Как научить малыша ползать. Малыш не хочет ползать: как заинтересовать

Ваш шестимесячный малыш шагнул в третью четверть первого года жизни. Это очень интересное время, отличающееся быстрыми темпами роста и развития.

Как мы растем

Вы по-прежнему являетесь главным человеком в жизни вашего малыша. До сих пор, когда он произносил слова «мама» или «папа», он, скорее всего, делал это неосознанно. Но уже через несколько недель он поймет, что мама это только один человек вы.

Питание ребенка

Режим дня ребенка на седьмом месяце, такой как в предыдущем месяце: сон - кормление - активный период - сон и т.д.

Продолжается кормление ребенка ю или молочной высокоадаптированной смесью. Расширяйте ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре. Не следует давать разные соки и пюре в один день. Эта мера предостережения поможет определить реакцию организма на новый продукт и избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша.

В соответствии с рекомендациями вашего педиатра в прошлом месяце вы полностью заменили одно кормление овощным или молочным ом. В этом месяце вы полностью замените два кормления в день, одно кормление овощным пюре и еще одно кормление - молочной кашкой.

В дневном рационе ребенка уже присутствует желток куриного яйца. Он представляет собой не только , но и витаминную добавку. Если вы еще не ввели в рацион малыша яичный желток, введите в этом месяце. В конце седьмого месяца можно начинать вводить мясной в количестве до 20 г в день.

Примерная схема вскармливания детей 7-ми месячного возраста представлена в таблице.

С приобретением новых навыков малыш может попробовать много вкусненького. Малыш учится управлять движениями языка и губ, уже умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и теперь глотает лучше. Сложилась пищеварительная система: организм хорошо усваивает белки, содержащиеся в мясе.

А значит, даже без зубов может постепенно переходить от жидкой к однородной, кашеобразной пище, а затем и к небольшим кусочкам твердой пищи. Наверняка вы уже приобрели удобный высокий ьчик. Настало время его использовать. Малышу будет очень приятно сидеть вместе с остальными членами семьи за столом во время семейного обеда. Он важно восседает на своем «троне» и зорко смотрит, что и как едят остальные.

Сон

Жизнь малыша каждый день должна приносить ему пользу, способствовать физическому развитию, укреплению здоровья. И на это должен быть направлен режим дня.

Днем спит два-три раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Время и длительность сна зависит от режима в вашей семье, эмоций и тишины. Если придерживаться определенного распорядка, то малыш будет просыпаться в одно и то же время.

В этом месяце малыш стал более подвижным, возможно, он научился ползать и все новые движения, эмоции и упражнения, конечно, его утомляют. После такого напряженно дня любой бы спал, как говориться "без задних ног". Дети такого возраста не исключение из этих правил. Ночной сон становиться спокойным. Бывает, что просыпается среди ночи, но через несколько минут снова засыпает. Длительность ночного сна составляет примерно 11 часов.

Так как малыш уже неплохо владеет своим телом, то ночью он переворачивается, раскрывается, крутится. В этом случае надо следить за температурой в помещении. Если у вас в комнате достаточно тепло (не ниже 20-22С), то беспокоиться не надо, что малыш замерзнет. Но, если в комнате прохладно, то есть около 17°С и ниже, купите малышу теплую пижаму, тогда ребеночку будет тепло и уютно и вы будете спать спокойней, зная что малышу не угрожает холод.

Диспансеризация

В конце седьмого месяца вы посетите детского врача. Он сделает оценку психофизического развития малыша, измеряет рост и вес. По необходимости отправит на осмотр к специалистам. Не забудьте спросить о закаливании ребенка, о новых упражнениях для занятий массажем и гимнастикой.

Педиатр также подскажет вам как правильно (насколько тепло) одевать ребенка, каким должен быть режим дня и какие предложить ребенку в период, когда он не спит.

Обратите внимание, как часто болел простудными заболеваниями за последний месяц. Дело в том, что первые 6 месяцев жизни бороться с существующими ми ему помогают мамины антитела, которые он получал через пуповину. Поэтому, седьмой месяц, фактически первый месяц "испытания организма на стойкость", к существующим м. Следует заметить, что , которые находятся на грудном вскармливании, и сейчас получают эти антитела с маминым молочком, поэтому у них есть большие преимущества, в сравнении с детками, которые находятся на искусственном вскармливании. Если малыш часто болеет, посоветуйтесь с педиатром, как улучшить профилактику и ребенка и какие методы использовать, для того чтобы сократить риск инфицирования малыша. Вы должны обеспечить малышу активный образ жизни: , массаж, закаливание и т.д.

Первые зубки

Возможно, у вашего малыша в этом месяце прорежется первый зуб. Как правило, это передний нижний зуб. Не забывайте, что сроки появления молочных зубов у детей разные, на это влияет много факторов, самым важным из которых считается наследственность. Обильное слюнотечение и сосание нижней губы обычные признаки прорезывания зубов. Конечно, могут вызвать небольшую температуру и понос, но не стоит списывать все на , т. к. это может быть и настоящим заболеванием. Чтобы немного облегчить боль, нежно помассируйте ему десны. Часто в этом возрасте активно сосут и жуют предметы. Дайте малышу зубное кольцо или погремушку-прорезыватель.

Вос ребенка и его

Главной задачей в воспитании ребенка 7 месяцев есть у него понимания речи. Больше разговаривайте с ним во время одевания, раздевания, купания, укладывания спать, во время и кормления. При этом не искажайте слова, называйте их правильно.

В этом возрасте малыш может уметь сидеть, ползать, учиться вставать и стоять. Выделите для вашего малыша место, где он будит с удовольствием играть - это может быть манеж с мягким ковриком внутри и набором игрушек или теплое одеяло на полу, окруженное мягкими подушками со всех сторон.

С введением первого а на 5 месяце (а может и раньше) вы познакомили малыша с ложкой и сейчас он знает - что такое ложка и как с нее кушать. На 7 месяце продолжайте приучать ребенка кушать с ложки, учите его пить с чашки, засыпать без соски, качания и убаюкивания. Пойте малышу колыбельные песни и ласково гладьте по головке, это поможет ему расслабиться и уснуть.

С мелкими деталями, острыми краями и сломанные.

Закаливание ребенка, массаж и гимнастика

Закаливание ребенка

Температура воздуха в комнате ребенка должна быть в пределах 21-22 °С. Систематично проветривайте помещение.

При температуре воздуха 21 °С, гуляйте с ребенком по два раза в день. Для малыша очень полезным есть сон на свежем воздухе.

Купать ребенка нужно при температура воды +34 °С, не более 8-9 минут. После купания малыша нужно облить водой, которая прохладней на один градус, то есть +33 °С.

В возрасте 7 месяцев необходимо больше уделять внимания таким процедурам как гимнастика, массаж, закаливание. Желательно все процедуры совмещать с водными обтираниями и воздушными ваннами. Температуру, воды для обтирания, постепенно снижайте (на протяжении двух недель) до 28 °С.

Купание

Купать кроху надо каждый день или через день. Можно спокойно купать его во взрослой ванне. Наберите немного воды, подстелите специальный коврик и посадите туда малыша. Можно обзавестись банными игрушками: ведерко, уточка, кораблик, мячик и т.д. Сделайте так, чтобы стало для ребенка захватывающей игрой, тогда эта процедура понравиться ему на всю жизнь.Не переусердствуйте, не надо купать ребенка больше 15 минут. Следите, чтобы в помещении температура была не ниже 22-23°С. И нельзя оставлять ребенка в ванне без присмотра.

Гимнастика и массаж для здоровья вашего малыша

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем.

В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:

  1. Движения руками с обниманием тела.
  2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
  3. Поворот со спины на живот за правую руку.
  4. Массаж спины.
  5. Поворот со спины на живот за левую руку.
  6. Массаж живота.
  7. Сгибание и разгибание рук попеременно.
  8. "Ширяние" в положении на спине.
  9. Сгибание и разгибание рук, держась за пальцы.
  10. Поднимание выпрямленных ног.
  11. Упражнения, стимулирующие к ползанью.

Этот комплекс упражнений следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Подводим итоги:

Физические навыки:

Социальные навыки:

  • Дразнится, понимает, когда с ним дурачатся
  • Гладит свое отражение в зеркале
  • Начинает понимать что такое «нет» по тону вашего голоса

Интеллектуальные навыки:

  • Лучше концентрирует внимание, проявляет интерес к деталям
  • Понимает, что предмет не исчезает, если он его не видит
  • Подражает различным звукам
  • Умеет имитировать звуки и выговаривать слоги "да", "ма", "мо", "ми", "ди"
  • Начинает усваивать последовательность своих действий
  • Может принять картинку с изображением ребенка за себя самого и издавать соответствующие звуки
  • Знает, кто есть Мама и что мама только одна
  • Узнает свое имя

Все по-своему. Один начинает сидеть в 5 месяцев, а в 8 - уже пытается стоять и даже делать первые шаги по периметру кроватки, пока другой в этом возрасте еще только осваивает сидячую позу. Есть дети, которые сидеть будто бы вообще не собираются - они стремятся сразу ползать, поскольку в такой позе им наиболее удобно и безопасно.

О навыках

Если ребенок опережает календарное развитие, это вызывает гордость и восторг у родителей. А если он хотя бы незначительно отстает от своих сверстников, мамы начинают бить тревогу и винить во всем себя. Многие пытаются помочь своему малышу освоить новые навыки, и это правильно. С вопросами, как научить малыша ползать и стоит ли делать это вообще, они часто обращаются к врачам.

Евгений Комаровский призывает родителей отказаться от оценочных суждений в отношении собственного ребенка. Нормы и сроки развития у каждого малыша свои, они могут существенно отличаться от среднестатистических. Особенно сильно родителей волнует физическое развитие карапузов - один ребенок ползает в 5 месяцев, другой и в 7 месяцев не сидит и не ползает.


Самое лучшее, что родители смогут сделать для своего ребенка - перестать обращать внимание на соседок и подружек, которые упорно вселяют неуверенность в правильном развитии вашего чада. Если вы создаете все условия для нормального развития и роста ребенка, а также регулярно посещаете детского врача, и у него физическое развитие вашего отпрыска не вызывает никаких вопросов и опасений, то волноваться совершенно не о чем.

О ползании

Есть дети, которые не ползают. Совсем. Из положения сидя они сразу начинают вставать и делать первые шаги. Этап ползания, по мнению Евгения Комаровского, очень полезен и необходим для здоровья спины человека. Именно поэтому ползание нужно всячески поощрять и поддерживать. Если ребенок начал ползать сам, родителям будет проще. Если он категорически отказывается перемещаться по-пластунски или на четвереньках, это повод для родителей серьезно задуматься о том, все ли они сделали правильно.

Часто мамы и папы в стремлении как можно скорее увидеть своего карапуза прямоходящим игнорируют ползание в принципе. Они ставят чадо на ножки и ведут за ручку, покупают ему разные приспособления, которые помогают ребенку находиться в вертикальном положении (ходунки, прыгунки и прочее), а могли бы просто поползать вместе с ним. Пользы от этого было бы значительно больше.


Особенно опасны попытки вертикализировать полного, пухлого ребенка, малыша с лишним весом. У таких крох ползание надо поощрять с двойным энтузиазмом. А все ходунки и прыгунки от него (и его родителей) стоит спрятать как можно дальше.

Как научить?

Умение ползать заложено природой, родителям следует лишь немного помочь малышу «вспомнить» это. Обычно процесс перемещения в пространстве с помощью ползания начинается в возрасте от 5-6 до 8-9 месяцев. Если ребенок старше не сидит и не ползает, стоит проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить, в чем причина - в мышечной слабости спинки и конечностей или в индивидуальных особенностях крохи. Стимулирование ползания - это необходимый комплекс мер.

Подготовительный этап

Подготовительный этап заключается в стимулировании, создании мотивации. Если ребенок не заинтересован в ползании, он не поползет. Значит, нужно создать ему потребность ползти. Положите перед ним красивую яркую игрушку или очень интересный предмет, до которого кроха не сможет дотянуться, не попытавшись продвинуть свое тело хоть немного вперед из положения лежа на животе. Если ребенок уже сидит, это облегчит задачу, если еще нет - не стоит усаживать его насильно, лучше стимулировать ползание.


Основной этап обучения включает в себя оздоровительный массаж для укрепления мышц спины, шеи и живота, а также сами занятия. Представления о том, в какой позе лучше всего ползать - всего лишь родительские представления. Малыши сами выбирают удобное для себя положение тела. Даже если со стороны кажется, что ребенок ползает неправильно, отталкиваясь только одной ногой (или елозит на животе, раскинув руки и ноги и размахивая ими), нет никаких оснований вмешиваться и что-то пытаться изменить.

Медленное ползание

Довольно часто дети, которым помогли встать на четвереньки, надолго «застывают» в этом положении. Они могут раскачиваться, как бы проверяя, держат ли они баланс, но делать движение вперед не спешат. Комаровский рекомендует таких «медленных» карапузов никуда не торопить. Они проходят важный этап, изучая вестибулярные возможности собственного тела.

Мудрые родители помогут им в этом - включат ритмичную музыку или начнут в такт движению декламировать стихи и считалочки.

Специалист рекомендует родителям не искать в интернете видео о том, как научить ребенка ползать в 5 месяцев по системе Комаровского (именно такой запрос является очень популярным). Такого видео не существует, поскольку возраст, в котором ребенок начинает ползать - разный. От родителей активная помощь карапузу нужна тогда, когда он сам уже готов к новому способу перемещения, а это часто происходит значительно позже, чем в 5 месяцев.


Однако несколько приемов, которые помогут научить малыша ползать, Евгений Комаровский все-таки подсказывает.

  • Личный пример. Со стороны это смотрится смешно и порой даже нелепо, но лучшего способа научить ребенка чему-либо, чем личный пример, пока не придумано. Если ребенок лежит на животе, ползайте рядом с ним по-пластунски. Если он уже встал на четвереньки, вставайте рядом и показывайте, как нужно перемещаться. Деткам, которые боятся совершить движение вперед, можно помочь, поддерживая их ладонью под животик. Если на пару дней на четвереньки встанет вся семья, включая братьев и сестер, будет вообще идеально.
  • Миссия должна быть выполнимой. Если вы ставите игрушку слишком далеко от ребенка, пытаясь заинтересовать его в ползании, кроха быстро поймет, что добраться до нее трудно, сложно или невозможно вообще. Тогда он перестанет предпринимать попытки и смирится с недосягаемостью желанного предмета. Как вариант - он может начать истошно орать, требуя эту игрушку. Но если вы будете ставить ее рядом, а с каждым днем немного отодвигать дальше, то процесс ползания будет происходить естественно, при обоюдной заинтересованности сторон.
  • Обучение движениям. В ежедневную гимнастику или процедуры массажа стоит добавить новые упражнения, которые будут имитировать ползание и тренировать мышечную память. Можно положить чадо на спинку и поочередно сгибать и разгибать в коленочках ножки. Это не только полезная процедура, но и веселая игра. Можно положить ребенку под животик мягкий валик, взять его за ножки и немного «покатать» его животом по валику, при этом кроха должен упираться ручками в твердую поверхность пола.

Еще одно эффективное упражнение напоминает движения лягушки - положите кроху на живот на твердую поверхность, обе ножки попеременно сгибайте в коленях и слегка разводите в стороны (это будет похоже на манеру плавания лягушат) . Через некоторое время в этой позе можно подставлять ладонь таким образом, чтобы стопы крохи упирались в нее, тогда малыш научится отталкиваться и совершать первое инерционное движение вперед.

Укрепить руки и плечевой пояс поможет хождение на руках. Если малыш хорошо опирается на руки во время лежания на животе, аккуратно возьмите его за ножки и слегка приподнимите их, легко подтолкните ребенка вперед, чтобы он начал «переступать» руками. Не делайте это слишком резко, иначе малыш может сильно удариться головой.

Достаточно повторять эти упражнения 2-3 раза в сутки по 15-20 минут. Если родители будут аккуратно соблюдать время и систематичность занятий, то ребенок освоит ползание за 4-6 недель.




Где ползать?

Тесный манеж или ограниченное пространство детской кроватки никак не способствуют развитию навыков ползания у ребенка. Чтобы процесс пошел быстрее, лучше всего организовать малышу место для физических упражнений на полу. Не стоит делать это на холодном полу, лучше всего застелить его теплым, но не очень толстым одеялом, а сверху постелить пеленки. Не стоит практиковать ползание на диване или кровати, иначе падения не избежать.

Безопасность

Доктор Комаровский советует мамам взглянуть на мир глазами ребенка, чтобы лучше понимать, чего он хочет и чего боится. Для этого он рекомендует мамам лечь на пол, сначала на спинку, потом на живот, и хорошенько оглядеться по сторонам. Сразу станет очевидно, где и что торчит и плохо лежит, что привлекает внимание ребенка. Провода, опасные углы, манящие ящики комодов - все это при взгляде снизу станет очевидно, и маме с папой будет проще понять, как обезопасить ребенка.

Некоторые родители, считают, что для обеспечения безопасности достаточно купить малышу манеж. Евгений Комаровский подчеркивает, что манеж - отличный способ создать крохе безопасное пространство, но только на то время, когда маме надо отлучиться (на кухню, в ванную комнату, в туалет).

Если мама свободна и находится в одной комнате с ребенком, в манеже нет необходимости. Пока мама читает или работает на компьютере, ребенку будет значительно полезнее ползать по полу.

Если уж решено купить манеж, то можно выбрать многофункциональную конструкцию, которая быстро трансформируется в пеленальный столик, в кроватку, в электронную качалку с музыкой и ночником. Многие манежи имеют на ножках колесики, с их помощью можно легко перемещать манеж с ребенком по квартире. Так кроха сможет вместе с мамой готовить ужин на кухне или пылесосить в гостиной.


Когда нужна консультация врача?

Если родители исправно делают упражнения, массаж на протяжении пары месяцев, а заметных результатов нет (к тому же ребенку уже 9-10 месяцев, а он не сидит и не ползает), это повод для визита к врачам - ортопеду и неврологу. Если никаких нарушений со здоровьем выявлено не будет, родителям придется пойти на определенные педагогические «хитрости».

Маленькие хитрости

  • Все дети - жадины. Если вы пригласите в гости подругу с ребенком, который уже прекрасно ползает или даже ходит, и оставите детей поиграть в одном пространстве, гость, который более мобилен, довольно быстро завладеет всеми игрушками вашего маленького лентяя. Обычно чувство собственности берет верх, и ребенок начинает предпринимать попытки перемещаться, чтобы забрать свое имущество обратно. Может, это произойдет не в первый визит друзей (и не во второй), но произойдет обязательно.
  • Все дети любят играть. Если вы сделаете из простыни небольшие вожжи, которые одеваются под мышки ребенку для поддержки сверху, а поверхность оборудуете по методу Глена (наклонная поверхность на основной), то такой досуг будет восприниматься ребенком как игра, и ползание станет естественным финалом этой игры.
  • Удобство. Чтобы ползать с удовольствием, ребенок не должен чувствовать себя дискомфортно. Проверьте, насколько просторная на нем одежда, не мешают ли ему швы, ширинка, молнии и застежки-кнопочки. Летом лучше проводить такие упражнения в одном подгузнике . Зимой ребенка следует одевать легче, чем в состоянии покоя, ведь активные движения увеличат потоотделение.

Начать активно помогать ребенку осваивать ползание следует только в том случае, если малыш сам «ленится» или немного отстает в развитии. Крохам, которые самостоятельно выбрали манеру ползать и уже приступили к выполнению индивидуальной программы развития, лучше не мешать, даже если ребенок передвигается только с помощью одной ноги или вообще делает это задом наперед.

Педиатрическая практика показывает, что ребенок, который научился быстро ползать, позже начнет ходить. Поэтому переход от ползания к стоянию тоже должен быть своевременным, правильным и плавным.

Подробнее смотрите ниже в небольшом видео доктора Комаровского.

  • Когда начинает ползать
  • Доктор Комаровский

Ползание является очень важным и неотъемлемым элементом в системе двигательного развития. При ползании происходит подготовка всех мышечных систем организма к дальнейшим нагрузкам, таким как самостоятельное вставание, сидение и ходьба.

  1. прежде всего, необходимо обеспечить малышу пространство для овладения этим навыком. Многие родители, пытаясь оградить малыша от травм, пытаются обучать этому кроху в кроватке либо манеже, но, согласитесь, в этом ведь нет стимулирующего элемента! Гораздо интереснее, а на деле и эффективнее, учиться ползанию на полу – пространства столько, сколько угодно, и так много интересных вещей: в углу стоит ваза, сбоку журнальный столик, а позади самое интересное – ступеньки на второй этаж дома;
  2. именно поэтому необходимо обеспечить полную изоляцию тех предметов, которые несут потенциальную опасность!;
  3. не подстилайте под малыша пеленочки и покрывала, пусть учится ползти сразу по тому материалу, по которому впоследствии ему придется ходить, пусть даже это ворсистый ковер либо гладкий ламинат. Так малыш изначально будет привыкать к тому, что его ждет в будущем;
  4. для дополнительной стимуляции используйте не игрушки, а те предметы, к которым у ребенка повышенный интерес, например мамин телефон с музыкой либо чашка с ложкой (конечно же, детские и не бьющиеся);
  5. не спешите при первых же попытках малыша сделать самостоятельные движения на помощь, ведь для того, чтобы понять принцип ползания необходимо сначала научиться сохранять баланс, и лишь потом приходит понимание последовательности движений рук и ног;
  6. если малыш ползет «по особенному», например, задом наперед, в этом нет ничего страшного, ведь научившись совершать такие ползки, он рано или поздно научится ползти вперед.

Направляем движения

Если малютка абсолютно не делает попыток к ползанию – он либо не готов физически, либо просто не знает, что такое возможно. Существует несколько способов направить движения малыша в нужном направлении, а понять готов ли он вы сможете, судя по их результатам:

  • когда малыш лежит на животе, возьмите одну его ножку в ладони т отведите вверх в сторону животика, слегка отведя ее вбок. После этого подставьте свою ладонь под подошву так, чтобы она служила своеобразным упором для ноги. Малыш инерционно оттолкнется от нее и передвинется вперед. Аналогично поступите со второй ногой, а после снова с первой, чередуя такие отталкивания малыш доползет до желаемого предмета;
  • помогите крохе стать на колени, при этом поддерживайте его за бока, и, направляя руки и ноги, помогите доползти до вещи;
  • тренируйте умение ребенка держать равновесие, опираясь на одну руку, либо на руку и две ножки. Когда он лежит на животике, отведите свою руку с зажатой в ней игрушкой от малютки так, чтобы ему было необходимо протянуть ручку, чтобы достать. Далее усложняйте задачу – отводите руку, одновременно приподнимая ее над уровнем головы малыша (при этом ему будет необходимо не только отвести ручку от тела, но и приподнять ее вверх);
  • скатайте из полотенца валик такой толщины, чтобы подложив его под грудь малыша, он оказался в положении «на четвереньках». Пусть ребенок попробует поиграть в таком положении, предложите ему несколько предметов (он будет их перебирать ручками). Если малютка сделает попытку переползти валик – помогите ему, это отличная тренировка;
  • поставьте малыша коленками на гимнастический мяч, плавно покачайте из стороны в сторону. После медленно опустите его на мяч руками (поза «на четвереньках») и также плавно раскачивайте, но в направлении вперед-назад, при этом, когда мяч будет уходить назад, а малютка, соответственно, вперед, он обязательно переставит ручки;
  • не стесняйтесь показать малышу собственный пример – станьте рядом с ним на четвереньки и вместе (поощряя малютку) доползите до желаемого предмета.

В процессе обучения ползания не стоит забывать, что ребенок, даже такой маленький, имеет собственные желания и прихоти, именно поэтому не стоит заставлять малыша делать то, что ему не хочется. Следите за состоянием малыша – при первых признаках огорчения лучше прервать занятие и переключить внимание крохи. Даже если малютка просто лежит на полу и рассматривает все вокруг, не предпринимая попыток поползти – не мешайте ему, возможно, все хорошенько изучив, малютка проложит собственный маршрут.

В статье — советы для родителей грудничков о том, что нужно делать, чтобы ребенок научился ползать.

  • Касательно навыков малышей до года, их маленьких побед, родители тут разделились на два лагеря. Первые считают, что всему свое время, и кроха сядет, встанет, пойдет, заговорит, так далее, тогда, когда это будет нужно ему
  • Вторые не хотят быть сторонними наблюдателями и стремятся всячески способствовать развитию навыков у ребенка. И те, и те по-своему правы
  • Но что касается ползания, оно считается самым полезным видом физической активности у детей грудного возраста. Психологи и детские врачи советуют мамам и папам создать крохе все условия, чтобы этот навык у него развился

Как научить правильно ребенка ползать?

Обычно, ребенок впервые опирается четыре конечности и начинает ползти в возрасте 6-9 месяцев. Некоторые малыши начинают передвигаться ползком раньше, некоторые «ленивцы» — позже, некоторые и вовсе минуют эту стадию развития, сразу же начинают ходить.

ВАЖНО: Ползание для ребенка до года – это лучшая естественная тренировка перед хождением.

Родители должны осознавать, что посредством игр и упражнений, обучающих кроху этом навыку, они не идут на рекорды, чтобы ребенок пополз как можно раньше, а стимулируют ползание перед хождением, но в тот период времени, когда ребенок будет к этому готов.

Польза ползания заключается в следующем:

  1. Навык развивает моторные навыки. В процесс ползания включено все тело малыша. Занимаясь этим увлекательным занятием, он тренирует мышцы рук, ног, спины, живота, прочее. Он учится контролировать движения своего тела, координировать их, держать равновесие. Посредством передвижения на четвереньках дети укрепляют позвоночник. Ортопеды говорят о том, что у малышей, которые не ползали, а сразу пошли, чаще возникают проблемы с осанкой
  2. Ползание благотворно влияет на развитие речи ребенка. В активности участвуют руки малыша – он опирается на внутренние поверхности ладоней, где есть огромное количество нервных окончаний, связанных с отделом мозга, отвечающим за речь
  3. В процессе данной активности устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями ребенка. Это является предпосылкой последующего формирования у него более сложных неврологических навыков
  4. Таким образом ребенок удовлетворяет познавательный интерес и учится быть самостоятельным. Передвижение на четвереньках – это первая возможность малыша самостоятельно изучить все то, что находится вокруг него. Ведь раньше его носила мама или другие взрослые. А теперь он может добраться в любой уголок комнаты, рассмотреть и потрогать те предметы, которые привлекают его внимание


Родители часто задаются вопросом, когда и как правильно учить ребенка ползать. По мнению специалистов, создавать предпосылки для данного вида активности у грудничка необходимо с самого его рождения, а именно:

  • выкладывать малыша на животик
  • делать ему массаж
  • делать гимнастику для новорожденных
    стимулировать его познавательный интерес (своим присутствием, игрушкой, звуком, прочее)

К самим же тренировка по передвижению на четвереньках можно перейти, когда крохе будет 4 месяца, он научится держать голову, переворачиваться со спинки на животик и предпримет первые попытки, опираясь на ручки, подняться на согнутых ножках.

Что касается стиля передвижения на четвереньках, у каждого крохи он свой, и о каком-то одном правильном говорить нельзя. Малыши чаще всего ползают таким образом:

  1. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и правую ногу, потом левую руку и левую ногу
  2. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Переставляет сначала правую руку и левую ногу, потом левую руку и правую ногу
  3. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и колени. Как бы выбрасывает вперед ручки, или переставляет их поочередно, потом перемещает одновременно обе ножки
  4. Руки ребенка прямые, ноги согнутые. Опирается он на ладошки и ступни. Держа равновесие руками, он как-будто шагает полуприседом
  5. Ребенок лежит на животе. Он передвигается, используя не только ручки и ножки, но и все тело. Он двигается подобно лягушке или змее, подтягивая ножки или извиваясь

Вопросы комфорта и безопасности

К такому этапу в развитии грудничка, как ползание, должен быть готов и он сам, и его родители. Они должны сделать так, чтобы во время этой активности малышу было удобно, и он был в безопасности.

  1. Ребенку нужна удобная одежда – плотные ползунки.
  2. Пол должен быть чистым
  3. Пол не должен быть скользким и холодным
  4. Острые углы нужно обезопасить
  5. На пути у малыша не должно быть лишних и, тем более, опасных предметов. В первую очередь, речь идет об электрических проводах. Если розетки электропитания расположены на уровне пола, их необходимо закрыть специальными заглушками


ВИДЕО: Доктор Комаровский, Ползание полезно, если безопасно

Как научить ребенка ползать вперед? Упражнения, чтобы научить ребенка ползать на четвереньках

Чтобы научить малыша ползти вперед, приподниматься на четвереньки, родители могут выполнять вместе с ним ряд упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Преодолеваем земное притяжение

В 4-5 месяцев малыш может начать отрывать грудь и животик от пола или дивана, опираясь на ручки и коленки. Чтобы помочь ему сделать это, родители должны вооружиться обыкновенным полотенцем. Его скручивают трубочкой вдоль и подкладывают под грудку крохи. Потом, держа за два свободных конца, аккуратно приподнимают вверх, так, чтобы грудка ребенка оторвалась от поверхности. При этом вес его тела распределяется и на его конечности, но большей частью на полотенце. В какой-то момент при выполнении этого упражнения он попробует переставлять ручки и ножки.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Отрываем ручки

Это упражнение выполняется, если малыш уже научился стоять на ручках и коленках. Или же им можно дополнить упражнение с полотенцем. На расстоянии 15-20 см от личика стоящего на четвереньках или «висящего» на полотенце крохи подвешивают его любимую игрушку. Ребенок захочет захватить игрушку, попробует оторвать ручку от земли и дотянуться до нее. Это и будет первая попытка передвинуться вперед на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Шагаем на коленках

Когда малыш научится втягивать ручки вперед, находясь на трех опорах, его можно начать учить передвигать коленки. Для этого нужен валик – подушка или скрученный матрасик. Кроху ставят так, чтобы его грудь располагалась на валике, а согнутые в коленках ножки – на полу. Родитель становится впереди лицом к малышу и начинает медленно подтягивать к себе валик. Малыш будет вынужден подтягиваться за ним, передвигая коленки.



УПРАЖНЕНИЕ № 4: Устремляемся вперед

Малыш уверенно стоит на ручках и коленках, умеет выставлять ручки и передвигать ножки? Самое время побудить его ползти. Для этого необходимо поставить его на пол, положить его любимую игрушку на расстояние около 30 см от его личика. Вместо игрушки может быть мама. Малышу потребуется некоторое время, чтобы сообразить, что достать желаемый предмет или дотянуться до мамы ему удастся ползком. Но рано или поздно он устремиться вперед и очень обрадуется своему новому навыку.



Как научить ребенка ползать в 4 — 5 месяцев?

В этом возрасте грудничок уже может поползти сам. Если же этого не произошло, задача родителей – укрепить его опорно-двигательный аппарат, научить его стоять на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Тачка

Это упражнение тренирует руки и плечевой пояс крохи. Малыша выкладывают на застеленный пеленкой стол или диван, на животик. Взрослый аккуратно приподнимает его ножки так, чтобы ребенок стоял опорой на ручки. Взрослый стимулирует малыша делать шагать на ручках.



Упражнение «Тачка» тренирует ручки малыша перед ползанием.

УПРАЖНЕНИЕ № 2: Парение

Это упражнение тренирует мышцы спины, живота и ножек. Малыша выкладывают на животик, под него взрослый подкладывает ладони, соединяя их мизинцами, аккуратно поднимает малыша над столом. Малыш рефлекторно разгибает позвоночник и старается сделать опору на коленки.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Стойка на четвереньках

Взрослый становится на четвереньки и ставит малыша под себя так, чтобы его спинка ребенка и живот взрослого соприкасались. Ровность спинки ребенка и его позу на согнутых коленках взрослый контролирует, поддерживая кроху за грудку.

Как научить ребенка ползать в 6 — 7 месяцев?

В полгода или чуть позже дети, как правило, уже совершают попытки передвигаться на четвереньках. Но иногда делают это с неохотой или неправильно. Нужно им помочь.

УПРАЖНЕНИЕ № 1: Демонстрация

Ребенку захочется ползать, если он увидит, как весело это делают другие. Взрослый сам может показать малышу этот процесс на своем примере. Также хорошо пригласить в гости старшего ребенка, который уже ползает.



УПРАЖНЕНИЕ № 2: Движение на четвереньках

Если малыш упорно не хочет ползать на четвереньках, но свободно передвигается по-пластунски или на прямых ручках и ножках, возможно, он не понимает, как нужно это делать. Мама с папой общими силами могут ему помочь. Малыша нужно поставить на ручки и коленки. По очереди мама должна передвигать его ручки, а папа – ножки. В какой-то момент малыш освоит механизм передвижения на четвереньках.

УПРАЖНЕНИЕ № 3: Мячик

Это упражнение поможет малышу усовершенствовать навыки передвижения на четвереньках и координации собственных движений. Малышу дают мячик, он не должен выть слишком маленьким. Ребенок получит огромное удовольствие, гоняясь ползком за укатывающимся от него мячом.



ВИДЕО: Как научить ребенка ползать?

Как научить ребенка ползать в 8 — 9 месяцев?

Если ребенок не пополз до 8 – 9 месяцев, это может быть вариантом нормы, и кроха, минуя этот этап развития, вскоре начнет стоять и ходить. Возможно, у него это наследственное, или он просто ленится.



Если ребенок здоров и хорошо развивается, он может миновать ползание и сразу начать ходить в 9 — 12 месяцев.

Но поговорить с врачом об этом все-таки стоит, ведь навык может отсутствовать у малыша в силу других причин:

  1. Проблем с мышцами и связками. Они могут быть недоразвитыми или слабыми, а также травмированными (переломы, растяжения, ушибы, прочее)
  2. Лишний вес. Опорно-двигательный аппарат у раскормленных грудничков подвергается чрезмерной нагрузке, что тормозит их физическое развитие
  3. Неврологические проблемы. Помешать ребенку ползать может гипертонус, прочее
  4. Затянувшееся пеленание. Тугое пеленание, особенно после 3 месяцев, тормозит физическое и умственное развитие ребенка

ВАЖНО: Если ребенок здоров, развивается в соответствии с возрастными нормами, но не ползает, большого повода для волнения у родителей быть не должно

ВИДЕО: Как научить ребенка ползать? Упражнения для грудничков))

Ползание – важный этап в жизни младенца, подготавливающий опорно-двигательную систему к последующим нагрузкам при ходьбе. Большинство детей осваивают этот навык самостоятельно. Но если у малыша возникают проблемы с передвижением, ему не обойтись без помощи родителей. Для этого мамам и папам потребуется разобраться в вопросе о том, как научить ребенка ползать.

Польза ползания

Для маленького человека очень важно прохождение всех этапов роста, запланированных природой. Это обеспечивает нормальное развитие важнейших систем организма. Возраст перехода к следующему периоду и продолжительность прохождения каждого зависят от индивидуальных особенностей малыша, главное – сохранение последовательности. Пропуск какого-либо из этапов может отрицательно сказаться на дальнейшем физическом и психологическом развитии ребенка.

Специалисты считают, что процесс ползания необходим малышам и оказывает положительное влияние на организм:

  • тренирует руки и укрепляет мышечную систему младенца;
  • развивает чувство баланса и равновесия, укрепляет вестибулярный аппарат;
  • укрепляет позвоночник, формируя правильную осанку;
  • развивает координацию движений нижней и верхней половины тела;
  • формирует представление о схеме собственного тела;
  • устанавливает межполушарное взаимодействие головного мозга, включая поочередно правое и левое полушария, что снижает риск нарушения процессов чтения и письма в дальнейшем;
  • способствует изучению окружающего мира;
  • учит фокусировать взгляд на том же расстоянии, на котором обычно пишут, читают, рисуют;
  • формирует начальные навыки ориентации в пространстве, необходимые позже для успешного обучения письму, геометрии, ориентации во времени;
  • развивает мелкую моторику, стимулируя ловкость рук;
  • совершенствует тактильные ощущения, заменяя массаж ладошек и способствуя снижению мышечного тонуса.

Когда ребенок начинает ползать

Не существует единого шаблона, по которому должны развиваться все дети без исключения. Есть лишь усредненные данные, примерно определяющие возрастные рамки, когда малыш способен освоить тот или иной навык.

В среднем ребенок начинает ползать в период с 6 до 9 месяцев, обычно после того, как он научился уверенно сидеть. Ведь из положения сидя гораздо удобнее вставать на четвереньки. Но первые попытки ползания могут быть предприняты крохой уже в возрасте 5 месяцев. Некоторые малыши к 6-7 месяцам активно передвигаются ползком, другие не делают попыток месяцев до 8. Это зависит от целого ряда факторов.

  • Развитие опорно-двигательного аппарата . Ребенок не сможет ползать, пока у него недостаточно укреплены мышцы рук и спины. Для этого необходимо выполнять с ребенком различные комплексы упражнений. Кроме того, для малыша лучшая гимнастика – когда он поочередно или одновременно поднимает ручки и ножки, лежа на животе. Дети, которых часто кладут на живот, обычно с удовольствием занимаются такой зарядкой.
  • Общее состояние здоровья малыша . Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (например, ортопедические), процесс ползания может оказаться ему не по силам.
  • Рождение раньше срока . Недоношенные дети часто отстают в развитии и начинают ползать гораздо позже своих сверстников. Это может произойти примерно в 10 месяцев.
  • Уровень развития нервной системы . Освоение принципа перемещения тела в пространстве во время ползания является результатом напряженной работы головного мозга. Нервная система ребенка должна быть готова к такой нагрузке.
  • Особенности телосложения . Детям с плотным телосложением ползать тяжелее, чем худеньким малышам, из-за большего веса им труднее удерживать свое тело в нужном положении.
  • Индивидуальные особенности . Каждый ребенок познает окружающий мир в собственном ритме. Активные и предпочитающие тактильные ощущения малыши начинают ползать раньше. Более спокойные и склонные к наблюдению младенцы могут поползти позже.
  • Гиперопека со стороны родителей . Если родители слишком опекают свое чадо, у ребенка может не возникнуть потребности в ползании. Ему нет необходимости тянуться, чтобы что-либо достать, ведь мама подаст все, что он захочет, и принесет все, к чему малыш проявляет интерес.
  • Пол ребенка . Как правило, девочки опережают мальчиков на некоторых этапах развития, поэтому ползать они часто начинают раньше.

Стимулирование ползания

Для более раннего стремления к ползанию необходимы благоприятные условия, которые могут обеспечить малышу родители. Для этого с ребенком нужно заниматься, начиная с рождения: делать гимнастику, чаще класть кроху на животик. К 4 месяцам суммарное время, отведенное для физических упражнений, должно составлять не менее 30 минут в день.

Отличным стимулятором физического развития ребенка является массаж. Конечно, кроха и без него научится рано или поздно сидеть, ползать и ходить. Но массаж, особенно профессиональный, способен ускорить эти процессы, укрепляя и оздоравливая организм малыша.

Если ребенку уже исполнилось 7 месяцев, а он еще не делает ни малейших попыток передвигаться самостоятельно, можно помочь ему, создавая необходимые условия и выполняя с ним комплексы упражнений для активного движения.

Оптимальные условия

Свободное пространство . Ребенку необходим простор, чтобы он мог свободно перемещаться. Если его пространство ограничено кроваткой или манежем, ползать он может и не начать. Кровать или диван будут небезопасны для обучения навыку ползания. Отвернувшись даже на пару секунд, мама рискует обнаружить кроху на полу.

Манеж очень удобен в некоторых случаях, например, если маме нужно отлучиться ненадолго в другую комнату или на кухню. Но злоупотреблять его использованием, ограничивая пространство малыша, не стоит. Для нормального развития крохе необходимо постоянно изучать окружающий мир.

Подходящая поверхность . Лучшим вариантом для ползания является пол. На него можно постелить покрывало или плед, накрыв сверху простыней. Так поверхность будет достаточно твердой, но при этом комфортной и безопасной, если вдруг ручка малыша подвернется и он ударится лбом. Также можно постелить на пол туристический коврик.

Отсутствие сквозняков . Нужно убедиться, что в квартире нет сквозняков. Холодный воздух, который опускается вниз, где будет находиться малыш, может стать причиной простудных заболеваний.

Безопасная среда . Прежде чем пустить ребенка на пол, взрослым следует осмотреть окружающее пространство с точки зрения своего чада в прямом смысле. Для этого нужно опуститься на четвереньки или лечь на пол и оглядеться. Место может считаться безопасным, если:

  • надеты накладки на острые углы;
  • мебель надежно закреплена;
  • убраны провода и сетевые удлинители;
  • поставлены заглушки в розетки;
  • шторы не свисают до пола;
  • пол чистый;
  • убраны все мелкие, бьющиеся и острые предметы, до которых малыш может дотянуться;
  • при наличии домашних питомцев убраны миски с кормом и лотки с наполнителем.

Удобная одежда . Для ползания подойдет легкая одежда, которая не будет сковывать движений ребенка. Например, футболка с коротким рукавом и шорты. Колени лучше оставить открытыми, так малышу будет удобнее на них опираться.

Упражнения для освоения навыка ползания

До того как начать обучение ребенка ползанию с помощью специальных упражнений, родителям необходимо получить консультацию врача. Может оказаться, что нежелание малыша осваивать полезный навык вызвано проблемами со здоровьем, такими как повышенный или пониженный мышечный тонус, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата. В этом случае упражнения вместо пользы могут ухудшить состояние ребенка. Специалист поставит правильный диагноз и назначит комплексную терапию. Если же никаких отклонений в развитии не выявлено, можно приступать к занятиям.

Начальный комплекс

  • Для уверенного передвижения ползком малыш должен опираться на полностью раскрытые ладони. В этом поможет использование фитбола. Малыша кладут животом на мяч, крепко придерживая за ножки. Продвигая мяч вперед, кроху медленно и осторожно наклоняют головой вниз. Как только ручки ребенка достанут пола, кроха тут же раскроет ладони, чтобы опереться.
  • Для развития коленных суставов и стимулирования отталкивания подойдет следующее упражнение на фитболе: малыша положить на мяч животом вниз, придерживая одной рукой за спину. Другой рукой поочередно сгибать ножки ребенка так, чтобы он упирался ступней в ладонь взрослого. Через некоторое время кроха сам начнет отталкиваться ножками, слегка продвигая мяч вперед.

Укрепление плечевого пояса

Бывает, что ребенок не ползает из-за того, что у него слишком слабые руки. Это можно исправить с помощью специальных физических упражнений, направленных на развитие определенной группы мышц.

  • Самых маленьких полезно приподнимать за ручки, при этом малышу будет удобно держаться за деревянную палочку или пальцы взрослого. Можно аккуратно покачать ребенка вперед-назад.
  • Малыша, уверенно держащего головку (обычно это бывает к 3-4 месяцам), можно положить на живот, подложив под грудь небольшой валик (например, свернуть одеяло). В таком положении крохе будет удобно брать игрушки, так как ему не приходится опираться на руки. Это упражнение способствует укреплению мышцы спины, а также развивает вестибулярный аппарат.
  • В полгода ребенок уже способен приподниматься на руках, лежа на животе. Ему важно научиться брать игрушку одной рукой, перенося вес на другую. Для освоения этого навыка можно положить ребенка на живот, подвесив перед ним яркую игрушку на небольшой высоте, чтобы ему пришлось тянуться к интересному предмету.
  • С ребенком, которому исполнилось 8 месяцев, полезно выполнять еще одно упражнение для укрепления ручек: положить малыша на живот и, аккуратно приподняв за ножки, чуть подтолкнуть вперед. Ребенок, опираясь на руки, начнет перебирать ими по полу. Нужно соблюдать осторожность, не толкать слишком сильно, чтобы малыш не ударился головой об пол.

Малыш не хочет ползать: как заинтересовать

Бывает, что физически ребенок готов к ползанию, никаких проблем со здоровьем нет, все условия созданы, но кроха упорно отказывается учиться передвигаться самостоятельно. Тогда родителям придется проявить упорство, чтобы заинтересовать своего «ленивого» малыша и побудить его к движению.

Наклонная плоскость . Ребенка легче будет научить ползать на поверхности, которая имеет небольшой угол наклона. Для этого подойдет широкая доска. Можно обить ее каким-либо материалом, достаточно гладким, чтобы не повредить кожу малыша, но при этом не скользким. Доску укладывают слегка под наклоном, прочно закрепив. Ребенка кладут на живот в верхней части, постоянно придерживая и подстраховывая во время спуска.

Достать игрушки . Взять яркую игрушку (лучше новую либо ту, которая сильно интересует малыша), отодвинуть ее от лежащего на животе ребенка так, чтобы она была у крохи перед глазами, но достать ее он не мог. Желанный предмет будет отличным стимулом для движения вперед. По мере того как ребенок продвигается, игрушку можно отодвинуть еще. Но после того, когда малыш немного проползет, игрушку ему нужно отдать, иначе он потеряет к ней всякий интерес.

Можно разложить несколько предметов (игрушек) на различном расстоянии. Их не должно быть слишком много, 3-5 будет достаточно, чтобы внимание малыша не рассеивалось. Раскладывать игрушки нужно так, чтобы какие-то из них ребенок мог достать, поворачиваясь на месте, а другие – продвинувшись вперед. Наибольший интерес у детей обычно вызывают музыкальные и двигающиеся игрушки, а также домашние питомцы. Но последних не всегда можно уговорить сидеть на месте, наблюдая за подползающим с неизвестными целями младенцем.

Совместное ползание . Если игрушки и прочие предметы не заинтересовали маленького исследователя и не вызвали у него желания ползти, придется взрослым самим встать на четвереньки. Малыш будет в восторге, если мама с папой покажут ему, как интересно и весело ползать всем вместе. Можно помочь малышу, передвигая поочередно его ручки и ножки.

Хорошо, если у ребенка есть возможность понаблюдать за другими активно ползающими сверстниками. Желание подражать может побудить кроху повторить движения за другими детьми и попробовать ползти.

Ползание способствует правильному психологическому и физиологическому развитию ребенка. Не следует пропускать этот важный этап, пытаясь сразу поставить малыша на ноги и обучая ходьбе. Родителям не нужно пытаться опередить время, лучше просто помочь крохе реализовать свои возможности. Главное – постараться пробудить интерес к движению, создавая для этого все условия.