Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное воспитание молодежи. Влияние средств массовой информации на воспитание личности

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организованного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. В постановлении Правительства РК о внесении изменений и дополнений в «Закон РК о средствах массовой информации», поправки к уже существующему закону должны совершенствовать его нормы. Способствовать расширению наболевших проблем в области воспитания и распространения информации, наметить новые перспективы развития отечественного рынка информационных услуг, а самое главное - закрепить права журналиста, обязать государственные органы, должностные лица беспрепятственно предоставлять средствам массовой информации общественно-значимую информацию.

Многие деятели культуры и просвещения, понимая большие воспитательные и коммуникативные возможности средств массовой информации, видят в них эффективное средство овладения научными знаниями, думают о создании общественного языка, на котором через посредство звукозрительных образов можно было бы излагать сложные научные понятия. Работники образования придают большое значение внедрению средств массовой информации в учебно-воспитательный процесс в школе. Часть школ специально оборудована просмотровыми классами, где установлены телевизоры. Школьные библиотеки имеют в наличии разнообразные журналы, газеты для детей, что создает благоприятные условия для приема информации во время уроков. Учебные программы передаются для школьников со второго класса, по таким предметам как природоведение, география, физиология и гигиена человека, литература, музыка, русский язык и другие. Библиотекари и учителя проводят регулярно библиотечно-библиографические уроки. Учат работать с периодической печатью. Особую роль в решении важнейших задач идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников играют средства массовой информации.

Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимались многие педагоги - современники Егоров В.В. и Ефимов Э. М. Занимались проблемой внедрения учебного телевидения в воспитательный процесс школы. Асенин С. В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации и влияние мультфильмов на воспитание ребенка. Джуринский А. Н. Выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы. воспитание информация педагогический искусство

В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со шко-"дД и домом. При этом ими воспитательные воздействия не ограни-"раются. Все большее влияние на развитие личности с подростко-1-о возраста начинают оказывать средства массовой информации "культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образ-,ы поведения, воздействием средств информации на подростков и" "ношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не цее и здесь имеются определœенные возможности для целœенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Οʜᴎ связаны оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информа-дци, содержания радио-и телœепередач, в их комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для ерослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. В случае если 1анным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журна-1ов для взрослых их воспитательное воздействие становится непред-казуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке тформации, поступающей из множества издаваемых в настоящее ремя газет и журналов.

Когда мы говорим о. крайне важно сти управления массовой инфор-[ацией, поступающей к детям среднего и старшего школьного воз-1аста͵ речь не идет об искусственном ограничении обращения ребен-а к современным источникам массовой информации и культуры. корее имеется в виду крайне важно сть формирования у детей опре-менного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстети-"скую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены Ь1ьи в данном отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Ькдый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет воз-южность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку юноше, прокомментировать полученные ими сведения. Желательно, чтобы информирование о социальных, политиче-, экономических и культурных событиях в семье и школе стало Улярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься олько учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработает-потребность в обращении к средствам массовой информации и туры, установка на понимание, знание, запоминание прочатан-или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность приятии информации. Рекомендуя что-либо детям, родители и я постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий кт обращения к средствам массовой информации, ее воспита-ое значение.

Олодежная мода, массовая культура также оказывают большое Нательное воздействие на детей, причем иногда в силу распро-1 нности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры дос но серьезно, устойчиво и глубоко. На самом делœе это не так. Д увлечения подобного рода временны и поверхностны, с воз1 проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения долговременные последствия, связанные, к примеру, с ллитщ отвлечением внимания подростков и юношей от других, болеет ных источников личностного развития. 1

Временность и проходимость увлечений модой и массово турой не означает, что они вообще не оказывают никакого м на личность подростка или юноши. Такое влияние, несом есть, но оно опосредствовано общением со сверстниками, зд имеют такие же увлечения и становятся на определœенное объектами личностного и поведенческого подражания для о щихся с ними детей. Известие, к примеру, что следование одно же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям ма, культуры являются для окружающих людей Сигналом того, чт сители и пропагандисты выступают как люди определœенных вз\ Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей телœей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и нередко выступают признаком того, что их сверстников) те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает 1 ноотный выбор и избирательность в общении, а оно в свок>< будучи замкнутым на определœенном круге людей, направлю тание.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ" 2017, 2018.

Влияние средств массовой информации на нравственное воспитание подрастающего поколения

Процесс воспитания современной молодёжи представляет собой специально организованную деятельность, направленную на формирование определённых качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной жизни.

Огромное влияние на процесс социализации молодого человека оказывают средства коммуникации (печать, радио, телевидение, театр, кино), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм на молодежную аудиторию).

Социальные, нравственные качества молодёжи формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем в России является нравственное и духовное воспитание молодёжи на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые, к нашему общему сожалению, не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 определяет СМИ как совокупность периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации .

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

С годами понимание нравственности изменилось. В словаре Ожегова С.И. «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» .

Сегодня актуальность проблем воспитания молодого поколения обусловлена системным кризисом российского общества, в результате которого современная молодежь формируется в условиях быстрых изменений политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизни. Социально-политический и моральный мир молодого поколения, вступающего в жизнь, характеризуется противоборством и даже хаосом конкурирующих ценностей.

Становление первого постсоветского поколения российской молодежи проходит в условиях ограничения политически контролируемого и направляемого компонента социализации, место которого занимают такие силы воздействия, как телевидение и Интернет.

Ведущую позицию в развитии личности молодого человека занимают телевидение и современные компьютерные технологии. Телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных, соматоформных, психосоматических расстройств .

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования СМИ все более и более обостряется. Процесс взаимодействия школы и средств массовой информации выполняют семья, сами подростки в своих «тусовках» и СМИ. Взаимодействие школы и СМИ, конечно, имеет место, но происходит это спонтанно. Можно сказать, что школа уделяет мало внимания проблеме влияния на молодежь СМИ, в процессе учебно-воспитательной работы. Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, Интернет, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Пронизывающие различные сферы деятельности человека компьютерные и информационные технологии разделяют людей на тех, кто к ним не причастен. Таким образом, имеет место не только социальное, но и информационное расслоение общества. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи школьников под влиянием СМИ.

В.А. Сухомлинский говорил о том, что вдвойне важно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» .

Пока же пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи детей под влиянием СМИ. Но в школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением русского языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса и политики.

С точки зрения реализации функций СМИ развивающей, воспитывающей и развлекательной, преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха - в 49 %, разочарования в - 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» указывалось на то, что «в нарушение законодательства не обеспечивается информационно-психологическая безопасность населения. В средствах массовой информации продолжается скрытая пропаганда жестокости и насилия», что подтверждается рядом социологов. Телевидение стало генератором насилия. Оно не только отражает реальную действительность, но и формирует ее.

В заключение хотелось бы отметить, что СМИ всегда являются орудием воздействия на читателя, зрителя, а, следовательно, - на «общественное мнение». При этом никто серьезно не задумывается о последствиях такого воздействия на нравственное воспитание молодежи, которое будет формировать будущее нашей страны.

Литература

Александровский, Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы / Ю.А. Александровский. - Ростов-на-Дону, 1996.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2 изд. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1995.

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М: 1980, т.2.

Аннотация. Описывается роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи, а также состояние структурной нестабильности государства, что характерно для всех его элементов: политики,

экономики и культуры. Важность поиска путей выхода из сложившихся в нашем обществе стереотипов, которые привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальных ценностей нашего народа. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание молодежи, СМИ, патриотизм.

Российское общество сегодня находится в процессе разработки своих ценностно-мировоззренческих констант на основе позитивного осмысления своего самобытного, этнокультурного опыта в условиях динамично развивающегося межкультурного диалога. Это, безусловно, сказывается на характере массмедийного языка, языка, чувствительного, как известно, к контексту современной жизни. Новые обстоятельства жизни, формирующие «манеру понимать вещи» (В.Г. Белинский) и характер общественной мысли, качественно меняют не только условия функционирования в обществе масс-медиа, но и востребованную ими риторику. В течении всей истории Российское государство не раз сталкивалось с внешними угрозами, которые были отражены.

В этом значительную роль сыграло сплочение граждан их патриотическое и духовно-нравственное воспитание, которому уделяли всегда большое место и внимание, как в царской, и так и в советской России. Особое внимание всегда уделялось молодежи, так как именно за ней стояло будущее страны. Молодое поколение воспитывали в духе уважения к культуре и истории своей отчизны, дружбы и братства народов, при полном осознании приоритетов общественных интересов над личными. «Основополагающими добродетелями в российском обществе традиционно считались: преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка. Эти ценностные качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявилась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины» . Любое общество нуждается в пропаганде своих ценностей. Средства массовой информации в наше время выступают как специфическая форма отражения мира, задающая определенные особенности восприятия, мышления и общения.

Абсолютно ясно, что способ отражения действительности не всегда совпадает с самой действительностью, не всегда информация о явлении бывает его адекватным отражением. В формировании такой системы социальных связей важная роль принадлежит средствам массовой информации. Они призваны вооружать людей моральными критериями: что такое добро, что такое зло; за что тебя могут наказать, в чем скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие с любым человеком, с которым сведет тебя судьба.

Исключительная роль средств массовой информации в способах познания мира привела к явлению, которое не подлежит однозначно положительной или негативной оценке Учитывая тот фактор, что изменение сознания, духовного состояния, поведения граждан происходит на протяжении всей жизни, то средства массовой информации в таком случае могут выполнять не только информативную, агитационную функции, но роль проводника определенных идей в массы. Влияние средств массовой информации на образ мышления своей аудитории является безусловным.

Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые формируют периодические издания, телевидение, радио. Читатель, зритель, слушатель перенимает проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях, видеосюжетах образцы поведения и старается соответствовать предложенному стилю жизни, а нередко способствует формированию личности. Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и особенно СМИ по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Политическая активность молодежи - залог стабильности политического развития России. Понятие патриотизма включает в себя любовь не только к стране, но и к своей малой родине - отчему дому, родителям, школе, народу, морали, традициям, обычаям, очарованию природы. А ведь патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи.

Недооценка СМИ патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Современные пробелы воспитания патриотизма у молодежи все чаще рассматриваются в различных контекстах. Это связано с проблемой - духовного кризиса. В сознании общественности глубокому разрушению подверглись ценности: Отечество, долг, верность героическим традициям прошлого, самоотверженность, честь.

В умы молодежи через средства массовой информации часто транслируются далеко не самые лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, что ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, а именно развитие эгоизма, который порой перетекает даже в нацизм. С технической стороны наше государство развивается с очень большой скоростью, совершенствуются технические и технологические разработки, вместе с тем и информационные технологии, но с другой стороны, научно-технический процесс не всегда благотворно отражает нравственное развитие общества.

Необходимо дестабилизировать социальные процессы, которые привели к потере прежних ценностей, идеалов, которые зачастую отсутствуют у большей части граждан Российской Федерации. Вследствие, из-за этих факторов, у подрастающего поколения появляются такие качества как: равнодушие к своей Отчизне, бездуховность, агрессия по отношению к другим нациям, которые проживают в других регионах нашей страны и т. д. Если раньше в воспитании молодежи большую роль играла церковь, то в современности воздействующую воспитательную функцию занимают средства массовой информации. Именно они невербально формируют в сознании молодежи представления об окружающем мире. Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть национальной .

Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей, утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество. Первоначальное СМИ создавались как «элемент правительственной политики - по Указу Петра Первого и предназначалась для пропаганды и разъяснения новаторских реформ государя. Феодальное общество России еще почти не нуждалось в регулярном и оператив

ном обмене информацией через средства массовой информации» . Пресса была создана как некая деловая переписка. И первые СМИ были маловлиятельными, но постепенно они стали востребованными общественностью. Сейчас средства массовой информации должны играть важнейшую роль в духовно-нравственном поведении молодежи. На территории Российской Федерации живет огромное количество наций, все это связано с тем, что Россия всегда объединяла разные народы, которые жили на её земле.

Поэтому историческим предназначением СМИ, как частью национальной культуры на современном этапе развития общества стоит духовное возрождение Отчизны. В этом направленность СМИ объективно поддерживается программными установками церкви . В следствии с этим И.К. Беляев подчеркнул: «Мудрая Церковь всегда опирается на национальное сознание. На менталитет народа… Отечественное телевидение может строится только на приоритетах в национальном самопознании, исходя из собственной истории и собственной культуры» . Получается, что телевидение, существует для общества и должно руководствоваться высшими культурными и духовными интересами. Таким образом, выходит, что телевидение должно и может сплачивать общество, а не разрушать его.

Для этого в средствах массовой информации должна чаще звучать информация о богатейшем наследие русской культуры. Осознание роли духовной основы в формировании идеала личности, должны учитываться национальные и региональные традиции народов, проживающих на территории Российской Федерации. Это и есть путь к возрождению нравственности и духовности, возложенное на СМИ. Современные подходы в воспитании подрастающего поколения посредством СМИ должны быть основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.

Литература: 1. В.И. Останков, В.И. Лутовинов. Центральный Военно-Морской Портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://q99.it/zovS19p - Дата доступа: 02.04.2015. 2. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/09.htm#з_02 - Дата доступа: 02.04.2015. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» С.2. 4. Церковь и светские средства массовой информации // Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - М.: Даниловский благовестник, 2000. 5. Беляев И.К., Особенности национального телевидения. М., 2000. С.6-7

А.В. НЕМКИНА, С.Х. НАТОК

В настоящий момент мы с вами находимся на духовно нестабильном этапе развития современного общества, мы живем в непростой, но очень увлекательный век, век глобальной информатизации, цифровых инноваций и интернет-коммуникаций. Вопрос о влиянии средств массовой информации на личность ребенка в последнее время актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

Сегодня доступ к СМИ – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса – средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Становление личности ребенка, в силу занятости большинства родителей решением материальных вопросов, довольно часто происходит под прессом массовых коммуникаций, которые не столь безобидны, как кажется на первый взгляд. Средства массовой информации влияют на личность с самого рождения. На какие воспитательные ориентиры нацелены сегодняшние мультфильмы и передачи, которые мы называем детскими? Приглядитесь, как незаметно подменяются духовные ориентиры в нашем сознании на те, которые выгодны производителям бессмысленных программ и сериалов, кровавых боевиков. Если каждый раз показать какой-то образ в выгодном свете – человек начинает бессознательно считать это нормой. И поэтому откровенная жестокость, безнравственность, становятся нормой поведение, а «Дом – 2 », персонажи «Нашей Раши» – это уже считается обычным и приемлемым явлением.

Население нашей планеты уже не может представить свое существование без социальных сетей, блогов, интернет-магазинов. Однако ни для кого не секрет, что большинство гигабайт, содержащихся в недрах всемирной паутины, забиты вовсе не нужной и полезной информацией, а насилием и экстремизмом. Очень часто пропагандируются различные деструктивные организации, которые имеют целые сайты с полной информацией о своем содержании, молодежь очень просто заманить в свои «сети». Одна из главных задач у таких организаций и структур – изолировать детей от родительской помощи, заботы и наставлений, превратить детей в своих послушных рабов. И, к сожалению, с такими задачами они часто справляются. Ведь не редкость, что многие родители вкусы и увлечения ребенка не контролируют, не хотят в них разобраться и придерживаются принципа "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". И как показывает опыт, жертвами сект и их пленниками часто становятся те дети и подростки, чьим прихотям родители потакают, но не уделяют при этом должного внимания, от которых "откупаются" подарками и карманными деньгами. Нужно понимать, что чем больше внимания уделяется ребенку в семье, чем больше у него ответственности и обязанностей перед близкими, тем меньше вероятность, что он будет «искать себя» среди неформальных объединений.

Особого внимания требует к себе общение детей в социальных сетях. Люди, разрабатывающие технологии вовлечения молодежи в деструктивные группы, активно совершенствуются в своих методах работы с подростками. И у них даже есть понятие – самововлечение в ту или иную организацию. Как это происходит? Все через тот самый компьютер, который имеется практически в каждом доме. Это так называемое взаимодействие в социальной сети. Дети общаются между собой, некоторые сами себя накручивают до такой степени, что готовы совершать асоциальные поступки. Они никому не верят – ни родителям, ни учителям – и доходят до такого состояния, что авторитетов для них не существует. Многие родители часто говорят: «мой ребенок не такой, он с помощью интернета делает уроки». Но они не берут во внимание то, что ребенок может попасть на негативный сайт совершенно случайно. Если, например, ввести в поисковике «смысл жизни», казалось бы, невинный запрос, то есть большие шансы, что ребенок попадет на сайты скрытых сект, поскольку они продвигаются в Сети именно по такого рода запросам. Это же касается и подростковых деструктивных субкультур. Сейчас часто публикуется информация о виртуальных клубах самоубийц, которые дают различные советы о том, как лучше свести счеты с жизнью, и в настоящий момент нет статистики, сколько именно молодых ребят свели счеты с жизнью «благодаря» таким сайтам, но есть показатели посещаемости подобных ресурсов – десятки тысяч! Десятки тысяч потенциальных молодых самоубийц в стране! Какие же еще нужны примеры, чтобы начать осознавать масштабы надвигающейся трагедии?!

В мае 2018 года мы провели анкетирование подростков нашего лицея с целью определение влияния на них СМИ, Интернета, изучили уровень информированности обучающихся о молодежных субкультурах. В анкетировании участвовали 30 подростков в возрасте от 13-15 лет. Были получены следующие результаты.

1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

А) Находиться дома, перед телевизором или в интернете – 43%

Б) С друзьями на улице – 36%

В) Спорт, секции, кружки – 20%

2. Какие телепередачи предпочитаете смотреть?

А) Развлекательные – 33%

Б) Познавательные – 13%

В) Сериалы – 43%

Г) Вообще не смотрю ТВ – 11%

3. Можешь ли ты обойтись без интернета?

А) Да, могу – 20%

Б) Могу, но с трудом – 30%

В) Нет, не могу – 50%

4. Во время пользования интернетом встречалась ли вам информация, негативного влияния на вас?

А) Да, всегда – 27%

Б) Довольно часто – 37%

В) Иногда – 30%

Г) Нет, никогда – 6%

5. На ваш взгляд, интернет хорошо влияет на вашу духовность?

А) Да – 26%

Б) Нет – 43%

В) Не знаю – 30%

6. Какие молодежные субкультуры Вы знаете?

Скинхеды – 15, Готы – 10, Эмо – 12, Панки – 8, Геймеры – 6, Тамблеры – 4, Вейлеры – 4, Сед БОЙ – 1, Хипстеры – 1.

7. Из каких источников Вы больше всего информированы о них?

А) Интернет – 40%

Б) СМИ – 26%

В) Друзья – 26%

Г) Родители – 4%

Д) Педагоги – 4%

8. Относите ли вы себя к какой-нибудь молодежной субкультуре?

А) Да – 30% Б) Нет – 70%

Из результатов анкетирования мы видим, что большая часть нашей молодежи предпочитают сидеть дома перед телевизором, в интернете (43%). Всего 20% подростков занимаются спортом или в каких-либо секциях. Настораживающие данные о зависимости молодого поколения от интернета просматриваются в вопросе «Могут ли подростки обойтись без интернета», не могут – ответили около половины опрашиваемых, могут с трудом – 30% и могут отказаться всего 20% молодежи. При этом информацию негативного содержания в интернете встречают практически всегда 27%, и иногда с ней встречаются 37% подростков.

Таким образом, откуда молодежи взять тот положительный потенциал, который требуется для их духовно-нравственного развития и становления. На какой идеал им опереться и равняться, если среди телепередач подростки предпочитают смотреть телесериалы (43%) или развлекательные программы (33%) и всего (13%) смотрят познавательные программы. Среди молодежных субкультур наши сверстники больше информированы о деструктивных субкультурах (скенхедах, готах, эмо). И чаще всего информацию о данных субкультурах они узнают из интернета (40%) и СМИ (26%).

Стоит задуматься, что же творится и что будет дальше? Незаметно вырываются духовные корни, уничтожаются основы народной нравственности. Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия необратимого угасания нравственного и морального самосознания молодежи. В человеческий мозг вбивается культ жестокости, предательства, распущенности, словом всякой безнравственности. Из года в год расшатываются порядочность, духовность и честность людьми, имеющими в этом свои приоритеты наживы и алчности.

Поэтому нам необходимо быть каждую минуту «начеку», знать, интересоваться, быть в курсе того, чем занимаются наши дети в компьютере, мобильном телефоне, с кем они там общаются.

Задача взрослых – быть чуткими, понимающими. Если у ребенка прекрасные взаимоотношения с родителями, то он, в принципе, свободен от влияния любых сообществ, и наоборот, если имеются нарушения во взаимоотношениях с близкими, то любые «неформалы» могут захватить ребенка «с головой». Как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать. И именно родители должны своим собственным примером воодушевлять детей на добрые дела и быть для них моральным авторитетом, и тогда детей не будет тянуть к запрещенным вещам.

Список использованных ресурсов

1. Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html

2. Азбука безопасности в Интернете http://azbez.com/safety/internet

3. Акции детского портала Tvidi.Ru. "Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/

4. Социальные ролики с сайта http://detionline.com

5. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48 с.