Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика. Общие проблемы всех подростков

10 лет для девочки (да и для мальчика) это не только «круглая» дата, но и начало кризисного пубертатного (подросткового) периода. Это время, связанное с огромным количеством эмоциональных реакций (преимущественно негативных, поскольку большая их часть спровоцирована непониманием своего состояния).

Девочка в 10 лет переходит от детства к подростковому возрасту

Возрастные особенности

Большая часть изменений в возрасте 10 - 11 лет происходит на гормональном уровне, также меняется психология. В поведении появляется определённая самостоятельность, постепенно исчезает исключительная зависимость от мамы и папы. Каждый родитель должен отнестись к этому с пониманием и принять тот факт, что у ребёнка есть потребность в общении вне дома и интересы, на которые он может тратить своё личное время (а им ребёнок должен обязательно располагать).


Девочки в 10 лет начинают ощущать себя девушками

Попытки чрезмерно контролировать круг общения и деятельность взрослеющей девочки может обернуться:

  1. Бунтом, явной демонстрацией неподчинения (сопровождается злостью, агрессией, желание действовать «вопреки» выливается в по-настоящему неразумные и опасные для жизни и здоровья решения).
  2. Безразличием (игнорирование всех требований матери и отца).
  3. Условным смирением, которое исчезает, как только ребёнок оказывается вне поля зрения родителей (сопровождается ложью и развитием недоверия к окружающим).
  4. Истинной покорностью (сопровождается падением самооценки, отсутствием инициативы, склонностью к саморазрушению).

Полностью покорное поведение опасно воспитанием безвольной личности

В каждом индивидуальном случае одна из этих тактик поведения является преобладающей, но в целом они могут чередоваться между собой. Это связано с изменчивостью эмоционального состояния, что типично для девочки в возрасте 10 - 11 лет. Волноваться по поводу подобной нестабильности не следует, нужно лишь по возможности показать, что вы готовы понять своего ребёнка, если он захочет с вами объясниться или решит обсудить своё состояние.

Особенности воспитания

Случается, что имея благое намерение вырастить «приличного человека», родители воспитывают своего ребёнка в условиях многочисленных «должен» и категоричного «нет», не подкрепляемого никакими объяснениями. Наличие таких беспочвенных (с точки зрения детей) запретов очень тяжело переносится взрослеющей личностью, поскольку познавательные процессы всё ещё активны, желание исследовать окружающий мир – тоже и просто родительское несогласие уже недостаточный аргумент, чтобы останавливаться.


Не следует опираться только на запреты

Запомните: объясняйте ребёнку свои решения.

Неважно, девочка это или мальчик – если ваши дети знают, по какой причине вы ждёте от них определённых действий, они гораздо более внимательны к вашим просьбам. Говорите с ними о последствиях возможных проступков. Не о наказании, а о том, чем проступок обернётся лично для них.

Как правильно вести диалог

Нужно уметь разговаривать с ребёнком 10 - 11 лет. Никогда не давите на свой возраст, и не говорите, что вы «лучше знаете». Если знаете, то объясните, если переживаете, то скажите. Покажите ребёнку, что вы не просто родитель, авторитетное, власть имеющее лицо, но и любящий человек, который переживает и старается уберечь от беды.

Если вы считаете, что это и так понятно, то велика вероятность, что вы не правы. Проговаривайте свои причины, своё отношение. Но будьте готовы, что, даже выслушав вас, ребёнок поступит по-своему. Это неизбежно, он получает свой опыт. Вполне возможно, что вы вспылите по этому поводу – это естественно, но обязательно нужно объяснить, что причина вашей злости не в том, что ребёнок сам по себе нехороший и непослушный, а в ваших переживаниях за его жизнь и здоровье.


Нужно научиться разговаривать с ребенком

Также, в процессе общения не следует сравнивать детей с их братьями и сёстрами, либо с чужими детьми. Это заставляет их обесценивать себя и сомневаться в своих способностях. Тем более не нужно на них кричать.

Поймите: именно в способности контролировать себя и проявляется взрослость.

Здесь не имеется в виду, что взрослый человек – это робот. Конечно, все мы испытываем эмоции, но именно по мере взросления приобретается навык самоконтроля. Нельзя требовать подобного от ребёнка, но можно подать ему пример.

Похвала

Сравнивать детей с кем-то нельзя не только в негативном, но и в позитивном плане.


Ошибки родителей в воспитании

То есть, сказать «Ты красивая (умная, добрая и так далее)» будет верно, а вариант «Ты красивая (умная, добрая), как…» - ошибочно. Во-первых, у детей при таком сравнении может появиться ощущение, что они не уникальны, не ценны сама по себе. Во-вторых, есть риск, что возникнет стремление во всём подражать той другой личности, на которую они оказались похожи, что вновь ведёт к потере индивидуальности.

Неполные семьи

В неполных семьях особая обстановка и, если девочка живёт с папой, желательно удостоверится, что у неё есть старшая «подруга» (бабушка, тётя, няня), которая именно со своей, женской, позиции поможет в решении определённых вопросов. Если вы выполняете такую наставническую роль, то отнеситесь к ней со всей серьёзностью, не разглашайте доверенных вам секретов и не высмеивайте пока ещё незрелые решения своей подопечной.


Неполная семья требует особого отношения к ребенку

Вполне возможно, что девочка в 10 лет не осмелится обсудить какую-либо из волнующих её проблем, поэтому следует осторожно «прощупать» обстановку, ненароком затрагивая «сложные» темы и отмечая для себя реакцию. Страх обсуждения связан с боязнью показать свою неосведомлённость, глупость или неловкость. Если вы выяснили, что именно задевает ребёнка, то можете рассказать что-то забавное о себе по этой теме. Пусть он видит, что неудачи и нелепости бывают у всех, и что запретных тем для обсуждения нет.

Дела по дому

Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.

Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.


В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату

Внимание: если ваш ребёнок имеет отдельную комнату, то не нужно пытаться контролировать процесс, качество и частоту наведения в ней порядка.

Лучше вместо этого:

  • Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
  • Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
  • Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).

Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.

Совместный отдых

По мнению большинства родителей, современный ребёнок к 10 годам не интересуется ничем, кроме телефонов, игр и прогулок. Но виноваты в этом не дети, которые зачастую на протяжении долгого времени предоставлены сами себе. У них нет не только привычки, но даже единичного опыта других вариантов времяпрепровождения. Подарите ему такой опыт, займитесь чем-то вместе, договоритесь, что на один день (или хотя бы на несколько часов) вы вместе отложите телефон, телевизор, компьютер и займётесь чем-то другим.


Совместные прогулки и отдых очень сближают

Это не обязательно должен быть «полезный» досуг, можно и подурачится, но по-особенному. Практикуйте совместную творческую деятельность.

Но! Всегда будьте готовы, что ребёнок не согласится с вашим предложением. Ему нужно уметь самому пофантазировать, попробуйте договориться. Можно чередовать дни, когда занятия планирует ваш ребёнок, а когда вы сами. Не пытайтесь корректировать её планы под свои потребности, дети это чувствуют и могут серьёзно обидеться или потерять мотивацию. Но делать разумные замечания относительно практических моментов в спокойной не критикующей форме можно и даже нужно.

Уважение

Родители, желающие добиться уважения от своих отпрысков должны понимать, что здесь также действует сила личного примера. Не нужно потакать всем капризам ребёнка, но относиться к нему уважительно - обязательно.

В целом, для девочек свойственно более тактичное поведение и большее чувство ответственности. Они легче, чем мальчики, понимают чужую точку зрения, а следовательно и уважительное (как и сострадательное) отношение к окружающим свойственно им в большей степени.

Психология

В 10 - 11 лет девочкам может быть интересна психология. Поддержите это увлечение, попробуйте вместе разобраться в своём внутреннем мире. Читайте соответствующую литературу, наталкивайте ребёнка на размышления о своём внутреннем состоянии. Самопознание, саморазвитие – это именно то, что позволит ребёнку развить уверенность в себе, благополучно социализироваться.


Психологическая помощь родителей поможет ребенку разобраться в себе

Как сказала одна дочь своей маме на вопрос о том, как нужно вести себя с детьми в 10 лет: «Будь искренней и естественной. И не загружай излишней информацией».

Заключение

Универсальных законов того, как должен воспитываться мальчик или дочь в 10-11 лет (да и в любом другом возрасте) не существует. Просто будьте внимательны к своим детям. Это на самом деле отдельные личности, которые априори ничего вам не должны. Но если вы захотите, то сможете стать им надёжным другом и прекрасным учителем. Тогда они будут прислушиваться к вам, и помогать по собственной воле, а не из-под палки, а это, согласитесь, гораздо приятнее.

Похожие материалы

На 11-12 году жизни подросший человечек вступает в пубертатный период. Что это означает? Начинается пора полового созревания, которая у разных детей проходит по-разному, но, в общем, имеет свои характерные черты. Это начало интенсивного бунтарского развития, когда в организме ребенка начинаются едва заметные изменения. Уже через 3-4 года он превратится во вполне сформировавшегося взрослого человека, представляющего не только часть общества, но и отдельную личность.

Мальчики и девочки в этом возрасте развиваются неравномерно как физически, так и психологически. Девочки растут гораздо быстрее, у них появляются первые признаки развития груди, талии. Мальчики как будто задерживаются в развитии, хотя и у них появляются признаки взросления — увеличивается гортань, начинается модуляция голоса (примерно на октаву) и совершенно невозможно угадать, каким станет голос всего через пару – тройку лет. Многие дети не готовы психологически к быстрым изменениям, у них могут появиться сомнения в собственной привлекательности, которые будут возрастать по мере изменений, но исчезнут после полного «перевоплощения» во взрослого человека.

Именно сейчас родители должны поддержать своих детей, подготовить их к грядущему развитию организма.
Девочки переживают характерный для подросткового возраста скачек роста раньше, поэтому становятся гораздо выше мальчиков ровесников. Рост тела происходит неравномерно — удлиняются руки и ноги, затем вырастает туловище. Какое-то время ребенок может показаться долговязым, угловатым и нескладным. Организм пока еще накапливает силы для ускоренного полового развития.

Особенности развития ребенка в 11 лет

В 11-летнем ребенке все кажется новым – самосознание личности, упрямство, превознесение своих недостатков, противопоставление себя родителям. Может резко ухудшиться поведение, ребенок пытается усиленно доказать свое право на независимость. Этот период опасен утратой контакта, который впоследствии вернуть будет очень сложно. Родителям важно понять, что их малыш уже действительно вырос и уже не нуждается в таком строгом контроле и опеке.

Но если бросить воспитание ребенка на самотек, считая его слишком взрослым, можно получить обратную проблему – отрицание авторитетов, самовлюбленность, эгоизм.Те родители, которые признают это, могут сохранить с подростком доверительные отношения, а значит, в будущем помочь им советом, оградить от больших неприятностей. Интересно, что в 11-летнем возрасте выросшие девочки демонстрируют свое пренебрежение к мальчикам – сверстникам начинают засматриваться на старших мальчиков.

Питание ребенка в 11 лет

Растущий организм требует качественного питания. Аппетит ребенка может быть непостоянным, поэтому важно, чтобы пища была разнообразной, вкусной, красиво приготовленной. Подавайте ее всегда к столу и не разрешайте ребенку есть перед телевизором или компьютером. Обязательно организуйте горячие завтраки из вареной пищи – это может быть каша. Творожная запеканка, мясное или яичное блюдо. Питательный завтрак вовсе не обязательно должен быть обильным. Каша с фруктами или ягодами, омлет, сладкий творог – достаточно одного блюда.

Ослабленным детям обязательно нужно усиленное белковое питание — мясо, рыба, яйца. На обед обязательно должно быть первое жидкое блюдо, салат. Пить компот, сок, какао, некрепкий чай. Зимой хорошо использовать в рационе квашеную капусту, винегрет из вареных овощей. Салаты в любое время года лучше заправлять растительным маслом или сметаной, а количество и майонеза свести к минимуму.

В последнее время из-за неправильного питания и нарушения обмена веществ увеличилось количество детей, страдающих избыточным весом. В этих случаях нужно уменьшить количество жиров в продуктах – не класть толстый слой масла на хлеб, мясо обрезается от жира и варится или тушится, но не жарится, молоко и сметана употребляются в обезжиренном виде. Чтобы обед лучше усвоился лучше после еды отдохнуть, выйти на воздух на прогулку. Ужинать желательно не позднее, чем через полтора-два часа до сна, на ночь достаточно стакана молока или йогурта.

Режим дня ребенка в 11 лет

Организм ребенка тратит много энергии, кроме учебы ни на что не остается сил. Необходимо правильно организовать режим дня и питания, чтобы ослабленный иммунитет и дефицит витаминов и минералов не спровоцировал заболевания. На 12-м году жизни завершается процесс фиксации позвоночника, определяется постоянное соотношение костей и хрящевых тканей. Преобразовывается и ротовая полость — молочные зубы все заменяются коренными, возрастает риск возникновения кариеса. Обязательно приучите подростка ухаживать за зубами.

В 11 лет подросток больше времени проводит в школе или дома один, когда родители на работе, поэтому следить за его режимом в течение дня достаточно проблематично. Остается настраивать ребенка на правильное питание, приемы пищи в одно и то же время, обязательно кормить завтраками. Организуйте питание в школьной столовой. Иногда дети, заигравшись на улице, пропускают обед или ужин и перекусывают на ходу – это вредит пищеварению. Старайтесь не разрешать на ночь сидеть долго за компьютером или смотреть телевизор, чтобы не возникали страхи, тревоги и бессонница.

Занятия с ребенком в 11 лет (как развивать)

В подростковом возрасте ребенок впервые начинает осознавать свою уникальность и неповторимость. Постепенно вырастая, он обнаруживает гибкость мышления, креативность, умение творчески подходить к решению множества задач. Во взрослой жизни используются навыки, полученные именно в раннем подростковом возрасте. Под влиянием школьного коллектива проявляются способности к определенным видам деятельности, которые можно развивать.

Интересы обретают глубину и устойчивость – это может быть спортивные тренировки, занятия музыкой, рисованием. Развиваются организаторские способности, склонность к изучению иностранных языков. Учась выражать свои чувства, младший подросток меняет свое самосознание, появляется желание самовыражения и положительной оценки его творческих успехов. Важно поощрять творчество детей и находиться с ними всегда рядом, одобрять их увлечения. Для этого можно позволить им записаться на кружки, индивидуальные занятия, группы по интересам. Нужно отметить, что с творческим самосознанием тесно связано развитие интеллекта.

Игры и игрушки для детей в 11 лет

Игры школьников отличаются от плюшевых зайчиков и кукол, которые вовсе не исключаются, но переходят в разряд любимых сувениров. В 11-12 лет главным интересом детей является учеба, поэтому они живо интересуются логическими головоломками, играми-загадками, настольными карточными играми, сочетающими в себе увлекательный досуг и познавательную деятельность. Многие младшие школьники перенесли сферу своих интересов в компьютер, но не стоит забывать о вреде для здоровья бесконечного сидения перед экраном. Поэтому приобретайте детям увлекательные и стильно оформленные игры, которые не только порадуют детей, но и позволят проявлять и развивать логику, мышление, внимание.

Воспитание ребенка в 11 лет

Родители детей раннего подросткового возраста должны учитывать главные особенности своего чада – изменение нервной системы организма, которая влечет за собой уязвимость, неустойчивость психики, скачки настроения и отклонении в поведении. Может проявиться равнодушие к урокам и оценкам, и отношения с учителями начинают портиться. Во дворе могут появиться нежелательные знакомые, которые подают плохой пример, а дети слепо следуют правилам своих новых авторитетов.

Стремление к самостоятельности в этом возрасте проявляется, как никогда, сильно. В то же время ребенок сталкивается с различными социальными ролями в обществе, коллективе, но организовать свою жизнь без мамы и папы он еще не может. Лучшее, что можно делать – это чаще разговаривать с ним «на равных», обсуждать проблемы, давать советы, но окончательный выбор делать в интересах обоих сторон. Если он будет знать, что вы считаете его достаточно взрослым, позволив самому выбрать время для выполнения уроков или помощи по дому – он будет очень доволен. Посоветуйте ему выбрать дела, которые необходимо сделать в первую очередь, а также время для отдыха.

Старайтесь не перегружать его и давать время отдыха. Чаще контактируйте с классным руководителем и школой – дети очень сильно ощущают контроль родителей, хотя стараются и не подавать виду. Не ругайте за недостатки, а старайтесь вместе выработать план «спасения» и следовать ему. Для ребенка очень важно поддерживать и развивать веру в собственные силы, желание стать лучше, воспитать себя и добиться результатов. Участие в решении семейных проблем воспитывает в ребенке ответственность, помогает сформироваться как личность и набираться опыта для дальнейшей семейной жизни.

Сексуальное воспитание

На 12 году жизни у некоторых девочек уже начинаются первые менструации, что свидетельствует о начале полового созревания. У мальчиков половые признаки формируются чуть позже, но уже сейчас нужно проводить беседы на эти темы. Дети реагируют на это стыдливо, скрывая свое смущение, но задача взрослых — правильно акцентировать внимание на деталях, связанных со здоровьем и дальнейшим половым развитием. Девочки должны знать, что первые несколько месяцев или даже лет месячные могут быть нерегулярными, и это считается нормальным.

С мальчиками также нужно поговорить на тему поллюций, чтобы они не стеснялись, не испугались при их появлении и не замкнулись в себе. Это период раннего подросткового бесплодия, когда организм только начинает развиваться, и способность к оплодотворению еще не развита, но знать о том, как возникает беременность, дети уже должны в раннем подростковом возрасте. Объяснение должно быть в простой доступной форме, понятной детям – зародыш, находящийся в животе матери, получает питание из крови матери, а если беременности нет — эти вещества выходят наружу в виде менструальных выделений.

Излишний вес

Девочки начиная с раннего подросткового возраста могут излишне концентрироваться на своей внешности, а особенно на весе. Большую роль в формировании адекватного образа должна выполнять мама. Не стоит всячески подчеркивать свое желание похудеть, так как девочки бессознательно копируют отношение матери к своему телу. Нельзя подшучивать над внешностью ребенка даже беззлобно, иначе адаптация к физическим изменениям будет проходить сложнее. Подростковый возраст вскоре пройдет, а проблемы останутся.

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще
всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно
поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

Меню: Что нужно знать родителям 11-летних детей
Нюансы воспитания девочки 11 лет
Нюансы воспитания мальчика 11 лет Чтобы правильно воспитывать детей, нужно знать нюансы их психического и физического развития, характерные определенному возрасту. 11 лет – это переходный возраст, период, когда начинается процесс полового созревания. Одиннадцатилетний ребенок еще относится к младшему школьному возрасту. Его интересует, как устроен мир, как к нему приспособиться. Трудолюбие находится на пике, поэтому важно замечать и поощрять его идеи, желание сооружать, мастерить, готовить. Если родители не будут замечать или игнорировать деятельность ребенка, у него попросту разовьется чувство неполноценности. Нормально растущий подросток всегда верит в себя и свои силы, что все будет хорошо. Он с удовольствием общается с одногодками (в основном одного с ним пола). Он энергичен и любознателен, умеет играть честно. Он обладает талантом (или несколькими) – либо успешен в спорте, либо отличается в музыке или художестве. Нормальный подросток проявляет смекалку в колких ситуациях, неплохо учится, ответственно выполняет домашние задания. Он берет свое здоровье именно в свои руки. Также без стеснения спрашивает и получает ответы на вопросы.

Что нужно знать родителю про воспитание ребенка 11 лет и как нужно себя вести

Родитель обязан знать особенности подросткового периода, чтобы иметь представление о внезапных изменениях отпрыска. Он должен поддерживать ребенка, хвалить и поощрять его занятия, интересоваться его чувствами. Он должен периодически организовывать мероприятия, в которых подросток будет чувствовать себя наравне со всеми. Нужно объяснить отпрыску, что компании бывают разные, каких стоит избегать. При этом доверить ему выбор друзей и увлечений вне дома. Обязательно нужно давать советы и находить время, чтобы выслушать его, побыть рядом. Родитель должен уважать ребенка, его личность и самостоятельность. Должен справедливо наказывать, не унижая и не скандаля. Он должен выполнять обещания и четко соблюдать договоренности. Родитель должен давать несложные поручения и награждать их выполнение. Он выделяет определенную сумму на карманные расходы, не контролируя траты. Он гордится успехами отпрыска, интересуется успеваемостью. Родители не ругаются между собой в присутствии подростка. Не навязываются ему в друзья, а всего лишь поддерживают и наставляют. Родители должны гостеприимно принимать друзей, знакомиться с ними, не критиковать, если они не нравятся. С пониманием относятся к принятым решениям подростка, к выбору стиля одежды. Берут на себя ответственность за сексуальное воспитание (образование), проводя беседы, рекомендуя тематические книги.

Как воспитывать девочку 11 лет

В одиннадцать лет девочка вступает в пубертатный период – резкий скачок роста, развитие вторичных половых признаков (рост груди, появление растительности). Вы можете находить частенько свою дочь нервной, слезливой, недовольной своей внешностью. В этом возрасте необходимо поговорить с девочкой на тему менструации, подготовить ее психологически. Также поговорить на тему гигиены и гигиенических средств при менструации. Еще можно поговорить на тему красоты и моды, женской индивидуальности, заболеваниях (в частности о воспалительных заболеваниях половой системы, причинах, а также последствиях). Присматривайтесь, с кем общается дочь, чтобы поменьше имела отношений со старшими ребятами. Бывает, что дети попадают в компанию и становятся жертвами тамошних развратных действий. Предупредите о возможных опасностях, развивайте навыки сексуального самосохранения.

Как воспитывать 11 лет мальчика

Мальчики на пару лет отстают в пубертатном периоде, но все равно подвергаются некоторым изменениям. Если девочек нужно готовить к менструации, то мальчиков – к поллюции. Готовьтесь к беседам о сущности поллюций, о гиперсексуальности, мастурбации. Не желаете беседовать – предоставьте книги, учебники. Серьезно заниматься спортом еще рано, но приучить ребенка к ежедневной зарядке и прохладному душу ой как не будет лишним.

Добрый вечер! Моей дочке 8 лет, она во втором классе. Выяснилось тут на днях, что качество чтения вслух у неё не очень. Учительница рекомендует читать вслух каждый день хотя бы 10 минут. Читать вслух она не любит, да и вообще не очень любит читать. Тем не менее учебник по лит. чтению прочитала сама весь (читает про себя). Одно время покупали ей книжки про девочку Дори, про Лес дружбы - такая литература ей вроде нравится. Со списком по внеклассному чтению дело сложнее - многое из ей не нравится (причём не нравится, даже то, что не читала. Например, Денискины рассказы не любит, потому что они про мальчиков). Понимаю, что подобная тема наверняка была, но что читают ваши девочки в этом возрасте?

98

Всем добрый день. Есть у дочери подружка, в первом классе подружились, во второй класс я перевела дочь из-за учителя, но остались в этой школе. В новом классе у дочери есть друзья, я знаю их родителей, хорошо знаю многих детей (с детского сада), все устраивает. Но вот эта подружка.....сначала вроде норм девочка, вежливая, в гостях скромная. Потом начала подлавливать ее на хитростях и мелком вранье. Сейчас девочка мне не нравится, я не раз была свидетелем, когда она врала родителям по телефону. Постоянно склоняет мою дочь к непослушанию, учит врать., устраивает дочери обижонки из-за других девочек-подружек. Много раз говорила с дочкой, объясняла, что это не хорошо, врать нельзя, буду наказывать, запрещу дружить. Дочь вроде все понимает, сначала пытается ставить на место эту девочку, а потом опять. Вот что мне делать? Запретить общаться? Они в школе все равно общаться будут.

77

Мой ребенок 10 лет, был в гостях у соседского мальчика. Обычно так бывает то он к нам то мой к ним. С мамой мальчика я не общаюсь только здрасти/до свидания.
Так и в этот раз. Мой ребенок побыл в гостях, пришел домой. Все как обычно сделали уроки,поужинали и спать.
Я еще долго не сплю и в час ночи мне пишет в телегу мама соседского мальчика, что мой сын сломал какого то робота, робот был подарен на нг и теперь соседский мальчик очень переживает что игрушка сломана.
Я просила сколько стоит эта игрушка, мне написали что около 2000 руб. Ну ОК, сразу же я перевела 2000 руб. на карту мамы соседского мальчика.К делу не относится но у меня всего то было около 3000 руб до зп, тобишь на неделю. Ладно думаю что то придумаю перезайму, это я к тому что лишними деньгами я не располагаю.
Пока длилась вся переписка и перевод денег,время уж где то час ночи. Звонит мне мама того мальчика и говорит не надо денег. Ей неудобно итд. На это я ответила что мой ребенок сломал,а я в ответе за его действия не переживай все ок.
После ее звонка она переводит мне эти 2000 р обратно!!!???? Зачем??
Время второй час ночи))) я пытаюсь проанализировать что я должна сделать? Если меня поставили в известность, то я извинилась и деньги перевела, деньги не приняли, то зачем было меня ставить в курс дела??? По мне я бы не стала даже позорится и говорит что гость в моем доме что то сломал. Потому что, что то ценное я просто не дала бы играть.
Пишу ей зачем вернули деньги? Ответ был такой что ребенок узнал (2 часа ночи) что я перевела деньги и теперь боится что я не пущу к ним своего сына(Ну, да так я и думала, слишком дорого мне выходит такое общение, не умеешь играть с чужими игрушками бережно, сиди дома)
Я спросила как я могу компенсировать то что все же игрушка сломана, она мне пишет что заплатите половину цены игрушки, я сразу перевела ей 1000 руб. Еще раз написала прощу нас извинить за сломанную игрушку.
Она тут же переводит мне 1000 р обратно, я вообще потеряла связь и понимала что я делаю не так.
Тут же пришло смс что не надо ничего, эт же дети.
Утро! Приходит смс от той мамы с просьбой все же купить этого робота.
Утром сын проснулся,я спросила ломал ли он робота.Сын сказал что скорее всего ломал играли вместе но нога робота отломилась у моего сына в руках.
Я сказала сыну, что если сломал должен сказать, что я должна компенсировать соседям. Собрались с сыном в магазин купили этого робота, пошли к подъезду того мальчика, сын поднялся один.
Я сыну сказала,будешь отдавать робота извинись и скажи что не хотел его ломать и просишь простить. За свои поступки над отвечать.
Так и сделали отнес,извинился,я объяснила что дружба с этим мальчиком не кончается прото люди за свои действия должны отвечать.
Сейчас звонит мама соседского мальчика и приглашает сына в гости,я ответила что у нас другие планы. Правильно я поступила? Я не хочу что бы мой сын там был. К нам пожалуйста пусть сосед приходит, а к ним не надо ходить считаю я.

130

Не знаю, как быть... Моя красотка 10 лет от роду заявила, что хочет бросить школу программирования после полутора лет занятий. Около двух лет назад она бросила художественную школу (прозанимавшись два года). Больше ни на какие внеклассные занятия она не ходит, т.е., перегрузок нет. Муж (ее отец) говорит, что это нормально, ребенок просто ищет себя, пробует разные занятия. А я боюсь, что это просто бегство от трудностей, нежелание прикладывать усилия к тому, что не получилось "на кураже". Всегда проще сбежать, когда не можешь справиться с заданием, но нельзя же всю жизнь бегать от трудностей. Если мой "диагноз" правильный (а я очень хочу ошибиться), то можно ли как-то научить дочь решать проблемы, а не прятаться от них? И как быть в этой конкретной ситуации: заставить ходить, надеясь, что желание вернется, или потакать ее порыву бросить?

154

Сегодня утром собирала сына (9 лет) в школу и с ужасом поняла, что его ботинка не высохли. Сохли ну со вчера, часов с трех дня. Вторые ботинки - были полусырыми.Те сохли два дня. Спешно сушила феном. А что делать?
Третьих ботинок нет. И знаете - нет желания их покупать. Ну не то что денег нет - тут как раз не вопрос. Нервирует адское неуважение ко мне. Ведь прошу, умоляю, каждый раз - Сыночек, пожалуйста, не ходи ты в лужи. Не надо! Ты же заболеешь.
Клятвенно обещает не ходить - приходит мокрый по трусы... честно- его можно выжимать. Сейчас начал сильно кашлять и сопли. Я злюсь! Я же не прошу ничего особенного! Надо сказать, что старший сын, которому 14 по своей пацанской моде в школу ходит в кедах - и что удивительно - все у него сухо, аж прям совсем!
Дамы, посоветуйте - что делать?
Поясню - у меня небольшой город, оч все спокойно, дети самостоятельные. Везде ходят сами.

53

У двоюродный сестры начались месячные, ей 10 лет. Моей дочке 8, с сестрой они лучшие подруги. О менструациях она ничего не знает пока, но мне кажется, сестра по секрету может ей все рассказать. Стоит ли самой рассказать? Мои сомнения вызваны тем, что дочка впечатлительная, может испугаться и бояться этого долго. Или может и пусть все идет само собой, может и не плохо, если она узнает это из уст подруги? Как считаете?

112