За что отвечает богиня гера. Пан и лесные божества

Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.

Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

Ревность и ссоры

Гера - самая могущественная из богинь Олимпа , но и она подчиняется своему мужу Зевсу . Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей.

  • Она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак .
  • Погубила Семелу, мать Диониса от Зевса - насоветовала ей попросить Зевса явиться во всём своём божественном блеске, и девушка погибла испепелённой.
    • Сестра Семелы - Ино , взявшая на воспитание младенца, обезумела.
  • Преследовала Ио , превращённую в корову, приставила к ней сторожем Аргуса .
  • Прокляла нимфу Эхо , которая стала повторять слова бесконечно.
  • Не давала беременной Лето родить на твёрдой земле.
  • Царица Ламия была превращена ею в чудовище.
  • Нимфу Каллисто превратила в медведицу.

Чтобы подсмеяться над Герой, Зевс как-то устроил свою фальшивую свадьбу с дубом, наряженным в женское платье. Гера, сбежав с Киферона, разгромила свадебную процессию, но потом оказалось, что это шутка. Поэтому в Платее, где Гера встретила процессию, отмечался «праздник кукол», завершавшийся их всенародным сожжением.

Геракл

Ненависть к побочному сыну Зевса Гераклу является важным сюжетообразующим моментом связанных с этим героем мифов. Даже его имя «Геракл» («прославленный богиней Герой»).

По требованию Геры Илифия ускорила роды Эврисфея и задержала рождение Геракла. Наслала на него змей, которых младенец удушил. Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни (Гомер) . (Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое ). Гера была ранена Гераклом под Пилосом .

В конце концов, после вознесения и обожествления Геракла помирилась с ним и отдала ему руку своей дочери Гебы .

Троянская война

Участвовала в суде Париса , где проиграла, поэтому в Троянской войне выступала на стороне ахейцев.

Чтобы дать возможность победить ахейцам, она отвлекает Зевса, обольщая его с помощью волшебного пояса Афродиты.

Прочее

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

Эпитеты Геры

Культ

Гере поклонялись как защитнице женщин, хранительнице брака и материнства. Её помощь во время родов - древнейшая функция Геры .

Культ был распространен в материковой Греции (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии), а также на островах (Самос, Крит).

Архаичность Геры заметна в том, что её ребёнком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает её связь с хтоническими силами). Древность её также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов - её сын .

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает её эпитет «волоокая » у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений её в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой». ).

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов .

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне - среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества . Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).

Храмы

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции . Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос . Его историк включил в список чудес света .

  • Иреон (Герайон) - название храмов в честь Геры.

Изображения

Юнона отличается благородной, статной красотой. Иногда на ней надета диадема или корона. В изображении олимпийцев она сидит на троне рядом с Юпитером в самом центре.

Среди античных скульптур Геры:

    Afrodite Kaldet "Hera Borghese"-Ny Carlsberg Glyptotek.jpg

    Гера Боргезе

    Antonia minor pushkin.jpg

    Гера Людовизи

На рельефах (фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, восточный фриз Парфенона) Гера рядом с Зевсом. Свадьба Геры и Зевса изображена на метопе храма Геры в Селинунте.

В вазописи используются сюжеты мифа о Гере в сценах с Ио, суде Париса и др.

«Изображение вызолочено и осыпано драгоценными камнями . Одни из них светлы и прозрачны, как вода, а другие искрятся, подобно вину, а третьи горят как огонь… Несколько подробнее сто́ит остановиться на камне, который находится на голове Геры. Его зовут „Светочем“, и это имя вполне соответствует производимому им действию: ночью он светит так ярко, что освещает собой весь храм как бы множеством светильников. Днём, когда этот свет ослабевает, камень по внешнему виду становится похож на огонь».

Атрибуты

Напишите отзыв о статье "Гера"

Примечания

  1. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.142
  2. Об этимологии теонима см.: Казанский Н. Н. К этимологии теонима Гера //
  3. - статья из Большой советской энциклопедии
  4. Павсаний. Описание Эллады II 17, 4; Вергилий. Лидия 63-65 намёк
  5. Павсаний. Описание Эллады II 36, 1
  6. Аристофан. Птицы 603-604
  7. Гомер. Илиада XIV 296
  8. Нонн. Деяния Диониса XLI 324
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 4
  10. Первый Ватиканский мифограф III 1, 61
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1
  12. Овидий. Фасты V 251-256
  13. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 5
  14. Павсаний. Описание Эллады II 13, 3
  15. Гигин. Астрономия II 43
  16. Илиада XIV 249-262; XV 18-30
  17. Евстафий. К Илиаде XV 19 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.48
  18. Климент. Протрептик 36, 2, по Паниасиду
  19. Павсаний. Описание Эллады II 22, 1
  20. Павсаний. Описание Эллады IX 39, 5
  21. Ликофрон. Александра 859 и комм.
  22. Ликофрон. Александра 1350
  23. Гесихий // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223
  24. Нонн. Деяния Диониса XXXII 56; XLVII 512
  25. Зайцев А. И. Греческая религия и мифология / Под ред. Л. Я. Жмудя . - СПб. : Филологический факультет СПбГУ , 2004. - С. 102. - 208 с. - (Из наследия А. И. Зайцева). - 900 экз. - ISBN 5-8465-0141-9 .
  26. Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой. 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. - М: Издательство Астрель , 2004. - 304 с. - ISBN 5-271-10388-9 .
  27. Платон. Государство II 381d
  28. Павсаний. Описание Эллады II 13, 4

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Klinz A., Ἱερος γάμος, Halle, 1933;
  • Pestallozza U., Βοῶπις πότνια, «Athenaeum», Pavia, 1939, fasc 2-3. p. 105-37; * Pötscher W., Hera und Heros, «Rheinisches Museum», 1961, Bd 104, № 4;
  • его же, Der Name der Göttin Hera, там же, 1965, Bd 108, № 4.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гера

На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта.
– Кто там кланяется? Юнкег" Миг"онов! Hexoг"oшo, на меня смотг"ите! – закричал Денисов, которому не стоялось на месте и который вертелся на лошади перед эскадроном.
Курносое и черноволосатое лицо Васьки Денисова и вся его маленькая сбитая фигурка с его жилистою (с короткими пальцами, покрытыми волосами) кистью руки, в которой он держал ефес вынутой наголо сабли, было точно такое же, как и всегда, особенно к вечеру, после выпитых двух бутылок. Он был только более обыкновенного красен и, задрав свою мохнатую голову кверху, как птицы, когда они пьют, безжалостно вдавив своими маленькими ногами шпоры в бока доброго Бедуина, он, будто падая назад, поскакал к другому флангу эскадрона и хриплым голосом закричал, чтоб осмотрели пистолеты. Он подъехал к Кирстену. Штаб ротмистр, на широкой и степенной кобыле, шагом ехал навстречу Денисову. Штаб ротмистр, с своими длинными усами, был серьезен, как и всегда, только глаза его блестели больше обыкновенного.
– Да что? – сказал он Денисову, – не дойдет дело до драки. Вот увидишь, назад уйдем.
– Чог"т их знает, что делают – проворчал Денисов. – А! Г"остов! – крикнул он юнкеру, заметив его веселое лицо. – Ну, дождался.
И он улыбнулся одобрительно, видимо радуясь на юнкера.
Ростов почувствовал себя совершенно счастливым. В это время начальник показался на мосту. Денисов поскакал к нему.
– Ваше пг"евосходительство! позвольте атаковать! я их опг"окину.
– Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон.
Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону.
Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения.
Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда.
– Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь.
– Кто велено? – угрюмо спросил полковник.
– Уж я и не знаю, полковник, кто велено, – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост».
Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий.
– Как же, полковник, – кричал он еще на езде, – я вам говорил мост зажечь, а теперь кто то переврал; там все с ума сходят, ничего не разберешь.
Полковник неторопливо остановил полк и обратился к Несвицкому:
– Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили.
– Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили?
– Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт…
– Ну, вот всегда так, – махнув рукой, сказал Несвицкий. – Ты как здесь? – обратился он к Жеркову.
– Да за тем же. Однако ты отсырел, дай я тебя выжму.
– Вы сказали, господин штаб офицер, – продолжал полковник обиженным тоном…
– Полковник, – перебил свитский офицер, – надо торопиться, а то неприятель пододвинет орудия на картечный выстрел.
Полковник молча посмотрел на свитского офицера, на толстого штаб офицера, на Жеркова и нахмурился.
– Я буду мост зажигайт, – сказал он торжественным тоном, как будто бы выражал этим, что, несмотря на все делаемые ему неприятности, он всё таки сделает то, что должно.
Ударив своими длинными мускулистыми ногами лошадь, как будто она была во всем виновата, полковник выдвинулся вперед к 2 му эскадрону, тому самому, в котором служил Ростов под командою Денисова, скомандовал вернуться назад к мосту.
«Ну, так и есть, – подумал Ростов, – он хочет испытать меня! – Сердце его сжалось, и кровь бросилась к лицу. – Пускай посмотрит, трус ли я» – подумал он.
Опять на всех веселых лицах людей эскадрона появилась та серьезная черта, которая была на них в то время, как они стояли под ядрами. Ростов, не спуская глаз, смотрел на своего врага, полкового командира, желая найти на его лице подтверждение своих догадок; но полковник ни разу не взглянул на Ростова, а смотрел, как всегда во фронте, строго и торжественно. Послышалась команда.
– Живо! Живо! – проговорило около него несколько голосов.
Цепляясь саблями за поводья, гремя шпорами и торопясь, слезали гусары, сами не зная, что они будут делать. Гусары крестились. Ростов уже не смотрел на полкового командира, – ему некогда было. Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар. Рука его дрожала, когда он передавал лошадь коноводу, и он чувствовал, как со стуком приливает кровь к его сердцу. Денисов, заваливаясь назад и крича что то, проехал мимо него. Ростов ничего не видел, кроме бежавших вокруг него гусар, цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями.
– Носилки! – крикнул чей то голос сзади.
Ростов не подумал о том, что значит требование носилок: он бежал, стараясь только быть впереди всех; но у самого моста он, не смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь и, споткнувшись, упал на руки. Его обежали другие.
– По обоий сторона, ротмистр, – послышался ему голос полкового командира, который, заехав вперед, стал верхом недалеко от моста с торжествующим и веселым лицом.
Ростов, обтирая испачканные руки о рейтузы, оглянулся на своего врага и хотел бежать дальше, полагая, что чем он дальше уйдет вперед, тем будет лучше. Но Богданыч, хотя и не глядел и не узнал Ростова, крикнул на него:
– Кто по средине моста бежит? На права сторона! Юнкер, назад! – сердито закричал он и обратился к Денисову, который, щеголяя храбростью, въехал верхом на доски моста.
– Зачем рисковайт, ротмистр! Вы бы слезали, – сказал полковник.
– Э! виноватого найдет, – отвечал Васька Денисов, поворачиваясь на седле.

Между тем Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на эту небольшую кучку людей в желтых киверах, темнозеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия.
«Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их?» Эти вопросы с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из того большого количества войск, которые стояли над мостом и при ярком вечернем свете смотрели на мост и гусаров и на ту сторону, на подвигавшиеся синие капоты со штыками и орудиями.
– Ох! достанется гусарам! – говорил Несвицкий, – не дальше картечного выстрела теперь.
– Напрасно он так много людей повел, – сказал свитский офицер.
– И в самом деле, – сказал Несвицкий. – Тут бы двух молодцов послать, всё равно бы.
– Ах, ваше сиятельство, – вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но всё с своею наивною манерой, из за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. – Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам то кто же Владимира с бантом даст? А так то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает.
– Ну, – сказал свитский офицер, – это картечь!
Он показывал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали.
На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий.
– О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал!
– Два, кажется?
– Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь.
Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.

Для хранительницы брака и домашнего очага Геры не существует конкуренток по могуществу и власти. Только Гера осмеливается спорить с Зевсом-Громовержцем, а порой и обманывать его.

Греческая богиня Гера отличается благородной, величественной красотой. Среди олимпийцев она сидит в самом центре, рядом со своим супругом. Её обязательный атрибут – как власти - диадема или корона.

Рядом с троном Зевса стоит ее трон, как того, что равны супруги между собой. Греческая богиня Гера также как и ее муж властвует над громом и молниями, а еще ей подвластны бури и туманы.

Покровительница семьи

Греческая богиня Гера была покровительницей семьи и брака. Ее делом было заботиться о нерушимости уз брака, о связях между супругами, она же посылает человеческому роду потомство и помогает роженицам. Согласно легендам и мифам, Гере был посвящен плод граната, как плодовитости. Греческая богиня Гера была хозяйкой звездного неба, а одной из ее священных птиц, часто изображаемых возле нее, был павлин, многочисленные «глазки» на хвосте которого как раз таки символизировали небо.

Гере поклонялись как защитнице женщин. Ее культ был популярен на материковой Греции, а также на островах Самос и Крит. Вполне возможно, что греческая богиня Гера была первой, во имя кого было построено перекрытое замкнутое святилище. Позднее на его месте был воздвигнут Герайон, один из самых крупных греческих храмов вообще.

Гера своенравна и ревнива. Из-за чего у нее постоянно возникают конфликты с мужем. Однако своего она умеет добиваться не только в ссорах и скандалах. Красавица Гера, когда не помогают другие способы, пускает в ход свое обаяние. Иногда она «берет поносить» волшебный пояс Афродиты, и делается особенно неотразимой. Предстает она перед очами супруга, и вспоминает Громовержец давние дни сватовства, когда пытался добиться любви гордой богини, и ночь их священного брака. Вспоминает Зевс свою неодолимую любовь к супруге, и часы уединения ни в чем не в силах ей отказать.

Кукушечка

Своенравной и гордой была Гера. Согласно мифам, долгое время не отвечала она на ухаживания и уговоры Зевса. Наконец, повелитель Олимпа не выдержал и пошел на хитрость. На прогулке за Герой стала увиваться красивая пестрая кукушка. Понравилась она богине, и та попыталась поймать ее. На удивление легко попалась птичка в руки, но когда Гера прижала кукушку к груди, та внезапно превратилась в Зевса – теперь не богиня прижимала к себе птичку, а Зевс – красавицу Геру. Оказавшись в объятиях Громовержца, Гера не смогла ответить отказом. После этого кукушка также стала одним из ее священных символов и тех пор украшает ее скипетр. Брак Зевса и Геры торжественно праздновали все боги.

Увы, часто приходится Гере терпеть обиды от супруга. Хранит греческая богиня Гера на земле узы брака и их нерушимость, а на Олимпе замечает, что ее собственный супруг нередко бегает «налево», к смертным женщинам. Злится Гера, обижается на мужа страшно, а сделать с этим ничего не может. Только и остается богине довольствоваться местью тем женщинам, которых ее любвеобильный супруг одарил своей благосклонностью.

Заговор и расплата

Подошел однажды конец даже бесконечному терпению Геры. Подговорила она других богов Олимпа пойти против эгидодержавного супруга, все пообещали ей поддержку. Подкрались к спящему Громовержцу и связали его. Не смотря на все свое могущество не мог Зевс разорвать оковы. Гера торжествовала. Но, как говорят мифы, послышалась тяжелая поступь, и содрогнулся Олимп, когда ступило на него огромное сторукое чудовище - великан Бриарей, присланный богиней Фетидой. С легкостью освободил Бриарей Зевса от цепей. А для Геры настало время расплаты.

Беспощаден был разгневанный Юпитер! Подвесил он супругу на золотых цепях между небом и землей, а на ноги привязал тяжелые медные наковальни. Никто не осмелился вступиться за царицу небес. Кроме Гефеста, за что тот был сброшен на землю разъяренным Зевсом. Только тогда освободилась Гера от цепей, когда водами Стикса – реки мертвых – поклялась, что никогда более не посягнет на власть супруга. Свое слово она сдержала, однако это не мешало ей попрекать супруга его бесчисленными изменами.

В древнегреческой мифологии дочь Кроноса и Реи , верховная олимпийская богиня , супруга и сестра Зевса . Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Гера является покровительницей брака, охраняющей мать во время родов. Прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов .

Гера вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Зевса и Метиды, изрыгнута Кроносом.

Супруга своего брата Зевса, третья после Метиды и Фемиды , и последняя законная супруга Зевса. Брак Геры с братом - рудимент древней кровнородственной семьи.

Тайная связь Геры с Зевсом, согласно мифам Древней Греции , началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль. Когда Гера была девушкой, Зевс полюбил её и превратился в кукушку, которую Гера поймала. Их брак оставался тайным 300 лет.

Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Зевс чтил ее высоко и сообщал ей свои планы, хотя и удерживал ее при случае в пределах ее подвластного положения. Её обязательный атрибут - диадема, как символ того, что она главная из богинь.

Ей были посвящены символ брачной любви гранатное и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались и павлин. Пара павлинов везет её колесницу.

Согласно мифам, Гера отличается жестокостью, властностью и ревнивым нравом. Как блюстительница законных брачных устоев Гера преследует незаконные связи Зевса. Известна её ненависть к у - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы , родившей Зевсу Диониса .

В борьбе за Трою она покровительствует ахейцам; часто посещает ахейские города Микены , Аргос и Спарту . Троянцев Гера ненавидит за суд Париса .

Главным местом ее культа был Аргос , где находилась колоссальная статуя богини, сделанная из золота и слоновой кости Поликлетом. Гера сидела с короной на голове на престоле, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка.

Каждые 5 лет в Аргосе в честь её праздновались так называемые Гереи. Искусство представляет Геру в виде стройной, высокой женщины, со зрелой красотой, с величественной осанкой, густыми волосами, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, большими, сильно раскрытыми «воловьими» глазами.

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт американским астрономом Дж. К. Уотсоном 7 сентября 1868 года в Детройтской обсерватории, США.

Хасанзянова Айсылу

Гера

Краткое содержание мифа

Гера Лудовизи. Скульптура, 5 в. до н.э.

Гера (у римлян - Юнона) - в древнегреческой мифологии царица богов, покровительница брака, супружеской любви и родов, охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Дочь Кроноса и Реи, жена и старшая сестра Зевса, была его третьей и последней законной супругой. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей, поэтому Гера, как и ее четверо братьев и сестер, была проглочена сразу же после появления на свет. Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно. После освобождения из плена Гера, уже ставшая за это время юной девушкой, была отдана на попечение двум божествам природы - Океану и Тифиде, которые воспитывали ее на краю света, где та жила вдали от Олимпа, в тишине и покое.

Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности. Чтобы добиться близости с девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку, трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того, чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

Боги пышно справили свадьбу. Гера, одетая в роскошные одежды, сияла величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с мужем. На их бракосочетание все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками. Все в природе славило Геру и Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе, являясь помощницей и советчицей своему супругу. Повелевает она, как и муж ее, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает она мужу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни.

Юнона, заставшая Юпитера с Ио. Питер Ластман, 1618

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил в корову. Но этим громовержец ее не спас. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить ее. Быстро примчался Гермес на вершину той горы. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулисьего сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас ее от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны в страну, обезумевшую от мучений, страдалицу. Нигде не находила она покоя. Где только не пробегала, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф.

Образы и символы мифа

Возникновение Млечного Пути. Тинторетто, 1570

В мифах Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены. Гордую независимую Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, так как их брак она считала священным. Благосклонность Зевса к своим любовницам и детям, рожденным от этих связей, вызывала у Геры ненависть и чувство мщения по отношению к ним. Она ревнива, и коварно преследует своих соперниц, питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин. Гера предпочитала злые интриги, например, заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Основными символами, связанными с богиней, являются гранатное яблоко, как символ брачной любви, кукушка, как вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицей считается павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры . О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини "павлиньего" тщеславия и заносчивости.

Также символами Геры были корова, Млечный Путь и лилия. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью - кормилицей, обеспечивающей всех пищей. Лилия рассматривается как символ чистоты, восходит к представлениям о молоке, льющемся из груди богини Геры.

Важным символом, связанным с богиней Герой, является Млечный путь. Согласно мифу, в день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу - стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера.

С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В Древней Греции Геру очень почитали. Главным местом культа богини Геры был город Аргос в Греции в Пелопоннесе, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет устраивались праздники - Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась так же в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и в других городах.

Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественною осанкою, зрелою красотою, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле, с короною на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

В литературе Гере посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте(город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса) было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

Социальное значение мифа

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню - по контрасту - Геру очень почитали.

В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой. Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе - храме Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски). А на самом большом острове в Греции на острове Крите, где в Кноссе праздновали "священный брак" Геры и Зевса.

Так же на Крите, в Кносе каждую весну торжественно праздновали "священный брак" Геры и Зевса, который рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества.

Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения.

Гера – королева древнегреческих богов, покровительница брака и семьи, жена Зевса. Она стала символом моногамии за верность партнеру, это качество не было свойственно древнегреческим божествам.

Гера представляла собой идеал, однако она описывается как властная, ревнивая и мстительная женщина.

Согласно мифологии Гера была дочерью Кроноса и Реи. У Геры и Зевса были дети — , богиня юности Геба и богиня родов Илифия.

Еще у Геры был сын Гефест — бог металлургии. Его богиня родила без участия в отместку за появление у супруга дочери . Правда за уродство Гера выбросила сына с Олимпа. После чего Гефест стал хромым. Есть и другой миф — Гефест был выброшен с небес Зевсом именно из-за его хромоты.

Гера постоянно сражалась с неверностью своего мужа, и она часто мстила. Так она наказала беременную титаниду Лето. Гера пообещала проклинать любую землю, которая даст прибежище беременной.

Только после нескольких месяцев странствий Лето остановилась на острове Делос, где был рожден сына Зевса Аполлон.

Есть очень популярный миф, как Гера из ревности превратила Ио-свою жрицу и бывшую принцессу Аргос, в корову. В других версиях Зевс превратил девушку в белую корову,чтобы тайно встречаться с ней. Гера приставила к корове стоглазого великана Аргуса, чтобы не допустить Зевса к Ио.

Другими жертвами ревности покровительницы брака были Семела и Каллисто. Поддавшись на обман Геры, Семела попросила Зевса показаться пред ней во всем великолепии. Увиденное зрелище погубило смертную любовницу бога.

Любовница Каллисто была превращена Зевсом в медведя, но это не спасло ее от гнева Геры, она погибла на охоте от стрелы Артемиды.

Гера неоднократно пыталась отомстить за измену Зевса с Алкменой, выливая свой гнев на их сына Геракла. Она сделала очень многое, чтобы погубить полубога.

Сначала Гера задержала его рождение, чтобы его двоюродный брат Эврисфей родился раньше и зашел на трон Тиринфа. Затем она послала двух змей убить спящего младенца, но полубог сам задушил животных.

Согласно мифам, именно Гера заставила Геракла убить свою собственную жену и детей. После чего Геракл, чтобы искупить свою вину совершил 12 подвигов. Гера надеялась, что они будут смертельными для героя.

Наконец, еще две жертвы королевы богов были Иксион и Титос. Первый был привязан к постоянно вращающемуся колесу,второго приковали к скале. Оба наказаны богиней за попытку соблазнения.

В истории , как сказано в «Илиаде» Гомера, богиня поддерживает ахейцев, чтобы привести к падению. Тем самым она мстит троянскому принцу Парису за то, что он назвал как самую прекрасную богиню.

Храмы богини размещены были в разных городах. С середины VIII века до нашей эры святилище богини Гера было размещено в Аргосе, она считалась покровителям этого города.

У нее также был храм в Олимпии. Центром поклонения богини был остров Самос, он упоминается как родина Геры. Королева богов была очень уважаема в Элиде, там в четвертом веке до нашей эры ее изображали на монетах.

Во всей в честь Геры проводились спортивные соревнования для женщин, а также ежегодные брачные фестивали.

В древнегреческом искусстве, как одно из самых важных божеств, Гера была популярной фигурой. Ее часто изображали на красно-черной керамике.

Однако, без каких-либо конкретных атрибутов, ее часто трудно отличить от других богинь. Она чаще всего сидит на троне и иногда носит корону, держит королевский скипетр и носит свадебную вуаль. Иногда она также изображена с гранатом, традиционным символом плодородия.

Другие ассоциации это павлин — символ гордости — и кукушка. В это животное перевоплощался Зевс, когда ухаживал за Герой.

В римской культуре богиня жила как Юнона, хотя она в основном представляла добрую семью и верные брачные атрибуты Геры, а не ревнивого мстителя за неверность.

Юнона была одним из самых важных римских богов вместе с Юпитером и Минервой; она также была покровителем самого Рима.