Хотят ли китайцы детей? Дети в китае.

С 9 по 12 ноября 2013 года в КНР проходил третий пленум ЦК Компартии. Пленум принял одно из ключевых решений, которое, несомненно, отразится на китайской демографии. Партия решила изменить в стране политику ограничения рождаемости: отныне семейным парам можно будет заводить не одного, а двоих детей, - при условии, что хотя бы один из супругов был единственным ребёнком у родителей.

Военный летний лагерь, открытый в пригороде Пекина в 2008 году. Среднестатистический ребёнок в лагере представляет из себя «маленького императора»: мальчика с родительской сверхопекой, без братьев и сестёр из-за политики «одна семья – один ребёнок», который, скорее всего, не знает, как заправить постель. Многие родители надеются, что вкус армейской жизни и строгая дисциплина укрепят характер их ребёнка


Резолюцию пленума цитирует «Синьхуа»: «Китай будет проводить новую политику, придерживаясь в целом основ государственной политики планирования семьи. Политика ограничения рождаемости будет уточняться и совершенствоваться шаг за шагом в целях долгосрочного сбалансированного развития населения Китая».

Слова о долгосрочном сбалансированном развитии, об уточнении и совершенствовании - отнюдь не пустые заявления и появились они не на пустом месте. База для них уже существует. Несколько лет тому назад власти КНР разрешили гражданам заводить второго ребёнка, но лишь тем семьям, в которых оба родителя - единственные дети. Разрешение на двоих детей было дано и семьям, живущим в сельской местности, при условии, если первый их ребёнок - девочка. Последнее понять легко: в Китае девочек рожать не любят, основной кормилец семьи - мужчина. Поэтому многие китаянки предпочитают делать аборты до тех пор, пока не забеременеют мальчиком. Итог этих абортов породил неестественную диспропорцию: китайская перепись населения 2011 года показала, что мальчиков в Поднебесной рождается примерно на 20% больше, чем девочек.

В 2008 году родителям детей, погибших или пострадавших при землетрясении в Сычуане, властями было разрешено родить ещё одного ребёнка.

Государственная политика по снижению рождаемости в Китае берёт начало в 1956 году. Первая кампания по планированию рождаемости в стране продолжалась около двух лет и не имела практически никакого эффекта.

В 1962 году стартовала вторая кампания по планированию рождаемости, которая продлилась до 1966 года. Её составляющие: поздние браки, удлинение интервалов между рождениями и сокращение размеров семьи. В связи с непродолжительностью эффект был более чем скромным.

По-настоящему о политике регулирования рождаемости в КНР заговорили с 1971 года, когда товарищ Мао Цзэдун выступил с докладом о налаживании работы по так называемому «плановому деторождению».

Таким образом, в 2011 году исполнилось ровно сорок лет появлению государственной политики планирования семьи.

По данным переписи, без ограничительных мер правительства население Китая составило бы в 2011 году не 1340 миллионов человек, а 1740 миллионов. Искусственное сокращение населения составило 400 миллионов человек.

Сегодня политика меняется по вполне понятной причине: из-за старения жителей. Экономически активное население стремительно дряхлеет. В недавнем прошлом Поднебесная делала ставку на своих относительно молодых работников: число трудоспособных китайцев в возрасте до 65 лет росло с 1980 по 1990 гг. на два процента. Заодно экономически поднималась и страна, становившаяся мировым рынком производства.

Однако во втором десятилетии XXI века прирост этих «молодых» работников оказался нулевым и нынче грозит уйти в короткий, а затем и длинный минус. Наряду с удорожанием рабочей силы в Поднебесной этот излом в демографии может оказаться роковым для Пекина. К тому же с ростом числа стариков может зашататься и пенсионная система: аналитики сомневаются, что она выдержит нагрузку.

Открытые данные, опубликованные в СМИ, складываются в нехитрую арифметику: население КНР составляет сегодня 1,34 млрд. чел., а количество стариков (начиная с 60 лет) - 194 млн. чел. По прогнозам, к 2020 году число пожилых людей будет равняться 243 миллионам, а к 2050 году перевалит за 280, а то и за 300 миллионов.

Представитель Государственного комитета по делам здравоохранения и планового деторождения КНР Мао Цюньань на днях заявил, что за четыре десятилетия политика планового деторождения в Китае сократила население Китая примерно на 400 млн. человек. По его словам, которые процитировало агентство «Синьхуа», уровень рождаемости в КНР снизился с 33,4 промилле в 1970 году до 12,1 промилле в 2012 г., а естественный прирост населения - с 25,8 промилле в 1970 г. до 4,95 промилле в 2012 г.

Снижение темпов роста численности населения ослабило влияние человека на окружающую среду и несколько разрешило проблему нехватки ресурсов, что способствовало экономическому развитию, отметил товарищ Мао Цюньань.

Также он подчеркнул, что политика планового деторождения на пять лет отсрочила тот день, когда на планете родится 7-миллиардный житель. Товарищ Мао Цюньань указал на китайскую политику регулирования рождаемости как на образец для подражания для развивающихся стран.

Образец?.. Эти победные реляции вряд ли оценили китайцы. С реформой политики регулирования правительство спохватилось поздновато. Китайцы уже не хотят иметь двоих детей. По крайней мере, те из них, кому посчастливилось войти в средний класс.

«У нас один ребёнок, второго не будет. Двое детей, конечно, хорошо, но для этого нужны условия, а мы не настолько богаты. Тут бы одного обеспечить всем необходимым», - молодая китаянка.

А вот и статистика службы знакомств. По сведениям еженедельника «Наньфан Чжоумо», лишь около четверти желающих найти мужа или жену рассчитывают встретить такого партнёра, который не имел бы братьев и сестёр, то есть того человека, с которым теперь можно завести двух детей.

Всё это не удивляет. С ростом благосостояния неуклонно снижается рождаемость. Так это обстоит в США, странах Западной Европы и в постреформенные годы в России, которая в буме безудержного потребления подражает тому же Западу. На «Военном обозрении» уже сообщалось о том, что европейцы считают «инвестиции» в детей делом невыгодным. Поэтому многие пары либо заводят единственного ребёнка, либо вовсе не рожают детей. Причина снижения рождаемости вовсе не в экономическом кризисе, а в нарастании эгоизма и крайнего индивидуализма. Человек предпочитает тратить деньги на себя, на свои удовольствия, а не на детей.

Точно такие же тенденции наблюдаются в современном Китае. К тому же поставить на ноги и образовать единственного ребенка в Пекине обойдётся родителям в сумму более двух миллионов юаней. Чтобы накопить столько средств, китайской семье со средним доходом придётся не есть и не пить двадцать три года, отмечает корреспондент «Вестей» Дмитрий Собиев.

Что касается «лишних» детей, то за них сегодня в КНР безжалостно штрафуют. На огромные суммы. Вот новейший пример.

Знаменитый режиссёр Джан Умоу поведал прессе о том, что у него есть «лишние» дети. Режиссёр публично объявил, что готов заплатить государству штраф за дочь и двоих сыновей. В СМИ пишут, что Джану Умоу придётся расстаться с несколькими миллионами долларов. Издания «пожелтее» убеждают своих читателей, что речь идёт чуть ли не о тридцати миллионах и что у китайского режиссёра не трое, а семеро отпрысков.

В заключение надо отметить, что изменения в политике планирования рождаемости связаны с настроем властей КНР на рост внутреннего потребления - на это тоже обратили внимание на пленуме ЦК КПК. При огромной численности населения страны и мировом финансовом кризисе, когда спрос на китайские товары падает, это весьма злободневная тема.

«Фактическая легитимизация второго ребёнка в молодых городских семьях может привести к появлению ещё 15 миллионов детей в Китае только в 2014 году. Помимо позитивного долгосрочного эффекта, это станет ещё одним стимулом к росту внутреннего потребления», -

July 12th, 2016 , 09:02 am

Если вы считаете себя строгим родителем, то после прочтения этой статьи — поймете, что вы просто лапушка для своих детей. Почему китайцы стали занимать ведущие позиции в мире? Почему среди них так много крутых бизнесменов, гениальных спортсменов и ученых? Есть все основания думать, что дело в воспитании, которое позволяет делать из юных китайцев лучших из лучших.



Начнем с того, что к детям в Китае особое отношение ввиду объективных причин. Крупнейшее по чиленности населения государство в мире было вынуждено еще в 70-х принять программу "Одна семья — один ребенок", которая предусматривала серьезные штрафы за рождение второго и последующих детей. В последние годы, правда, демографическая политика заметно смягчилась. Есть исключения для определенных категорий граждан: например, для национальных меньшинств; для китайцев, занятых в сельском хозяйстве; для китайских пар, где хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье. И так далее. Тем не менее, двое детей в Китае — удовольствие достаточно дорогое, не все могут себе позволить. А еще в Китае рождение мальчиков гораздо предпочтительнее девочек. Такая уж традиция. Поэтому в некоторых провинциях разрешено рожать второго ребенка, если первой оказалась девочка. Для нас может звучать дико, но так обстоят дела в Поднебесной. Из-за этого, кстати, в Китае гендерная диспропорция — 106,28 мужчин на 100 женщин. По прогнозам социологов к 2020 году в Китае будет 35 миллионов "лишних" мужчин. В том смысле, что им объективно не хватит невест. Сейчас таковых 20 миллионов. И конкуренция за женщин является одной из тысяч других конкуренций, которые выдерживают китайцы на протяжении всей своей жизни. Подготовка к борьбе за место под солнцем среди миллионов конкурентов начинается в детстве.

Воспитывают детей в Китае совершенно по-другому, нежели у нас. Китайские женщины работают очень много, поэтому выходят из декрета уже спустя 3-4 месяца после родов. Потому что там на работе особенно не держат, чуть зазеваешься — уволят и найдут другую. Как только мама выходит на работу, ребенок отдается в ясли. С 3 лет — в детский сад. В детских садах строгий режим: четкое распиание для сна и еды, ранне приучение к горшку. Детей стараются развивать как можно быстрее. Считается нормальным учить ребенка в полтора года рисованию и счету.

С самого раннего детства китайцы жестко подчинены воле своих родителей. Традиции конфуцианства дают о себе знать. Уважение к старшим и еще раз уважение к старшим. Родители играют с детьми только в те игры, которые развивают полезные для будущей трудовой деятельности навыки. Мама и папа очень конкретно подходят к выбору кружков и секций для своего ребенка. Нет такого, чтобы выбрать музыкальную школу только для того, чтобы "чем-то занять ребенка". Нет, ребенок должен стать музыкантом. Великолепным музыкантом.

В китайском воспитании нет метода "кнута и пряника". Почти всегда кнут. Похвалу ребенок может услышать редко. В исключительных случаях. Родители учат своих детей прежде всего дисциплине и трудолюбию. Благодаря этим качествам можно стать успешным человеком. Благодаря этим качествам Китай и стал одной из передовых стран мира.

Вот так закладывают дисциплину у маленьких китайцев.

Как я уже говорила, отличительная черта китайцев (как минимум тех, которые живут в Шанхае - чтобы не нарываться на беспокойных правдорубов) – любовь к детям.
В нашей стране к детям относятся по-другому, даже когда пытаются их любить – как бы там ни было мотивация пропитана агрессией, нацеленной либо на детей, либо на родителей. Здесь все по-другому. Здесь дети никого не раздражают, родители не бесятся от чужих взглядов, люди открыто улыбаются друг другу.


Как выглядит отношение китайцев к детям.
В метро:

Появление ребенка в общественном месте, особенно если этот ребенок европеец и голубоглазый красавец, - это фурор. В метро на малыша ласково смотрят взрослые, стар и млад. Как правило, детям уступают место без напоминания, уступают место маме с коляской, беременной, маме со слингом – в любом качестве мама будет сидеть в метро.

Если маме не уступили место, мама может подойти к любому и попросить об уступке – ей уступит тот, кого мама просила или сосед. Китайцы при виде мамы, ловят ее взгляд и пытаются понять, хочет ли мама сесть, и те, кто хочет посидеть сами (а китайцы любители посидеть в метро) так и остаются на месте, если мама не проявляет желания. То, что никто не уступил тебе место, не значит, что они не хотят его уступать. Это значит. Что они сами хотят посидеть, и могут встать если тебе надо. Не стоит трагично нависать над китайцами. Это люди, которым можно и нужно говорить о том, что ты от них хочешь. Если они не уступают, то это без злобы, а просто потому, что нормально попросить о помощи, когда она тебе правда нужна.

Китайцы не будут делать вид, что они спят, чтобы не вставать, судорожно закрывать глаза и якобы отрубаться при вашем детском появлении – они будут смотреть в глаза. И если ты иностранец и просишь конкретного человека уступить тебе место, а он совсем не понимает, что ты от него хочешь (уступить место маме – это не первая необходимость в транспорте, он не факт что поймет по выражению твоих глаз), ему переведет сосед, либо уступит место сам.

В метро, да и на улице, китайцы будут фотографировать детей на телефон. Фотографировать будут девушки, женщины, молодые люди, мужчины среднего возраста, деревенские или городские, на айфоны или на поношенные дешевые звонилки – они будут делать фотки со стороны или подойдут прямо к коляске. Иногда китайцы будут просить родительского разрешения сфотографировтаься с ребенком, мобилофотки как правило творятся без разрешения.

При этом китайцы радостно улыбаются, машут, агукают с ребенком, Лада это или Лис, - они всячески стараются привлечь к себе внимание, развлечь ребенка. Если мои дети, Лис в особенности ищут глазами с кем поперемигиваться, объекты десткого внимание всегда отвечают. Я еще ни разу не встретила безучастного к ребенку китайца. Даже грубые морщинистые мужские лица разглаживаются и светятся киатйской радостью при обменом взглядами с ребенком.

Некоторые пытаются щипать и тягать за щечки.

Я к вниманию отношусь спокойно, зачастую мне даже приятно, учитывая то, что я обычная курица, которая гордится своим выводком. Они не предлагают еду, они не суют руки детям в рот, они держатся дружелюбно и все это отчасти для того, чтобы помочь мне, а не только чтобы развлечь себя. К матери здесь есть уважение, все что мать делает – правильно. (Я по прежнему не говорю по китайские, не могу слышать разговоров, но по поведению, я догадываюсь, - они стараются облегчить обращение с ребенком в общественном месте)

Они не просто терпимы к детям, они искренне желают им добра. Часто в метро Лис бескомпромиссно тянется к сидящим рядом людям, и мне не надо извиняться за его поведение. (Я все равно извиняюсь, и мне в ответ только радостно улыбаются). Ему подкладывают под руки брелки на сумках или игрушекчки на одежде, чтобы он мог свободно с ними играть. Я не всегда это поддерживаю, не позволяю ему тянуть чужое в рот, но он умудряется ухватить за что нибудь соседей, если сидит у меня на руках или у саши.

В общественных местах:
Мне всегда помогут с детьми. Когда мы с ладой приходим на занятия по рисованию, ладу раздевает помощница учителя, берет за руку и уводить в класс. Я сажусь на диван, ко мне и к лису сразу же бросается администратор, которая совсем не говорит по английски потискать лиса, ко мне подходит еще одна девушка из центра, помогает снять малышу ботинки, комбинезон, укладывает все эти вещи в мой рюкзак, - и это так трогательно.

В музее проектирования нам затребовалась детская комната (именно их кстати в шанхае мало и они мало понимают, что я имею ввиду). Девушки с рецепшн пригласили меня к ним за рецепшн, внутри оказалась полукругом расставлены стулья. мы сели с ладой, разложили наши вещи - нас обступили китайские девушки, к ним собирались еще, и смотрели, что мы делаем. Одна из ним подняла с пола подгузник, выкинула его в мусорку, пододвинула ее к нам, - без брезгливости или чего еще. Провожали нас будто бы всем музеем, до сих пор улыюась, очень уж это было комично.

Китайцы очень положительно настроены к детям, и готовы помочь в любой ситуации. Если китаец не может помочь тебе сам, он будет просить других, и сопровождать вас всех, пока другие не исполнят все, что нам требуется. Например, передвижения с коляской в метро возможно, даже если я одна, а лифтом нет вблизи и нет экскалаторов. Так же я спойоно могу просить китайца взять Ладу за руку, чтобы она ехала в сопровождении по экскалатору, пока я еду рядом с коляской.

Фанатизм:
Они не дают мне советов, только тогда, когда что-то на их взгляд так очевидно, что может быть не видно мне. Уборщица ростикса очень переживала, что у лады торчал кусочек межбулья, попы пока она бегала по детскому центрику для посетителей заведения. Лада периодически подтягивала ей штаны, я была невозмутима, смысла в подятгиваниях нет – штаны сваливаются и ничего здесь не поделаешь - не могу же я ладу каждый пят минут дергать, чтобы подтягивать их самой.

Наша горничная неоднократно делала мне замечания, что лис плохо\холодно одет, но я ее успокаивала, что все в порядке и ему совсем не холодно.

Китайцы антифанаты холода и дождя – они не могут допустить, чтобы им было холодно или мокро, - они превращаются в одержимых фанатов, когда дело касается холода или мокровсти. Поэтому зимой так мало народу на улицах. Так же они дуреют, когда начинается дождь – это для них страшно: зонтиками они пользуются на любое качество дождя, даже на морось, и при малейших признаках капель прыгают в такси или пережидают под навесами.

Детей они кутают, одевают очень толсто, при том, что китайские дети не фанаты камбинезонов, как наши, - дети одеты раздельно и куртки и штаны пухлые будто в ватники, коляски задрапированы разноцветными одеялами.

Агрессия русских мам:

Очень многие русские мамы ведут себя в шахае соответственно русскому человеку в россии. Многие выбирают себе кондоминиумы, чтобы никогда не выходить на улицы, чтобы сидеть дома, чтоб отгородиться от той страны, где они вынуждены жить. Некоторые, в течение многих месяцев не выходят в шанхай, потому что либо не любят эту страну, не любят китайцев, либо им просто страшно\неудобно\неприятно\не хочется.

Большая часть русским мам несет нашу агрессию в массы: они орут на китайцев, которые тянут к их детям руки, орут, когда кто-то обращает на детей внимания, когда фоткает – у нас в стране есть поверье, что детей нельзя фотографировать, чужим особенно. Чем обсловлен этот пережиток, я не могу объяснить. Так же в нашей стране всех и везде подозревают в педофилии, возможно небеспочвенно, но честно говорят здесь подобное русское отношение наблюдать дико, учитывая то, какой антисекс народ в китае.

Я себя чувствую здесь хорошо. Меня не раздражает внимание к ребенку. Я понимаю, что не все люди, которые тянут к ребенку руки, мыли свои конечности в недавнем времени, и все подобное. Тем не менее, я пытаюсь быть разумной, и понимаю, что у моих детей сделаны прививки, дети растут и так не стерильных условиях, что фанатизм везде плох, и к тому же если я боюсь заразы, я могу взять ребенка на руки и отойти в сторону, что я и делаю, если кто-то на мой взгляд перегибает палку или собирается.

каждый раз, когда в россии мой ребенок плачет, я будто слышу шипение в спину, вижу что все эти люди, не важно есть у них дети или нет, сидят и думают, что я тупая, что я не могу справиться, что я не умею, да вот если бы они да они бы быстро разобрались и все такое. Любая мамаша расскажет о том, как ей надоедают с советами и вбросами на каждом шагу

В Шанахе так же как и в Нью Йорке я вижу только заинтересованные глаза: люди оборачиваютсян плач ребенка, видят нас, улыбаются и отворачиваются, либо продолжают наблюдать с интересном или участием, без раздражения без злости и агрессии.

Однажды мы столкнулись с девочкой инвалидом в метро.
Я даже и представить себе не могу, что там за диагноз был, умственно отсалая точно, очень агрессиваная, бросалась на людей, хотела у всех что-то отнять, не могла и минуты посидеть спойоно. Видимо перевозбудилась: ее мама бегала за ней по вагону, то крича на нее то целуя, держала в руке рюкзачек - они наверное ехали из спецшколы. Люди не щарахались от инвалида, они смотрели, грустно, но не шарахались, не покидали мест, хотя места еще были. Не хочу никакой морали выносить, но нам было страшно. Я забеспокоилась за детей, мы встали и вшли через две станции, почти сбежали, а все останые ехали и смотрели, да, доброжелательно, с пониманием.

Дети китайцев:
На счет туалетов и специальных шатнов: папа присылал нам национальные комплекты для малышей, я так и не смогла придумать им применение, и я слышала про детей, которые в теплое время года ходят по улицам с дыркой между ног – за 5 недель пребывания в киате я еще не встречала таких детей, при том, что дома я не сижу.

Один раз видела, как ребенок писал на улице, при этом лада писает на улице регулярно, потому что зачастую у нас нет другого выхода.

Как то раз лада присела около тротуара под кустик, чем вызвала безумный восторг у двух проходящих мимо китайских бабушек. Они остановились и стали активно жестами и улюлюканьем поддерживать снимающего штаны ребенка. Лада обычно не стесняется, но тут растерялась и спросила что ей надо делать, такая реакция таки показалась ей страннной.

Общения своих детей китайцы поддерживают, стараются подпихнуть детей друг к другу, не против, когда дети берут чужие игрушки не против чтобы брали их.

Китайские дети везде имеют кучу возможностей. Они имеют красивые удобные площадки, в супермаркетах и торговых центрах для них есть спец игровые зоны, зоны для творчества (за деньги), детские стульчики в кафешках и все подобное и прочее. Китайцы регулярно думают о том, как они могут развлечь своих детей, пока родители заняты учебами работами – большое значение придается интеллектуальному развитию, но так же и физическому. Обычная шкала напротив моего дома оснащена лучше, чем любая другая дико платная школа в МСК, это при том, что я не знаю, что там имеется в наличие внутри.

При этом китайцы очень странно относятся к детским жизням:

В метро во время давки никто не пропустит маму с коляской, беззлобно, но будут лезть вперед тебя, отталкивая, не видя ничего перед собой, удивляясь немного, если ты будешь на них наезжать, но вряд ли станут ругаться, просто не обратят внимание.

они возят детей на мотоциклах - сажают их перед собой на табуретки в любом возрасте и все в таком духе. Как только я приехала, сразу же встретила женщину, сидящую позади водителя со свертком на руках из одеял с младенцем внутри. И это нормально. Такие дела

В Пекине я была очарована китайскими детишками. Они очень милые, непосредственные, открытые, любознательные. Если малыши замечали, что я их фотографирую, то настораживались, а вот родители вели себя очень доброжелательно. Здесь никто не будет махать на вас рукой и запрещать наводить объектив на их дитятко, напротив, мамы и папы начинают улыбаться и разворачивать в сторону фотоаппарата своих чад. Сначала по московской привычке я боялась снимать детей, но когда увидела, что в Китае к этому относятся совершенно иначе, то меня было уже не оторвать:)) Вообще китайцы очень позитивный и радушный народ, с ними легко и приятно общаться даже на языке жестов:)) Все детки мне показались достаточно послушными, но секретов воспитания я так и не смогла узнать:)


Глядя на счастливых родителей с детьми, мне начинало казаться, что все мы не такие уж и разные: одинаково любим, радуемся, растим детей и хотим жить в мире без национальных предрассудков и распрей.

Многие просили сфотографироваться с Ксюшей. Китайцы считают эталоном красоты белую кожу и большие глаза.

В Китае довольно сложная демографическая политика. Их уже 1,5 миллиарда на планете, поэтому в таких густо населённых пунктах, как Пекин, можно иметь только одного ребёнка. Лишь очень обеспеченные люди могут родить ещё одного малыша. На второго ребёнка нет никаких дотаций от государства. Родители абсолютно все расходы оплачивают сами. Проблема с детскими садами стоит более остро, чем в России. Устроить ребёнка в хороший садик рядом с домом почти нереально. Платные детские сады стоят довольно дорого по китайским меркам. Время работы с 8 утра до 16:00, при опоздании с родителей взимается штраф за каждые полчаса.
В провинции можно иметь несколько детей, особенно если муж и жена были единственными детьми в семье. Также если первый ребёнок девочка, то можно родить второго. Если же первым был сын, то больше рожать нельзя.
Когда мы сказали нашим китайским друзьям, что у нас двое детей, они вздохнули и с неподдельным восторгом сказали: "Счастливые!"

Также господин На очень уважительно отнёсся к тому, что я не пошла работать по своей основной специальности - учителем русского языка и литературы, потому что хотела больше времени проводить со своими детьми.

В принципе, в китайских семьях патриархальный уклад, здесь уважают и слушаются старших. Но в мегаполисах уже делает своё дело эмансипация. Стало много независимых, обеспеченных женщин, которым с трудом удаётся создать семью, так как их критерии в выборе супруга очень высоки.

Наше любимое лакомство - клубника в карамели.

Не хочу никого эпатировать, но это традиционные китайские штанишки:) Зачем одевать памперсы, когда можно вот так... :))

Китай, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Воспитание начиналось с рождения. Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание членов семьи. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Поэтому в жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок.

Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой. Начиналось воспитание с игры в мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось жесткое воспитание, основанное на дисциплине.

Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления - семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов .

Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы .

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» .

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, раскрытая в трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

Приведем некоторые высказывания из этого трактата: «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»,

«Учиться без пресыщения»,

«Учиться и время от времени повторять изученное».

394Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»;«Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д..

Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.) продолжили развитие конфуцианского взгляда на воспитание и образование, внеся свои коррективы. Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере (Джуринский) .

Итогом воспитания в Древнем Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время последовательным в самообразовании.

В основе культуры воспитания лежит почтительное отношение младшего поколения к старшему. Именно итогом такого отношения стала выработка в человеке терпения, самоконтроля, самообладания, которые и до сих пор считаются приоритетными качествами при оценке человека.

Средневековая эпоха Китая охватывает временное пространство с конца 1го тысячелетия до н. э. до конца XIX в., состоящая из ряда периодов, имеющ их свои особенности в педагогической мысли, образовании и воспитании. При династии Цинь (II в. до н. э.) была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуанъ сюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Эта типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н.э.) развивается трехступенчатая система образования, предусматривающая начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и были предназначены для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты делаются главным предметом изучения в школах. Окончивший курс мог сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет культура и образование Средневекового Китая переживали в период с III по X в. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На исходе «золотого века» китайского Средневековья все заметнее стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. Некоторые ученые считали, что средством преодоления застоя в образовании является корректировка конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. К их числу принадлежал Ван Анъши (1019-1086). В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), трактовавшего жизнь как победу человеческого разума и любви. Начатая им реформа, однако, не принесла успеха. В результате были вновь обоснованы идеи безусловного подчинения младших старшим.

При монгольской династии Юань (1279-1368) происходит развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Прежние идеи воспитания были подтверждены.

В период правления династии Мин (1368-1644) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

При маньчжурской династии Цин (1644-1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен, воспитание и обучение по-прежнему определялись неоконфуцианской идеологией. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, популяризировали которые специальные лица - беседчики. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лиш ь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь календарный год за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 ч утра до 18 ч вечера с перерывом на 2-часовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость - красовалась на видном месте и ее то и дело пускали в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов классических и других книг нравоучительного характера, например, «Детские годы». Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось 5-6 лет. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов.

После прихода к власти Гоминьдана продолжали существовать классическое начальное китайское образование, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации. В Китайской народной республики (1949) стали активно развиваться школы с введением учебных дисциплин, которые изучались в Советском Союзе. В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. При этом подчеркивалось необходимость усердного учения, самовоспитания.

Приведем некоторые цитаты Мао Цзэдуна :

«Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше».

Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года) .

«Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: «в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди». Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться» («Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I).

«Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали»- вот как мы должны поступать» («Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II).

«Культурная революция» в Китае вылилась в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. 1июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии Пекинского университета, миллионы школьников и студентов организовались в отряды и начали выискивать «монстров» среди преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

В ходе «культурной революции» хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов ит.д.

«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50х г.г.

Восстановление и дальнейшее развитие образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений.

В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях. В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Базовое образование в Китае включает в себя дошкольное образование, обязательное девятилетнее образование (начальная и средняя школа низшей ступени), обучение на высшей ступени средней школы, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках программы ликвидации безграмотности.

В Китае насчитывается более 200 млн. школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Правительство КНР проводит активную политику в сфере образования, направленную на уменьшение количества малообразованного населения. Работа по повышению доступности девятилетнего обязательного образования выходит на новый уровень (Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51).

В настоящее время в Китае проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».