Как успокоить ребенка, когда он плачет: советы родителям. Успокоение ребёнка перед сном

Во время истерики ребенок теряет самообладание, и общее его состояние характеризуется как крайне возбужденное. Истерики у ребенка сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивающие движения ногами и руками. Во время приступов малыш может укусить себя или рядом находящихся людей, падает на пол, наблюдаются случаи ударов головой об стену. Кроха в таком состоянии не воспринимает привычные слова и убеждения, неадекватно реагирует на речь. Этот период не подходит для объяснений и вразумлений. Осознанное воздействие на взрослых рассчитано на то, что в итоге он получит желаемое. Часто такое поведение приносит положительный эффект.

Во время истерики ребенок характеризуется крайне нестабильным эмоциональным состоянием и способен на неадекватные поступки

Причины

Чем старше малыш, тем больше у него появляется личных желаний, интересов. Порой эти взгляды расходятся с тем, что думают родители. Происходит столкновение позиций. Ребенок видит, что не может добиться желаемого и начинает злиться и нервничать. Такие напряженные ситуации и провоцируют появление истерических состояний. Перечислим основные факторы, влияющие на это:

  • малыш не в состоянии заявить и выразить свое неудовлетворение;
  • попытка привлечь внимание к себе;
  • стремление получить что-то нужное;
  • переутомление, голод, недосыпание;
  • болезненное состояние в период обострения заболевания или после него;
  • попытка стать как другие дети или быть похожим на взрослого;
  • результат непомерной опеки и излишней строгости родителей;
  • положительные или отрицательные поступки ребенка не имеют четкой реакции со стороны взрослых;
  • система поощрений и наказаний плохо отработана;
  • когда ребенка отрывают от какого-то увлекательного занятия;
  • неправильное воспитание;
  • слабая нервная система, неуравновешенное поведение.

Увидев однажды подобное у своего малыша, родители зачастую не знают, как реагировать и как это остановить? Единственное желание в моменты приступов - чтобы они поскорее закончились и больше не начинались. Повлиять на их частоту могут именно родители. От их правильного и рационального поведения будет зависеть продолжительность подобных ситуаций.

Ошибки в реагировании приведут к затягиванию неприятных моментов на долгие годы. Спокойная реакция на истерические приступы, отсутствие реакции как таковой сведут детские истерики на «нет» в самые короткие сроки.

Отличие от капризов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить - например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

Стадии приступов

Как проявляются детские истерики? 2-3 года – возраст, характеризующийся следующими стадиями приступов:

Стадия Описание
Крик Громкие крики ребенка пугают родителей. При этом не выдвигается никаких требований. Во время начала очередной истерики малыш ничего не видит и не слышит вокруг.
Двигательное возбуждение Главные характеристики периода: активное разбрасывание вещей, топанье, удары ногами, руками и головой об стену, пол. Боли в такие моменты кроха не чувствует.
Рыдания У ребенка начинают литься слезы. Текут они просто ручьями, а весь вид карапуза выражает обиду. Малыш пересекший вторую стадию и не получивший в ней утешения, продолжает всхлипывать очень долго. Малютки очень трудно справляются с нахлынувшими на них эмоциями. Получив успокоение только на последней стадии, ребенок будет полностью обессилен, выразит желание поспать в дневное время. Быстро засыпает, но ночью спит тревожным сном.

При истерике ребенок может падать на пол и выгибаться дугой, что особенно шокирует неподготовленных родителей

Слабый и неуравновешенный тип нервной системы ребенка наиболее подвержен к появлению сильных приступов. В возрасте до 1 года тоже случаются истерические проявления. Характеризуются они истошным продолжительным плачем. Что может вызвать такое состояние? Причиной может служить даже минимальная ошибка в уходе: мама не сменила мокрые штанишки, чувство жажды или голода, требование поспать, боли от колик. Для таких деток характерны постоянные просыпания по ночам. Годовалый малыш может продолжать еще долго плакать, даже если причины уже ликвидированы.

Истерики у ребенка в 1,5-2 года

Дети в полтора года закатывают истерики на фоне перенапряжения в эмоциональном плане и от усталости. Не до конца устоявшаяся психика дает такие результаты, но чем старше ребенок, тем более осознанными являются его истерические приступы. Он таким образом манипулирует чувствами родителей, добиваясь своих целей.

К 2 годам подросший младенец уже хорошо понимает, как пользоваться словами «не хочу», «нет» и понимает смысл фразы «нельзя». Осознав механизм их действия, он начинает применять их на практике. Выразить словесно свой протест или несогласие двухлетка еще не может, поэтому он прибегает к более выразительной форме – к истерическим припадкам.

Агрессивное и необузданное поведение 1-2-х годовалого ребенка шокирует родителей, они не знают, какая реакция будет правильной. Малыш кричит, размахивает руками, валяется на полу, царапается – все эти действия требуют адекватной реакции взрослых. Часть взрослых поддается на провокации и выполняет все желания карапуза, а еще часть прибегает к физическим наказаниям, дабы отучить от подобного в будущем.


При истерике ребенок может стать агрессивным и необузданным, однако родителям нельзя впадать в панику и идти на поводу у маленького диктатора

Правильная реакция: какая она?

Какая должна быть реакция на истерические приступы двухлетки? В основе зачастую лежит каприз, выражающийся в словах «не буду», «дай», «не хочу» и т.д. Не сумев предотвратить появление истерического приступа, откиньте мысли об успокаивании ребенка. Также не стоит его вразумлять или ругать, это лишь дополнительно распалит его порыв. Не бросайте ребенка одного. Важно держать его в поле зрения, так кроха не будет пугаться, а будет сохранять уверенность в себе.

Однажды уступив малютке, вы рискуете получить неоднократное повторение подобного. Не способствуйте закреплению этого навыка, не идите на поводу. Почувствовав раз, что своим поведением ребенок добивается своего, он будет прибегать к этому методу снова и снова.

Разовая слабость взрослого может обернуться длительной проблемой. Бить и наказывать ребенка также не стоит, физические воздействия не принесут результата, а лишь усугубят поведение малыша. Реально помогает полное игнорирование детской истерики. Видя, что его старания тщетны и, если они не приносят желаемого результата, ребенок откажется от этого способа воздействия.

Можно нежно и спокойно успокоить его, сказав крохе о том, как вы его любите, при этом крепко обнимая и удерживая в своих объятиях. Старайтесь быть роднее и нежнее, если даже он сильно злится, кричит или стучится головой. Карапуза, вырывающегося из ваших объятий, не удерживайте насильно. В ситуации, когда кроха истерит из-за того, что не хочет с кем-то оставаться (с бабушкой, с воспитателем), то следует как можно быстрее покинуть помещение, оставив его со взрослым. Оттягивание момента расставания лишь удлинит процесс детской истерики.

Истерики в общественных местах

Родителям очень сложно контролировать процесс истерических требований в общественных местах. Ребенку 2-х лет гораздо проще и безопаснее уступить, чтобы прекратить шум и установить спокойствие, но такое мнение крайне ошибочно. Косые взгляды окружающих не должны вас волновать в этот момент, самое главное – одинаковая реакция на аналогичные поступки.

Уступив однажды и уняв скандал, вы провоцируете вторичное повторение ситуации. Кроха просит игрушку в магазине – будьте тверды в своем отказе. Не реагируйте на его топот, возмущение и недовольство любого плана. Видя уверенное и непоколебимое поведение родителей, ребенок поймет, что истерические припадки не помогают добиться желаемого. Помните, что кроха устраивает истерические приступы в целях воздействия зачастую именно в общественных местах, рассчитывая на мнение публики.

Оптимальный вариант реакции – немного подождать. После окончания приступа следует успокоить кроху, обнять и ласково поинтересоваться причиной его поведения, а также сказать, что разговаривать с ним намного приятнее, когда он в спокойном состоянии.

Истерики у ребенка 3 лет

Ребенок в 3 года хочет быть самостоятельным и чувствовать свою взрослость и независимость. Кроха уже имеет свои желания и хочет отстоять свои права перед взрослыми. Дети 3-х лет находятся на рубеже новых открытий и начинают чувствовать себя уникальной личностью, могут по-разному вести себя в такой непростой период (рекомендуем прочитать: ). Из основных характеристик данного этапа является негативизм, упрямство и своеволие. Истерики у ребенка 3 лет часто обескураживают родителей. Еще вчера их малютка делал все с радостью и удовольствием, а сегодня он делает все наперекор. Мама просит кушать суп, а малыш бросает ложку, или папа зовет к себе, а ребенок настойчиво игнорирует эти просьбы. Кажется, основными словами трехлетки становятся «не хочу», «не буду».

Выходим на борьбу с истериками

Как справляться с детскими истериками? Важно при отучении крохи от этого вредного занятия не концентрировать свое внимание на его плохих поступках. Откажитесь от желания сломить его характер, это не приведет ни к чему хорошему. Разумеется, позволять делать все, что хочет ребенок, также недопустимо. Как же тогда бороться с этой бедой? Ребенок должен понимать, что истерика не помогает добиться каких-то результатов. Мудрые бабушки и мамы знают, что лучший способ в таких случаях – переключить детское внимание на что-то другое, отвлечь его. Выбирайте интересные альтернативы: посмотреть любимый мультик или позаниматься, поиграть вместе. Такой способ не сработает, если кроха уже находится в апогее истерики. Тогда самое лучшее – переждать.

При проявлении истерик дома, четко сформулируйте свою мысль о том, что любые разговоры с ним будут только после того, как он успокоится. Сами в этот момент более не обращайте на него внимания и занимайтесь домашними хлопотами. Родители должны показывать пример, как владеть своими эмоциями и сохранять спокойствие. Когда малыш успокоится, поговорите с ним и расскажите, как сильно его любите и что его капризы не помогут ничего добиться.

Когда капризы случаются в людном месте, постарайтесь вывести или отнести ребенка туда, где зрителей будет меньше. Регулярные истерики у крохи предусматривают более внимательное отношение к словам, которые вы говорите ребенку. Избегайте ситуаций, когда ответом на ваш вопрос может быть отрицание. Не стоит говорить категорично: «Скорее одевайся, пора на улицу!» Создавайте иллюзию выбора: «Ты пойдешь в красном свитере или в синей кофте?» или «Куда бы ты хотел пойти, в парк или на площадку?»

Приближаясь к возрасту 4 лет, ребенок поменяется - детские истерики будут утихать и пройдут так же внезапно, как и появились. Кроха входит в возраст, когда уже есть способность рассказать о своих желаниях, эмоциях и чувствах.


Иногда отвлечь ребенка и переключить его внимание помогает обычный мультик

Истерики у ребенка 4 лет

Часто мы, взрослые, сами провоцируем у детей появление капризов и истерик. Вседозволенность, отсутствие рамок и понятий «нельзя» и «нет» оказывают малышу медвежью услугу. Кроха попадает в капкан родительской беспечности. Так, детки 4 лет прекрасно чувствуют слабину и если мама говорит «нет» - значит, бабушка может разрешить. Важно родителям и всем воспитывающим взрослым договориться и обсудить разрешаемое и запрещаемое, а также проинформировать ребенка. После этого следует четко придерживаться установленных правил. Все взрослые должны быть едины в своих методах воспитания и не нарушать запретов других.

Комаровский утверждает, что учащенные детские капризы и истерики могут свидетельствовать о наличии заболеваний нервной системы. За помощью к неврологу или психологу следует обращаться, если:

  • в наличии учащенное проявление истерических ситуаций, а также их агрессивность;
  • присутствует нарушение или прерывание дыхания во время приступов, ребенок теряет сознание;
  • истерики продолжаются после 5-6-летнего возраста;
  • малыш бьет или царапает себя, окружающих;
  • истерики проявляются ночью в сочетании с кошмарами, страхами и частыми переменами настроения;
  • после приступа у ребенка наблюдается рвота, одышка, вялость и усталость.

При констатации врачами отсутствия каких-либо заболеваний, следует искать причину в семейных взаимоотношениях. Ближайшее окружение малыша также может иметь большое влияние на появление истерических приступов.

Профилактика

Как справиться с детской истерикой? Родителям важно уловить момент, близкий к приступу. Возможно, малыш поджимает губы, сопит или слегка всхлипывает. Заметив такие характерные признаки, постарайтесь переключить кроху на что-то интересное.

Отвлеките внимание ребенка, показав вид из окна или сменив комнату, заняв интересной игрушкой. Такой прием актуален в самом начале детской истерики. При активном развитии приступа такой способ не даст результатов. Для предотвращения истерических состояний доктор Комаровский дает следующие советы:

  • Соблюдение режима отдыха и распорядка дня.
  • Избегать переутомления.
  • Уважать право ребенка на личное время, разрешать играть в свое удовольствие.
  • Называть чувства ребенка словами. Например, сказать: «Тебе обидно, что у тебя забрали игрушку» или «Ты злишься, потому что мама не дала конфету». Так вы научите ребенка рассказывать о своих чувствах и придавать им словесную форму. Постепенно он научится их контролировать. Определив границы, дайте понять, что их нарушение недопустимо. К примеру, малыш кричит в транспорте, вы объясняете: «Я понимаю, ты злишься на меня, но кричать в автобусе недопустимо».
  • Не помогайте ребенку делать то, с чем он может справиться самостоятельно (снять штанишки или спуститься по ступенькам).
  • Давайте возможность ребенку выбирать, например, в какой кофте идти на улицу, или на какую площадку пойти погулять.
  • Предполагая отсутствие выбора, выражайте это так: «Идем в поликлинику».
  • Когда кроха начинает плакать, отвлеките его, попросив найти какой-то предмет или показать, где что-то лежит.

  • Добрый вечер, у меня такая проблема. Моему ребенку 2,4 года, как стали посещать сад, нались истерики, падание на пол, кричит, нервничает, уже не знаю что делать, подскажите, пожалуйста.

  • Здравствуйте, Наталья! Помогите, пожалуйста, советом… Я уже отчаялась и не знаю что делать.. Дочь,2,7. Очень упрямая по характеру, ведет себя агрессивно — может укусить ударить, посылает на улицу «иди на улицу». В последнее время нервы не выдерживают вообще — как начнет кричать — дай мандаринку, покажи мультики, дай денег(чтобы их перебирать и играть с ними). Сил нету вообще. Соседи уже в стенку стучат!!! Семья у нас нормальная, никто не агрессивный, ее очень любим, жалеем, постоянно целуем и обнимаем, и не можем понять почему и откуда берется такая агрессия…. Прочитала много статей на эту тему, и советы типа: ровным голосом объяснять ребенку его поведение, чувства, не помогают. Уйти в другую комнату не помогает. Никак не реагировать — еще больше впадает в истерику. Нет больше сил. Как нам быть?

    Добрый день у меня вопрос, что делать если ребенок что то захочет и не сделаешь или не дашь, то закатит истерик минут на 20, это норма столько? Мы избегаем этих истерик, можно сказать я боюсь их, так как он вообще ничего слышать не хочет?

  • Истерики – явление в раннем детском возрасте вполне обычное – речь не идет об избалованности. Понятно, что лучше до истерики не доводить, а стараться решать конфликты с малышом мирным путем. Но чем младше ребенок, тем сложнее это делать. Родительские доводы он не слушает, а реагирует на то, что его не устраивает так, как умеет: слезами, криком, истерикой, упрямством. Поэтому каждому родителю важно иметь на вооружении определенные хитрости, которые помогут быстро успокоить разбушевавшегося малыша.

    Детское внимание

    Во время приступов плача вы уже неоднократно пробовали жалеть своего капризульку , утешать его, убеждать, уговаривать, упрашивать и даже угрожать, кричать, а может быть, и шлепать (что, конечно, недопустимо, но иногда, увы, случается). Помогало ли это? Иногда – да. Но чаще всего приводило к обратному результату: малыш еще пуще заливался слезами, еще сильнее топал ногами, еще громче кричал, еще решительнее отвергал все ваши попытки его успокоить. Значит, нужно менять тактику, добавляя в арсенал средств воспитания новые приемы.

    Внимание маленьких детей обладает интересной особенностью: оно очень легко переключается с одного объекта на другой. Нередко именно это нас и расстраивает. Особенно, когда мы с малышом чем-то занимаемся (например, рассматриваем книгу, учим геометрические фигурки или собираем пирамидку). Вот пробежала мимо кошка, и малыша наша пирамидка уже не интересует, он вовсе забыл о ней, переключившись на что-то более интересное. Но та же самая особенность бывает в некоторых случаях и очень полезной. Она помогает находчивым родителям отвлечь малыша от капризов или каких-то нежелательных действий. Кроме того, кроха всегда охотнее реагирует на призыв сделать что-либо, чем что-то прекратить. Поэтому не станем убеждать его перестать плакать, а предложим интересное занятие! Это совершенно не сложно. Попробуем?

    Ой, кто это?

    Итак, предположим, ваш малыш устроил на улице невероятный скандал по поводу того, что ему непременно нужна вон та синяя машинка, а хозяин никак не соглашается расстаться с ней. Или именно сейчас крохе нужно покачаться на качелях, несмотря на то что качели заняты. Самый простой способ, который почти всегда срабатывает с маленькими детьми, – это неожиданно переключить внимание капризули на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: “Ой, смотри, кто бежит!”, сказанная мамой с восторгом и воодушевлением, заставит малыша на мгновение забыть о причине своего недовольства и с интересом посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать рассказывать малышу что-то интересное. Что это может быть? Да что угодно! Ой, собачка побежала, смотри, какая большая (лохматая, рыжая, длинноухая). Как собачка гавкает? Пойдем на нее посмотрим! Смотри, какой трактор (грузовик, бетономешалка, кран)! Давай узнаем, куда он поехал! Ой, сколько воробушков (голубей, синичек, сорок) прилетело! Давай их сосчитаем! Смотри, смотри, вон самолет полетел… Продолжать можно бесконечно. Практически везде можно с ходу отыскать что-то такое, что заинтересует любознательного ребенка.

    Если вы в момент капризов находитесь не на улице, а дома или в любом другом помещении, предложите малышу посмотреть, “что там такое за окном” или “ой, что это такое интересное тут у нас на стенке висит…” Если у вас с собой сумочка, можно сказать загадочным голосом: “Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!” Обычно малыши от такой новости как по команде перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь интересное…

    Побежали, побежали…

    Этот прием похож на предыдущий, но ключевая фраза здесь “побежали, побежали”. Например, ребенок заинтересовался бумажкой на земле и все время пытается ее поднять. Мы отталкиваем неприятный предмет ногой подальше от малыша или пытаемся увести ребенка в сторону, а в ответ получаем бурный протест со слезами и криками. Нужно увести ребенка в сторону? Нет проблем! Мягко берем его за ручку и радостно сообщаем: “Скорей-скорей, побежали-побежали…” Куда? На качели, вон к тому высокому дереву, к кустику, к березке, скамеечке, за каштанами и желудями, посмотреть на кошечку, потрогать мох, потопать по ступенькам… Убегаем подальше от неугодного места и слез. А пока добежим до места назначения, малыш, скорее всего, просто-напросто забудет, из-за чего он вообще устроил скандал.
    Можно устроить импровизированное соревнование: “А кто быстрее добежит до песочницы, лесенки, подъезда?” Последнее особенно актуально в том случае, если малыш капризничает и отказывается идти домой. Посоревноваться с мамой в беге он вряд ли откажется, а добежав до подъезда, почти наверняка забудет, что не хотел идти домой.

    Потешки

    Еще один хороший способ отвлечь кроху – рассказать ему потешку . Например, такую:

    Стуки-стуки, глянь в ворота:
    Верно, в гости едет кто-то:
    Едет целая семья,
    Впереди идет свинья.
    Гусли гусь настроил,
    А петух с трубою.
    Кот и песик удивились –
    Даже помирились.

    Рассказывать нужно весело, ритмично, можно даже хлопать в ладоши в такт потешке (или мягко взять ручки малыша и хлопать ими). Меняйте тембр и громкость голоса: чем разнообарзнее ини будут, тем больше вероятности привлечь внимание ребенка.

    Еще лучше – не просто рассказать потешку, а сыграть в игру. Например, пальчиковую:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли зайчики гулять.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    В домик спрятались опять.

    Или сделать пальчики “козой” и слегка пощекотать малыша:

    Бу-бу, я рогатый,
    Бу-бу, я хвостатый,
    Бу-бу, я ушастый,
    Бу-бу, очень страшный,
    Бу-бу, испугаю,
    Бу-бу, забодаю.

    Или вспомните потешку-игру о комариках. Сложите пальцы в щепоть и “кружите” ими возле крохи, изображая комарика:

    Дарики, дарики,
    Летали комарики,
    Вились, вились,
    Маше в щечку вцепились.
    Кусь!
    Прячь скорее щечку!

    Мама смеется, “комарик” дотрагивается до щечки, малыш защищает щечку руками. А потом комарик может попробовать укусить за шейку, ушко, носик, коленочку, даже за попу. Есть большая вероятность, что эта игра отвлечет и развеселит малыша, заставив забыть о слезах.

    Описанные выше приемы отвлечения очень просты и обычно хорошо срабатывают с самыми маленькими капризульками. Но подросшего двух-трехлетнего ребенка уже так просто не проведешь. Он быстро разгадает мамин трюк и может разбушеваться еще сильнее. Поэтому придется выдумывать что-то поувлекательнее. Хорошо, если вы будете ориентироваться на интересы именно своего малыша.

    А давай отправимся…

    Всегда имейте про запас парочку интересных идей, которыми можно будет увлечь малыша, таких занятий, которые наверняка заинтересуют вашего маленького непоседу. Например, можно всегда брать с собой на прогулку кусочек хлеба и в критический момент предлагать малышу покормить птичек: “Ой, смотри, смотри, сколько голубей! Давай им покрошим хлебушка!” Или: “А давай прямо сейчас пойдем к пруду, где мы видели уток, и покормим их…” Можно вспомнить о том, что неподалеку есть замечательная лужа, где можно покидать камешки, померить палкой глубину или запустить кораблики-щепки. Кто же от такого откажется? Или предложить малышу отправиться в удивительное место, куда уже пришла весна (на солнечной прогалине за домом пробивается самая первая зеленая травка). Или прогуляться к соседнему дому, где два дня назад вы видели симпатичных, упитанных щенков…

    А может, вы отправитесь на поиски сокровищ? Они могут прятаться где угодно! Только представьте: “А давай пойдем искать сокровища! Самые настоящие! Бери лопату, нам пора в путь”. Серьезный мамин настрой и уверенность в успехе предприятия передадутся малышу и, возможно, покапризничав еще немного, он непременно согласится. Закопать в талый снег, осенние листья или спрятать в укромном месте в траве небольшую игрушку, бусики или флакончик мыльных пузырей труда не составит. Зато этот нехитрый прием может сработать и в следующий раз, когда вам потребуется отвлечь малыша от каких-то нежелательных действий.

    Ну-ка, отгадай!

    Если малыш только-только собрался выразить свое недовольство слезами, попробуйте отвлечь его веселыми загадками. Подойдут любые, но больше других – загадки-рифмовки (потому что они ритмичные) и загадки-обманки (потому что смешные). Ну, например:

    У речки возле ивы
    Есть заросли… (крапивы).

    Свой дом с забором и калиткой
    Всегда с собой несет… (улитка).

    Нам пчелка в улей принесет
    Душистый, сладкий, вкусный… (мед).

    Подставив солнышку бочок,
    Лежит на грядке… (кабачок).

    А вот и загадки-обманки. То слово, которое хочется сказать в рифму на самом деле отгадкой вовсе не является:

    Хоботом достать бананы
    Могут только… (обезьяны?)

    В сладком меде знает толк.
    Ну, конечно, это… (волк?)

    Шла к сараю по дорожке
    И похрюкивала… (кошка?)

    Любит сыром поживиться
    Эта серая… (лисица?)

    С ним попробуй, поиграй-ка!
    Это злющий, серый… (зайка?)

    Да здравствует игра!

    Ребенок – удивительное существо. Он всегда готов к игре. Даже тогда, когда капризничает и выглядит на игру абсолютно не настроенным. В такой момент важно направить энергию малыша в нужное вам русло, предложить подходящую игру и, самое главное, первым в нее включиться. А уж кроха обязательно вашу инициативу поддержит. Просто побудьте чуть-чуть ребенком, это обязательно сработает!

    Например, попробуйте весело предложить капризничающему малышу: “Давай по дорожке скакать на одной ножке!” И первой начните игру. Сначала малыш удивится, увидев скачущую на одной ножке маму, и забудет, что нужно плакать. А потом захочет присоединиться. А дальше предложите по дорожке скакать уже на двух ножках и даже бежать за кошкой! Когда приступ капризного настроения обрушится на вас в следующий раз, скажите крохе: “Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Ну-ка, прячься скорее” Или так: “Мама прячется от Тимошки! Ну-ка, ищи маму скорее!” И спрячьтесь за ближайшее дерево, куст или в соседнюю комнату, если дело происходит дома. Во-первых, для малыша это окажется довольно неожиданно. Во-вторых, мама исчезла, и плакать стало не для кого. И конечно, маму захочется найти! Такая комбинация вполне может подействовать.

    Хороша и игра в лошадку. Для нее подойдет любое подручное средство: скакалка, пояс, длинный ивовый прутик. “А давай мама будет лошадкой! Берись за поводья. Но! Поехали!” Что ж, иногда приходится и лошадкой побыть для пользы дела. А потом малыш с удовольствие заменит маму в этой роли и будет с азартом кричать “иго-го”. Конфликт исчерпан…

    Волшебная сказка

    Трехлетних ребятишек можно попробовать отвлечь сказкой. Только не хорошо известным “Колобком” или “Курочкой Рябой”, а чем-то новым, неожиданным и… в тему. Подобные истории придумываются буквально “на ходу”. Например, можно загадочным голосом рассказать малышу, что в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил-был маленький человечек Капризка. Он любил пошалить и часто забирался в карманчики к маленьким девочкам и мальчикам. И тогда малыши начинали кричать, плакать, капризничать. Мамы думали, что их дети такие избалованные. А на самом деле всему виной был Капризка. “А давай проверим, не забрался ли Капризка и к тебе в карманчик?” Мама с малышом заглядывают в карманы одежды, мама “замечает” Капризку и выгоняет его: “Уходи, Капризка, вон-вон, мы не будем с тобой дружить, наш Сережа не плачет!” Можно даже немножко пробежаться вслед убегающему Капризке, чтобы прогнать его подальше. Такие сказки-игры неплохо поднимают малышам настроение и время от времени их вполне можно использовать. В следующий раз вместо Капризки у вас может завестись “ворчливый жук”. Внимательно поищите его вместе с малышом: может, жук подмышками, или за ушком, или на курточке, или в кармашке? Когда найдете, “схватите” жука и “выбросите” подальше, чтобы он никогда больше не возвращался!

    Или вот еще история. Однажды, приехав к морю, девочка Маша боялась заходить в море, потому что у берега было много водорослей. А Маша этих водорослей очень боялась и всякий раз начинала плакать и капризничать, что в воду не пойдет. И тогда мама придумала сказку о том, как “жили-были водоросли, и они ужасно боялись Маши”. Дальше сказку Маша и мама сочиняли вместе. О том, как дрожали эти водоросли, только Маша подходила к морю, как они шептались: “Какая она страшная! Какая ужасная! Гладкая и совсем не зеленая…” В конце концов, водоросли перестали вызывать у Маши крик и слезы. Они стали казаться ей смешными. И купаться в море она больше не боялась…

    Помоги мне, пожалуйста

    Это хорошо работающий, мудрый и, главное, очень простой прием, который было бы неплохо освоить всем родителям. Он позволяет не только отвлечь малыша от нежелательного поведения, но и сделать так, что кроха почувствует свою значимость, останется вполне доволен собой и совершенно забудет о причинах своих капризов. Итак, например, малыш отказывается уходить с прогулки. Он злится и капризничает при любой вашей попытке увести его домой. Забудьте на минутку о своих просьбах. А потом скажите сыну или дочурке: “Ты можешь гулять сколько угодно, но только сначала проводи меня домой. Что-то я забыла, где наш подъезд”. У малыша подобная мамина забывчивость не вызовет никаких подозрений. Он пока еще все принимает за чистую монету и, скорее всего, согласится маме помочь. К тому же, для него это почетно и важно: почувствовать себя маминым помощником, ее надеждой и опорой. По пути домой постарайтесь увлечь ребенка интересным разговором, “заболтать” его. Вероятнее всего, он спокойно отправится вместе с вами домой, забыв о том, что еще пару минут назад идти домой вовсе не собирался.

    Всяческие просьбы-хитрости придумываются по обстоятельствам. Если малыш не хочет дать вам руку в людном месте, пожалуйтесь на то, что на улице слишком скользко, вы боитесь упасть, а потому вам очень важно, чтобы малыш вам помог – дал руку для опоры. Или попросите кроху помочь вам нести тяжелую сумку. Или отвлеките малыша от капризов фразой: “Ой, как у меня руки замерзли! Помоги мне, пожалуйста, надеть перчатки!” Малыш станет вам помогать, а вы, тем временем, расскажите ему сказку, стишок, загадайте загадку… Все, сценарий истерики сломан, внимание переключено на что-то другое, интересное и приятное.

    А давай…

    Есть множество простых занятий, которые способны отвлечь малыша тогда, когда истерика вот-вот разразится. Если мы хорошо знаем своего ребенка, то эти моменты умеем распознавать почти безошибочно. И вот тут очень важно “подкинуть” малышу интересную идею. Можно предложить позвонить бабушке (папе, приятелю малыша): “А давай позвоним бабушке и расскажем, как ты сегодня научился сам надевать колготки!” Можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте (в теплое время года). Еще лучше просто молча разложить мелки на асфальте возле себя и начать рисовать. Через некоторое время малыш почти наверняка к вам присоединится. Рисование и вообще всякое творчество – хороший способ освободиться от накопившихся отрицательных эмоций.

    Если на улице еще лежит снег, так же молча возьмите большую палку и начните увлеченно рисовать ею на снегу. Или постучите этой палкой по скамейке, стволу дерева, лесенке на детской площадке. Малыши просто обожают играть с палками. А тут еще и мама подсказывает такую веселую игру! Разве можно отказаться?

    “А давай петь песни!” – тоже вполне подойдет. Особенно если вы дома. Но и на улице можно. Мама начинает петь любимую песенку крохи. Привычный, любимый голос, знакомые слова могут оказать настоящее успокаивающее воздействие на малыша. Но песня не обязательно должна быть знакомой. Неожиданность – тоже ваш козырь. Вспомните что-нибудь смешное, задорное из своего собственного детства. Только не пытайтесь успокоить кроху какой-нибудь дразнилкой типа “плакса-вакса-огруец”. Не тот случай. Получите эффект, обратный желаемому.

    Бывают и такие ситуации, когда малыш раскапризничался не на шутку. И никакие способы направить его эмоции в спокойное русло не действуют. Тогда попробуйте очень простой и действенный метод. Мягко, но настойчиво обнимите малыша, прижмите его к себе. Можно взять капризульку на руки или усадить на колени. Ласково погладьте кроху по голове, по спинке, плечикам, поцелуйте, покачайте, как маленького и с сочувствием скажите в зависимости от обстоятельств: “Я тебя понимаю! Я понимаю, что тебе не хочется идти домой. Тебе было весело играть, а теперь нужно уходить…” Этот метод срабатывает не всегда, но помогает немного успокоить малыша. Кроха видит, что его чувства уважают и понимают, а значит, протест теряет смысл. Попробуйте подобным образом сочувствовать малышу всякий раз, когда ему слишком тяжело смириться с необходимостью.

    Приведенные выше идеи – это всего лишь ориентир, маленькая подсказка для мамы. Для кого-то они окажутся действенными и полезными, потому что сработают безотказно. А кому-то придется выдумывать особенные способы для своего собственного, неповторимого и уникального малыша, чтобы отвлечь его от капризов и нежелательных действий. Что ж, воспитание детей – это не четкое следование законам и правилам, кем-то когда-то придуманным. Это – сплошное творчество, веселая выдумка, увлекательная игра. Давайте играть в нее вместе!

    Перед тем, как начать рассказывать о способах борьбы с детскими капризами, важно отметить то, что ребенок имеет полное право иногда поплакать, когда ему грустно, он обижен или он устал. Эти слезы иногда даже нужны, они служат эмоциональной разрядкой, предохраняющей психику, так что дайте ребенку поплакать.
    И все-таки взрослым очень важно, чтобы их ребенок не плакал. Если началась истерика, то ее сложно будет остановить, но ее можно предупредить. Но как это сделать?

    Давай поплачем позже! Напомните малышу, почему нужно отложить плачь на потом. Можно ему сказать: « Давай ты поплачешь позже, потому что солнышко хочет спать и скоро его не будет видно, оно уйдет за горизонт, и мы не успеем погулять на улочке». Это важно, ведь вы не отнимаете у ребенка его право поплакать, а как - будто переносите на потом. Поверьте, многие ребята соглашаются с данным предложением.

    Осознанный плач. Попросите малыша поплакать тише, например, из-за того, чтобы не разбудить папу, бабушку или дедушку. Или низким голосам, так как у мамы заболела голова. Если ребенок послушается вас, то настоящий плач у него вряд ли получится.

    Пропущенный каприз. Плохое незамеченное настроение может само пройти, только отнеситесь к этому внимательно, а то можно ошибиться и проявить равнодушие там, где нужна забота и внимание.
    Например, малыш не хочет одеваться, чтобы пойти гулять, но вы можете ему предложить одеться, чтобы посмотреть распустились ли листочки на дереве.

    Детские капризы

    Убегаем от плача. Попробуйте ребенка чем-то заговорить, выражение «быстро- быстро» самым лучшим образом поможет, чтобы он не успел ответить. Данный метод действует только с малышами, дети старшего возраста быстро найдут ответ.

    Отговорки. Заговорки. Данный способ работает в основном с малышами. Суть метода - говорить и говорить о чем-то полезном, и еще раз говорить. Данный метод отнимает много энергии. При таком разговоре малыш прислушается и забудет о своем плаче, а болтающий ногами малыш, не желающий одеваться, на некоторое время затихнет. Этим методом можно и кашей накормить. Вот только долгую такую разговорную нагрузку трудно выдержать.

    Щекотание. Успокаивая малыша можно применить щекотание. Какой малыш этого не любит. Но данный метод бесполезен при начавшейся истерике. Вы должны чутко реагировать на поведение ребенка и не перегнуть палку.

    Отвлечь малыша. «Смотри, птичка полетела!», об этом методе знают почти все. Или: « Ой, что это такое, да это ресничка, дай мама вытащит, а то она мешает тебе плакать».

    Чудо. Является расширением предыдущего пункта. Итак, плачущему ребенку скажите: "Ой, а кто там, на кухне шебаршит, наверное, ежик прибежал посмотреть на плачущего…". Здесь главное опередить ребенка, и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.

    Взрослого малыша можно успокаивать не вымышленной птичкой, а настоящим сюрпризом: "Представляешь, на детской площадке появился надувной бассейн!". Или: "В нашем парке установили веселые аттракционы - давай сходим и посмотрим! Только туда пускают исключительно веселых детей!".

    Вскрываем причину. Бывает, что достаточно озвучить малышу, что он чувствует, для того чтобы плач пропал. Скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не пошли гулять?» и малыш поймет, что вы заботитесь о нем и разговор перейдет в более конструктивное русло.

    Сбрасываем энергию. Активным детям тяжелее, чем другим совладать со своими негативными эмоциями. Предложите малышу объект для выброса энергии. Помогут мягкая подушка, молоточек.

    Смешной ритуал. Например, вы почувствовали, что малыш хочет заплакать, вы включайте фен и начинайте сушить слезы. Можно также пылесос, чтобы почистить малыша от его капризов. Не нужно применять данный метод, если ребенок боится их шума.

    Неузнавание. Можно по-разному реагировать на капризы малыша. Например, состроить рожицу и сказать: «Ой, какой страшный монстр ко мне пришел. Уходи! Куда пропал мой славный малыш, возвращайся скорее, мама соскучилась!» Не забывайте, что всегда, когда вы пытаетесь рассмешить ребенка вы должны быть чутким к настроению малыша.

    Витамины от плохого настроения. Данный метод учит ребенка контролировать свои эмоции. Но настоящие таблетки не нужно использовать, вместо их возьмите что-нибудь вкусненькое, но недоступное ребенку, например изюм, драже или что-то наподобие. Если ребенок закапризничал, дайте ему такое лекарство.

    Обнять ребенка. Иногда просто обняв ребенка, вы показываете ему, что он вам дорог. Вы его любите любого и заплаканного и скандалящего. И запомните - когда-нибудь ваш малыш увидит, как вы плачете. И от того, как с ним поступают сегодня, будет зависеть, как малыш поступит с вами потом.

    Каждая мама рано или поздно сталкивается с первой истерикой своего ребенка. Причин такого поведения малыша может быть великое множество. Это может быть плохое самочувствие или простая манипуляция родителями. Но важно не только выяснить причину истерики, но и уметь успокаивать ребенка.

    Причины истерики

    Слезы и неконтролируемое поведение ребенка часто объясняется становлением личности и неумением родителей с ним общаться. Личные интересы малыша сталкиваются с желаниями взрослых, и он пытается добиться своего с помощью истерики. Младенцы, например, пытаются добиться желаемого криком. Подрастая, они продолжают делать то же самое, так как по-другому еще не умеют.

    Нередко дети копируют поведение взрослых и просто повторяют то, что видят в семье. Но успокоить ребенка и предотвратить превращения истерики в привычку можно только, если выяснить настоящую причину такого состояния. Истерику у детей провоцируют:

    • неумение выразить свой протест или недовольство;
    • недостаток внимания со стороны взрослых;
    • желание получить то, в чем было отказано;
    • недосыпание, плохое самочувствие и т.д.;
    • чрезмерная строгость и опека родителей;
    • ошибки в воспитании;
    • слабая нервная система ребенка;
    • отсутствие налаженной системы поощрений и наказаний;
    • отрыв от любимых занятий.

    Истерика у ребенка часто ставит родителей в тупик. Они не знают, как себя вести и таким образом провоцируют более серьезные приступы. Ведь именно от отношения взрослых зависит, сколько времени ребенок будет использовать этот метод в своих интересах. Главное, что должны запомнить родители, это то, что нельзя бурно реагировать на подобное поведение. Тогда есть возможность, что истерики прекратятся. Но этого, конечно, недостаточно.

    Истерика или каприз

    Это важно выяснить родителям перед тем, как начинать продумывать собственную линию поведения. Разница между этими двумя понятиями невелика, но она все же есть. Все достаточно просто – ребенок не способен контролировать свои эмоции во время истерики, в то время как каприз – это преднамеренное поведение. Если малыш капризничает, значит, он хочет получить что-то и чаще всего это «что-то» невыполнимо на данный момент. К примеру, желание гулять, когда идет дождь, требование игрушек, которые родители не могут себе позволить, и т.д.

    Истерики же часто возникают непроизвольно, при этом отсутствует контроль эмоций. При этом ребенок легко может нанести себе вред, царапая лицо лли ударяясь об стену головой. Во время сильной истерики у малыша могут начаться судороги, при которых он будет выгибаться дугой. Такие приступы всегда сопровождаются агрессивным поведением и раздражительностью. При повышенном внимании окружающих состояние обычно усиливается, при отсутствии зрителей – быстро прекращается.

    Такое состояние у деток после 1 года часто связано с сильным нервным перенапряжением, так как их психика еще недостаточно сильна. В дальнейшем такие истерики становятся средством достижения желаемого. В возрасте 2-х лет дети обычно уже понимают значение таких слов, как «нет» и «нельзя». И начинают этим пользоваться. Но они еще не способны отстаивать свои позиции вербально, поэтому действуют с помощью собственного поведения. Родители обычно выбирают один из двух методов – либо удовлетворяют желание ребенка, либо ругают.

    В этом возрасте дети всегда настаивают на своем желании, повторяя фразы «Не хочу», «Не буду», «Купи». Если истерика все-таки началась, не нужно уговаривать ребенка, одергивать, угрожать и т.д. Ни в коем случае не нужно оставлять такого малыша совсем одного, нужно всегда находиться поблизости. И конечно, нельзя идти у него на поводу. Если ребенок поймет, что слезы и крики помогают ему в получении чего-то, приступы будут повторяться чаще и чаще.

    Во время припадка истерики можно обнять ребенка и говорить о своей любви к нему. Но если он отчаянно пытается вырваться, лучше его отпустить. Главное, чтобы он не стал управлять взрослыми с помощью своего поведения. Допустим, малыш не хочет оставаться с кем-то из взрослых и начинает «катать истерику». Его нужно оставить и уйти, иначе истерика только усилится.

    Приступы слез и криков на публике детские психологи советуют просто пережидать и ни в коем случае не ругать малыша. Если он требует игрушку, отказ родителей должен быть твердым и решительным. Обычно такое детское поведение – это всего лишь демонстрация на публику и если родители не реагируют, то со временем ребенку надоест такое занятие.

    Приблизительно в этом возрасте дети начинают осознавать себя и начинают отстаивать свои желания. Нередко родители, впервые столкнувшись с упрямством своей крохи, изумляются и не знают, что делать. Ребенок может начать вести себя крайне неадекватно, например, при просьбе подойти, он убегает и т.д. И конечно, не обходится без истерик.

    Как же быть родителям? Опять же нельзя идти на поводу у малыша, давая понять, что он может получить все, что хочет. Но и наказывать ребенка запрещено, так как можно просто «сломать» его характер. Идеальный вариант – это отвлечение. Любимая игрушка, интересный мультик и так далее. Эти способы хороши только в начале приступа, но если истерика достигла своего пика, остается только переждать.

    Поведение родителей и малыша в 3 года уже должны немного отличаться. Важно понимать, что эта маленькая личность уже имеет право выбора, поэтому стоит отказаться от прямых указаний. Например, утверждение «Мы идем на прогулку!» можно заменить на вопрос «Идем в парк или во двор?». Обычно к 4–5 годам все истерики прекращаются, так как ребенок начинает выражать свои чувства словами. Но иногда со стороны взрослых бывают огрехи в воспитании, поэтому дети могут продолжать использовать истерику как способ выражения эмоций.

    В этом возрасте истеричные припадки у детей возможны, когда они избалованы вниманием взрослых. Ребенок всегда получает желаемое и не реагирует на слово «Нет». Часто такое поведение провоцируют сами родители, когда не могут договориться о методе воспитания. И получается, что если, например, мама что-то запретила, то отец или бабушка могут разрешить. Достаточно лишь устроить истерику. Поэтому взрослым нужно определить тактику поведения и не противоречить друг другу.

    Дома во время истерики ребенка можно изолировать от всех домашних и позволить ему покричать, не травмируя младших детей. Главное, чтобы в этом помещении не было ничего интересного для ребенка, к примеру, телевизора или игрушек. И разрешить ему покинуть комнату только когда он успокоится. Родители при этом должны быть абсолютно спокойными, а изоляция не должна выглядеть как наказание.

    В этом возрасте детям уже можно начинать объяснять, как необходимо вести себя в обществе. При этом объяснять нужно на собственном примере, так как по-другому ребенок все равно не поймет. Нужно учить его выражать свои эмоции словами, но ни в коем случае не запрещать ему вообще их проявлять. Всегда можно придумать пару безобидных фраз, которые малыш может использовать, чтобы сказать, что он зол, обижен или нервничает. В 4 годика ребенок уже вполне способен выстраивать в уме логические цепочки, поэтому с ним проще договариваться и подыскивать альтернативные варианты.

    Кроме этого, многие детские психологи утверждают, что частые приступы истерии в таком возрасте могут быть связаны с болезнями центральной нервной системы. И если наблюдаются следующие признаки, то ребенка обязательно нужно показать неврологу:

    • увеличение количества приступов с необоснованной агрессией;
    • ребенок часто теряет сознание;
    • появляются проблемы с дыханием;
    • истерические приступы продолжаются после 4–5 лет;
    • малыш во время истерики нередко наносит себе и другим серьезный вред;
    • чаще всего такое состояние бывает по ночам;
    • у ребенка частые кошмары, перепады настроения и т.д.;
    • после приступа истерики ребенка тошнит и рвет.

    Родители во время истерики малыша всегда должны оставаться спокойными, то есть полностью контролировать свои чувства. Любое эмоциональное проявление со стороны взрослых, даже негативное, ребенок может посчитать своей победой. Оставаясь спокойными, очень легко научится управлять поведением детей. К тому же, эмоции родителей гораздо сильнее детских и ребенок просто их не выдержит.

    Видео: как успокоить истерику у ребенка

    – состояние пикового возбуждения у ребенка, которое выражается в потере полноценного контроля над своими эмоциями и частично – действиями (способами выражения эмоций). Классический образец детской истерики – это громкий крик, плач, переходящий в визг, которые могут сопровождаться падениями, катаниями по полу или деструктивными реакциями. Иногда обнаруживается стремление к самоповреждению: дети кусают себя, начинают бить себя по голове и т.п.

    Находясь в подобном состоянии, ребенок закрыт для привычного общения с ним: он не способен адекватно воспринимать обращенную к нему речь.

    Детская истерика может являться, как и сознательной реакцией-манипуляцией, так и плохо осознаваемым явлением. В первом случае речь идет о выработанной привычке управления поведением взрослых, а во втором – об острой реакции на какое-либо внешнее событие. Давайте разбираться, что это такое и как успокоить ребенка во время истерики психологически грамотно, не нанеся ему вреда.

    Закономерно, что по мере взросления у детей появляются индивидуальные интересы и потребности, которые нередко расходятся с желаниями взрослых. И если ребенок не может получить желаемое, то вполне вероятно, что его недовольство может найти выход в истерической реакции.

    Истерическая реакция – это древний способ реагирования на небезопасную ситуацию, который встречается и в животном мире. Например, попавшее в сети животное начинает беспорядочно метаться, пока не истощиться или случайным образом не сможет освободиться из ловушки.

    Итак, истерика у ребенка это способ реагирования на сложную, непонятную или опасную для его благополучия ситуацию, когда у него нет других «инструментов» для преодоления происходящего.

    Приведем основные причины появления истерик:

    • неспособность выразить в словах свое недовольство;
    • желание обратить на себя внимание;
    • попытка добиться чего-либо.

    Среди прочих причин можно выделить:

    • авторитарный стиль воспитания, при котором ребенок не имеет «права голоса»;
    • попустительский стиль воспитания, когда родители никак не реагируют на проступки и достижения ребенка;
    • перекос в системе «кнутов и пряников», явная неадекватность воспитательных мер;
    • общая слабость нервной системы;
    • усталость, голод;
    • постинфекционные истерические реакции как следствие истощения организма ребенка.

    Нередко столкнувшись с подобным поведением ребенка родители хотят только одного – чтобы все это побыстрее закончилось и многие упускают из виду то, что именно от реакции взрослых зависит то, будут ли эти приступы учащаться либо же канут в небытие.

    Итак, как бороться с подобными происшествиями? Во-первых, необходимо четко различать обычные детские капризы и полноценный истерический приступ. Капризы, хотя и могут принимать форму истерики, всегда применяются детьми сознательно, чтобы обойти какие-либо запреты взрослых, либо чтобы получить нечто, что отсутствует «здесь и теперь». Здесь есть важное отступление – при истериках-капризах дети не причиняют себе вреда.

    А вот полноценные истерические приступы, как правило, непроизвольны, хотя и носят манипулятивный характер. Наступают они в ситуации, когда ребенок теряет контроль над захлестнувшими его эмоциями. Приступ сопровождается срывающимися на визг криками, нередко царапаньем рук и лица, иногда – битьем головой обо что либо. В ситуациях, когда речь идет уже о подозрении на патологическое состояние, может обнаруживаться так называемая истерическая дуга, которая описана в статье об истерическом расстройстве личности.

    Важно понимать, что истерика – это крайне бурная эмоциональная реакция, при которой ребенок почти не контролирует свои действия и все сопряженные с ней явления (агрессия, раздражительность, попытки сломать что-либо, удары и самоповреждения) непроизвольны.

    К слову, в подобном состоянии дети способны сильно навредить себе, поскольку болевой порог обычно повышается. Другая особенность истерик – это их быстрое угасание при отсутствии ожидаемой реакции со стороны взрослых.

    Управление детскими истериками

    Как успокоить ребенка при истерике? Это ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям.

    В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.

    Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.

    У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.

    Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:

    • отдых и стабильный (но гибкий) режим;
    • недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
    • выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
    • помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
    • к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
    • оставляйте за ребенком право выбора;
    • за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
    • при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).

    Истерические реакции в 1.5-2 года

    До 2 лет истерики у детей чаще всего являются следствием усталости или напряжения, поскольку нервная система еще активно формируется. Ближе к 2.5 годам капризное поведение и истерики становятся способом манипулирования и выражения несогласия.

    К этому времени дети уже частично понимают смысл слов «нет, нельзя, не хочу» и начинают активно использовать их для выражения несогласия. Но в тоже время у ребенка еще недостаточно речевых навыков, чтобы полноценно выразить свое несогласие и понимая это, дети выбирают единственную доступную им форму поведения – истерику. Но, ни немедленное удовлетворение требований ребенка, ни жесткие наказания не дадут полноценного результата.

    – как его успокоить? Две самые распространенные ошибки – это попытки рационально уговорить малыша успокоиться (как вы думаете, ребенок двух лет способен внять доводам логики?), либо его «бросание» фразой, вроде «ну все, мама уходит».

    В первом случае вы даете стимул для продолжения истерики, а во втором – способны сильно травмировать ребенка (напугать его), что может привести его к потере доверия к миру (в лице значимых взрослых) и в дальнейшем стать толчком к развитию неуверенности, страхов, тревожности и замкнутости.

    Достаточно находиться рядом с ребенком, поддерживать его, но не уговаривать и тем более – не покидать. Нередко хватает молчаливого присутствия, чтобы весьма успешно остановить истерику. Более того, не стремитесь удовлетворить требования ребенка – ведь это покажет ему, что протест в форме истерики – идеальное средство для достижения желаемого и шантажа родителей.

    Наказания также не являются оптимальным способом решения проблемы, поскольку способны лишь усугубить состояние ребенка. Во время истерики достаточно холодного присутствия, а по ее прохождению полноценного разговора с ребенком, почему это произошло, чего он хотел, и как это можно было сделать по-другому.

    Принципиальный момент – не лишайте ребенка общения, ведь именно через общение происходит развитие, а для ребенка – это верный показатель вашей любви к нему.

    Истерические реакции в 3 года

    Многие родители замечают, что это период, когда ребенок буквально забывает все слова, кроме «не хочу» и «нет». Это первый период бунтарства и несогласия в жизни ребенка, когда он понимает, что он – это отдельная личность. Истерики в этот период – не редкость и самое мудрое решение в этих условиях – отвлечение внимания ребенка от предмета истерики и общение с ним.

    Но опять же, отвлечение внимания ребенка – это превентивная мера, в ходе уже развернувшегося приступа это не поможет, здесь остается лишь переждать бурю и снова обсудить произошедшее с ребенком.

    В подобных ситуациях важным представляется сохранение собственного равновесия. Например, одна из консультируемых мам выработала следующую стратегию поведения: во время истерики она попросту говорила ребенку о том, что с радостью поговорит с ним о том, чего он хочет, когда тот успокоится и продолжала заниматься своими делами (не покидая ребенка). Уже через несколько «неудачных» приступов ребенок самостоятельно вызывал маму на разговор.

    Нужно ли лечение?

    Мы подошли к весьма тонкому моменту – необходимости профессионального вмешательства в семейную ситуацию и поведение ребенка. Как мы уже говорили, до определенного момента истерики являются нормальным явлением, которое сходит на нет к 4-5 годам. Например, часто встает вопрос о том, как успокоить новорожденного ребенка во время истерики; ответ один – никак. Младенцы и новорожденные только криком (как формой истерики) способны выражать неблагополучие своего состояния, будь то голод, неправильный температурный режим или отсутствие общения. Все это – нормальные реакции.

    Как успокоить истерику у ребенка 2-3 лет – более-менее понятно, в то время как к старшему дошкольному возрасту (ближе к 6 годам), истерики могут приобретать откровенно манипулятивный или патологический характер.

    Если посредством истерического поведения ребенок постоянно стремится достигать своих целей, то здесь встает необходимость диагностики всей системы семейных отношений. В данном случае логичным представляется обращение к системно-семейному терапевту для выявления причин и путей устранения проблемы.

    В данном случае причина будет лежать не столько в самом ребенке, сколько в системе отношений мать-ребенок-отец и вполне вероятно, что потребуется коррекция отношений в семье и буквально построение новой системы взаимодействия родителей и детей.

    Если своевременно не скорректировать патологические отношения, то в последующем у ребенка могут наблюдаться серьезные проблемы в школьной сфере.

    При истерических реакциях, не носящих открытый требовательный характер, в особенности к 6 годам, стоит задуматься о том, что проблема лежит в самом ребенке. В этом случае стоит показать ребенка специалисту по детскому развитию и детской патопсихологии, чтобы провести тонкую диагностику и оценить возможность развития истерического расстройства, либо же диагностировать скрытые патологии.

    Как правило, к 6-7 годам дети овладевают большим спектром способов выражения своего недовольства и протеста, и истерические реакции отходят на задний план и постепенно угасают.

    До шестилетнего возраста истерические реакции (если они не регулярны) являются более-менее нормальным типом реакции ребенка на проблемные ситуации, но при сохранности подобного поведения в последующих возрастах мы рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам за консультацией.