«Куклы в жизни человека. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа
Кукла это отображение человека
Кукла сама не рождается и не падает с неба, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи фантазии и воображения своего создателя. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую куклу.
Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир детства.
Полки современных магазинов радуют взгляд нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняет сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.
В кукле уживается сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события в жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники связанные с сезонными изменениями в природе.
Куклам приписывают различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в хороших делах. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. В старинных былинах и народных сказках мы встречаем упоминание об обрядах с куклами. Вот и в сказке «Матушкина кукла» эти обряды играют важную роль. С их помощью купеческая дочь Марьюшка (в других сказках — Василиса) избегает многих бед и находит свое счастье.
Игрушку-друга, очень похожего на помощницу — куклу из сказки можно создать только своими руками. Сам малыш может наделить своего игрушечного друга особой силой — волшебной силой своего сердца! Для чего понадобится небольшой предмет, маленький камушек, ракушка или бусинка, которой и будет будущим сердечком куклы. Держа его в руке, малыш может закрыть глазки и подумать о чем-нибудь очень хорошем. И если обо всем хорошенько подумал, можно открыть глаза и … положить свой ставший волшебный предмет в футляр из-под фотопленки или «киндер сюрприза». Если потрясти футляр, то становится слышно, как стучит кукольное сердечко, полное светлых и хороших мыслей малыша. Но чтобы появилось тело куклы надо еще поработать… Понадобится помощь мамы ил бабушки, что бы из кусочков ваты и лоскутов ткани родилась кукла.
Знакомство с куклами-марионетками дает возможность соприкасаться с некоторыми сторонами игровой народной культуры, воспользоваться мудрыми уроками игры в куклы в обыденной жизни и просто украсить интерьер своего дома уникальным красивым сувениром ручной работы.
В первую очередь кукла это отображение человека. Обретая жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, кукла сохраняет в своем образе его характерные особенности.
Процесс игры с этой куклой побуждает к ориентировке в общем смысле человеческой деятельности. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону жизни взрослых и свое собственной жизни. Он открывает для себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Для взрослого же человека игра в куклы решает другие задачи: помогает дать ориентацию в отношениях, активизирует осмысление своей деятельности и приобретение новых знаний. Решение взрослых задач может проходить через возврат к генетически более ранним формам деятельности и, в первую очередь, к игровым, насыщая их новым содержанием.
С древнейших времен кукле приписывали различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять для себя болезни и несчастьях, помочь в хороших делах.
Многие куклы-талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Сегодня далеко не многое владеют старинным искусством кукольного рукоделия, однако таких мастеров найти можно. Сделать куклу все же это пол дела. Необходимо с ней играть, т.е.оживить ее. Тут очень важен момент беседы взрослого со своим ребенком «как будто бы от лица куклы», или наоборот (пусть малыш говорит за куклу). Замечательно, если таких играющих в куклы родителей и детей несколько. Расширяется сюжет игры, общение выходит на новый уровень.
Кроме всего прочего сами куклы могут составить оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для ваших друзей.
Читайте также:
Это интересно!
Просмотрено
Ее сын постоянно перебивал, пока она научила его делать ТАК. Родители, вам это пригодится!
Просмотрено
50 фраз, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно говорить своим детям!
Детская психология
Просмотрено
Какая любовь портит ребенка?
Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Социологи- девочки вынуждены притворяются глупыми
Все о воспитании, Советы родителям
Просмотрено
Как реагировать родителям, когда один ребенок бьёт другого?
Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
10 советов, как вырастить умного ребенка без помощи «развивашек»
Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Интересные факты о детях
Исследовательский проект, выполненный под моим руководством.
Мавлетбаева Ильмира Сагитовна, 12.03.2017
479 102
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1им.М.К.Тагирова»
г. Альметьевска РТ
«Елабуга - город-музей»
Исследовательский проект
Тема: «История куклы и её роль в жизни человека »
Гильманова Эмилия
у ченица 1-б класса
МБОУ«СОШ№1»г. Альметьевска РТ
Руководитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мавлетбаева Ильмира Сагитовна.
Альметьевск, 2017 год.
Введение ……………………………………………… стр. 3
Основная часть ……………………………… стр. 4-6
Заключение …………………………………….. стр. 7
IV. Список литературы ………………………………… стр. 8
V . Приложение …………………………………………….. стр. 9
Введение.
Тема моего проекта: «История куклы и её роль в жизни человека»
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что каждый человек, будь он маленький или взрослый, в своей жизни держал в руках куклу, играл, разговаривал с ней.
Цель: изучить историю появления куклы и её роль в жизни человека
Задачи:
Создать свою куклу;
Методы:
Анализ литературы,
Экскурсия в музей,
Наблюдения,
Практическая работа;
Объект изучения : кукла.
Гипотеза: Куклы продолжают жить, значит, они нужны людям.
Основная часть.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По-японски кукла – НИНГЁ, что переводится как «образ человека».
Чтобы найти ответы на свои вопросы я с родителями решила посетить выставку «Куклы мира» в г. Елабуга и узнать о куклах. На выставке я увидела множество кукол, сделанные мастерами со всего мира. Каких только нет на свете кукол. И бумажные, и деревянные, и плюшевые, и изготовленные из ваты, стеклянные, фарфоровые. И все они такие красивые.
Древнейшей кукле, найденной в Чехословакии, в захоронении "Брно-2", 35 тысяч лет. Найденная маленькая фигурка была сделана из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы.
На выставке кукол я обратила внимание, что у многих кукол нет лица. Оказывается, непременным условием изготовления куклы была её безликость.
Есть несколько поверий:
1)по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".
2) игра с такой куклой побуждала ребёнка воображать, фантазировать, придумывать её настроение, характер, представлять её в разных игровых ситуациях. Ребёнок мог представить то, как кукла радуется и смеётся, если плохо - грустит или плачет.
Пожалуй, каждая маленькая девочка мечтала когда-то о красавице-кукле с широко распахнутыми глазами, фарфоровой бледностью кожи, тугими локонами, в роскошном платье с кружевами и воланами.
Куклы были мечтой и любимой игрушкой любой маленькой барышни начала 19 века. В этот период появились куклы, умеющие открывать и закрывать глаза, сидеть, сгибать руки и ноги, даже говорить. Изготавливали фарфоровых модниц в основном в Англии, Франции и Германии. В Российскую Империю их привозили или выписывали из Франции. Это была роскошь и далеко не все родители могли так порадовать свою дочку. Даже в богатых семьях покупка куклы была дорогим удовольствием. Девочки могли играть со своими любимицами лишь под присмотром гувернанток - дабы не испортить дорогостоящую игрушку.
В наши дни производство кукол достигло невероятного размаха. Мир кукол огромен. Задумывались ли вы, что кукол на земном шаре гораздо больше, чем людей?
В середине ХХ века кукла стала авторской. Это кукольная элита. Каждая такая кукла имеет индивидуальный неповторимый характер. Изготовление кукол из ремесла превратилось в высокое искусство. Положительные эмоции захлестывают тех, кто даже просто смотрит на куклы. Среди материалов, применяемых для изготовления кукол, превыше всего ценился и ценится фарфор.
Но всё же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вложили частичку своей души, в ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Изучив технологию изготовления фарфоровой куклы, я тоже решила изготовить свою авторскую куклу. Так как не все ингредиенты у меня нашлись, я решила слепить куклу из голубой глины, которую приобрела в магазине. После того как слепила, хорошо высушила куклу. Наждачной бумагой убрала все неровности на теле. Для прочности пропитала клеем ПВА. Далее смешала белую и коричневую гуашь и покрасила куклу.
Теперь куклу можно и приодеть. Как же кукла без нарядов? В одежде куклы нет мелочей - все как у людей.
Решила я приодеть мою куклу в русский национальный костюм. Вновь обратилась к истории. В музее я видела женскую одежду, которую носили раньше. Она была богата орнаментом. И я постаралась узнать, что каждый цвет в орнаменте означает и какие орнаменты бывают. (Приложение 1)
Ткань, тесёмки выбраны. Вместе с мамой мы раскроили ткань, сшили платье, пришили тесёмки. Костюм для куклы готов! Из ниток сплела длинные светлые косы. Как же быть русской девушке без косы!
И, наконец, последние штрихи! Лицо, глаза, губы.
Итак, моя кукла – готова! И она ни чем не хуже моих прежних подружек!
Ещё я провела опрос среди одноклассников, знакомых и выяснила, что все опрошенные играли и играют в куклы, разговаривают с ними, делятся своими секретами. Все немного знают об истории кукол и считают, что всё-таки куклы нужны человеку в первую очередь для игры и развития.
Заключение.
Итак, подвожу итоги.
Нашим предкам куклы нужны были для выполнения обрядов, ритуалов, как символ плодородия, для защиты от нечистой силы, развлечения детей, и изготавливались куклы специально.
Для современного человека куклы нужны для удовлетворения материнского инстинкта, для спокойствия и просто для души.
Для ребёнка куклы играют важную роль в формировании представления о мире и жизни, для развития воображения и фантазии.
Изучив историю кукол, я выяснила, что кукла не просто детская игрушка, это необходимость каждого человека.
Гипотеза доказана.
Людям нужны куклы! Играйте в куклы и будьте счастливы!
Список литературы:
1.Литература о куклах. http://www.dollplanet.ru/literatura/
2.http://dfiles.ru/files/x9gmzkedn
3. Делаем куклы: http://dfiles.ru/files/0jo5q8dc1
4. Игрушка. Ея история и значение. Сборник статей под редакцией Н. Д.
5.http://www.maminblog.com/2012/01/kakimi-byvaut-kukly.html
6.http://ivansuharev.com/view_post.php?id=44
7. Голдовский Б. П. «Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия». Издательство: Дизайн Хаус, 2009 г.
Приложение 1.
Содержимое разработки
Проектная работа ученицы 1-б класса МБОУ «СОШ №1»
г. Альметьевска РТ Гильмановой Эмилии
Руководитель: Мавлетбаева И.С.
ТЕМА: История куклы и её роль в жизни человека Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что каждый человек, будь он маленький или взрослый, в своей жизни держал в руках куклу, играл, разговаривал. Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По-японски кукла – НИНГЁ, что переводится как «образ человека».
Цель: изучить историю появления куклы и узнать зачем она нужна.
Методы:
Анализ литературы;
Экскурсия;
Наблюдения;
Практическая работа;
Объект изучения: кукла.
Гипотеза: куклы продолжают жить, значит они нужны людям.
Задачи:
Найти и проанализировать литературные данные по теме;
Узнать о значении игрушки – куклы в жизни человека;
Узнать - технологию изготовления куклы;
Посетить музей, ознакомиться с орнаментами на одежде;
Создать свою куклу;
Как изготовить фарфоровую куклу
Необходимо:
1. Идея и замысел художника
2. Из пластилина создать форму лица и туловища
3. Форму залить жидким гипсом.
4.В форму из гипса залить фарфоровый шликер.
5. Части куклы извлечь из формы и отправить на обжиг.
6. Собрать детали
7. Сделать прическу и макияж
8. Одеть куклу
Цвет в орнаменте
Жизнь, сила, любовь
благополучие
Чистота, праздник,
Тоска, горе
Людям куклы нужны!
Играйте в куклы и будьте счастливы!
Учреждение: | МОУ «Гимназия №18», 5-класс |
Овчинникова Виктория |
|
Научный руководитель: | Азиева Алина Раисовна, педагог- психолог МОУ «Гимназия 18» города Магнитогорска |
Введение
Все взрослые родом из детства и у всех взрослых людей когда-то в детстве были любимые игрушки. У кого-то они даже передаются по наследству, от родителей к детям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре он развивается, учится общаться, мыслить, понимать мир взрослых. В данной работе речь пойдёт об игрушках для девочек, а именно - о куклах. Наверное, если спросить любую девочку, что ей подарить, то большинство не задумываясь ответят - куклу. И сегодня, и много веков назад куклы были рядом с подрастающей девочкой. На Руси игрушка имела символическое, обереговое, мистическое значение. Погремушками отпугивали злых духов от ребёнка. Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В русской народной сказке о Василисе Прекрасной мы видим куклу-оберег, сделанную руками мамы для дочери. Она охраняет Василису, помогает ей победить зло, обрести счастье.
Современным девочкам куклы помогают рукодельничать, учиться лучше, дружить, заботится, быть ответственными. Вместе с тем, много споров у родителей и педагогов вызывают современные куклы из серии Барби или Корпорация Монстров. Девочки дошкольницы и младшие школьницы просят своих родителей подарить им такую куклу. Но не все родители соглашаются выполнить просьбы дочерей, многие относятся к таким игрушкам настороженно, считая, что, играя в монстров, ребёнок сам станет походить на них, будет учиться плохим качествам. В своей работе мы и попытались разобраться в этой проблеме. Исследования психологического воздействия кукол мы находим в трудах Г.Г. Ершовой, В. К. Лосевой и А. И. Лунькова, Карин Нойшюц, В. В. Абраменкова, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.Е. Карповой.
Актуальность выбранной нами темы « Кукла как носитель духовных ценностей общества » связана с тем, что давно известен воспитательный и образовательный потенциал кукол. После появления на российском рынке таких неоднозначных кукол как Барби, Братц, Мокси, Монстер Хай перед общественностью встал вопрос о психологическом значении куклы в жизни человека.
Цель работы - изучить кукол мира как носителей духовных ценностей общества (на примере кукол Монстр Хай).
Задачи исследования :
1. Изучить особенности кукол народов мира.
2. Рассмотреть историю кукол в России.
3. Провести экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам Монстер Хай.
Объект исследования - куклы (куклы Монстр Хай)
Предмет исследования влияние кукол на духовной мир ребенка (на примере кукол Монстр Хай)
В работе мы использовали методы: теоретический анализ литературных источников, изучение СМИ, анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.
Практическая значимость связана с возможностью использовать полученные результаты для воспитания детей, дать полезную информацию родителям, понять направление культурологических процессов в обществе.
Структура работы . Работа состоит из введения, где определена актуальность, поставлены цель и задачи, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Куклы в истории человечества
1.1. Куклы народов мира
Несомненно, кукла - это культурно-историческое явление в жизни общества. С тех времён, когда люди объединились в человеческое сообщество, стали жить совместно, примерно в эпоху палеолита уже было положено начало истории кукол. Об этом свидетельствуют археологические находки в пещерах Франции и Испании. Там, вместе с рисунками древних людей, наскальной живописью были найдены фигурки из камня и мамонтовой кости. Эти фигурки выполнены настолько совершенно, что сначала учёные приняли их за поздние подделки, но оказалось, что по самым приблизительным расчетам фигуркам более 30 тысяч лет. Скорее всего, фигурки людей, созданные из порочных материалов были для людей того времени символом вечной жизни, стирая грань между жизнью и смертью. Ведь кукла и живая и мёртвая одновременно: созданная из неживого материала, она оживает в процессе игры с ней. Мы можем предполагать, что фигурки-куклы первобытных людей были для них атрибутом, который помогал им в охоте, добывании пропитания, их использовали в ритуалах, жертвоприношениях. Сейчас ещё некоторые африканские племена используют кукол в качестве обрядов.
В Азии, Европе, Америке в средние века куклы использовались как атрибут богослужений. В Индии и юго-восточной Азии показывали кукольные представления, главными героями которых были Рамаяна и Махабхарата (индийские боги). Кукловод являлся подобием Брахмы (Творца), а сам театр - подобием мира. Обрядовые куклы индейцев хопи называются качина (дух невидимых сил) и представляют собой фигурки духов Качинас. Изготавливают таких кукол из дерева, сразу же вырезая руки, ноги, черты лица. Куклы участвуют в обрядовых праздниках, а после окончания праздника их развешивают в жилищах для украшения или отдают играть детям. Существует более 400 видов кукол качина. Африканские куклы также отражают различные верования и ритуалы. У девочек из африканских племён кукла должна быть похожа на её хозяйку вплоть до украшений. Принято носить куклу на шее. Глядя на африканскую куклу можно многое сказать о её хозяйке: место рождения, возраст, какое приданное имеется . Такую куклу девочке дарят на совершеннолетие и она хранит её до рождения первого ребёнка, с рождением второго ребёнка она снова получает куклу. Эти куклы считаются священными. У чукчей похожие обычаи. Выходя замуж, женщина забирает с собой своих кукол и кладёт их в изголовье, дабы скорее в семье появились дети. Таким образом, и здесь кукла является покровительницей женского плодородия . Вообще, куклы изначально в истории были связаны с философией, религией. До сих пор куклы принимают участие в христианских шествиях, в католических храмах мы можем видеть красочные скульптуры Девы Марии с младенцем и апостолов. Очень разнообразен мир игрушек народов разных стран. Первой куклой в Японии была Кокэси - деревянная игрушка, чем-то напоминающая русскую матрёшку. Есть мнение, что Кокэси и послужила её прообразом. Постепенно искусство изготовления кукол усовершенствовалось с каждым разом всё больше и больше. Для изготовления японских кукол использовали лоскуты, японскую бумагу, дерево. Кимоно украшали вручную драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому детям не доверяли столь хрупкую вещь, чаще кукол убирали на высокую полку, куда не могли дотянуться дети. Такая же участь постигла и европейских кукол, изготовление которых началось со второй половины XVII века. В это время куклы перестают быть исключительно обрядовыми. Теперь они выполняют функцию манекенов для демонстрации мод. Высота кукол была примерно 50 сантиметров, материал - фарфор, они имели пропорции взрослой женщины и были одеты по последнему слову моды. Как и у современных Барби, к ним прилагался целый гардероб модной одежды, парфюмерные новинки, огромное количество аксессуаров. Конечно, позволить себе такую куклу могли не все, а только очень богатые люди. В знатных семьях куклы передавались из поколения в поколение, некоторые из них были подарены владельцу из рук самого короля в знак особых заслуг перед отечеством. Таких кукол, конечно, не давали играть детям. XVIII век - век развития механики, в это время Декарт открывает законы оптики, вектор движения. В мире кукольной индустрии также новый виток - создано огромное количество механических кукол. Они могли рисовать, ходить, и даже говорить нечто похожее на фразу. В середине XIX века в связи с промышленным подъёмом открываются фабрики по производству кукол, для их создания приглашаются известные художники и педагоги.
Сегодня на прилавках магазинов всего мира огромное количество кукол. Куклы выпускаются по мотивам мультфильмов, сказок, представляют разный возраст, также доступны для людей любого уровня достатка. Самая дорогая кукла Барби стоит 95000 долларов. Таким образом, мы видим, что кукла, зародившись в истории человеческого общества как сакрально-ритуальная вещь для взрослых людей перерождается в игрушку для детей, не связанную с какими-либо религиозными и культовыми ритуалами. Но всё же не стоит думать, что современные куклы не обладают воздействием на психику человека, лишены ритуального смысла.
1.2. История кукол в России
На Руси, так же как и во всём мире, изначально кукла имела обереговое значение, часто дарилась в день свадьбы и была хранительницей дома, очага. Голова куклы Бабы (женское божество) делалась из золы домашнего очага и, куда бы не переезжала женщина, хозяйка куклы, тепло домашнего очага всегда было рядом и напоминало ей о доме. Ещё одна древняя русская кукла изготавливалась из волос. Когда женщина остригала волосы, она их собирала в мешочек и из него делала куклу. Такая кукла помогала при болезни, ускоряла выздоровление. В быту русской деревни традиционной игрушкой была тряпичная кукла. Она называется кукла-закрутка. Были обыкновенные куклы-закрутки, с которыми играли дети, а были обереговые, которые находились в «красном углу» избы, рядом с иконами. В колыбель новорождённого ребёнка обязательно клали яркую куколку от сглаза. (1,с 8) На Руси и у всех славянских народов было великое многообразие кукол. Причём в куклы играли также как и девочки, мальчики до 7-8 лет (пока они ходили в рубахах). Кукла-закрутка очень проста в изготовлении, даже пятилетняя девочка может справиться. Для этого нужен кусок ткани, свёрнутый в скалку, лицо обтягивается белой материей, волосяная коса, наряд из пёстрых лоскутов. Лицо кукле никогда не прорисовывалось. Ребёнок, играющий с куклой, сам мог додумать её настроение, характер, как-бы нарисовать его в своём воображении. Играя с куклами, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали народное искусство и народную мудрость. Сегодня зачастую можно увидеть кукол-невест на свадебных машинах, но мало кто знает, что этот ритуал означал в древности. В русских свадебных поездах куклы оберегали жениха и невесту от сглаза. Игрушка была свадебным атрибутом, её давали в руки невесте в знак того, чтобы вскоре пара обзавелась потомством. Также существовала свадебная обережная кукла «Неразлучники»: две куколки пришивались к одной палочке-планке, которая являлась руками для жениха и невесты. Куклы были даже на свадебном пироге. Ещё на свадьбе дарили куклу «Десятиручку» - хранительницу очага, на каждую ручку которой молодая загадывала желание или дело, в котором ожидала помощь. Кукла Плодородие обещала хороший урожай. Кукла Купавка использовалась в начале купаний в водоёмах, её сплавляли по реке и вместе с ней уплывали людские болезни, хвори, невзгоды. Каждый россиянин знает куклу Масленицу, которую по сей день принято сжигать в масличную неделю. В старину к рукам Масленицы привязывали тесёмки-желания. Когда тесёмки сгорают - желания исполняются. Деревянными и тряпичными куклами дети в России играли до XVII века.(8) Появившиеся в то время фарфоровые куклы стоили очень дорого. В XIX веке в России стали открываться заводы по изготовлению кукол. В первые годы советской власти на фабриках выпускали целлулоидных пупсов, а в 1950 годах стали выпускать кукол с «идейным содержанием»: «врач», «школьница», «спортсменка». В конце советской эпохи куклы делались из винила со стеклянными глазками, в тело был вставлен механизм, который позволял говорить кукле одно слово «мама». Начиная с 90-х годов XX века в Россию хлынула кукольная европейская продукция. Появление кукол Барби вызвало большой восторг у девочек, её воспринимали как чудо и каждая желала иметь такую куклу. Первые экземпляры, появившиеся на рынке, были очень плохого качества, но с каждым годом ассортимент увеличивался и сегодня, 20 лет спустя мы видим огромное количество кукол, большинство из них китайского производства. Среди самых раскупаемых и популярных кукол среди девочек в 2015 году названы Куклы Винкс или Winx , Куклы Монстер Хай или Monster High, которые покорили мир своей неординарностью, Куклы Братц или Bratz, Куклы Мокси или Moxie, Куклы Барби или Barbie, Куклы BabyBorn, тряпичная кукла Тильда и ее разновидности. Как мы видим, среди них нет кукол отечественного производства.
Глава 2. Экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам (на примере кукол Монстер Хай)
2.1. Кукла Монстер Хай: аргументы за и против
Не так давно на прилавках магазинов появились куклы Монстер Хай, а также видеопродукция - мультфильм «Школа монстров» с участием девочек-кукол и компьютерная игра с участием героев мультфильма. На данной продукции имеется ограничение по возрасту: в компьютерную игру не рекомендуется играть детям младше 12 лет, а мультфильм предназначен для детей от 6 лет. Сами же куклы предназначены для детей от 6 лет, но некоторые аксессуары к ним (например, гробик) адресованы девочкам старше 14 лет. Трудно себе представить, что какие-то ограничения были бы у народной игрушки. Она может быть рекомендована людям любого возраста.
Вопрос о том, могут ли куклы Монстер Хай нанести вред психике ребёнка обсуждается на многих форумах в интернете и большинство родителей склоняется к положительному ответу на данный вопрос. Активисты уральского родительского комитета не так давно поставили на повестку дня вопрос о запрете на продажу кукол-монстров в магазинах. Это сразу вызвало волну возмущения у оппонентов. Каждая сторона предъявляет свои аргументы. Во-первых, игра ребёнка в трупы, гробы и собачек-зомби может иметь негативные последствия; во-вторых - сами пропорции тела куклы не соответствуют пропорциям нормального человеческого тела и закладывают неправильные стереотипы в сознание ребёнка; в -третьих, позиционирование монстров, скелетов и мертвецов как положительных героев, с которыми соотносит себя ребёнок, играющий в них, может в будущем спровоцировать общественно опасное поведение; в-четвёртых, внешний вид кукол не является приемлемым для девочки: слишком откровенные платья, слишком яркий макияж, да ещё и присутствие шрамов на лицах и телах некоторых кукол. Те родители, которые не против того, чтобы дочери играли в Монстер Хай, выдвигают свои плюсы. Во-первых, кукла поможет девочке-подростку преодолеть комплексы, связанные с внешностью. Шрамы на лице не мешают кукле быть привлекательной. Во-вторых, тема монстров поможет ребёнку в преодолении детских страхов и страха смерти. В третьих, воспитание терпимости к другим людям. Монстры все имеют разный цвет кожи, статус, характер, но неплохо ладят друг с другом. В-четвёртых, психологическая разрядка. Вместе с тем родители, которые категорически против подобной тематики в игрушках всё же часто не могут устоять перед просьбой ребёнка. В этом случае они пытаются выбрать самую «безобидную» из серии, то есть образ которой более приближен к нормальному, человеческому (без шрамов, не с синим или зелёным цветом кожи и т.д.). Более того, в сети интернет появились видеоролики под названием «как уговорить родителей купить куклу Монстер Хай», где девочки дают друг другу советы. Судя по тому, что таких роликов и статей много, данная игрушка действительно очень популярна среди девочек. Как же видят эту проблему специалисты психологи? Доктор психологических наук Евгения Коротаева говорит, что дело не в плохих игрушках, а в том, что родители мало времени уделяют ребёнку. Вместо этого отвлекают его яркой звучащей кричащей игрушкой, дабы ребёнок как можно дольше их не беспокоил. Другой специалист в области психологии - сказкотерапевт Любовь Владыкина - утверждает обратное. Она уверена, что кукол нельзя запрещать детям, потому что скорее всего будет обратный эффект — рост интереса. Инициатива должна идти от государства. Именно оно должно задавать обществу семейные ценности, ценность здоровья, народных традиций. Тогда скорее всего появится новая кукла, которая будет определять здоровые потребности общества. Психолог Александр Мымрин считает, что куклы-монстры выполняют психотерапевтическую функцию, они помогают малышу преодолеть страх смерти .
2.2. Ход и результаты экспериментального исследования
С целью исследования отношения девочек к куклам Монстер Хай нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие
Девочки в возрасте 11 лет - 19 человек
Девочки в возрасте 13 лет - 11 человек
Женщины в возрасте 30-40 лет — 10 человек
Цель исследования:
Выявить отношение девочек к куклам Монстер Хай
Выявить мотивы приобретения кукол Монстер Хай взрослыми
Девочкам была предложена анкета №1 (приложение 1).
В результате были получены следующие данные
Любимой игрушкой детства 80% называют мягкую плюшевую игрушку (собачка, мишка, обезьянка) и только 20% куклу;
На вопрос есть ли игрушки, которые передаются вам по наследству, 50% анкетируемых ответили утвердительно, в основном это мягкие животные и куклы. Положительное отношение к куклам Монстер Хай высказали 15 % девочек, 85% высказываются отрицательно, но вместе с тем 10% из них отмечают, что играли в них раньше. (рисунок 1)
Рисунок 1. Отношение девочек к куклам Монстер Хай
На вопрос, какие качества развивают куклы Монстер Хай в детях, были получены следующие ответы: страх, злость, непонимание жизни, боязнь войти в тёмную комнату, учат краситься, быть крутой, модной, верить в монстров, помрачают фантазию, подражание, учат быть страшными.
2% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос, купили бы вы для своей дочери в будущем куклу Монстер Хай были получены следующие ответы, представленные на рисунке № 2.
Перспективы на будущее отразились следующим образом: 10% девочек купили бы своей дочке в будущем куклу Монстер Хай, 80% не стали бы в будущем покупать подобных кукол своим детям, но вместе с тем 10% респондентов не исключают покупку в том случае, если ребёнок будет просить.
Рисунок № 2. Перспектива в будущем.
Взрослым была предложена анкета №2 (приложение 1). У всех 10 анкетируемых любимыми игрушками детства были куклы и зверушки. На первом месте - куклы-младенцы и куклы-девочки. На вопрос, покупаете ли вы своей дочери кукол Монстер Хай были получены следующие ответы: 7 человек из 9 ответили отрицательно, 3 человека положительно. Мамы, не покупающие кукол-монстров, ответили, что эти игрушки негативно влияют на психику ребёнка. Те же, кто покупает кукол Монстер Хай говорят о том, что стараются выбрать самых безобидных кукол и аргументируют покупку тем, что мультфильм «Школа монстров» вполне доброжелательный и формирует в девочках положительные качества характера: доброту, смелость, умение дружить. Но главное - они не могут отказать любимой дочке в желании иметь понравившуюся игрушку.
В итоге мы можем сделать вывод, что отношение современных девочек-подростков к куклам Монстер Хай неоднозначно. Большинство девочек негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.
Заключение
Итак, куклы сопровождают человека в течение всего времени его существования. Нет в мире народа, в культуре которого нет кукол. Чем глубже мы удаляемся в даль веков, тем чаще видим кукол как носителей сакральной ритуальной или религиозной функции. В России особое отношение к кукле сохранялось довольно долго. Куклы участвовали во многих обрядах, охраняли людей и жилище от злых духов. Упоминаются куклы и в русском народном эпосе. В современном мире появилось огромное количество игрушек и кукол, многие из них вызывают возмущение у педагогов и родителей, поэтому очень важно разобраться в том, какое влияние они оказывают на детей. Среди специалистов-психологов нет единого мнения относительно безопасности кукольных монстров, хотя большинство из них склоняются к тому, что необходимо жёсткое возрастное ограничение при покупке их детям. В нашем исследовании мы попытались пролить свет на этот вопрос. Нам было интересно узнать отношение девочек-подростков к куклам Монстер Хай, а также отношение взрослых к приобретению кукол для детей. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что большинство девочек-подростков негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.
В перспективе мы хотели бы продолжить работу над этой темой и исследовать другие символы традиционной национальной культуры народов мира.
Библиографический список
- Василькина Юлия. Монстр Хай: между за и против. [Электронный ресурс] URL : http://www.psyh.ru/ (дата обращения 01.02.2016 г.)
- Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. Издательство: АСТ, Астрель, Corpus, С 30
- Добрынина Светлана. Бедный Йорик в колыбели. статья [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/01/30/kukly.html (дата обращения 12.01.2016 г)
- Кобазова Ю.В. Психологическое заключение по серии кукол Монстр Хай [Электронный ресурс]. URL :http://mix14.livejournal.com/ (дата обращения 12.11.2015 года)
- Куклы мира. Редактор: Ананьева Е. Издательство: Аванта+, 2007 г.Серия: Самые красивые и знамениты, С 184
- Лисецкая Алеся. Психолог: про куклы "Монстер Хай" статья [Электронный ресурс]. URL : ( http :// www . mke . ee / blogi / psikholog - pro - kukly - monster - khaj ) (дата обращения 01.01.2016 года)
- Липовская Ю. Народные игрушки. История. Статья [Электронный ресурс]. URL : http :// www . rukukla . ru / article / kuhi / toystory / narodnye .(дата обращения 10.12.2015 год)
- Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 91-98.
- Шайдурова Нелли Владимировна, Традиционная тряпичная кукла. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г. С 176
Приложение 1
Анкета для девочек №1
Сколько тебе лет______
Любимая игрушка твоего детства_______________________________________________________
Есть ли в твоей семье игрушки, которые передаются по наследству____________________________________________________
Как ты относишься к куклам Монстр Хай__________________________________________________________
Как ты считаешь, какие качества они развивают у детей? _____________________________________________________________
Купила бы ты куклу Монстр Хай своей дочери в будущем?_____________________________________________________
Анкета для взрослых№2
какие игрушки были в вашем детстве?
Покупаете ли вы своей дочери кукол Монстр Хай?
Почему?______________________________________________________
Приложение 2
Куклы Монстер Хай
V ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
АКАДЕМИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Направление: «Творчество юных»
Секция: «Искусство»
Название работы: «Человек и кукла. Их взаимодействие».
Место выполнения работы: МБОУ Глубочанская СОШ № 8
х. Глубокий
Руководитель: З.М.Магомедалиева
2013г.
- Введение.
.Гипотеза – процесс изготовления куклы и есть искусство.
Цель работы: исследовать историю взаимодействия человека и куклы; изготовление чердачной куклы.
Задачи:
найти и изучить литературные и другие источники, связанные с историей взаимодействия человека и куклы;
изучить краткую историю возникновения игрушки;
практически освоить технологию изготовления чердачной куклы;
пробудить интерес к кукле как полноценному явлению человеческой культуры и желание самому создать свою куклу.
Методы исследования: работа с источниками информации; практическая работа.
- Взаимодействие человека и куклы.
Исследуя отношение человека к кукле, я опросила 67 респонденток в возрасте от 9 до 81 года, так как куклам большее внимание уделяет женская половина человечества. Результаты анкетирования я буду использовать в ходе моего сообщения (см. приложение 4).Всю жизнь, начиная с младенчества, нас сопровождают куклы. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги нам как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии. Из опрошенных на вопрос: Какова роль куклы в вашей жизни? (В каком качестве вы их используете?) 33 ответили: игрушка; 31 – элемент интерьера; 3 – приспособление для чего-либо.
Вывод: Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями Человек и кукла идут, по жизни вместе с глубокой древности, взаимодействуя друг с другом. Кукла преображалась, расширяла круг своего использования волей человека, но и сама многое ему давая: оберегая, развивая, воспитывая, развлекая. Новые технологии и материалы открывают новые возможности для взаимодействия куклы и человека, для приложения творческого потенциала последнего.
- История происхождения первой чердачной куклы.
Практическая работа «Чердачная кукла».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе применен проектный метод, итогом которого было:1. Проведение мастер-класса (Приложение 2) по изготовлению чердачной куклы с воспитанниками группы кратковременного пребывания и педагогическими работниками: воспитателем и помощником воспитателя. В ходе изготовления чердачных кукол особых трудностей не возникало ни у детей, ни у взрослых, ведь технология изготовления сама по себе проста, главное терпение и желание. У всех куклы получаются разными, похожими на своих творцов. Педагоги отметили, что такие куклы, в силу своих внешних и развивающих качеств, с радостью будут приняты детьми. Педагоги так оценили свое участие в мастер-классе:- «Изготовление кукол очень увлекательное, интересное и несложное занятие, чем можно заняться в кругу семьи со своими детьми».- «С куклами можно играть, одновременно развивая мелкую моторику».- «Данные куклы вызывают положительные эмоции не только у детей, но и взрослых».
На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Она не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Если детям в семье не уютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.
С
самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
Гипотеза исследования подтвердилась – процесс изготовления куклы и есть искусство.