Занимательная физика для детей 7 лет. Опыт с обычной палкой помогает понять законы трения

На этой странице я буду собирать известные мне книги по занимательной физике: книги, которые есть у меня дома, ссылки на рассказы и обзоры о таких книгах.

Добавляйте, пожалуйста и вы в комментариях, какие занимательные научные книжки знаете.

Н.М. Зубкова «Вкусная наука» — Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет. Простенькая тоненькая книжечка. Я бы возраст понизила, слишком простые и известные эксперименты, типа плавания яйца в солёно воде и заворачивания мороженого в шубу. В основном ответы на детские «почему?». Хотя, может, я излишне требовательна) Так, в принципе, всё симпатично и понятно)

Л. Генденштейн и др. «Механика» — книга из моего детства. В ней в форме комиксов друзья знакомятся с законами механики. Знакомство это происходит в игре, в разговоре, в общем, между делом. Мне очень она нравилась тогда, да и сейчас. Может, как раз с нее и началось мое увлечение физикой?

«Детская энциклопедия» . Этот талмуд тоже из моего детства. В нем 5 томов. Есть и про искусство, и про географию, биологию, историю. А этот по естествознанию. Сколько раз его открываю, столько убеждаюсь, что прежние энциклопедии, не то, что нынешние. Рисунки правда черно-белые (в основном), но информации куда больше.

А. В. Лукьянова «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Первая книга по физике, которую я купила уже сама. Что сказать? Сразу не впечатлила. Книга большого формата, рисунки красивые, бумага плотная, цена большая. А по существу, мало. Но, в принципе, читать можно, с ребенком картинки рассматривать.

А. Дмитриев «Дедушкин сундук» . Вот эта маленькая брошюрка нравится мне гораздо больше. Почти самиздат по оформлению, но все опыты, научные игрушки описаны очень доступно и просто.

Том Тит «Научные забавы» . Везде эту книгу очень хвалят, а мне тоже не очень понравилась. Опыты, да, интересные. Но объяснения нет. А без объяснения как-то скудно получается.

Я. Перельман «Занимательная механика» , «Физика на каждом шагу» , «Занимательная физика » . Перельман, конечно, классика жанра. Правда его книги не для самых маленьких)

Бруно Донат «Физика в играх» . Похоже на Тома Тита, только как-то легче на мое восприятие и объяснения всех опытов и игр приведены.

Л.А. Сикорук «Физика для малышей» . Похоже чем-то на мою «Механику» Генденштейна из детства. Нет, тут не комиксы, но знакомство с физическими законами природы идет в беседе и между делом. В продаже я эту книжку не нашла, потому она у меня только в распечатке.

Ну, и последнее мое увлечение — карточки с научными опытами.

Добрый день, уважаемые родители! Вы наверняка знаете, что по физическим законам устроен весь мир, и мы, сами того не замечая, каждый день встречаемся с их проявлениями. Малыш уже забрасывает вас сотнями вопросов об окружающем мире? Занимательная физика для детей - ваша палочка-выручалочка, с которой важно познакомить ребёнка на пике его заинтересованности. Тогда этот предмет в будущем никогда не станет скучным и трудным для ребёнка.

Мы расскажем вам о том, что такое физика глазами ребёнка, что она даёт малышу и как ответить на самые каверзные вопросы. Также мы развеем миф о том, что это очень сложная и непонятная наука.

Что даёт физика детям?

Знакомясь с законами природы с ранних лет, малыш сможет:

  • удовлетворить свою безграничную любознательность;
  • расширить кругозор;
  • понять закономерность и логичность природных явлений;
  • получить базовые знания для дальнейшего развития своих способностей;
  • любить предмет «физика» в школе или хотя бы не считать его слишком сложным.

Малыш и физика: знакомство неизбежно

Видя много интересного вокруг, ребёнок стремится удовлетворить свою любознательность. Часто дети дошкольного возраста задают подобные вопросы:

  • «Что такое радуга?» Объясните крохе, что после дождя в воздухе остаются мелкие капельки воды. Солнечные лучи, которые проходят сквозь них, разделяют белый цвет лучиков на 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
  • «Почему самолёт не падает?» Расскажите, что самолёт летит, потому что у него есть крылья, как у птиц. Также у него есть двигатель, который создаёт сильный ветер. А ветер толкает самолёт вперёд. Покажите на примере бумажного самолётика: чем сильнее вы его толкнёте, тем дальше он сможет пролететь.
  • «Почему вода превратилась в лёд?» Расскажите малышу, что вода может превращаться в пар и в лёд. Всё зависит от того, жарко ей или холодно. Если вы поместите ложку в струю пара, исходящую из носика кипящего чайника, то малыш увидит на ней капельки воды. Он убедится, что это одно и то же вещество. Наберите воду в небольшой лоток, а лучше поместите туда маленькую игрушку и поставьте в морозилку. Во время купания достаньте ледяной кубик и дайте малышу. Скажите, что водичке было так холодно, что она сжалась и стала твёрдой. А чтобы она стала прежней, её снова нужно согреть. Пусть ребёнок опустит лёд в тёплую ванну и убедится в этом.
  • «Почему яблоко упало, а не улетело в небо?» Объясните, что наша планета Земля обладает волшебной силой. Она притягивает к себе всё, что на ней находится: и людей, и дома, и машины, и любые другие предметы. Если бросить мяч высоко-высоко, то Земля всё равно притянет его обратно.
  • «Почему мы слышим эхо?» Потому что звук - это невидимая волна. Она распространяется по воздуху. Если на её пути встречается преграда, то волна ударяется об неё и возвращается обратно. Поэтому мы слышим звук, который не произносили.
  • «Почему бумажный кораблик не тонет, а монетка тонет?» Потому что все предметы и вещества состоят из маленьких частиц - молекул. Если молекулы находятся близко друг ко другу, то предмет обладает большей плотностью, а если молекулы находятся дальше друг от друга - то плотность будет меньше. Плотность воды больше плотности бумаги, поэтому вода удерживает кораблик на своей поверхности. С монеткой - всё наоборот.
  • «Почему вода тушит огонь?» Потому что для горения нужен воздух, а вода перекрывает доступ воздуха к горящему предмету. Вода от соприкосновения с горячим предметом быстро нагревается и превращается в пар. Она забирает тепло у огня, тем самым лишая его силы. Также можно потушить огонь и при помощи песка.

Мы слышим ещё сотни и тысячи подобных вопросов. Это означает, что стремления ребёнка познавать физические законы естественны и неизбежны.

Как поддерживать интерес?

Физика - это та наука, которая сама заинтересует малыша, ведь она повсюду. Нам остаётся только поддерживать его любопытство и познакомить поближе. Как это сделать?

Расскажите малышу, что физика - это:

  • Наука, которая привлекала множество учёных по всему миру на протяжении многих лет. Благодаря их открытиям, мы, люди, совершили самые разные чудеса, которые ещё совсем недавно казались настоящей фантастикой. Машины и корабли, самолёты и компьютеры, мобильная связь и интернет - всё это и многое другое изобрели благодаря физике.
  • Самая главная наука. На ней основываются многие другие науки: химия, биология, психология и другие. Физика изучает свойства твёрдых тел, жидкостей и паров для того, чтобы люди могли использовать их себе во благо.
  • Наука о природе. Ты - тоже частичка этого мира. Хочешь знать больше о себе и среде, в которой ты живёшь?

Не переживайте, если не помните физических законов или не знаете, как рассказать о них малышу в доступной форме. Есть масса литературы для детей, которая на понятном языке объясняет основные понятия физики:

  • Я. Перельман «Занимательная физика». Для детей от 6 лет.
  • Л. Сикорук «Физика для малышей». Для детей 5–8 лет.
  • Д. Маколи «Как всё устроено». Для детей от 6 до 12 лет.
  • Е. Качур. «Увлекательная физика» Для детей 5–8 лет.
  • А. Никонов «Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям». Для учеников младших и средних классов.

Не дожидайтесь, пока ваш ученик принесёт со школы учебник физики. Познакомьте его с этой наукой раньше в непринуждённой обстановке. Познавательные мультфильмы помогут вам в этом:

  • «Фиксики»;
  • «Физика для самых маленьких»;
  • «Здравствуй, атом!».

Понимать физику - значит понимать саму жизнь

Итак, долой стереотипы о том, что физика может покориться только единицам. Давайте ответим кратко, как же привить интерес малыша к этой науке:

  • Отвечайте на все вопросы об окружающей среде понятным языком. Если вы не готовы ответить прямо сейчас, скажите об этом крохе и найдите время на поиски ответа.
  • Не бойтесь понятий «молекула», «атом», «вес», «масса», «сила трения» и так далее.
  • Расскажите малышу, что ещё совсем недавно люди жили без телефонов, компьютеров и других достижений цивилизации. Всё это стало возможным благодаря учёным, которые много трудились над сенсационными открытиями в области физики.
  • Читайте специальную литературу, смотрите с ребёнком познавательные мультфильмы и видео.
  • Подкрепляйте свои беседы увлекательными .

Мы верим, что даже если вы не любили физику в школе, то сможете поменять своё отношение к этой науке и заинтересовать своего ребёнка. Желаем вам удачи в этом деле, и до новых встреч!

Программа занятий в кружке «Физика для малышей»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Исполнитель: воспитатель МАДОУ №59

г. Кушва

2013 г .

Пояснительная записка.

Что я слышу - забываю.

Что я вижу - я помню.

Что я делаю - я понимаю.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность , протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.

Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.

Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного , во всех видах деятельности.

Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.

Определила цель:

Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.

Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования, и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией.

Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – октябрь, итоговая май. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией, «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией. Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Предметно - информационная

Деятельно - коммуникативная

Ценностно - ориентированная

Сентябрь - ноябрь

Вода

Способствовать

накоплению у

детей конкретных

представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.)

Делать выводы на основе

полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного

состояния воды под воздействием температуры

Уметь проводить и

объяснять опыты в ходе

которых, выявляются свойства воды. Уметь

выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать

Понятно для окружающих

выражать свои мысли

Декабрь - февраль

Магнетизм

Познакомить

понятиями

«магнит»,

«магнетизм»

Способствовать

накоплению у детей

конкретных представлений о

магните и его свойствах:

притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п.)

Учить самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта с

магнитом. Учить определять

какие предметы притягиваются к магниту

Учить пользоваться

полученной информацией

Март - май

Электричество

Познакомить детей

с понятием

«электричество»,

«электрический

ток», «статическое электричество»

Сформировать у детей

представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества

Уметь устанавливать

причину возникновения

статического электричества,

собирать простейшую

электрическую цепь

Знать меры

безопасного

взаимодействия с

электричеством

Занятия в кружке « Физика для малышей» (старший дошкольный возраст)

Не регламентированная деятельность

Диагностика

Вода

Занятие «Какая она вода»

Цель: познакомить детей со свойствами воды: льётся, течёт, прозрачная, некоторые вещества в ней растворяются, закипает при температуре 100 , замерзает при 0

Работа в опытно - экспериментальной лаборатории

« Три состояния воды»

Цель: объяснить изменение агрегатного состояния воды под воздействием температуры

Занятие – путешествие «Путешествие «капельки» в природе»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

Итоговое занятие, КВН

Цель: обобщить полученные знания о свойствах воды

Тематическая выставка в уголке книги по теме «Вода»

Изготовление необходимого оборудования для проведения опытов с детьми и родителями (цветные льдинки, водяная карусель)

Наблюдения и опыты со снегом, водой, льдом на участке детского сада.

Чтение литературы познавательного содержания с последующим обсуждением

С водой, снегом, льдом.

Цель: выявить место исследовательской

деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников.

Магнетизм

Практическое занятие «Мы фокусники»

Цель: научить детей выделять предметы взаимодействующие с магнитом.

Изготовление магнитного театра по сказке «Колобок».

Цель: объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картин.

Чтение литературы познавательного содержания: Сикорук для малышей, Дитрих А.

Заготовки сказочных персонажей для театра на магнитах

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Изготовление театра на магнитах

Электричество

Занятие « Невидимый работник»

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»

Лабораторная работа «Волшебники»

Цель; установить причину возникновения статического электричества, выявить взаимодействие двух наэлектризованных тел

Практическое занятие «Почему светится лампочка»

Цель: помочь детям понять принцип работы электроприборов

КВН «В мире электричества»

Цель: обобщить полученные знания по данной теме.

Дидактические игры: «Наши помощники», «Электричество – друг, электричество – враг», «Это надо знать»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов.

Дата

Тема

Качественные составляющие образованности

Предметно-

информационная

Деятельно- коммуникативная

Ценностно-

ориентированная

Сентябрь

Стекло

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений

о признаках и свойствах

Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла

Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла

Понятно для окружающих

выражать свои мысли. Знать меры безопасного

взаимодействия со

Октябрь - ноябрь

Металл

Способствовать

накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла

Уметь рассуждать, сравнивать результаты

проверок, наблюдать

Уметь выдвигать гипотезы,

сравнивать и делать выводы.

Учить пользоваться

полученной

информацией

Декабрь - январь

Пластмасса

Познакомить детей со свойствами пластмассы

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе

Учить самостоятельно делать

выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь

обследовать предметы с

разных сторон, выявлять зависимости

Развивать дружеские

Февраль - март

Дерево

Познакомить детей со свойствами дерева

Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева

Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний

Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи

Апрель - май

Бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги

Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги

Учить самостоятельно делать выводы на основе практических действий с бумагой

Развивать чувство взаимовыручки

Рукотворный мир.

Тема

Регламентированная деятельность

Не регламентированные

Диагностика

Стекло

Занятие « Прозрачное чудо»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами стекла (твердость, хрупкость, структура поверхности)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин стеклянных предметов»

Цель; создать условия для расширения представлений детей о свойствах и качествах стекла, воспитывать аккуратность при работе со стеклом

Тематическая выставка в уголке экспериментирования« Прозрачное чудо»

Изготовление родителями и детьми необходимых приборов для проведения опытов

Наблюдения и опыты со стеклом

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Методика «Радости и огорчения»

Металл

Сюжетно – ролевая игра «На выставке металлов»

Цель; познакомить детей с признаками и свойствами металла (структура поверхности, твердость, прочность), развивать речь детей, активизируя их словарь

Занятие «Откуда пришел металл»

Цель; познакомить детей с металлургическими предприятиями города, продолжать развивать познавательную активность детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Город мастеров»

Дидактическая игра «А ну – ка отгадай»

Наблюдения и опыты с металлом

Экскурсии; к шахте «Южная», в музей по теме «Наш карьер»

Методика «маленький исследователь»

Выставка детских рисунков по данной теме.

Пластмасса

Занятие – путешествие по теме «Пластмассовая сказка»

Цель; способствовать усвоению детьми представлений о свойствах и качествах пластмассы, развивать умение обследовать предметы

Сюжетно – ролевая игра Магазин пластмассовых игрушек»

Цель; формировать у детей представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности

Цель; закрепить имеющиеся у детей знания о свойствах и качествах стекла, металла, пластмассы, развивать умение договариваться с другом для решения общей задачи, обогащать словарь детей

Тематическая выставка в экспериментальном уголке «Виды пластмасс»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов с пластмассой

Выставка детских рисунков

«Моя любимая пластмассовая игрушка»

Дерево

Занятие – путешествие «Приключения Буратино»

Цель; актуализировать знания детей о свойствах и качествах дерева, развивать умение обследовать предметы, воспитывать желание помочь другим

Музыкальная гостиная «В гости к матрешкам»

Цель; способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах дерева, поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Проведение опытов и экспериментов с деревом

Тематическая выставка в экспериментальном уголке

Дидактическая игра «Тонет, не тонет»

Выставка детских рисунков на тему «Матрешка»

Методика «Радости и огорчения»

Цель; выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников

Бумага

Занятие – путешествие «Бумажное царство»

Цель; формировать представления у детей о свойствах и качествах бумаги, развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей

Мастерская «Мастерилки»

Цель; показать детям как из бумаги можно изготовить различные игрушки: развивать аккуратность при работе с бумагой

Итоговое занятие «В гостях у Незнайки»

Цель; расширить имеющиеся знания детей о качествах и свойствах бумаги, дерева: развивать умение детей планировать свою деятельность

Тематическая выставка в уголке экспериментирования «Мир бумаги»

Дидактическая игра «Попробуй угадай»

Самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментирования

Открытие мастерской, где будут изготавливаться;

«Дом, в котором я живу»

«Шапочка от солнца»

«Кораблик для путешествий»

«Автомобиль будущего»

Выставка детских работ из бумаги

Методика «маленький исследователь»

Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов ребенка

Посещая факультативные занятия « Физика для малышей дети знают, что

Вода

Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи. Для здоровья человеку

необходима чистая вода.

Значение воды для жизни растений, животных, человека. Знают о том, что вода в наши дома поступает из Туринского водохранилища . Народнохозяйственное значение воды.

Электричество

Знают меры безопасного поведения с электроприборами.

Знакомятся с работой электростанции - это источник тока, поступающего в наши дома. Источником электричества, поступающего в наши дома является Н. Туринская ГЭС.

Стекло

Знают меры безопасного обращения со стеклом.

Металл

Знают о предприятиях города (КЗПВ, Волковский рудник, шахта « Северная») которые занимаются добычей и переработкой руды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ван Клив Дж. «200 экспериментов» /Перев. С английского Джон Убйли энд Сайз, 1995.

Дитрих А., Юрман Г., «Почемучка». М, 1992.

Крейг А., Росни К.,» Наука энциклопедия» М. 1994

, «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург, 1995

«Физика для малышей». М. 1983

«Детское экспериментирование». Москва, 2003 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М., 2003.

, «Неизведанное рядом». М.,2005

«Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира». Владимир, ВОИУУ, 2001.

» Комбинированное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»». Вопросы психологии. 1990 № 5.

Матюшкин A. M. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». Москва, 1972.

Приложение

Конспекты занятий.

Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды.

Цель. Развитие любознательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

- развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;

Познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга;

На примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

Материал и оборудование:

- подкрашенная жидкость в прозрачном стакане;

Вода, лед в формочках;

Спиртовка;

Схемы построения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии Эксперименты:

1. Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в холодильнике или на улице в морозный день.

2. Моделирование трех состояний вещества:

Взявшись крепко за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;

Легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;

Свободно распределиться по группе, как «газ».

3. Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед. Найти причину таянья льда и разной скорости таянья.

DIV_ADBLOCK611">

Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.

Частички соли в воде распределяются между частичками воды, и их становиться не видно, но они не куда не делись, поэтому вода соленая.

Тема «Жидкость. Свойства воды.»

Цель. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

DIV_ADBLOCK612">

6. Взять стакан с чистой водой и понюхать ее. Имеет ли она запах?

7. Налить в тарелку немного воды и подогреть на пламени спиртовки. Что произошло? Куда делась вода из тарелки? Какое свойство воды обнаружилось?

8. Составить схемы проделанных опытов.

Выводы:

1. Первое свойство воды: выталкивает более легкие предметы.

2. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

3. Если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их.

4. В результате растворения в воде сахара, соли, кристаллов марганца получаются растворы (сладкий, соленый, марганцевый). Мы обнаружили еще одно свойство воды: растворитель.

5. Сравнение жидкости воды и масла показало, что масло более вязкая жидкость.

6. Чистая вода не имеет запаха, вода из - под крана пахнет хлоркой, газировка пахнет ягодами и т. п. Значит вода может иметь или не иметь запаха. Запах ей придают различные растворенные в ней вещества.

7. Если в тарелку налить немного воды и подогреть, то вода испариться, превратиться в газ. Мы обнаружили, что при нагревании жидкость превращается в газ.

8. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины организма. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять.

Тема « Газ. Свойства воздуха»

Цель. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

- уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;

Уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Эксперименты:

3. Накачать спущенную велосипедную шину. Что сделало ее упругой?

4. Опыт «Пузырьки – спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда маленькие кусочки пластилина. Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать. Объяснить полученные результаты.

5. Объяснить, почему круг для плаванья наполняют воздухом?

6. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

7. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан, опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Объяснить почему.

8. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Выводы:

1. Воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером.

2. Пустая бутылка оказывается не пустая – в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости.

3. Велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой. На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним снова прилипает большое количество пузырьков.

4. Круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности моря или реки.

5. Шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике согревается и расширяется, воздуху в шарике становиться тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

6. Воздух, который был в стакане, не позволил намочить лист бумаги. Значит, стакан не пустой, а наполненный воздухом.

7. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Тема «Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)».

Цель. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе;

Закрепить представления о расширении тел при нагревании и использование этого свойства человеком;

Стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании (в термометре) и его возможной опасности;

- уточнить представления детей о горении, напомнить о необходимости всегда соблюдать правила безопасности;

Сформировать представления детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;

Совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно – следственные связи

Эксперименты:

1. Поставить пластмассовую открытую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладиться, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Затем поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему?

2. Измерить температуру горячей и холодной воды. Объяснить как работает термометр.

3. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения? Объяснить опасность пожаров.

4. Горящую свечу опускать и поднимать в проеме открытой двери. Объяснить, почему пламя свечи отклоняется внизу в сторону комнаты, а вверху – в сторону улицы.

5. Назвать основные виды осадков. Подумать: почему зимой выпадает снег, а летом дождь? Что происходит со снегом весной? Куда девается вода, выпавшая на землю?

Выводы:

1. При нагревании воды и воздуха в бутылке шарик сам начал надуваться. Значит, при нагревании тела расширяются.

2. Термометр работает по принципу теплового расширения.

3. В результате горения от спички остался уголь, свеча оплавилась и парафин потек. После сжигания листьев, бумаги тоже остается зола. Огонь опасен во время пожара, он уничтожает дома, даже города. В домашнем очаге огонь приносит тепло и уют.

4. Холодный воздух в комнате опускается вниз и стелется по полу, а теплый – поднимается вверх, поэтому свеча отклоняется в комнату вниз, а в сторону комнаты – вверх.

5. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в легкий невидимый пар и поднимается вверх. Но чем выше от поверхности Земли, тем воздух холоднее, и водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды или мельчайшие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность Земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит постоянный круговорот воды в природе.

Тема «Магнит и его свойства»

Цель. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»:

Сформировать представления о свойствах магнита:

Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Эксперименты:

1. « Рисует магнит». Данный эксперимент демонстрирует, какой узор образуют магнитные поля вокруг магнитов различной формы.

Засыпать железные опилки в бумажный стаканчик. Положить магниты на стол. Накрыть магниты листком бумаги. Насыпать на бумагу тонкий слой железных опилок. Рассмотреть получившиеся узоры.

2. «Парящий самолет». Продемонстрировать детям, как с помощью магнита можно подвесить бумажный самолетик в воздухе.

Вырезать из салфетки крыло длинной 3 см. посередине проткнуть его булавкой, чтобы получился самолет. Привязать к булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола так, чтобы один его конец выходил за край, и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолет не повиснет в воздухе. Что произошло?

Выводы:

1. Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов. Попадая туда, железные опилки притягиваются к магниту – чем ближе, тем сильнее. У круглого магнита поле одинаково со всех сторон, а на концах прямоугольного магнита оно всегда сильнее, чем посередине.

2. Самолет остается в воздухе, пока находится близко к магниту. Сила притяжения магнита зависит от того, насколько упорядочены магнитные скопления атомов, которые ведут себя наподобие маленьких магнитов. До соприкосновения булавки с магнитом находящиеся в булавке атомы находились в беспорядке. Количество атомов, которые собираются в группки и выстраиваются в булавке по прямой линии, зависит от силы магнита. Как у магнита, так и булавки есть свойства магнита. Они с достаточной силой притягиваются друг к другу, чтобы преодолеть земное притяжение и заставить самолет находиться в «подвешенном» состоянии

Тема «Электрический ток. Виды электричества.

Цель. Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «электричество», электрический ток;

Объяснить природу молнии;

Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Эксперименты:

1. Потереть воздушный шарик о волосы. Что произошло?

2. «Электрическая расческа». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги (7 * 20 см). Нарезать на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край не тронутым. Быстро расчесаться (волосы должны быть чистыми и сухими). Приблизить расческу к бумажным полоскам, но не касаться их.

3. «Щелчок». Эксперимент проводиться для того, чтобы познакомить детей с тем, что заряженные частицы издают звук. Отрезать от салфетки полоску (3 * 20 см). Пластилином прикрепить скрепку к столу так, чтобы она была в вертикальном положении. Оберните шерсть вокруг пластика и быстро протащите пластик через ткань. Проделайте это три раза. Быстро поднесите кусок пластика к верху скрепки. Что услышите?

Выводы:

1. Волосы поднимаются вверх – наэлектризовались.

2. Бумажные полоски тянуться к расческе. Когда мы причесываемся, заряженные частички как бы стираются с волос и попадают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась волос, получила заряд. Бумажная полоска притягивается к расческе, потому что тоже имеет заряд.

На школьных уроках физики учителя всегда говорят, что физические явления повсюду в нашей жизни. Только мы частенько об этом забываем. Меж тем, удивительное рядом! Не думайте, что для организации физических опытов на дому вам потребуется что-то сверхъестественное. И вот вам несколько доказательств;)

Магнитный карандаш

Что необходимо приготовить?

  • Батарейку.
  • Толстый карандаш.
  • Медную изолированную проволоку диаметром 0,2–0,3 мм и длиной несколько метров (чем больше, тем лучше).
  • Скотч.

Проведение опыта

Намотайте проволоку вплотную виток к витку на карандаш, не доходя до его краев по 1 см. Кончился один ряд - наматывайте другой сверху в обратную сторону. И так, пока не закончится вся проволока. Не забудьте оставить свободными два конца проволоки по 8–10 см. Чтобы витки после намотки не разматывались, закрепите их скотчем. Зачистите свободные концы проволоки и подсоедините их к контактам батарейки.

Что произошло?

Получился магнит! Попробуйте поднести к нему маленькие железные предметы - скрепку, шпильку. Притягиваются!

Повелитель воды

Что необходимо приготовить?

  • Палочку из оргстекла (например, ученическую линейку или обычную пластмассовую расчёску).
  • Сухую тряпочку из шёлка или шерсти (например, шерстяной свитер).

Проведение опыта

Откройте кран, чтобы текла тонкая струйка воды. Сильно потрите палочку или расчёску о приготовленную тряпочку. Быстро приблизьте палочку к струйке воды, не касаясь её.

Что произойдёт?

Струя воды изогнётся дугой, притягиваясь к палочке. Попробуйте то же самое сделать с двумя палочками и посмотрите, что получится.

Волчок

Что необходимо приготовить?

  • Бумагу, иголку и ластик.
  • Палочку и сухую шерстяную тряпочку из предыдущего опыта.

Проведение опыта

Управлять можно не только водой! Вырежьте полоску бумаги шириной 1–2 см и длиной 10–15 см, изогните по краям и посередине, как показано на рисунке. Воткните иголку острым концом в ластик. Уравновесьте заготовку-волчок на иголке. Подготовьте «волшебную палочку», потрите её о сухую тряпочку и поднесите к одному из концов бумажной полоски сбоку или сверху, не касаясь её.

Что произойдёт?

Полоска станет раскачиваться вверх-вниз, как качели, или будет крутиться, как карусель. А если вы сможете вырезать из тонкой бумаги бабочку, то опыт будет ещё интереснее.

Лед и пламя

(опыт проводится в солнечный день)

Что необходимо приготовить?

  • Небольшую чашку с круглым дном.
  • Кусочек сухой бумажки.

Проведение опыта

Налейте в чашку воды и поставьте в морозилку. Когда вода превратится в лёд, выньте чашку и поставьте в ёмкость с горячей водой. Через некоторое время лёд отделится от чашки. Теперь выйдите на балкон, положите кусочек бумажки на каменный пол балкона. Куском льда сфокусируйте солнце на бумажке.

Что произойдёт?

Бумага должна обуглиться, ведь в руках уже не просто лед… Вы догадались, что сделали лупу?

Неправильное зеркало

Что необходимо приготовить?

  • Прозрачную банку с плотно закрывающейся крышкой.
  • Зеркало.

Проведение опыта

Налейте в банку воды с излишком и закройте крышкой, чтобы внутрь не попали пузыри воздуха. Приставьте банку к зеркалу крышкой вверх. Теперь можно смотреться в «зеркало».

Приблизьте лицо и посмотрите внутрь. Там будет уменьшенное изображение. Теперь начинайте наклонять банку в сторону, не отрывая от зеркала.

Что произойдёт?

Отражение вашей головы в банке, само собой, будет тоже наклоняться, пока не окажется перевёрнутым вниз, при этом ног так и не будет видно. Поднимите банку, и отражение вновь перевернётся.

Коктейль с пузырьками

Что необходимо приготовить?

  • Стакан с крепким раствором поваренной соли.
  • Батарейку от карманного фонарика.
  • Два кусочка медной проволоки длиной примерно по 10 см.
  • Мелкую наждачную бумагу.

Проведение опыта

Зачистите концы проволоки мелкой наждачной шкуркой. Подсоедините к каждому полюсу батарейки по одному концу проволочек. Свободные концы проволочек опустите в стакан с раствором.

Что произошло?

Вблизи опущенных концов проволоки будут подниматься пузырьки.

Батарейка из лимона

Что необходимо приготовить?

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2–0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта

Зачистите противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2–3 см. Вставьте в лимон скрепку, прикрутите к ней конец одной из проволочек. Воткните в лимон в 1–1,5 см от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала проткните лимон в этом месте иголкой. Возьмите два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.

Что произойдёт?

Лампочка загорится!

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения русского ученого-физика Матвея Петровича Бронштейна, автора научно-популярных книг "Лучи икс", "Солнечное вещество" и др. Его вклад в создание квантовой теории гравитации и популяризацию науки высоко оценивали отечественные и зарубежные учёные.

В честь этого события мы подготовили для вас небольшую книжную подборку по теме "Физика" для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Александр Никонов, Яков Перельман, Елена Качур - вот неполный перечень авторов, книги которых вошли в нашу тематическую подборку.

8 книг на тему

"Физика для детей"

Матвей Бронштейн. Солнечное вещество. Лучи икс. Изобретатели радиотелеграфа

" Книга "Солнечное вещество", принадлежащая перу безвременно погибшего талантливого физика Матвея Петровича Бронштейна, представляет собой незаурядное явление в области мировой популярной литературы.

Она написана настолько просто и увлекательно, что чтение ее, пожалуй, равно интересно любому читателю от школьника до физика-профессионала. Раз начав ее, трудно удержаться и не дочитать до конца". (Лев Ландау, 1956 г.)

Книга действительно написана ясным и чрезвычайно увлекательным языком, при этом нет никаких чрезмерных упрощений при подаче материала. Книги Бронштейна можно считать золотым стандартом научно-популярной литературы для детей.

Александр Никонов. Физика на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснить детям

Понимаете ли вы теорию Стивена Хокинга и теорию относительности?Знаете ли и сможете ли доступно объяснить основы квантовой физики?Хотите понять самую модную науку XXI века?

Неважно, учитесь ли вы в школе или уже давно закончили ее. Если вы любознательный человек, то эта книга для вас.

Самая главная наука - это физика! Так начинает эту книгу известный публицист, популяризатор теоретической науки Александр Никонов.

Здесь вы сможете узнать: зачем нужны атомы и как они устроены; что такое электричество; виды взаимодействия в окружающем мире; откуда берется время; сколько и каких элементов содержится в организме человека.

Для старшего и среднего школьного возраста


Яков Перельман. Занимательная физика

"Занимательная физика" написана ни много ни мало сто лет назад!

Но благодаря тому, что книга поясняет и иллюстрирует фундаментальные законы физики, её содержание остаётся актуальным и сегодня.

Автор в увлекательной форме рассказал о путешествиях на Луну, о том, можно ли создать вечный двигатель, и даже о том, как мы пьём. А также о многом другом, что каждый день происходит вокруг нас.


Издательство

ИД Мещерякова



Доминик Воллиман, Бен Ньюман. Профессор Астрокот и его приключения в мире физики

Профессор Астрокот вновь отправляется в увлекательное путешествие. На этот раз - в мир физики. Физические явления окружают нас повсюду. Прогуляйтесь и убедитесь в этом сами. Вот ветер раскачивает деревья, солнце согревает всё живое, пища дарит нам силы.

Из книги вы узнаете: из чего все состоит, о ткуда берется электричество, п очему корабль не тонет в воде, а самолет держится в воздухе, к ак мы различаем цвета, м ожно ли создать плащ-невидимку и многое другое.

Для среднего школьного возраста

Лассе Левемарк. Физика без приборов

Веселые и познавательные опыты француза Тома Тита уже более ста лет помогают детям всего мира изучать окружающий мир через игру.

В Швеции, неподалеку от Стокгольма, есть даже специальный научный центр, каждый посетитель которого может поставить собственный опыт по физике, химии, биологии, астрономии, математике и провести исследование самых разных явлений природы. Сотрудники Центра и подготовили эту книгу занимательных экспериментов по физике и химии.

Для среднего школьного возраста

Издательство

ИД Мещерякова

Любовь Вайткене. Физика

Почему железная дорога летом длиннее? Почему шарик лопнет, если его сильно надуть? Отчего к магниту притягиваются все металлические предметы? Почему мы, надев лыжи, можем совершенно спокойно перемещаться по снегу, а без них проваливаемся в него?

В этой увлекательной книге вы не только получите ответы на самые интересные вопросы, но и найдете объяснение физическим явлениям которые мы встречаем на своём пути каждый день.

Здесь вы узнаете как сделать собственными руками компас, барометр или даже парашют! Благодаря этому изданию, вы с легкостью объясните все законы физики и полюбите эту непростую науку.

Для среднего и младшего школьного возраста

Яков Перельман. Для юных физиков. Опыты и развлечения

Эта книга поможет расширить кругозор ребенка, позволит обогатиться новыми знаниями о природе и пробудит умение творчески мыслить.

Здесь представлены легкие для выполнения опыты, которые можно проделать с окружающими нас предметами. Забавные истории, увлекательные задачи, парадоксальные сопоставления помогут привить интерес к познанию окружающего мира.

Материал написан в жанре занимательной науки, содержит кладезь полезных теоретических и практических знаний и предназначена для учащихся средней школы и их родителей, для учителей и всех тех, кто сохранил в себе способность удивляться окружающему нас миру.

В книге представлены еще две работы автора: "Не верь своим глазам!" и "Развлечение со спичками".

Для младшего школьного возраста

Елена Качур. Увлекательная физика

Почему предметы падают на пол, а не на потолок? Почему мяч не тонет в воде?

Откуда берётся эхо? Отчего во время грозы гремит гром и как появляется радуга?

Ответить на эти и многие другие вопросы любознательному Чевостику поможет его старший друг дядя Кузя. Для этого они отправятся в увлекательное путешествие, в котором познакомятся с необыкновенно интересной и важной наукой - физикой!

Вместе с маленькими читателями они будут наблюдать за интересными явлениями, а дядя Кузя объяснит их физическую природу.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Приятного и полезного чтения:)