Свадьба история возникновения праздника. лет – коралловая или полотняная свадьба

в Греции заключ. брака сопровожд. празднич. торжествами, связанными с рядом религ. обычаев. Для С. выбирался благоприят. день, большей частью зимой. Новобрач. готовились к С., принося очистит. жертву. Невеста должна была принять свадеб. ванну. Подготовка к С. начин. со встречи в доме родителей невесты со свадеб. трапезой, где невеста снимала вуаль и получ. подарки. Вечером молодую торжеств. вводили в дом мужа, происх. встреча в доме мужа, вступл. в брач. покои, перед к-рыми в честь молодых пели эпиталамии - свадебные песни. С. предшеств. заключ. брач. договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней сущест. множ. росписей на вазах, изображ. отдельные моменты свадеб. церемоний (в т.ч. подготовку свадеб. ванны, украшений, подарков невесте в день С.). Свадеб. обычаи в Риме неск. отлич. от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприят. для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств. шествие в дом мужа. Для патрициев существ. также дополнит. церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обруч. появл. лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич., особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязыв. определ. образом. Лицо и волосы покрывал. оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты (женщина к-рая один раз могла быть замужем и выполн. функ-ции посланца Юноны), соед. правые руки новобрачных. Далее следовало принош. объед. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровожд. вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточ. и отчасти неприст. стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспок. демонов. Затем следовало свадеб. пиршество с музыкой и пением свадеб. песен (эпиталамии, гименеи). После свадеб. ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к к-рой родственники и гости приносили подарки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВАДЬБА

торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX - н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода, в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей.

Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный цикл) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети), без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица "Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. - Т. Л.) до основания разрушает" явно повторяет текст из православного чина венчания: "Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов" (Требник). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: "Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благословеньице" (лишь детям отвечала "Спаси, Христос, на добром словечке") (Калужская губ.).

Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., "благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом".

Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить "Бог благословит".

По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи ("заручины", "рукобитье", "запоины", "образованье") отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.

Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: "Ай у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? - Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у Господа Бога доли и счастья великого" (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: "Не прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения". На что родители отвечали: "Бог благословит Божее творить"; "Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью".

Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.

Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая "подстерегала" жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были "закреплены" именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по сообщению известного этнографа-исследователя Н.П. Гринковой, крестная мать невесты-сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому "венчальные батька и матка".

Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего "рода" в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом.

По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней ("поклониться праху предков") входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам - "родителям". Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.

Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых "смотрельщиков", "глядельщиков", которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали "как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых". Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.

Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте. - Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот "изображал собой Ангела, посланного с небес".

Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: "Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать". На это следовал ответ: "Бог благословит". Обращение "мир крещеный", "мир православный" - характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения.

На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. "Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко"; "Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцам". В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: "Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди", при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее.

Обращалась и к любимому святому русских - Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан - так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их "неразрывной цепью". В обращении к "святым кузнецам" звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.

Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы "Достойно есть"). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту. Например, считалось, что от порчи надежно защищала молитва "Да воскреснет Бог".

Ее читал от "лихова глаза" дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал "сторож" над поясом, которым подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было помочь "совершению удачной свадьбы".

Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты - порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу - иконой. Девушку благословляли "женской" иконой, обычно образом Богоматери, жениха - "мужской", обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., "обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях".

Благословение иконой - не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения - в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый "свешник"; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал "иконник" с образом.

Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями "сгонною Богородицей": "Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке"; "Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке". В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная.

После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции - религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX - н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского крестьянства XIX - н. XX в., мы не можем разделять "народные", то есть родившиеся в разное время в народной среде, и "христианские", то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого разделения не существовало в самой крестьянской культуре.

При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых - постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы - прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами. Необычность этой прически - ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос "по-бабьи" и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались "молодыми".

В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару "вечно-навечно". Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.

Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, - боязнь порчи жениха и невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно - с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом.

Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем "честно-похвальном девичестве". Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю "дивью красоту" - ленту к иконе Божьей Матери: "Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена". Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех - осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы - "дивью красоту" в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи "недостойной", все-таки положит ленту в Евангелие ("от людей неловко"), то наверняка будет несчастлива.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Участники свадебного торжества

Центральными фигурами свадебного торжества являются жених и невеста. В культурах различных стран мира значительная роль в свадебном торжестве отводится родственникам жениха и невесты. Организаторы свадьбы приглашают свадебного распорядителя, так называемого тамаду или МС (мастера церемоний) , который на протяжении мероприятия контролирует его ход, предоставляет слово желающим произнести тост, следит за порядком выступления артистов и так далее. В ряде случаев молодожёны приглашают для организации своего торжества профессиональные компании, занимающиеся аранжировкой праздников и торжеств. В некоторых странах свадьбу принято проводить с участием почётных свидетелей.

В России

В современной России свадьба обычно совпадает с государственной регистрацией брака. В то же время свадьба - это больше, чем просто бракосочетание, это ещё и цикл знаменательных обрядов (свадебный пир , выкуп невесты и т. п.). В наши дни в России свадьба впитала в себя обычаи многих народов, однако для неё также остались характерны и самобытные обряды.

Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция первого танца молодоженов. Музыкальную композицию для своего первого танца молодожены либо выбирают сами, либо танцуют под песню, предложенную ведущим. Многие пары готовятся к танцу заранее.

Ещё одним трогательным моментом на современной свадьбе является танец невесты с отцом, также ставший традиционным.

В Европе

Испания

Сватовство на Пиринеях проходит без участия молодых. Переговоры ведутся между родителями. Три воскресенья перед свадьбой проводится оглашение. На второе воскресенье в доме жениха устраивается роскошное пиршество. Гостей обязательно нужно позвать до первого оглашения, иначе, если кого-то забыть позвать, это будет считаться смертельной обидой.

В Испании наряд невесты может купить жених, и он может быть чёрного цвета. При венчании жених вместе с кольцом дает невесте 13 золотых монет в знак обета верности и как оберег от всех бед. Монеты невеста хранит всю жизнь.

Невесту в Испании могут украсть или пытаться разлучить молодых. Поэтому молодые тщательно скрывают место, где пройдет их первая брачная ночь.

Греция

Первыми из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сваты выбираются из числа родственников или друзей. Главный вопрос при сватовстве - приданное (из чего оно будет состоять - одежда, утварь или другие более серьёзные вещи, такие как недвижимость).

Сами свадебные торжества могут проходить не один день и могут повторяться через некоторое время снова (например, через месяц), и проходят они преимущественно в доме невесты.

Характерная черта одеяния греческой невесты: голову украшают золотыми нитями, а лицо закрывают длинной розовой вуалью. Очень важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой жены в дом мужа. Каждое место, куда попадает новобрачная (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями её самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает её с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если перешагивает правой ногой - это хорошая примета, левой - плохая. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует медом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами.

На большое мероприятие в день венчания все собираются в доме молодого мужа.

Украина

Современная свадьба на Украине приравнивается к регистрации брака в РАГСе. Совершение обряда венчания возможно только при наличии свидетельства о регистрации брака из государственных органов. В особенностях проведения свадьбы перемешались языческие, православные, народные и более современные обряды. Также на структуру дня свадьбы наложило свой отпечаток советское прошлое. В последнее время стали популярными свадьбы в украинском стиле. При этом жених и невеста одеваются в этнические свадебные наряды, используют в оформлении свадьбы элементы, придающие особенный колорит.

Белоруссия

Израиль

Очень часто такие приметы привязывают к определённому времени года, например, жениться в мае - всю жизнь маяться.

Наиболее распространённые из них:

  • Високосный год - неудачный брак
  • Потерялось обручальное кольцо - потеряется и супруг
  • Брак, заключённый после полудня - более удачный
  • На свадьбу необходимо приглашать нечётное число гостей - это к счастью
  • Падение обручального кольца из рук - к несчастью

Примечания

Литература

  • Олег Ивик. История свадеб. М., Текст , 2009.

См. также

  • Свадебная одежда
  • Свадебная прическа
  • Свадебное путешествие
  • Свадебный распорядитель

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Свадьба" в других словарях:

    СВАДЬБА, ы, род. мн. деб, жен. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не… … Толковый словарь Ожегова

    См. брак до свадьбы заживет... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. свадьба (ситцевая (1 год), деревянная (5 лет), оловянная, розовая (10 лет), хрустальная (15 лет), фарфоровая … Словарь синонимов

Первые ассоциации со словом «свадьба» - это красота, радость, шумное веселье и бесконечные поздравления! Это белое платье невесты, взволнованный жених, слезы умиления родителей, и, конечно же, торжественные слова ведущей церемонии бракосочетания: «...объявляю вас мужем и женой!» Что такое свадьба для каждого из них? Трехлетний Рома, отвечая на поставленный вопрос, чем отличаются мальчики и девочки, сказал: «Мальчики хотят жениться, а девочки - выйти замуж»!

Свадьба - это бал любви, дарящий счастье!

Каждая девочка с малых лет мечтает о принце, который спасет ее от заточения или просто найдет среди других девочек, например, по туфельке, и они поженятся, и будут жить счастливо. Она знает, что свадьба - такое торжество, когда она будет самой красивой принцессой, а все вокруг будут пировать и веселиться...

Можно предположить, что с женской точки зрения свадьба - это, прежде всего, праздник любви и соединения двух половинок в одно целое, событие, знаменующее начало счастливой семейной жизни . Жизни, в которой она реализует себя, как супруга и мама, а значит, выполнит свое основное предназначение.

Что такое свадьба для девушки в рамках одного дня? Конечно же, это роскошное свадебное платье, обмен обручальными кольцами, запуск белых голубей в небо, позирование перед объективом камеры - словом, сказочный день любви и красоты.


Свадьба - это порог другой жизни, полной ответственности и обязательств

Свадьба - это своеобразная «книга жалоб и пожеланий» на семейную жизнь!

Согласитесь, свадьба похожа на спектакль: ведь события идут по сценарию, декорации меняются, массовка работает, сценки разыгрываются самые разные. И игра эта с блеском исполняется всеми участниками торжества - родственниками и приглашенными гостями. Что такое свадьба их глазами? С чем и для чего идут они на свадьбу? Первое - это, конечно же, поздравить новобрачных, разделить с ними радость и стать частью их грандиозного праздника! Но, присмотритесь, что делают они в течение всего празднества, провозглашая тосты и пожелания, играя различные ситуации из жизни и предлагая молодоженам делать выбор, искать решения и прочее? Они ведь дают им напутствия, добрые советы и делятся своим опытом, чтобы уберечь молодую семью от проблем и ошибок...


Свадьба - это...работа?

А что такое свадьба для тамады, так искренне развлекающего публику, для музыкантов, вкладывающих душу в композициях для молодых и их гостей, для свадебного фотографа и видеооператора, которые так стараются не просто запечатлеть хронологию событий, а передать чувства и эмоции, сохранить атмосферу и подтекст каждого движения... Да, для них это работа, привычная, ежедневная работа. Но разве и вы, виновники события, не совершили работу, организовав такой замечательный праздник? Вы планировали, целеустремленно шли к намеченному, трудились и хлопотали.

Итак, что такое свадьба? Это то, о чем мечтают, то, к чему нужно созреть, подготовиться, и что дарит море радости и океан счастья. «Достаточно общее определение», - возразите вы, но ведь каждый носит свои объяснения этому событию, а потому искать их нужно в сердце, а не в книжках...

Говорят, что браки создаются на Небе, а празднуются на Земле. Так вот свадьба – это тот самый праздник, который старается отобразить атмосферу небес, когда создаётся новая семья. Это праздник двух людей, которые становятся одним целым. И этот праздник имеет особое значение только для них. Свадьба – это день наступления счастья, и чаще всего, такой день бывает только раз в жизни, а счастье, которое он приносит, длится всю жизнь.

Для девушки существует три самых важных события в жизни: выпускной, свадьба и рождение ребёнка. Эти три события никак нельзя вычеркнуть из её судьбы. На выпускном балу она хочет быть самой красивой среди подружек и получить больше внимания окружающих, да и просто почувствовать себя принцессой. Когда рождается ребёнок, женщина становится самой счастливой, потому что она стала мамой, и эти чувства ни с чем нельзя сравнить. Свадьба – это когда девушка не просто становится королевой красоты, она ещё и обретает спутника жизни, который никогда её не оставит и не предаст. Это как найти половинку своей души, и кажется, что теперь вас ничто не разделит.

При слове «свадьба» возникают только нежные и светлые мысли. В этот день весь мир для молодой пары становится замечательным и чудесным. Смех, радость, улыбки, море счастья – всё это передается от молодоженов и заполняет сердца гостей, друзей и родных. Танцы, конкурсы, брызги шампанского – это запомнится на всю жизнь. Об этом дне можно писать бесконечно, хотя иногда свадьба проходит не совсем так.

Сейчас многие пары предпочитают тихо, мирно расписаться в ЗАГСе, посидеть с родителями в кафе и всё, этим свадьба ограничивается. А иногда и кафе не входит в планы молодоженов. Правильно ли это? Нельзя ответить однозначно на этот вопрос. Здесь срабатывает право выбора каждого. Пара может быть счастлива в этот день не только потому, что много людей вокруг, всё так красиво и торжественно, а потому, что теперь они могут быть вместе навсегда. И всё же, наверняка у девушки в душе остаётся мечта стать красивой невестой.

Некоторые делают так: сначала распишутся, а потом через несколько лет, когда появляются деньги, играют свадьбу. Здесь никто однозначно не скажет, правильно это или нет, ведь ситуации бывают разные. Даже если у людей нет возможности «широко гулять» и праздновать сейчас, а быть друг без друга - уж мочи нет, чем не выход из ситуации?

Бывает, что не для всех это событие радостное и весёлое. Родители. Далеко не все они хотят отпускать своих детей во взрослую жизнь. Согласитесь, ну как теперь можно находиться в доме, где больше не живёт «кровинушка», пусть даже и взрослая. Раньше, в любой момент могли с ней поговорить, наставить на путь истинный, а теперь, дитятко будет самостоятельно воспитывать своих детей... Как бы грустно ни было, но это духовный закон жизни, и родители должны быть готовы отпустить своего ребёнка, когда настаёт время. И вместо, печали и слез, они должны порадоваться за него, разделить его счастье и отпустить в жизнь, зная, что рядом с ним будет надёжный человек: его вторая половинка.

Свадьба - это самый лучший праздник, который должен быть в жизни каждого. Именно каждого, ведь не только девушке хочется побыть невестой, парень тоже обязательно будет приятно волноваться перед этим событием, ему предстоит принимать поздравления, внимание всех гостей, но самое главное, он услышит долгожданное «да» на вопрос «согласна ли...». И это «ДА» будет сказано при всех свидетелях присутствующих на церемонии. А это очень приятно, волнительно и трогательно.

К какому же выводу мы пришли? А вот: играйте свадьбу, когда женитесь или выходите замуж! Она обязательно добавит в вашу семейную жизнь приятных, добрых и радостных воспоминаний. Будьте счастливы вместе со своим супругом или супругой!

Свадьба - это торжество, которого жаждут большинство девушек, и чуть меньше молодых людей, и связано оно с бракосочетанием, когда два человека связывают свою жизнь перед законом, богом, и друг другом. Этот день имеет большое значение для пары, и память о нем, молодожены проносят сквозь года. Однако люди, которые ни разу не бывали на свадьбе, мало понимают, что такое свадьба и как она проходит.

Главными фигурами свадьбы, конечно же, являются молодые: жених и невеста. Однако не малую роль в данном процессе отводят и родителям молодых, в некоторых странах, также активно к торжеству привлекаются свидетели со стороны жениха и невесты.

Зачастую для организации свадьбы нанимают отдельных людей, или целые организации, которые не только организуют праздник, но и будут контролировать процесс его прохождения, вести вечер, и создадут нужную праздничную атмосферу.

Если женятся верующие люди, что церемония бракосочетания также сопровождается религиозными обрядами, например, в христианстве – венчанием.

Стоит заметить, что у различных народов мира приняты различные свадебные ритуалы. Они основаны на традициях той или иной страны, народа, зависят от религии, ну и, конечно же, от пожеланий молодых, ведь совсем необязательно отмечать свадьбу, так, как диктуют Вам Ваши предки. Свадебные обряды некоторых народов видоизменяются и дополняются постоянно.

Свадебные традиции

К свадебным традициям можно отнести различные обряды, поверья, а также наряды жениха, невесты и гостей. В некоторых странах свадьбе обязательно предшествует помолвка, например, во Франции, хотя празднование ее и упрощено.

Одеяния – это очень важный атрибут свадьбы, у многих народов, по-особому одевают не только невесту, но и жениха. Некоторые свадьбы проводят в национальных одеждах, другие в так называемом европейском наряде (привычное для нас, белое платье и костюм). В некоторых регионах Испании невеста облачается в черный цвет. А жених и невеста в Японии меняют за свадьбу наряд несколько раз, и каждый наряд связан с определенной церемонией. Кроме того, на японской свадьбе каждый гость получает памятный подарок, по завершении свадьбы.

В русской свадьбе принято встречать жениха и невесту, а вернее уже мужа и жену, хлебом и солью, которые подносят молодым их родители, а муж и жена, кормят друг друга. Изначально это был обряд встречи молодоженов родителями жениха в их доме, ведь после бракосочетания они должны были жить в семье жениха.

У многих народов обряды частично совпадают, например, выкуп невесты, ее кража, бросание букета и совместное разрезание торта. Это произошло за счет смешения традиций разных народов.

Помимо того, что свадебное празднование начинается после официальной части, бывают различные «круглые» годовщины свадьбы, которые можно отмечать каждый год. Например, Вы можете порадовать своих родителей праздником берилловой свадьбы. Не знаете, что такое берилловая свадьба? Это дата, когда семейная пара вместе уже 23 года. Жаль, что большинство людей отмечают только юбилеи свадеб.

Если говорить о различных датах свадеб, то многих интересуют не те даты, которые постоянно на слуху: фарфоровая, серебряная, жемчужная свадьба. А наиболее редко упоминающиеся даты, например, что такое криптоновая свадьба? Эта свадьба говорит о том, что семейная пара вместе уже 19 лет, и в следующем году будет отмечать круглую дату (фарфоровую свадьбу), кроме того имеется еще одно название данной свадьбы – гиацинтовая. А семейной паре, которая знает, что такое муслиновая свадьба, можно только позавидовать, ведь это 37 лет совместной жизни!