Поведение в детском саду детей средней группы. Конспект оод "Правила безопасного поведения на улицах города" с презентацией к занятию
Задачи:
- познакомить с понятием «этикет»;
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
- развивать мыслительную деятельность у детей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах
Материал:
- туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
- круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
- ромашка с правилами поведения в различных местах;
- «волшебная палочка».
Технические средства: магнитофон
Ход занятия
(Входят под песню «От улыбки» слова М. Пляцковского, музыка В.Шаинского).
Воспитатель : ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.
Дети хором здороваются.
Воспитатель:
Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро!» - кричу я прохожим
Веселым прохожим на утро похожим,
«Веселое утро» - повсюду я слышу
Я слышу и вижу в глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек.
Но если проснешься, а дождик в окно стучит, да стучит и без солнца темно
«Доброе утро», друзья, все равно
«Доброе утро» и в холод и в град
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».
Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами?
Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.
Ребёнок.
Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
-Здравствуйте, -
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.
А что такое «этикет» нам расскажут дети:
1 ребёнок:
Что такое «этикет»?
Мы сейчас дадим ответ.
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!
2 ребёнок:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
3 ребёнок:
Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).
(Цветок-ромашка, дети называют: в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.
(Забегает девочка – неряха под песню «Воспитание»).
Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?
Девочка : я проспала.
Воспитатель : а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?
Девочка : я торопилась и думала, что итак сойдет.
Воспитатель : Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад.
Надо исправлять положение.
Дети, поможем девочке?
Дети : Да.
(Для этого по очереди, подходите к девочке и помогите ей привести себя в порядок)
Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.
Физкультурная минутка:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Девочка уходит.
Воспитатель:
Она забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. “Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).
Ребенок:
Утром, подойдя к окну,
«Здравствуй!»,- солнышку кричу.
И еще немало раз
За день повторю:
«Добрый день» иль «В добрый час!»
«Вас за все благодарю».
Друга встречу – то ему
Крепко руку я пожму.
Книгу даришь кому-либо,
Скажет он тебе «спасибо».
Ты «пожалуйста» в ответ,
Улыбнувшись, прошепчи.
Расставаясь с кем-то где-то,
«До свиданья» говори.
2 ребенок:
Эти истины понятны,
Учат как себя вести.
Чтобы было всем приятно,
Желаем доброго пути!
(Из творческой копилки)
Воспитатель : Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.
1 ребёнок:
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
2 ребёнок:
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Воспитатель: спасибо, вам, дети!
Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам поиграть.
Я буду называть поступки, а вы, молча и сидя на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный.
- Забирать игрушки у друзей.
- Помогать взрослым.
- Кричи, громко разговаривай.
- Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.
- Здороваться при встрече.
- Садиться за стол грязным, неумытым.
- Следить за своим внешним видом.
Просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь»
Воспитатель : Ребята, скажите, что Маша сделала не правильно?
Ответы детей: (взяла спички, не давала спать Мишке, кричала за столом, выпустила пчел).
Воспитатель : А как бы, вы, поступили на ее месте?
Ответы детей.
Воспитатель : А что, вы, можете сказать о медведе?
Ответы детей.
Воспитатель : Дети, а почему Маша плохо себя ведет?
Дети : потому что она не знает правил поведения, она не воспитанная.
Воспитатель :
Сотни правил в этикете
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста, уж, дети,
Вы не огорчайте нас!
Подрастая, изучайте,
Изучайте этикет.
Изучая, подрастайте,
И живите много лет!
В жизни Ваше воспитание
Ждут большие испытания.
Самоанализ:
Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.
Дети : О правилах поведения, об этикете.
Воспитатель : Правильно.
А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели? Я хочу сказать, что мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети».
Дети : До свидания!
(Уходят под песню «Точка, точка, запятая» слова Ю.Ким – музыка Г.Гладкова).
«Методы и приемы под- держания дисциплины в группе детского сада»
Швецова И.П.
5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:
- дети не хотят убирать игрушки;
- ребенок кричит и бегает по группе;
- дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.
Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.
Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за- полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».
Анализ проводится по следующим показателям: физиологи- ческие и психологические особенности проблемы; в чем нужда- ется ребенок (его желания, потребности); как взрослые прово- цируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, свя- занной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педа- гогов на возможность осуществления предложенных рекомен- даций в практической деятельности. 3. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра- вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу- аций в группе.
При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:
■ коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
■ организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
. коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.
Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.
Существуют определенные требования к правилу:
Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
При формулировании правил следует избегать части-цы «не».
Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
Не должно быть много правил одновременно (не боль- ше 3-5).
Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
Правила не должны вступать в противоречие с важней-шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне- нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож- но только в высоких сапогах.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него
был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо- собности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол-жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели-тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет- ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро- тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо-рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко- иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.
Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду- шевным состоянием ребенка.
Технология ведения и соблюдения правил:
■ правила вводятся постепенно, поэтапно;
■ предпочтительно их введение в начале учебного года;
■ правила вводятся в специально отведенное для этого время;
правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
■ правила периодически повторяются;
Для иллюстраций правил используются плакаты с изо- бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;
если правила выполняются, плакаты убираются.
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан- ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос- лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
Помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре- дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе- ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;
регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Что делать, если правила нарушаются?
Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
Похвалить тех, кто выполнил правило.
Оценивать поведение, а не личность.
Стараться не наказывать, дать детям возможность оце-нить последствия своего поведения.
Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы- полнению правил.
Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа- гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова- тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз-можностей для смены разных видов деятельности?
Советы педагогам:
1
.
Формулируйте требования конкретно.
Например:
- В помещении группы ходи медленно.
- Поиграл - убери на место.
- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
2.
Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
- Не бегай! (Ходи медленно.)
- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
- Нельзя кричать в группе, но можно:
а) говорить спокойно;
б)
кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.
- Нельзя бегать, но можно:
а) ходить в помещении группы медленно;
б) бегать на открытой площадке;
в) бегать на занятиях по физкультуре;
г) бегать в специально отведенном месте.
4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
Например:
- В помещении группы ходи медленно!
Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).
5. Создавайте проблемные ситуации.
Например:
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на-звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.
Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван- ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо-вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж- даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми- нающих о необходимости соблюдать правило.
Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо-гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:
- Сережа - 10 минут.
- Дима - 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным или механиче- ским часам!
Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по- стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.
Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст- венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо-койно».
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте-пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.
Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет-ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).
Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при-щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож- но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».
Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката- логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че-го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра-вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж-дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.
Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.
- А как тебе удалось выполнить все правила?
- Ты затратил много усилий?
- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?
- Что нужно для того, чтобы исправить положение?
Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи- татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз- расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де- журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра- вило было нарушено.
Одно и то же правило может действовать в группе на протя-жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме-ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.
Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин- тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг- рал —. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».
Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де- ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде- нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на- казания применяются в крайних случаях и только непосредст- венно после нарушений.
Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны-ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель- зя угодить.
Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи-тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова- ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи- тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием-лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:
- Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос- лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме- жду разными людьми.
- Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи-мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест-ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч- ше играть нескольким детям, и т. п.).
- Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото-рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
- Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска- зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но- тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести
себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз-ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре- шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу- чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот- ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника-ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст- ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
- Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик- тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
- Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни- мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
- Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка- кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
- Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде-ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа-ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче- му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру- жающих.
- Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме- стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни- тельный игровой материал или пространство в группе.
- Помните, что улыбка или доброе слово также является по- ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо-лированных детей в совместную деятельность вначале под ва- шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
- Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб- ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова-ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя- занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
- Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре-делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще- ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.
В любом случае педагогические методы и приемы не долж- ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Детское поведение, черты характера - показатели педагоги- ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла- ствовать собой» (в меру детских возможностей).
Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат- ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля- ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст- венному становлению.
Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин-цип- требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.
От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо- ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децен трации - поставить себя на место другого, взглянуть на происхо-дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.
Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично- стных качеств взрослого.
Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст- вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.
Счастливость человека зависит от психологического кли- мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо- ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрос-лого с ребенком.
Правила поведения в детском саду для детей необходимо знать всем родителям и воспитателям, которые должны донести до дошкольников безопасные виды взаимодействия в группе. Существует несколько классификаций, составляющих определенный минимум.
Каждому родителю хочется, чтобы ребенок в детском дошкольном учреждении пребывал в безопасности. Однако это будет невозможно, если дети не поймут, как правильно вести себя в группе. Именно по этой причине был составлен перечень специальных правил.
Первые и самые важные правила заключаются в определении максимального количества детей в различных игровых зонах. Нельзя допускать, чтобы собиралась толпа. Например, в кукольной зоне допускается не более 4 человек, то же правило относится и к другим игровым областям.
Для ребенка существуют следующие правила поведения:
- Запрещается кидать друг в друга игрушками, мячами, кубиками и другими предметами. Нельзя толкаться и по возможности избегать конфликтных ситуаций. Если это все же произошло, то решающую роль в данном случае играет воспитатель. Он обязан успокоить детей и исчерпать конфликт.
- Нельзя приносить с собой в детский сад различные опасные предметы, которые могут уколоть или привести к порезам. Желательно не брать из дома свои игрушки. Под запретом также конфеты, печенье и лекарства.
- Настольные игры предусматривают только определенную зону. Нельзя забирать мелкие детали и прочие предметы из коробки от игры. Перед уходом все детали должны быть сложены на место.
- Играть по правилам. Нельзя мешать другим участникам. Не следует залезать под стол и вставать на стулья ногами.
- Использовать ножницы можно только после того, как это разрешит воспитатель.
- Запрещается самостоятельно подходить к магнитофону и включать его.
- Нельзя заходить без спроса в моечную комнату.
Правила поведения в туалетной зоне и спальне
Поведение ребенка в туалетной и моечной зоне должно отвечать следующим правилам:
- Заходить в туалет или подходить к раковинам разрешается только по 6 человек.
- Необходимо мыть руки с использованием мыла, затем вытирать их насухо полотенцем. Унитаз нужно обязательно смывать после каждого использования и применять туалетную бумагу, после чего обязательно помыть руки.
- Нельзя нарушать правила поведения в туалете: брызгать водой из-под крана, бросать посторонние предметы в унитаз, забираться на батареи.
- Необходимо полоскать рот после приема пищи, используя специальную воду, приготовленную воспитателем в стаканчике. При этом не рекомендуется применять воду из-под крана и тем более глотать ее.
Правила поведения в спальне:
- Перед отходом ко сну желательно почистить зубы или прополоскать их водой из специальной емкости. Обязательно посетить туалет. Нельзя играть в постели никакими посторонними предметами.
- Одежду нужно аккуратно располагать на стульях, которые должны стоять в положенном месте. Не следует бросаться подушками и другими постельными принадлежностями.
- Нельзя бежать в спальную комнату. Следует передвигаться спокойно, не обгоняя впереди идущего. Запрещается ставить подножки, толкать или тянуть за одежду.
- Во время открывания и закрывания двери следует соблюдать осторожность и не подставлять пальцы.
- Если случайно произошла травма, необходимо обязательно сообщить об этом воспитателю.
- При отходе ко сну рекомендуется снимать очки, если ребенок их носит постоянно.
Дополнительные правила поведения ребенка
Правила поведения ребенка в детском саду также дополняются следующим перечнем, который актуален при посещении логопеда. В первую очередь нужно прополоскать горло и рот и помыть руки. Дверь в кабинет должен открывать и закрывать только воспитатель или логопед. Заходя в помещение и выходя из него, запрещается толкаться и ставить подножки.
Нельзя приносить с собой в кабинет игрушки. Занятия перед зеркалом проводятся только под контролем логопеда. Если какой-либо инструмент случайно упал, то его нужно обязательно помыть. Использовать его грязным нельзя.
Запрещается без разрешения логопеда расставлять и брать стулья и другие предметы. Нельзя залезать на стол и доставать инструменты и вещи из шкафа.
Перед походом в медпункт нужно помыть руки и посетить туалет. Идти необходимо только в сопровождении воспитателя. В кабинете медсестры нельзя ничего брать без спроса и класть в рот. Следует вести себя спокойно и не повышать голос. Во время проведения прививки нужно стоять смирно и не дергаться. Не рекомендуется кричать, ведь таким образом напугаются и другие дети. Родители должны объяснить ребенку, что прививка делается во благо, и ничего страшного сама процедура в себе не таит.
Краткосрочный проект: «Правила поведения»
Цель: создание с детьми «книги правил поведения» и соблюдение приведенных в ней правил.Задачи:
Образовательные: формирования умения соблюдать самостоятельно созданные правила.
Развивающие: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, с опорой на возрастные и индивидуальные особенности.
Воспитательные: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность уступать и идти на компромисс.
Актуальность проекта:
Исходя из анализа поведения воспитанников группы, стало явно, что дети не воспринимают правила, которые им «навязываются» педагогами; дети очень часто вступают в конфликтные ситуации, при этом мальчики не акцентируют внимание на том, с кем они вступают в конфликт – очень часто обижают девочек.
Группа состоит из обычных детей и детей ОВЗ, соответственно очень важно воспитывать в детях толерантное поведение и желание помочь сверстникам.
Формирование в детском возрасте дружеских отношений и способностей к состраданию, взаимоуважению и взаимопомощи во многом зависит от проводимой в дошкольном учреждении педагогической работы, а также влияет на дальнейшее развитие ребенка.
Участники проекта:
Педагоги: воспитатели группы, младший воспитатель.
Воспитанники средней группы.
Родители и другие члены семей воспитанников.
Длительность проекта: один месяц.
Ожидаемый результат: создание собственных правил поведения, само и взаимоконтроль за соблюдением правил, присвоение нравственных и социальных норм поведения.
Овладение знаниями результатов нежелательного поведения в различных ситуациях.
Проявление доброты, заботы, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Появление способности анализировать собственные поступки и поступки детей группы.
Подготовительный этап:
Анализ деятельности, поведенческих реакций, взаимоотношений и культуры поведения воспитанников группы.
Постановка целей и задачей проекта и выстраивание алгоритма действий.
Основной этап:
Познавательная деятельность: Беседа с детьми о правилах поведения и создание коллажа «правила поведения в детском саду»
Инсценировки детьми нарушения правил, инсценировки проблемных ситуаций и их решения.
Создание книги правил, на основе детских схем/рисунков.
Обсуждение полученной книги.
Акцентирование детей на выполнение правил, принятых в книге правил.
Речевое развитие: Чтение литературы: «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева.
Чтение и заучивание стихов о правилах поведения.
Анализ совместно с детьми их поведения в течение дня.
Работа с родителями: Выбор детьми правила и создание совместно с родителями схемы/картинки к этому правилу.
Заключение:
Выбор темы реализуемого проекта основан на возрастных особенностях детей средней группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме ее предоставления, что позволит снизить количество конфликтных ситуаций и даст новые алгоритмы для их решения. Данный проект направлен на улучшение психологического климата в группе, а также на облегчение работы педагогов группы.
КГУ «Тарановская СШ им.Б. Майлина
отдела образования акимата
Тарановского района»
Беседа в средней группе.
"Как нужно вести себя в детском саду"
Выполнила: Полубинская Н.П.
2017г.
Цель : воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам
безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Материал : сюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ - кукла (или медвежонок).
Ход беседы:
1.Приходит кукла - Губка Боб Квадратные Штаны в группу.
Обыграть ситуации:
пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;
затем спотыкается об брошенную игрушку;
захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;
чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);
когда, наконец, его усадили на стул, он сидит и раскачивается.
С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб - мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел.03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА ) и показать сюжетную картину.
2.Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.
Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья - своего и других людей!
Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.
Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!
Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.
Если не можешь достать, попроси воспитателя!
Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!
Не бери мелкие игрушки в рот - ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!
Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!
Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.
Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!
Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!
Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!
Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!
Цель : научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;
Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в
помещении д/с.
Материал : карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театрализованных представлений в музыкальном зале; заходят в физкультурный зал, и т.д. . Кукла Незнайка (или взрослый).
Ход беседы:
Вопросы к детям:
Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)
Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?
Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).
Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя , главное - почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.
Незнайка обещает исправляться.
Воспитатель показывает детям карту - схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.
Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи):
Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;
Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;
Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может
идти тебе навстречу;
При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;
Коридоры и лестница - не место для игр и баловства. Помни об этом!
Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т.к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь!