С ребенком не дружат в детском саду. Что делать, если ребенок ни с кем не дружит? Пути преодоления этой проблемы

«Мама, почему Вася и Лена сказали, что мне нельзя с ними играть?» — У ребенка слезы на глазах, и вам хочется разобраться с Васей и Леной, отругать, наказать, восстановить справедливость, защитить своего птенчика. Но, подумайте, вы не всегда будете рядом, когда он будет сталкиваться с подобными ситуациями в будущем. Постарайтесь помочь ему научиться правильно реагировать на отказ сверстников «водиться» с ним.

Многим детям сложно самоутвердиться позитивными методами и они становятся агрессивными. Их защита — нападение. Это важно помнить в отношении тех ребят, которые не приняли в игру вашего ребенка. Поэтому очень важно дать ребенку инструменты для эффективного разрешения конфликтов.

Ролевая игра

Попробуйте предложить ребенку целый список придуманных ответов на его вопрос «Почему вы не берете меня в игру?» и его возможные контр-предложения:

Причина : Ты не умеешь играть в эту игру!
Предложение : Я научусь, если вы возьмете меня.
Причина : Ты мухлюешь!
Предложение : Я не нарочно, давайте еще раз установим правила четко.

Только намеренно вредный или очень самоуверенный ребенок сможет отказать сверстнику, получив такие предложения. Потренируйтесь с ребенком отвечать на разнообразные причины отказа. Если же его все равно не хотят брать в игру, то пусть ваш малыш знает, что уйти с гордо поднятой головой и знанием того, что ты сделал открытую попытку найти решение — не худший вариант. И такой уход позитивно сказывается на самооценке ребенка.

Самооценка ребенка

Сколько бы вам ни было лет, исключение из группы очень болезненно. Но дети, у которых здоровая самооценка, лучше справляются с этой болью и идут дальше. Для начала старайтесь тщательнее подбирать слова, когда говорите с ребенком: избегайте негативных ярлыков, давайте ребенку позитивный feedback на конкретные его действия, а не ограничивайтесь стандартным «Молодец!» и укрепляйте в нем сознание того, что он — хороший человек и вы его цените.

Критическое мышление

Речь совсем не о том, чтобы заставить ребенка винить самого себя за исключение из группы сверстников. Просто научите его анализировать ситуацию объективно, видеть ее глазами других людей. Это отличное качество, которое очень пригодится ребенку в жизни. Вот несколько аспектов, которые смогут помочь вашему ребенку выявить объективные причины отказа сверстников принимать его в игру.

Внешний вид

Расскажите ребенку о языке тела, который может сообщать другим совсем не то, что вы им говорите вслух, о личной гигиене, об опрятной или неряшливой одежде, которая создает определенный образ. А дальше — вместе принимайте меры к тому, чтобы улучшить этот образ.

Слова

И то, что говорится, и то, как это говорится, может иметь огромное влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Дети часто не понимают этого, пока вы им не укажете на это.

Отталкивающее поведение

Поговорите с ребенком о том, что в человеке может не нравиться другим. Помогите ему найти способы вести себя по-другому. Учтите еще два фактора: есть объективная «разность» ребенка — национальность, успеваемость в школе, темперамент; и домашняя жизнь — воспитание и его нормы в каждой отдельно взятой семье. Поэтому, если ваш ребенок отличается от других по этим двум факторам, то нужно учить его и его друзей воспринимать эти различия как ценность.

Стойкость

Ваше задание как родителя — помочь ребенку выработать стойкость в ситуациях исключения из группы, которые бывают у всех нас в течение жизни. Вот компоненты этой стойкости:

Логика

Есть простое и подходящее объяснение тому, что меня не берут в игру? Возможно, я слишком маленький/взрослый? В подходящей ли для этой игры одежде? Научите детей останавливаться и логически смотреть на ситуацию.

Решение проблем

Может быть, в ситуации, когда тебя не принимают в игру, — простое решение? Может, достаточно переодеть кроссовки, попросить объяснить правила, назначить испытательное время? Научите детей искать решения.

Друзей много не бывает

Поддерживайте вашего ребенка в стремлении заводить больше друзей. Это помогает, когда одна группка исключает его из своих игр.

Принять и идти вперед

Это сложная часть, потому что ребенка надо учить принимать и уважать решения других детей. Им будет легче сделать это, если они уверены в себе. Помогайте детям фиксировать и помнить те случаи, когда их, наоборот, принимали и включали в групповую игру.

Достоинство

Словесная перепалка за место в игре может быть результативной, но от «плохих слов» остается неприятный осадок. Научите детей, что в таких случаях лучше с достоинством промолчать.

Способствуйте дружбе

Пусть ваш ребенок приглашает друзей к вам. Когда это возможно, приводите ребенка туда, где играют разные группы детей.

Как отличить буллинг?

Только что мы говорили об отказе принять ребенка в игру. И это не буллинг, который основывается на власти и доминировании. Конечно, отказ принятия в игру может быть частью , но в таком случае должно быть очевидным намерение специально причинить физическую или психологическую боль, как правило, не берут в игру в силу обычных предпочтений со стороны того или иного ребенка. Если же компания специально и планомерно исключает ребенка или кто-то говорит другим детям не дружить с ним, то вам нужно вступиться за своего ребенка и убедить других детей не принимать «правила игры» зачинщика буллинга.

Как я уже говорила, меня часто находили в поисковиках именно по этой фразе. А поста такого у меня и нет. :) Надо исправлять, тем более, что проблема существенная, ведь именно в детстве закладывается понимание у маленького человека о том, каково его место в социуме.

Сразу скажу: я не претендую на истину в последней инстанции. У меня нет педагогического или психологического образования. Зато присутствуют здравый смысл, наблюдательность и умение находить причины и следствия событий. Пишу на основе своего собственного опыта, а также консультаций с мамой-учителем со стажем около 30 лет. Итак, кому интересно - прошу.

Когда мамы начинают бить тревогу о том, что ребенка подвергают остракизму - не берут в игры, дразнят, выгоняют, не замечают - обычно бывает уже поздно. То есть проблема, её маленькое зернышко, зародилась уже давно. И вот только сейчас вы заметили ее уродливые плоды.

Для начала надо понять кого же любят люди, даже если они очень маленького возраста?

  • Вы замечали, что щедрый человек - непременно обаятелен ? Именно поэтому научите своего сына или дочь делиться. Игрушками, местом на скамейке, временем, ресурсами или просто хорошим настроением.
  • Еще одно важное умение для полноправного члена социума - быть сильным . Понятно, что для маленького человека сила почти всегда имеет физический вектор. Объясните, что это не так. Быть сильным - это в первую очередь быть твердым и уверенным. Иногда одного строго сказанного ребенком слова бывает достаточно, чтоб предотвратить зарождающийся конфликт. Простая фраза: "Мне это не нравится", "Больше так не делай" или "Остановись. Мне неприятно", сказанная ребенком уверенным тоном способна творить чудеса. Не удивляйтесь, если он будет пробовать это и на вас. Примите и прислушайтесь.
  • Люди любят тех, кто проявляет к ним внимание. Научите своего ребенка быть вежливым . Это очень дешевый и простой способ заводить друзей. "Извините", "спасибо" и "здравствуйте" - универсальные способы проявить внимание. Подавайте пример. Покажите, что заводить друзей и проявлять внимание - легко и приятно.
  • Люди любят тех, кого понимают . Вооружите своего ребенка максимумом знаний о том обществе, в котором живете. Это особенно касается детей, рожденных у мам-эмигранток. Многие зациклены на том, чтоб ребенок говорил только на родном языке матери. Это заблуждение. Язык - это инструмент для общения. Выбирайте тот язык ведущим, который маленький человек будет использовать чаще всего. Это касается и других вещей: ритуалов и ценностей, поведенческих норм и выражения эмоций.

Во всем вышесказанном нет никакой сложности, один только здравый смысл. Теперь несколько практических советов тем, у кого случилось это самое "с ребенком никто не хочет дружить".

1. В данной ситуации очень важно занять активную позицию. Нельзя уходить в себя, замыкаться, перетирать только среди своих. Нужно выйти в люди. Если какой-то конкретный случай произошел в детском саду или в игровой группе - необходимо поговорить с воспитателями. Возможно, они тоже не замечали проблемы. Они ваши главные союзники, а не враги. Вместе вы сможете придумать эффективный план действий.

2. Вы наверняка даже не представляете в каком стрессе находится ваш сын или ваша дочь. В этой ситуации очень важно, не успокаивать и не отвлекать от проблемы, а проговорить ее. И укрепить в ребенке уверенность в себе. Не пренебрегайте детьми любого возраста, которые могли бы проявить интерес к вашему чаду. Пусть это более старшие соседские дети или более младшие дети ваших знакомых. Ребенку важно научиться вести себя в иерархии: и со старшими, и с младшими. Создавайте ситуации, в которых общение будет неизбежным и позитивным.

4. Сделайте первый шаг. Пригласите в гости детей, с которыми хотел бы дружить ваш ребенок. Познакомьтесь с их родителями.

5. Разнообразьте количество социальных ситуаций, в которых участвует ребенок. Позвольте ему общаться с продавцом в магазине. Не отвечайте за него на вопросы от прохожих. Отведите в кружок или в секцию. Познакомьте его со своими сотрудниками по работе.

6. Не нависайте. Это очень сложное правило. Особенно в данной ситуации. Но и одно из самых важных. Позвольте ребенку самому научиться разрешать конфликты, не встревайте, если можете. Дайте ему чуть больше самостоятельности, это укрепит его веру в себя и поможет найти новый круг друзей, которые поймут и оценят его.

Когда ребенок вырастает из младенческого возраста и начинает активно общаться со своими сверстниками, родители довольно часто оказываются в замешательстве. Они не знают, как реагировать на неизбежно возникающие сложности: конфликты, ссоры, отвержение и т.д. С одной стороны, умение дружить - непростая наука, и любящие родители могут и должны помочь эту науку освоить. С другой стороны, слишком частое и активное вмешательство взрослых не дает возможности малышам приобретать собственный опыт выражения своих желаний и недовольства, отстаивания себя в конфликтах, опыт примирения, извинения и прощения. Поэтому важно не терять присутствия духа и выбирать продуманную линию поведения.

Ситуация первая: с вашим ребенком не дружат

Так бывает: на отдыхе, на даче, во дворе дети общаются своей компанией, а ваш сын или дочь остаются в стороне, принимаются в общую игру редко и неохотно. Причин для этого может быть много: ребята давно друг друга знают, а ваш - новичок, или между ним и другими детьми существует серьезная разница в возрасте (а в детстве даже один-два года - это серьезно), или он сильно отличается от других детей в одежде, воспитании, манере поведения, или, наконец, он просто робеет.

Конечно, для ребенка это очень обидно. И, пожалуй, в данном случае именно от позиции родителей во многом зависит, чем станет для малыша этот опыт отвержения. Тут важно не обесценивать его переживания утверждениями типа «ерунда, да ничего страшного, забудь», но и не впадать самому в ужас от происходящего. Можно выслушать, признать и принять его чувства, может быть, рассказать о своем похожем опыте, постараться объяснить ребенку происходящее (что дело не в его личных качествах, а в некоторых объективных различиях).

Конечно, когда родители могут повлиять на ситуацию (познакомить детей, организовать общую интересную игру, увлечь всех чем-то занимательным - походом, прогулкой, полезным или приятным досугом), это стоит сделать. При этом не нужно забывать, что такие шаги хорошо помогают на первых этапах отношений, могут быть важной стороной дружбы между детьми, но не могут заменить этой дружбы. Как родительская инициатива не может заменить активности и самостоятельности ребенка.

Другая история, если у ребенка совсем нет друзей. Нигде - ни в школе, ни в детском саду, ни в лагерях или на даче, на отдыхе или в походах - у него не складываются отношения со сверстниками. Тут уже дело не в объективных различиях или случайных несовпадениях. Очевидно, что-то мешает ребенку в нем самом. В таком случае самое разумное - обратиться за помощью к специалисту. Родителям трудно быть объективными и разобраться в причинах, помочь справиться со сложностями. Работа же с психологом, индивидуальная или в данном случае скорее групповая, как правило, приносит хорошие плоды.

Ситуация вторая: вашего ребенка обижают

Наверное, это знакомо почти всем родителям. Любимое чадо несется зареванное: «Он… он… меня…». Что бы ни произошло (ударили, отобрали игрушку, обозвали), праведный родительский гнев ищет выхода и жаждет отмщения. Это закономерно. Но не стоит торопиться.

Во-первых, потому, что вы имеете, мягко говоря, необъективное представление о случившемся. И, к сожалению (а может быть, к счастью), правду выяснить никогда нельзя. Хотя бы потому, что у каждого она своя: то, кто как посмотрел, кто что сказал или сделал, невозможно взвесить на объективных весах. Во-вторых, потому что сильные чувства (а когда ребенка обижают, у родителей возникают сильные чувства) - плохой советчик. Можно наломать много дров - дети потом помирятся и будут дружить всю жизнь, а вам будет неприятно вспоминать свою несдержанность и несправедливость. И в-третьих, месть обидчику (особенно, когда вы в таких разных весовых категориях - ведь речь идет о ребенке) никогда еще не способствовала укреплению отношений.

Поэтому, во-первых, успокойтесь. Во-вторых, выслушайте своего ребенка, посочувствуйте ему, помогите успокоиться и ему. В-третьих, оцените по возможности трезво, так ли уж необходимо ваше вмешательство. Если есть сомнения на этот счет, лучше остановитесь.

Если вы все же решили вмешаться, не пытайтесь выяснить, что происходило «на самом деле», кто прав, а кто виноват. Лучше и эффективнее договориться с обоими участниками конфликта о том, как разрешать подобные ситуации в будущем.

Например, дети подрались, не поделив качели. Спросите, нравится ли им драться, и если нет (а обычно детям не нравится), договоритесь, что в дальнейшем конфликты будут решаться без драк. Обратитесь к каждому и попросите каждого это подтвердить (да, это всего лишь слова, но слова имеют значение). Спросите, как можно по-другому, кто будет кататься первый (можно посчитаться, сброситься, вытянуть спичку и т.д.), сколько он будет кататься, кто будет следить за временем, как он будет это делать. На такого рода договор не стоит жалеть времени: дети видят, что к их чувствам и потребностям относятся с уважением, они сами принимают участие в выработке подходящего решения, и тогда их ответственность за его осуществление будет значительно больше. И, наконец, они приобретают хороший опыт того, как можно договариваться.

Ситуация третья: ваш ребенок со всеми ссорится

Она похожа на вторую, но обычно со временем родители убеждаются, что в разных историях и с разными детьми инициатором ссор является их ребенок. Может быть, он слишком обидчив или нетерпим, может быть, он любит командовать и не привык считаться с другими. Чтобы понять, нужно внимательное и доброжелательное наблюдение, спокойный и заинтересованный разговор. Это довольно сложно - вместе разбираться, что происходило, что чувствовал ребенок, что чувствовали и думали другие, к чему привели те или иные слова и действия и можно ли было поступить по-другому. Вместе с тем, такой путь помогает ребенку лучше понимать себя и других, действовать осознанно, уважать окружающих и ценить дружбу.

Когда речь идет о детской дружбе, родителям не стоит забывать, что это не их отношения (ссоры, конфликты, примирения и дружба навек), а отношения их детей. Порой поддержка, доверие и уважение к ребенку помогают в подобных ситуациях лучше, чем самые решительные действия.

Ксения Сборщикова

Здравствуйте! Моему сыну 4 года и у нас сложилась такая ситуация: сын открытый ребенок, он сам идет на контакт со сверстниками, хочет с ними играть, разговаривает, не жадный (своими игрушками делится охотно), не драчливый. В садик не ходит, но на улице есть мальчик и девочка его возраста. По отдельности с каждым из этих детей он играет хорошо, но стоит собраться всем троим вместе, те дети идут к девочке во двор, закрывают перед сыном калитку и говорят, что играть с ним не хотят. А он стоит под закрытой калиткой и плачет. Доходит до того, что у нас есть детский электромобиль, выносим его на улицу, они все вместе катаются, веселятся, но как только садится аккумулятор и ездить на нем уже нельзя, идут во двор и прогоняют сына. Еще и говорят, что раз на твоей машине уже ездить нельзя, то мы тебе ничего своего не дадим. Их родители видят эту ситуацию, но замечаний не делают, а мне говорят - что ты на детей обижаешься?! Но на детей я не обижаюсь, а просто мне жаль своего ребенка и я не знаю как и чем ему помочь. Он идет по улице и плачет и дома я его еще час успокаиваю. И я не знаю что ему сказать, как правильно воспитывать. Не хочу, чтобы у него были такие фальшивые друзья, но в 4 года объяснить это ему сложно, говорю не давать им тоже свои игрушки, но он не жадный и только дети к нему подойдут готов делиться. Последняя ситуация закончилась тем, что мы гуляем около своего двора и к тем детям не подходим. Но ему-то ведь все равно нужно общение со сверстниками. Он хочет с ними играть, машет им рукой не смотря на мой запрет. Подскажите как можно исправить эту ситуацию и как правильно преподнести ее ребенку.

Olga1981

Евгения Сергеева

Администратор , Москва

Olga1981, добрый день. Специалист ответит в теме через некоторое время.

Здравствуйте. Немного расскажу об особенностях данного возраста. Детская дружба очень отличается от взрослой. Больше скажу, дети такого возраста не умеют любить, в том смысле слова, как мы это понимаем. Вы смотрите на детей с позиции взрослого и ожидаете, что дети должны вести себя как взрослые, преданность, самопожертвование, способность ставить себя на место другого, способность контролировать свои чувства и переживания. В 4 года дети прежде всего мотивированы в своих действиях на получения удовольствия, они хотят то, что им нравится и пытаются избегать того, что не нравится. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не может сказать себе, " я останусь с этим ребенком, потому что так не честно, я поиграл его игрушкой, мне было хорошо, теперь я должен отдать ему должное." Они не думают так, его мышление не достигло еще такого уровня развития, что бы так мыслить. Во- вторых, дети стремятся к диадическим отношениям, быть втроем сложно для детей. Не все взрослые способны выстаивать триангулярные отношения и переносить исключенность из пары без того, что бы не чувствовать себя отвергнутым и брошенным. Этот конкретный мальчик выбирает себе в пару девочку, предпочитая ее в своих играх и это нормально. 4 года, это период эдипальных переживаний, Ваш ребенок очень тяжело переживает свою исключенность из пары, я думаю, это связано именно с тем, что у него сложности с прохождением эдипального конфликта. Вопрос для размышления: как он переживает свою исключенность из Вашей пары с мужем? Видит ли он в вашей паре любящую пару, у которой есть свои собственные отношения, из которых он исключен? (например в спальне, где дверь закрыта и куда он не имеет доступа) Дали ли ли Вы ему опыт переживания "я любимый", даже если Вы выбираете отца своего ребенка? Есть ли у него собственное место, его кровать, где он спит, каждую ночь?

Добрый день. Спасибо за ответ. Сын очень долгожданный и желанный ребенок, поэтому о любви ему все говорят с самого рождения. У нас есть еще сыночек (сейчас ему пол года), старший очень любит малыша, ревности никогда не было. Ждет не дождется когда младший подрастет и можно будет с ним играть, приносит малышу свои игрушки, радуется когда братику что-то покупаем. Поэтому недостатка любви я думаю он не ощущает. На счет отношений в семье могу сказать, что как и в любой семье бывает всякое, но сильные ссоры и скандалы происходят редко. Мы все вместе собираемся за столом, общаемся, на прогулку тоже стараемся ходить семьей. Спит ребенок с нами в комнате, но в своей кровате. Переселить его в детскую пока нет возможности по состоянию его здоровья. Я понимаю, что дружба втроем у них не получается, но что мне объяснять ребенку, что в 4 года трудно дружить всем вместе? В каком направлении с ним разговаривать, чтобы не получить в дальнейшем заниженную самооценку и комплекс? И разве родители не должны корректировать поведение своих детей и хотябы пытаться им объяснить что хорошо, что плохо? Неужели одна я такая мать сейчас, которая если видит, что сын не прав, отвожу его в сторону и делаю замечание. Да, не всегда он меня слушает, но все равно на 5-6-7 раз это дает свои плоды и ребенок начинает что-то понимать.

Olga1981

В родительской спальне детям делать нечего. Если ребенок не демонстрирует ревность, зависть, злость, значит, ребенок уже с раннего возраста научился подавлять эти чувства в отношении родителей, смещает их в отношения с другими детьми. Когда в отношениях ребенок- мать появляется третий, это не может не вызывать чувства ревности. Вообще, ребенку следует говорить то, что соответствует реальности. А реальность такова, что определенному мальчику интереснее играть с определенной девочкой. И это не значит, что Ваш сын хуже или лучше, просто им вдвоем интереснее. Дети живые существа, а не объекты для манипуляций, они то же имеют свои чувства, свои желания. Вы тоже в своей жизни по каким-то своим причинам выбираете определенных мужчин, определенных друзей. Вы не состоите в дружеских, близких отношениях со всем людьми Вашего района, хотя возможно какая-то соседка страдает одиночества.

Не получается с этим мальчиком и девочкой, пускай Ваш сын пробует выстраивать отношения с другими детьми. Каждый родитель корректирует или не корректирует поведение своего ребенка в соответствии со своими собственными представлениями, так как считает нужным. У Вас слишком высокие требования по отношению к детям. Я понимаю, что Вы волнуетесь за своего ребенка, но помощь в адаптации к социуму это Ваша задача, а не задача других родителей. Если проблемы видеть исключительно в других, то сложно что-либо изменить. Попытка менять других чревата конфликтами. Попробуйте обратиться к детскому психологу очно. Он Вам на основании тщательного исследования истории развития Вашего ребенка, семейной истории, на основании наблюдения за Вашим ребенком даст конкретные рекомендации. У Вас есть еще какие-то вопросы?

Наталья Барложецкая

«…Я замечаю, что одноклассники смеются над моим сыном или вовсе его не замечают. Не берут в компанию, не приглашают на дни рождения и т.д. В коллективе он не пользуется авторитетом – скорее, наоборот, всеми отвергаем… Хотелось бы узнать, в чем причина подобного отношения, и постараться исправить это...»

Причины, по которым ребенок занимает статус «отвергаемого» среди одноклассников, могут быть самыми разными, но они всегда зависят от возраста ребенка.

В начальной школе, особенно в первом и втором классах, отношение детей в основном зависит от учителя. Именно педагог является самым значимым и авторитетным человеком в молодом коллективе: он может как поднять статус ребенка, похвалив его, поставив в пример и т.д., так и опустить этот статус, сделав замечание, унизив или наказав. Поэтому то, как относится учитель к вашему первокласснику и какие отношения у вас с ним сложились, обязательно отразится на статусе ребенка в коллективе сверстников.

Помимо учителя, на статус малыша могут повлиять личностные особенности его темперамента или характера, уровень самооценки, коммуникативные способности, самостоятельность и т.д. Наибольшей популярностью пользуются активные дети, способные самостоятельно вступать в диалог, уверенные в своих силах и возможностях. Все это уже целиком и полностью зависит от родителей и той системы воспитания, которая принята в семье.

Лучше всего разные подходы к системе воспитания в семье демонстрирует следующий анекдот. В обычной славянской семье мальчик разбил вазу, и мама ему говорит: «Ванечка, ты – плохой мальчик, потому что разбил мою любимую вазу». Та же ситуация в еврейской семье: «Изя, ты такой замечательный ребенок, но зачем ты разбил мамину вазу?» В первом случае акценты таковы: плохой мальчик – разбитая ваза. Во втором – ребенок хорош, но плохо поступил, то есть оценивается поступок, а не ребенок. И у такого ребенка никогда не будет занижена самооценка!

К середине третьего класса отношение одноклассников все меньше и меньше зависит от учителя и родителей. Падение уровня авторитета взрослых начинается в этом возрасте и продолжается до конца подросткового периода. Поэтому изменения происходят медленно и постепенно. В коллективе детей исподволь выделяются «звезды», «популярные», «отвергаемые» и «изгои». «Звезды» – это те дети, с которыми хотят общаться и с мнением которых считается большинство членов коллектива; «популярные» – ребята, с которыми хотят общаться и с мнением которых считаются многие одноклассники; «отвергаемые» – дети, с которыми мало кто из членов коллектива хочет общаться и с мнением которых почти не считаются; «изгои» – ребята, с которыми другие сверстники общаются исключительно в интересах дела и мнение которых почти не учитывается при принятии решений.

Каким образом малыш может попасть в изгои или отвергаемые? Дети этого возраста – жуткие максималисты! Они отвергают ребенка, в чем-то отличного от большинства. В зоне риска чаще всего находятся дети, которые носят очки, имеют лишний вес, немодно одеваются, «двоечники», «бедные» и т.д. Попробуем разобраться в каждой из этих ситуаций:

«Ботаник» («зубрила»). Для многих детей это прозвище становится катастрофой. Если в начальной школе за хорошую учебу ребенка уважали, в средней школе это становится недостатком. Ведь у большинства успеваемость падает, а, как мы уже выяснили, сверстники отвергают ребенка, в чем-то отличного от большинства. Радует только одно: в старших классах и в институте эти дети в полной мере восполняют все, чего были лишены. Это как раз тот случай, когда следует просто подождать. Однако и в этой ситуации ребенку можно помочь:

Поощряйте попытки общения ребенка с одноклассниками, приглашайте их к себе в гости, уменьшите контроль со своей стороны.

Если у вашего ребенка есть друг или подруга, пригласите их с собой в поездку на дачу или на пикник.

Активнее участвуйте в жизни класса. Пусть ребенок посещает все школьные экскурсии и выезжает с классом в поездки.

Запишите ребенка в спортивную секцию, где он сможет проявить себя.

Купите гитару и возьмите для обучения репетитора.

«Очкарик» («пучеглазый», «четырехглазый»):

Если ребенок еще маленький и ему нельзя носить контактные линзы, постарайтесь купить стильные, хорошие и легкие очки. Пусть они будут дороже, чем обычные, – самочувствие ребенка ценнее. Многие современные дети разбираются в моде и воспринимают очки как модный аксессуар.

Расскажите малышу о кино- и литературных героях, которые носили очки. Гарри Поттер и Знайка тоже были очкариками, но это не помешало их популярности.

Как только позволит врач, приобретите контактные линзы и больше не вспоминайте об этой проблеме.

«Толстый». Для многих полных детей школа – настоящее испытание. «Батон», «жиртрес», «тумба» – и это ещё не самые обидные прозвища! Если у вашего ребенка лишний вес, срочно действуйте:

Пересмотрите питание, обратитесь к врачу и соблюдайте диету.

Проведите полноценное медицинское обследование, чтобы исключить заболевания, провоцирующие полноту.

Запишите чадо в спортивную секцию. Даже если это не поможет похудеть, ребенок научится управлять своим телом и почувствует себя ловким и подвижным. Постепенно придет и уверенность в себе, а это самое важное.

«Немодный». Вопрос о стиле возникает уже в 3-4 классах средней школы. Конечно, родители зарабатывают деньги для того, чтобы одевать своих детей, а не украшать их. Однако подростки часто смеются над неказистым, по их мнению, видом своих сверстников. И желание мальчиков и особенно девочек одеваться не хуже своих одноклассников – не пустая блажь.

Уделите модным запросам детей самое пристальное внимание. Не покупайте то, что хотите вы, послушаете тех, кому предстоит это носить. У детей давно есть свое представление о том, как они должны выглядеть. Лучше купить вещь, которую ребенок будет носить с удовольствием, чем ту, что будет уничтожена через две недели.

Пройдитесь с ребенком по самым обычным магазинам и помогите маленькому моднику сформировать свой стиль. Следите не только за одеждой! Важны также стрижка, чистота рук и общий опрятный вид.

«Двоечник». Слабый ученик - излюбленный объект для насмешек в классе «хорошистов-отличников».

Помогите ребенку подтянуть успеваемость. Занимайтесь с ним дома сами, наймите репетитора, попробуйте договориться в школе о дополнительных занятиях.

Повышайте самооценку. Найдите занятие, в котором ребенок будет испытывать ситуацию успеха. Если он хорошо рисует – организуйте выставку рисунков, хорошо готовит – кулинарный конкурс и т.д. Дайте сыну или дочери возможность проявить свои таланты и помогите другим детям увидеть это.

«Бедный». Ребенок более чем скромно одет, его родители не могут давать деньги на разного рода дополнительные мероприятия. Он начинает себя чувствовать не таким, как все. Конечно, вы можете улучшить финансовое положение в семье, но истинная причина кроется не в финансах, это только своего рода катализатор. Причина – в низкой самооценке ребенка. Она может быть таковой по разным причинам, но одной из самых основных является заниженная самооценка ребенка в семье.

Учите ребенка видеть в себе достоинства и проявлять их.

Давайте ему как можно больше поддержки. Общайтесь с ним с позиции «взрослый – взрослый». Слушайте его внимательно: он говорит о своих проблемах. Просто иногда мы не слышим собственных детей, так как заняты своими делами и проблемами.

Если у вашего ребенка-подростка гости

Вы приходите домой после работы, болит голова, устали и мечтаете только о тишине и покое, а ваш ребенок пригласил в дом шумную компанию. Что делать? Самое главное – понять! Ваш дом это не только ваш дом, это еще и дом ребенка. Если вы не устанавливали правил и заранее не обговаривали подобную ситуацию, действуйте по алгоритму:

Улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями.

В присутствии всей компании похвалите ребенка, что пригласил к себе в гости друзей.

Спросите, чем они занимаются и не нужна ли им ваша помощь (важен не ответ, а ваше внимание).

Выразите сожаление, что не можете сейчас присоединиться к гостям, потому что очень устали после работы и «голова просто раскалывается».

Скажите, что хотите немного полежать в своей комнате в тишине, но вы не против, чтобы все остались. Как только понадобится помощь, они могут обратиться к вам.

Спросите у кого-нибудь таблетку от головы или совет, как справиться с мигренью.

Спросите, где компания будет сидеть: на кухне или в детской? Таким образом, вы ограничиваете не себя, закрывшись в комнате, а компанию – выделяя ей определенное место.

Никогда не критикуйте подростка в присутствии друзей, но после их ухода обговорите, что было для вас неприятным сюрпризом и какие правила необходимо соблюдать в будущем. Постарайтесь совместно выработать эти правила и следовать им.