Темы проектов 3 4 лет. I этап Подготовительный

Отделение детский сад «Солнышко»

МБДОУ «Детский сад №1»

ПРОЕКТ

«Деревья

в нашем саду»

возрастная адресованность: 3-4 года

воспитатель младшей группы «Гномики»:

Афанасьева Галина Михайловна

инструктор по физ. культуре:

Хлопотина Надежда Анатольевна

р.п. Струги Красные Псковская область

2017 год

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть услышат веточки детский голосок

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

В. Орлова

Тип: познавательно – ознакомительный.

Продолжительность проекта: две недели (с 10-21 апреля).

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста , воспитатель младшей группы «Гномики», инструктор физического воспитания, родители.

Проект : краткосрочный, групповой, творческий.

Актуальность проекта:

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема:

Деревья окружают наших детей везде в парках, во дворах наших домов, на участках детского сада, но мы взрослые и дети мало обращаем внимание на них. А если и говорим то лишь, название дерева и сразу запреты: «Не подходи!», «Нельзя ломать!», «Не трогай, испачкаешься смолой!».

Дети большой интерес проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети воспринимают деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Обоснование проблемы:

Неумение детей различать деревья.

Неумение и нежелание родителей рассказывать об окружающих детей деревьях, о пользе, которую они приносят человеку.

Цель:

формировать у детей интерес по изучению жизни деревьев на территории детского сада, представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их роль в жизни человека;

Развивать наблюдательность, воображение, творчество, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Учить отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);

Активизировать словарный запас речи младшего дошкольника;

Способствовать развитию кругозора детей, воспитанию любви и уважения к природе.

Методы:

Наглядные;

Словесные;

Игровые;

Практические: наблюдения, рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальны произведений, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, игры, экскурсии, опыты.

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители : повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Продукты проекта:

Этапы проекта

I . Подготовительный этап:

постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

подбор методической литературы для реализации проекта;

подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

II. Основной этап:

1. Беседы с детьми.

- «Здравствуй, дерево!»;

- «Какие деревья растут на участке»;

- «Как деревья помогают человеку»;

- «Как появляются деревья»;

- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;

- «Как сберечь деревья?».

2. Ознакомление детей с художественной литературой.

Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».

3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года .

И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

4. Прослушивание.

5. Экскурсия.

Рассматривание деревьев весной.

6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность.

Рисование на тему «Дерево»;

Аппликация «Дерево весной» (верба);

Лепка «Сережки на ветке»,

Коллективная работа: «Чудо-дерево».

7. Непосредственно образовательная деятельность.

«Деревья – какие они?»

Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.

8. Дидактические игры.

1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.

2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.

3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.

4. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.

9. Экспериментирование.

1. Опыт «Посадим яблоньку». Цель: показать детям, что семечко живое.

2. Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.

10. Работа с родителями.

2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу».

3. Совместная творческая деятельность детей и родителей: оформление макета «Дерево».

III. Заключительный этап.

План работы над проектом

I этап.

1 день

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта.

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, песен и музыкальных произведений; дидактических игр, разработка бесед.

Воспитатель, физ. инструктор

2 день

2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.

3. Создание макета «Дерево».

Воспитатель, родители, физ. инструктор.

II этап.

3 день

1. Беседа с детьми «Здравствуй, дерево!».

О. Высоцкая «Наш сад».

3. Просмотр презентации «Деревья».

4. Опыт «Ветка ольхи в воде».

4 день

1. Беседа с детьми «Как появляются деревья».

2. Чтение и обсуждение литературных произведений:

А. Прокофьев «Наш лесок».

3. ОД «Деревья – какие они?»

4. Опыт «Деревянный брусочек».

5. Рисование на тему «Дерево».

Дети, родители, воспитатель, физ. инструктор

5 день

1. Д/и «Что сначала, что потом».

2. Беседа с детьми «Как деревья помогают человеку».

3. Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка».

4. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща».

Дети, родители, воспитатель, физ. инструктор

6 день

1. Экскурсия «Рассматривание деревьев на участке».

2. Беседа с детьми, «Какие деревья растут на участке».

3. Аппликация «Дерево».

4. Д/и «Опиши, я отгадаю».

5. Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Семенова «Березка».

7 день

1.Беседа с детьми «Почему нужно беречь и охранять деревья».

2. Лепка «Сережки на дереве».

3.Д/и «С какого дерева листок».

4. Заучивание П. Воронько «Берёзка».

Дети, воспитатель, физ. инструктор

8 день

1. Д/и «Подбирай, запоминай, называй».

2. Чтение и обсуждение литературных произведений: И. Токмакова «Ива».

Дети, родители, воспитатель, физ. инструктор

9 день

1. Беседа с детьми «Как сберечь деревья?».

2. Д/и «Что лишнее».

3. Чтение и обсуждение литературных произведений: М. Ивенсен «Ёлочка».

Дети, воспитатель, физ. инструктор

III этап.

10 день

Художественно-творческая деятельность: коллективная работа «Чудо-дерево».

Показ презентации – отчета по проекту.

Дети, воспитатель, физ. инструктор

Ожидаемые результаты:

Дети познакомились с конкретными видами деревьев, знают их названия, характерные признаки.

Расширились знания о деревьях, как живых существах, дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.

Развился познавательный интерес к растениям участка.

Продукт проектной деятельности.

Коллективная работа «Чудо – дерево».

Дальнейшая работа:

В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними, изготовление табличек с названиями деревьев которые находятся на участке детского сада;

Список использованной литературы.

1. О. А. Соломенникова. Ознакомление Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 104с.

2. В. М. Корнилова. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. - .: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

3. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 64с.

4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981.

5. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.

6. З.Ф. Аксенова Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с.

7. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская. «Планета - наш дом». Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников. - М.: Лайда, 1995. - 288с.

8. С.Ю. Афонькин Деревья. - СПб.: «БКК», 2012. - 96с. - илл.

Интернет-ресурсы: nsportal . ru , PRO ШКОЛУ. ru , MAAM . ru , Дошколенок. ru , Речецветик.

ПРОЕКТ "Разработка развивающих игр детей 3-4 лет"

Что такое развивающая игра?

В младшем дошкольном возрасте развитие личности ребёнка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях.

Развитие – всегда появление чего–то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок сам что-то придумывает, создаёт, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребёнка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребёнок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребёнка и задач его развития возникает в развивающих играх. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает собственную задачу. В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остаётся времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребёнку в руки пирамидку или матрёшку и считается, что игра состоялась. Но это не так. Развивающая игра – не любые действия с дидактическим материалом и не игровой приём на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребёнок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.

Замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребёнку. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определённые движения, в третьих – обменяться предметами и т.п.

Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребёнка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Содержание её может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определённое время, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила. Они доводят до сознания детей её замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребёнка определённых усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребёнка.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно применять в других условиях.

Развивающая игра – довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определённую последовательность в подборе игр. Выбор игры – дело серьёзное и ответственное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребёнок опирался на приобретённый опыт и совершал новый шаг в своём развитии.

Решающими условиями нормального психического развития ребёнка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству. Совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении в детский сад. Ввести в детский коллектив, научит дружить и общаться – важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.

В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребёнок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Игры на развитие внимания, мышления, речи открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создаётся необходимая связь между практическими умственными действиями, которая ведет к развитию ребёнка.

В каждой игре есть два начала: одно несёт развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные игры не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям.

2. Цель и задачи проекта.

Цель проекта–формировать определенные психические процессы детей младшего дошкольного возраста в процессе развивающих игр.

Задачи:

  1. Повышение профессионального уровня в вопросах формирования определенных психических процессов у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Повышение игрового интереса младших дошкольников к развивающей игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
  3. Активизация взаимодействия с родителями по формированию психических процессов с помощью игр.
  4. Дать элементарные представления оразвивающих играх, учить пользоваться альбомами, схемами.
  5. Развивать у детей стремление к самостоятельной деятельности в развивающих игр.
  6. Ожидаемый результат.

Реализация данного проекта позволить повысить уровень психических процессов у детей младшего дошкольного возраста; интерес к развивающим играм, усидчивости.

Сроки реализации проекта 1 учебный год.

Развивающие игры для детей 3 – 4 лет.

С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. Приходится привыкать к более строгому распорядку дня, незнакомым взрослым и детям, непривычным требованиям. Но главное – разлука с мамой. Всё это может вызвать напряженность, неуверенность и тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях о детском саде, затрудняет привыкание. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу.

Как облегчить привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель, – позабавить, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает пребывание детей среди незнакомых людей. В этом помогут совместные подвижные игры. Они помогут воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных игр не только обогатит детей впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

Игры, развивающие общение и нравственные качества личности.

Такие игры строятся на отношениях игрового партнёрства при добровольном участии каждого ребёнка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания.

По своему характеру это игры-забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность в движении и общении. Сочетание действия со словом помогает ребёнку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребёнка открытым для общения, что создаёт важные предпосылки для формирования личности. Особенностью всех игр-забав и хороводов является то, что в них центром притяжения является взрослый – он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, взрослый заражает детей своей увлечённостью, весельем.

Игры-забавы и хороводы имеют своеобразный характер действий. В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.) . Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнение по отработке последовательности движений! Повторное участие в игре обеспечивает ребёнку возможность естественно, без специальной тренировки овладеть необходимыми навыками.

Хороводные игры отличаются от забав необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Действия как бы драматизируют содержание игры. Всё это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

Одним из главных условий проведения всех этих игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Можно начинать её и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. Для остальных наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут её участниками.

Ниже приведены игры-забавы и хороводы:

Игры-забавы:

«Солнышко и дождик»

«Ножки»

«Куклы пляшут» . Цель: приучать выполнять детей игровые действия по очереди, небольшими группами.

«Смелые мышки» . Цель: учить выдержке, создавать важные предпосылки для формирования самоконтроля.

«Лиса и гуси» . Цель: нравственное воспитание.

«Я принёс тебе подарок»

Хороводные игры:

«Конь»

«Зайка» . Цель: преодоление таких качеств как застенчивость, нерешительность.

«Смелые мышки»

«Раздувайся, пузырь» . Цель: знакомство детей друг с другом и с воспитателем.

«По дорожке Валя шла»

«Самолёт»

«Подарки» и др.

Разберу подробнее одну из игр.

«Самолёт»

Изображая самолёт, каждый ребёнок «заводит мотор» – под звук [р-р-р] делает круговые движения руками перед собой. Затем он широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (бежит) по кругу со звуком [ж-ж-ж] . Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребёнок приседает на корточки.

Эта игра может проводиться не только с малышами, но и в разновозрастной группе, как в помещении, так и на участке. Не нужно предварительно объяснять детям её правила, они становятся понятными по ходу игровых действий.

Игры, способствующие развитию целенаправленного восприятия.

Восприятие звуков

Восприятие звуков, умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Её нужно целенаправленно развивать у ребёнка с ранних лет жизни. Конечно же, лучше всего это делать с помощью игр. Общая цель игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Для развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

  • «Кто разбудил Мишутку?» . Цель: научить прислушиваться к окружающим звукам, не только различать голоса друг друга, но и управлять своими голосами.
  • «Что выбрал Петрушка?» . Цели: научить узнавать на слух источник звука; способствовать обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам; развивать организованность, умение управлять своим поведением и чуткое отношение к тем, кто испытывает затруднение.
  • «Встречайте гостей» . Цели: научить выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события; научить ребёнка вести себя в коллективе, преодолевать неуверенность в себе; способствовать дальнейшему сближению детей; воспитанию вести себя в коллектив; помочь преодолеть неуверенность в себе.

Восприятие цвета

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Предлагаемые ниже игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач:

  1. на целенаправленное различение цветовых тонов;
  2. на правильное называние цветов.

В распоряжении воспитателя должны быть следующие материалы:

а. разноцветные флажки;

б. цветные ленты;

в. полоски цветной бумаги;

г. цветные кружки на подвесках;

д. одноцветные пирамидки с толстыми кольцами.

  • «Бегите ко мне» . Цели: научить сравнивать предметы по цвету; воспитывать умение вести себя в коллективе.
  • «Ищи свой дом» . Цели: научить различать цветовые тона путём сравнения образца с другим предметом; способствовать сближению и организованности группы; научить управлять своим поведением: сдерживать желания, если это необходимо, применять волевые усилия для достижения цели.
  • «Лети, голубок!» . Цели: научить ориентироваться в цветовых тонах по их названию без опоры на наглядный образец; способствовать развитию воображения у детей.

Восприятие формы

Активное участие в совместных играх позволяет малышам легко и успешно овладевать рациональными приёмами осязательного обследования формы объёмных и плоскостных предметов, если соблюдаются следующие условия:

  1. Ребёнок обследует предмет обеими руками и ощупывает его пальцами, поворачивая во все стороны.
  2. В процессе обследования обе руки действуют согласованно и активно.
  3. Исключается участие зрения в этом процессе.
  • «Что нам привёз Мишутка?» . Цель: выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения, – одной или двумя руками.
  • «Не ошибись, Петрушка!» . Цели: развивать осязательное восприятие формы предметов; научить целенаправленно обследовать форму, обеими руками поворачивая предмет и ощупывая его пальцами со всех сторон; способствовать также воспитанию познавательной активности детей и повышению у них интереса к решению умственной задачи.

Восприятие величины

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путём сравнения их по длине, ширине, высоте. В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки: пирамидки, матрёшки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте и ширине. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребёнок осваивает рациональные приёмы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов) .

Цель проведения этих игр в младшей группе – выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия по высоте, длине и ширине.

  • «Что делают матрёшки?» . Цели: познакомить с таким качеством, как величина; способствовать формированию доброжелательных отношений.
  • «Разберём и соберём» . Цель: научить различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяжённости в пространстве.
  • «Весёлые матрёшки» . Цели: научить различать и сравнивать предметы по разным показателям величины; сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объёмных фигур и т.п.

Игры, формирующие целенаправленное внимание

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. Поэтому ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Чтобы своевременно развивать у малышей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий и общения друг с другом.

  • «Раз, два, три – говори!» . Цель: развивать целенаправленное внимание.
  • «Прятки с игрушками» . Цель: развивать у детей устойчивость внимания; способности удерживать в памяти определённую цель, не отвлекаясь на постороннее.
  • «Отзовись, не зевай!» . Цель: развивать устойчивое, сосредоточенное внимание.
  • «Мишкины проказы» . Цель: Развивать сосредоточенность и устойчивость внимания.

Игры, развивающие речь и мышление.

Практически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом. Но в играх, описанных выше, использовался тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли, а игры, приведённые ниже, нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве.

  • «Зайчик и мишка» . Цель: приучать детей различать и правильно обозначать пространственные отношения между предметами.
  • «День рождения куклы Алёнушки» . Цель: развивать связную речь.
  • «Что на картинке» . Цель: научить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи.
  • «Отгадай-ка!» . Цель: развивать целостные представления об окружающих предметах.

Заключение.

Все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

В любой игре содержатся два типа правил – правила действия и правила общения с партнёром. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.) . Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очерёдность выполнения действий детей, их согласованность и т.д.) . Эти два вида правил в простой, доступной для ребёнка форме приучают малышей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

Описанные выше игры адресованы в основном детям младшего дошкольного возраста – от 3 до 4 лет. Однако психологический возраст ребёнка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, т.е. количеством прожитых лет и месяцев, но и этапом психического развития. Вполне возможно, что предложенные игры окажутся увлекательными и полезными не только для трёхлетних, но и для пятилетних детей.

При организации игр необходимо учитывать, что разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Вместе с тем иногда в детских садах пользуются методами, которые недопустимы ни для каких детей и ни при каких обстоятельствах.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Недопустимо также подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений. Тем более недопустимы раздражённый тон и грубость в отношениях с детьми.

Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара

Проект разработала воспитатель Канева Юлия Васильевна Сыктывкар, 2015

  1. Что такое развивающие игры? ……… ……………………………………
  2. Цель и задачи проекта……………………………………………………
  3. Ожидаемые результаты …………………………………………………
  4. Развивающие игры для детей 3-4 лет……………………………………
  5. Заключение……………………………………………………………....

МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района

Проект для детей младшей группы 3-4 лет: «Русская народная культура и традиции».

Метелева Е.Ю.

Купино 2017 год.

Проект для детей 3-4 лет «Русская народная культура и традиции».

По доминирующей деятельности: (познавательно - информационный)

По количеству участников:(групповой)

По характеру контактов: (среди детей, родителей и воспитателей)

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

Актуальность.

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.

Цель проекта :

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством.

2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле.

3. Изготовить лепбук для детей о фольклоре.

4. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

5. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

6. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «Укрась пасхальное яйцо».

Ожидаемый результат.

Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;

Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;

Расширить представление о народном искусстве;

Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;

Организовать в группе выставку «Пасхальное яйцо»

Этапы проекта.

1.Организационный.

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Изготовление детского лэпбука «Фольклор».

Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.

2. Планирование деятельности.

Рассматривание иллюстраций, беседы :

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! »

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Дидактические игры: «Угадай по звуку?»

Цель : Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Что растет в саду и огороде?»

Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.

Подвижные игры:

«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять»

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Работа с родителями.

Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц.

3. Заключительный.

Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.

Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.

У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).

Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).

В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».

4. Продукт проекта

    Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.

    Организована в группе выставка «Пасхальное яйцо».

    Изготовлен детский лэпбук «Фольклор».

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.

Приложение к проекту.




Цель проекта :
формирование у дошкольников ценностного отношения к книге через познавательную и творческую деятельность.

Задачи проекта :

  1. Расширять представления детей о многообразии книг, о том, как создаются книги.
  2. Формировать у детей познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать.
  3. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.

Предполагаемый результат :

  1. Дети научатся распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
  2. Привлечение родителей к жизни детского сада.
  3. У детей будут формироваться знания и представления о книге, а так же бережное отношение и интерес к ней.
  4. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
  5. Инсценировка по прочитанным произведениям в исполнении детей.
  6. Будет оформлена выставка «Закладка для книжки своими руками».
  7. Оформление уголка «Книжкин дом».

Вид проекта : творческий
Продолжительность проекта: одна неделя

Участники проекта :
второй младшей группы дети (в возрасте 3-4 года), воспитатели данной группы, родители.

Место для проведения проекта :
групповая комната. Деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, во время совместной деятельности педагога с детьми.

Образовательные области :
ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Актуальность:
В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса у детей. Дети не видят и не воспринимают литературу в единстве его содержания, смысла и выразительности. Не видят все многообразие и красоту литературной речи. Дети не любят слушать и конечно же читать художественные произведения. Нет стремления выразить свое отношение к произведению, попытаться объяснить и выразить смысл его.

В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Дети не имеют практически ни какого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека. А знакомиться ребенок с первыми произведениями это со сказками, на опыте героев сказок он учиться, это они остаются с ним на всю жизнь. Дошкольники не умеют сами составлять рассказы из-за низкого словарного запаса, они не имеют общего представления о книге вообще.

Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу. Сейчас наблюдается тенденция замена книги мультфильмами и компьютерами. В следствии этого у детей отмечается нарушение речевое, мыслительное и т.д. все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образцы поведения.

Все это он увидит в литературных героях, которые своим поведением и поступками раскроют ему представление о прекрасном.

Участие дошкольников в проекте «Книжкина неделя» позволит им обогатить представления о книге, о ее значимости, развивать связную речь, и конечно же творческие способности. Самое главное это при работе над проектом опираясь на активность и инициативность дошколят, на их любовь к чем-то новому, раскрыть и показать, книги это источник знаний – это верный друг.

Творческий проект: художественная литература во второй младшей группе (3-4лет) «Книжкина неделя»

Этапы работы над проектом :

I этап Подготовительный

  1. Определение цели проекта и для ее решения задач.
  2. Подбор загадок, пословиц о книге.
  3. Включение в планы дня мероприятия по проекту.
  4. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  5. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей, набор настольного театра.
  6. Оформление и оснащение уголка «Книжкин дом».

II этап Основной


А) План мероприятий по проекту
« Книжкина неделя» детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

1 –й день

  1. Консультации для родителей: «Книжка заболела» совместно с детьми вылечить книги, домашнее задание было дано (вылечить книги которые находятся в группе), и ответы как в домашних условиях привести книгу в порядок.
  2. Выставка книг с любимыми произведениями детей.
  3. Знакомим детей с пословицами о книгах и загадками.
  4. Беседа с детьми на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны», беседа о том для чего нужны книги и о трепетном отношении к ним.

2 –й день

  1. Беседа на тему: «Читаем вместе», родителям предложено почитать любимые произведения детей на ночь.
  2. Прочтение стихотворений А.Л. Барто «Игрушки», обсуждение и закрепление беседы «Книги разные нужны, книги разные важны».
  3. Нарисовать любимых героев произведений, и рассказ о нем (из какой сказки, что он делает, во что одет и т. д.).

3 –й день

— Драматизация сказки «Теремок» с помощью настольного театра, предварительная работа проведена (герои как говорят, как двигаются и т. д.).

4 –й день

— Изготовление закладки для книг «Закладка для книжки своими руками», оценка работ выполненных самими дошкольниками. Предложена мотивационная ситуация Сова потеряла страницу на которой она читала свою любимую сказку.

5 –й день

  1. Организация выставки «Закладка для книжки своими руками» итоги дети подводят, рассказывая в какую книгу, положили бы свою закладку.
  2. Трудовая деятельность — оформление уголка «Книжкин дом», вместе с детьми решение как расположить книги на полках, и т.д.
  3. Пополнение библиотеки группы.

Б) Совместная работа с детьми и родителями в соответствии с поставленной целью

Работа с родителями

  1. Беседа на тему: «Читаем вместе».
  2. Консультации для родителей: «Книжка заболела» совместно с детьми вылечить книги.
  3. Пополнение библиотеки группы.

Работа с детьми

  • Выставка книг
  • Беседа с детьми на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны.»
  • Нарисовать любимых героев
  • Знакомим детей с пословицами о книгах и загадками
  • Чтение стихотворений А.Л.Барто «Игрушки»
  • Оформление уголка «Книжкин дом»
  • Драматизация сказки «Теремок» с помощью настольного театра»
  • Научить ремонтировать книги
  • Изготовление закладки для книг

III этап Заключительный


Анализ работы над проектом:

  1. Работа проводилась в течении недели, родители и дети приняли активное участие, все проходило согласно плану проекта «Книжкина неделя».
  2. Реализация проекта проходила в игровой форме.
  3. Выставка книг в течении недели постоянно пополнялась, как новыми, так и старыми книгами отремонтированными. Дети охотно рассказывали как они вместе с родителями лечили ту или иную книгу.
  4. Прослеживание бережное обращение к книге и интерес к книге.
  5. После бесед с родителями на тему: «Читаем вместе», многие возобновили чтение сказок и рассказов на ночь детям.
  6. Наблюдалось умение пересказа любимой сказки, через демонстрацию своей работы «Мой любимый герой».
  7. Дети помоги Сове сделать закладку, каждый проявил свою творческую индивидуальность.
  8. Проведена выставка «Закладка для книжки своими руками».
  9. Был оформлен уголок «Книжкин дом».
  10. Через творческую работу детей и беседы была достигнута цель, поставленная нами в проекте.

Проект «Что нам лето принесло?»

Актуальность: В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи каждого педагога. Чтобы дети не губили насекомых, варварски уничтожая их. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении всех живых существ на планете, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проблема: Дети увлечены компьютерными технологиями и не обращают внимания на окружающею среду; им нет дела в какой среде они живут. Дети не замечают природу, её красоту и тем более не понимают, что без их помощи природу не сохранить. Значимость сохранения природы недостаточно оценивают и многие родители, которые зачастую не находят времени и желания об этом поговорить с детьми. Именно этим проектом мы решаем проблему ознакомления родителей и детей с природой родного края, обогащением и сохранением природы.

Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие личностно-значимого отношения к природе. Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах, грибах.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить с детьми понятия: «Ягоды», «Грибы», «Овощи», «Фрукты».

2. Уточнить понятие «Полезные продукты».

3. Формирование основ здорового образа жизни.

4. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

5. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

6. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

7. Привлечь родителей к участию в проекте «Что нам лето принесло?» через создание альбома «Ягоды и грибы нашего края», плакатов

на тему «Берегите природу».

Планируемый результат:

Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способны решать элементарные интеллектуальные задачи, применять усвоенные знания и способы деятельности. (н/и «Цветы», «Будь здоров», ролевая игра «Вежливый магазин», развлечение «Во саду ли, в огороде»).

Родители включены в образовательную деятельность, создан альбом «Ягоды и грибы нашего края».

Тип проекта: творческо-информационный

Сроки реализации: краткосрочный01.08.17 – 31.08.17

Участники проекта: педагоги (воспитатели и музыкальный руководитель) детского сада; воспитанники с 3 до 4 лет; родители воспитанников.

Образовательные области: « Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Проект «Что нам лето принесло?»

Участники реализации

проекта:

Этапы проекта:

Деятельность воспитателей:

Деятельность специалистов (музыкальный руководитель):

Деятельность детей:

Деятельность родителей:

I этап: Подготовительный (Планирование)

Постановка целей и задач, направленных на развитие навыков осознанного отношения к соблюдению правил безопасности в зимний период.

Изучение методической литературы и подбор необходимого информационного материала.

Составление плана работы

Подбор материала, игр, художественной литературы.

Подбор презентаций.

Разработка конспектов НОД, подбор иллюстраций, журналов, презентаций по теме, д/игры, эксперименты, чтение художественной литературы,

РППС (развитие предметно -пространственной среды:

сюжетно-ролевая игра

Режиссерская игра

Театрализованная игра

Строительная игра

Игра с конструктором

Творческая игра

Игра-экспериментирование

Пальчиковые игры

Игры забавы

Подвижная игра- народные игры

Подбор необходимого материала по теме проекта.

Разработка конспектов НОД, подбор

Театрализованная игра

Пальчиковые игры

Игры забавы,

Хороводные игры

Выявление уровня знаний детей о весне, определение цели проекта и его мотивации, подбор участников и материала. Вхождение в проблему, возникновение у детей желания как можно больше узнать, решение проблемной ситуации.

Привлечение родителей к созданию книжки-малышки «Весенние признаки».

Просматривание интернет ресурсов, познавательных телепередач, чтение художественной литературы, беседы (с детьми дома)

II этап: Практический (реализация проекта)

Проведение НОД

«Что мы знаем о лесе»;

«Берегите лес»;

«Что растет в саду»,

«Что растет в огороде»,

«Правила питания»;

«Путешествие в царство садового гнома» №11, с. 8.

Творческое рассказывание

«В лес пойдем, грибов, ягод наберем»;

«Пойдем с тобою в огород»;

«Фрукты радость для ребят»

- игры: речевые

«Подскажи словечко»,

«Учись сравнивать»,

«Какой, какая, какие» № 7, стр. 54,

«Опасно, не опасно»,

«Хорошо-плохо»

«Отгадай загадки»;

«Назови правильно»;

«Составь предложения»

«Скажи правильно» № 7, стр. 54;

«Возвратим лету память» № 11, стр. 49;

дидактические

«Что в корзинку мы берем»,

«Где что зреет?»,

«Четвёртый лишний»,

«Вершки-корешки»,

«Угадай, что в руке?»;

«Воздух, земля, вода»;

«Береги природу»;

«Радости и огорчения»;

«Путешествие»;

«Найди различия и сходство»;

«Что такое хорошо и что такое плохо»;

«Игра в слова»;

«Экологический светофор»;

«Это я…» № 7, стр. 44;

«Что сначала, что потом?» № 7, стр. 54;

«Собери урожай» № 10, стр. 48;

коммуникативные -

«Назови ласково»,

«Природа благодарит и сердится».

Игры-перевоплощения:

«Какой я овощ?»;

«Что я делаю?»;

Логоритмические упражнения:

«Дождь» № 7, стр. 21;

«По ягоды» № 7, стр. 53;

«Мы по лесу шли» №7, стр. 60;

«На огороде» № 7, стр. 53;

- решение проблемной ситуации:

«Природа и человек»;

«Что было бы, если из леса, (сада, огорода) исчезли…»;

«Природа благодарит и сердится»;

«Как выращивать огурцы?» № 14, стр. 35;

«Что любит помидор?» № 14, стр. 39;

«Как ухаживать за перцем?» № 14, стр. 41;

- беседы:

«Земляника» №7, стр. 51;

«На лугу»;

«Режим питания»,

«Медовый спас» (пчёлы - мёд);

«Яблочный спас»;

«Ореховый спас»;

«Что мы знаем о лете?» № 11, стр. 4.

Обсуждение пословиц, поговорок

просмотр презентации

«Ягоды нашего края»;

«Фрукты нашего края»;

«Овощи на нашем огороде»

Тематическая двигательнаядеятельность

«Будем спортом заниматься»,

«Чудо-повара» № 11, стр. 12.

«В гостях у зайки»;

«Горошинка» № 4, стр. 32.

«Что растет у меня в огороде» № 9, стр.21.

- рисование:

«Яблоки»,

«Пойдем в огород»;

«Ах, какая земляника!»,

- аппликация:

«Заготовим на зиму помидоры»,

«Дары леса» - панно.

- лепка:

«Фрукты».

-конструирование:

«Сеньор Помидор»,

«Черника»

- Чтение:

Стихи:

Пивоварова И. «Как я собирала грибы» № 2, стр.128

Красильников Н. «Колосок» № 2, стр.129;

Сухорукова М. «Август-жнивень» № 2, стр.145

Берестов В. «Август» №2, стр.145,

Гришин В. «Запах хлеба» №2, стр.145,

Сулимов Б. «Тетрадка на грядке» №2, стр.149,

Берестов В. «Хлеб», №2, стр.149,

Аким Я. «Яблоко», №2, стр.153,

Прокофьев А. «Егор и мухомор» № 2, стр.153;

Трутнева Е. «Подсолнечник» № 2, стр.154;

Артюхова Н. «Мухомор» № 2, стр.154.

Проза:

РНС «Война грибов с ягодами»;

Золотов В. «Земляника»;

Носов Н. «Земляничный обман»,

РНС. «Маша и медведь»;

РНС «Крошечка Хаврошечка»;

РНС «Вершки и корешки»;

Шорыгина Т. «Яблоня»;

Александров Б. «Лесное желе»;

Александров Б. «Шиповник»;

Александров Б. «Белые грибы»;

Александров Б. «Осиновики»;

Александров Б. «Березовики»;

Александров Б. «Маслята»;

Александров Б. «Лисички»;

Александров Б. «Опята»;

Александров Б. «Сыроежки»;

Александров Б. «Бледная поганка»;

заучивание:

Маршак С. «Август» № 2, стр.145

Артюхова Н. «Мухомор» № 2, стр.154

Трутнева Е. «Черника» №2, стр.153; «Земляника»;

Рассматривание иллюстраций:

В энциклопедиях и чтение их.

Разучивание песен:

«По малину в сад пойдем»,

«Урожайная»,

«Антошка».

Прослушивание музыкальных произведений:

«Времена года. Лето.» «Август».

Музыкальные игры:

«Урожайная».

Танцевально-игровое творчество:

«Урожай»

«Рябинки»,

Поиски путей решения проблемной ситуации (совместная деятельность)

- игры:

подвижные –

«Медведи и пчёлы»,

«У медведя во бору»,

«Зайцы в огороде»,

«Куры в огороде»,

«Кто быстрее соберет ягоды»,

«Найди свой грибок»,

«Собери урожай»,

«Поливаем огород» № 11, стр.37,

ролевые

«Сварим компот»,

«В лес пойдем»,

«Кафе-мороженое»,

«В огороде и в саду»;

«Шоферы»;

«Вежливый магазин»;

«Чаепитие с вареньем».

хороводные

«Маша, ты у нас в лесу…»№ 7, стр. 56,

«Урожай»,

«Рябинки»,

«Урожайная»

Пальчиковые игры:

«Грибы»,
«В лес идем гулять» № 7,стр. 54,

«Вкусные овощи» № 7, стр. 57,

«Точим нож» № 7, стр. 61;

настольные –

«Полезные продукты»;

Лото «Фрукты, овощи»;

Лото «Растения»

конструктивные:

«Полянка»;

разрезные картинки:

«Собери землянику» №7, стр. 54;

«Собери грибок»

«Овощи, фрукты»

- драматизации:

- наблюдение на прогулке:

«За земляникой, клубникой»;

«За растениями на огороде»;

«За помдорами»;

«За капустой»;

«За кабачками»;

«За горохом»;

«За луком».

«За явлениями в природе»;

«За изменением погоды».

- труд:

Поливка клумб, грядок.

- Исследовательская деятельность:

«Посадим землянику в цветочный горшок»;

«Почему так получилось?»

«Зачем нужен дождь?»

Консультация для родителей:

«Правила безопасности в лесу, в саду, на огороде»

«Прогулки с родителями в лес»

«Первая помощь при укусах насекомых и змей»;

«Безопасность детей на городских улицах».

Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц о летних явлениях, овощах, фруктах, ягодах, грибах.

Индивидуальные беседы

«Походы с родителями за ягодами и грибами»

«Тема проекта на август»

Папка-передвижка «Ядовитые грибы»,

«Ядовитые растения»

«Экологическое воспитание» (опыты)

Шпаргалки для родителей «Стихи о летних явлениях, овощах, фруктах, ягодах, грибах»

III этап: Заключительный (обобщение информации)

подведение итогов;

- драматизация:

«Кукольный театр овощей» № 14, стр. 36;

По РНС сказке «Война грибов с ягодами»

-создание альбома

«Ягоды и грибы нашего края»

- презентации

«Ягоды нашего края»;

«Фрукты нашего края»;

«Овощи на нашем огороде»

- викторина

«Знаешь ли ты полезные овощи, фрукты»

- драматизация

«Кукольный театр овощей» № 14, стр. 36;

По РНС сказке «Война грибов с ягодами»

развлечение

«Во саду ли, в огороде»

- драматизация:

«Кукольный театр овощей» № 14, стр. 36;

По РНС сказке «Война грибов с ягодами»

-создание альбома

«Ягоды и грибы нашего края»

- презентации

«Ягоды нашего края»;

«Фрукты нашего края»;

«Овощи на нашем огороде»

- участие в создании -альбома

«Ягоды и грибы нашего края»

Создание плакатов совместно с родителями.

«Берегите природу!».

-участие вподготовке развлечения

«Во саду ли, в огороде»

Литература.

1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», М. ТЦ «Сфера», 2004г.

2. Владимирская Л.А. «От осени до лета», Волгоград, «Учитель», 2015г.

    Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?», Волгоград, «Учитель», 2014г.

    Картушина М.Ю. «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет» М.ТЦ «Сфера» 2012г.

    Ушакова О.С. «Придумай слово» речевые игры, М. ТЦ «Сфера», 2016г.

    Филимонова О.Ю. «Развитие словаря дошкольника в играх», С.-П. Детство-Пресс, 2011г

    Демьянова Н.Г. Календарь погоды «Лето», Волгоград, «Учитель», 2015г.

    Художественная литература по теме проекта.

    Анферова В.И. ««Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет» М.ТЦ «Сфера» 2012г.

    Алябъева Е.А. «Как организовать работу с детьми летом» М.ТЦ «Сфера» 2012г.

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи по теме «Лето», М. «ГНОМ и Д» 2007г.

    Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М., 2004г.

    Кислова Н.М. «Работа с детьми в летний период», М. ТЦ «Сфера», 2007г.

    Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, «Учитель», 2015г

    Алябъева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» М.ТЦ «Сфера» 2008г.

Энциклопедии. Интернет ресурсы: http://doshvozrast.ru; http://сезоны-года.рф/