Как справиться с ленью ребенка 10 лет. Способный, но ленивый ребенок

Каждая мама старается дать ребенку только самое лучшее, в особенности, это касается детского меню: максимум витаминов и питательных веществ! Однако спешка в введении первого прикорма ни к чему. Важно постепенно приучать пищеварительную систему грудничка к новым продуктам. С чего начать? Наши мамы, как правило, начинали прикорм с соков , сейчас же педиатры придерживаются другого мнения. В этой статье постараемся дать ответы на самые важные вопросы, в том числе, как вводить сок в прикорм грудничкам .

С какого возраста (месяца) можно давать ребенку соки?

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) рекомендует не давать сок детям до возраста 6ти месяцев. Если бабашка или доктор уверяют, что в 3 или 4 месяца пора начинать – это устаревшие рекомендации. Никакой особенной пользы для грудничков в соках нет. Сейчас рекомендуют вводить в прикорм сначала фруктовые и овощные пюре, причем не ранее 6 месяцев. Дело в том, что материнское грудное молоко и современные адаптированные смеси способны полностью обеспечить малыша питательными веществами. Раньше 6ти месяцев прикорм можно вводить только в экстренных случаях.

Возраст ребенка в 6 месяцев, первые зубки — признаки того, что ребенок уже достаточно подрос и способен употреблять взрослую пищу. Это означает, что необходимо расширить рацион питания. Вот тогда следует начинать вводить в прикорм фруктовые и овощные пюре, каши, соки.

По индивидуальным показаниям, яблочный осветленный сок вводится с 3-4хмесячного возраста по 3-5 капелек. Внимание! Для 3-4 месячного возраста сок свежевыжатый не подходит, поскольку гарантировать 100-процентную безопасность, натуральность и экологичность продукта нельзя. Для этого существуют жесточайшие сертификаты качества у компаний, обеспечивающих детское питание до 3-летнего возраста.

Мамины вопросы:

Можно ли месячному ребенку давать сок? В этом нет необходимости. Грудничку хватает жидкости, которую он получает с маминым молочком и смесью. Пищеварительная система месячного малыша еще недостаточно сформирована, он еще не способен переваривать взрослую пищу. К тому же, в грудном возрасте детей часто мучают колики. Раннее введение сока может усугубить приступы.

Можно ли ребенку до года давать сок? Можно. В идеале — с 6ти месяцев, в экстренных случаях — с 3-4х месяцев. Хороши для начала прикорма яблочный, грушевый соки.

С какого сока начинать прикорм? Для первого прикорма грудничков больше подходят однокомпонентные соки — яблочный или грушевый. Осветленные, без сахара.

Более подробно об этих и других вопросах читайте далее.

Первые соки для прикорма

Одни педиатры придерживаются мнения, что желательно для первого прикорма давать ребенку соки заводского производства, другие советуют домашние соки, приготовленные мамиными руками, с заботой и любовью.

Если выбираем с какого сока начать, то не стоит экспериментировать с чем-то уникальным. Начать с того, что растет рядом, с простых и качественных продуктов. Классические соки для первого прикорма – однокомпонентные груша, яблоко, чернослив. Они считаются гипоаллергенными.

Соки, как правило, делятся на осветленные и нектары с мякотью. Первый сок должен быть осветленным, без сахара. Как ввели осветленный, переходим с сокам с мякотью.

Не все соки можно давать в первые месяцы жизни. Так, цитрусовые, мультифруктовые, виноградные соки вводятся лишь после 9 месяцев.

На соки яркого цвета чаще возникают аллергические реакции. К таким сокам относятся цитрусовые, апельсиновые, клубничные, тыквенные.

С возрастом для детей становится полезной комбинация соков, тогда компоненты будут дополнять друг друга. После успешного введения однокомпонентых соков начинают давать ребенку многокомпонентные: груша-яблоко, тыква-яблоко, яблоко-чернослив и другие.

Очень полезные соки — из свеклы, моркови и тыквы.

Все продукты оранжевого цвета содержат каротин – он один из биологически активных веществ роста, профилактика онкологических и многих других заболеваний.

Огромная проблема детей 1-го года жизни – склонность к запорам. Очень часто фруктовые пюре и свекольный сок позволяют решить эту проблему.

Как вводить сок в прикорм грудничку? Основные правила

  • Объем вводимого в прикорм сока зависит от возраста.
  • Прежде чем вводить сок в прикорм грудничку , мама должна понаблюдать за самочувствием малыша. Новый прикорм вводится при условии, что ребенок здоров. Нельзя вводить новые продукты, если ребенок болен или после прививки.
  • Обычно для первого прикорма используют яблочный сок, приготовленный из желто-зеленых сортов. Первая доза всего 2-3 капли.
  • Вводить новый продукт следует в первой половине суток, чтобы отследить негативную реакцию, если она последует.
  • В течение дня и на следующий день смотрим на кожу. Если нет аллергической реакции — увеличиваем дозу. Можно дать половинку чайной ложки или развести в небольшом количестве теплой воды и дать попить слабый фруктовый напиток малышу.
  • Лучше всего давать прикорм ложечкой или из чашечки, но не из бутылочки, чтобы малыш привыкал кушать по-взрослому.
  • Сок каждый день должен быть свежий. Оставшийся лучше маме выпить самой, ей тоже нужны витамины.
  • К концу первого месяца введения количество сока достигает 30 мл, к концу первого года жизни – не более 100 мл в сутки.

Соки в рационе младенца должны присутствовать обязательно, они улучшают пищеварение и повышают иммунитет. Одним из первых фруктов, с которыми знакомится малыш, становится яблоко. А чтобы введение прикорма прошло гладко, надо знать, когда можно давать яблочный сок грудничку и в каких количествах.

Польза и вред сока из яблок

Фруктовые соки помогают разнообразить детское меню, обогащают растущий организм ценными веществами – минералами и витаминами. Конкретно яблоки полезны при гиповитаминозе и анемии, склонности к запорам. Богатый пектином фрукт нормализует работу кишечника, стимулирует выработку пищеварительного сока, способствует выводу токсинов.

Яблочный сок для грудничка делают из зеленых или желтых яблок, так как они менее аллергенны

Яблочный сок для грудничка содержит:

  • органические кислоты – яблочную и лимонную;
  • сахара;
  • медь;
  • калий;
  • аскорбиновую кислоту;
  • биотин;
  • пиридоксин;
  • марганец;
  • витамин РР;
  • пантотеновую кислоту;
  • магний.

Особенно продукт богат железом, хромом, молибденом.

Самыми полезными считаются яблоки зеленых сортов. В них содержится повышенная доза витамина С, отчего сок получается кисловатым. Слаще на вкус желтые и красные плоды, но включать последние в рацион грудничков не рекомендуют из-за риска развития аллергических реакций.

Еще один важный момент – яблочный сок слабит, поэтому детям, склонным к жидкому стулу, его дают в сочетании с морковным.

Как вводить яблочный сок грудничку

Вводить чистый яблочный сок в рацион желательно в 7 месяцев. Вначале ребенку дают напиток дважды в день по 0,5 чайной ложки. Через сутки, если не было расстройства стула и высыпаний на коже, грудничку дают 5 мл сока.

Следующие 5–6 дней дозу постепенно увеличивают на чайную ложку, доводя суточный объем напитка до 30 мл. В 8 месяцев младенец должен выпивать 50 мл сока ежедневно, в 10 месяцев – 70 мл, в год – 100 мл.

Вводить яблочный сок в рацион грудничка надо в 7 месяцев

Важно! Перед введением прикорма обязательно проконсультируйтесь у педиатра. В некоторых случаях врач может порекомендовать начать прием соков позже.

Какой продукт лучше – домашний или магазинный? Заводские яблочные соки для детского питания натуральны, не содержат сахара, красителей, ароматизаторов и консервантов.

После вскрытия упаковки их можно хранить 3 часа при комнатной температуре или сутки в холодильнике.

К сожалению, защитники сока с 2-3-4 месяцев кроме: «Мы пьем - и все нормально» или «Наши мамы нас поили и мы поим»… иной аргументации не приводят, а доводы современной медицины игнорируют, ссылаясь на опыт тех самым мам и бабушкам, которые их когда-то поили соками, с 2-3 мес.

Вот о них и поговорим.

Почему наши мамы поили нас соком

Методика ввода прикорма сока была особенно распространена в период до 70-х годов. Причем не только в России, но и в Европе и Америке. Но уже в конце 60х в Америке и Европе появились первые рекомендации по ограничению подобных пищевых мероприятий для детей.

Из наблюдений за детками 6-12 лет, которые выросли на волне ранних соковливаний, врачи смогли получить информацию, что подобные методы могут быть чреваты долгосрочными последствиями. Опасность подстерегала не только в виде моментальных аллергических проявлений, но и в последующих реакциях взрослеющего организма. ЖКТ ребенка уже с рождения, получая неадаптированную пищу (а рекомендации давать соки были начиная с 3-х недель), работал в экстремальных условиях, «на износ». И в момент физиологических стрессовых периодов (пред подростковый и подростковый возраст) просто банально срывался, награждая ребенка букетом заболеваний типа гастритов, панкреатитов, проблем со слизистой кишечника и т.д.

И опять-таки, обращаясь к тому времени, вспомним, что основной упор делался на искусственное питание (а в тот период считалось ЛУЧШЕ докормить ребенка смесью, а матери рекомендовалось как можно скорее воспользоваться услугами яслей, чтобы выйти на завод) - ребенок нуждался в дополнительных источниках пищевых веществ. Вот как раз и стал актуален принцип «меньшего зла».

Да, соки в качестве первого прикорма приносят вред. Но недостаточное питание из-за отсутствия грудного молока, на молочной смеси не сбалансированного состава из коровьего молока или кефира, для ребенка более опасно. Дефицит питательных веществ провоцирует тяжелые дефекты развития, в то время как проблемы ЖКТ во-первых появляются в более поздем возрасте и во-вторых потенциально знакомы и теоретически излечимы.

А теперь цифры
Приведу пример на железе. Точнее на его содержании в различных пищевых источников, подходящих для ребенка грудного возраста и потребностей ребенка в нем.

В грудном молоке содержание железа незначительно само по себе, около 0,04 мг на 100 грамм. Но у железа в грудном молоке уникальнейшая биологическая доступность - 50-75%. Ни один продукт в мире не дает такой. Т. е. всасываемое количество в мкг/100 грамм составляет около 20-30.

В современных адаптированных смесях содержание железистого сульфата порядка 0,2-0,4 мг/100 грамм (в обогащенных смесях 0,6мг/100 грамм). C учетом его биологической доступности (а это составляет порядка 20%) всасываемое количество составляет от 40 до 120 мкг/100 грамм.
По данным ВОЗ 20 мкг/100 гр является достаточным количеством для удовлетворения потребностей ребенка до возраста 6-8 месяцев в среднем. В смесях, в которых нет стимулирующих всасывание дополнительных факторов, содержание железа, как можно увидеть - завышено.

А вот в молочной смеси, которой кормили нас мамы содержание железа в два раза меньше чем в грудном молоке 0,02 мг/100 гр. Биологическая доступность низкая - 10%… и количество всасываемого железа получается всего 2 мкг/100 гр смеси.
Т. е. для ребенка, который в то время находился на искусственном вскармливании, профилактика железодефицитной анемии была очень актуальна. Потому что из доступного питания он получал меньше 1/10 необходимого количества.

Соки выступали хоть какой-то альтернативой решения подобной проблемы. Действительно, хоть какой-то . Потому что ребенку, не готовому к прикорму предложить твердую пищу невозможно. Исключительно жидкую. Так вот, соки… содержание железа в обогащенном яблочном соке составляет около 0,4-0,5 мг/100 гр. Биологическая доступность - 1-2%. Т. е. всасывается порядка 4 мкг/100 гр.

Потому то, к возрасту физиологического уменьшения запасов железа в организме (порядка 4-х месяце) у ребенка, который вскармливается убогой смесью, в питании должно было бы быть уже ДОСТАТОЧНОЕ количество иного источника железа - сока. По крайней мере хотя бы эти 100 гр сока в день. Но если их сразу дать ребенку - он, простите, загнется. Потому то вводили как можно раньше, чтобы растянуть период привыкания. Сгладить стрессовый эффект.

Почему такая рекомендация была всеобщей
В тот период, искусственное вскармливание главенствовало на грудным. Потому-то, исходя из принципа меньшего зла, руководствуясь благом большинства, данная рекомендация являлась всеобщей. Если и будет какой-то вред - он будет малым, по сравнению с проблемами дефекта роста у ребенка в первый год из-за плохого питания неадаптированной пищей.

Основная беда в том, что в условиях современного питания малышей, плюсы ввода сока потеряли актуальность. А когда даже сомнительной пользы нет, то что осталось?

Cок - очень большой раздражитель с высоким фактором кислотности. Полное отсутствие клетчатки, но зато убийственная углеводная среда, за счет сахаров. Кишечник ребенка ещё просто не может переварить подобное, для переваривания сока нужны дополнительные ферменты, которые не производит поджелудочная железа ребенка в грудничковом возрасте. И оказывается в кишечнике лежит раздражающий продукт – сахара из сока. До определённого возраста слизистая грудничка очень проницательна и чувствительна, через ее стенки молекулы проникают в кровь, и сахара начинают сильно раздражать слизистую, организм получает сигнал, как можно быстрее избавится от агрессоров, поджелудочная старается формировать ферменты для расщепления углеводов сока. Кишечник собирает в себя дополнительную жидкость для частичной нейтрализации агрессивных сахаров и начинает сокращаться, выводя раздражитель. Внешне – достаточно быстро после вливания сока у ребенка может быть стул. Но ценой огромного стресса поджелудочной, слизистой и организма в целом. При этом вымываются и нужные минералы и витамины из организма, ребёнок теряет очень много жидкости. Углеводная составляющая создаёт в кишечнике идеальную среду для размножения патогенной и условно патогенной флоры (кандидоз, стафилококк), поэтому после соковливаний, так часты молочницы во рту ребёнка.

Сок – это один из самых жестоких методов воздействия на организм грудничка, поэтому прежде, чем влить в 3-х месячного ребенка сок, не забудьте спросить себя: «Зачем!?». Лучше сами выпейте этот замечательный сок, чем портить ребёнку здоровье.

Самое раннее, когда можно ввести сок - это с 1,6 лет, а лучше и позже, начиная с яблока зелёных сортов. И лучше всего, если это будет выжатый вами сок и разбавленный минеральной не газированной водой, в пропорции 1:1(2) (1 часть сока на 1(2) части воды).
Морковный же свежевыжатый сок разводится в пропорции 1:2(3) (1 часть сока на 2(3) части воды).Первое время ввода сока (2-3 мес.), сок даётся по 1/4 стакана в день, с утра или в обед, после постепенно доводится до 1 стакана в день, до 5-7 лет.Разбавленный водой сок давать детям до 5-7… лет. Но Детский сок, с пометкой на бутылочке «с 5 мес.», если ребёнок не аллергик, после 3 лет водой можно не разбавлять, если ребёнок аллергик - продолжайте разбавлять до 5-7… лет.

Но, всё же лучше варить компоты из сухофруктов, а после года-полутора лет и из свежих фруктов и ягод.
Можно делать слабенькие морсы , например: ложку свежих ягод клюквы размять, залить кипятком и добавить сахар по-вкусу, остудить. Так же можно давать детский чай .

Не спешите давать ребёнку производственные соки из неведомой фигни:


________________________
P. S.: Тупые комменты типо: «О Боже...», «Начинается...», пожалуйста мимо, буду удалять.

Я своей соки пока и не думаю вводить, до 3 лет точно ни дам. Пусть фрукты, ягоды, сухофрукты и некоторые овощи так жуёт. А вот компоты и морсы собственного приготовления, даю с года, как и Детские чаи.

Моя очень любит детский чай "Organic ":

Впервые сок попробовали в 3,2 года, разбавленный водой в пропорции 1 часть воды:1(2) части сока, примерно через полгода перестала его разбавлять.

Соки очень полезны для ребенка, так как они содержат витамины и органические кислоты. Они положительно влияют на пищеварение и функционирование организма в целом. Некоторые педиатры рекомендуют вводить прикорм соками уже в 4-5 месяцев, однако современные эксперты советуют не торопиться давать напитки грудным младенцам до полугода. В этой статье мы подробно разберем, со скольки месяцев можно давать соки грудничку. А также узнаем, какие напитки и с какого возраста дают малышам.

Когда и как давать сок грудничку

Первый прикорм для грудничка начинают с шести месяцев с овощных и фруктовых пюре, а уже затем после седьмого месяца дают соки. Помните, что нельзя допаивать новорожденных соками, в исключительных случаях можно дать питьевую воду! Если ребенок на искусственном или смешанном вскармливании, прикорм начинают с 3-4 месяцев. Значит, и напитки из фруктов, овощей и ягод можно давать пораньше, уже с 4-5 месяцев.

Соки начинают пить с 5 мл (¼-⅓ чайной ложки), затем дозировку постепенно увеличивают до 30 мл, каждый раз прибавляя по 5 мл. Норма для годовалого малыша составляет 50-60 мл. Поите ребенка с чайной ложечки, малышей постарше можно приучать к чашке.

Тщательно следите за состоянием грудничка, важно, чтобы напиток не вызвал негативной реакции. Некоторые фрукты и овощи могут спровоцировать сыпь и кожный зуд, нарушить работу пищеварения и вызвать расстройства желудка, ухудшить стул. Если вы заметили симптомы пищевой аллергии , на время исключите продукт из питания малыша и обратитесь к педиатру. Повторить попытку введения можно не ранее, чем через 4-5 недель.

Правильный прикорм обезопасит ребенка от негативной реакции и принесет только пользу. Фруктовые, овощные и ягодные соки выполняют следующие полезные функции:

  • Укрепляют иммунитет;
  • Насыщают организм витаминами, минералами и полезными кислотами;
  • Поднимают настроение, придают бодрости и сил;
  • Улучшает работу пищеварения;
  • Очищают организм, выводят лишние соли, токсины и другие вредные вещества;
  • Налаживают обмен веществ;
  • Упрощают переваривание и усваивание пищи;
  • Повышают аппетит;
  • Положительно влияют на функционирование сердца и сосудов.

Какие соки можно грудничку

В первое время дают соки только из одного компонента. Двухкомпонентные напитки дают только после того, как введен каждый ингредиент по отдельности. Можно покупать готовый детский сок. Перед покупкой проверьте срок годности и состав, целостность упаковки. Продукт обязательно должен соответствовать возрасту ребенка!

Однако специалисты рекомендуют готовить свежевыжатые соки грудничкам, так как фреш более полезен и натурален. Покупные напитки можно не разбавлять, а приготовленные дома сначала разбавляют наполовину водой. Постепенно объем воды снижают, заменяя натуральным соком. А сейчас давайте рассмотрим порядок введения соков.

  • Яблочный сок дают в первую очередь, начиная с семи месяцев. Для приготовления берите зеленые сорта, так как они реже остальных вызывают аллергию;
  • Через неделю после яблока вводят грушевый сок. Груши очень полезны и тоже наименее аллергенны среди фруктов;
  • Абрикосовый или персиковый дают после груши и яблока. Эти фрукты благоприятно влияют на зрение, укрепляют кости, зубы и десна;
  • Среди овощных соков в первую очередь включают морковь и морковный фреш для грудничка. Но будьте осторожны, так как из-за бета-каротина и оранжевого цвета морковь может вызвать аллергию;

  • Затем дают тыквенный фреш, капустный, вишневый и сливовый, смородиновый и гранатовый, банановый с промежутком в 3-7 дней в зависимости от особенностей развития и привыкания малыша к новой пище;
  • Не спешите давать свекольный сок, так как свекла хорошо слабит. Свекольный напиток не рекомендуется детям до восьми месяцев и малышам, которые страдают поносом. А вот при запорах такой напиток станет прекрасным средством;
  • После девяти месяцев дают двухкомпонентные соки. Прекрасным вариантом станет сочетание яблока с тыквой, абрикосом или персиком, бананом.

Детям до года нельзя давать цитрусовые соки, в том числе из апельсинов, лимонов, ананасов, винограда и прочих подобных фруктов. Кроме того, не следует употреблять напитки из ягод яркого цвета, среди которых клубника и малина. Такие продукты повышают газообразование, негативно влияют на пищеварение и состояние желудка, нередко вызывают аллергическую реакцию.

Приготовление соков примерно одинаково. Овощ или фрукт очищают, нарезают на дольки или кусочки и пропускают через соковыжималку. После чего напиток процеживают и разбавляют кипяченой питьевой водой. Давать соки с мякотью и добавлять сахар в напиток детям до года не рекомендуется.

Наравне с соками следует давать компоты. Такие напитки усваиваются и воспринимаются легче, чем насыщенные фреши. Особенно полезен компот из сухофруктов. Такой напиток можно вводить с 6-7 месяцев, затем дают напитки из свежих ягод и фруктов. Как правильно приготовить компот для грудничка, смотрите .

«Он вас способный, умный, но лентяй». Как часто родители слышат такие слова педагогов об отпрыске! Фраза - скорее отговорка, чтобы не разбираться с проблемой. Зачем, если можно сказать: ребенок ленивый, пусть с этим борются родители. Разбираться и бороться есть с чем. Ленивый ребенок, какой он? Когда взрослые говорят о своем отпрыске, сразу вспоминают, каким успешным он был совсем недавно. Приводятся примеры о быстром запоминании стихов, чисел, решении логических задач, умении делать поделки, рисовать. Затем что-то меняется, и ребенок начинает лениться. Эта проблема касается учебы, домашней работы. Близким трудно понять, что происходит, звучит слово «лень».

Истинные причины лени

По мнению детских психологов, лень не появляется ниоткуда. В ее появлении лежит множество факторов. Нужно просто присмотреться к чаду, попытаться увидеть скрытые причины лени. К наиболее часто встречающимся психологи относят:

  1. Недостаток мотивации. Когда малыш отказывается выполнять что-то в группе детского сада, воспитатель проявляет хитрость: раздает специальные задания (полив цветов, раскладывание материала для занятий), устраивает соревнования (кто быстрее и лучше выполнит задание), активно использует методы поощрения. Дети забывают о своем нежелании, увлеченно работают. Близкие же превращают труд дома в монотонную обязанность, тогда любая деятельность становится рутиной, например, ежедневная уборка игрушек, складывание одежды после прогулки.
  2. Неуверенность в своих силах. Ребенок бывает застенчивым от природы, психологически зависимым от матери, отца. Ему страшно осваивать новое. Но взрослые тоже не любят заниматься неосвоенными делами. Нельзя называть чадо ленивым, если малыш боится начать новое или трудное для него дело.
  3. Темперамент. Маленькие флегматики отличаются медлительностью. Людям активным кажутся ленивыми. Подгонять или ругать их смысла нет, так как медлительные трудятся в своем темпе. Ленивыми кажутся и холерики. Такие детки активны в играх, а уборка, учеба - скучные занятия.
  4. Физическое переутомление. Возникает физическая усталость, когда чадо загружено учебными делами на протяжении недели. Близкие стремятся дать лучшее, водят ребенка помимо учебного заведения в центр развития, танцевальный класс, бассейн, на гимнастику, занятия по английскому. Юный человек лишается сил и не может выполнять трудовые обязанности по дому, например, разобраться в своем шкафу, помочь маме накрыть на стол, полить цветы, погулять с питомцем.
  5. Психологическое переутомление. Родители хотят видеть в отпрыске успешного человека, поэтому заставляют свободное время посвящать учебе. Дефицит двигательной активности, игровой деятельности приводят к психологической усталости, которая перерастает в нежелание трудиться.
  6. Опека. В семье могут ограничивать самостоятельность ребенка. Одних раздражает, что малыш долго завязывает шнурки, других волнует, что бантик неопрятный. Когда старший трудится за малыша, лишает его инициативы, тот приучается не к труду, а к привычке ждать, когда за него все сделают.

Что может скрываться за ленью ребенка

Прежде чем избавить ребенка от лени, давайте разберемся, что конкретно скрывается за его нежеланием что-либо делать. Психологи говорят, что зачастую взрослые сами, не желая того, провоцируют малыша на подобное поведение:

  • Когда карапуз приходит в детский сад, школу, родные сталкиваются с дополнительными заданиями. Сначала поделки, затем полноценные домашние задания по учебным предметам становятся главным делом дома. Проводя различные выставки, конкурсы, учебные заведения желают помочь детям развить творческие способности. Часто получается наоборот, так как в погоне за победой мамы берутся за выполнение работ сами, оказывая "медвежью услугу" ребенку. Дети быстро привыкают к пассивной роли, не умея проявить самостоятельность.
  • Часто смышленые детишки на определенном этапе перестают учиться, появляется проблема, связанная с некоторыми факторами. Например, младшеклассник успешно проходит программу 1-2 класса, его не догружают заданиями более высокого уровня, интерес к учебе угасает. Школьник привыкает быть успешным без усилий. В 3-4 классе многое меняется, программа требует стараний, усидчивости, монотонных повторений. А ребенок, не привыкший прилагать усилия, боится показаться глупым, перестает стараться.
  • Первоклассникам некоторые семьи приглашают репетиторов. Тогда младшие школьники не хотят воспринимать информацию учителя, зная, что репетитор объяснит, поможет. Преподаватель видит ленивого ученика, а родители недоумевают, почему растет такой лентяй.

Важно! Ежедневно показывайте малышу, что трудовые навыки делают жизнь интересней, расширяют границы доступного мира. Поощряйте его инициативу, пусть даже ребенок пока еще не владеет отработанными навыками.

Борьба с детской ленью

Все знают, что дошколята действуют спонтанно. Эту психологическую особенность ребятишек можно использовать при привлечении их к активной деятельности. Психологи считают, что самые эффективные и реально работающие методы, которые подскажут, как бороться с детской ленью, следующие:

  1. Карапузы видят родителей дома расслабленными, максимально честными. Например, если мама постоянно недовольна домашними делами, дочка откажется помогать в будущем. Что делать? Работать с удовольствием маме поможет любимая музыка. Дочь увидит, насколько непринужденно проходит уборка, готовка, и примет участие в труде вместе с мамой.
  2. Игровые приемы. Дошколенок отказывается собирать игрушки после игры. Предложите убраться наперегонки. Нарисуйте карту, разрезав на части. Спрячьте фрагменты по неубранной комнате. Для поиска карты придется убрать детскую, найти части-пазлы. Угрозы, ругань, заманивания мультфильмом вместо игры только усугубят ситуацию.
  3. Посильные обязанности. Задания, придуманные отпрыску, должны соответствовать возрасту. Нельзя просить выполнить обширную работу впервые и ругать за неудачу. Сложные задания разделяйте на этапы с перерывами, как заучивание стиха. Ведь проще разделить произведение на четверостишия, учить отрывками. Так и уборка выполняется этапами: сбор мелких игрушек, больших, мягких, конструкторов.
  4. Метод проб и ошибок. Если чадо против работы, позвольте ощутить последствия лени. Например, первоклашке лениво заучить стихотворение к уроку. Не ругайте его, пусть почувствует, какой он ленивый ребенок. На следующий день появится «двойка», замечание учителя. Школьник расстроится, тогда объясните спокойно, что за отказ от деятельности придется расплачиваться.
  5. Позитивные ожидания . Метод широко практикуют педагогами, подойдет и родителям. Ребенка хвалят даже за незначительные самостоятельные успехи, за проявление инициативы. Использование метода зависит от личности малыша: темперамента, возраста. Родители лучше знают психологические особенности чада, его предпочтения, склонности.

Что говорят психологи, если ребенок ленится

Психологи говорят, что легче предотвратить проявления лени, чем потом с трудностями их исправлять. Поэтому, начиная с раннего возраста, продумаем, что можно предложить малышу. Не забываем, что в трехлетнем возрасте наступает кризис, когда ребенок требует самостоятельности во всем. Это ли не прекрасный период для воспитания трудолюбия, инициативности и предотвращения такого явления, как детская лень?

Поручения, чтобы избавить от лени

Чтобы отучить ребенка лениться, родители могут обговорить с малышом домашние поручения. Причем это должны быть настоящие, важные задания. Чадо почувствует ответственность за выполнение поручения. Задача близких следить за выполнением предложенных обязанностей. Что можно предложить в виде поручений, если ребенок ленится? В зависимости от возраста психологи советуют такие задания:

  • 3-4 года - уборка игрушек, помощь маме в вытирании пыли, умывание, чистка зубов, складывание своей одежды для улицы;
  • 5-6 лет - поддержание порядка в детской, застилание кровати, присмотр за братом или сестрой младшего возраста, складывание собственной одежды на полки;
  • 7-9 лет - мытье посуду, приготовление чая и бутербродов, подготовка учебников и портфеля к школе (контроль родителей остается);
  • приучает к труду ребенка любого возраста уход за домашним питомцем. Заведя животное в доме, нужно четко обозначить обязанности каждого члена семьи. Убедить чадо, что кормление, мытье, выгул влияют на самочувствие животного. Например, действенным будет такое задание: предложите сначала вместе погулять, помыть, потом самостоятельно накормить питомца. Не ругайте за пролитую воду, рассыпанный корм. Ведь ребенок старался! Вместе с ним уберите и похвалите его. В следующий раз он будет более аккуратным.

Игры, способные побороть лень

Дошколята воспринимают жизнь через игру, с развлечением. Существует множество игр, которые подскажут, как победить лень ребенка. Например, в домашнем воспитании можно использовать самые простые и доступные игры, не требующие длительной подготовки:

  • Дошколенок выбирает игрушку, которая будет уборщиком (медвежонок, зайчик, кукла, собачка). Лапками любимца малыш собирает разбросанные предметы, помещая в специальный контейнер.
  • Кто быстрее - команда мальчика с папой, девочки с мамой соревнуются, кто быстрее уберет в ящик свои вещи (игрушки).
  • Викторина - ведущий дает задания: собрать пять машинок, положить в коробку три красные игрушки, посадить на диван всех зверушек с круглыми глазками. Продолжайте придумывать, пока все игрушки не окажутся на местах. Потом надо обязательно поощрить малыша сладостью, прогулкой, мультиком.
  • Покажем мишке, как разложить красиво вещи: любимец карапуза не знает, как хранятся игрушки между развлечениями. Поможет мишке его хозяин, собравший вещи правильно.
  • Комната для куклы - обустройство комнаты покажет ребенку, насколько важно поддерживать чистоту, порядок.

Приучение к домашнему труду

  • Малыши обожают помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Детишкам нельзя отказывать в начинаниях, полезнее их поощрять. Карапузам 3-4 лет нравится подавать постиранную одежду маме, стоящей у сушилки. Развешивание белья - прекрасное занятие, воспитывающее аккуратность, внимательность. Или детки стремятся расставить тарелки для обеда и разложить ложки. Мамы часто отвергают такую помощь, боясь, что чадо испортит, испачкает вещи. Родные забывают, что вещи постираются, а отвергнутый малыш запомнит, что мама справляется одна.
  • Детям постарше менее интересно помогать дома. Нежелательно давать поручение, ожидая беспрекословного исполнения. Откажитесь от использования домашних обязанностей как наказания за проступок, плохое поведение.

Совет. Малышу предоставляйте право выбора, но без возможности отказаться от выполнения домашней работы. Ошибочно предлагать мыть посуду или погулять. Предложите на выбор мытье посуды или протирание пыли.

  • За проделанную домашнюю работу, которая важна для всей семьи, стоит поощрить чадо походом в кино, прогулкой на велосипедах.
  • Приучением к труду занимаются учителя, воспитатели, но родители с опасением относятся к работе за пределами дома. Когда детей просят прийти протереть столы, разложить книги, мамы младших школьников опасаются, что детишек заставят мочить руки, работать с тряпкой. Дети впитывают услышанные слова, затем этим же оправдывают свою лень. Лучше поощрить стремление ребенка заняться общим трудом, обезопасив фартуком, перчатками.

Чтение, как метод, чтобы победить лень

Всем известно, что учеба неотъемлемо связана с чтением. Современные дети отличаются от ребятишек, учившихся 20-30 лет назад. Появились цифровые технологии. Информация детками воспринимается обрывками, как короткие ролики в социальных сетях. Гаджеты заменили многие виды активного отдыха. Ребенок выбирает легкие пути. Если нужно прочитать длинное произведение, школьник находит сокращенное изложение в интернете. Но все же чтение в семье должно стать домашней традицией. С рождения мама озвучивает малышу сказки, затем помогает осваивать самостоятельное чтение. Если младшему школьнику тяжело прочитать внушительное произведение, стоит помочь. Можно читать вместе, по очереди. Это прекрасный способ общения, показывающий, насколько родителям важно образование чада.

Полезно устраивать семейные чтения, делая хитрость: заканчивать читать книгу на интересном месте. Это побудит школьника взяться за книгу самостоятельно.

Важно! Приучать к качественной литературе нужно с умом, постепенно. Нельзя заставлять читать то, что взрослый считает полезным. Навязчивость навсегда оттолкнет от литературы.
Поскольку гаджеты заполонили мир, из них нужно извлекать пользу. Появилось много аудиокниг. Школьник не видит текст, но слушает правильную речь, воспринимает информацию на слух.

Фольклор против лени

С проблемой детской лени люди сталкивались во все времена. Взрослые ожидают от нового поколения послушания, активности. Читая пословицы и поговорки, можно поработать над тем, как отучить ребенка от лени. Для тренировки памяти дошколенку предлагается их выучить, собрать из слов, написанных на отдельных кусочках бумаги, сделать рисунки по их содержанию.

Про смысл некоторых пословиц о лени стоит поговорить отдельно, например:

  • Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
  • Плохо ветвям без ствола.
  • Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
  • Человек трудится - земля не ленится.

Есть веселые поучительные стихи о ленивости для детишек. Например, у Агнии Барто есть произведение «Про ленивого Федота», у Корнея Чуковского «Федорино горе». Читайте, обсуждайте, делайте выводы с чадом.

Во время уборки игрушек, книжек используйте отрывки из известных произведений, простые четверостишия. Пусть родитель заговорит словами Мойдодыра: «Вот теперь тебя хвалю я». У малыша закрепятся положительные эмоции от уборки игрушек.

Дошколенку, любящему разучивать стихи, подойдет стих:

Все игрушки по местам
Я могу расставить сам,
Но гораздо интересней
Убирать их с мамой вместе.

Вырастить неленивого ребенка - серьезный труд, который ложится на близких, требует серьезного подхода к домашнему воспитанию.