Чем развивать ребенка в 3 месяца. Как растёт малыш: физиологические изменения

В первые месяцы жизни младенцы адаптируются к окружающей среде и с 12 недели активно познают мир. В это время родителям важно следить за поведением крохи – что умеет ребёнок в 3 месяца и правильно ли происходит формирование маленького организма?

Первые 3 месяца ребенок активно познает окружающий мир

Развитие ребёнка в 3 месяца жизни

В 3 месяца жизни у грудничка уже хорошо развиты слух и зрение, движения рук более чёткие, малыш пытается владеть своим телом.

В этом возрасте младенец должен уметь:

  • захватывать и крепко держать в руках игрушку;
  • реагировать на посторонние звуки – поворачиваться в сторону источника звука, хныкать, улыбаться или гулить в ответ на мелодию, стук или смену интонации в голосе мамы и папы;
  • концентрировать внимание на интересующих предметах – внимательно смотреть на человека, когда тот говорит или поёт, рассматривать крупные узоры, игрушки, картинки;
  • уверенно держат голову, крутить ею по сторонам;
  • лёжа на животе приподыматься, опираясь на предплечья (показано на фото);
  • пытаться переворачиваться с живота на спину и наоборот, иногда это уже неплохо получается;
  • рассматривать собственные кулачки, пробовать на вкус пальчики, тянуть в рот всё, что попадается в руки.

Трехмесячный ребёнок узнаёт маму, папу, ищет их глазами по комнате, а при встрече с ними улыбается. Груднички уже умеют выражать недовольство – на громкие звуки или повышение голоса хнычут, капризничают. Новые достижения проявляются и а том, что младенцы уже отличают знакомые лица от незнакомых, и к кому попало на руки не идут.

Физическое развитие также немаловажно в этот период. Ребёнок растёт, прибавляет в весе.

Таблица «Норма веса и роста у девочек и мальчиков в 3 месяца»

В трёхмесячном возрасте прибавка в весе составляет 740-860 г, а рост увеличивается в среднем на 2,5-3 см.

Если есть незначительные отклонения в росте, весе или навыках ребёнка от усредненных показателей, это ещё не повод для паники. Все дети разные и особенности их развития также отличаются. Главное, чтобы грудничок был активным, хорошо ел и спал, интересовался внешним миром, не кричал до посинения без причины.

Признаки отклонений

Каждый навык у младенцев имеет конкретное время. Если грудничок не овладевает определённым движением в установленные сроки, идёт торможение следующих достижений. Чтобы вовремя обнаружить отклонения в развитии, родители должны внимательно наблюдать за детьми.

Если ребенок имеет какие-то отклонения, то их нужно своевременно устранять

Особое внимание заслуживают следующие состояния:

  • не умение держать голову – у ребёнка слабо развиты мышцы шеи, практически отсутствует тонус;
  • держит голову под углом – парез мышц или кривошея (как это выглядит показано на фото);
  • отсутствие комплекса оживления — нет реакции на голос мамы, ребёнок не интересуется игрушками, которые попадают в его поле зрение, не обращает внимание на громкие звуки, музыку;
  • ребёнок не фокусирует взгляд на предметах, не смотрит маме в глаза, не реагирует на яркий свет – отсутствие координации глаз, что нормально для новорождённых детей, является признаком косоглазия у трёхмесячных грудничков;
  • попытки младенца встать на носочки в вертикальном положении – признак гипертонуса мышц стопы или заболевания позвоночника.

Отклонения в психологическом и физиологическом развитии часто сопровождаются плохим сном, нервозностью и судорогами во время плача. Ребёнок плохо набирает вес, слабо растёт, постоянно капризничает и не реагирует на внешние раздражители – не улыбается родителям, не гулит, не интересуется происходящим вокруг него.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Дети 3 месяцев жизни понемногу формируют режим сна и бодрствования. Время для свершения новых достижений появляется немного больше, но сон ещё преобладает – 9-10 часов ночью и 3-5 часов днём. Ребёнок уже понимает мамин голос, ему становится интересно, когда напевают песенки или рассказывают потешки.

С детьми нужно не просто постоянно говорить, но и делать массаж, играть

Игры в трёхмесячном возрасте простые и недолгие:

  • зажимают и разжимаются пальчики, рассказывая о сороке-воровке;
  • поглаживают животик по часовой стрелке;
  • делают лёгкий массаж пяточек, ножек, спинки;
  • вкладывают в ручки погремушку или дают потрогать кусочки ткани.

Главное, всё время говорить с ребёнком, так как у детей такого возраста закладываются навыки речи и появляются первые звуки – а-а-а, у-у-а-э-э, а-ву, бу-а.

Уход остаётся прежним – ежедневное купание, воздушные ванны перед сном. Носик уже можно чистить ушными палочками. Ушки обрабатывать поверхностно, не проникая в ушные проходы.

По питанию изменений практически нет. У искусственников объём и режим употребления смеси устанавливается по рекомендациям специалиста. Дети на грудном вскармливании прикладываются к груди по требованию.

Часто именно в трёхмесячном возрасте происходит кризис кормления – младенцы становятся более активные, часто отвлекаются от сосания, вертятся. В то же время лактация полностью установилась и женщины не ощущают приливов молока. Капризность ребёнка и отсутствие приливов наталкивают мам на мысль, что грудничку не хватает молока и нужен прикорм или смесь.

А проблема решается по другому – чаще прикладывайте к груди и больше уделяйте время младенцу, оставив все домашние хлопоты. Кризис пройдёт сам по себе в течение 2-3 дней.

Грудничка в 3 месяца становится интересно гулять на улице. В летнее время ребёнку полезно спать на свежем воздухе, но не на открытом солнце, а в тени. Прогулки увеличиваются – 2-3 часа до обеда и столько же вечером.

Дети в возрасте 3 месяцев уже адаптированные к внешнему миру и активно изучают себя и окружающие предметы. Они с лёгкостью узнают маму и папу, реагируют на звуки, безошибочно поворачивают голову в сторону музыки, стука или голоса, фокусируют взгляд на интересующих вещах, мамином лице, жмурятся при ярком свете.

Родители, наблюдая за поведением ребёнка, понимают, когда он недоволен, а когда его переполняет восторг. В это время, важно не запускать деток, внимательно следить за их состоянием, играть, соблюдать режим сна, правила питания и ухода.

Ваш малыш ежедневно учится делать что-то новое, чтобы помочь обрести ему определенные навыки, родителям необходимо знать, как развивается ребенок в три месяца. Владея данной информацией, вы сумеете не только следить за темпами роста грудничка, но и корректировать режим питания и сна, а также закреплять полученные умения. Психическое и физическое развитие 3 месячного ребенка происходит активно в этот период, и ваше задача – направить его и максимально помощь.

Рефлексы, движения и психология

Физическое и психологическое развитие трехмесячных детей идет полным ходом, груднички активно учатся управлять своими конечностями, развивают приобретенные умения. Ежедневно малыш делает открытия в способностях своего тела:

  • в три месяца жизни малыш должен уметь держать головку, находясь на руках у взрослого около 30 секунд;
  • развиваются мышцы, малыш уже умеет поднимать руки, лежа на спине;
  • в три месяца грудничок должен уметь приподнимать голову, лежа на спине;
  • в положении на животе приподнимается, опираясь на локотки или предплечья, и удерживает относительно долго головку;
  • если придерживать грудничка под мышки, он будет упираться о твердую поверхность, выпрямляя коленочки;
  • некоторые дети к концу третьего месяца жизни вполне успешно осваивают повороты на бок;
  • активность детей на третьем месяце возрастает, малыш осмысленно делает движения ручками и ножками, выгибается и ежедневно совершенствует свои умения;
  • хватательный рефлекс активно развивается в навыки, и малыш сжимает в кулачках все, что попадется ему под руку;
  • трехмесячный ребенок должен уметь выстраивать логические связи, он понимает, что если толкнуть висящий над ним объект – он должен начать качаться;
  • координация движений заметно улучшается, и, взяв в руку погремушку, грудничок может поднести ее ко рту или, вытянув в руке, смотреть на нее;
  • трехмесячный малыш делает осознанные движения и сам заинтересованно наблюдает за этим;
  • к исходу третьего месяца жизни должен уйти;
  • врожденные рефлексы перерастают в осознанные движения.

Органы чувств

Развитие ребенка в 3 месяца опирается в основном на работу мышц, зрение и слух. К этому возрасту ребенок уже должен уметь хорошо различать звуки, узнавать голоса близких. Его зрение нормализуется и теперь он отчетливо видит предметы, расположенные вблизи и может до полуминуты фокусировать на них свой взгляд.

Зрение

Трехмесячный ребенок умеет сосредотачиваться на объектах и лицах, если вы позовете его, то он будет смотреть на вас около 10 секунд. Сравнительно с предыдущим периодом развития, теперь малыш может дольше по времени следить глазами за игрушкой, которую вы передвигаете в пространстве, и должен уметь концентрироваться на близких объектах. Укрепление и тренировка мышц идет полным ходом.

С помощью зрения ребенок на третьем месяце начинает осознанно и активно познавать окружающие объекты и себя самого. Так, он с интересом может разглядывать свои ручки, двигать ими, толкать и анализировать происходящее. Если вы будете включать над кроваткой мобиль, младенец будет заинтересованно наблюдать за движением его деталей.

В три месяца информация, получаемая ребенком с помощью глаз, анализируется и запоминается им. Он может уже узнавать лицо близких ему людей на фотографиях. Ему хочется изучать окружающий его мир, и он заинтересованно рассматривает все происходящее вокруг, находясь в кроватке, качельках, коляске или на ваших руках.

Слух

Младенец в три месяца жизни должен уметь определять сторону, откуда исходит звук и поворачивается к его источнику. Дети этого возраста уже начинают различать мелодии и ритм, поэтому можете напевать младенцу песенки и читать стихи. Резкие звуки не нравятся грудничкам, и поэтому сейчас малыш может плакать и пугаться, услышав их.

Для грудных детей очень важно постоянно слышать кого-то, поэтому разговаривайте с малышом без остановки, описывая все происходящее с вами. И пусть смысла слов грудничок не должен уметь понимать, ваши монологи благоприятно скажутся в дальнейшем на речи ребенка.

Сон

Как правило, на третьем месяце жизни у малышей уже формируется режим дня. Дети этого возраста спят 16-17 часов, дневной сон проходит в 4 этапа, длящихся от полутора до двух часов.

Эмоции

Груднички в этом возрасте становятся более общительными. Трехмесячные дети очень радуются, когда близкие играют с ними и проводят много времени. Да и любому родителю нравится заниматься с малышом, когда, наконец, он видит эмоциональную отдачу ребенка. Примитивные игры, такие как «ку-ку» или гримасничание и кривляние доставят большое удовольствие обеим сторонам.

Малыш в три месяца уже вполне осознал, что положительные эмоции выражаются улыбкой и смехом, а отрицательные – плачем, и активно использует эти инструменты в своей повседневной жизни.

Поскольку ребенку надоедает постоянно лежать в кроватке, он может начать капризничать от скуки, такой «фальшивый» плач, впрочем, легко отличим по звучанию от настоящего, вызванного реальным дискомфортом или болью.

Такое уже вполне осмысленное управление своими эмоциями и общение посредством них с окружающими людьми называется «комплексом оживления», и проявление его знаменует собой переход малыша на новую стадию развития. Поведение детей теперь может подвергаться мягкой корректировке со стороны родителей.

Речь

В возрасте трех месяцев дети начинают активно «гулить»: произносить в разных вариациях слоги с гласными звуками как отрывисто, так и певуче их протягивая. При этом малыш с интересом вслушивается в свой голос. Если взрослые будут произносить гласные, нарочито их растягивая, грудничок постарается повторить движения губ.

Вес и рост

На третьем месяце жизни ребенок продолжает расти невероятными темпами. За этот период он снова прибавит порядка 800 грамм и вырастет на 2,5 см. При этом мальчик и девочка будут немного отличаться по этим данным. У сильного пола по стандартам вес может колебаться от 5,5 до 6 кг, рост составляет 59-62 см, а окружность головы и грудной клетки достигает 41 см. У девочек эти данные несколько ниже – вес 4,8 — 5,6 кг, рост 58-60 см, а окружность головы и грудной клетки – 40 см.

Кормление

Число кормлений постепенно сокращается и доходит до 6-7 раз в сутки, а перерывы между ними растут. Малыш теперь съедает большой объем молока, и его вполне хватает, чтобы ребенок не просил кушать в течение 3 — 3,5 часов. Если у вас четко выстроенный режим кормления, то теперь вы можете кормить малыша и выходить по делам из дома, оставляя младенца на папу или близких.

В сутки трехмесячный малыш должен съедать 800-850 мл молока или искусственной смеси, что за одно кормление составит 120-140 мл. Исходя из состояния здоровья ребенка, педиатр может разрешить вам вводить прикорм для малыша. Как правило, первым в меню грудничков включается фруктовое пюре и соки.

Введение в прикорм фруктов должно протекать постепенно. Врач рекомендует вам давать малышу сок или пюре после одного из дневных кормлений, начиная с одной капельки. Если отрицательной реакции в виде проблем со стулом или кожных высыпаний не последует, увеличивайте порцию каждый день. Новые фрукты осваивайте по очереди и внимательно следите, не возникает ли на теле ребенка аллергия.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, ; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Педиатр наверняка зафиксирует индивидуальные параметры вашего ребенка на очередном приеме.

Даже если они не совсем соответствуют принятым нормам, не следует паниковать и искать связанные с этим заболевания.

Во-первых , ребенку наверняка передастся состояние родителей. Во-вторых , точное соответствие ни от кого не требуется.

Порой дети на несколько месяцев задерживаются в развитии , а потом резко догоняют и перегоняют своих сверстников. Особенно это касается весовых характеристик и роста.

Если же отклонения касаются психологических процессов, стоит задуматься и больше внимания уделять их корректировке.

Ребёнок в 3-4 месяца- Mamalara

Рост

По статистике, собранной в нашей стране, средний рост мальчиков в этот период — от 56,5 до 62,0 см, девочек — от 56,2 до 61,8 см.

Разница с предыдущим месяцем в росте — 3 см.

Данные по всем странам (согласно Всемирной Организации Здравоохранения) указывают этот промежуток более расплывчато. Рост мальчиков задается в промежутке от 57,3 до 65,5 см., а девочек — от 55,6 до 64,0 см.

Вес

Во всем мире приняты нормы веса для мальчиков этого возраста — от 5,0 до 8,0 кг, девочки могут весить от 4,5 до 7,5 кг.

В нашей стране более строгие рамки — от 4,9 до 7,0 кг. для мальчиков и от 4,8 до 6,3 для девочек.

Разность между измерением веса в предыдущем месяце в среднем должна составлять 800 г.

При чем этот параметр должен возрастать равномерно, по 200 г. за каждую неделю .

Надо заметить, что при недоборе веса врач наверняка порекомендует вводить прикорм раньше или докармливать малыша смесью (если до этого он находился на грудном вскармливании). При избытке веса — наладить кормление по часам соответственно.

В любом случае, меры корректировки не будут иметь фатального и строго контролируемого характера.

Обхват грудной клетки

Средними считаются показатели в границах от 36,5 до 41,6 см. для мальчиков и от 41,6 до 41,4 для девочек . За месяц должно произойти увеличение этого параметра на 1 см.

Эти верхние и нижние границы возрастной нормы достаточно условны, но дают возможность составить общее представление об общем физическом развитии ребенка в данный период.

Особо следует обратить внимание на рост обхвата головы. Он может многое сказать о наличии или отсутствии патологий в развитии головного мозга в этот период.

Для малышей, родившихся раньше срока, эти нормы могут быть сдвинуты в зависимости от срока «недонашивания».

Окружность головы

Обвод головы должен увеличиться по сравнению с прошлым месяцем не более, чем на 1 см.

ВОЗ устанавливает нормы обхвата головы для мальчиков от 38,1 до 42,9 см., а для девочек от 37,1 до 42,0 см. в этот период.

Принятые в советские время стандарты — от 39,0 до 42,5 см. для мальчиков и от 38,0 до 41,2 см. для девочек.

Сон

Общая продолжительность сна к трем месяцем должна быть около 14-15 часов в сутки . Естественно, они разделены на отдельные периоды.

В среднем, период ночного сна — 3-4 часа, а дневного — 2 . Каждый период делится на стадии по 50-90 минут.

Больше половины из всего времени сна в этом возрасте — это так называемый «быстрый» или парадоксальный сон. Во время него мозговые структуры развиваются особенно стремительно.

Малыш может видеть сновидения, двигать ручками и ножками, использовать мимику во сне.

Характерной особенностью трех месяцев является установление цикла из трех стадий :

  1. Бодрствование.
  2. Медленный сон.
  3. Быстрый сон.

До этого времени младенец мог сразу из бодрствования погрузиться в быстрый сон и наоборот. Дремать малыши в этот период еще не умеют.

Также приобретение этого периода — глубокий ночной дельта-сон . Он влияет на восстановление энергозатрат и частично на процессы формирования памяти.

Именно за счет этого самого глубокого погружающего процесса у младенца есть возможность запомнить малую толику из потока лавинообразно поступающей информации.

Остальных стадий сна взрослого человека (дремоты, сонных веретен) в этом возрасте пока нет .

Питание

Для малыша по-прежнему главной и единственной пищей остается грудное молоко или адаптированная .

Не всем подходит такое расписание, но даже те, кто кормят детей по первому требованию, отмечают, что к трем месяцам количество прикладываний заметно сокращается.

За один прием малыш в среднем должен высасывать 150-160 мл. молока или адаптированной молочной смеси . В сутки это 900-960 мл.

В жаркое время года или при недостаточной влажности воздуха возможно допаивать малыша .

Что умеет?

Навыки , приобретаемые в этот период можно разделить на моторные, интеллектуальные и социальные .

К моторным относятся :

  • способность держать головку в положении лежа на животе, с опорой на локти;
  • перевороты на один и другой бок;
  • хватание и удерживание игрушек;
  • угасание ;
  • способность более продолжительное время следить взглядом за предметом;
  • умение с поддержкой (если тянуть за ручки) приподнимать туловище до сидячего положения;
  • способность захвата одной рукой другую.

Интеллектуальные включают :

  • способность вычленить человеческую речь среди прочих шумов;
  • начало исследования своих частей тела;
  • отвлечение от еды ради распознавания шума или яркого предмета.

К социальным навыкам , приобретаемым в 3 месяца можно отнести:

  • усложнение комплекса оживления (улыбка, более управляемые движения рук);
  • узнавание и различение членов семьи;
  • смех в голос;
  • осознанное привлечение к себе внимания;
  • гуление;
  • фиксация взгляда в вертикальном положении, налаживание контакта «глаза в глаза» при кормлении.

Чему и как можно и нужно научить?

Зрение

В этом возрасте особенно эффективно развивается зрительное восприятие . Помочь малышу освоить навык фиксации взгляда на предмете можно, помещая в поле его зрения яркие предметы.

Хорошо подойдут игрушки, издающие различные звуки . При чем перемещать предметы нужно медленно и по возможности расширять амплитуду движений. За счет этого увеличится пространство охвата взглядом малыша.

Для этой же цели можно развесить по дому яркие картинки и время от времени совершать неспешные прогулки по дому с малышом таким образом, чтобы он обращал на них свое внимание, фиксировал взгляд на несколько секунд.

Слух

Настал период гуления . Прислушивайтесь к звукам, которые произносит малыш и повторяйте их.

Лучше, если это будет делать не только мама, но и остальные члены семьи. Так кроха поймет, что звуки универсальны и начнет копировать их.

Для развития слуха можно поиграть вместе с малышом в «найди откуда звук» .

Включите музыкальную шкатулку, звучащую игрушку или другой источник шумовых эффектов. Потом с ребенком на руках пройдитесь по всем комнатам, ища этот источник.

Очень полезны для малыша будут танцы под любимую музыку . Кроме развития слуха, это является своеобразной гимнастикой.

Интеллект

Игра «прятки» или «ку-ку» очень хорошо подходит для развития интеллектуальных навыков малыша. Очень скоро вы заметите, что ребенок не отводит взгляд от того места, где раньше была мама или папа.

Подкрепленная эмоционально положительным зарядом (ведь близкий человек в конце концов находится!), она может стать отличным средством к становлению терпения, вниманию, памяти и многих других процессов.

Тактильные и обонятельные ощущения

Подберите или изготовьте игрушки из разных материалов. Они должны отличаться не только внешним видом, но и содержанием: насыпьте внутрь крупы, муки, комки бумаги, других наполнителей.

Их можно время от времени давать малышу в ручки или подвесить над его . Хорошо подходят в качестве наполнителей различные душистые травы: шалфей, мята, ромашка.

В магазинах также продаются игрушки с разными фактурами ткани, зеркальцем, погремушкой . Наилучшая для развития форма — в виде небольшого кольца. Так малышу будет легко обхватывать интересующий предмет.

Развитие ребенка в 3 месяца
https://youtu.be/bPXBCpTXvx0

Психическое, эмоциональное развитие

К третьему месяцу жизни ребенок становится все более социализированным и психически развитым существом. Это проявляется в:

  1. Улыбке. Она может возникать в ответ на ласковое обращение, появление знакомого лица или во сне.
  2. Гулении. В этом возрасте малыш может «разговаривать сам с собой». Постепенно (при условии постоянного общения) такие порывы сменяются подражательными элементами.

    О полноценном разговоре речи пока не идет, но контакт и желание общаться, улавливание интонаций должны проявляться вполне явственно.

  3. Сформированном комплексе оживления.
  4. Способности фиксировать взгляд в вертикальном положении , рассматривать что-либо по несколько минут.
  5. Более выраженном исследовательском инстинкте . Малыш в этом возрасте даже способен прерывать сосание ради того, чтобы прислушаться или разглядеть новый предмет.

Еще одна характерная особенность этого периода: малыш может выражать недовольство даже в том случае, если просто заскучал.

Задача заботливых родителей в такие моменты — обеспечить равномерный приток информации, не перегружая малыша ею при этом.

Развитие органов чувств

Глаза . Приобретается способность видеть на 4 метра и более. Следит взглядом в зоне диаметром до 80 см. Возникает устойчивая фокусировка взгляда на предмете.

Уши . Возникает произвольность: малыш может вслушиваться конкретно в интересующий его звук. Также ему интересно искать источник шума.

Язык . Вкусовые рецепторы пока находятся на уровне 6-го месяца внутриутробного развития. Они пока не приспособлены к восприятию никакой другой пищи, кроме грудного молока или специальной смеси.

Нос . Обоняние сформировано еще на 4-6 неделе жизни, особых изменений в 3-й месяц с ним не происходит.

Кожа . Осязательный мир ребенка расширяется, на всем теле появляется большее количество рецепторов, связанных с возрастанием связей между нейронами в головном мозгу.

Вестибулярный аппарат . Чувство равновесия становится тоньше, малыш более чутко улавливает свое положение в пространстве и учится подстраиваться под него.

Двигательная активность

Обязательными процедурами для ребенка в этом возрасте являются гимнастика, массаж, водные и воздушные процедуры . Проводить их может как специалист, так и родитель.

Главное — соблюдать правила и переключать малыша на другой вид деятельности при первых признаках недовольства.

Гимнастика . Лучше проводить ее два раза в день. Обязательные комплексы включают выкладывание на животик, подтягивание к себе до сидячего положения и пр. Можно дополнить их упражнениями на фитболе.

Массаж . С 3-х месяцев ребенок полностью готов к принятию детского массажа в полном объеме, а не только поглаживающих и потряхивающих движений.

Заботливому родителю надо знать, что он обязателен . Даже здоровый ребенок будет гармонично развиваться только при условии планомерного ухода, в который входит массаж.

Ванна . Разные специалисты придерживаются диаметрально противоположных мнений насчет этого процесса. Единство только в одном — вода в жизни малыша должна присутствовать ежедневно.

Общепринятая практика — наливать в маленькую теплой воды и ставить детскую «горку» для удобства. Но дело в том, что удобно это, в конечном итоге, только родителю.

Малыш в 3 месяца уже способен в полной мере получить удовольствие от водных процедур.

Тем более, что запачкаться до такой степени, что его нужно непременно целиком обработать специальным средством, ребенок за день просто не успевает.

3 месяца — особый период в жизни ребенка , еще одна ступенька к взрослению и пониманию мира.

Каждый малыш индивидуален в своем развитии, но общепринятые нормы помогут родителям узнать, в каком направлении приложить больше сил, на что обратить внимание.

Физическое развитие.

Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.

Психоэмоциональное развитие.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.

Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.

Распорядок дня.

К третьему месяцу у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования. Ребенок должен спать 16 - 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 - 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит, как и сколько его давать ребенку.

Прогулки.

Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже "-10", педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Кормление.

Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 - 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 - 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по - другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат - то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно давать малышу капельку фруктового пюре (предпочтительнее начинать с яблочного или грушевого) и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.

Уход за трехмесячным малышом.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Мнение педиатра Коваль Анастасии "3 месяц жизни"

Три месяца жизни-это первый рубеж, достижения которого ждут все мамочки. Ребенок немного подрос, и уже способен к осознанному контакту с родителями. Он различает человеческое лицо, мимику и голос, обратившегося к нему взрослого, приветствует улыбкой и агуканьем, умеет захватывать погремушки, пытается дотянуться до висящих над ним игрушек, с удовольствием лежит на животе опираясь на предплечья, некоторые уже умеют самостоятельно переворачиваться.

Питание

В этом возрасте основным источником питания для малыша является молоко матери. Большинство детей при этом не нуждается в допаивании водой. Режим кормлений строго индивидуален и формируется у каждой пары мама-ребенок свой. Основной характеристикой нормального питания является хорошая прибавка в весе, а не время прошедшее между кормлениями. В среднем оно может составлять от 1,5 до 3,5 часов. Остатки молока сцеживать не нужно, тк его количество при естественном вскармливании подстраивается под нужды ребенка. А избыток может вызвать лактостаз и мастит. При недостаточной ежемесячной прибавке, следует совместно с врачом решить необходимость докорма смесью.

Её тоже поможет выбрать ваш педиатр, с учетом особенностей малыша.

Прикормы в этом возрасте не вводятся. Нормальная прибавка 800 гр (плюс-минус 200).

Уход

Утро маленького человечка начинается с умывания. Протирается личико и глазки чистой водой. Носик и ушки чистятся по мере загрязнения.

В течение дня ребенка подмывают теплой водой с мылом обязательно после того как он покакает, и по мере необходимости, но уже без мыла. Влажные салфетки лучше использовать только при отсутствии возможности воспользоваться водой. Несмотря на все удобства, они все же содержат отдушки и прочие вещества не всегда желательные для детской кожи.

День заканчивается вечерней ванной. Особо возбудимых детей лучше купать в обед.

Температура должна быть 37-37,5 градусов, как наиболее благоприятная для комфортного самочувствия ребенка. Стоит учитывать,что в отличие от взрослых, малыш еще не умеет хорошо подстраиваться под изменение температур. Если вы хотите начать закаивание, то следует помнить о принципе регулярности и постепенности в приучении к более холодной воде. После основного купания ребенка опаласкивают водой с температурой на 0,5-1 градус ниже.

Прогулки

Прогулки играют очень важную роль в развитиии ребенка. Они помогают обогатить кровь кислородом, являются частью закаливания и знакомства с окружающим миром.

Их длительность в среднем от 2 до 4 часов в день. А в хорошую погоду до 6-7 часов.

При невозможности выйти на улицу можно вынести коляску на время дневного сна на балкон. Одевать малыша следует как себя, плюс один дополнительный слой одежды. Чтобы узнать не замерз ли ребенок, следует обратить внимание на нос, если он теплый-то все в порядке. Для прогулки можно пользоваться как колясками,так и слингами или кенгуру. В последних ребенку обеспечивается не только контакт с мамой, но и более полный обзор для получения новых впечатлений. Обратите внимание на позу ребенка и соответствии вашего переносного устройства возрасту.

Дополнительные занятия

В этом возрасте ребенок способен воспринимать стишки и музыку в течение 3-5 минут, его интересуют игрушки, можно стимулировать малыша тянуться за ними, полезно проводить знакомство с различными тканями и фактурами,а также звуками. Если ребенок на прогулке не спит, стоит побольше рассказывать о том,что происходит вокруг.

Дома следует проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания) , подобрать комлекс массажа и гимнастики, соответствующий умениям малыша. С ним обычно знакомят в комнате здорового ребенка в поликлинике. Также возможно его сочетание с потешками. Также хорошо способствует развитию и нормализации мышечного тонуса плавание.

Автор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Дата публикации: 20.09.2011
Дата обновления: 16.03.2012.
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 23.06.2016 19:18
Интересно, в одной статье две противоположные рекомендации, я так не поняла нужно доплачивать или нет?

Анастасия 10.06.2016 14:16
Статьи правда за 2012 год. Желаю всем мамам быть адекватно современными и грамотными.

Алина АХ 04.06.2015 18:51
ирина, у каждого свое мнение на этот счет!!! Я вот соглашусь с мнением, что лучше кормить ребенка до полугода только своим молоком ну или смесями, а потом только вводить прикорм. Допустим, моя мама нам тоже рано кашу начала давать так моя сестра с гастритом выросла. Так что свою ляльку я сначала молоком кормила, а потом молоко пропало перевела на смесь Нэнни и прикорм стала вводить только ближе к 6 месяцам, развиваемся и растем нормально, главное с ЖКТ проблем нет.

ирина 28.04.2015 22:27
Все что вы пишите насчёт прикорма и питья в 3месяца это все ерунда. Я своей малышки начала варить кашкимолочные в 2.5 месяца и нормально все. А как же раньше было,когда мама не могла кормить грудью, так же варили кашки и все норм было, это сейчас врачи нельзя кормить кашками рано, надо смесями кормить. Так вот какрасто смеси это все хернея, вот из-за них и могут быть проблемы

Баева М 24.04.2015 12:17
Мы тоже кормили ребенка по требованию. Я считаю, что кормежка по графику это просто абсурд. Малыш не наедается, капризничает. Но это касается только грудного вскармливания. Что касается деток, находящихся на искусственном вскармливании, то им график просто необходим. Там и правда нужно выдерживать три часа. У меня сестренка кормить племяшку смесью Нэнни. Малышу вполне хватает, он от кормления до кормления вполне сыт.