение: самец и самка, взглядом выполняющие предварительную и отборочную для сексуальных игр функцию. У человека эти значения, агрессия и привлечение, тоже сохранились, но, в связи с более тонкой организацией душевного мира, добавилось еще много оттенков и полутонов.

Интересные факты. Коты часами могут сидеть напротив и внимательно пялиться друг другу в глаза, иногда угрожающе подвывая - пока не сцепятся в схватке или кто-то из них не ретируется. Крысы тоже выясняют отношения таким же образом, правда они не воют и не дерутся, но дело у них иногда заканчивается летальным исходом - одна из крыс издыхает от перенапряжения и истощения. А в местах скопления горилл единственная возможность выжить - застыть и ни в коем случае не смотреть самцам в глаза, иначе придется выдержать поединок за право обладания гаремом.

Для внимательного человека глаза его собеседника многое могут сказать. Если собеседник взор прячет, это также выдает его неуверенность перед людьми и страх перед ситуацией, поскольку это фактически вариант ухода, убегания от внимания других людей. Пряча взор, вы, сами того не желая, сообщаете другим, что вам некомфортно смотреть в глаза людей. И это опять будет трактоваться как ваша слабость и неуверенность.

Взгляд хоть и в глаза - но суетливый и бегающий, создаст впечатление, что вы не можете долго спокойно выдерживать взоры другого и также портит мнение о вас. Поэтому взгляд должен фиксироваться на лицах слушателей, если их несколько, не менее чем на 3 – 4 секунды. Фиксировать взгляд не обязательно именно в глаза, а достаточно на лицах - поскольку контакт глаза в глаза является энергетически очень заряженным и может сильно отвлекать самого от темы. Поэтому, если расстояние больше двух метров, лучше смотреть на точки лица слушателя, то есть попеременно на нос, лоб, брови, губы, подбородок, по контуру головы. И это будет восприниматься, за счет эффекта скрадывания расстоянием, как взгляд прямо в глаза, что и требуется.

Упражнения для уверенного взгляда

Если вы беседуете один на один, то лучше контролировать взор помогут так называемые “треугольники”, по которым не спеша может перемещаться ваш взор попеременно на три точки.

1. Деловой треугольник: для людей, с которыми вы в деловых отношенияхсоциальных ролях), точки - глаз, другой глаз, нос (или губы), и опять глаз, глаз, нос и т. д.

2. Дружеский (или светский) треугольник: для людей, с которыми вы в дружеских или приятельских отношениях. Здесь уже позволяете (поскольку друг, все-таки) более широкую зону охвата взором – глаз, глаз, пуговица на груди.

3. Интимный треугольник - для людей, с которыми вы в интимных отношениях или претендуете на личностное сближение. Это уже получится слегка фривольный треугольник: глаз, другой глаз, область гениталий - и вновь глаз.

Если же ваш взгляд в беседе с человеком будет долго, без движения сконцентрирован на одной точке его лица - зрачке, брови, переносице, “третьем глазе” - он (взгляд) будет воспринят как тяжелый, гипнотический или даже агрессивный. Если в вашу задачу входит продемонстрировать свою силу - используйте это.

Упражнение под названием “метро”. Вы наверное замечали, что люди, сидящие напротив друг друга в метро, частенько украдкой разглядывают друг друга? При этом, если случайно их взгляды сталкиваются, то глаза, как правило, моментально “отпрыгивают” в сторону: сразу вдруг “заинтересовывает” реклама на стенах вагона или что-нибудь еще очень “важное”, типа шнурков ботинок оппонента. Это и понятно: у нас же не очень-то принято смотреть просто так на человека, тем более незнакомого, и, конечно, это вызывает взаимную неловкость.

К слову: в отличие от России, в Европе гораздо более свободно люди могут встречаться открытыми заинтересованными взглядами и заводить так мимолетный разговор или даже длительное знакомство. И никакой неловкости при этом не испытывают. Это признак большей внутренней свободы и самоуважения, чем у нас.

Так вот, упражнение для тренировки - возьмите себе за правило при встрече взглядами в вагоне метро не отпрыгивать сразу в сторону, а спокойно принимать взгляд другого человека, и даже искать такую возможность. При этом вовсе не обязательно смотреть с вызовом, можно смотреть доброжелательно и с интересом. Мигать во время контакта глаз не запрещается - это физиологическая реакция, а вот улыбаться, то есть фактически пытаться заработать его хорошую оценку - не стоит. Упражнение не в том.

Сразу скажу, что в реальности находить человека, готового быть в контакте глазами больше, чем одну секунду, будет непросто. Но и секунды будет достаточно - пусть не вы, а он первым отводит взор. Если же повезет и встретится человек, готовый к более длительному контакту глазами - замечательно, вам повезло - проверьте и потренируете свой взор, психологическую уверенность и устойчивость. Когда партнер уже отвел глаза, можете засчитать себе “плюсик”. Если вы будете продолжать тренироваться, не исключено, что он почувствует более сильное неудобство, забеспокоится и даже покинет вагон при первой возможности. Поэтому разрешите ему все-таки доехать до дома.

Разрешите и себе когда-то и проиграть, если партнер сильнее вас во взоре. Проигрывать достойно тоже надо уметь - спокойно и без чувства вины и собственной слабости. Это всего лишь игра - как и жизнь - и не обязательно вы все время должны выигрывать. Если чувствуете, что не выдерживаете взгляд, вспомните, что смотреть не обязательно прямо в глаза. Достаточно выбрать какую-либо точку на лице (бровь, губы, нос, лоб, ухо) - на таком расстоянии (мы уже говорили) скрадывается точность взора. Это упражнение делается до тех пор, пока вам не станет совершенно легко и ненапряжно смотреть в глаза незнакомым людям, и вы даже научитесь получать от этого удовольствие.

Могут ли быть от этого упражнения неприятности? Могут. Как и от жизни в целом. Поэтому соблюдайте правила техники безопасности - когда не надо практиковать это упражнение:

1. Если время уже больше девяти часов вечера, а у вас в планах доехать до своего дома, а не дома попутчика. Или если вы в вагоне почти одни с человеком напротив, это может быть воспринято им примерно так же.

2. Если напротив вас сотрудник органов правопорядка, а у Вас нет с собой документов или в сумке бомба.

3. Если напротив человек не совсем трезвый, или психически нездоровый, или совсем пожилой.

4. Если напротив вас гость с горячих южных гор - там свои “взгляды на взгляды”. Причем эти представления более близки к прямоте биологического мира, и ваш взор может перевозбудить гостя. В этом случае вы рискуете получить вместо этого упражнения другое, более сильное: разборку на тему “Что так глядыш?!” или неприятное объяснение “Как, дэвушка, пачэму нэ хочэшь?!”

Во всех остальных случаях это упражнение безопасно. В крайнем случае, захотят познакомиться, в этом случае действуйте по обстоятельствам. Нравится человек - знакомьтесь. Не очень - найдите какое-нибудь, не задевающее его самолюбие, объяснение. Например, объясните ему корректно, что он вам тоже нравится, но у вас другие планы. Или воспользуйтесь готовой “отбивкой”, чтобы донести до человека, что происходит и оправдать для него ваше действие. Скажите ему, что вы смотрели на него, потому он похож на вашего одноклассника. Наконец, можно честно признаться, что вы выполняли упражнение, которое задал чудаковатый ведущий тренинга. Человек получит для себя объяснение этим странностям и успокоится.

А вот и случай из жизни. Марина, одна из участниц тренинга, ехала в полупустом вагоне метро и поначалу и не думала делать никакие упражнения, тем более, что был уже поздний вечер. Она просто читала книгу. Вдруг напротив нее уселись двое развязных молодых людей и стали довольно бесцеремонно и громко обсуждать ее достоинства и недостатки, посмеиваясь и подталкивая друг друга локтями. Короче говоря, ребята были в том веселом кураже, когда все моря по колено, а все девушки твои. Марина, естественно, напряглась, и хотя продолжала делать вид, что читает книгу, чувствовала себя не очень уютно. Это продолжалось несколько остановок, а ребята все не утихали, а даже наоборот, вели себя все более и более бесцеремонно.

И поскольку Марина не знала, что делать в этой ситуации, она решила: буду делать упражнение “неотрывный взгляд”. Марина внутренне собралась, настроилась, демонстративно закрыла книжку, убрала ее в сумочку, подняла взгляд и стала спокойно и открыто смотреть на парней. Что тут началось… она сама не ожидала такого эффекта. С лиц друзей постепенно сползли улыбки, смешки затихли, они перестали друг друга подталкивать, тема женских достоинств Марины сразу как-то увяла, и ребята явно почувствовали себя скованно и совершенно не в своей тарелке. Марина продолжала молча смотреть - и через две остановки парни в спешке покинули вагон, сделав вид, что им уже пора выходить.

Есть еще секрет, как выдерживать любой, даже самый тяжелый взгляд. Пользуйтесь приемом “Кто в клетке”. Как он расшифровывается? Мы уже знаем, что мы смущаемся и испытываем неловкость по причине того, что слишком озабочены собой, из-за повышенного внимания в этот момент к своей персоне, что нас “выбивает” оценка другого человека. И тогда - необходимо переформировать свое внимание так, чтобы внутри себя не дать другим нас оценивать. Представьте себе, что вы приходите в зоопарк, и неожиданно сами оказываетесь в клетке - и вдоль вашей клетки ходят люди (или, не дай бог, обезьяны) и рассматривают вас, едят мороженое, смеются, читают таблички, показывают пальцем. Ведь надо же оправдывать их ожидания, понравится, показать им что-нибудь интересненькое, побегать, попрыгать, покривляться, они же деньги за вход заплатили.

А вдруг я не смогу этого сделать, вдруг не понравлюсь, а меня за это еще и кормить перестанут... Некомфортная ситуация, не правда ли? Только почему же вы и в жизни часто ощущаете себя перед другими как в клетке? Лучше мысленно поместить в эту клетку их! И тогда уже вы будете наблюдать их жизнь, повадки и способы размножения, а не они. И ваше внимание будет направлено уже не на то, как вас оценивают (и тогда автоматически вы почувствуете психологический дискомфорт и скованность), а на оценивание самому этих людей. И тогда вы будете чувствовать себя гораздо более свободно и комфортно. По-другому говоря, вы смещаете фокус внимания с себя - на человека, которого вы рассматриваете. И наблюдаете за ним, думаете про него.

Вот глаза какие интересные…

А какого они цвета?..

А куда он едет?..

Наверно, нелегко ему живется?..

Интересно, кем работает?..

А что у него в личной жизни?..

Надо же, смущается почему-то...

В результате, если вы честно все это время думаете про него и подстраиваетесь под этого человека, ваше внимание занято делом и не занято мыслями о том, что у вас самих что-то не так. Не могу сказать, что управлять своим вниманием - это очень просто. Но это реально, даже без особой тренировки. А с тренировкой можно достичь очень хороших результатов в управлении своим вниманием и, фактически, собой и своим поведением.

Этот прием - “Кто в клетке” - или смещение фокуса внимания, можно применять в любых других ситуациях, когда вам важно произвести достойное и уверенное впечатление на людях, в кабинете начальника, при знакомстве и общении с новыми людьми. Однако внимание при этом необходимо распределить уже между ним и собой. Пусть большая часть вашего внимания будет занята интересом к другому человеку, а меньшую часть направляйте время от времени на быстрое мысленное “сканирование” и легкую коррекцию своего тела, поведения, лица, голоса - все ли в порядке? Образ “сканирования” помогает лучше понять, как распределять в этом случае свое внимание во времени: ОН, ОН, ОН - Я (тело, глаза, голос) и опять ОН, ОН, ОН...

Очень важно научиться одновременно и говорить с человеком, и держать с ним контакт глазами. А это непросто еще и потому, что глаза другого, бывает, перетягивают на себя внимание и мешают сосредоточиться на мыслях и речи. И все-таки держать контакт глазами необходимо, если рассчитываете произвести достойное, сильное и уверенное впечатление.

Сравните впечатление от человека, который смотрит в глаза (по одному из указанных выше алгоритмов) и впечатление от человека, глаза которого избегают встречаться с вашими, хотя он находится рядом с вами, беседует, слушает и говорит. А смотрит он постоянно мимо вас, на стену. Или вниз на ваш письменный стол. Или выше вас, на картину. С таким человеком затруднен контакт, глаза же, как известно, “зеркало души”. Он либо чувствует неловкость (что скорее всего), либо делает вид, что вас не замечает (что странно для человека, с которым вы не успели испортить отношения).

Вот еще одно упражнение для освоения умения удерживать контакт глаз и говорить одновременно. Выполняется вдвоем с товарищем. Расположиться напротив друг друга на расстоянии примерно полметра, установить контакт глаз и читать попеременно по одной строчке стихов: строчку он, строчку вы. Стихи любые: “У лукоморья…”, “Однажды в студеную зимнюю пору…”, “В лесу родилась елочка…”. Причем стихи должны быть разные - “у вас своя свадьба, у него своя”. Сбились - начинаем сначала и так много раз. Главное - добиться легкости все делать одновременно - держать контакт глаз, говорить свой текст, сразу же слушать и слышать его текст, помнить и не сбиваться со своего текста. Успехов!

“Нулевая оценка”

В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято раскрывать через понятие “нулевая оценка”. Все мы в жизни немного актеры, поэтому это понятие очень хорошо нам пригодится. Но сначала несколько слов о том, что такое этап “оценки” у актеров. Это любая реакция на какой-то сигнал или раздражитель: на слова, действия партнера по сцене, новую ситуацию и т. д. Оценка - это выданная актером эмоция, слово, мимика, жест, движение, реплика по принципу “стимул-реакция”: нажал на кнопку, получи результат. Оценка актера - это способ преподнесения своей роли, своего персонажа.

Например, на известие о том, что враг объявил войну, актер, играющий роль короля, может выбирать из несколько возможных оценок (реакций) в зависимости от характера своего персонажа. Если он выдал испуг или страх, зритель понимает, что король - слабачок. Если актер смеется, зритель видит другой характер: может быть это торжество воина, смелость, может быть это бравада, может быть недалекость и глупость этого короля. Если король (актер) дает оценку “гнев”, зритель увидит вспыльчивость, несдержанность и взбалмошность этого персонажа. Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера. Например, если король во время этого судьбоносного известия чистил корону и слегка замедлил свои движения - это тоже оценка.

Существует особый вид актерской оценки: “нулевая оценка”. Это полное отсутствие всякой реакции на стимул или раздражитель. То есть абсолютная невозмутимость, каменное выражение лица, никакого изменения в поведении и намека на то, что сейчас что-то произошло. То есть “нулевой оценкой” актер дает зрителям понять:

А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не значит, это никак меня не задевает и для меня этого не существует...

В нашем примере, если король на известие о войне выдает “нулевую оценку” и полную невозмутимость, в эти секунды он выглядит как король сильный, мудрый, уверенный и расчетливый во главе мощного государства.

Таким образом, актеры способом “нулевой оценки” играют любую сильную личность, и, что характерно, такого супермена играть проще всего потому, что он играется всего лишь одним актерским приемом. Вспомните любого супермена, от Шварцнеггера до Бодрова-младшего. Вспомните: есть ли у них хоть какая-то выраженная в течение всего фильма человеческая эмоция: смех, улыбка, печаль, гнев, возмущение, радость, горе, удивление, раздражение? Тем более испуг, страх, робость? Эмоций нет абсолютно! Если бы эти оценки, реакции, эмоции у них проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а какой-то другой персонаж.

Прием “нулевой оценки” можно прекрасно использовать в сложных жизненных ситуациях. Когда вы не знаете, как реагировать - делайте “нулевую оценку”. Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас “наезжают”. Если вы взрываетесь или притупляете взор, или приниженно улыбаетесь - все это говорит агрессору, что он достиг того, чего хотел. Вы уже догадываетесь, чего он хотел? Правильно, подтверждения, что его слова вас задели - это и есть искомый им результат. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость - этим вы ему сообщаете: “Ты слаб, чтобы задеть меня”. Это оптимальная и беспроигрышная первоначальная реакция, сразу дающая вам преимущество.

Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед большим количеством публики. Какая импульсивная обычная реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В результате ваш ранг как сильного и уверенного человека падает.

Кстати, интересно наблюдать за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на них немаленькая во время прямого эфира - их видят миллионы телезрителей. Именно реакция диктора на ошибку многое говорит о его опыте и профессионализме.

За “этапом оценки” у актеров следует, как правило “этап действия”. За эту секунду – другую, когда вы делаете “нулевую оценку”, у вас есть возможность выбрать это последующее действие. И далее уже возможны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, поэтому оставим ее на потом.

Развитие темы воспитания психологической силы и уверенности планируется в следующем номере журнала. В заключение могу пригласить заинтересованных в развитии и самосовершенствовании записаться на тренинг “Эффективное влияние и искусство побеждать”, который проходит в Центре “Разумный Путь”.