Воспитание детей в древности: могли и казнить ребенка за непослушание. Воспитание дочек на руси

Фотобанк Лори

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Фотобанк Лори

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Фотобанк Лори

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Фотобанк Лори

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Фотобанк Лори

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых... И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

Праславяне, жившие родовыми общинами, воспитывали детей трудом. Малыши уже с 4 лет участвовали в полезных делах, обучаясь мастерству у старших. Играть детям тоже дозволялось, но забавы были вовсе не бессмысленными, они направлялись на выработку нужных навыков - развитие мелкой моторики, ловкости, выносливости. Во время игр малыши ухаживали за игрушечными животными, охотились за воображаемыми зверями, ткали, собирали фрукты и орехи для пользы всего сообщества.

В 7 лет девочек и мальчиков разделяли. Будущих женщин обучали ведению хозяйства, собирательству. Важным аспектом воспитания оставался уход за младшими сестрами, братьями и другими родственниками.

В дохристианскую эпоху на Руси детей воспитывали общественно полезным трудом.

Мальчикам предстояло учиться ратному делу, производству орудий труда, охоте. Они жили и учились на мужской территории. Позднее, когда на смену общинному укладу быта пришла семья, сыновей племенной знати по достижению 7 лет селили к ремесленнику, делу которого планировали обучить ребенка. Это явление называлось кормительство или аталычество.

Вместо учебников детям служили произведения фольклора, передававшие ценности общества - это почтение к старшим, стремление помогать сородичу, уважение и бережное отношение к природе. Личные интересы подчинялись интересам общины. Педагогический подход был довольно строгим, похвала и потакание капризам считались вредными.

Письму детей учили в языческих святилищах. Предкам славян была известна пиктографическая система письма - схемы и рисунки.

В 14 лет подростки проходили инициацию. Чтобы мальчика начали считать полноправным членом общины, ему предстояло убить дикого зверя, переплыть реку, развести огонь в сырую погоду и перечислить несколько поколений предков. Последнее испытание считалось особенно важным. Юнец, не знающий предков, мог быть изгнан из общины.

Древний Египет — цивилизация, уважающая детство

В Древнем Египте дети знати учились в школах, расположенных при храмах. Такие учебные заведения функционировали еще в 3 тысячелетии до Рождества Христова, принимались малыши с 5-летнего возраста, продолжительность курса составляла 12 лет.


Перед тем, как ученикам разрешали писать на папирусе, они много тренировались на дощечках и черепках.

Ученикам преподавали астрономию, геометрию, историю, музыку. Особенно трудоемким было обучение чтению - детям следовало запомнить более 700 иероглифов, каждый из которых можно было писать двумя способами - беглым и классическим. Это нужно было усвоить и уметь применять.

В школах учились преимущественно мальчики, девочек, как правило, воспитывали матери дома, подготавливая к управлению хозяйством и взращиванию детей. Но учиться в школе девочкам не запрещалось - Древнеегипетское государство известно уважительным отношением к женщинам в сравнении с другими древними цивилизациями.

Детей из простых семей грамоте обучали редко. Им предстояло перенять мастерство родителей или какого-либо ремесленника.

Важную роль в воспитании занимала мораль. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому старались выполнить все предписания жрецов и фараона. Праведность позволяла надеяться на благополучный исход посмертного суда Осириса. Отношение к детям в Древнем Египте следует выделить на фоне других цивилизаций тех времен, здесь к подрастающему поколению относились наиболее бережно и уважительно. В число педагогических задач также входила защита детей от психологических травм.

Древний Иран — за непослушание ребенка могли казнить

Персы растили детей до 7 лет в атмосфере вседозволенности. После наступления этого возраста от ребенка требовали абсолютного повиновения. Ослушаться можно было лишь три раза, строптивых детей ждала смертная казнь. Считалось, что непослушный ребенок - неполноценный, нечистый. Он не сможет стать опорой государства и отцом достойных сыновей.


В Древнем Иране была не только начальная школа, но и высшее образование

Детей обучали не только грамоте и религиозным обрядам, но также езде верхом, стрельбе из лука. Важной воспитательной задачей было научить ребенка говорить всегда правду. Считалось, что сын должен вырасти патриотом, воином и мудрым человеком. В Древнем Иране очень трепетно относились к знаниям, считая их подарком богов.

Здесь существовало высшее образование, в частности действовала Академия Джунди Шопур, где учили военному делу, астрономии, медицине.

Древняя Греция — гармония ума и тела

Греки стали основоположниками 3-ступенчатой системы образования. Структурный подход позволил достичь высоких результатов, а именно - величия философской мысли, разностороннего развития, успехов в ораторском искусстве. Первая ступень обучения предлагала базовые знания - счет, письмо, чтение. На этом этапе заканчивалось образование детей бедняков. Вторая ступень предполагала чтение признанных поэтов, философов и ораторов, изучение истории. Третья ступень основывалась на риторике, философии и праве. Также уделяли значительное внимание музыке. Данная наука, по мнению греков, облагораживала и возвышала.


Гомер, древнегреческий поэт, произведения которого выполняли роль священных книг

Наравне с интеллектуальным развитием личности имело значение и состояние тела. В Афинах появилась первая гимназия - учебное заведение, которое специализировалось на развитии силы и ловкости. Здесь тренировались метать диск, копье. Важными предметами также были бег, прыжки, борьба. Хорошая физическая форма, развитая мускулатура, выносливость считались проявлением сильной воли.

Древнегреческая педагогика имела в основе соревновательный принцип - ученики постоянно состязались в танцах, гимнастике, ораторском искусстве, совершенствуя свои навыки.

Физические наказания были обычным делом. Даже среди девочек Спарты было принято гордиться следами от розог. Подростки, у которых не было шрамов, высмеивались сверстниками, получали прозвище неженок.


Картина Э.Дега «Юные спартанцы».

В Древнем Китае практиковали индивидуальный подход

В Китае образование стало общедоступным благодаря деятельности великого мыслителя Конфуция. Древний философ разработал уникальную систему обучения, конфуцианство, которая при его жизни была лишь одним из множества направлений. Позже конфуцианство возымело значение государственной идеологии.

Китайские дети начинали учиться в 7 лет, срок окончания не устанавливался. Процесс считался завершенным, когда наступало торжество «света знаний над тьмой невежества». В китайской цивилизации одобрялся индивидуальный подход.


В древнекитайском обществе талант и трудолюбие важнее происхождения.

Изучали такие предметы, как история, мораль, арифметика, музыка, военное дело. Также преподавались естественные и точные науки. В Древнем Китае была и высшая школа. Прообразом современных университетов стало императорское учебное заведение Тайсюэ, это учреждение было самым грандиозным в древнем мире.

Авторитет и социальное положение учителя в китайском обществе были чрезвычайно высокими. Начиналось обучение с ритуала, когда ребенок дарил педагогу бамбуковую палку, которая символизировала дисциплину и физические наказания. Она могла ни разу не пойти в ход, но к послушанию и трудолюбию требования выставлялись очень высокие.

В основе конфуцианства лежит уважение к личности и мораль. К основным принципам относятся: осмысленное получение знаний, способность делать собственные выводы. В китайском обществе считали, что престижные посты в государстве должны занимать те, кто обладает талантом, а не высоким рангом.

Конкурсный отбор на государственные должности осуществлялся по результатам экзаменов. Дети аристократов должны были усердно учиться и прилагать все усилия, чтобы доказать, что достойны служить государству. Занять престижные посты могли талантливые молодые люди более низкого происхождения. Это явление было беспрецедентным в древнем мире.

Именно китайские школьники стали первыми писать на бумаге, в то время как представители других цивилизаций использовали глиняные или восковые дощечки.

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а правила воспитания - неуместными, подчас дикими.
Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях.
Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась строго. Безспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразные. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."
В Древней Руси существовали различные формы воспитания. Например, "кормильство" - форма воспитания детей феодальной знати в 9-11 веках. В 5-7 лет княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод и знатных бояр. При этом кормилец был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной вотчине от имени княжича-воспитанника. Обязанностью кормильца было умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Примером такого воспитания может служить князь Святослав, сын князя Игоря и княгини Ольги.
Другая форма воспитания - "дядьки". Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. Дядьки были наставниками племянников, а те - первыми их помощниками, так был воспитан и сын Святослава - Владимир, дядькой которого был знаменитый Добрыня.
Так же существовало "кумовство" - выбирался и назначался духовный и нравственный наставник детей в семье родителей. Таких наставников княжичей еще называли "пестунами". Последняя форма воспитания была наиболее распространена среди феодальной знати Древней Руси.
Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам или отдавали мастерам учиться какому-либо ремеслу.
Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми. Также сильно различалось воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика - как будущего воина, защитника и кормильца, а девочек - как будущих матерей, хранительниц домашнего очага. Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки - из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.
Отношение наших предков к сыновьям и дочерям очень хорошо отражают пословицы: "Добрый сын всему свету завидище", "Вся девичья краса - это гордость и коса", "Дочерьми красуются, а сыновьями в почете живут", "Дочь - чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай"
Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.
Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.
И только выйдя замуж, дочь выходила из-под власти отца и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого "воспитывал", образно, девушку.
Древнерусские женщины из княжеских семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передать им свои знания. Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной", назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (12 век), княгиня киевская, обучала "младых девиц писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям."
Мальчиков же воспитывали, как будущих защитников, кормильцев. В простых семьях их обучали хозяйству, ремеслу. В семьях феодальной знати большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию. Особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в 2-3 года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он станет.
Юноши в 12 лет получали по два меча - это означало, что за девять лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приемами и стать воинами, защитниками отечества, своего рода. До достижения определенного возраста, пока у него не появлялась борода, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами, как советчик.
В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди высоко ценили грамотность, поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, что воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.
Основное направление воспитания в Древней Руси четко просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям." Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам - приветливыми. Богу надо угождать не молитвами, не отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами. Именно стремление делать добро было основой воспитания детей, при всей строгости самого процесса воспитания.

Здравствуйте, уважаемые читатели! В наше время издано и написано столько книг о воспитании детей, что современные родители, желая вырастить достойных детей, поглощают горы информации, но ситуация с чадами отнюдь не становиться лучше, родителям всё труднее найти общий язык с детьми. А если мы обратимся в прошлое и посмотрим, как воспитывали детей на Руси, то увидим, что подход к воспитанию детей был абсолютно иным и дети почитали своих родителей гораздо больше, нежели сейчас. Семьи раньше были большими, детей рожали много и по их количеству определялся уровень жизни и благосостояния. Так что рождение ребенка всегда было праздником. Сегодня мы поговорим о том, кто и как занимался воспитанием детей, а также чему учили их на Руси.

Как воспитывали детей на Руси

На Руси детей разного возраста воспитывали по-разному, а также разница касалась и воспитания мальчиков и девочек

Дети от рождения до 7 лет

До семи лет детей вообще не воспринимали всерьез, считая их глупыми и неспособными мыслить. Примерно до 4 лет воспитанием занималась исключительно мать, которая до этого возраста кормила грудью и присматривала за дитятком. Но если малыши рождались каждый год, то забота о младших ложилась на плечи более старших детей.

Как такового понятия о воспитании не было, детей кормили и ухаживали по возможностям, ожидая, когда те подрастут, чтобы помогать в поле или по хозяйству. Наиболее ценные качества у детей того времени были: здоровье, выносливость, сила и сообразительность. До трех лет детишек одевали в мешки с прорезями и только по достижении необходимого возраста переодевали в длинную рубашку (независимо от половой принадлежности). В сезон холодов из-за отсутствия теплой одежды малыши не выходили на улицу, сидели на теплой печке, а летом – играли в самодельные игрушки на улице.

Битье – обычное явление того времени. Считалось, что такое «воспитание» идет детям на пользу. Если родители по какой-то причине отказывались применять физическую силу, окружение осуждало за отказ воспитывать свое чадо.

Отрочество (от 7 до 14)

Штаны, которые считались символом вступления во взрослую жизнь, одевались на мальчиков по достижении семи лет. С этого момента ребенка называют уже отроком (отроковицей). Девочек же облачали в длинные рубахи, сшитые из старой материнской. Так, одежда становилась еще и оберегом.

Считалось, что именно возраст 7 лет идеален для начала обучения ремеслу. Привлекали детей и к посильному труду, поручения при этом отдавались приказным тоном и не обсуждались. А по выполнении детей хвалили за правильно сделанную работу. В свободное от работы время отрокам разрешалось играть со сверстниками на улице.

В семьях крестьян мальчики участвовали почти во всех работах на поле, естественно, под присмотром родителей. Девочки же участвовали в хлопотах по дому и старались как можно больше узнать того, что пригодиться в дальнейшей семейной жизни.

Но не только трудовым воспитанием занимались родители. Воспитывались и другие нужные качества:

  • милосердие к нищим, калекам, убогим;
  • почитание авторитета старших;
  • благоговейное отношение к пище, и прежде всего к хлебу;
  • основы религиозности и веры.

Особенности воспитания девушек и юношей на Руси (от 14 лет)

Важнейшие категории нравственно воспитанного человека – совесть, честь, стыд и целомудрие. В тоже время заниматься половым воспитанием было неприемлемо. Об этом даже не разговаривали. Да и растущие рядом с домашними животными ребята отлично представляли весь физиологический процесс половых отношений.

Родители разрешали юношам и девушкам посещать вечерние «посиделки», где объятия и поцелуи были самым обычным делом. А вот сексуальная близость была строго запрещена. Да пары и сами были в них не заинтересованы, так как боялись общественного осуждения и Божьей кары за добрачные отношения. Осуждалось обществом и проявление инициативы девушки в отношениях, а также частая смена партнеров на таких «посиделках».

Только те девушки, репутация которых не была запятнана, рассматривались, как кандидатки в невесты. Их первых выбирали в хороводы, а на посиделках им отводились почетные места. Конечно, не только репутация играла роль в выборе жены, требовались и другие качества: трудолюбие, послушание, здоровье и физическая выносливость, уважительное отношение к старшим и другое.

До конца 18 века подходящим возрастом для вступления в брак считался 15 лет. Согласия молодоженов для этого и не требовалось, достаточно было родительского слова и благословения, которому в те времена придавалось огромное значение. Только в середине девятнадцатого были введены законы, которые позволяли юношам жениться с 18 лет, а девушкам вступать в брак с 16.

Разница в воспитании полов

Разительно отличался процесс воспитания мальчиков от девочек. Любая семья как крестьянская, так и княжеская, считала наследником и продолжателем рода только сына. Именно ему предстояло встать на защиту родных земель при нападении врага. С малых лет им прививали любовь к родине и патриотические чувства, ведь они должны были стать воинами и защитниками.

Как воспитывали юношей на Руси

  • уметь защищать женщину. Русские женщины всегда славились своей красотой, поэтому нападая, враги стремились посягнуть на девушек. Но правильно воспитанный мужчина должен умереть, но защитить свою женщину. К этому же критерию относится и способность мужчины обеспечить свою семью материально – крышей над головой, пищей и одеждой. Не менее важной считалась в те времена и психологическая защита слабого пола. Ведь в силу особенностей характера женщины эмоционально менее стабильны. Мужчина должен уметь поддержать, окружить заботой и вниманием, сносить капризы и психи своей избранницы;
  • уметь сдерживать эмоции. Только полный контроль над собой позволит воздержаться от искушений, душевных или телесных. Даже мысли должны быть чистыми. А вот открытое причитание над своей судьбой порицалось. Осуждалось и открытое проявление своих чувств на людях в Древней Руси, например, слезы. Касался этот критерий и верности своим женам. Воспитание было построено таким образом, что с детства мальчикам внушали не обижать своих жен, заглядываясь на соседок.

О том, что мальчик является будущим мужчиной и воином, внушали родители сызмальства. Только таким образом можно было вырастить потомка, как продолжателя рода, вызывающего гордость.

Воспитание девушки

Роль девочки – стать хорошей хозяйкой в будущем, а еще матерью. Поэтому основное направление в воспитании – приучить к послушанию, сначала отца, потом мужа. Приучить к аккуратности, прилежности и хозяйственности, научить умению ухаживать за маленькими детьми, готовить и рукодельничать, шить и поддерживать порядок в доме – это основная задача матерей. Ну и конечно, целомудренность и скромность были важны.

Но неважно, какого пола был ребенок, воспитание было построено таким способом, что ребенок точно знал свои обязанности и родителям никогда не нужно было напоминать об их выполнении.

Обряды на Руси

Были на Руси и особые обряды, которые неукоснительно выполнялись по мере взросления детей. Например, мальчиков сажали на лошадь как можно раньше, в три, а то и два года. И по тому, как ребенок держался верхом, судили, какой из него получится воин.

Девочкам с малых лет волосы в косу из трех частей заплетали. Она была символом единения сил природы и здоровья. Строго вдоль спины носили ее, верили люди, что через волосы проходит светлая энергия, которая наполнит девочку здоровьем и подготовит ее к будущему материнству. После замужества девушки начинали заплетать две косы, ведь получаемую силу нужно было теперь делить между женщиной и ее будущим ребенком.

Известен и такой ритуал, как впрыгивание в юбку. Он символизировал о том, что девушка выросла и ее можно начинать сватать. До 15 лет девицы носили длинные рубахи, и только после проведения ритуала девушка начинала носить юбку. Обряд проводился следующим образом. Мама становилась возле края лавки и держа в руках юбку, уговаривала дочь впрыгнуть в нее. Девушка ходила по этой лавке от края до края и недовольно говорила следующие слова: «Может впрыгну, может нет…» Это являлось еще и символом согласия выйти замуж и уйти из отчего дома в другую семью.

Во время свадьбы был и еще один обряд, отец передавал жениху символическую плеть, которой он отныне должен был воспитывать молодую жену.

Обучение и образование

Именно семья была обязана в Древней Руси обучить детей грамоте и писанию. Так как воспитанием занималась в основном мама, именно на ее плечи ложилась эта обязанность. Перед тем как отправить сватов, невесту обязательно проверяли на грамотность, ведь от ее знаний зависела грамотность будущих внуков.

Если в процессе обучения выяснялось, что ребенок весьма талантлив, его отдавали уже на воспитание другому человеку, владеющему книжной наукой. Так что внушение, что грамота на Руси появилась только во времена Кирилла и Мефодия, не имеет под собой почвы. Писать люди умели еще задолго до крещения.

Как раз после крещения грамоте учили только детей знати, а у крестьянских ребятишек шансов стать образованным практически не было. Изменилось положение только в 1804 году, когда школы стали бессословными, а обучение бесплатным.

Вот оказывается как подходили к воспитанию детей на Руси, нам полезно обращаться к нашей истории, черпать из неё необходимые знания, чтобы применять и адаптировать их под себя. Раньше родители не знали проблем с детьми, которые знают родители в наше время, но тогда были свои проблемы. Что мне очень нравиться у наших предков, так это их совместная деятельность с детьми, их близость к природе, они жили на лоне природы, они были сильнее и здоровее нас намного, и на этот счёт мне очень понравилось высказывание, не знаю, кто его написал, но оно очень точно и очень верно отражает картину нашей сегодняшней современной жизни, прочтите, может и вам это будет близко.

С уважением и любовью, Елена Курбатова.

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Воспитание детей на Руси

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их справедливыми и добрыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека.

Воспитание детей в славянской традиции понималось как божественное, жизненно необходимое явление, как долг перед людьми, как священная обязанность не только родителей, но и всех взрослых. «Не тот отец и мать, кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил», «Умей дитя родить, умей и научить» - гласят народные пословицы.

Существовали определенные циклы воспитания, повторяющиеся в каждой семье из поколения в поколение. Особую роль играли сложившиеся обряды. Развитие ребенка было нацелено на передачу опыта от старших к младшим. Через традиции и обычаи, детям передавались важные истины, наставления, поучения, касающиеся жизненных принципов и мировоззренческих основ.

До восьми лет дети получали домашнее воспитание, участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству: сказочному, песенному, обрядовому. Всё, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было важнейшим средством обучения. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, воспитывая в них в представления о добре и зле - побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин и преданий. Погружаясь в мир легенд, верований и традиций, ребёнок проходил особую духовную школу. Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит, даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось детям в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках.

Период с 8-12 лет считался самым благоприятным для овладения ремеслами. Ребенок поступал в ученичество к мастеру, параллельно обучаясь грамоте. В период многолетнего обучения, между мастером и учеником существовал особый «кодекс чести». Мастер не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика и не должен был скрывать, преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такая традиция прямой передачи опыта, испокон веков существовала на Руси. Навыки передавались от учителей к ученикам на практике. Чтобы стать, например, зодчим ребёнок шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера.

Также происходило и в военном деле. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. В набор юного воина входили деревянные копья, ножи, лук со стрелами. Первый этап перехода из младенчества в отрочество был связан для мальчика с постригом и сажанием на коня. Происходило это обычно в три-четыре года. Начиная с этого момента, мальчиков готовили к защите не только своей семьи, но и всего Отечества. В «Повести временных лет» рассказано о том, как сын Игоря и Ольги, Святослав, был посажен на коня и подал знак дружине о начале схватки, запустив копье во врагов. И пусть копье не пролетело далеко, так как он был еще ребенком, но видно, что маленького князя воспитывали как воина настоящего, а не будущего.

Подготовка юных ратников проходила в форме народной игры. Участие в игре было для мальчика испытанием, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам. Лет с десяти мальчики принимали участие в коллективных играх вместе с взрослыми, а с 12 лет будущие дружинники жили в особых домах - гридницах, где полноценно овладевали воинским искусством. Они не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Дети жили в духе взаимопомощи, почитали родных богов, защитников рода и человека. Мужество и сила, гостеприимство и радушие, храбрость, бесстрашие, воинская удаль - эти и многие другие качества впитывало молодое поколение день за днем.

Если до 12 лет детей не разделяли по половому признаку, одевали в одинаковые льняные рубахи до пят, шитые из одежды родителей, и называли «чадо», то в 12 лет наступало совершеннолетие. Проводился обряд Имянаречения (детские ласковые имена сменялись взрослыми), и детей впервые одевали во взрослую одежду - юношам вручали мужские штаны, девушкам - понёвы, особый род юбок, который носили поверх рубахи на пояске. Так начиналась взрослая жизнь.

Каждое возрастное посвящение было особым этапом для ребенка. Прохождение его свидетельствовало о готовности к новому отрезку жизни. Каждый переход давал ребенку внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. Ребенок не только обучался определенным навыкам и умениям, но и естественным образом проходил нелегкий путь взросления, обучаясь, меняясь и впитывая бесценный опыт.