Идеал женской красоты на Руси. Правда и вымысел

сайт - Красота — категория вечная. Читая произведения литературы, каждая из нас, восхищалась, сопереживала, а порой могла видеть себя в образе знаменитых героинь книг. Женщина для многих писателей является воплощением земной красоты. Мужчины писали, и всегда будут писать о женщинах, создавая идеальные образы или запечатлевая навеки в своих строках женщин, волшебных и притом вполне реальных. Так почему бы и не представить себя одной из главных героинь какого-нибудь романа? Вообразить себя тем образом, который в разное время считался идеалом красоты, как внешней, так и внутренней.

Возможно, вы уже ассоциируете себя с одной из прекрасных героинь, в другом случае, данная статья станет открытием новой вас в облике литературной героини.

Татьяна Ларина

Она молчалива, застенчива, любит погрустить у окна, не любит шумные игры и девичьи разговоры подруг. Поэтому в своей семье представляется «чужой девочкой», она не умеет попросить родных о ласке. Однако героине знакомы тончайшие душевные порывы: они просто не раскрываются для других. Она - романтическая личность. Обожает читать книги, ярко переживает с их героями разнообразные чувства и приключения. Ее привлекает все таинственное, загадочное. Когда героиня влюбляется, глубина ее романтической натуры раскрывается. Вчерашняя робкая девушка оказывается неожиданно смелой. Она первая признается в любви, первая пишет письма. Ее любовь идет от самого сердца, это чистое, нежное, застенчивое чувство.
Это образ олицетворяет чувствительность, женственность, мечтательность личности.

Булгаковская Маргарита

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность. Героиня всегда была верна своей любви. Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Долгое время героиня хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом.
Ради любви она идет на все, отбросив любые страхи и опасения.
Героиня, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с любимым его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, всепоглощающей любви, пленяющей женщиной-вдохновением.
Булгаковская Маргарита образ, несомненно, яркий, своеобразный любящий свободу, и с вечною мечтой: покинуть ненавистную реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего героиню общества.

Анна Каренина


Анна Каренина - по сюжету, светская женщина, занимающая высокое положение в обществе. Отличается от остальных моральной чистотой, неумением приспосабливаться к обстоятельствам, лицемерить. Она всегда чувствовала фальшь окружающих отношений.

Любовь ее была несчастливой. Хотя герои и закрывали глаза на светский суд, но все равно что-то им мешало, они не могли полностью погрузиться в любовь.

Трагическая обреченность любви, связана не только с пагубным влиянием общества, но и глубокими внутренними обстоятельствами, которые спрятаны в душах героев. Она - свободолюбивая, духовно одаренная, умная и сильная женщина, но в ее чувствах было «что-то жестокое, чужое».

Это образ статной, властной и одновременно мягкой и сомневающейся в своих собственных принципах и позициях женщины.

Тургеневская девушка



Героиня — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Жизненный трагизм объясняет ее обратную сторону: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. Она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Героиня излучает нравственную чистоту, искренность, способность к сильным страстям, мечтам о подвиге.

Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Она понимает жизнь простых людей как своего рода подвиг. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.
«Тургеневская девушка» - это девушка, которая имеет независимый, своенравный характер, способная совершить подвиг во имя любви и не только.

Женщина-мечта



Несомненно, наш мир совершенствуется, модернизируется. Взгляды на мир меняются, стремление к идеалу вечны. Образы, застывшие на страницах книг по сей день будоражат наше сознание. Женское совершенство, которое многие гениальные писатели и поэты пытались увидеть и раскрыть, волнуют и сейчас. Героинь искали, фантазировали, порой этот образ оставался лишь мечтой, а кому-то все же, удавалось его найти. Ибо женщина раскрывала себя настоящую. Ведь женщине невозможно быть идеальной и хорошей для всех… главное всегда оставаться собой!

Закройте глаза. Видите? И в вас есть волшебная частица женщины совершенной, женщины-мечты.

Непостижимый, противоречивый русский женский характер, в котором слились воедино сила и нежность, стойкость и покладистость, любовь и самоотречение.

Образ русской женщины окутан флером тайны, раскрыть которую давно стремятся русские писатели. Отечественная литература представляет читателям целую галерею характеров русских женщин, самых разных, но всех их роднит искренность чувств и мыслей, цельные, живые натуры. Говорят, что сейчас таких уже не встретишь, но если присмотреться, то и современные русские женщины во многом схожи со своими литературными сестрами. Да, мы живем в другое время и в другом обществе, но и сегодня быть русской женщиной — это уже заслуга.

Со времен Татьяны Лариной женские характеры становятся гораздо более сильными, чем мужские, более того они им противопоставляются. Прожигатель жизни Евгений Онегин, плывущий по течению и мало о чем задумывающийся Алексей Вронский, завернувшийся в халат и практически не поднимающийся с дивана Илья Обломов, полностью опустившийся после потери жены и любимой Юрий Живаго, транжира и мот Сергей Паратов… На их фоне густыми, сочными мазками написаны портреты русских женщин.

Татьяна стала первой главной героиней русского романа — и в этом была смелость поэта, да и сам роман скорее мог бы носить название «Татьяна Ларина». Бум на «женские» названия литературных произведений случился чуть позже: «Анна Каренина», «Ася», «Машенька», «Анна Снегина», «Любовь Яровая»…

Сильные женские характеры явление не только литературное, но и реальное. Жалобами на безразличие и лень мужей, на рукоприкладство и измены пестрят женские форумы. Да и в своем окружении вы наверняка встречали женщин, которые тянут на себе работу, и детей, и быт. Встречаются и счастливые исключения, но и в таких тандемах женщина — источник энергии для партнера. Быть сильной — привычка, впитанная с ранних лет.

Русские женщины во всем мире славятся своей красотой и обаянием. Причем красота эта — не в канонической правильности черт лица, а в содержании. Булгаковская Маргарита привлекала огоньком, горевшим в ее глазах. Татьяна Ларина — задумчивостью и внутренней чистотой. Наташа Ростова — живостью и непосредственностью. Особенно часто писатели подчеркивают красоту глаз, которые, как известно, «зеркало души». Это и «удивительные, трогательные глаза» чеховской Любови Андреевны Раневской, большие, строгие глаза некрасовской Матрены Тимофеевны или блестящие серые глаза, «казавшиеся темными от густых ресниц», Анны Карениной.

Классический пример русской красавицы представляет нам Некрасов в поэме «Мороз. Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц ».

Порой авторы намеренно подчеркивают отсутствие у героини внешней красоты, побуждая читателей заглянуть вглубь ее прекрасной души. Так представляет нам свой «милый идеал» Пушкин: «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей ».

Наташа Ростова впервые предстает перед нами как «некрасивая, но живая девочка».

Иногда же, наоборот, героини отличаются удивительной красотой. Варенька («После бала» Л. Толстого) была «в молодости… прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная ». Редкой красавицей была бедная Лиза, которая покорила Эраста при первой же встрече.

Но красота русских женщин — не только дар природы, но и результат упорного труда над собой . Русские женщины заботятся о себе с молодости: следят за модой, умеют сделать макияж и прическу. Они не позволяют себе выйти на улицу в мятой одежде и даже мусор выносят на каблуках. И все это делается с единственной целью — завоевать внимание и сердца мужчин.

Для русской женщины важны семейные ценности. И русские выходят замуж в целом раньше, чем их европейские сверстницы. Последним необходимо сначала самим встать на ноги, построить карьеру и обустроить дом. А русские, не только женщины, но и мужчины, благодаря прочным семейным связям могут рассчитывать на помощь и поддержку бабушек-дедушек. Поэтому семью они часто успешно совмещают с карьерой — и в этом тоже особенность характера русских женщин. Но мерилом женского успеха в глазах общества, как бы ни противились этому отдельные представительницы прекрасного пола, до сих пор было и остается замужество.

Случается, что приверженность семье, детям превращается у русской женщины в жертвенность. Примеры героинь, которые видят свое предназначение в семье, представляет нам классическая литература. Лариса Огудалова готова выйти замуж за Карандышева: «Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней ».

Полностью растворяется в заботах о муже и детях Наташа Ростова: «Предмет, в который погрузилась Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать ».

Русская женщина — мать. Наталья, нелюбимая жена Григория Мелехова («Тихий Дон» М. Шолохова), впервые заслуживает нежного взгляда супруга, родив близнецов и засияв «какой-то чистой внутренней красотой». Ближе родной матери становится для снохи мать Григория Ильинична. Она — оплот семьи, мудрая и спокойная женщина. Не суетясь попусту, успевает и дом содержать в порядке, и уделить внимание всем детям, их душевным переживаниям, и укротить гневливого мужа.

Часто жизнь ставит героинь перед выбором: Любовь, или долг. И на этот вопрос нет однозначного ответа.

Оставаться верной мужу, отвергая любовь, которая не померкла с годами, выбор Татьяны Лариной. Она не может отказаться от своего положения в обществе — богатой и знатной дамы, жены князя и генерала. Наталья Коршунова, тихая и ласковая героиня шолоховского «Тихого Дона», прощает нелюбовь и измены мужа, Григория Мелехова.

Современные женщины часто тоже готовы мириться с недостатками мужа, пьянством, побоями, изменами, до последнего стараясь сохранить семью…

На противоположном полюсе другие женщины — они готовы ради любви на любые жертвы. И любовь эта стихийная, метафизическая, непостижимая для разума. Любовь — это сама жизнь.

В тургеневской Асе сочетаются «доброе сердце» и «бедовая голова». Она искренняя, честная, подвижная. И ее чувства могут быть только такими же непосредственными: «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза ».

Лиза, скромная, трудолюбивая, совершенно отдалась Эрасту, она «им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие », любила его больше, чем себя. («Бедная Лиза» Н. Карамзина). Смысл жизни надеялась найти в любви к красавцу-офицеру Алексею Вронскому Анна Каренина. Она уходит от мужа и оставляет сына, чувствуя себя при этом преступницей. Нарушив законы долга и нравственности, царившие в обществе, она лишается друзей, все отвергают ее. Итог: единственный выход, который она видит, — смерть.

Свое сердце отдала Борису и Катерина Кабанова («Гроза» А. Островского). «Кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой: иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы ». Долг женщины, жены не позволяет ей утаить эту связь от мужа, и, не в силах больше выдерживать его деспотизм и деспотизм свекрови, она бросается в Волгу. Оставила богатого мужа и посвятила свою жизнь бедному Мастеру булгаковская Маргарита и даже заплатила земной жизнью за право оставаться с ним в жизни иной.

Не в силах противостоять чувствам «бесприданница» Лариса Огудалова. Она бросает своего жениха и едет на ночную прогулку с Сергеем Паратовым, который уже один раз обманул ее. Но она все же надеется, что он женится на ней. Будучи обманутой и второй раз. Лариса понимает, что ей никогда уже не выйти замуж. Погибая от руки ревнивца-жениха, она считает это благодеянием.

Лара Гишар («Доктор Живаго» Б. Пастернака) говорит, что если бы ей пришлось выбирать между любовью и долгом, то: «…Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим ».

Феминизм, к слову, который шествует по всему миру, практически не затронул Россию. Как ни парадоксально, но причина в том, что именно советская Россия стала одной из первых стран, где женщины получили равные права с мужчинами, в том числе право на доступное бесплатное высшее образование. Во многом как раз благодаря этому русские женщины славятся своим умом. «Чем русская блондинка отличается от женщины вообще? Русская блондинка умеет играть в шахматы». Эта американская шутка как нельзя лучше характеризует отношение к IQ русских дам. И правда, воинствующий феминизм в России гораздо менее жизнеспособен. Любая женщина здесь будет рада, если ей уступят место в общественном транспорте, подадут руку при выходе или откроют дверь. В России принят традиционный взгляд на роль мужчин и женщин. Женщина — хозяйка в доме и мать. Да, многие девушки стремятся получить хорошее образование, состояться в профессии, но это никак не отменяет семьи и рождение детей. Недаром даже слово «вуз» в шутку расшифровывается как «выйти удачно замуж». Работают же русские женщины часто не для карьеры, а для денег — на одну зарплату супруга просто не прожить. И сохраняют трудолюбие и энергичность до старости.

Словом, портрет русской женщины, вне зависимости от времени и ее положения в обществе, противоречив и многолик. А русский женский характер — это мозаика разнообразных чувств и поступков, мыслей и эмоций, из которой складывается узор жизни, яркий и неповторимый .

Русская литература всегда отличалась глубиной идейного содержания, неустан-ным стремлением ставить и разрешать жизненно важные вопросы, гуманным от-ношением к человеку, правдивостью изо-бражения действительности. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные на-шему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чис-тых женщин, отличающихся верным и лю-бящим сердцем, неповторимой душевной красотой.

Только русские писатели уделяли так много внимания изображению внутренне-го мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века через всю нашу литературу проходит образ русской жен-щины-героини с горячим сердцем, пла-менной душой и готовностью на великие подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерус-ской женщины Ярославны. Она — вопло-щение любви и верности. Ее печаль в раз-луке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к си-лам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Сло-ва» сумел придать образу Ярославны нео-быкновенную жизненность и правдивость. Он первый создал прекрасный образ рус-ской женщины.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пуш-кин запечатлел незабываемый образ Та-тьяны Лариной. Татьяна «русская ду-шою» — это автор подчеркивает на про-тяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной ста-рине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без ис-кусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отноше-ние к жизни, к любви и к своему долгу, для нее характерны глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты вос-питала в ней связь с русским народом и рус-ской природой.

Пушкин дал и другой, казалось бы, ме-нее заметный образ скромной русской девушки. Это образ Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Автор сумел пока-зать и серьезное отношение ее к любви, глубину чувства, которое героиня не уме-ет выразить красивыми словами, но вер-ность которому сохраняет всю жизнь. Она готова пойти на все ради любимого чело-века. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катери-ны в драме Островского «Гроза», в кото-ром, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в тем-ном царстве», исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, вый-дя замуж за нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном цар-стве» встречает человека, близкого ей по духу! Любовь к нему становится для Кате-рины единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои поня-тия о грехе. Борьба между чувством и дол-гом приводит к тому, что Катерина публич-но кается перед мужем, но, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов са-модурной силе».

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую га-лерею изумительных русских женщин. Пе-ред нами встает Лиза Калитина («Дворян-ское гнездо») — светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои по-ступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинами Древней Руси.

Но Тургенев дал образы и женщин ново-го времени — Елены Стаховой и Мариан-ны. Елена — «необыкновенная девушка», она ищет «деятельного добра», стремится выйти за узкие рамки семьи, на простор общественной деятельности. Но условия русской жизни того времени не давали женщинам возможности такой деятельно-сти. И Елена полюбила Инсарова, который всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины. Он увлек ее красотой по-двига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу — ос-вобождению болгарского народа от ту-рецкого ига. Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания женской судьбе. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая раб-ски-приниженная жизнь не сможет сло-мить гордость и чувство собственного до-стоинства русской крестьянки. Такова Да-рья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой предстает перед нами образ рус-ской крестьянки, чистый сердцем и свет-лый душой:

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна.

... Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, по-следовавших за своими мужьями в Си-бирь. Трубецкая и Волконская готовы де-лить с мужьями, пострадавшими за счас-тье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Наконец, революционный демократ Н. Г. Чернышевский показал в романе «Что делать?» образ новой женщины Ве-ры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до кон-ца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Ве-ре Павловне.

Л. Н. Толстой, выступая против идеоло-гии демократов-разночинцев, противопос-тавляет образу Веры Павловны свой идеал женщины — Наташу Ростову. Это одарен-ная, жизнерадостная и решительная де-вушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Толстой под-черкивает в Наташе практичность и хозяй-ственность. При эвакуации из Москвы в 1812 году она помогает укладывать ве-щи, дает ценные советы. Патриотический подъем, который пережили все слои рус-ского общества при вступлении армии На-полеона в Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы, предназначенные для погрузки имущества, были освобождены для раненых. Но жизненные идеалы Ната-ши Ростовой не сложны — они лежат в се-мейной сфере.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях вывели целый ряд замеча-тельных образов русских женщин, раскры-ли во всем богатстве их душевные, нравст-венные и интеллектуальные качества, чис-тоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе. Эти черты характерны для образа русской женщины в русской классической литературе.

Красота девушек на Руси прославилась на весь мир. В свое время их считали самыми привлекательными среди всех остальных, причем секреты их красоты пытались узнать многие женщины мира. Какие параметры женского тела и моральных качеств считались идеальными на Руси и кто был идеалом подражания?

Девичья красота. Идеалы Руси

Деревенский уклад требовал от каждой жительницы обладать особыми качествами, которые в современном мире могут посчитаться нецелесообразными. Но девушки Руси сохраняли этих традиции и обычаи вплоть по XIX века.

Главная задача любой женщины Руси – продолжение рода. Именно этот критерий нередко совпадает с правилами жизни мусульманской женщины. Русь же славилась тем, что в достаточно юном возрасте, примерно 13-16 лет, молодые дочери выдавались замуж за мужчин. Основной их задачей было также поддержание порядка в доме, научиться искусству соблазнения своего мужчины. Женственность – качество, которым славились девушки. Они воспитывались в строгости, соответственно законам того времени, но в то же время их основной задачей было угодить своему мужчине.

Приятная внешность, умение правильно одеваться, придерживаться этикета и моральных установок – главные требования к любой женщине. При этом достаточно большой акцент уделялся ее «честному» имени. Ни одна из барышень не имела права разгуливать подолгу со своими подругами, а встречаться с мужчинами и вовсе было запрещено. Если девушка приглянулась молодому парню, то он имел право вступить с ней в любой контакт лишь после обряда венчания.


Существовало несколько правил относительно стандартов красоты на Руси:

    Крепкое телосложение. Худощавые девушки не были в почете, поскольку считалось, что они не смогут родить здорового ребенка. Кроме того, такие барышни нередко не могли выполнять домашнюю работу наравне со своими супругами

    Высокая грудь и круглые бедра. Особенно это ценилось среди молодых девушек, которые еще не рожали детей. Такие женщины считались идеалом красоты, пышная грудь, широкие и упругие бедра, круглое лицо – поражали воображение любого мужчины на Руси

    Несмотря на новомодное веяние в Европе на бледнолицых девушек, здесь не прижились такие стандарты. Потому бледное «аристократическое» лицо воспринималось мужчинами Руси не иначе, как признак болезненности избранницы или ее неспособности заниматься домашним хозяйством. Девушки, которые с утра до вечера проводили время в работе под раскаленным солнцем, просто не могли оставаться светленькими

Кроме того, самыми обаятельными считались чернобровые девушки с пышными и шелковистыми волосами. Нередко они заплетали их в тугие косы, которые не состригали большую часть своей жизни. В те времена не было заведено носить короткие стрижки, потому даже старшие женщины имели густые косы.

Вымышленные правила красоты на Руси

Среди современных исследователей нередко можно услышать о некоторых вымышленных стандартах красоты девушек в былые времена. Причем их опровержение достаточно незатруднительно.

Самые распространенные заблуждения относительно красоты на Руси современности:

    Белые зубы женщины – признак ее здоровья, таких девушек всегда хотели взять в жены любые мужчины

Конечно, этому факту уделялось некоторое внимание, однако не столь большое, как говорят сегодня. Поскольку в те времена не существовало специальных средств для отбеливания зубов, то считалось, что красива та женщина, которая имеет здоровые зубы. Причем их оттенок мог быть от сероватого, до естественного желтоватого. На Руси полагали, что женщина с такими зубами менее подвергается болезням, а ее организм крепкий.