Как влияет душевное состояние мамы на ребенка. В состоянии стресса

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.

Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.

А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.

Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.

Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Связь между ребенком и любящей мамой сохраняется всю жизнь, а первые месяцы она особенно прочная . Не зря некоторые специалисты называют первые три месяца жизни малыша четвертым триместром беременности, настолько мать и дитя неразрывны , только теперь это не столько физическая, сколько эмоциональная связь . И вот тут могут возникать некоторые сложности.

Представьте себе, что вы устроились на новую работу в чужом городе, в абсолютно незнакомый коллектив и осваиваете новое направление деятельности. Вы пока плохо разбираетесь в рабочем процессе, у вас тут нет друзей, и вы с трудом понимаете, как себя вести себя с окружающими. Ощутили всю глубину проблемы? Примерно также чувствует себя в первые месяцы после родов молодая мамочка с ребенком на руках.

У женщины, примерившей на себя роль мамы в первый раз , еще совсем нет опыта в уходе за малышом , и если кроха часто кричит, плачет, плохо спит ночью, болеет или долго сосет грудь, у нее возникает чувство обеспокоенности и неуверенности. «Все ли я делаю правильно?» - обычный вопрос для молодых родителей, иногда пребывающих в панике от своей новой роли.

И таких вопросов в первое время будет очень много, ведь в современном обществе уже нет однозначных устоев прошлого: малыша можно или надевать ему трикотажные костюмчики, ребенка можно кормить , или установить ему режим, кроху можно постоянно носить с собой на ручках или при помощи слинга, а можно оставить в кроватке или коляске. Эти и множество других важных вопросов, например, таких как , и молодым родителям приходится решать ежедневно, опираясь на иногда абсолютно противоположные мнения специалистов-педиатров, различный опыт родных, близких, знакомых, друзей, посетителей профильных .

Растерянность, усталость, беспокойство и страх перед неизвестностью - все эти эмоции испытывает молодая мама в первые месяцы после родов. В связи с тем, что ее эмоциональная связь с ребенком очень тесная, все эти чувства начинает испытывать и малыш , становясь все более нервным и раздраженным. В результате получается замкнутый круг - мама не может расслабиться и отдохнуть, потому что ребенок постоянно плачет, а малыш плачет, потому что «считывает» эмоциональную обеспокоенность мамы.

Вывод напрашивается сам собой. Хотите, чтобы ваш малыш был спокойным и веселым, как можно меньше плакал и хорошо спал? В таком случае прямо с сегодняшнего дня начинаем приводить нашу нервную систему в порядок, учимся быть спокойными и настраиваемся воспринимать все позитивно . Ведь если мама чувствует себя комфортно и уверенно, то и ребенку передается чувство спокойствия и защищенности.

Предлагаем вам несколько простых советов, как молодой маме улучшить свое эмоциональное состояние:

Больше отдыхайте

Необходимо чтобы первое время у молодой мамы было достаточное количество времени на отдых и сон. Малыш уснул - спите вместе с ним, не отказывайте себе в расслаблении. Чем более спокойной и отдохнувшей будет молодая мама, тем больше у нее будет молока и тем спокойнее и счастливее будет ваш малыш. К тому же организму необходимо восстановиться после родов и перестроиться на новую систему жизни.

Пойте

Как бы это смешно не звучала, пение - отличная дыхательная гимнастика, которая улучшает работу сердечно-сосудистой и нервной системы молодой мамы, снижает усталость, возбудимость, снимает внутренние зажимы и расслабляет. Пойте новорожденному малышу колыбельные, подпевайте любимым хитам, которые звучат по радио, пойте в душе, под струями воды - все это подарит вам отличный релакс и замечательное настроение.

Радуйтесь мелочам

Конечно, в первые недели после родов у молодой мамы просто голова идет кругом от забот и хлопот. Вы еще только осваиваете свою новую роль и чувствуете себя в ней не совсем уютно. Чтобы немного отвлечься от постоянной суеты вокруг кормления и смены памперсов не забывайте радоваться мелочам. Малыш улыбнулся вам - улыбайтесь ему в ответ, за окном хороший солнечный день - значит, сегодня у вас и малыша будет хорошее настроение, с погодой не сложилось - тоже не беда, динамичная музыка, яркая кофточка и новая погремушка для малыша сделают ваш день позитивным и незабываемым. Во время прогулки вы обращаете внимание только на то, насколько холодно или жарко вашему малышу и пытаетесь не забыть, что нужно купить в магазине? Взгляните по сторонам и найдите вокруг что-то простое и милое, что может поднять вам настроение. Возможно, вы уже давно не замечаете, что в соседнем дворе обитает шикарная пушистая кошка, а на деревьях вот-вот распустятся листочки: улыбнитесь окружающему миру и ваше настроение обязательно улучшится.

Верьте себе

На время перестаньте читать различную литературу или интернет, перестаньте искать там ответы на волнующие вас вопросы и прислушайтесь к своей интуиции. Материнская интуиция - великая вещь и она редко ошибается. Верьте себе, делайте так, как вы хотите, а не так, как пишут в правильных книжках. Каждый ребенок индивидуален и именно вы чаще всего знаете (или даже подсознательно ощущаете) точно, что хорошо для вашего малыша, а не доктор, консультирующий по интернету, ваша мама или подруга. Если вы делаете то, во что верите - вы становитесь увереннее и спокойнее, а это именно то, чего мы хотим достичь.

Наша мама- Helga рассказывает : «После родов на меня просто вылился поток советов и поучений: как ребенка нужно купать, как пеленать, как кормить и все остальное. Моя мама и свекровь, подруги, у которых есть дети, а также девочки, с которыми мы гуляли вместе в парке - все пытались научить меня как нужно правильно ухаживать за ребенком. Притом, что я их абсолютно об этом не просила, возможно, окружающих смущало, что мне только 19 лет. Иногда от абсолютно разных мнений и советов у меня просто «ехала крыша». И вот когда я уже начала сомневаться в том, правильно ли я прикладываю малыша к груди, хотя раньше у меня никогда не возникало таких проблем, я подумала, нет, стоп, хватит. Я больше никого не буду слушать! Что сама решу - так и буду делать. Единственное кому я доверяла - слушала нашего педиатра и все. И вы знаете, мне стало гораздо проще, я стала намного спокойнее, когда начала больше верить себе и своим ощущениям».

Снижайте планку

Не случится ничего страшного, если вы не будете мыть пол в квартире ежедневно или обязательно гулять с ребенком по 3 часа в день. Пусть в доме не будет кристальной чистоты, а муж сам сходит в магазин и самостоятельно приготовит себе и вам ужин, так как сможет, это сейчас не самое важное. У вас нет на что-то сил и времени? Это нормально, делайте то, что можете и так, как можете, сейчас не время для рекордов, не вините себя ни в чем. Ведь в случае если молодая мама будет сильно уставать, а для ослабленного после родов организма много и не нужно, у нее могут возникнуть проблемы с лактацией.

Общайтесь

Конечно, для молодой мамы с кормлением «по требованию» совет «выйти в кафе с подружками» может звучать несколько несбыточно, но если все правильно рассчитать, то пока муж гуляет в парке с коляской, вы вполне можете минимум часик поболтать с подружкой в ближайшем заведении или просто прогуляться по магазинам. Не закрывайтесь в своем новом мире с головой, материнство это не монастырь. Конечно, некоторые ограничения и изменения в вашей новой жизни с малышом обязательно возникнут, но полностью отказываться от всего, что вам раньше нравилось, и было интересно, абсолютно не стоит.

Все эти, на первый взгляд, несложные советы, помогут молодой маме восстановиться, прийти в себя, успокоиться и расслабиться, ведь нельзя забывать, что от вашей эмоциональной стабильности и позитивного настроя напрямую зависит здоровье вашего ребенка.

Ожидание ребенка, роды и уход за новорожденным являются важнейшим периодом в жизни каждой женщины, который должен сопровождаться чувствами радости и удовлетворения. В то же время эмоциональные, гормональные и физические изменения в организме женщины, которые происходят в этот период, могут вызывать грусть, растерянность, страх и, возможно, даже озлобленность и агрессивность. Большинство женщин со временем справляются с этими эмоциональными проблемами, но у некоторых они не только не проходят, но и усиливаются, приобретая формы материнской депрессии.

В период беременности и после родов у женщин часто отмечаются проявления материнской депрессии. Это состояние связано с комплексом физических и эмоциональных изменений, которые могут негативно сказаться на отношениях матери и ребенка, его развитии и жизни семьи в целом.

Дородовая депрессия развивается во время беременности, когда в организме женщины происходят биологические и гормональные изменения. Среди симптомов такой депрессии - частая смена настроения, приступы плохого настроения, плаксивость, раздражительность, бессонница. Подобные явления время от времени наблюдаются у всех беременных женщин. Часть женщин, переживших депрессию до родов, продолжают страдать от нее и после родов.

Послеродовая депрессия

Послеродовая, или "материнская", грусть считается нормой. Это состояние плаксивости, пониженного физического и эмоционального тонуса, общей усталости и раздраженности обычно наступает на пятый день после рождения ребенка и длится 7-10 дней. Через это состояние проходят 50-80% молодых матерей; ни им, ни ребенку оно не причиняет вреда. Лечить послеродовую грусть нет необходимости. Но медицинские работники должны предупредить беременную женщину и родильницу о возможном переживании такого состояния, объяснить его причину и предоставить информацию о том, где при необходимости можно получить помощь специалиста.

Послеродовая депрессия характеризуется состоянием, требующим внимания медицинского работника. Во время беременности количество женских гормонов (прогестерона и эстрогена) в организме значительно увеличивается. В течение первых 24 часов после рождения ребенка количество этих гормонов в организме стремительно падает до их нормального "небеременного" уровня. Ученые полагают, что именно это резкое изменение уровня гормонов может вызывать у женщины депрессию. Существует еще одна причина возникновения послеродовой депрессии. Нередко уровень гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, значительно снижается после рождения ребенка, что может привести к появлению симптомов депрессии, включая плохое настроение, потерю интереса к окружающему миру, раздражительность, слабость, раннюю утомляемость, трудности с концентрацией внимания, расстройство сна и аппетита, прибавление в весе.

Симптомы послеродовой депрессии, в том числе ощущение вины, собственной малоценности, нерешительность и отчаяние, встречаются приблизительно у 8-15% женщин в течение первого года после рождения ребенка. Эти симптомы могут проявляться периодами от нескольких недель до года и дольше. Женщинам с такими симптомами требуются незамедлительная помощь и лечение.

Депрессия после рождения ребенка может случиться у обоих родителей , что представляет повышенный риск для полноценного . Депрессия у мужчины не позволяет ему в полной мере выполнять семейную роль отца и мужа, поэтому при появлении ее симптомов отцу ребенка тоже следует обратиться за помощью к специалистам.

Неполноценное питание, неудовлетворительные условия проживания, отсутствие помощи и поддержки со стороны мужа, семьи и окружения повышают риск возникновения материнской депрессии.

Причины депрессии

Существует множество причин, способных вызвать у беременной женщины и молодой матери депрессию. Склонность к депрессии может быть наследственной. Наряду с гормональными изменениями, происходящими в период беременности и после родов, развитие депрессии могут спровоцировать такие факторы, как:

  • неполноценное и недостаточное питание, бедное витаминами;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • тяжелая жизненная ситуация, вызванная острой нехваткой или отсутствием средств к существованию, жилья для себя и ребенка;
  • события в жизни, вызывающие стресс (смерть близких людей, постоянные скандалы в семье, неприятности на работе, переезд на новое место жительства);
  • отсутствие поддержки со стороны мужа (отца ребенка), семьи и друзей;
  • хронические инфекции, включая инфекции, передающиеся половым путем;
  • излишняя тревожность в отношении собственного здоровья и здоровья будущего ребенка.

Депрессия может быть вызвана фактом нежелательной беременности, воспоминаниями о пережитом сексуальном насилии, жестоком обращении в детстве. Послеродовую депрессию также могут вызывать:

  • чувство усталости после родов, изменение привычного распорядка дня, режима сна, увеличение нагрузки в связи с рождением малыша, которые не позволяют маме прийти в нормальное физическое состояние еще несколько недель после родов;
  • ощущение подавленности в связи с необходимостью ухода за ребенком и сомнения в собственной способности стать хорошей матерью: переживания по поводу того, что она хочет, но не может быть безупречной мамой и хозяйкой, усиливают ощущение тревоги и стресса;
  • возникновение чувства утраты индивидуальности, потери контроля над собственной жизнью, снижения сексуальной привлекательности;
  • необходимость оставаться дома для ухода за ребенком и дефицит общения с друзьями, любимым человеком и близкими людьми.

Хотя доказано, что депрессия может случиться практически с любой женщиной как во время, так и после беременности, следует обратить внимание на эти предпосылки и факторы риска, чтобы вовремя предотвратить или заранее подготовиться к возможным проявлениям депрессии.

Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может оказывать положительного эмоционального воздействия на ребенка и в достаточной степени стимулировать его развитие, что чревато задержкой развития ребенка.

Некоторые женщины, страдающие от депрессии, перестают следить за собой. Они начинают неправильно питаться, страдают от постоянной усталости и бессонницы, не посещают врача, не следуют медицинским предписаниям, могут начать злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь и наркотики.

Эмоциональное состояние ребенка

Депрессия может серьезно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. Утрата интереса к ребенку, раздражительность и усталость могут помешать матери дать ребенку необходимую любовь, нежность и ласку и обеспечить ему надлежащий уход. В результате у женщины появляется чувство вины, она теряет уверенность в себе как в матери, что еще более усугубляет ее депрессивное состояние.

Новорожденный ребенок находится в эмоциональной зависимости от маминого голоса, жестов, движений и выражения лица. Его развитие в значительной степени определяется внешним стимулированием в первую очередь со стороны матери. Однако мама, переживающая послеродовую депрессию, избегает эмоциональных контактов с ребенком, неохотно и нечасто с ним общается. Все это может оказать отрицательное влияние на развитие ребенка, вызвать у него эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности со сном.

У детей раннего возраста, матери которых пережили сильную послеродовую депрессию, могут развиться эмоциональные расстройства, что влечет за собой задержку развития. Старшие малыши могут проявлять агрессию в отношении взрослых и других детей, В детском саду или школе у них могут наблюдаться проблемы в отношениях со сверстниками, с мотивацией к учебе, недоверие к взрослым.

Важно знать и уметь вовремя распознать симптомы материнской депрессии. Если они длятся больше двух-трех недель, женщине необходима профессиональная консультация.


Что делать?

Самое главное при проявлении любой формы депрессии в период беременности и особенно после нее - вовремя распознать ее симптомы и предпринять шаги по ее преодолению. Многие женщины скрывают эти симптомы от окружающих, потому что ощущают неловкость, стыд и вину из-за своего депрессивного состояния в то время как, по мнению окружающих, они должны быть счастливы. Они переживают из-за того, что их могут посчитать несостоявшимися, плохими матерями. В этот жизненный период депрессия может случиться с любой женщиной, Это ни в коем случае не означает, что она неадекватная или плохая мать. Депрессия - это не стыдно, депрессия - это плохо, и с ней надо бороться. Особую поддержку в преодолении депрессии женщине может оказать отец ребенка. Важно, чтобы он был полноправным участником процесса воспитания и ухода за ребенком. Возможность разделить ответственность с любимым человеком значительно облегчает состояние матери. Также в этот период женщине необходима поддержка близких людей и друзей.

Вот несколько простых советов для женщин, которые определили у себя симптомы депрессии:

  • постарайтесь отдыхать как можно больше, спите, когда спит ваш ребенок;
  • перестаньте пытаться все успеть. Все успеть невозможно. Сделайте сколько можете, а остальное оставьте на потом;
  • не стесняйтесь просить помощи по дому у близких людей. Это временные трудности, которые пройдут, когда ребенок подрастет;
  • постарайтесь побыть со своим супругом или любимым человеком наедине, расскажите ему о своих переживаниях и чувствах, не таите их в себе;
  • не проводите много времени в одиночестве; чаще выходите из дому, хотя бы ненадолго, чтобы сделать мелкие покупки или просто прогуляться;
  • общайтесь с другими мамами, учитесь и делитесь опытом;
  • если симптомы депрессии не проходят, обратитесь за помощью к психологу.

Для матерей, находящихся в состоянии депрессии, очень важно продолжать кормление ребенка грудью.

Многие женщины, испытывающие депрессию в послеродовой период, связывают свое настроение с грудным вскармливанием малыша. Однако причина депрессии может лежать совсем в другой плоскости, а лишать ребенка не рационально, поскольку один из гормонов, выделяемых при грудном вскармливании (окситоцин), оказывает антидепрессивное действие. Многие мамы, прекратившие грудное вскармливание ребенка из-за начавшейся депрессии, не только не чувствуют себя лучше, но и отмечают ухудшение состояния.

Специальное издание "Факты для жизни", разработанное и изданное
при содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), www.unicef.ru

Обсуждение

У меня все было в точности как написано: плаксивость, чувство вины, желание все успеть и т.д. Но огромное спасибо моему мужу за поддержку и помощь, которые позволили мне прийти в себя уже на 3 неделе после родов и получать удовольствие от ухода за ребенком:)

27.10.2009 22:17:12, hbnbr

И еще,по поводу покупок,оч.удобная штука продукты на дом. Через интернет,или по телефону, сейчас много разных возможностей...Это нас выручило,вместо того,чтобы бегать по магазинам в выходные, мы с мужем спокойно гуляем с колясочкой,а продукты приедут сами. Ну не у всех пока есть машины...

24.04.2008 19:36:41, Мама я.

А я месяца в 2,5-3,поняла,что проблемы надо решать по мере их поступления...Успокоилась,и по-моему все получается.Хоть я тоже одна весь день,муж только к 20.00 приезжает.Его родители в другой стране живут.С моей мамой оставить дочку я не могу,у нас это не принято,так скажем.И все,родственники кончились.А вот это загадочное пожелание: "спите,когда спит малыш" не работало ни разу,НЕКОГДА.

24.04.2008 19:29:59, Мама я.

У меня депрессия была со старшим ребенком месяцев с 6 только. Во время беремености тоже начиталась умных советов. Но потом поняла что большинство советов не для меня. Помощи просить не укого-все на работе, в том числе и муж. За покупками с коляской ходить проблематично. Общаться с другими мамочками тоже, поскольку когда все гулять выходят - мы уже идем домой. Жаворонок достался. Ну иестественно выбраться к психологу - это вообще нереально. Я в ЖК то выбралась после родов когда ребенку месяцев 9 было. И там кстати огромное объявление на двери висит что вход с колясками запрещен.

Комментировать статью "Психоэмоциональное состояние матери и ребенка"

Преждевременные роды и депрессия. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Депрессия после родов - как помочь молодой маме. Спасибо! 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам...

Обсуждение

Если хотите сохранить гв, то сцеживать и сцеживать. Руки, молокоотсос - чем умеете. Есть Конс по ГВ, гениальная! Причем тоже мама торопожки. Поможет наладить гв, успокоит..
И если чувствуете, что сами не справляетесь, психолог. Тоже есть контакт. ГВ френдли.
И о помощи просить Бога...

Успокойтесь, семье вы нужна в своем разуме, без истерики..
Когда малыша выпишут, гнездуйтесь, метод кенгуру (раздеваете до памперс и у вас голое тело и обнимашки бесконечные))). Да, в этот момент вся семья должна встать плечом к плечу и самим за собой ухаживать.. да еще и за вами - термос с чаем, бульоном, горячая еда...

Все будет хорошо! Молитесь вы и много других за Павлушу помолятся!

выдыхайте, не вы первая и, к сожалению, не последняя.
Просите помощи, позвольте себе быть слабой, постарайтесь больше спать, отдыхать и не корите себя ни за что.
Мои близнецы родились на 36 неделе экстренным КС. Севушка - старший из двойни набрался моих отеков + резус-конфликт. В первые же сутки ИВЛ, срочная госпитализация в Филатовку. Потом к ИВЛ добавилась желтушка, билирубин зашкаливал, готовили к полному переливанию крови... При всем этом меня из РД не выпускали, т.к. при ЭКС я потеряла почти литр крови и почки мои очень хреново работали.
Мы пошил сразу несколькими путями: 1 - врачи из Филатовки попросили привезти второго близнеца, мотивируя тем, что более здоровый малыш будет вытягивать более слабого. Врачи в РД пошли навстречу, написали Сенечке какой-то диагноз и перевели в Филатовку.
2) в тот же день младенцев окрестили в реанимации.
Я не знаю, что именно помогло: наши молитвы, крещение, брат-близнец рядом, НО на следующее утро билирубин стал падать и вопрос о переливании крови отпал. Постепенно мои детки стали выправляться. Сева провел под ИВЛ 12 суток, кормили через зонд еще пару дней.
Сенечка мой родился очень маленьким 46см роста и 2500 веса, Севушка был крупнее, но не намного.
Мои парни быстро нагнали сверстников, к полугоду уже не отличались от одинарнорожденных в срок ничем, чем дико радовали и удивляли и педиатра и невролога.

Успокойтесь, вам будут нужны силы, а ваш сынок обязательно поправится, будет расти красивый, здоровый и умный на радость папе и маме.

послеродовая депрессия.... Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Раздел: Состояние мамы (у кого нибудь была? как справлялись?) послеродовая депрессия...

Обсуждение

У меня не было, тк первая очень долгожданная, потом дети рождались почти подряд - было некогда и незачем страдать) Вам очень желаю, чтобы все поскорее вошло в свое русло, а именно так и будет, нужны время, поддержка близких, еще смена обстановки может Вас переключить - поезжайте хоть в дом отдыха на выходные всей семьей) не грустите: лето, тепло, у Вас родился второй малыш, все чудесно)

Как я вас понимаю,мне только время помогло,немного потерпите,станет легче,привыкнете к своему состоянию,ребенок начнет отдавать свою любовь и вы проблемы не будут казаться такими сложными. Хотя признаюсь мне и сейчас дурацкие мысли лезут в голову))

17.07.2013 12:31:45, свтк

Депрессия многодетной мамы. Многодетные семьи. А в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима... Депрессия многодетной мамы. Съездила на море с детьми - только еще больше устала. Депрессия многодетной мамы. И муж в таком же состоянии...

Обсуждение

В прошлые годы я думала, что депрессия и недостаток финансов. Ха-ха, потом я узнала что бывает и хуже, и мучиться депрессией некогда, просто "я подумаю об этом завтра" (с)

У меня трое детей старшей 4 года, средней 3 младшему 1. У среднего ребенка аутизм. Ну сказать что у меня депрессия это ничего не сказать. Когда малому было пол года даже окна боялась отрыть, так как появлялось желание выбросится. От стресса развились панические атаки. Постоянный недосып, хронический стресс, вечная нехватка денег, даже от пампасов прошлось отказаться, это просто жесть, дома все время приходится убирать и стирать(срач плодится мгновенно), бесконечные походы в поликлинику. В квартире нет места где тебя не достанут. Огромное спасибо спецсадику, где приняли среднюю дочь, если бы не они меня бы уже тут не было. Так что все может быть намного хуже не печалься.

30.08.2017 15:06:56, Мости

Самочувствие мамы после родов. Медицинские вопросы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Самочувствие после родов. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды.

Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Предродовая депрессия?. Эмоциональное состояние мамы. Состояние женщины после родов и лечение у психиатра. Это у меня предродовой психоз начинается? 26.07.2005 12:46:14, мама Яси(25)

Оч плохое самочувствие. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Самочувствие после родов. Эмоциональное состояние мамы. Беременность и роды. Молодая мама после родов: когда включится материнский инстинкт.

Обсуждение

Нда-а-а... Хреново... . У меня в первый месяц не было такого букета, но у меня есть старшая дочка, которую надо было провожать в школу, встречать, кормить, делать уроки не смотря на моё состояние.
Могу кое-что посоветовать, что мне помогло пережить первый месяц. Первое - отдыхать, спать, просто лежать. Плюнуть на всё, стирка, глажка, уборка подождут. Готовить самое простое. Лучше всего в духовке. Моей дочке уже почти три месяца, так я за всё это время несколько раз на плите мясо жарила. Всё в духовке. Очень экономит время и силы.
Дальше. От кровотечений попробуй крапиву. Мне помогло очень. Опять же для лактации хорошо. А кровотечения у меня были недель семь, причём временами очень обильные.
При запорах хороши вазелиновые свечи, но постоянно ими пользоваться не стоит, кишечник должен сам работать. Я спасаюсь морковью. Утром, на тощак, минут за десять до завтрака одну среднюю морковку и день спасён.
И ещё, насчёт младенца. Никакого кипячения и глажки и прочих ненужных и усложняющих жизнь занятий. Детёнка и купать-то каждый день в этом возрасте нет необходимости, достаточно обтирания. Сейчас малышу не нужна превосходная, хозяйственная и проч. мама, мама нужна здоровая.
Так что держись. Первый месяц самый тяжёлый, потом будет легче.

Ребята, к замечательным советам внизу присоединяемся и желаем не падать духом! Скоро все наладится и будет замечательно. Ну что поделать, никому детки наши сладкие даром не даются, хотя кому-то легче, кому-то - тяжелей, но все мы платим за это счастье. Ничего, крепитесь! И передайте вашему папе, что он - молодец, что так помогает и поддерживает.
Мы с вами!!! С Новым Годом! Natasha

Посмотрите, если интереснро, мою статью по этой теме в "Девичнике", рубрика "Малыш" www.devichnik.ru

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.