Информация по оздоровлению детей в летний период. Организация летних оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении

Екатерина Ершова
Летняя оздоровительная работа

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников . Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами : свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой.

Основная цель работы в летний оздоровительный период - это создание в группе максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и развития познавательного интереса детей.

Задачи летней оздоровительной работы :

1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.

2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно – гигиенических и трудовых навыков.

3. Осуществить педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

При организации воспитательно-образовательной работы соблюдался режим дня с учётом летнего периода :

Утренний приём и гимнастика на воздухе,

Прогулки не менее 4 часов,

закаливающие мероприятия : солнечные ванны, нахождение детей без одежды, обливание ног перед сном, обливание рук до локтя,

Увеличение времени сна,

Витаминизация и калорийность питания,

Физкультурные мероприятия,

Соблюдение питьевого режима.

Оздоровительная работа с детьми .

Бодрящая утренняя гимнастика на свежем воздухе – залог хорошего настроения на весь день, поднимающая мышечный тонус. В комплексы утренней гимнастики входят точечный массаж Су-Джок с использованием шишек, дыхательная гимнастика, ОРУ с шишками, мячиками, кубиками.

Большое внимание было уделено закаливанию детей в процессе повседневной жизни. При любой погоде, кроме особенно холодных дней, вся жизнь детей проходила на свежем воздухе. Использовались такие средства закаливания : хождение босиком, облегченная одежда, воздушные и солнечные ванны, тропа здоровья.

Из специальных мер закаливания - закаливание водой – приобрели детские бассейны для плескательных игр. В жаркие дни дети залезали в бассейн с ногами и плескались, а в прохладные-«рыбачили» . После возвращения с прогулки обливали детям ноги водой.

Родители информировались об оздоровительной работе в летний период .

Для качественного выполнения физического развития на свежем воздухе была использована спортивная площадка, на которой проводились физкультурные занятия, досуги, праздники, проводились подвижные игры и эстафеты и на веранде участка (в особенно жаркие дни) . Для этого были изготовлены маски животных : кошка, пес, курочка, петушок и пр.

Проведенные физкультурные занятия, развлечения давали детям эмоциональный подъем, так как они были наполнены различными упражнениями с предметами, основными движениями в игровой, сюжетной форме, разными подвижными играми.

Особое внимание уделили вопросу организации условий для игр на участке. Зеленые лужайки создавали отличные условия и возможность поиграть и в подвижные, и в спокойные игры не мешая друг другу.

В течение летнего периода проводилась индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений на прогулке и направлена она была на повышение и развитие двигательных качеств, повышение двигательной активности.

Вся физкультурно-оздоровительная работа имела высокую результативность в реализации тематического планирования.

Воспитательно-образовательная работа .

Очень понравились детям экскурсии по экологической тропе на территории д/с. Дети знакомились со сказочными персонажами (по сказке «Колобок» , «Муха-Цокотуха» , Буратино, Смоляной бычок, Курочка Ряба, обустройством водоема, цветниками, изучали разнообразие лекарственных трав и насекомых, познакомились с солнечными и цветочными часами, играли с «домашними животными» на фланелеграфе «Деревенское под ворье» .

Был посажен огород, на котором росли : салат, редиска, перец, свекла, морковь, тыква. Детей привлекали к труду на нем и показывали приемы работы : как надо держать лейку, как поливать растения. В индивидуальной работе также была организована прополка от сорняков, сбор свежескошенной травы. Ухаживали и наблюдали за ростом растений. Постоянно проводились наблюдения в природе, где они узнали много интересного о жизни растений, насекомых, птиц.

Летние дни были насыщены увлекательными, познавательными мероприятиями. Для детей были организованы и показаны кукольные театры артистами г. Н. Новгорода «Мойдодыр» , Дзержинского театра кукол «Карлсон проказничает опять» , театра кукол «Сказки из кузовка, выступление человека-оркестра, циркового шоу «Арлекин» . Сами дети также участвовали в театрализованной деятельности, знакомились с перчаточными куклами, смотрели сказку «Репка» на новый лад о здоровом питании, театр на магнитах Теремок, инсценировали эту сказку сами, используя маски, а для сказки «Репка» -куклы, выполняли этюды и разные театральные упражнения.

В летний оздоровительный период по плану в детском саду проводились тематические дни. Особенно детям запомнился День юмора и смеха, День подготовки к Олимпиаде, День Светофора, День Космоса, День пожарной безопасности, День Цветов, День кляксографии, также проводились тематические беседы : «Безопасность на дороге» , «Осторожно, ядовитые цветы» , «Кто такие птицы» , об Олимпиаде и насекомых, «Белый, синий, красный – главный триколор России» и другие интересные мероприятий : танцы, хороводы, просмотр мультфильмов в дождливую погоду и много других соответственно плану.

В течение лета были изучены свойства песка. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время . А результатом явилось пополнение знаний о свойствах песка.

Проводилась опытно-экспериментальная деятельность : проведение опытов и экспериментов по изучению свойств воды, песка, ветра, коллекционирование камней, листьев.

Проводилась работа по предупреждению бытового и дорожного травматизма, противопожарной безопасности. Проводились игры и беседы.

Наличие выносного игрового оборудования (на нашем участке имеется разнообразный материал для игр детей : песочные наборы, формочки, ведра) очень облегчало организацию самостоятельной двигательной активности, сюжетно – ролевых игр, опытов, дидактических игр. Этому способствовал и режим дня. Дети много времени проводили на свежем воздухе. Детям предлагали разнообразный материал для игровой деятельности : куклы, машины, наборы домашних и диких животных, сюжетно-ролевые игры, как «Семья» , «Больница» , «Ремонтная мастерская» , «Регулировщик» , «Шоферы» , а также физкультурное оборудование : скакалки, обручи, мячи, кегли, кольцеброс.

Дети очень много рисовали с помощью нетрадиционных техник согласно тематическому плану : «Волшебная клякса» , Угадай, на что похоже (кляксография, «Светофор» , Путешествие к звездам, рисование в мыльно-шампуневой технике «Солнышко и дождик» , ладошками «Два веселых гуся» , в пальчиковой живописи.

Много времени отводилось чтению художественной литературы : сказки, загадки, разучивание стихов. Отмечали Дни рождения писателей и поэтов чтением их произведений : С. Козлов, Д. Биссет, Т. Янссон, Г. Гладков.

Работа с родителями .

Родители тоже принимали активное участие в жизни детского сада. Они помогали оформлять участки, обновили песок в песочницах, были привлечены к работе по прополке цветников.

На летний период были оформлены родительские уголки :

Проведены консультация для родителей :

- «Улицы города : о профилактике детского травматизма в летний период »

- «Лето – самое удобное время для закаливания»

- «Отдыхаем вместе с детьми»

- «Если ужалила оса»

По профилактике кишечных инфекций;

Подводя итоги летней оздоровительной работы в нашей группе , можно сделать вывод, что благодаря педагогическому мастерству, энтузиазму, умению сотрудничать с родителями воспитанников коллективу за летние месяцы удалось организовать полноценный интересный и насыщенный событиями и делами отдых дошкольников, успешно реализовать все поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Проведенная работа с детьми способствовала укреплению здоровья детей, их физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.

Летний период в дошкольном учреждении - возможность полностью посвятить работу сберегающим здоровье технологиям. Во время подготовки к оздоровительному процессу педагогический персонал разрабатывает маршруты прогулок и экскурсий, пополняет картотеку подвижных игр и коррекционных упражнений. Составляется подробный план летней оздоровительной работы в ДОУ. В нем отмечаются основные моменты работы с детьми - закаливающие процедуры, физкультурные досуги, интегрированные мероприятия.

С чего начинается летний сезон?

Летом дошкольники много времени проводят на участке, на свежем воздухе. Именно летом дети получают максимум впечатлений и положительных эмоций - подвижные игры, физкультурные развлечения, закаливающие процедуры, спортивные праздники.

В то время как составляется план летней оздоровительной работы в ДОУ,на территории проводятся необходимые работы. Безопасность детей должна стоять на первом месте. Необходимые мероприятия перед началом летнего периода:

  1. Ревизия уличного инвентаря.
  2. Покраска спортивной площадки.
  3. Необходимый ремонт (веранды, качели, скамейки).
  4. Субботник на территории всего сада.
  5. Инструктаж персонала о безопасности детей при проведении праздников, походов.

Начинается оздоровительная работа в ДОУ в летний периодс планирования. Творческой группой разрабатываются формы работы с детьми и родителями.

Цели оздоровительного периода

В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии.Программа оздоровительной работы в ДОУ - это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата.

Базовая программа обычно дополняется методическими разработками. Это может быть «Точечный массаж» Уманской А.А., «Мышечная релаксация» Дж. Джекобсона, «Гимнастика для пальцев» Пак Дже Ву, «Психогимнастика» Чистяковой М.И.

Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.

Задачи оздоровительного периода

Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:

  • Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.
  • Формирование положительного эмоционального настроя.
  • Создание условий для самостоятельной двигательной активности малышей.
  • Совершенствование физических функций детского организма.
  • Развитие культуры движения.
  • Формирование потребности в физических упражнениях, гигиенических процедурах, здоровом образе жизни.

Обязательно провести диагностику психофизического состояния здоровья детей до и после оздоровительного периода. Оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.

Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ

Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:

  • Диагностика здоровья.
  • Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
  • Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки, занятия в бассейне).
  • Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).
  • Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).
  • Витаминизация (фиточай, сок, кислородный коктейль, витамины).
  • Работа с родителями.

План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкультурных, музыкальных, интегрированных занятий, праздников и развлечений. В них входят:

  • физкультурные занятия с валеологическими беседами;
  • утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
  • индивидуальные игры и упражнения;
  • физкультурный досуг с родителями;
  • после тихого часа;
  • игры в сухом бассейне;
  • интегрированные занятия на свежем воздухе;
  • спортивно-музыкальные праздники.

Формы оздоровительной работы в ДОУ

Вся работа сводится к 3 основным блокам:

  1. Инициатива взрослых - это специально организованные моменты, в которых взрослые выступают в роли ведущих, а дети - ведомых.
  2. Совместная деятельность взрослых и детей - это наличие равноправных взаимоотношений, обоюдное желание взаимодействия.
  3. Самостоятельная деятельность детей - это спонтанное желание в игре, творчестве воплотить уже известные приемы.

Формы оздоровительной работы помогают от 1-го блока со временем перейти к 3-му блоку. Важно не только показать ребенку основы гигиены и Важно мотивировать его на постоянное использование полученных знаний.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУпридерживается таких форм, как:

  • занятия-тренировки;
  • спортивные соревнования;
  • беседы о сохранении здоровья, строении тела;
  • физкультминутки;
  • викторины;
  • двигательные разминки;
  • экскурсии;
  • занятия в бассейне;
  • туристические походы;
  • праздники, досуги, спартакиады.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОСможет принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.

Закаливающие мероприятия

Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий, которые можно проводить и дома с родителями. При этом учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка.

Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:

  • свето-воздушные ванны;
  • обливание ног и рук прохладной водой;
  • закаливающая гимнастика после дневного сна;
  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
  • полоскание рта после еды.

Основные принципы закаливания - регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик,то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное - положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.

Коррекционные мероприятия

Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада - логопед, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, инструктор по физической культуре, хореограф, психолог.

Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:

  • Коммуникативные игры.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Логоритмические упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения по телесной терапии.
  • Игры на релаксацию.
  • Фонетическая ритмика.
  • Ритмопластика.
  • Ортопедическая гимнастика.

Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект - сделать лучше других.

Профилактические мероприятия

К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:

  • Гимнастика для глаз.
  • Самомассаж.
  • Точечный массаж.
  • Арт-терапия.
  • Музыкотерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Психогимнастика.
  • Игротренинги.
  • Драмтерапия.
  • Кинезотерапия.

Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения.

В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоровительная работа в ДОУ. В средней группе профилактические мероприятия значительно отличаются от упражнений для подготовишек. Постепенное усложнение - основополагающий фактор для полноценного развития детей.

Работа с родителями

План летней оздоровительной работы в ДОУвключает в себя Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют на улицу на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков.

На родительских собраниях или в приватной беседе медсестра расскажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необходимых процедур дома. В памятках для родителей воспитатель напишет рецепт фиточая или правила артикуляционной игры.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.

В некоторых садах созданы экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.

Особенности летнего периода

В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения.

Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями).

Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.

Проектная деятельность

Малоподвижный образ жизни, повышение заболеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ДОУ.Практическая ориентация поможет организовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников.

В проекте указывается, для чего нужен здоровый образ жизни, как он поможет жизнедеятельности человека. В теоретической части прописываются цели, задачи, ожидаемый результат, используемые методы и технологии.

Практическая часть включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходимости гигиенических, закаливающих навыков.

Реализация проекта начинается с мониторинга заболеваемости детей. После этого составляется план оздоровительной работы, подбор упражнений и методик.

Организационные моменты работы

В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.

Утро. Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды - полоскание рта. Чтение книг, беседы о здоровье. На прогулке - упражнения на развитие крупной и Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гимнастикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры-хороводы, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах).

День. Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него - корригирующая гимнастика на кроватях. Перед полдником - наблюдение за растениями в группе, разучивание стихов о природе.

Вечер . Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творческую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами. Чередовать их с элементами В завершение - прогулка по экологической тропе с родителями.

Праздники для детей: «Как ручеек в гости ходил», «Учим Лунтика делать зарядку», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «Эстафета с Лесовичком», «День солнца», «Закаляемся, не стесняемся», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Мойдодыр и Лето».

Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в летний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закаливания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Организация двигательной активности», «Как составить беседу о строении тела», «ЗОЖ для детей», «Посильный труд на воздухе».

Консультации для родителей : «Подвижные игры на пляже», «Игры с песком, водой», «Учимся плавить и нырять», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?»

Совместные с родителями мероприятия : «День веселых игр», « В гостях у Светофора», «Как микробы на руки попали», «Веселые старты», «День чистюль», «День Нептуна».

Оздоровление дошкольников в летний период.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.

Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.

Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.

Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.

На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.

Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.

Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.

Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.

Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.

Лето прекрасное время года. Его любят взрослые и дети. Летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.

Главная задача учреждения дошкольного образования в летний период времени организовать жизнь дошколят так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летних каникулах, играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго радовали их.

С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

С наступление жаркой поры меняется и специфика работы дошкольного учреждения. Педагоги организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе: озеленяют и оформляют групповые участки, осуществляют ремонт и покраску игрового надворного оборудования, пополняют количество выносного оборудования для игр детей.

Летний период в детском саду принято называть оздоровительным, и он имеет свои особенности. Не у всех родителей есть возможность выезжать из города с целью оздоровления ребенка, приобретать путевки в санатории. Задача детского сада состоит в том, чтобы максимально использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

В дошкольном учреждении в период летних каникул проводится физкультурно-оздоровительная работа, которая включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работыпроводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическая работа, которая включает:

  • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
  • музыкальную деятельность воспитанников;
  • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период мы организуем:

  • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
  • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
  • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

При организации музыкальной деятельности с воспитанниками проводятся:

Таким образом, лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем. Все усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление и закаливание детского организма.

ОСТОРОЖНО - ЛЕТО!

Уважаемые мамы и папы!

Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха.

Опасности, связанные с путешествием

на личном транспорте:

открытые окна;

— не заблокированные двери;

— остановки в незнакомых местах.

Сажайте детей только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности.

Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.

Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.

Опасности, связанные с путешествием на поездах:

— открытые окна;

— тамбуры вагонов;

— верхние полки;

— кипяток;

— незнакомые люди.

Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.

Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне (особенно — для городского ребенка):

— печка;

— колодец;

— инструменты;

— заброшенные доски с гвоздями;

— незнакомые животные;

— купание в водоемах.

Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:

— открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;

— заглядывать в колодец;

— трогать инструменты;

— купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.

— подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить;

Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде :

— крутой склон дороги;

— неровности на дороге;

— проезжающий транспорт.

Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.

Меры предосторожности, связанные с купанием в водоемах

Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка на пляже головной убор. Располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно. Резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги.

Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.

Незнакомая еда

В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:

Не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;

Если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде - узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;

В некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить - лучше покупайте бутилированную;

Не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;

Соблюдайте тщательную гигиену - мойте руки с антибактериальным мылом.

Правила безопасности на пляже

Теплый, рассыпчатый песок - настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.

Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде - и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:

Ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения - вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;

Плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах - на оборудованных пляжах, где есть спасатели;

Если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;

Не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов - эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;

Не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;

Умейте оказать первую помощь.

  • " Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках"
  • "Об организации питания воспитанников в летний оздоровительный период"
  • " О проведении проверок комиссией по охране труда по организации и подготовке к летним оздоровительным мероприятиям"
  • Инструкции:

    • " По технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке"
    • "По оказанию первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом и сонечном ударах"
    • "Инструкция воспитателя по предупреждению детского дорожного травматизма"

    Летний оздоровительный период в ДОУ

    Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
    В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.
    В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.
    Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
    Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры), закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования), прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).
    Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.
    Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).
    Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельности в течение дня.
    Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
    Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.
    Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.
    Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).
    Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
    Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
    Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
    Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
    Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
    Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
    Летом более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
    Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
    - экскурсии;
    - прогулки;
    - путешествия;
    - трудовую деятельность;
    - наблюдения;
    - проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
    Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:
    - художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
    - совместная изодеятельность детей и взрослых;
    - занятия по интересам;
    - самостоятельная изобразительная деятельность;
    - организация выставок детских работ;
    - проведение праздников, викторин, конкурсов.
    Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:
    - «Пластилиновая живопись»;
    - «Набрызг»;
    - «Печать природными формами»;
    - «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;
    - «Кляксография»;
    - «Волшебные нити»;
    - «Рисование через мокрую марлю».
    Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.
    Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
    Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
    Летом дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса.
    Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. Так, в преддверии летнего периода в дошкольном образовательном учреждении необходимо провести соответствующие подготовительные мероприятия, а именно:
    откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть размещен и в родительских уголках и в пищеблоке – график выдачи пищи);
    пересмотреть расписание непосредственно образовательной деятельности, включив в нее двигательный, музыкальный и художественный виды деятельности;
    разработать систему закаливания детей, учитывающую состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;
    составить рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.
    В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Нужно обеспечить дошкольникам максимальное пребывание на свежем воздухе, возможность двигательной активности. В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.