Брать ли ребенка на руки? Воспитание детей в семье. Ребёнок просится на руки

Есть такая китайская пословица: «Если кошку не гладить, у нее хребет рассыплется». Человек - не кошка, но тоже существо «тактильно-зависимое». И жить без прикосновений не может. Особенно в детстве.

Есть такое мнение, что не стоит часто или долго держать ребенка на руках, а то «потом с рук не слезет» Может быть я не права, только думается мне, что дело не только в «приучении».

Новорожденные дети еще не успели ни к чему привыкнуть, а уже ведут себя по-разному. Кто-то спит по пять часов подряд, кто-то вздремнет пол часика и снова требует маминого внимания. Но независимо от длительности сна, в период бодрствования обычно все хотят маминого внимания.

Довелось мне как-то побывать в детской больнице, где была целая палата отказников. Большие окна в стене, отделяющей палату от коридора, позволяли видеть каждого из девяти оставленных младенцев. Контроль через стекло. Каждые три часа приходила медсестра, чтобы подмыть, сменить подгузник, перепеленать, дать бутылочку со смесью. По пять минут на манипуляции с каждым ребенком. И снова они оставались одни на три часа. Их уж точно никто к ручкам не приучал. Были дети, которые спокойно лежали, но большинство ревели, звали…

Дети нуждаются в тактильных ощущениях. И чем меньше ребенок, тем выше эта потребность. Прикосновения необходимы для развития нервной системы. Прикосновения необходимы для эмоциональной регуляции. Прикосновения – понятный способ выразить младенцу любовь. Прикосновения просто жизненно необходимы. Современные научные исследования подтверждают: дети, к которым прикасаются чаще, обладают повышенной способностью к выживанию по сравнению с теми, к кому прикасались редко. Дети, которых ласкают и не стесняются обнимать, целовать, гладить, растут более здоровыми физически, обладают более крепкой психикой и меньше страдают от трудностей, проблем в жизни, чем их ровесники, воспитывающиеся в условиях тактильной депривации.

Приведу пример. В одном из европейских детских домов был очень высокий уровень смертности младенцев. Однако, один ребенок, кроватка которого была рядом с входной дверью, вполне хорошо развивался. Он все время прибавлял в весе и был наиболее гармоничным ребенком во всем детском доме. Оказалось, что женщина, которая убирала комнату, обычно садилась возле дверей во время своих перерывов на обед. И все время, пока она ела, разговаривала с этим младенцем, ласкала и обнимала его.

Еще пример. Тоже про детский дом. И про пару близнецов, один из которых был рожден с волчьей пастью. В этом детском доме детей обычно не берут на руки во время кормления. Дают бутылочку, которую подпирают одеялом. Так как ребенок с волчьей пастью не мог сам сосать из бутылочки, персонал был вынужден во время кормления брать его на руки. Этот ребенок хорошо развивался, в то время как другой близнец медленно набирал вес и у него наблюдались явные признаки депрессии.

Носите ребенка на руках, прижимайте к себе, гладьте, обнимайте, массажируйте. В течение всей нашей жизни телесный контакт и прикосновения являются очень важными.

Многие животные вылизывают своих детенышей сразу после их рождения, давая им мощное ощущение прикосновения. Природа мудра. Плач младенца – это зов природы. «Не бери на руки, а то привыкнет!» - это заблуждения разума.

Не приучай к ручкам? Так может и к груди не приучать? А то ведь потом отучать придется…

Если у малыша есть мама, а мамы есть ручки, то как этим же этим счастливым обстоятельством не воспользоваться? Время быстротечно. Период, когда мама может держать малыша на руках, пролетает очень быстро. Малыш научится бегать и бегать ему будет интереснее, чем сидеть на руках. Ребенок вырастет, наберет вес и мама уже не сможет поднять его. Так что успевайте насладиться этим контактом и возможностью носить ребенка на руках.

Знаете, что сказал по этому поводу Джеймс В. Прескотт, кандидат наук из Института Гуманитарных Наук, в прошлом исследователь из Национального Института Детского Здоровья и Развития Человека?

«Самый простой и быстрый способ привести младенца к депрессии - не трогать, не брать на руки и не носить его на себе.»

Плач ребенка - это способ его общения с окружающим миром. Во всяком случае, в первые месяцы жизни ребенок плачет по любому поводу - когда проголодался, замерз, намочил пеленки, устал, хочет на руки или просто требует общения. Ребенок шести-девяти месяцев часто плачет по ночам из страха, что его бросили - ведь пока он не увидит маму или папу, он считает, что их нет вовсе. Для ребенка окружающий мир может быть либо приятным, либо неудобным: если он получает, что ему нужно, все хорошо, а если нет - все плохо и он плачет.

Многие родители не знают, как себя вести, когда ребенок плачет. Если каждый раз брать его на руки, не начнет ли он требовать большего? Не избалуется ли? С одной стороны, родители не могут равнодушно слышать плач ребенка, а с другой - часто попадают под влияние тех, кто говорит: «Не приучайте ребенка к рукам, а то вы его избалуете», «Пусть покричит, это полезно для легких» или «Нельзя же целый день с ним носиться!»

Не бойтесь брать ребенка на руки, этим вы его не испортите. Напротив, поможете обрести чувство уверенности, и в конечном итоге он будет плакать все меньше и меньше. Если ребенок плачет и вы реагируете на его плач, он привыкает к мысли, что родители всегда готовы прийти ему на помощь. Эта причинно - следственная связь помогает ребенку обрести чувство надежности и комфорта и учит его доверять родителям. А доверие - самое главное на ранней стадии развития ребенка. Если родители не реагируют на плач ребенка или реагируют сумбурно и непредсказуемо, ребенок осознает свое бессилие перед сложившимися обстоятельствами.

Ничего удивительного, что в подобной ситуации малыш начинает относиться к окружающим с недоверием.

Разумеется, не стоит впадать в крайности: руководствуйтесь здравым смыслом. Иной раз ребенок так капризничает, что успокоить его почти невозможно. Но если родители с самого начала постоянно проявляют внимание к желаниям ребенка, он проникается к ним доверием и вступает в жизнь с чувством уверенности в себе.

Успокоить плачущего ребенка крайне важно, но порой не просто, особенно если он плачет часто и в самый неподходящий момент. Если ребенок много плачет днем, советуем купить специальную переноску (слинг), которая позволит вашему малышу всегда быть с вами и при этом освободит, ваши руки. Контакт и постоянное движение успокаивают младенцев.

Самое неприятное - это детский плач по ночам. Родители валятся с ног от усталости и мучаются сомнениями, брать ребенка на руки или не брать. Как правило, когда ребенку больше трех месяцев, педиатры советуют «давать ему ночью выплакаться». Кроме того, многие убеждены в том, что, если не обращать внимания на плач, ребенок покричит - покричит и научится спать по ночам. Существует теория (лично я с ней не согласна): если родители не успокаивают плачущего ребенка и не кормят его ночью, то через двадцать минут или через час он устает и засыпает. Если у родителей хватит выдержки регулярно выслушивать ночные концерты - рано или поздно ребенок свыкнется с тем, что ночью надо спать.

Несмотря на то, что любому взрослому человеку не хочется постоянно просыпаться по ночам и идти к ребенку, помните: когда вы встаете, чтобы успокоить ваше дитя, то даете ему понять, что на вас можно положиться, что вы думаете о нем и любите его. Каждый раз, когда вы берете ребенка на руки и прижимаете к себе, вы внушаете ему чувство уверенности в себе и приучаете к мысли, что окружающий мир не так уж и плох.

Некоторые мамы и папы, боясь избаловать малыша, стараются как можно реже носить его на руках. Они считают, что кроха привыкнет к этому, а потом сложно будет отучить его от маминых рук. Оправданы ли их страхи? Как часто нужно брать ребенка на руки? Почему дети просятся на ручки?

Дети до 6 месяцев – потребность в физическом контакте и развитие

Новорожденные дети, которые совсем недавно пребывали у мамы в животике, постоянно находились в тесном контакте с ней, очень нуждаются в том, чтобы мама брала их на руки. Появившись на свет, кроха хочет продолжать слышать стук маминого сердца, её дыхание, ощущать её тепло. Если этого не происходит, ребёнок беспокоится и чувствует растерянность и незащищённость.

В возрасте до трёх месяцев малыши часто страдают от колик. В это время они особенно капризны и нуждаются в телесном контакте. Тепло, исходящее от мамы, помогает успокоить кроху и немного унять болевые ощущения. Период прорезывания зубов у детей, сопровождающийся сильным беспокойством, это время, когда нельзя лишать ребёнка маминого тепла.

Находясь большую часть времени в кроватке, грудные дети не могут натренировать свои мышцы. Если же родители часто берут малыша на ручки, ходят с ним по комнате, делают что-то вместе с ним, его мышцы тоже работают – напрягаются и расслабляются в такт движений взрослого. Такие тренировки положительно влияют на развитие – дети, которых чаще носят на руках, быстрее учатся держать головку и переворачиваться.

Кроме того, развивается вестибулярный аппарат малыша. А это очень важно. Кроха не сможет его натренировать, если будет только лишь лежать в кроватке. По мнению психологов, дети, которых не баловали родительским вниманием, зачастую вырастают неуверенными в себе, замкнутыми и склонными к депрессиям. Ощущение ненужности глубоко укореняется в детском подсознании и непременно проявится во взрослой жизни. Вот и подумайте как часто брать ребенка себе на руки!

Дети от 6 месяцев

Когда ребёночек становится старше, а проблема с коликами уже позади, многие родители значительно сокращают время пребывания крохи на руках, объясняя это тем, что нельзя его избаловывать. Что потом это будет ручной ребенок в год, два-три года. Однако дети, которые уже умеют сидеть, ползать, и даже ходить, по-прежнему испытывают потребность быть рядом с мамой.

Чтобы не приучать детей к постоянному ношению на руках, а мама могла заниматься домашними делами, можно посадить малыша в стульчик для кормления на кухне, чтобы он мог наблюдать за ней. Находясь с вами рядом, кроха будет спокоен. Что делать, если чадо всё равно просится на ручки? Давайте рассмотрим несколько причин, почему он может это делать.

Способ познавать мир

Детки в возрасте до года испытывают большой интерес к окружающему миру. Они хотят всё разглядывать и трогать, любят, когда с ними играют и разговаривают, поют песенки. Поэтому они могут попроситься на руки, чтобы их увидеть всё вашими глазами, сверху, а не на уровне ног. Так они видят мир по-новому.

Малыши, с которыми играют в «ладушки», держа их на коленях, могут попроситься на руки именно для этого. Возможно, кроха хочет взять какой-то предмет, лежащий, к примеру, на полке. Единственный способ это сделать, - оказаться на высоте, то есть, на руках у взрослого.

Если кроху брать на руки каждый раз, когда он нуждается в этом, он научится быть нежным и сочувствующим, он будет уверен в том, что любим вами, ему не о чем беспокоиться, ведь он в полной безопасности. Недополучая от родителей нежных прикосновений и телесного контакта, ребёнок начнёт добиваться внимания другими способами. Один из них – манипулирование.

А если ребёнок уже большой, но всё равно просится на ручки?

У многих родителей возникает вопрос, а что же делать, если малышу уже больше двух лет, а он по-прежнему требует, чтобы его взяли на ручки? Такие дети тоже нуждаются в нежных прикосновениях и заверении в любви. Отказывать в их просьбе не стоит, однако и постоянно потакать капризам тоже. Здесь нужно найти золотую середину. Если малыш плачет, его что-то беспокоит или он соскучился, не отказывайте ему в физическом контакте – присядьте, обнимите и поцелуйте кроху.

Особенно важно брать детей на руки, встречая их из детского сада, или после другой непродолжительной разлуки. Такое поведение мам и пап даёт детям уверенность в том, что пока они не виделись друг с другом, ничего не изменилось, их по-прежнему любят. Ощущение стабильности и безопасности очень важно для детей. Если вам сложно исполнить просьбу малыша понести его, например, когда вы устали или болит спина, объясните это своему чаду. В этом возрасте с малышами уже можно договориться.

А что делать, если сын или дочь постоянно ссылаются на то, что у них устали ножки, тем самым требуя нести их. С такими капризами нередко сталкиваются мамы во время прогулок. У малышей действительно могут уставать ноги, в таком случае целесообразно купить прогулочную коляску. Более старшим детям можно приобрести велосипед с телескопической ручкой. Эти транспортные средства решат проблему. Однако если чадо просится на ручки не из-за усталости, не отказывайте ему, подарите несколько минут удовольствия, обнимите и поцелуйте.

Какой вывод можно сделать из полученной информации? Дети действительно нуждаются в постоянном контакте с родителями, им это необходимо для физического и психического развития. По мере взросления необходимость в частом пребывании на руках у родителей отпадёт сама собой, но потребность в ласке и поцелуях всё равно останется. Балуйте детей, пока они маленькие.

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми "просьбами" взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация - поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг - запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего - на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного - подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки - балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его "капризы" обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования "самостоятельности", они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: "Я голоден!", "У меня грязный подгузник!", "Мне трудно уснуть!". Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или "гулять" вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить "свою ношу"

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-"кенгуру". Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах.). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей. Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-"кенгуру" можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-"кенгуру" не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и "кенгуру" более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе "на ручки" или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш "ручной" ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша "тактика кенгуру", когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность "наплакаться".

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся "на маме", выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо "чувствуют" своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, "высаживают" и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

Сегодня мнение педиатров, педагогов и детских психологов кардинально изменилось: брать на руки ребенка можно и даже нужно, особенно когда у него возникает такая потребность.


Все родители знают, что плачущий младенец быстро успокоится, если взять его на руки. А подросший малыш начинает проситься на руки уже осознанно. Зачем же ему это нужно? Что это ему дает? Понимание того, что происходит с крохой, поможет неопытным родителям принять решение в этом вопросе. Находясь девять месяцев в утробе матери, ребенок привык ощущать маму рядом, сердечный ритм мамы является для него естественным. Именно поэтому, особенно первое время, он чувствует себя спокойнее именно на руках.


Тактильный контакт с мамой создает у ребенка ощущение защищенности, а это помогает адаптироваться к новой для него среде обитания. Грудничку такой контакт необходим, и он добивается его самым доступным ему способом – плачем. Когда мать держит ребенка на руках, расстояние между ребенком и лицом матери составляет 30-40 см, что наиболее оптимально для зрительной системы . При этом не будем забывать, что человеческое лицо – для ребенка это гораздо больше, чем просто объект для созерцания.


Немного подросшие малыши любят, когда их носят на руках по комнате, что-то показывают и рассказывают. Ребенок нуждается в вас для получения новой информации об окружающем мире за пределами кроватки или манежа, т.е. с вашей помощью он удовлетворяет свою потребность в новых впечатлениях. Но основная потребность ребенка, просящего взять его на руки – это, конечно, потребность эмоционального контакта. Каждый человек в детстве должен получать достаточно внимания и ласки со стороны матери. Дети, испытывавшие в младенчестве и раннем возрасте чувство одиночества, вырастают эмоционально неразвитыми, замкнутыми, неуверенными в себе, а это не лучшим образом повлияет на всю их дальнейшую жизнь.


Итак, на руках у матери малыш получает больше возможности для психоэмоционального развития. Можно даже сказать, что ребенок имеет право требовать, чтобы родители взяли его на руки. Не отказывайте ему в этом. Мать, которая боится избаловать ребенка, в первую очередь думает о собственном комфорте, не заботясь при этом о реальных потребностях малыша. Маленьких детей можно и нужно брать на руки, ведь для них это является лучшим доказательством того, что мир вокруг надежен, а они сами нужны и любимы.


Конечно, для загруженной ежедневными домашними делами мамы малыш на руках создает определенные неудобства. Но не следует расценивать время, проведенное с ребенком, как потерянное – не забывайте о положительных эмоциях, которые получает при общении с ребенком сама мама.