Советы учителя-логопеда родителям. Советы логопеда для родителей дошкольников

ольга кулебаба
Советы учителя-логопеда родителям

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или диване.

Помните, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятия обязательно проявится.

С детьми, имеющими отклонения в развитии необходимо заниматься каждый день.

К занятиям по формированию лексико – грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже – на развитие связной речи.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.

Через 15 – 20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.

Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

Пользуйтесь наглядным материалом!

Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы «Фрукты» , покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно» ! Не «сюсюкайтесь» !

Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту» , подтвердите его ответ двумя вариантами слова : «Да, это поезд, ту-ту» .

Если же вы строго скажите, что это не «ту-ту» , а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!» .

Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т. д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

Не забывайте поощрять ребенка!

Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или куколка, которые были на занятии» ). Можно придумать свою систему оценивания.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо» . Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно» , «недостаточно старался» и т. п.

При выполнении заданий отмечайте для себя те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

Как отмечалось раньше, в занятие должны входить пальчиковая и артикуляционная гимнастики.

Для чего же они так необходимы?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь эти процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движение пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Выполнение упражнений должно быть регулярным, время выполнения около 3 – 5 минут.

Ребенку всегда предлагается инструкция, нельзя заменять ее ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

Что же такое – артикуляционная гимнастика?

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбе. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, коорая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают , что они смогут воспитать у ребенка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проводиться в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку : «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка» .

1.Развивать челюстные мышцы и мышцы языка.

2.Разговаривать с ребенком четко, внятно.

3. Выполнять артикуляционную зарядку 2 раза в день (утром и вечером 5-10 минут).

4.Использовать упражнения для мелкой моторики рук.

5.Настроить ребенка на положительный результат,чаще хвалить его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы логопеда родителям дошкольников

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия – нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определенными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

Логопед советует:

  • Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
  • Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
  • Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
  • Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
  • При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
  • Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести

косички из разноцветных шнурков.

  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат,если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше трех - четырех упражнений.

3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.

  1. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.

Предупреждение недостатков речи

Что же способствует правильному речевому развитию?

1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.

2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребенок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовней», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4. Не рекомендуется перегружать ребенка - учить буквы, обучать чтению в трех - четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее

благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребенка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.


Особенности речи детей 5-6 лет

Продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. В 5 лет у большинства детей произношение звуков становится правильным. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков и Л, Р.

Неправильное произношение звуков сопровождается недоразвитием фонематических процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей. Дети недостаточно различают звуки, не способны узнавать отдельные звуки в слове. Хотя уже к 5 годам ребенок должен слышать наличие определенного звука в слове, это ему дается природой. Можно поиграть с ребенком в игру «Узнай звук». Ребенок может подобрать слово на определенный звук. Умение слышать и выделять звуки на слух, предупреждает многие трудности в школе при обучении письму.

Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет образования слов при помощи приставок, суффиксов. Если словарь ребенка 5 лет составлял 3000 слов, то к 6 годам он увеличивается на 1000-1200 слов. Ребенок более тонко различает обобщающие слова, например, не только называет слово животное, но и может сказать дикое или домашнее. Больше использует прилагательных, наречий. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный.

Несмотря на увеличение словаря, ребенок еще не всегда правильно ими пользуется. Хорошей проверкой развития словаря является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы): существительные (вход-выход), прилагательные (хороший - плохой, широкий –узкий), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит).Они могут подбирать наибольшее кол-во прилагательных к определенным существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий). Дети могут подбирать близкие по смыслу слова, например, к слову ходить – идти, шагать, топать, вышагивать.

Если постоянно играть с ребенком в подобные игры, то результат, конечно, будет.

К 6 годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок пользуется им достаточно свободно. Простые предложения становятся более распространенными, возрастает количество сложных предложений. Всё же ребенок допускает ошибки в согласовании слов. В падежных окончаниях существительных во множественном числе (ножов, карандашов).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые дома обращают внимание на ошибки своих детей, исправляя их, давая правильный образец. Необходимо так же учить ребенка отвечать на вопрос полным ответом, а не одним словом.

Ребенок 5-6 лет может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, описать те события, которые он видел. Способен самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке. Но при составлении рассказа по картинке он часто видит только основные детали, менее важные опускает.

В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише, громче. В повседневной жизни темп речи умеренный, но при рассказах речь часто замедленна за счет пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма. Они говорят быстрее и громче обычного.

Большое значение для развития речи имеет развитие мелкой моторики рук: лепка, мозаика, конструкторы, рисование, обводка, штриховка, работа с бусами, бисером, шнуровка, расстегивание и застегивание мелких пуговиц и др.

Учитель – логопед МБДОУ детский сад № 13 «Сказка»

Сиротина Т. Н.

Материал подобран учителем-логопедом: Садиловой Т. А.

старшей группы.

I . Расширять словарный запас по лексическим темам. Упражнение «Угадай предмет по его признакам»:

Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег). Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).

Большая, серая, проворная, голодная … (ворона).

Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый … (воробей).

Упражнение «Отгадай предмет по его действиям»:

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится … (снежинка).

Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает … (лед).

Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети). Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) … (ворона).

Упражнение «Кто как передвигается?» Змея (что делает?) – ползает, лягушка – прыгает, человек – ходит и пр.

Кошка- мяукает, петух – кукарекает, собака – лает и пр.

II . Совершенствовать навыки словообразования.

Упражнение «Скажи ласково» Снегирь - снегирек, воробей – воробышек, сова – совушка, ветер – ветерок и т.п.

Упражнение «Скажи, какие?».

Ветер – ветреный, снег – снежный, мороз – морозный, шерсть – шерстяные, зима – зимний, птица – птичья и т.п.

Упражнение «У кого кто?».

У коровы – теленок, у собаки – щенок, у овцы – ягненок, у лошади – жеребенок и т.п.

III. Совершенствовать грамматический строй речи

Дидактическое упражнение «Один - много». Одна снежинка – много снежинок, один стул – много стульев, одно окно – много окон, одна шляпа – много шляп, одни сапоги – много сапог, одна страна – много стран и т.п. (в родительном падеже, много чего?)

Окно - окна, шляпа – шляпы, ухо – уши, дерево – деревья (именительный падеж, если много, то это?).

Дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чьё?». Подобрать как можно больше слов к слову.

Моя – синица, ворона, галка, сова, сорока.

Мой – снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюльпан, олень, морж.

Мои – птицы, снежки, снежинки, игры и т.п.

Закреплять употребление предлогов в, на, из, с, под, к, от. (игра с предметами).

Дидактическое упражнение «Составь предложение».

Составлять любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.

Дети во дворе слепили снеговика.

Воробьи прилетели на кормушку.

Саша упал в сугроб.

Дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

1 платье, 2 платья, … ,5 платьев, …, 10 платьев.1 синица, 2 синицы, …, …. 5 синиц, …, 10 синиц.

  1. Развивать связную речь

Составлять описательные рассказы;

Составлять рассказы по плану;

Составлять сравнительные рассказы; (двух предметов)

Игра «Внимательные ушки»

Называть звук, например А, Ребенку предлагается послушать и хлопнуть (топнуть, прыгнуть, присесть, руку поднять), когда услышит данный звук..

Выделение звука из ряда звуков – а, о, у, ы, а, и, а…Выделение звука из ряда слогов – ма до, мы, ам, сы, са., ..Выделение звука из ряда слов – дом, сыр, мак, стол, ваза, бык…

Повторение слоговых пар:

Па-ба-па, ба-па-ба:

Са-за-са, за-са-за.

Ша-са-ша, са-ша-са и т. п.

1. Выделять первый и последний звук в любых словах.

2. Выделять гласные и согласные звуки в словах; определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце слова).

3. Придумывать слова с заданным звуком.

4. делить слова на слоги; (похлопывание, «протопывая» слова, делим на слоги)

5. Составлять предложение с заданным словом.

Артикуляционная гимнастика

Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

Улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

Увеличить амплитуду движений;

Уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Упражнения выполняются перед зеркалом.

Выполнение под счет, начиная с 1 –до 5, 10 раз. В промежутках, выполняйте упражнения на дыхание – сдувание кусочка ваты, кусочка бумаги. Сначала дуть в губы, следить, чтобы щеки не надувались. Затем дуть на язычок.

Комплекс основных артикуляционных упражнен ий

Очень часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям.

По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в школу или в детский сад в лучшем случае.

У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:

. 1-2 года - звуки: А, У, О, И, П, Б, М
. 2,5 года - звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X
. З года - звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц
. 4 года - звуки: Ж, Ш, Ч, Щ
. 5 лет - звуки: Л, Р

Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.

Среди основных нарушений речи выделяют:

- дислалия - нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р», замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» - «лыба», вместо «шишки» - «сыски» и т. п.);
- фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;
- общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика;
- бедный словарный запас;
- отсутствие связкой речи;
- заикание.

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.

♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.

♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.
♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.

Помните , что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.

И главное : родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.

Значение семейного воспитания в развитии речи детей

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок, став взрослым , добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспел в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.

Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее,попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь - заслуги прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.

Устранить такие дефекты, сформировать и закрепит правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. И все таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

От вас же, любящие родители, потребуется "совсем немного - набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

Ребенок должен учиться, играя.

Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.

Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.