Целомудренность женщины. Качества целомудренной женщины

Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко.

Целомудрие

Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту – дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой.

Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутнозеленого цвета.

Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке - капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязую воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

Одна девушка рассказывала, что у ее молодого человека умерла мама, он остался один и в течение трех лет у него никого не было. «Представляете, целых три года его никто не жалел!» Вот она его и пожалела, не задумываясь о том, что она - не первая, кого он берет на жалость, да и не последняя. Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомиться «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить ее, пусть она одна воспитывает своего ребенка! Тем не менее, многие девушки надеются на то, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но если такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.

Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще У. Шекспир писал:

“И добродетель в этот жирный век
Должна просить прощенья у порока”
.
(Гамлет).

И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!”

Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным предавлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

Думая, что встретила любящего человека, она обманулась, и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, которую он якобы испытывал, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Просто он ею воспользовался для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

В современный разговорный язык прочно вошло слово “пользователь”. Говорить о том, что данный человек - пользователь, например, компьютера, значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то - о безнравственности, более того, - о подлости.

Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.

Подчас приходится сталкиваться с ситуациями, по-видимому совершенно безнадежными. В церковь приходят самые разные люди и нередко совершенно случайно. Девушка попросила подвезти ее и, узнав, что водитель едет в храм, пошла вместе с ним. Ожидая, пока священник освободится, расплакалась, а потом крепко заснула. Оказывается, она потеряла работу, а вместе с ней и жилье, поскольку нет денег, чтобы его оплачивать, и уже неделю нигде не живет, спит где придется. “Где ты работала?”, - “В казино”, - “Что же, и “этим” занималась?”, - “Да, с тринадцати лет”. Мать умерла, отца она не помнит… Она осталась совершенно одна на всем белом свете, образования нет, ничего кроме своего постыдного ремесла она не умеет. Для других в двадцать лет жизнь только начинается, а для нее уже все позади…

Видимо, это достаточно типичная картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все, и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.

Широко известно горестное восклицание Есенина: “О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!” Все растрачено и безвозвратно потеряно. Почему? “Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает ” (Иак. 1,15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже самых близких людей. “У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой виллочки. Одни ножки, да и те старые ”, - так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», - говорил премудрый Соломон (Притчи 6.32,33).

Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества. Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно. «Я свою любовь сберегу, Через реки перекину мосты, Если только я поверить смогу, Что идешь навстречу ты». Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.

Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой: «Шерри, как горько сидеть у закрытой двери. Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…». Я своего добьюсь, но не интеллектом, ни мужеством, ни решимостью, ни трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются, как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?

Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н. Гумилева в свое оправдание могут сказать:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны»
.

Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Б. Шергин.
«…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
- Эй, борода!
- Все с бородами, - усмехнулись крестьяне.
- Кто у вас тут мастер? - сердится чиновник.
- Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.
- Я желаю купить здешнюю игрушку - кораблик!
- За худое понятие об учтивости ничего не купишь, - слышится спокойный ответ».

Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника. Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й. Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.

1 Б. Шергин. Понятие об учтивости. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. с. 207.

На самом же деле, термин «целомудрие» имеет другое истинное толкование. Это означает «нравственную чистоту».

Современных девушек трудно назвать нравственно чистыми. Посиделки у подъездов с бутылкой пива в руках, бесконечное курение, нецензурные выражения, скандальное вульгарное поведение, случайные связи и многое другое — вот что характерно для девушек 21 века.

А как развивались отношения раньше, в далекие времена? Сначала парень скромно выражает симпатию понравившейся девушке, потом девушка оставляет за собой право подумать: отвечать ей взаимностью или нет. Если взаимность все-таки имеет место быть, тогда она принимает несмелые ухаживания своего возлюбленного. Влюбленный юноша, смущаясь и краснея, крадет у дамы первый поцелуй спустя нескольких месяцев знакомства…

Сейчас все не так. Девушки слишком торопятся повзрослеть! И здесь огромную роль играет окружение, общество, друзья, родители, средства массовой информации.

Растет себе хорошая девочка в порядочной благополучной семье. И тут начинаются влияние извне… По телевизору целуются, да и ладно целуются, а то порой и что по серьезней делают! Подруги-одноклассницы уже давно обнимаются со старшеклассниками по подъездам, начинают курить (из интереса), пить (для смелости), увлекаются наркотиками (по наставлению «добрых» друзей).

А девочка не хочет оставаться» белой вороной»! И тоже втягивается в процесс.

Потом соседи начинают докучать вопросами повзрослевшую красавицу — а почему у нее до сих пор парня нет? Родители вздыхают — «дочь в девках останется»! Подруги подкалывают — «мол, уже пора попробовать взрослые отношения».

И девочка, чтобы не казаться «белой вороной» идет и ложится в постель к первому встречному. А что такого? Везде ведь пишут, что первый раз не приносит желаемых ощущений. Так что, какая разница, как он пройдет.

Таким образом, наше современное общество, само того не желая втаптывает целомудрие девушек в грязь.

Следующая проблема — желания и предпочтения самих парней и мужчин. Сегодня им нужны опытные, обученные, страстные натуры, которые бы и удовлетворили все их потребности и, если повезет, сами обучили всем «взрослым» вещам.

Да, бывают такие стойкие и сильные девушки, которые подолгу ждут своего единственного и любимого мужчину. Они не обращают внимания на общественность. А просто живут так, как считают нужным. И у них два варианта исхода событий.

Первый — они все-таки дожидаются своего «принца». ОН получает «награду» и оценивает ее, благородно женившись на своей даме.

Второй — они дожидаются и отдаются мужчине, которого любят. Но он не оценивает подобной жертвы. Ему вообще все равно. И бедные девушки думают, так чего они столько времени ждали? И это печально.

Целомудрие девушки — это не только сохранение невинности для одного избранника, это еще и верность ему на всю жизнь (если речь идет о браке). Когда девушка выходит замуж, а тем более венчается, она дает клятву хранить верность своему супругу на протяжении всей жизни.

А что такое хранить верность? Это значит, не позволять себе влюбляться, увлекаться и даже думать о других мужчинах! Никогда не сомневаться в своем выборе и не предполагать — «а что было бы, если я вышла замуж не за Васю, а за Петю?» Да и к чему сомнения уже? Сама ведь выбирала!

Целомудрие — это чистота души и тела, гордость, скромность, стыдливость, чувство долга перед партнером . Все эти качества дорого ценятся, но редко проявляются, к сожалению.

Всю прелесть любовных отношений превратили в бесконечные сомнения, измены, лживые обещания и скандалы.

Можно было бы сказать, что это мужчины «портят» женщин. Но ведь у женщин тоже есть своя голова на плечах. Значит, это замкнутый круг.

Таким образом, целомудрие — это относительно важное понятие для современного общества. Общество само должно определить для себя, какие девушки ему нужны. В любом случае, не все так ужасно. Просто нужно задуматься об этой проблеме и найти ее решение. Так какими же качества обладают или должны обладать, целомудренные женщины, читаем ниже:

Качества женщины, которые дают ей возможность быть целомудренной

Первое качество женщина не должна быть жадной . Жадность – это желание иметь себе. Согласно Ведам, чувства привязываются к каким-либо объектам. Так как чувства имеют тонкую материальную природу, то они реально пропитывают тот объект, к которому они привязываются. Они подобны щупальцам, и ум, испытывая на себе их влияние, начинает проявлять беспокойство и постепенно в нём возникает желание обладать этим объектом.

Поэтому, если женщина очень жадна до половых наслаждений, то естественным образом, в какой-то момент, муж её может не устроить в чём-то, и она начнёт привязываться к другим мужчинам. В начале смотреть на них, пропитывая их своими чувствами. Потом всё больше и больше будет хотеть изменить своему мужу. Таким образом целомудрие будет уничтожено. В результате счастье семьи тоже будет уничтожено.

Женщине следует быть удовлетворённой при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины, часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны. Допустим, жена требует от мужа больше денег или чего-то ещё, не хочет быть удовлетворённой. В результате начинаются конфликты, потому что мужчина тоже неудовлетворён. Он пытается сделать как лучше, но его жена всё равно остаётся недовольной.

Так как жена – это энергия, то когда она не довольна, она начинает распространять свою силу недовольства на всех окружающих. Допустим, если муж недоволен, он может хранить это в себе, и в принципе, если он ведёт себя тихонько, жена может этого не заметить. Но если жена ведёт себя тихонько, но при этом недовольна, то все окружающие почувствуют недовольство внутри себя, и возникнут ссоры, потому что жена – это энергия, это сила, которая влияет на всех окружающих. Таким образом, если жена неудовлетворена при любых обстоятельствах, то в семье есть большая склонность к спорам, к конфликтам.

Второе качество . Целомудренная женщина умело ведёт свои домашние дела . Очень важно понять, что когда женщина чиста, у неё естественным образом появляется вкус к тому, чтобы вести домашние дела. Когда она нечиста, то есть не целомудренна, гуляет где-то, то домашние дела её не интересуют, и она ведёт их не очень умело. Потому что умелость женщины зависит чисто от желания сделать что-то приятное своему мужу, показаться ему хорошим человеком. Она всё делает для того, чтобы удовлетворить своего близкого человека – такова природа женщины. Если же ей в этом доме удовлетворять некого, то у неё всё падает из рук, и от этого домашние дела идут не так умело.

Третье качество . Женщина должна быть знакома с законами жизни . Эти законы называются религиозные правила. В каждой вере, в каждом учении есть религиозные правила жизни, и женщина должна быть с ними знакома для того, чтобы знать, соответствует закону, или нет, то, что требует от неё мужчина. Если это не соответствует закону, то она должна мягко, в смиренной форме, возразить ему, и здесь не будет ничего плохого. Но если она не знакома с законами жизни, не знает, как всё правильно организовать, то когда её муж сделает ей замечание или просто предложит ей сделать что-то каким-то образом, она может не согласиться и возникает конфликт.

Четвёртое качество . Женщина должна уметь приятно говорить . Когда она приятно говорит, даже если она чувствует себя оскорблённой и раздражённой, приятная речь создаёт впечатление уважения. Приятная речь означает, что человек говорит уважительно. Уважительная речь смягчает конфликт. Она даёт возможность людям найти общее мнение, потому то уважительная речь естественным образом вводит всех в состояние умиротворения.

Пятое качество . Также женщина должна уметь говорить правдиво . Когда муж замечает, что его жена хоть немножечко лукавит с ним, он полностью в ней разочаровывается. Для мужчины очень важно, чтобы женщина была открытой и честной по отношению к нему. Это является естественным качеством женщины – быть простой и честной и раскрывать мужу все глубокие моменты своего характера, своей психики.

Шестое качество . Надо всегда быть внимательной . Это очень важный момент. Очень часто бывает, что из-за невнимательности люди ссорятся и теряют друг друга. Внимательность означает угадать плохой момент жизни своего мужа, угадать плохой момент жизни своих детей. У каждого человека бывает в жизни плохой период. Близкие люди должны быть внимательны и угадать этот плохой период. Таким образом, надо быть внимательной к изменениям у своих близким друзей.

Седьмое качество быть чистой во всех отношениях, мы уже разобрали это качество.

Таким образом, имея все эти качества, женщина становится целомудренной, то есть у неё не появляется ни малейшего желания идти куда-то и заниматься с каким-то другим человеком недозволенными вещами.

Все выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью. Добродетель означает «делать добро». Мужчина по-своему творит добро в этом мире, женщина по-своему. И существуют признаки женской добродетели. Они формируют четыре постулата.

· ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ служение своему мужу . Служение мужу, в свою очередь, делится на 5 принципов служения мужу. Служить – значит помогать ему. Говориться, что женщина, которая встала на путь служения мужу, становится абсолютно защищённой от всех трудностей в жизни, потому что мужчина неспособен бросить женщину, которая ему служит. Он не способен изменять ей. Мужчина не способен плохо отзываться о ней, даже если у неё есть недостатки. И мужчина неспособен подвергать опасности такую женщину, если она действительно ему служит.

Принципы служения мужу

Первый принцип – «очень близко и сокровенно». Это означает, что женщина должна быть очень близким другом для мужчины, то есть она должна выслушивать все его проблемы, вдохновлять его в любом случае действовать согласно его возможностям и всегда отдавать ему энтузиазм. Мы уже говорили, что женщина обладает шакти, то есть другими словами энергией. Санскритское слово шакти означает «энергия». Женщина обладает энергией, и она способна вдохновить любого мужчину, особенно своего мужа. Таким образом, она должна служить ему очень близко.

Второй принцип – она должна служить ему с великим почтением. Очень важно понять – чем больше женщина уважает, почитает своего мужа, тем больше возможностей советовать мужчина ей даёт, тем больше он вовлекает её в свою внутреннюю жизнь. Таким образом, чем больше жена почитает своего мужа, тем более близко и сокровенно он начинает к ней относиться. Когда женщина почитает своего мужа, она добивается очень большого успеха в общении с ним.

Третий принцип – жена должна учиться контролировать себя, даже если возникает какое-то недоразумение. Женщина может потерять контроль в отношениях с детьми, но если она контролирует себя в отношениях с мужем, муж защитит её в любой ситуации. Муж для неё – последняя инстанция, он защищает свою жену при любых случаях жизни. Поэтому, если у мужа возникают какие-то недоразумения, а жена настроена действовать именно таким образом, то она получит поддержку и защиту во всех своих делах.

Четвёртый принцип служения мужу означает, что жена всегда должна желать ему блага и говорить ему приятные слова. Если женщина соблюдает пятый принцип, она получает очень сильное благорасположение мужчины. Если мужчина груб по природе, его грубость автоматически не коснётся её, если она желает ему добра и говорит ему приятные слова. Грубость может коснуться кого угодно, только не её. Он на кого угодно будет злиться, кому угодно грубить, с кем угодно выяснять отношения, только не с ней. Таким образом жена может использовать все положительные качества мужа для того, чтобы достичь счастья жизни, а плохие качества негативируются сами собой силой его положительных качеств.

· ВТОРОЙ ПОСТУЛАТ женской добродетели – это доброжелательность к мужу . Этот принцип существует независимо от остальных. Каждый принцип является основополагающим, то есть, имея один из них, женщина автоматически становится добродетельной по отношению к мужу, и он воспринимает её как человека, несущего ему большое благо. Даже если она будет неспособна ему сильно служить, но будет доброжелательна, в этом случае, несомненно, он будет всё равно считать её хорошим человеком и относиться к ней хорошо. Хотя, самый первый принцип – это служение мужу, доброжелательность – второй.

· ТРЕТИЙ ПОСТУЛАТ хорошее отношение с родственниками и друзьями мужа . Соблюдение этого принципа также даёт возможность иметь стойкие отношения в семье, потому что когда в семье начнутся раздоры, то, несомненно, родственники и друзья мужа будут помогать жене понять этого человека. Они хоть и будут выступать с его позиции, но так, как они являются и её друзьями, они будут с ней общаться очень сокровенно и попытаются объяснить, почему он так себя ведёт. И в конце концов они помирятся.

· ЧЕТВЁРТЫЙ ПОСТУЛАТ , хоть и стоит на четвёртом месте, является фактически одним из самых главных. Это разделение вместе с мужем взятых им обетов . Обет означает отказ от определённой деятельности с желанием достигнуть какой-то цели. Человек отказывается что-то делать, или наоборот говорит: «Я всегда буду делать то-то для достижения такой-то цели». Жена разделяет с мужем его обеты, например, если муж говорит: «Я никогда не буду есть мясную пищу – она мешает мне очиститься от проблем. Я хочу иметь хорошее настроение в жизни,» — и жена говорит: «Я тоже хочу так делать». То есть они берут этот обет вегетарианства, в Индии это очень популярно. В результате все семья становится вегетарианской. Когда они разделяют общие обеты в жизни, им это очень помогает для общего прогресса, для хороших взаимоотношений в семье. Люди начинают гордиться друг другом как сильными людьми.

· ПЯТЫЙ ПОСТУЛАТ — самый важный элемент брака – это верность . Это надо учитывать, и это надо понять. Верность означает, что не может быть и речи о пренебрежении супружеских обетов. То есть, существуют супружеские обеты. Мы уже перечислили качества характера жены, которые сами по себе являются обетами, об этом говориться в ведической литературе. Другими словами, необходимо давать обеты и необходимо им следовать. Но самый важный элемент брака – это верность. Самый главный обет – это верность. Поэтому супруги, дающие этот обет, несомненно добиваются в жизни успеха.

Признаки женской добродетели

Итак, мы разобрали качество целомудрия. Оно содержит признаки женской добродетели. Ещё раз напомню, что это:

служение мужу;
доброжелательность по отношению к нему;
хорошее отношение к его родственникам и друзьям;
разделение с ним обетов;
верность.

Всё это даёт возможность жене быть целомудренной. Это мы разбираем принципы истинной жены. Принципы истинной жены – это быть приятной мужу . Жена должна быть приятна мужу. В Ведах говориться, что хорошие мать и жена являются энергией для достижения счастья мужчины. Женщина является энергией, то есть силой, с помощью которой мужчина может достигнуть счастья в своей жизни. Не только во взаимоотношениях с женой, но и во всех других отношениях. В том числе в духовном прогрессе и в любых других вещах, которые он ставит своей целью.

Поэтому, когда жена приятна мужу – это означает, что муж её принимает. Он принимает её силу воздействия на себя. Неприятная жена означает, что он её не принимает – неприятие. Приятие и неприятие. Таким образом, когда жена приятна мужу, она способна вложить в него силу, которая даст ему возможность достигнуть счастья.

Интересно отметить одну вещь. Женщине по своей природе очень трудно вкладывать эту силу в саму себя. Если она действует для себя или для другой женщины, то в результате ничего не получается. Она может вложить силу для достижения счастья именно в мужа, то есть в мужчину, в противоположный пол. Женщина может вкладывать силу только в кого-то, но если она не замужем и хочет действовать своими силами, то в этом случае она тоже должна кому-то служить.

Если, допустим, женщина не хочет выходить замуж, то она может стать святым человеком, и тогда она начинает служить Богу. Но говориться, что для женщины благоприятнее всего служить Богу, когда она замужем, в отличие от мужчины, которому не всегда легче служить Богу, будучи женатым, чем холостым. Но Веды говорят, что большинство мужчин тоже должны жениться, ибо если человек имеет вожделение, он обязательно должен жениться и жить в семье.

Жена должна быть приятна мужу для того, чтобы он был способен достигнуть счастья. Если же жена неприятна мужу, то она не получит много счастья во взаимоотношениях с ним. Приятность не означает только внешнюю красоту. Это не только красить губы и улыбаться. Быть приятной мужу значит быть честной по отношению к нему. Это значит узнать, какие качества ему нравятся в людях и затем пытаться развивать эти качества в себе.

Женщина по своей природе очень динамична в плане изменений себя. Женщина может быстро подстраиваться, и в зависимости от того, какие качества характера мужчина любит в окружающих людях, она может без труда, следуя этому принципу, развить в себе эти качества характера.

Как же проще всего женщине изменить себя? Как ей проще всего прогрессировать?

Проще всего ей это сделать, идя за мужем. Женщина вдохновляет своего мужа, она даёт ему силы . Она даёт ему энергию, она даёт ему возможность достичь цели, она делает его счастливым, богатым и т.д. Она делает его разумным, способным видеть цель и идти к ней.

Веды говорят, что женщина должна идти за мужем. Не идти вперёд самой, а вложить в кого-то силу и идти за ним. Такова природа женщины. Поэтому, когда женщина идёт по стопам своего мужа, ей значительно легче достигнуть успеха в любом отношении, в том числе и в самосовершенствовании.

Например, муж и жена решили стать честными. Жена при этом вдохновляет мужа, даёт ему силу, понимание вещей, как это надо сделать – она его вдохновляет на это. Он начинает заниматься этими вещами очень серьёзно, и когда он добивается успеха, она следует по его стопам. Такова природа семейных отношений.

Первое, что приходит на ум при слове целомудрие, это мысли о девичьей непорочности. Но не всё так просто. Понятие это очень многогранно. Конечно, оно связано с сексуальностью, но не только женской. И не только с ней. Целомудрие имеет отношение и к житейским нормам морали, и к религиозным ценностям.

Значение слова «целомудрие»

В словарях

Что означает это слово ? В словаре синонимов целомудрию соответствуют, например,

  • безупречность;
  • безгреховность;
  • невинность;
  • чистота;
  • скромность;
  • девственность.

А также оно характеризуется как соблюдение строгих нравственных правил.

В Википедии

Понятие целомудрия имеет две стороны . В википедии это слово означает:

  • одну из добродетелей в Христианстве.
  • черту человека, относящуюся к моральным качествам.

В Христианстве слово целомудрие обозначает чистоту человека, которая присуща как его физической (телесной) природе, так и его духовным, душевным качествам. Она ведёт к отсутствию порочных наклонностей. Целомудренный человек характеризуется чистотой мыслей и поступков, которые диктуются его внутренним миром, независимо от внешних негативных воздействий. Одной из сторон целомудрия является воздержание от интимных отношений вне супружества, но его нельзя сводить только к такому узкому пониманию. Очень близко понятие целомудрия к благородству. Вместе их можно рассматривать как категорию чести.

Как понятие морального сознания целомудрие предполагает наличие внутри человека определённой силы, которая помогает ему сопротивляться познанию и ощущению сторон жизни, могущих нанести вред его личности.

К таким сторонам жизни в быту чаще всего относят половое воздержание:

  • полное;
  • целомудрие до брака;
  • в период брака, но за его пределами.

Но не только близких отношений между полами в браке и вне брака касается это понятие. Его связывают ещё и с религиозностью человека, его верностью идеалам, семейным ценностям, любовью к близким, Отечеству, с мудростью.

Таким образом, целомудрие можно трактовать как целый набор качеств, объединяемых мудростью и цельностью, внутренней красотой. Для мужчины и женщины – это несколько разные стороны человеческой натуры.

Так, представитель мужского пола, должен быть в первую очередь ответственным за жизнь семьи, государства, быть лидером. Женщина должна хранить очаг , «собирать» вокруг себя домочадцев, охватывать их теплом и любовью. Хотя внешняя красота и является привлекательной, внутренняя более важна.

Что говорили Отцы церкви

Отцами церкви уделено целомудрию немало внимания как добродетели, объединяющей в себе христианские ценности.

Апостол Пётр

Ему приписываются замечательные слова о том, ч то украшением женщины являются не красиво заплетённые волосы, золочёный убор и роскошный наряд, а сокровища её сердца и кротость молчаливого духа. Это делает её драгоценной в очах Бога. То есть женщина и девушка красивы, когда у них большое доброе сердце, они мягки, покладисты и терпимы.

Ефрем Сирин (богослов IV век)

В своей молитве он призывал Господа отвести от него праздность, пустословие, любовь к плотским удовольствиям. И, напротив, просил у Бога : приобщения к смиренности духа, терпению и целомудренности; возможности видеть собственные прегрешения.

Святой Амвросий Медиоланский (учитель церкви IV век)

Он выделяет три вида целомудрия: супружеское, целомудрие вдовства и девственности. Все три он ценит одинаково высоко. К признакам целомудрия он относит стыдливость как её неизменного спутника, который, соединяясь с чистотой, охраняет нравственность, особенно в юности. Он считает стыд хорошим наставником в соблюдении телесной чистоты.

Святой Амвросий подчёркивает , что целомудренного человека можно определить не только по поступкам, но ещё и по внешним признакам: походке, телодвижениям, умению вести себя. «Наглая» походка, «кривляния», неприличные позы говорят о легкомыслии и отсутствии скромности.

Игнатий Брянчанинов (проповедник XIX век)

По его мнению, целомудрие означает избежание «блудных дел», сквернословия, сладострастия и двусмысленности в разговорах, чтении и мечтах. А также к целомудрию он причисляет: молчание, помощь больным и калекам. Он призывает помнить о смерти и адских муках , а также совершенствовать целомудрие как чистоту, позволяющую увидеть мысленным взором Господа.

Как видно из приведённых высказываний, целомудрие – неотъемлемая часть религиозности. Одной из её характерных черт является послушание – Богу, закону, родителям, мужу. И ещё ей присущи скромность и нестяжание, то есть отсутствие безудержного стремления к материальным ценностям, пустому времяпровождению, телесным наслаждениям.

Не обходят вниманием добродетель целомудрия и ведические учения .

Индийские мудрецы выделяют 8 качеств, характеризующих целомудренную женщину:

Как видно из рассмотренных рассуждений древних философов , они вполне актуальны для нашего времени. Если современная женщина обладает указанными качествами, её вполне можно назвать целомудренной.

О времена, о нравы

К сожалению, в нынешние времена не всегда можно наблюдать стремление к такому женскому идеалу. Не все девушки и молодые люди думают о создании крепкой семьи на долгие годы, о взаимной любви и большом уважении друг к другу. Они не всегда готовы брать ответственность за обеспечение семьи, воспитание детей.

Часто наблюдается стремление «пожить для себя», получить как можно больше удовольствий и окружить себя излишествами, стремясь к надуманному престижу. Как следствие, в семье наблюдаются конфликты, пары распадаются, детей воспитывают одинокие матери или государство. Отцы уклоняются от помощи детям, прячась от алиментов.

Понятно, что у ребёнка , выросшего в подобном окружении, нравственные идеалы размыты или вовсе отсутствуют. Их «воспитывают» улица и социальные сети. Таким образом, понятие целомудрия отходит на последний план или даже становится предметом насмешек, рассматривается как пережиток.

К сожалению, многие сегодняшние юноши и девушки относятся к целомудренности девушки как качеству, не заслуживающему особого уважения. Интимные отношения до брака для них – явление обыденное, как и рождение детей до женитьбы. Нередки случаи, когда девочки становятся мамами, ещё не окончив школу.

Причиной такого поведения является в том числе недостаточное родительское внимание и опека. Великий полководец Александр Суворов известен ещё и тем, что с большой любовью относился к своей дочери и ценил её честь больше, чем собственную жизнь и честь. Сегодняшним родителям, бесспорно, нужно брать с него пример.

Нельзя снижать планку

Снижение планки нравственных идеалов пагубно влияет на окружающую жизнь. Людям приходится расплачиваться за безнравственные поступки здоровьем и благополучием своим и близких. Напротив, «выигрывает» девушка, являющаяся целомудренной, хотя и не пользующаяся мимолётным успехом у парней. Она заботится не о преходящем внешнем эффекте, а о нравственном совершенствовании, о воспитании в себе доброты, уважения к старшим, честности и порядочности. В итоге она будет интересна окружающим намного больше, чем пустая кокетка.

Целомудренная личность должна обладать большой внутренней силой и стойкостью. Эти качества необходимы, чтобы сопротивляться негативным влияниям. Такой человек не идёт на компромиссы с совестью, не поддаётся мимолётным увлечениям, его нельзя заставить совершать дурные поступки, идти на предательство, лгать, причинять страдания другим.

Целомудрие позволяет человеку:

  • не совершать поступки, не обдумывая их последствия;
  • управлять желаниями;
  • избегать греховных мыслей;
  • выбирать правильные пути и ставить достойные цели;
  • уважать себя и других;
  • не впасть в .

Целомудренная женщина любит и ценит своего мужа .

  • хранит ему верность;
  • вдохновляет на добрые дела;
  • является хорошей помощницей в его начинаниях;
  • уважает его семью.

Воспитание целомудрия распадается на три составляющие.

Таким образом, целомудрие – очень широкое понятие . Оно относится и к религиозным, и к светским моральным нормам. Целомудрие очень важно, как для юношей и девушек, только вступающих в жизнь, так и для зрелых людей. Оно призывает не только отказываться от телесных излишеств – сексуальных, пищевых, но и не совершать дурных поступков, стремиться к самосовершенствованию, нравственной чистоте.

Целомудрие (Целомудренность) как качество личности – способность быть верной мужу, наладить с ним близкие и сокровенные отношения, относиться уважительно и благожелательно к нему, его родственникам и друзьям, воодушевлять и помогать мужу в его деле, разделять вместе с мужем взятые им обеты.

Жил один очень могущественный мужчина, он обладал незаурядными способностями. Как-то он попытался покорить весь мир. Его жена была настолько целомудренна, что никто не мог победить ее мужа в сражении. Самые сильные личности этого мира, а муж ее был не так уж и могуществен, неспособны были его победить, потому что сила женского целомудрия — самая большая в этой Вселенной. Только обманом, хитростью они смогли его победить. К его жене явился враг в облике мужа, и жена этого человека подумала, что это ее муж… то есть приняла другого мужчину за своего мужа. В тот же момент ее муж потерял свою защиту и был убит.

Многие путают целомудренность с девственностью, сводя всё к анатомическому подходу, к дефлорации, к физическому наличию девственной плевры. Мужчины порой удивляются: «Как это жена может быть целомудренной?» Целомудренность – одно из самых замечательных качеств женщины. Руслан Нарушевич дает ему точное определение: «Целомудрие означает — вера в то, что я могу получить все счастье, которое женщина может получить через мужчину в своей жизни, потому что есть разные источники счастья, я могу получить от одного мужчины. Не все счастье, которое теоретически может получить женщина, а все, которое мне нужно от мужчины, я могу получить от одного мужчины. Все. Мне достаточно просто его узнать. И все это называется целомудрие. И женщина целомудренно себя ведет до того, как еще встретила мужа. Все, что вы думали о целомудрии до сих пор, никакого отношения к этому термину почти не имеет. Это понимание того, что для меня есть человек близкий, который исполнит мои желания и позаботится обо мне. А удовлетворенность — это второе качество женщины, которое позволяет ей самой решать, когда я довольна, а когда нет».

Целомудренность – это сосредоточенность на одном мужчине. Кто-то сказал: «Женщина хочет многого, но от одного мужчины, а мужчина хочет одного, но от многих женщин». Целомудренность – это не простая констатация физической чистоты женщины, это способность женщины в своем уме концентрироваться на одном мужчине. Недаром при соединении семи цветов радуги образуется белый цвет – цвет целомудрия, чистоты и мудрости.

В то же время, если магия чистоты и целомудренности будет проявлена не вовремя и не на того, кого надо, эти добродетельные качества личности разрушают личность женщины, ибо убивают в ней веру в себя. Быть верной ничтожеству, куда опаснее для женщины, чем качество неверности. Это дурная верность в невежестве. Нужно осознавать к кому ты проявляешь целомудрие. Это качество личности произрастает из любви к мужу, а не из глупости, страха одиночества или каких-либо условностей.

Когда Бхарати Махараджа спросили о сути целомудрия, он ответил: «Целомудрие для ученика (как и для человека) – это принадлежать одному и быть недотрогой для других. Целомудрие — это синтез недотроги и потаскухи. Эта та, кто принадлежит кому-то одному и совершенно недоступна для другого. То есть… она закрыта для всего остального мира, чтобы не возбуждать похотливых взглядов в свой адрес. Но для своего супруга она полностью открыта, она полностью доступна. В этом и есть целомудрие».

Целомудрие – это аккумулятор женской энергии. Какова связь между силой женщины и целомудрием? Ум женщины тесно связан с чувствами, он в шесть раз сильнее, чем у мужчин. Если женщина впускает в свой мир чувств и ума единственную личность – своего мужа, она наделяет его огромной силой. Это и есть целомудрие. То есть жить его интересами, заботами, проблемами и думать исключительно о нем, не замечая других мужчин. Когда женщина распыляет внимание на разные объекты, энергия пропадает. Муж становится беззащитен перед напастями мира.

Есть такой анекдот. Утро, завтрак. Мама, папа, сын. — Мам, отгадай: О чем постоянно думает женщина? Слово из трех букв! Мать шлеп сыну подзатыльник! Сын, плача: — Это — «ДОМ»! Муж разворачивается — шлеп жене подзатыльник: — О доме нужно думать, о доме!

Целомудрие жены – это бронежилет для мужа. На могущество энергии целомудрия обращали внимание мудрецы древности. Во время войн мужья целомудренных жен погибают редко. Поэт Константин Симонов написал своей нецеломудренной жене замечательные строки о силе целомудренности:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Мудрецы заметили, что целомудренная женщина близко и сокровенно строит отношения с мужем, становится ему близким другом, вдохновляющим преодолевать с энтузиазмом жизненные вершины. В этом ей помогает именно энергия целомудрия. У мужа, которого жена обгаживает подругам, сплетничает про него с соседями, как закон, не складывается карьера, его не уважают друзья и коллеги, он становится объектом насмешек и пренебрежительных отзывов.

Жадность – враг целомудрия. Когда женщина проявляет жадность к половым наслаждениям, муж ее в какие-то периоды жизни может перестать удовлетворять. Она начинает проявлять к нему неверность сначала в мыслях, затем в словах и действиях и, наконец, опускается до измены.

Целомудренность предполагает постоянное доброжелательное отношение к мужу. Мужчина должен быть уверен, что при всех обстоятельствах, его маленькая жена выручит и спасет его из самых критических ситуаций. Он воспринимает ее как большое благо, данное судьбой.

Мы приходим в этот мир, чтобы обрести целомудрие. Целомудренная женщина, непременно возвратится домой, к Богу. Древняя мудрость гласит: «Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, - вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины».

Читаем дальше: «Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставить удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть всё водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства.

Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь её - приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший».

Петр Ковалев 2013 год

Энциклопедия изречений
  • игумен
  • прп.
  • прп. Пётр Дамаскин
  • блаж. Августин
  • Галина Муравник
  • Татьяна Макиенко
  • Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

    Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

    Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

    О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (). Но Ветхозаветная не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

    Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего » ().

    Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
    Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора - помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
    Епископ Пантелеимон (Шатов)