Интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности с использованием ИКТ по проекту «Откуда хлеб пришел? Конспект занятия с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе «Путешествие с Витаминкой.
Сивова Светлана Ивановна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ ЦРР - д/с №21
Населённый пункт:
г. Балашиха, микр. Павлино
Наименование материала:
конспект
Тема:
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ "Перелетные птицы"
Дата публикации:
03.10.2016
Раздел:
дошкольное образование
Секция №5
Педагогические работники дошкольных образовательных организа-
ций
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием
ИКТ «Перелетные птицы»
Сивова Светлана Ивановна
Воспитатель
МБДОУ ЦРР – д/с №21
Цель: Пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные
птицы».
Задачи:
1.
Уточнение и расширение представлений о перелётных пти-
цах.
2.
Учить разгадывать кроссворд, ребусы.
3.
Дать сведения о видах перелета, о видах гнёзд и их размеще-
нии.
4.
Учить детей отвечать полным ответом, словообразованию, об-
разовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
Материалы и оборудование: презентация занятия.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Грачи весну
открыли», «Лесные домишки», заучивание стихотворения В. Жуковского
«Жаворонок», беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображе-
нием перелётных птиц.
Ход занятия:
1
Организационный момент:
- Ребята, утром ко мне ко мне в окно постучался голубь и принес
письмо. Давайте мы его сейчас откроем и посмотрим, что в нём. А в нём –
загадка.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла...
(Весна)
- О каком времени года говорится в письме? (В письме говорится о
весне). Правильно, о весне. (Слайд №1)
(Весна)
- Я для вас приготовила кроссворд с загадками. Давайте попробуем
его разгадать. (Слайд №2)
2
(Кроссворд)
1. Кто над окном, под нашей крышей
Маленький слепил домишко.
На лету хватает мошек,
Предсказать погоду может. (Ласточка)
2. На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (Синица)
3. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4. Вместе с этой черной птицей
3
К нам весна в окно стучится.
Огороду, полю - врач,
Кто по пашне скачет? (Грач)
5. Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий? (Птица)
После
разгадывания
кроссворда,
дети
читают
ключевое
слово
«ПТИЦА» и определяют тему занятия. (Слайд №3)
(Перелетные птицы)
В природе существует большое разнообразии птиц.
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей,
но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Слайд №4)
4
(Стая)
(Вереница)
(Клин)
5
(Одиночный перелет)
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насеко-
моядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные.
Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти пти-
цы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Рань-
ше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки,
овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водо-
плавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже
прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Физкультминутка
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бега-
ют и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если
услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Определи, чьё гнездо?»
(Слайд №5)
6
(Игра «Определи, чье гнездо?»)
- А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгада-
ем и узнаем, кто из птиц первым прилетает к нам весной. (Слайд №6)
(Ребус «ГРАЧ»)
- Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №7)
7
(Грач)
Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на
ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач
питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких
прутиков на самой верхушке дерева.
- Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону)
- Чем питается грач весной? (Грач питается червяками, жуками,
личинками)
- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке
дерева)
- Если вернулись грачи – жди схода снегов. К дружной весне грачи
не задерживаются в пути, спешат к своим гнёздам. Ну а если грачей не
видать, то и весна не спешит теплом порадовать. Заранее извещают грачи
и о дне грядущем. Об улучшении погоды, прибавке тепла и солнца можно
узнать по их весёлому гомону, играм. К похолоданию, студёному ветру,
дождю, снегу, белоклювые чёрные птицы начинают волноваться: подни-
мутся в воздух целой ватагой и давай кружиться с тревожным граем над
гнёздами. Затем спикируют на деревья и снова ввысь…
8
- Игра «У кого кто?»
У грача – грачонок, грачата.
У соловья – соловьёнок, соловьята.
У аиста – аистёнок, аистята.
У скворца – скворчонок, скворчата.
У журавля – журавлёнок, журавлята.
У чижа – чижонок, чижата.
У лебедя – лебедёнок, лебедята.
У утки – утёнок, утята.
У дрозда – дроздёнок, дроздята.
- Игра «Кто на дереве живёт?»
(Слайд №8)
(Игра «Кто на дереве живет»)
- На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочи-
таете слоги и поменяете их местами.
- Итог занятия.
МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «РАДУГА»
воспитатель: Воротнева Е. В.
воспитатель
ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
В группе «Радуга» использование ИКТ заключается в следующем:
подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов. В группе были созданы наглядные папки «Репродукции художников», «Война глазами детей», «День защитника Отечества», «Масленица», «Русская изба».
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. Были найдены и разработаны сценарии праздников «Новогоднее приключение», «Вместе с папой», «8 марта». Так же подбирались материалы ко Дню Здоровья, к Неделе Зимних игр и забав.
обмен опытом;
знакомство с периодикой. Ежемесячно читаются и используются в работе электронные версии журналов «Дошкольник», «Кораблик»
использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий. Совместная деятельность с детьми фотографируется, снимается на видео. Презентации с фото показываются родителям на собраниях, консультациях.
создание электронной почты, ведение сайта;
участие в интернет-конкурсах. Ежемесячно дети и воспитатели учувствуют в интернет-конкурсах на сайтах «Дети – Цветы жизни», «Дошкольник», «Радуга», «Наука и творчество», «Развитум», «Педразвитие». У детей имеются дипломы с первыми местами в викторинах «Готовимся к школе», «Магия сказки», «Защитник Отечества» «Новогодняя»
создание презентаций в программе Power Point.
Использование музыкального сопровождения и видео во время утренней зарядки, НОД, в режимных моментах.
Продуктивная деятельность с детьми, конструирование.
Познавательная (счёт, буквы, знакомство с окружающим миром, проектирование, исследование).
Ведется кружковая работа по ознакомлению и работой с интерактивной доской и проектором.
ИКТ в работе с родителями:
Создание сайта группы, электронных дисков с фото воспитанников.
Создание тематических мультимедийных презентаций.
Просмотр тематических презентаций по разным направлениям
Консультации с использованием интерактивной доски.
Знакомство с документацией и информацией, новостями группы и ДОУ
Знакомство с портфолио воспитателей группы.
Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений по обучению элементам грамоты.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности» , закрепить понятия «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» , закрепить умение дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, подбирать к ним соответствующую слоговую дорожку, упражнять в определении места звука в слове, продолжать работать над звуковым анализом слов и звуковой схемой.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением под музыку, развивать связную речь, совершенствовать умение отвечать полным предложением.
Коррекционно-воспитательные: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости, сопереживании, сочувствии, воспитывать активность и инициативность, умение работать в коллективе, слушать товарищей, слышать и правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда, воспитывать интерес к школьным занятиям.
Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная доска, презентация «Сказочная история» , музыкальные треки: «Учат в школе» , «Плач девочки» , «Гудок телефона» , логоритмика «Две сестрицы, две руки» , русские народные костюмы для Аленушки (лента, белая блуза, сарафан) , и Иванушки (кепка, рубаха, шаровары, белые гольфы) , корзинка для угощений, колокольчик, угощения – ягоды-мармеладки, детский телефон, микрофон, фишки синего и зеленого цвета по числу детей, «Волшебные замки» (звуковая схема слова) , предметные картинки по теме «Школьные принадлежности» .
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети и логопед под музыку заходят в зал, здороваются с гостями и становятся возле своих стульев.
Трек 1 «Учат в школе» .
1. Психогимнастика «Давайте с вами встанем в круг» .
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Давайте с вами встанем в круг,
(дети становятся к круг)
Сколько радости вокруг!
(дети поднимают руки вверх и машут ими)
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть?
Можно встречу начинать!
2. Самомассаж «Надо умываться» .
Логопед: Ребята, скоро в вашей жизни произойдет очень важное событие - вы пойдете в 1 класс. А сейчас давайте на минуточку представим, что 1 сентября уже наступило, и мы собираемся с вами идти в школу.
Рано утром мы встаем,
(потянуться)
Мыло в руки мы берем
(«намыливают руки» )
Лицо мылом растираем,
(ладонями растирают щеки)
И водичкой все смываем.
(поглаживающие движения лица ладонями)
Логопед: А теперь пройдите и присядьте на свои места.
II. Сообщение темы и цели.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами проведем итоговое занятие в стенах нашего детского сада и поговорим о школе и школьных принадлежностях. Скажите, пожалуйста, а вы хотите пойти в школу?
Логопед: Чтобы учиться на отлично в школе, необходима хорошая подготовка. В детском саду вас учили рисовать, лепить, петь, составлять рассказы, отгадывать загадки и еще многому другому. А еще, вам читали много сказок. А сказки вы любите?
Логопед: Послушайте, я расскажу вам одну сказку.
Слайд №1.
В одной небольшой деревне жили-были мужик и баба. Были у них дочка Аленушка, да сынок Иванушка. Родители на целый день уезжали на работу в город, а дети оставались дома одни. Аленушка готовила своего младшего брата к школе. Она хотела, чтобы он был умным, умел читать и писать. Однажды пролетали мимо гуси-лебеди, увидели занимающихся детей и рассказали об этом Бабе Яге. Баба Яга очень рассердилась, она не любила умных и образованных детей.
III Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
За дверью раздается плач ребенка.
Трек №2 «Плач девочки» .
Логопед: Слышите, ребята, кто-то плачет? Я пойду посмотрю.
Логопед в зал заводит девочку.
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто эта девочка?
Дети: Это Аленушка.
Логопед: Аленушка, а почему ты плачешь?
Аленушка: Прилетели гуси-лебеди, похитили моего братца Иванушку и отнесли к Бабе Яге.
Логопед: Ой, беда-то какая! Ребята, мы поможем Аленушке вернуть братца обратно?
Логопед: Аленушка, успокойся, не плачь! Присаживайся рядом с ребятами.
Аленушка: Спасибо.
Логопед: Посмотрите, какой у меня есть волшебный телефон. В нем есть номера всех сказочных героев. А давайте позвоним Бабе Яге.
Трек №3 «Гудок телефона» .
Логопед: Здравствуйте, это Баба Яга?
Логопед: Баба Яга, миленькая, пожалуйста, верни мальчика. Мы выполним все, что ты пожелаешь.
Логопед: Спасибо большое дорогая Баба Яга! Мы с ребятами постараемся выполнить все твои задания.
2. Игровое упражнение «Определить первый звук в слове» .
Слайд №2.
Логопед: Ребята, слышите?
Логопед: Посмотрите, гуси-лебеди уже принесли нам первое задание. Ребята вслушайтесь в слова мальчики и девочки. Назовите первый звук в слове «мальчики» .
Дети: Звук М.
Логопед: Какой он?
Дети: Согласный твердый.
Логопед: Назовите первый звук в слове «девочки» ?
Дети: Звук Дь.
Логопед: Какой он?
Дети: Он согласный мягкий.
Логопед: Фишками какого цвета мы обозначаем твердые согласные?
Дети: Фишками синего цвета.
Логопед раздает мальчикам синие фишки.
Логопед: Фишками какого цвета мы обозначаем мягкие согласные?
Дети: Фишками зеленого цвета.
Логопед раздает девочкам зеленые фишки.
Логопед: Я буду вам показывать картинки с изображением школьных принадлежностей. Если название предмета начинается с твердого согласного звука, значит фишки поднимают мальчики, если с мягкого согласного – девочки.
Картинки: портфель, тетрадь, карандаши, кисточка, альбом, краски, дневник, мелки.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием! А гуси-лебеди объявляют перемену!
Звенит колокольчик.
Логопед: Приготовьте ваши пальчики!
3. Пальчиковая гимнастика «Переменка» .
Переменка! Переменка! Ритмично сжимают-разжимают кулачки попеременно правой и левой рукой.
Отдохните хорошенько: Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь, Попеременно стучат кулачок об кулачок.
Хлопают в ладоши.
Можно сесть и помолчать, Пальцами рук образуют «замок» .
Только – чур!
Нельзя скучать! Показывают ладошки с расставленными пальцами.
Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево.
Логопед: Молодцы! Посмотрите, ребята, гуси-лебеди принесли нам следующее задание.
4. Игровое упражнение «Слоговые дорожки» .
Слайд №3.
Логопед: Встретишь слово на дороге – раздели его на слоги! Ребята, приготовьте ваши ладошки.
Слайд №4.
Логопед: Давайте разделим на слоги слово книга.
Дети: Кни-га.
Логопед: Сколько слогов в слове книга?
Дети: В слове книга два слога.
Логопед: Ребята, под каким номером находится слоговая дорожка к слову книга?
Дети аналогично выполняют все задания по слайдам №5-8.
Логопед: Какое сложное задание принесли нам гуси-лебеди, но вы с ним отлично справились! Давайте с вами немного поиграем. Выходите, становитесь в круг!
5. Логоритмика «Две сестрицы, две руки» .
Трек №4 «Две сестрицы, две руки» .
6. Игровое упражнение «Где спрятался звук?» .
Слайд №9.
Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, гуси-лебеди принесли нам еще одно задание. Давайте присядем на свои места.
Логопед: Ребята, гуси-лебеди хотят, чтобы вы определили в какой части слова - в начале, середине или в конце, спрятался звук Л. Послушайте и отгадайте загадку.
Раз! Два! И тотчас
В раз наточен карандаш.
Стружек, как на лесопилке, -
Тут работала... (точилка)
Слайд №10.
Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, скажите, где в слове точилка спрятался звук Л?
Дети: В слове точилка звук Л спрятался в середине слова.
Дети: Фишку нужно поставить во второе окошко.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что звук Л в слове точилка согласный твердый.
Логопед: Послушайте еще одну загадку.
Я люблю прямоту, и сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Слайд №11.
Логопед: И, наконец, последняя загадка.
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Ребенок, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -... (пенал)
Слайд №12.
Логопед: Где в слове пенал спрятался звук Л?
Дети: В слове пенал звук Л спрятался в конце слова.
Логопед: В какое окошко нужно поставить фишку?
Дети: Фишку нужно поставить в третье окошко.
Логопед: Фишка какого цвета нам понадобится?
Дети: Нам понадобится фишка синего цвета.
Логопед: Почему?
Дети: Потому что звук Л в слове пенал согласный твердый.
Логопед: Ребята, какие вы молодцы! Отлично потрудились, а теперь давайте отдохнем и выполним гимнастику для наших глаз.
7. Зрительная гимнастика «Будь здоров» .
Чтобы глазки зорче были,
И в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо побыстрей.
Удивился – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу, Словно стрелочка часов.
Открывай глаза. И снова
На занятье. Будь здоров! Движения глазами по тексту стихотворения.
8. Игровое упражнение «Открой замок» .
Логопед: Ребята, гуси-лебеди принесли волшебный замок. Он закрыт. Если мы сможем его открыть – Баба Яга отпустит Иванушку. Ребята, вы готовы?
Логопед: Посмотрите, на замке изображены разноцветные круги - фишки. Давайте вспомним, что обозначает цвет каждой фишки.
Логопед: Ребята, посмотрите, рядом с замком расположены картинки с изображением школьных принадлежностей. Нам нужно найти картинку, которая подходит к звуковой схеме на замке. Если мы найдем эту картинку – замок откроется.
Дети называют предметы, изображенные на картинках, определяют по первому звуку или количеству звуков подходит картинка к звуковой схеме или нет.
Звуковой анализ слова «Мел» .
Логопед: Молодцы ребята! Вы смогли подобрать нужное слово и открыть волшебный замок.
Слайд № 13.
Логопед: Баба Яга, как и обещала, отпускает Иванушку домой!
VI. Итог занятия, рефлексия, оценка работы детей.
Трек №5 «Сказочная мелодия» .
В зал входит Иванушка.
Аленушка: Иванушка, братец мой дорогой!
Иванушка: Аленушка, сестрица моя!
Обнимаются.
Аленушка: Ребята, большое вам спасибо за помощь.
Иванушка: Аленушка, посмотри, я собрал в лесу немного ягод, давай угостим ребят?
Аленушка: Конечно! Угощайтесь, ребята, а нам пора домой, нас родители уже заждались! До свидания!
Иванушка: До свидания, ребята!
Логопед: Ребята, угощение мы попробуем в группе, а сейчас скажите, справедливо ли поступила Баба Яга, что отпустила Иванушку?
Дети: Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Логопед:
Как вы считаете, мы смогли помочь Аленушке?
Тяжело было Аленушке помогать?
Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
А какое задание было самым лёгким?
Какое задание вам показалось самым сложным?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Логопед: Я вас всех благодарю за активное участие.
Логопед: Примите от меня эти полезные и вкусные подарки.
Логопед раздает детям сладкие подарки.
Логопед: А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите: «Я – Молодец!» .
Дети гладят себя по голове.
Логопед: Ребята, я надеюсь, что полученные в детском саду знания вы будете применять в школе и учиться с огромным желанием. Я желаю вам успехов! Наше итоговое занятие окончено, до свидания!
Логопед под музыку выходят из зала.
Трек №1 «Учат в школе» .
Приложения к занятию:
1) Конверт с письмом.
2) Эмблемы с изображением птиц по количеству детей.
3) Презентация «Путешествие в страну птиц».
4) Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Программное содержание
Цель: Формировать представление детей о городских и лесных птицах, их отличительных признаках, питании и передвижении.
Задачи:
- способствовать развитию речи;
- развивать познавательный интерес, познавательные способности, внимание и воображение;
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время, заботиться о них;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства;
- укрепить здоровье детей через игровую деятельность.
Оборудование: конверт с письмом, эмблемы с изображением птиц по количеству детей, звукозаписи голос птиц, кормушки, ноутбук, проектор, экран.
Ход НОД:
Сюрпризный момент
Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня к нам в садик пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо).
Ребята, здесь загадка для вас:
Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт?
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Дети: Птица.
Презентация «Путешествие в страну птиц»
Слайд 1. Слайд 2.
Воспитатель: Молодцы ребята, угадали. Пишет вам птичка — синичка.
На берёзе возле дома,
Кто — то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Жёлтопузая синичка. (Пение синицы.)
Синица: Я городская зимующая птичка. Я очень ловкая и подвижная, питаюсь насекомыми и семенами. Живу я в гнезде, которое устраиваю в дупле дерева. Я вас приглашаю отправиться в путешествие в страну птиц, где вы узнаете много всего о наших пернатых друзьях — птицах. Узнаем, где они живут, как они выглядят и чем питаются. Поедем, ребята?
Слайд 3, 4
Синица: В нашей стране все птицы живут в домиках, которые называются гнёздами, они бывают разными. Птицы строят свои гнёзда сами. Дятел выдалбливает себе дупло в дереве, у ткачика гнездо самое необычное, оно сплетено из травы и свивает он его с ветки вниз. Гнездо орла сделано из толстых сучьев и помещается на толстой сосне. Ласточка строит своё гнездо из комочков сырой земли.
Синица: Ребята, а как называются детёныши птиц?
Дети: Птенцами.
Синица: Правильно. Они вылупляются из яиц. У птиц, которые вьют свои гнёзда на земле, яйца имеют окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнёзда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в полной темноте.
Синица: Ребята, вы не устали? Давайте немного отдохнём и немного разомнёмся.
Совушка — сова, большая голова,
(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)
На пеньке сидит, головой вертит,
(Сидя на корточках, повороты головой влево-вправо.)
Во все стороны глядит, да ка-а-ак полетит!
(Дети поднимаются, взмахивая руками, как крыльями.)
Синица: А сейчас давайте познакомимся с разными птицами и послушаем их голоса.
Слайд 5.
Синица: Эту птицу знает каждый, давайте послушаем стихотворение о ней, которое нам расскажет Саша.
Вниз с рябиновых ветвей
Слетел к луже воробей.
Огляделся – плюх! — и в воду,
Стал плескаться в непогоду.
Любит воробей купаться, заодно и закаляться.
Синица: Эта небольшая городская птичка. Воробьи живут рядом с людьми и питаются различными отбросами. Давайте послушаем, как они разговаривают.
Синица: Ребята, сейчас Аня нам загадает загадку, и мы попробуем отгадать, о какой птице идёт речь, а ответ на неё вы увидите на нашем волшебном экране.
Эта птица всем знакома –
Важно ходит возле дома
Кар-кар-кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …
Дети: Ворона.
Слайд 6.
Синица: Правильно – ворона. Это тоже городская птица. Вороны бывают разного окраса — чёрного и черного с серым цвета. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Питаются вороны мелкими животными, растительной пищей. А давайте вместе с вороной немного поиграем?
Дети: Давайте.
Физкультминутка «Ворона»
На фонарь ворона села Присели.
Посидела, посмотрела. Повороты головы вправо-влево
«Кар! – она сказала громко Нахмуривают брови, грозят
Не капризничает Ромка?» указательным пальцем левой руки.
Синица: А про следующую городскую птицу мы послушаем стихотворение, которое нам расскажет Полина.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко.
Синица: Узнали о какой птице идёт речь?
Дети: Это ласточка.
Слайд 7.
Синица: Правильно – это ласточка. Небольшая перелётная птица, которая прилетает и живёт в городе до наступления холодов.
У неё маленький клюв, узкие и очень длинные крылья, изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, и длинный хвост, как будто разрезанный пополам. Ласточки сообщают нам о приходе весны своим щебетанием, давайте послушаем.
Синица: Давайте послушаем загадку о птице, которая живёт в лесу, и попробуем отгадать её.
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Дети: Дятел.
Слайд 8.
Синица: Вот он, дятел. Взгляните на цвет его пёрышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «чёрная курточка атласная».
Большую часть времени он проводит сидя на столе дерева и стуча по нему клювом, чтобы достать насекомых. Свой дом дятлы содержат в необычайной чистоте. Послушайте, как дятел стучит по дереву.
Слайд 9.
Синица: Ребята, давайте послушаем загадку, которую нам загадает Алина.
Кто из этих птиц лесных,
Не растит детей родных?
А, усевшись на суку,
Целый день поёт «Ку-ку!
Дети: Кукушка.
Синица: Правильно – кукушка. Она немного мельче голубя. Кукушка прожорливая птица, в течение всего лета она истребляет вредных гусениц, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек и изредка мягкие ягоды. Кукушку считают одной из полезнейших птиц леса. Давайте, послушаем, как она разговаривает.
Синица: А вот ещё одна лесная птица, а как она называется, мы попробуем угадать.
На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец –
Он и лётчик, и певец.
Угадали, про какую птицу идёт речь?
Дети: Скворец.
Слайд 10.
Синица: Правильно – это скворец – небольшая перелётная птица, с крепким заострённым клювом и чёрным оперением. Присмотревшись, можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отлив в оперении. Клюв весной жёлтый, а к осени темнеет.
Этих птиц считают предсказателями погоды. Если они строят гнёзда высоко – лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым. Если они сели в гнёзда, то через три недели можно сеять зерно. Давайте послушаем голос скворца.
Синица: Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились с некоторыми городскими и лесными птицами, посмотрели, как они выглядят, чем питаются. И сейчас давайте, вспомним, какие из них городские, а какие живут в лесу. Давайте я вам немного помогу: «В городе живут ласточки, скворцы…
Дети: Вороны и воробьи.
Синица: Молодцы. А в лесу живут кукушка и …
Дети: Дятел.
Синица: Правильно ребята. А теперь посмотрите на свои эмблемки. Каждый из вас превратился в птичек. Давайте покажем, как птички клюют зёрнышки, а как птички летают? (помахали руками, как крыльями).
Синица: А теперь давайте поиграем?
Синица: Пока играет музыка, все птички вылетают из своих гнёздышек и летают по залу, клюют зёрнышки, резвятся. Как только музыка заканчивается, все птицы должны вернуться домой. (Под музыку дети бегают, машут ручками, когда музыка заканчивается – возвращаются на стульчики) Вы готовы?
Синица: Птички, полетели. Игра повторяется 2-3 раза.
Ребята, вам понравилось?
Синица: А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, которые нам прислали гости из страны птиц..
Синица: Какая из названных птиц самая маленькая?
Ворона, воробей или дятел?
Дети: Воробей!
Синица: Какая птица сплетает свое гнездо с ветки вниз?
Дети: Ткачик!
Синица: У какой птички раздвоенный хвостик?
Дети: Ласточка!
Синица: Какая птичка большую часть времени проводит, стуча клювом по дереву, и добывая насекомых?
Дети: Дятел!
Слайд 11.
Синица: А сейчас, давайте, внимательно послушаем голоса птиц и попробуем угадать, чей это был голос? (Звучат по очереди голоса птиц, дети угадывают, чей это голос)
Наше путешествие в страну птиц подошло к концу. Вам понравилось? Вы все молодцы, ответили на все вопросы, разгадали все загадки и много нового узнали о птицах – наших пернатых друзьях. А сейчас, мы с вами возьмём кормушки для птиц, которые вы сделали дома, вместе со своими родителями и повесим их на наших площадках, чтобы птичкам было чем питаться зимой.
Конспект НОД с использованием ИКТ и цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной группы.
Цель : совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша», знакомство с электричеством, его основными свойствами, методами получения.
Образовательные задачи :
- совершенствовать общее представление дошкольников об электричестве;
- расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку;
- знакомить детей с причиной проявления статического электричества;
- закреплять правила безопасного поведения в обращении с электричеством.
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, профессор Наураша приглашает нас в лабораторию. Он сегодня расстроен, сообщил мне, что хотел включить магнитофон, вставил вилку в розетку, а магнитофон не работает. Мы с ним долго думали почему, но так и не смогли понять. Может, вы догадаетесь, почему не работает магнитофон? (Высказывания и предположения детей. Нужно подвести дошкольников к мысли, что не работает розетка, возможно в розетке нет электричества .)Воспитатель : Ребята, как вы думаете, а почему не работает розетка?
Дети : Электричество пропало.
Воспитатель : Совершенно верно! Ребята, а давайте его поищем? Может оно не только в розетке живёт! Нас ждут интересные эксперименты. (Дети подходят к первому столу с табличкой «Танец звёзд». На столе бумажные звёзды, шерстяная ткань и расчёски по количеству детей .)
Воспитатель : Ребята, смотрите как много звёздочек! Наураша утверждает, что эти звёзды могут танцевать. Ребята, вы догадались, как можно звёздочки заставить танцевать? (Надо натереть расчёску шерстяной тканью и поднести к бумажным звёздочкам .)
Воспитатель : Натирая расчёски шерстяной тканью или волосами, вы создаёте на расчёске заряд «статического электричества». Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счёт разницы заряда происходит электризация предметов. И они начинают притягивать другие предметы. (Дети переходят ко второму столу с табличкой «Помогите Золушке». На столе тарелки с солью и перцем и расчёски по количеству детей .)
Воспитатель : Смотрите, ребята, здесь какие-то тарелки, а в них, кажется, соль с перцем перемешаны. И расчёски зачем-то? Ребята, Наураша считает, что мы сможем помочь Золушке! Я думаю нужно отделить соль от перца. Как вы думаете, как это можно сделать? (Предположения детей. Ребята предлагают натереть расчёски и пронести над тарелкой, чтобы частички перца притягивались за счет накопленного на расчёске статического электричества. Дети натирают пластиковые расчёски о ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Потому что он легче соли .)
Воспитатель : Здесь тоже «живёт» электричество. Ребята, теперь профессор приглашает в цифровую лабораторию! Отправимся? Думаю, что Наураша в своей электронной лаборатории расскажет нам, где ещё может жить электричество. (Проводятся эксперименты в цифровой лаборатории с яблоком, лимоном, картошкой, солёной водой. Ребята по очереди проводят эксперименты, вставляя электроды в предложенные предметы и растворы, с помощью датчиков цифровой лаборатории обнаруживают, что через них идёт электрический ток.)
Воспитатель : Ребята, смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! Ребята, а может нам розетки совсем не нужны? Может подключим магнитофон, ну, например, к лимону или картошке? (Дети приходят к мысли, что магнитофон от лимона работать не будет, в лимоне очень мало электричества .)
Воспитатель : Ребята, а где живёт много электричества? (На электростанции .) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам .) Так почему же у профессора в лаборатории не работает розетка?
Дети : Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает!
Воспитатель : А что же нам делать? Как их отремонтировать? Мы с вами это можем сделать? И почему?
Дети : Мы не можем самостоятельно сделать ремонт, так как опасно. В лаборатории есть правила, одно из них – не лезть в розетки.
Воспитатель : Всё верно, ребята! У нас в детском саду есть завхоз, которая отвечает за работу приборов. Мы с ней запишем обязательно в журнал аварийной службы, что у нас не работает розетка и вызовем электрика.
Воспитатель
: А сейчас давайте поиграем. Представьте себе, что вы маленькие частицы тока, которые бегут по проводам. (Игра «Ток бежит по проводам».)
Ток бежит по проводам (идут по кругу
),
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы (делают круговые движения руками перед собой
),
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос (делают повороты влево, вправо),
Ток энергию принёс (идут по кругу
).
Воспитатель : Ребята, а ещё профессор нам оставил задания на интерактивной доске, давайте попробуем решить их? (Викторина .)
1. Что лишнее (отличить электрические приборы от неэлектрических ).
2. Отгадывание загадок (слова: лампочка, электрик, электричество, молния ).
3. Что раньше, что сейчас (соотнести современные электрические приборы и их исторических предшественников ).
Воспитатель
: Ребята, Наураша считает, что вы все молодцы!
Галина Дубовицкая, воспитатель ГБОУ
«Центр образования No 1449», корпус No6, г. Москва