"Хотела к тем, кому хуже, чем мне": зачем женщины идут в сестры милосердия.

Самое первое письмо героя, пронизанное мотивами райского блаженства, вводит смысловой пласт первостепенной значимости для всего произведения: "Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои, Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении, должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастью небесных птиц... то есть я все такие сравнения отдаленные делал. У меня там книжка есть одна, Варенька, так в ней то же самое, все такое же весьма подробно описано" "Отдаленные сравнения" Макара Девушкина имеют смысловую опору, безусловно, в Нагорной проповеди Христа: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело - одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" . Забота Девушкина о еде, питье и одежде как забота о душе делает невозможным для него исполнение заповеди Нагорной проповеди.

Примечательно и другое "отдаленное" сравнение героя - болезненного ощущения чужого взгляда ("что люди скажут?", "для людей и в шинели ходишь") с девичьим стыдом: "...бедный-то человек и на свет-то Божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, - дескать, не про него ли там что говорят... Да, уж если вы мне простите, Варенька, грубое слово, так я вам скажу, что у бедного человека на этот счет тот же самый стыд, как и у вас, примером сказать, девический. Ведь вы перед всеми - грубое словцо-то мое простите - разоблачаться не станете, вот так точно и бедный человек..." (1; 69). Стыд как преобладающее свойство мироощущения Девушкина (в данном отношении звучание фамилии героя весьма красноречиво) проявляет утвердившееся в нем сознание собственной наготы (имеется в виду, естественно, душевное состояние), открытой взгляду другого - чужого - врага. Ощущение подкрепляется и его восприятием холодного, грязного, неуютного - "студного" петербургского мира.

Истоки преследующей героя Достоевского стыдности восходят к событию библейской истории, когда у первых людей после грехопадения "открылись глаза" и они увидели свою наготу. Как результат стремления скрыть ее возникает одежда - "ризы кожаны". "Ризы кожаны" и есть главная забота, владеющая душой Макара Девушкина, забывшей райское блаженство, которым дышит его первое письмо. По его мнению, эта забота свойственна человеку вообще, независимо от его социально-имущественного статуса. "Все мы... выходим немного сапожники", - пишет Макар Алексеевич Вареньке, обобщая свой жизненный опыт. Конечно, одежда означает здесь не шинели и сапоги как таковые, а метафизическую "одежду" души, "облачающий" душу подвиг жизненного делания. "Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими, - указывает апостол Павел на нужду души в "одежде". - Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог... ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал..." (2 Кор. 5, 2-10) (См. анализ данного смыслового пласта романа в ст.: Бочаров С. Холод, стыд и свобода. История литературы sub speice Священной истории// Вопросы литературы, 1995. Вып. V).

Речь идет об одном из важнейших образов Евангелия, содержанием которого проникнута вся хронологическая богослужебная и аскетическая практика. В евангельской притче, уподобляющей Царство Небесное брачному пиру, данный образ предстает как "брачная одежда". "...Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных" (Мф. 22, 2-14). Смысл, заложенный в образе "брачной одежды", раскрывается в апостольских словах: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3, 27). "Я сораспялся Христу, - говорит апостол Павел, - и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 19-20).

Герой "Бедных людей", чувствуя в себе эту духовную нужду, старается создать себе "ризы кожаны", и прежде всего он "облачается" в слово, "формируя слог". Особенности "слога" Макара Девушкина отчетливо проступают с первого же его письма. Рассказывая Вареньке о своей новой квартире, он пишет: "Я живу в кухне или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный... то есть, или еще лучше сказать, кухня большая в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный... Ну, так вы и не думайте, маточка, чтобы тут что-нибудь такое иное и таинственный смысл какой был; что вот, дескать, кухня! - то есть я, пожалуй, и в самой этой комнате за перегородкой живу, но это ничего; я себе ото всех особняком, помаленьку живу, втихомолочку живу" (1; 14).

Назвав прямо предмет описания, Девушкин как будто испугался его откровенной неприглядности, отпрянул и, словно кружась вокруг него, медленно подступает опять, подыскивая для него более завуалированную словесную оболочку. Таким путем герой пытается преобразить свое бытие - прежде всего, естественно, в глазах другого. Подобные попытки сопряжены у Макара Алексеевича с намерением "пуститься в свет", сопровождающимся "литературными увлечениями". Эти увлечения выявляют всю важность для Девушкина жизни в слове, когда Достоевский заставляет его поочередно прочитать "Станционного смотрителя" Пушкина и "Шинель" Гоголя. "Маленький" человек, таким образом, из героя знаменитых произведений превращается в их читателя и судью.

Эпиграф к "Бедным людям", взятый из рассказа В. Ф. Одоевского "Живой мертвец", содержит лукаво-ироничное сетование на "сказочников", которые своими писаниями "всю подноготную в земле вырывают". Девушкин обнаруживает эту "подноготную" и в "Станционном смотрителе", и в "Шинели". Но если первое произведение вызывает в нем восторженное умиление, то второе - ожесточает, приводит в негодование и подталкивает к "бунту" и "дебошу". "В жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек, - пишет герой по поводу пушкинской повести. - Читаешь, - словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое оно уже там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно - вот как!.. Нет, это натурально!.. Это живет" (1; 59). Гоголевскую же "книжку" он называет "злонамеренной", жалуясь на оскорбивший его "пасквиль" именно за то, что в его "конуру" "пробрались" и "подсмотрели": "Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать - куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено! Да тут и на улицу нельзя показаться будет; ведь тут это все так доказано, что нашего брата по одной походке узнаешь теперь" (1; 64). Девушкин, переходя из пушкинского мира в гоголевский, ощутил себя, подобно Адаму и Еве, вкусившим запретный плод, "скрывающимся и прячущимся" (Бочаров С. Г. Холод, стыд и свобода (История литературы sub speice Священной истории) // Вопросы литературы, 1995. Вып. V. С. 141).

Оскорбленный герой выносит приговор "злонамеренной книжке": "...это просто неправдободобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Да ведь после такого надо жаловаться, Варенька, формально жаловаться" (1; 65). В пушкинском мире нагота сердца, "вывороченного изнанкой", не стыдна, но, напротив, вызывает умиление, поскольку покрыта милующим сочувствием, создающим впечатление, "словно сам написал". В гоголевской "Шинели" - холодно-студный взгляд "чужого", подсматривающий взгляд - и в этом неправда (позднее Достоевский скажет: "В одном только реализме нет правды", имея в виду "фотографический" реализм - 24; 248).

Искусно создав в своем произведении взаимную спроецированность трех "родственных" сюжетов, Достоевский раздвинул рамки гоголевской темы о бедном чиновнике, соединив ее с темой "отцовского попечения". Причем последняя встроена им в тот же смысловой ряд, в каком разворачивался мотив "жизни в слове" Макара Девушкина.

Подобно тому, как герой "Станционного смотрителя", горячо любящий свою дочь, пытается спасти ее от похитившего ее соблазнителя, герой "Бедных людей", страстно привязанный к сиротке Вареньке, всяческими "благодеяниями" стремится оградить ее от оскорбителей - офицера, помещика Быкова, Анны Федоровны. Причем роману Достоевского передалась и сориентированность пушкинской фабулы на евангельскую притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). В сознании Девушкина впечатление от прочитанного им "Станционного смотрителя" сливается с реакцией на намерение Вареньки идти к "чужим людям" (т. е. "на страну далече"): "...Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться... вот оно что, маточка, а вы еще тут от нас отходить хотите, да ведь грех, Варенька, может застигнуть меня. И себя и меня сгубить можете, родная моя" (1; 59).

"Благодеяния", которыми Девушкин осыпает Вареньку (от "фунтика конфет" и "бальзаминчика" до театра), объясняются внутренней установкой, проявляющейся в его словах: "...я занимаю у вас место отца родного" (1; 19). Эти слова приоткрывают подспудные мотивы его поступков во взаимоотношениях с "родственницей"-сироткой, неразрывно связанных с "литературными" и "светскими" устремлениями героя, с "чаем" и "сапогами" "для людей". Уже в первом своем романе Достоевский наметил глубоко разработанную им в позднем творчестве ситуацию человека, желающего стать в глазах другого на место Бога. (См. об этом: Ветловская В. Е. Роман Ф. М. Достоевского "Бедные люди". Л., 1988. С. 154). Сокрытие от болезненно ощущаемого чужого взгляда собственной "наготы" становится предпосылкой усвоения себе Девушкиным по отношению к Вареньке "отцовских" функций, а через них - и "божеских". (Та же подоплека видна в поведении Девушкина с Горшковым.)

От "облагодетельствованной" Вареньки требуется оставить "блажь" и своим послушанием "осчастливить старика". Героиня как бы соизволяет этой внутренней установке "благодетеля": "Я умею оценить в моем сердце все, что вы для меня сделали, защитив меня от злых людей, от их гонения и ненависти" (1; 21). Она "покрывает" его крайнюю нужду в объекте "благодеяний", обнаруживающуюся со всей остротой в момент разлуки, когда Девушкину приходится придумывать наивные и беспомощные предлоги, чтобы удержать ее. Вообще все "благодеяния" Девушкина осуществляются за счет взятого вперед жалованья, увеличения долгов, т. е. того самого "проматывания", о котором говорится в евангельской притче. Парадоксальным образом герой, желая утвердиться в "отцовских" функциях, оказывается на месте блудного сына. Даже разглашение тайны его переписки с Варенькой несет в себе отзвук евангельского "живя распутно" (обозначенный уже в "Бедных людях" мотив любви старика к молодой девушке устойчив на протяжении всего творчества Достоевского вплоть до последнего его романа).

"Благодеяния" Девушкина заканчиваются "бунтом" и "дебошем". Он - первый "бунтовщик" Достоевского; его глухое и испуганное вольнодумство (отчего такая несправедливость: одни - богаты и счастливы, другие - бедны и несчастны) будет впоследствии громко подхвачено Раскольниковым и Иваном Карамазовым. После "дебоша" уже Варенька посылает Макару Алексеевичу "полтинничек". Героиня добровольно несет на себе "бремена" своего "благодетеля" (ср. у апостола Павла: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" - Гал. 6, 2). Тихая кротость в сочетании с внутренней силой и решительностью - непременные черты ее портрета, свойственные целому ряду женских образов Достоевского. Особенно подробно они раскрываются в "Маленьком герое" в описании облика m-me M*: "Возле нее всякому становилось как-то лучше, как-то свободнее, как-то теплее... Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. Перед ними можно ничего не скрывать, по крайней мере ничего, что есть больного и уязвленного в душе. Кто страждет, тот смело и с надеждой иди к ним и не бойся быть им в тягость, затем что редкий из нас знает, насколько может быть бесконечно терпеливой любви, сострадания и всепрощения в ином женском серд-це. Целые сокровища симпатии, утешения, надежды хранятся в этих чистых сердцах, так часто тоже уязвленных, потому что сердце, которое много любит, много грустит... Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот уже их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг..." (2; 273).

Наделяя подобные женские образы такого рода свойствами, Достоевский сближает их с евангельской грешницей, возвеличенной Христом над фарисеем за то, что она "возлюбила много" (Лк. 7, 36-48). Одновременно эти "сестры милосердия" становятся "женами-мироносицами" в своем мужественном служении "мечтателям" и "скитальцам". Данное сочетание формирует типологические черты, которые можно назвать "магдалиническими". Их палитра в послекаторжных произведениях писателя чрезвычайно разнообразна. (Мария Магдалина вместе с другими стояла у Креста при крестных страданиях Христа, присутствовала при Его погребении и была первою, кому явился Христос по Своем воскресении.)

Герой, явственно ощущая крах своих попыток к мнимому преображению, осознает пересечение с жизнью "оскорбленной и грустной" героини как судьбоносный рубеж. "Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! - признается Макар Девушкин Вареньке. - Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. Они, злодеи-то мои, говорили, что даже и фигура моя неприличная. И гнушались мною, ну, и я стал гнушаться собою; говорили, что я туп, я и в самом деле думал, что я туп, а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную. Так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других, что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек" (1; 82).

Свет, просвещающий внутреннюю тьму, о котором говорит Девушкин, - свет подлинного преображения, перерождения "ветошки" в человека. Прогоняя прежний, мнимый свет ложного делания ("блеск", "лоск"), он проникает в самую глубину ("сердце и мысли"), и его действие - пробуждающее, оживляющее, подвигающее к любви. Пьянящему "расточению" неправедно полученного "наследства" противопоставлено трезвящее возвращение герою самого себя, венчающееся встречей с "его превосходительством", воскресившим своим поступком его дух ("...они мой дух воскресили..." - 1; 93).

Эта встреча, составляющая силовой центр сюжетной концовки, закономерно насыщена звучанием мотивов Страшного Суда, когда все тайное и незримое превращается в явное и зримое. Рассказ Девушкина Вареньке выдержан в соответствующих тонах: "...зовут меня. Требуют меня, зовут Девушкина... вот опять начали, ближе, ближе. Вот уже над самым ухом моим: дескать, Девушкина! Девушкина! Где Девушкин?.. Я помертвел, оледенел, чувств лишился, иду - ну, да уж просто ни жив ни мертв отправился. Ведут меня через одну комнату, через другую комнату, через третью комнату, в кабинет - предстал!" (1; 92). Уподобление внутренних переживаний героя умиранию и тройному прохождению через мытарства, завершающемуся предстоянием пред "нелицеприятным судилищем", развернется в последнем романе Достоевского, "Братьях Карамазовых", в монументальную картину воскресения "нового человека".

"Суд" над Макаром Девушкиным происходит чрез него самого, увидевшего себя в зеркале: "...я взглянул направо в зеркало, так просто было отчего с ума сойти от того, что я там увидел" (1; 92). Зеркало показывает ему его "наготу", которая подчеркивается оторвавшейся пуговицей ("...тут, маточка, такое случилось, что я и теперь едва перо держу от стыда"), покатившейся "к стопам его превосходительства": "вот и все было мое оправдание" (1; 92). Не оправдывающий себя "маленький" человек оправдывается самим "судией": "Тут его превосходительство обернулись к прочим, раздали приказания разные и все разошлись. Только что разошлись они, его превосходительство поспешно вынимает книжник и из него сторублевую. "Вот, - говорят они, - чем могу, считайте, как хотите..." - да и всунул мне в руку... весь покраснел... взял мою руку недостойную, да и потряс ее, словно родне своей, словно такому же, как сам, генералу. "Ступайте, говорит, чем могу... Ошибок не делайте, а теперь грех пополам..." (1; 92-93). "Его превосходительство" словно вторит Христовому: "...Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?.. и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Ин. 8, 10-11). В изображении "суда" генерала последовательно подчеркнуто стремление совершить прощение максимально неосуждающе, милующе, покровенно. При этом самый далекий "чужой" для "маленького" человека - "его превосходительство" - становится "родней", братом.

Так первый роман Достоевского обозначил идею, стержневую для всего творчества писателя, - идею "восстановления погибшего человека". Тайна человека, "отуманенного грешною мыслью", не может быть разгадана на уровне исключительно социального устройства. Она уходит корнями вглубь человеческой природы, закон которой нарушен грехопадением. У Достоевского "бедные люди" - не просто забитые, униженные и оскорбленные изгои, "парии общества", но прежде всего евангельские "нищие духом", "малые сии", жаждущие в социальной справедливости высшей небесной справедливости Царствия Божия.

Исполнительный директор екатеринбургской Православной Службы Милосердия Екатерина Косточка - о роли женщины, служении ближним и сестрах милосердия.


В последнее время я часто слышу разные мнения о женском призвании, и, признаться честно, сама порой задаю себе этот вопрос: а какое предназначение у меня в этой жизни? Да, у меня, как и у многих, прекрасная семья, интересная работа, любимые друзья. По выходным мы ходим в храм. Однако при всей кажущейся полноте жизни я неизменно ощущала нехватку чего-то важного. Пришло понимание того, что я хочу не только вкладываться в себя, семью и профессию - это моя прямая обязанность, но делать что-то по зову души, без каких-либо внешних мотиваторов.

Полгода назад в моей жизни появилось очень неожиданное служение (если бы мне об этом сказал кто-то несколько лет назад - ни за что бы не поверила) - один раз в неделю я приезжаю в паллиативное отделение, где находятся люди с серьезными, неизлечимыми заболеваниями. Всего один час рядом с тяжело больными пациентами - и из стен этого учреждения я выхожу совершенно другим человеком. Я вдруг перестаю чувствовать усталость, забываю о сиюминутных трудностях и понимаю, как прекрасна эта жизнь, как она многогранна и полноценна. Я ловлю себя на том, что жду каждой новой встречи с теми, кто уже на грани смерти, и в ком такая жажда жизни.


Есть такая мудрость, что если тебе плохо, найди того, кому еще хуже, и помоги ему. Но если у тебя всё относительно хорошо, стоит ли ждать каких-то неприятностей, чтобы начать отдавать часть своей жизни тем, кто нуждается в поддержке и внимании? Наверное, именно этим руководствуются сестры милосердия, рядом с которыми я тружусь долгое время, но чья мотивация порой скрыта от посторонних глаз. Согласитесь, это не типичная ситуация, когда современная женщина не просто пытается стать идеальной матерью или хозяйкой, но еще и часть своего времени, сил и энергии отдает совершенно незнакомым людям.

Сейчас в екатеринбургской Православной службе милосердия более 50 сестер, которые несут свое служение во всех социальных проектах - от помощи детям до поддержки бездомных. Все они - самые обычные девушки и женщины: студентки и пенсионерки, новоиспеченные и многодетные мамы, трудоголики и домохозяйки. Всех их объединяет одно - искреннее желание помогать тем, кто нуждается в уходе, внимании и поддержке - бытовой, материальной, душевной или духовной.


Глядя на них, понимаешь, что роль и призвание женщины может быть не только в семье и работе, есть еще одна незаслуженно забытая сфера, где женщина может себя реализовать, - это путь служения ближним. Именно служения, бескорыстного и даже жертвенного, каким шла в начале XX века княгиня Елизавета Федоровна, царственные княжны Романовы во время Первой мировой войны, медсестры в ходе Великой Отечественной. Служение современной сестры милосердия еще более разнообразно, каждая из них может найти себе дело по душе.

Традиционно сестринская забота незаменима в детской сфере - прогулки, сопровождение на время лечения в больнице, творческие и игровые занятия. Порой сестра милосердия оказывается для одинокого больного ребенка пусть не родной матерью, но на какое-то время единственным близким человеком, способным разделить боль и страхи своего маленького подопечного. В сестринской поддержке нуждаются не только малыши, но и родители, например, в детском онкоцентре, где сестры помогают пережить потерю ребенка его близким. Часть сестер ухаживают за одинокими, пожилыми людьми на дому, в больницах и домах-интернатах, а также служат бездомным. Именно служат, потому что люди, попавшие на улицу, - это особая категория подопечных, к которым нужен особый подход и огромное сердце, полное любви и заботы.


Бывает, я очень грущу от нехватки времени и сознания собственной беспомощности перед лицом множества важных и срочных дел, и я смотрю на сестер милосердия - как они всё успевают? Но, как сказал классик, человек всегда находит время на то, что для него действительно ценно, что находит отклик в его сердце. И если кроме удовлетворения собственных потребностей и интересов, выполнения своих прямых трудовых или домашних обязанностей женщина находит возможность позаботиться о том, кому сейчас больно, трудно и страшно, - мне кажется, это достойно уважения.

Совершенно очевидно, что не каждой дано стать матерью Терезой. И вовсе не обязательно идти против системы или вывозить больных детей из зоны боевых действий. Но я уверена, что многим из нас под силу хотя бы одним добрым делом, словом, взглядом утешить и поддержать ближнего. И в этом тоже подлинное женское предназначение.

12 мая 1820 года родилась Флоренс Найтингейл, основательница профессии сестра милосердия и общественный деятель Великобритании. В Крымскую кампанию Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали. Солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда сама обходила палаты с ранеными. Есть ли место подвигу сестер милосердия сегодня? Об этом мы говорим с настоятельницей Марфо-Мариинской обители монахиней Елисаветой (Поздняковой).

Матушка Елисавета, День рождения Флоренс Найтингейл, 12 мая, считается Всемирным днем медсестры. На ваш взгляд, чем работа медсестры отличается от служения сестры милосердия?

По большому счету, я думаю, что медсестра ничем не должна отличаться от сестры милосердия. Раньше, в XVI-XVII веках медициной занимались в основном только мужчины, это направление было их преимуществом, женщин-докторов не было. Только в XIX веке стали открываться учебные заведения, которые обучали медицинскому делу женщин. Но ухаживать за больным, помогать ему, скрашивать дни его болезни всегда призваны были женщины: и дома, и в больнице. Во время войн, конечно же, только женщины ухаживали за ранеными. Начиная с Русско-турецкой войны на фронт уезжали женщины, которые формировали из себя общины милосердия, и они помогали раненым. Они слушались указаний врача, а когда врача рядом не было, просто делали все, что могли: перевязывали, ухаживали, кормили, поили пациентов, в общем выхаживали их.

К концу Русско-турецкой войны движение сестер милосердия расширилось, они оказывали огромную помощь фронту и раненым. Тогда и сложился героический образ сестры милосердия. Почему героический? Потому что сестры выносили раненых с поля боя, рискуя собой. Во время сложных переходов, марш-бросков сестры, как бы им ни было тяжело, шли вместе с отрядами, заботились о своих раненых, о тех, кому было плохо, выхаживали их и всегда ассоциировались в глазах людей с жертвенным подвигом.

А в XIX веке, как я уже говорила, появились учебные заведения, которые обучали медицинскому делу, и тогда уже сестры стали ухаживать за больными более профессионально. Но все же, основная концепция служения сестры милосердия даже у самой Флоренс Найтингейл заключалась в системе ухода: в проветривании комнаты, поддержании безопасного инфекционного режима. Ведь об этом ничего не знали тогда. То, что говорила Флоренс Найтингейл, в свое время было открытием. Да, просто не знали таких простых вещей, что, например, когда комнату проветривают, в ней становится меньше микробов и больные быстрее выздоравливают и нужно, чтобы больные были чистенькие, чаще менять им нательную одежду и постельное белье. Для нас это сейчас естественно, элементарно, но тогда этого не было и достигалось, к сожалению, большим трудом, потому что сестры не успевали: одежды особенно не было, перевязочного материала тоже не хватало. Но они старались все это соблюдать, и Флоренс Найтингейл положила много сил для того, чтобы внедрить эту систему ухода. А в постреволюционное, советское время уже появилась медсестра...

- И служение сестер милосердия нивелировалось...

Потому что те люди, которые пришли к власти, пытались убрать даже из лексикона все, что ассоциировалось с прежним строем, и название сестры милосердия попало под эту же категорию. Сестру милосердия переименовали в медицинскую сестру.

Но по сути медицинская сестра - это та же сестра милосердия, но квалифицированная, обученная, та сестра, которая должна быть всегда рядом с пациентом, которая жалеет больного, слышит его просьбы и пытается помочь. То есть сестра, именно сестра. Как мы относимся к своим братьям, точно так же сестры должны относиться к пациентам, быть всегда рядом. Потому что врач в современных больницах ведет курс лечения, но к больному заходит редко. Медицинская сестра рядом с больным бывает намного чаще. Это очень важно, и я думаю, что не должны отличаться сестры милосердия от медицинских сестер. Но, к сожалению, сейчас они все же отличаются друг от друга.

Если учесть зарубежный опыт, то в странах, где в свое время обошлись без революционных потрясений, тоже есть должность медсестры, а есть, при монастырях - сестры милосердия. Все-таки как-то в наше время образовалась довольно четкая грань между медсестрой и сестрой милосердия, хоть этого и не должно быть.

Да, такое деление существует, но я думаю, это произошло, потому что сегодня разделено само общество. Понятно, что сестра, если она по сути своей христианка, где бы ни работала, в простой больнице или в сестричестве, она будет вести себя одинаково. Сестры светские, нецерковные - не пойдут в сестричество милосердия. В свое время митрополит Филарет (Дроздов) хорошо сформулировал, что служение Богу должно быть главным для сестры милосердия, все, что она делает, она делает для Бога через своих ближних. Христианский образ жизни, причем строгий, - это один из показателей настоящей сестры милосердия.

На ваш взгляд, почему сегодня одна девушка идет в сестры милосердия, а другая хочет стать обычной медицинской сестрой? Что здесь движет в выборе?

Прежде всего нужно понять, что сегодня «сестра милосердия» - это не название профессии, а обозначение христианского служения. Оно может сочетаться с получением специального образования по профессии «медицинская сестра». В Москве есть православное медицинское училище, где дают профессиональное образование - Свято-Димитриевское. В Свято-Димитриевском училище нет разделения на медицинскую сестру и сестру милосердия. В дипломе у выпускниц написано "медицинская сестра", потому что это государственный стандарт. Но на практике помимо того, что студентки изучают церковные предметы в курсе своего обучения, они также, приобретая медицинские навыки, обучаются тому, как нужно общаться с пациентом, учатся быть милосердными.

- Этого не преподают в обычных медучилищах?

Нет. В каком-то виде обучают азам общения с пациентом, но этому не придается столько значения, сколько следует. Кажется, что медицинская сестра должна только умело делать все манипуляции. На самом деле, умело сделанные манипуляции, - это только 50 % успеха. Очень важно, насколько сестра сумеет найти подход к больному, что он получает от нее. Не могу точно сказать где, но проводили такой опрос: "Вы хотите, чтобы к вам пришла сестра добрая, ласковая, но которая не очень хорошо владеет манипуляциями, не сказать непрофессионально, но что-то у нее может не получаться, либо сестра очень профессиональная, но грубая?". И на удивление большинство людей выбрали конечно добрую, ласковую сестру.

- А если добрая, ласковая сестра так неумело поставит капельницу, что это повредит больному?

Понятно, что профессионализма никто не отменял, и это непременное качество в том же Свято-Димитриевском училище к студенткам которого в плане профессионализма предъявляются очень высокие требования. Сестра должна уметь все делать на пять с плюсом, чтобы не растеряться, вовремя и правильно среагировать. Но при прочих равных добрая сестра лучше поможет пациенту. Я сама была сестрой, сама работала с пациентами, и я знаю, как люди, попавшие в больницу, нуждаются в тепле и заботе. Как правило, больные люди всегда в сестрах ищут какого-то сочувствия, понимания. Допустим, пациенты говорят какой-то сестре: "Давайте вы будете делать мне укол, а не она". Потому что один и тот же болезненный укол двумя сестрами делается по-разному. То есть от сестры более внимательной, кажется, что и уколы не такие болезненные.

Вы были сестрой милосердия на протяжении долгого времени. Скажите, как каждого пациента воспринимать, как первого? Ведь усталость рано или поздно приходит, а тут, как вы говорите, каждый пациент нуждается в улыбке, заботе, а их десятки, даже больше. Как не устать морально и каждого воспринимать, как единственного?

Я не знаю, ставят ли сестры перед собой цель каждого пациента воспринимать как единственного, но быть внимательной и усердной - это обязанность каждой сестры. Понятно, что сестры устают, и что в наших больницах они очень сильно перегружены. Если на Западе на одну сестру приходится пять-шесть пациентов, то у нас бывает по 50 и по 60 больных...

Мне кажется, здесь очень важен критерий веры. Когда сестра делает это для Бога, а не просто так, чтобы показаться добренькой, она понимает, что даже когда она устала - эта усталость тоже приносится в жертву Богу. Я думаю, что в какой-то момент это добро в ней развивается, увеличивается. Как говорят, что зло, если ему попускать, становится все больше, также и добро - растет в душе у человека. Человек учится быть добрым, его сердце расширяется. В первые дни работы сестра сначала, конечно, очень сильно устает, и у нее не хватает сил на всех, на целую смену, но потом, если она старается, через все усилия, я думаю, что Господь дает больше терпения.

Нам иногда кажется, что нужно заходить в палату и всегда солнечно улыбаться - совсем нет, быть добрым можно по-разному, и пациенты это чувствуют. Конечно, очень приятно, когда сестра заходит и сразу улыбается. А бывает, важнее просто быть доброй и спокойной, иногда достаточно сказать несколько пациенту: "Сейчас сделаем укольчик", и больше ничего не нужно, чтобы он понял, как настроена к нему сестра. Сейчас часто говорят о том, что социальное служение, в том числе и церковное, приводит через какое-то время к эмоциональному и профессиональному выгоранию. Я не знаю, с чем это связано, я сама уже давно думаю над этой проблемой, но однажды епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон сказал мне замечательные слова: "Может быть, это чувство тяжести, чувство безысходности, которое в какой-то момент возникает, это не что иное, как чувство тяжести своего креста. Нужно не сгибаться под ним, не падать, а просить у Бога помощи и идти дальше".

- А почему считается, что сестра милосердия - это самый младший медицинский персонал, больше санитарочка?

Потому что раньше, в советское время, медицинские сестры не занимались уходом за больными. Они только выполняли четкие манипуляции: инъекции, процедуры... А ухаживали за больными, просто по доброте сердечной, а не по должностной инструкции - санитарки, которые мыли полы. Она моет полы, смотрит, что некому больного покормить - и бежит к нему. В какой-то момент в России медицинские сестры вообще просто разучились ухаживать за пациентами. Были утеряны все правила профессионального ухода. Сейчас проблема ухода за пациентами очень острая. Поэтому выпускницы Свято-Димитриевского училища часто идут сначала в больницы и занимаются уходом, так как в этом училище наряду с другими дисциплинами дается очень хорошо и качественно программа профессионального ухода. Сестры милосердия не там, где престиж, а где существует острая необходимость в них.

Там, где помощи не хватает - там они. На Западе есть такая схема: сестры разделяются на обычных медицинских сестер и на младших медицинских сестер. На младших медицинских сестер ложится как раз обязанность по уходу. Это не санитарки, которые моют полы, стены, а именно ухаживают за пациентами, потому что правильный уход занимает очень много времени. Но в принципе ухаживать за пациентами должны не обязательно медицинские сестры. Это могут быть просто женщины, которые обучены уходу, мы у себя в обители обучаем простых людей ухаживать за больными родственниками. Существуют приемы ухода, которые позволено выполнять любому человеку, далекому от медицины, для этого не требуется диплома медицинской сестры.

- На ваш взгляд, современная сестра милосердия, которая выполняет уход за больным на дому - кто она?

Патронажная сестра милосердия выезжает к больному на дом. У больных на дому потребности в принципе одни и те же: они так же хотят кушать, хотят быть чистыми, опрятными, в их квартире должно быть чисто. Может быть, именно поэтому Великая Княгиня, создавая обитель, хотела, чтобы сестры ухаживали не только в здешней больнице за пациентами, но выходили в семьи, в дома и там помогали. Потому что как недавно очень верно и тонко заметил один из наших докторов, он сказал, что когда мы находимся в больнице, хоть и прописаны во всех законах права пациента, но по факту получается, что главный в больнице - врач, после него - медицинская сестра, и в последнюю очередь пациент. На дому так не получается, потому что сестра приходит в гости. Она всегда гость, дома хозяин - пациент. И это очень правильно, так же должно быть и в больнице. Сначала сестры оценивают, в какой обстановке живет пациент, начиная от его физических возможностей и заканчивая помещением, в котором он находится, и потом составляет план ухода за ним. Мы столкнулись с такой проблемой: очень много одиноких людей нуждаются в уходе, а сестер - мало. И, хоть это дело высокое, благородное и многих воодушевляет, - уход за больным - это подвиг. Но на него, к сожалению, идут немногие.

- Как вы думаете, почему в Москве столько одиноких людей?

У кого-то нет родственников, какие-то люди остаются одинокими и при наличии родных. Раньше, до революции, люди были, может быть, немного мягче, поэтому больным помогали просто те, кто рядом с ними находится. Если это не родственники, то соседи или еще кто-то. Но, как мы видим, Великая Княгиня не зря посылала своих сестер в семьи, видимо, и тогда была востребована эта помощь. И сейчас так же, сестры именно поэтому идут в эти дома, где совсем никого нет, где люди часто лежат одни. Больные были и есть всегда, им всегда нужен уход. Но только сейчас, наверно, из-за того, что утратилась традиция милосердия, все больше остается людей немощных. Может быть, из-за того, что медицина улучшилась. Да-да, многие люди, которые раньше, наверно, быстро бы погибли, сейчас живут и им нужно помогать. И для этого нужны сестры милосердия. Так должно быть, это естественно.

Общество

Век спустя смоленские сестры милосердия вернулись в Красный крест — больницу, построенную в начала XX века для сестер милосердия, оказывающих помощь городским беднякам.

К огда отец попал в больницу, я была совсем маленькой и расстраивалась, что его соседа по палате — парализованного дедушку с тусклыми светло-голубыми глазами — никто не навещает. Теперь, спустя много лет, все-таки понимаю, почему тогда отец смог встать на ноги, а его сосед остался прикованным к кровати.

Пока есть она, это будет продолжаться

Таких дедушек, как тот из моих воспоминаний, и бабушек в больницах много. Кто-то остался один, о ком-то просто позабыли родственники. Самый большой страх всех моих знакомых — некому стакан воды принести — для них воплотился в жизнь.

Луч света в этом темном царстве больничного одиночества появился в нашем городе в мае 2011 года. Тогда первые добровольцы будущей службы «Милосердие» начали помогать в уходе за пациентами в неврологическом отделении первой городской клинической больницы. Идея создать добровольческую службу при Смоленской епархии принадлежала епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеимону.

На первое собрание добровольцев пришли семьдесят человек. Почти все они остались. Спустя месяц образовалось сестричество. Совместно с врачами добровольцы и сестры милосердия заботятся о пациентах. Каждый по-своему. Кстати, больных сестры ласково и даже уважительно называют подопечными.

К сожалению, иногда выходит так, что после выписки парализованные подопечные возвращаются в пустой дом. О них некому заботиться, и фактически они отправляются домой умирать. Чтобы этому помешать, была создана патронажная служба. Несколько раз в неделю (а иногда и каждый день — зависит от ситуации) к больным приходят добровольцы, готовят еду, помогают по дому. Можно сказать, что патронажная служба началась с Натальи Петровны — женщины с тяжелым заболеванием. Она попала в больницу в ужасном состоянии, но врачам и добровольцам удалось ее выходить. Дома за женщиной некому было ухаживать, но на все предложения отправить ее в интернат или другое специализированное учреждение Наталья Петровна отвечала резко — прекращала есть и принимать лекарства. Очевидно, что это решение закончилось бы для нее гибелью.

Дом этой женщины стал первым патронажным постом, как называют это сами сестры.

Мы все время контролируем ее состояние , — поясняет Елена Элькинд, руководитель отдела социального служения церковной благотворительности. — Приходим к ней утром и вечером. Сейчас за ней ухаживаем не только мы. Пока она есть, мы будем продолжать любить ее и заботиться о ней. И пока мы любим и заботимся о ней, она может жить по-человечески.

О «Милосердии» в лицах

Совсем недавно сестры милосердия вернулись в Красный крест. Вернулись после почти столетнего отсутствия. Все дело в том, что в начале XX века эту больницу построили для сестер милосердия, чтобы они могли оказывать медицинскую помощь бедным жителям города. Бесплатно. И вот спустя век они снова помогают в стенах Красного креста — теперь уже пациентам неврологического отделения.

Сестричество — это часть не только добровольческого движения, но и часть русской православной церкви. Что интересно, многие добровольцы, придя в «Милосердие» атеистами, постепенно воцерковляются и начинают ходить в храм.

Сейчас «Милосердие» — это полтора десятка сестер и почти двести добровольцев. Это люди разных возрастов. Алена Васильева, самая юная из добровольцев, еще учится в школе. Девочка пришла этим летом, сейчас она принимает участие в акциях. Есть и пожилые люди, у них, как говорят сестры, большой запас доброты.

Это люди разных профессий. Среди добровольцев — актер государственного драмтеатра Игорь Голубев, его жена Лариса, коммерческий директор одной из радиостанций города, хореограф, эколог, психологи. Например, Сергей, охранник по профессии, на колясках вывозит бабушек и дедушек на прогулку.

Среди добровольцев много студентов , — говорит Елена Григорьевна. — Они горят желанием делать добрые дела.

Всех этих людей объединяет желание помогать тем, кто в этой помощи очень нуждается.

Добровольцы проводят со своими подопечными минимум два-три часа в неделю, у кого есть возможность — больше. Свободное время выпадает в основном после работы или по выходным. Но есть те, кто навещает больных каждый день.

Медсестры и сестры милосердия — скорее не полные противоположности, но специалисты, друг друга дополняющие. У них разные функциональные обязанности. Первые занимаются только назначенными врачом процедурами. Если медсестра будет больше времени уделять пациентам, то вряд ли успеет выполнить все необходимое, а в крайнем случае лишится работы. Поэтому больные для нее обезличены.

Так проще работать , — призналась моя знакомая медсестра.

Сестры милосердия, напротив, занимаются самим человеком. Они, как и добровольцы, не имеют права оказывать медицинскую помощь. Зато осуществляют санитарно-гигиенический уход, а еще, как бы банально это ни звучало, дарят подопечному частичку себя, разговаривая с ним, сопереживая. Все сестры — верующие люди, их объединяют не только общие труды и заботы о подопечных, но и общие молитвы об их здравии.

- Сестричество и вся православная добровольческая служба «Милосердия» трудятся бескорыстно, исполняя христианскую заповедь любви, — говорит Елена Элькинд. — Это повлияло на то, что в последнее время в больнице медицинские работники и мы научились друг друга лучше слушать и сотрудничать.

Среди участников движения есть профессиональные медики, которые после работы или в свободное время занимаются уходом в качестве добровольцев. Станислава Гурьева — врач в отделении пульмонологии. Как сестра милосердия она трудится в другом отделении. Вначале ей было трудно: коллеги не понимали, как врач может работать санитаркой, к тому же бесплатно. Но для сестричества такие случаи не редкость. Среди гостей российско-белорусского семинара сестер милосердия, который проходил в середине ноября в Смоленске, присутствовала старшая сестра одного из московских сестричеств Татьяна Платонова. Став сестрой милосердия, она, врач по профессии, сотрудница медицинского НИИ, все оставила и перешла на работу санитаркой в одну из городских больниц.

В некоторых городах не одно сестричество, как в Смоленске, а несколько. Например, в Витебской епархии их семь.

Каждое сестричество окружает заботой какой-то один социальный объект. Если бы у нас тоже образовались другие сестричества на приходах города и области, мы могли бы совершать дела милосердия для большего количества людей, — считает Елена Григорьевна.

Друзья и близкие по-разному реагируют на участие своих родных в сестричестве.

- Родные не совсем понимают, чем я занимаюсь и почему. Конечно, изначально мама обижалась и ревновала, что я уделяю ей мало времени. Она того же возраста, что и бабушки, за которыми я ухаживаю. Сейчас она это приняла, — рассказывает Валентина Ковалева, старшая патронажная сестра.

Елена Григорьевна признается — ей легче:

Наша семья вся мыслит похожим образом. Отец был директором лицея и всегда помогал ученикам, мама тоже учитель. Сестра работает в центре помощи тяжелым инвалидам в Берлине, живет своей работой. Мой сын Григорий работает в педколледже, где учатся ребята-инвалиды, очень любит и ценит эту работу. Наверное, у нас какая-то семейная особенность — так относиться к своей работе.

Спасти по скайпу

Смоленское сестричество молодое, поэтому с ним делятся опытом старшие сестры.

К нам приезжали сестры Свято-Димитриевского училища , — говорит Елена Элькинд. — Они провели у нас первую практику, обучали основным навыкам ухода, привезли свои пособия. Наши сестры, в свою очередь, ездят в Москву на переподготовку. Но главное, чему они нас учили — любить людей, знать историю сестер милосердия и стараться своей жизнью соответствовать тем высоким идеалам, которым они служили. Московские сестры учили нас не только словами и презентациями. Главным уроком для нас стало время, проведенное с ними в больнице и на патронажных постах. Это и были главные уроки любви. Эта любовь отражалась в каждом движении, в выражении лиц, в голосе. Тогда я впервые поняла, что значит исполнять заповедь любви.

Благодаря опыту московских сестер, добровольцы из Смоленска порой творят чудеса. У Александра Трофимовича был тяжелый сахарный диабет. Из-за гангрены у мужчины отняли одну ногу, на очереди была вторая.

Нас предупреждали, что ее отнимут. Нога уже почернела, и казалось, никакой надежды нет, — вспоминает Валентина Ковалева. — Но мы ежедневно консультировались с сестрами по скайпу, присылали фотографии ноги, корректировали перевязки, пригласили дополнительно сильного хирурга, и ногу удалось спасти.

Что касается планов на будущее, у «Милосердия» они огромны. Несколько лет назад базовый медицинский колледж совместно с духовным училищем готовили сестер милосердия. Уникальной программой медицинского колледжа пользуются другие регионы России. Директор учебного заведения Елена Ткаченко дала согласие на то, что обучение сестер возобновят уже со следующего сентября. Сестры милосердия, окончившие колледж, смогут не только выхаживать больных, но и оказывать им медицинскую помощь.

Кроме того, на улице Ново-Московская стоит одно непримечательное здание — и снаружи, и изнутри оно выглядит как обычная больница. Голые окна, покрашенные светлой краской стены, пустые коридоры. Это хоспис. Здесь тяжелобольные пациенты проходят курсы химиотерапии, а кто-то и доживает свою жизнь. В задумках Елены Григорьевны сделать это место более уютным для людей. Для этого, по ее словам, нужны не столько деньги, сколько добровольцы. Это только небольшая часть задуманного. В других городах это обычная практика: там делают все, чтобы пациенты не чувствовали себя покинутыми перед лицом тяжелой болезни.

Добровольчество должно стать нормой. А добровольцы, наконец, должны заслужить понимание со стороны окружающих. В Германии, по словам Елены Элькинд, половина населения — добровольцы. Другая часть — это дети и те, кто нуждается в помощи.

Нашему городу нужны неравнодушные люди. Больниц и пациентов, которые нуждаются в помощи «Милосердия», достаточно. Кроме того, сейчас православная добровольческая служба это не только сестричество, но и служба помощи бездомным, служба помощи детям, оставшимся без попечения родителей, смоленский дом для мамы, движение «Сохрани жизнь», деятельность выставочных комплексов «Трезвение» и «Семейные ценности», социальная столовая, группа «старость в радость», служба «работы со случаем», благотворительные акции в помощь детям многодетных семей, детям-инвалидам, гуманитарные программы и, наконец, развивающийся центр помощи многодетным семьям и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Добровольчество существует не для того, чтобы ликвидировать нехватку медицинских кадров. Оно для того, чтобы люди не оставались каменными, чтобы они оставались людьми. Если вы хотя бы на минуту задумались, все это написано не зря. Подробную информацию о добровольческой службе «Милосердие», о том, как ей можно помочь, о том, как она может помочь вам, можно найти на сайте http://www.smolmiloserdie.ru .

P. S. Этого материала могло и не быть, как могло и не быть самого «Милосердия» или больных, которые нуждаются в помощи добровольцев. Если задуматься, в большинстве случаев, подопечные — это чьи-то мать и отец, чьи-то дедушка и бабушка. Если люди перестанут выбрасывать других людей на свалку ненужных вещей, может быть, этот мир станет чуточку лучше. Может быть, в нем будет меньше одиночества.

Как сказала одна очень молодая и очень добрая сестра милосердия, — мы должны, прежде всего, быть заботливыми с близкими и родными. Иначе какой толк помогать чужим людям?..

Есть женщины, которые точно сестры милосердия в жизни. Перед ними можно ничего не скрывать, по крайней мере ничего, что есть больного и уязвленного в душе. Кто страждет, тот смело и с надеждой иди к ним и не бойся быть в тягость, затем что редкий из нас знает, насколько может быть бесконечно терпеливой любви, сострадания и всепрощения в ином женском сердце. Целые сокровища симпатии, утешения, надежды хранятся в этих чистых сердцах, так часто тоже уязвленных, потому что сердце, которое много любит, много грустит, но где рана бережливо закрыта от любопытного взгляда, затем что глубокое горе всего чаще молчит и таится. Их же не испугает ни глубина раны, ни гной ее, ни смрад ее: кто к ним подходит, тот уж их достоин; да они, впрочем, как будто и родятся на подвиг... Ф.М. Достоевский "Маленький герой". «Ставропольская дева», «героиня долга», «женщина без страха и сомненья» - такими словами характеризовали современники юную сестру милосердия Римму Иванову, единственную в истории России женщину ‒ кавалера ордена Святого Георгия, не имевшего офицерского звания.Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня 1894 года в Ставрополе в семье казначея духовной консистории. Окончив курс Ольгинской женской гимназии она стала учительницей в земской школе села Петровское. Молодая учительница мечтала продолжить свое образование, но планам этим не суждено было сбыться - в 1914 году началась война с Германией. Долго не раздумывая, в первые же дни войны Римма записалась на кратковременные курсы по подготовке медицинских сестер, по окончании которых была направлена в епархиальный лазарет. Но чем дольше Римма работала в госпитале и чем больше слушала рассказы о тяготах фронтовой жизни и страданиях раненных на передовой, тем сильнее становилось ее желание быть с действующей армией. И в январе 1915 года, несмотря на протесты родителей, Римма добровольно отправилась на фронт, в 83-й Самурский пехотный полк, который до войны дислоцировался в Ставрополе. Остаться при полковом лазарете она наотрез отказалась и, коротко остригшись, под именем санитара Ивана Иванова отбыла на передовую. Когда же тайна юного добровольца была раскрыта, Римма продолжила службу под своим настоящим именем. Отважная сестра милосердия бросалась в самое пекло боя, туда, где она была так необходима раненным воинам. Вскоре она стала любимицей полка. Благодарные солдаты и офицеры, окруженные ее заботой, не могли ей нахвалиться. Доблесть и мужество Риммы Ивановой при спасении раненых были отмечены наградами - двумя Георгиевскими медалями и солдатским Георгиевским крестом. Командир полка отмечал: «Неустанно, не покладая рук, работала она на самых передовых перевязочных пунктах, находясь всегда под губительным... огнем противника, и, без сомнения, ею руководило одно горячее желание - придти на помощь раненым защитникам Царя и Родины. Молитвы многих раненых несутся за её здоровье к Тосковавшие по дочери родители уговаривали Римму вернуться домой и передохнуть от ужасов войны. Уступив настойчивым просьбам, летом 1915-го она взяла отпуск и приехала в Ставрополь. Но попытки родни удержать ее, не увенчались успехом - уже через месяц Римма снова отправилась на фронт, поступив в распоряжение 105-го пехотного Оренбургского полка под начало своего брата - полкового врача Владимира Иванова. Не желая «отсиживаться» в тылу, пылкая девушка попросила направить ее фельдшером в 10-ю роту, дравшуюся в это время на передовой в районе села Мокрая Дуброва Гродненской губернии. 9/22 сентября на участке, где находились позиции 10-й роты, начались ожесточенные бои. На передовые позиции полка обрушился шквал артиллерийского огня. Девушка едва успевала перевязывать раненых. Как отмечал командир корпуса генерал Мищенко, сестра, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, продолжала выполнять свой долг на передовой линии. Враг напирал и почти вплотную подошел к русским окопам. Силы роты были на исходе. Оба офицера были убиты. Отдельные солдаты, не выдержав натиска неприятеля, поддались панике. Тогда Римма выскочила из окопа и с криком «Солдаты, за мной!» бросилась вперед. За отважной сестрой милосердия ринулись все, кто еще был способен держать оружие в руках. Отбросив противника, русские солдаты ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена - немецкая пуля тяжело ранила находившуюся в первых цепях Римму. Скончалась героиня славной смертью храбрых на передовой линии 105-го полка, оплакиваемая солдатами и офицерами. Ей был всего лишь 21 год... По инициативе личного состава полка на имя Императора Николая II было направлено ходатайство о награждении Риммы Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Царь оказался в непростом положении - это был сугубо военный орден, которым награждались исключительно офицеры. Лишь одна женщина в России ранее была удостоена Военного ордена - его учредительница Екатерина II. Однако Государь решил сделать исключение. Несмотря на то, что Римма Иванова не только не была офицером, не являлась дворянкой, но вообще не имела никакого воинского звания, Царь подписал именной указ о награждении. Таким образом, Римма Иванова стала первой и единственной русской подданной, награжденной орденом святого Георгия за 150 лет его существования. Похоронили Римму Иванову в родном Ставрополе, в ограде Андреевской церкви воздав ей воинские почести. Великий князь Николай Николаевич прислал на могилу Риммы серебряный венок, перевитый Георгиевской лентой. А протоиерей Симеон Никольский, обращаясь к горожанам, сказал: «...Сестра милосердия стала предводителем воинства, совершила подвиг героя... Город наш, город Ставрополь! Какой славы сподобился ты! Франция имела Орлеанскую деву - Жанну д"Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И имя ее отныне будет вечно жить в царствах мира...»Сама же Римма в последнем письме к родным оставила такой завет: «Мои хорошие! Если любите меня, то постарайтесь сделать так, чтобы исполнилось мое желание: молитесь Богу, молитесь за Россию и человечество». Вскоре о героине сложили песню, написали посвященный ей вальс, местные власти учредили стипендии ее имени. В Вязьме был установлен памятник - стела героям войны, на одной из граней которой золотом было записано имя Риммы Ивановой. Общественность начала сбор средств на установку памятника героине в Ставрополе, но революция и гражданская война помешали воплощению этого замысла. Герои Великой войны, прозванной «империалистической», новой власти оказались не нужны. Имя сестры милосердия Риммы Ивановы, вынесшей из-под огня около шестисот русских раненых воинов, забыли. Место ее захоронения сровняли с землей, и лишь в наши дни в ограде Андреевского собора установлено скромное надгробие на предполагаемом месте ее захоронения. На здании бывшей Ольгинской гимназии появилась мемориальная доска, а Ставропольской епархией и местным медицинским колледжем учреждена премия имени Риммы Ивановой «За жертвенность и милосердие». Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук