Родители, требуйте повиновения от детей своих. «Послушание родителям есть исполнение заповеди Божией

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.

Пишу этот крик души, умоляя родителей-христиан требовать послушания у своих детей. Написать этот призыв меня побуждает наблюдение за сегодняшними детьми, не обращающими никакого внимания на просьбы родителей, причем такое поведение совершенно сходит им с рук. Родители по два-три раза велят детям сесть на место или прекратить, или подойти или отойти, и после третьего непослушания с улыбкой чем-нибудь подкупают свое непослушное чадо. Этот подкуп может привести к желаемому поведению ребенка, а может и нет.

На прошлой неделе я стал свидетелем двух событий, подтолкнувших меня на написание этой статьи. Одним из них стала смерть 13-летнего подростка по имени Энди Лопес в г. Санта Роза, штат Калифорния от пули полицейских. Полицейские думали, что он собирался выстрелить в них из огнестрельного оружия, хотя на самом деле в его руках было игрушечное ружье. К нашей теме это имеет отношение, потому что служители закона дважды требовали, чтобы подросток бросил оружие. Вместо этого он направил его на полицейских. Они открыли огонь на поражение.

Я не знаю всех деталей той ситуации, и даже не могу сказать наверняка, слышал ли Энди команды полицейских. Поэтому я не могу сказать, что оказал сопротивление. То, о чем я пишу, не имеет отношения к самому юному Лопесу. Мы можем говорить лишь в сослагательном наклонении. Что, если он все же слышал команды полицейских и просто проигнорировал их? Если это правда, то его непослушание стоило ему жизни. Вот цена неповиновения законной власти.

Что приводит к трагедии

На прошлой неделе я своими глазами наблюдал развитие сценария, который может привести к подобной трагедии. Я видел, как одна мама готовила своего сына к расстрелу.

Они с сыном сидели прямо передо мной. Семилетний сын играл с электронным планшетом. Стюардесса объявила о необходимости выключить все электронные устройства во время взлета. Мальчик ничего не выключил. Мать этого и не требовала. Проходя мимо их ряда, стюардесса еще раз предупредила о необходимости выключить планшет, и прошла дальше. Ребенок ничего не выключил. Его мать снова ничего не потребовала.

Наконец, стюардесса встала рядом с ним и сказала, что планшет придется отдать матери. Тогда он выключил его. Но как только стюардесса заняла свое место, он тотчас снова включил его и не подумал выключить, пока самолет взлетал. Мать ничего не предприняла. И тогда я подумал, что она готовит его к расстрелу полицейскими .

Освобождение от глупого воспитания

Я могу понять, когда неверующие родители ленятся и пренебрегают своими родительскими обязанностями. Для описания поведения тех, чей дух ослеплен, я могу применить библейские категории. Но меня смущает то, что своими обязанностями пренебрегают верующие родители. Что стоит за нежеланием родителей требовать и добиваться послушания? Я не знаю. Но, возможно, нижеследующие соображения помогут некоторым родителям освободиться от греха лености и пассивности во время воспитания детей.

1. Родители обязаны требовать от своих детей послушания в свете библейского требования к детям повиноваться родителям.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость» (Ефесянам 6:1). Было бы просто немыслимо, если бы Бог требовал от детей повиноваться родителям и одновременно не требовал бы от родителей, чтобы те требовали послушания у своих детей. Это неотъемлемая часть нашей работы – воспитывать в детях славный дух повиновения установленной Богом власти. Родители для детей являются представителями Бога, поэтому, если их научить игнорировать Божьи заповеди, это будет иметь смертоносный эффект.

2. Послушание – это евангельская, новозаветная заповедь.

Послушание нельзя считать лишь «юридической» категорией. Это евангельское понятие. Павел говорил, что цель благовестия заключается в том, чтобы «покорять вере все народы» (Римлянам 1:5). Он писал: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников, словом и делом» (Римлянам 15:18).

Сам Павел так определял свою цель: «… пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Коринфянам 10:5). Такого же послушания он требовал и от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (2 Фессалоникийцам 3:14).

Родители, не воспитывающие своих детей в повиновении законным, установленным Богом властям, готовят их к жизни, не соответствующей Слову Божьему и противоречащей самому Евангелию, которое они так стремятся возвеличить.

3. Требовать послушание вполне возможно .

Печально смотреть на родителей, когда они беспомощно разводят руками в присутствии непослушных детей. Бог требует от детей послушания, потому что родители вполне способны требовать послушания у детей. Малым детям, которым еще нет и года, очень легко показать, что можно, а что нельзя трогать, кусать, тянуть, толкать, на что плевать или когда кричать. Ведь вы больше их. Воспользуйтесь своими габаритами, чтобы сохранить их для радости и не обрекать их на эгоизм.

4. Требовать повиновения следует в домашних условиях в не самых важных делах, чтобы впоследствии дети повиновались в обществе в более важных делах.

Непослушание детей на публике в определенной степени можно обосновать тем, что от них не требовали послушания дома. Причиной тому является нежелание дома вести борьбу по некоторым вопросам. Иногда легче самим сделать что-то по дому, чем потратить время и усилия, чтобы разбираться с нежеланием ребенка выполнить соответствующее поручение. Но такой подход говорит ребенку, что и в других местах можно допустить неповиновение. Посему, если родитель последовательно будет требовать повиновения дома, дети с большей радостью будут послушны и в обществе.

5. Чтобы требовать послушание, нужно прилагать усилия, но оно того стоит.

Вы велите ребенку ложиться спать, но он все равно встает с кровати. Конечно, легче сказать ему идти назад в постель, чем встать и наказать за непослушание. Естественно, родители сильно устают после рабочего дня. Я хорошо это понимаю. Более сорока лет в моем доме были несовершеннолетние дети. Воспитание детей и требование послушания забирает у родителей много энергии, как физической, так и эмоциональной. Всегда легче просто уступить детям.

Но что будет в результате? В самый ответственный момент дети будут просто неподконтрольны. Они уже знают, как изображать из себя ангелов. Мама бессильна, а папа просто слабак. Они четко знают момент, когда вы готовы взорваться, и не обращают никакого внимания на ваши слова до тех пор, пока вы едва не коснетесь критической черты. Это приносит свои черствые плоды. Но если вы потратите усилия и примете меры по поводу любого непослушания, это принесет сочный и вкусный плод как для родителей, так и для детей, и для всех окружающих.

6. Вы можете разорвать порочный круг многих поколений.

Одна из причин, почему родители не требуют от детей послушания, заключается в том, что они сами никогда не видели, как это происходит. Они выросли в семьях, где практиковались две модели: пассивность и гнев. Они знают, что воспитывать детей в гневе нельзя. Поэтому они выбирают пассивность. Но есть хорошая новость: такое положение дел можно изменить. Родители могут прочесть в Библии и узнать от мудрых людей, какие есть возможности, повеления, как в той или иной ситуации поступать мудро, как воспитывать в духе терпения, твердости, любви и на прочном евангельском основании.

7. Великодушное воспитание приведет детей к тому, что их повиновение от внешнего подчинения превратится в радостное желание.

Дети должны научиться послушанию, прежде чем смогут показать послушание в вере. Когда к ним придет вера, они уже научатся повиновению на основании страха и поощрения, и тогда уважительность будет естественным выражением веры. Но будет глупо не требовать послушания еще до обретения веры. В конечном итоге это покажет отсутствие любви. Такое попустительство протопчет глубокую колею привычек неповиновения, и впоследствии вере придется их преодолевать.

8. Дети, чьи родители требуют послушания, счастливее.

Слабость и пассивность родителей не воспитает великодушных и смиренных детей. Так мы вырастим капризных эгоистов. С ними будет тяжело иметь дело, и сами они будут несчастны. Они высокомерны и наглы. Их «свобода» не приносит благословения ни им, ни окружающим. В своей свободе они похожи на корабль без киля. Они жертвы собственных плотских желаний. И рано или поздно эти желания заведут их очень далеко. Возможно, они встретятся с неприятностями. А возможно, познакомятся с правоохранительными органами.

9. Требование повиновения – не одно и то же, что требование совершенства.

Родители являются представителями Бога для детей, особенно в период, пока они еще не познали Бога через веру в Евангелие, поэтому мы должны показывать им и справедливость, и милость. Не всякое непослушание должно повлечь за собой наказание. За некоторые проступки есть место для замечания, укоризны, а на некоторые проступки можно вообще посмотреть сквозь пальцы. Нет точных инструкций, когда применять какие дисциплинарные меры. Дети должны на примере родителей узнать, что Евангельский Бог – огонь поядающий (Евреям 12:7, 29), но одновременно долготерпелив и медлен на гнев (1 Тимофею 1:16). Что бы ни практиковали – дисциплину или терпение – ваша цель – добиться немедленного, счастливого и последовательного послушания. Именно этот плод производят те, кто познал Бога во Христе.

Родители, вам это по силам, хотя этот период будет нелегок и долог. Я сам потратил на это более шестидесяти процентов своей жизни. Но за верное воспитание Господь по Своей благодати обещает щедрую награду.

В настоящее время сльшится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Прекрасный пример исполнения этой заповеди представляет Сам Господь наш Исус Христос. И сниде с нима, и прииде в Назарет; и бе повинуяся има (то есть старцу Иосифу и Преблагословенной Своей Матери), - кратко замечается в Евангелии (Лк. 2, 51). Воплотившийся Сын Божий повинуется престарелому плотнику Иосифу и юной Матери Марии. Он помогает отцу и Матери в хозяйстве и участвует в их работах. Совершеннейший во всем, Исус Христос высоко ставил отца и Мать и вел Себя как самый почтительный Сын: не гнушался Он их бедною обстановкою, не пренебрегал скромным званием древодела.

Святые Божии, шедшие по стопам Владыки своего, также являли пример послушания родителям. Таков например, преподобный Лука Елладский, память коего празднуется 7 февраля. Преподобный Лука с самых ранних лет стал проявлять дух благочестия: он любил молчание, скромность, честность и особенно воздержание в пище. Будучи послушен родителям, он беспрекословно исполнял приказания их; пас овец, обрабатывал землю и нес другие обязанности по хозяйству. При этом он отличался еще сострадательностью к бедным. Когда он, отправляясь на работу, встречал нищих, то отдавал им последний хлеб, а сам оставался голодным. Однажды шел он в поле сеять пшеницу, но на дороге попались ему бедные, которые просили помощи, и он отдал им большую половину семян, а сам посеял гораздо меньшую. Но Господь наградил его за это: урожай был необыкновенный. По смерти отца Лука тайно ушел из дома матери и в одном из монастырей горы Афон был пострижен в монахи. Между тем мать его сильно скорбела о потере своего единственного сына и умоляла Господа возвратить его. Господь услышал ее молитву. В одну ночь настоятель монастыря, где подвизался преподобный Лука, увидел следующий сон: предстала пред ним какая-то женщина и с горьким упреком требует от него возвратить единственного сына ее. Настоятель сразу догадался, что это Лука, потому что он скрыл свое происхождение. Не хотелось Луке оставлять монастырской жизни, но, по наставлению игумена, он принужден был оставить монастырь и возвратиться к матери, потому что послушание родителям считал выше поста и молитвы. Проживши в доме родительском четыре месяца, он, с благословения матери, отправился на дальнейшие иноческие подвиги. Поселившись в одной приморской горе, святой Лука устроил в ней небольшую келью, где и стал подвизаться. Днем святой Лука трудился в своем садике, который находился близ его кельи, а плоды из сада раздавал бедным людям. Ночь же проводил на молитве. Один человек из любопытства подсмотрел в скважину двери и увидел преподобного стоящим на коленях и ударяющимся головою о землю, с произнесением при каждом ударе молитвы: "Господи, помилуй!" Воздержание преподобного было также замечательно: он питался ячменным хлебом и пил немного воды. Сна он почти не знал, а когда нужно было ему уснуть, он ложился в приготовленную им могилу близ кельи. За свою строго подвижническую жизнь Лука получил от Бога дар прозорливости и исцеления. Скончался он в 946 году.

Жизнь святого Луки поучительна во всех отношениях, но мы обратим внимание только на одну черту его - на послушание матери Решился он на доброе дело, на угождение Богу, но только не спросясь матери. Последняя отыскала его, и преподобный Лука не ослушался матери, а вернулся домой. Таково ли послушание у наших детей?! Горько даже говорить об этом... Лишь только человек пришел в возраст и получил некоторое образование, как начинает грубить родителям, говоря, что они необразованны. А когда поживут в столицах и других городах, то еще больше зазнаются: и хата тесна, и кушанье бедно и невкусно. Вздумает отец какое слово сказать, сейчас начнутся рассуждения: "Ты ничего не понимаешь, ты человек необразованный, ты ничего не видал" и тому подобное. Захотел отец наказать непокорных детей - последние начнут восставать против этого, говоря, что это теперь не принято. А если родители, несмотря на их возражения, примут крутые меры, то дети оставляют родительский дом и уж больше в него не возвращаются... Но бывает ли толк от самовольного удаления из родительного дома? Едва ли. Детям непочтительным и грубым не бывает счастья как в сей жизни, так и в будущей. Проклят Господом раздражаяй матерь свою (Сир. 3,16). Иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет; иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет (Ис. 21,15-16). Убойтесь, дети, этого страшного гнева Божия и во всем слушайтесь родителей. Будьте для них утешением в жизни, опорой в старости и молитвенниками по смерти их. Наградою за подобное почитание родителей будет долгоденствие и благополучие в жизни.

("Воскресный листок" №671)

Родительский пример - лучшее средство при воспитании родителей

Сколько дум и забот посвящают родители воспитанию своих детей, и кто из них не желает от всей души видеть детей своих добрыми христианами и полезными членами общества? Но какое лучшее средство воспитать детей именно такими? Средство это, можно сказать, в руках самих же родителей, в добром родительском примере. Одно из многих доказательств благотворности родительского примера в деле воспитания мы находим в житии святого мученика Иулиана, память коего празднуется Церковью 21 июня. Он родился от знатных родителей, но отец его был язычник, а мать - христианка. По смерти своего мужа мать Иулиана, сознавая важность и святость материнских обязанностей, удаляется в город Таре, ведет тихую, уединенную жизнь, всецело посвятив себя воспитанию сына. Как христианка, она сознавала и была убеждена, что молитва есть именно тот светоч благотворный, который освещает и согревает внутренний мир в человеке, указует ему правильные пути в жизни сей, а потому старалась всячески зажечь этот светоч в сердце сына. Много, разумеется, влияет на ребенка задушевное материнское слово, доброе, кроткое наставление, но мать Иулиана не ограничивалась одними наставлениями, а заботилась повлиять и собственным примером. И вот, как только ночной сумрак спустится на город, на улицах стихнет шум дневной, люди погрузятся в сон, в скромном жилище благочестивой вдовы замерцает бледный свет лампады.

Молится она, взирая на лики Спасителя и Богоматери, вера и любовь кладут отпечаток на лицо ее, уста шепчут молитвы, а рядом с матерью приютился ее малютка-сын. Его любознательный взор устремляется то на святые иконы, то на лицо молящейся матери, его чуткий слух внимает словам материнской молитвы, его нежное сердце уже ощущает святость, важность и сладость молитвенных минут. Прошло несколько лет, малютка Иулиан под благотворным дыханием благочестивых материнских примеров возрос в доброго, глубоко верующего юношу. Но в это время страшная гроза разразилась над христианскими обществами - началось беспощадное гонение на них от жестокого царя Диоклетиана. В числе многих мучеников привлечен был к допросу и заключен в темницу и восемнадцатилетний Иулиан. Мучители угрозами, ласками и обещаниями старались склонить его к отречению от Христа, но в сердце юноши глубоко запали семена веры-ярко горел светоч молитвы, не страшна была ему и темница с ее ужасами, спокойно, точно на ясное голубое небо, смотрел он на приближающуюся смерть. Наконец раздраженные мучители, завязав Иулиана в мешок, наполненный песком и гадами, утопили в реке; после сына замучили и его благочестивую мать. Вот какую силу оказал добрый родительский пример: восемнадцатилетний юноша, полный жизни и сил, настолько усвоил светлый образ Христов, настолько проникся святою верою, что на самой заре своей жизни оттолкнул от себя все земные радости, захотел лучше страдать за имя Христово, чем отречься от Него, умер мученически и сподобился венца святости!

Отцы и матери христианские! Вы несомненно желаете, чтобы ваши дети возросли добрыми христианами, а поэтому глубже запишите в своих сердцах пример матери Иулиана и всеми силами старайтесь следовать ему! Она научила сына своим примером верить и молиться. Учите и вы детей своих собственным примером верить и молиться. Настанет день праздничный, день Божий, заслышите благовест - спешите в храм на общую молитву, стойте здесь благоговейно и внимайте с усердием молитвам и песнопениям; пусть и дети ваши будут около вас поучаться вашему усердию к молитве. Настанет ли день будничный - собираясь на свои труды, не забывайте начало дня осилить молитвою, станьте сами перед иконою, прочтите вслух сами, заставляйте повторять и детей своих положенные молитвы. Окончится день труда и забот, накроет вас мраком ночь - опять не забывайте помолиться вместе со своими детьми. Если на ваших лицах будет сиять луч веры и мольбы к Господу, этот луч отразится и в юных сердцах ваших детей. Если на ваших лицах будет разливаться святое, молитвенное умиление, то и дети ваши проникнутся им, и знайте, что никогда они не забудут того семейного уголка, где они пред ликом Спасителя стояли радостные, чистые. Это воистину светлые и счастливейшие минуты их жизни.

(Приложение к журналу "Кормчий", № 93)

Возмездие

Рассказывают, что однажды человек, уже очень пожилой, пришел к священнику и жаловался, что сын выгнал его из-за стола. "Боже мой! Какой злой твой сын! - сказал ему священник. - Ты, верно, не делал так со своим отцом?" Но тот заплакал и отвечал: "Я, точно, так не делал, но часто случалось, что я бранил своего отца!" "То-то, друг мой, - сказал священник,-терпишь за грех против своего отца; кайся же пред Богом, а сыну твоему я скажу, что если он выгоняет тебя из-за стола, то его дета выгонят из хата!" Услышав это, сын перестал обижать отца, и оба стали молиться о своем грехе.

(Из "Воскресного чтения")

Святые показали нам дивные примеры послушания воле родительской

Святатель Иоанн Златоуст еще с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, будущим святителем Василием Великим, проводить жизнь пустынную. Как скоро узнала об этом мать его Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: "Сын мой, Бог не благословил, чтобы добродетели отца твоего долее составляли счастье моей жизни. и смерть его сделала тебя сиротою, а меня - вдовицей. Не делай же меня вторично вдовой; не растравляй рану, которая заживать начала; дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, недалек, - тогда иди с Богом куда хочешь". Святитель Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда только сделал это, когда мать его почила в Бозе.

("Четъи-Минеи")

Великими дарованиями от природы Господь наделил великого святителя Григория: дар красноречия был в нем необыкновенный. За этот дар Григория, когда ему всего был двадцать один год, оставляли наставником красноречия в городе Афинах. Великая и славная участь предстояли Григорию, и на поприще светском и на поприще духовном; его всюду звали занять ту и другую должность. Но любовь его к престарелым родителям была так велика, что он раз навсегда отказался от всяких лестных предложений.

Однажды навсегда он решил жить в Назианзе до самой смерти своих родителей и помогать тут отцу в его епископских и хозяйственных трудах. Григория звал неоднократно в свое прекрасное уединение на реку Ирис и задушевный друг его святитель Василий, для совместных святых подвигов, которые были потребностью и усладою их родственных душ; но Григорий Богослов и от этого отказывался из-за долга сыновнего. "Признаюсь, - писал сам святитель Григорий своему другу Василию на его призыв в уединение, - я не сдержал своего слова - соединить свою жизнь с твоею в училище нового любомудрия, не сдержал обещания, данного еще в Афинах, где дружба слила наши души в одну. Но я не исполнил своего обещания не по своей воле: закон дружбы должен уступить закону сыновней любви" Потом, посетив на короткое время святителя Василия и возвратившись в Назианз, святитель Григорий говорил своей пастве: "Меня возвратили к вам, во-первых, моя приверженность к вам, а во-вторых, собственная моя забота, собственное мое дело - седина и немощь моих родителей, болезнующих более обо мне, нежели о летах своих. Для них быть жезлом в старости, опорою в немощи составляло первый данный мною обет, который и исполняю я по возможности, так что я решился оставить и самое любомудрие, всего для меня драгоценнейшее". В одном своем духовном сочинении святитель Григорий писал: "Услуживая родителям, я думал исполнить угодное Тебе, Царь мой Христос: ибо Ты даруешь смертным детей, дабы они имели в них себе помощь и ими, как жезлом, подпирали свои дрожащие члены".

(Из книги "Жизнь святителя Григория Богослова" архиепископа Агапита)

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже, в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. "Помедли, - говорили они ему, - мы стары, немощны и бедны: некому послужить нам: твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься ты о нас; ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимется у себя; проводи нас в гроб, и тогда исполнишь твое желание". Благодарный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей; он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполненными желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды; потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего.

(По книге "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно", Филарета, архиепископа Черниговского. Ч. Ш.СПб., 1882 С 930-931)

Святой Савва, впоследствии архиепископ Сербский, в юности жил вместе с отцом своим, блаженным старцем Симеоном, в монастыре Ватопедском, на Святой Горе. Единомысленные во всем, они разделяли между собою труды и молитвы: сын учил подвигам отца, но отец, как старец, не мог следовать по стопам его, и потому юноша старческую немощь восполнял избытком своих сил: постился и трудился и за себя и за отца. Чуден был этот старец: не имея сил исполнить все сам, он лежа собирал плоды сыновние, - собирал с сокрушением сердца и со смирением души, проливая от сердечного умиления много слез. Юноша трудился, а старец болезновал, мысленно творя столько же поклонов, сколько и тот, и с состраждущею ему душою, при всенощном его распинании, как бы поддерживал простиравшиеся долу члены своего сына. Усугублял ли юноша пост за себя и за старца - усугублял и старец слезы и воздыхания за себя и за юношу, ибо плакал и о своем бессилии для подвигов и о том, что не мог страдать вместе с сыном. Унылый и дряхлый, с трясущейся от старости головою, он укорял себя и сидел, а юноша утешал отца: "Не унывай, батюшка! Мое стояние, мой пост и поклоны пусть будут и твоими; я приемлю твои труды на себя, ибо ты послушал меня, и от меня взыщет Господь душу твою". Таким образом, труды доблестного сына и воздыхания отца его к Богу, равно как сугубая молитва их, сливались воедино - и оба они веселились о Господе, оба ограждали внутренне душу свою. Далее, Савва все отеческое почитал своим, равно как и отец все свое почитал сыновним, кроме разве одной души, да и ту, Бога ради, готов был отдать сыну: такова была любовь между отцом и богодарованным ему сыном. Старец, почитая Савву не человеком, а как бы ангелом, совестился принимать от руки его какую-либо услугу. Зато и сын со своей стороны служил ему во всем как раб и никому не уступал этой священной обязанности. Старец с полнею утешения душою молился непрестанно о нем, а Савва щитом молитвы мужественно ограждался от искушений бесовских.

("Афонский, патерик")

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус. Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны. Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг. Чти отца своего и мать - вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества). Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19). Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушанием родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Соломон, мудрейший человек, призывал детей почитать своих родителей (Притчи 1:8; 13:1; 30:17). Хотя мы можем уже не находится под их авторитетом, мы не можем «перерасти» Божью заповедь почитать своих родителей. Даже Иисус, Бог Сын, подчинялся как Своим земным родителям (Луки 2:51), так и небесному Отцу (Матфея 26:39). Следуя примеру Христа, мы должны относиться к своим родителям с тем же почтением, как и к нашему небесному Отцу (Евреям 12:9; Малахии 1:6).

Нам приказано почитать своих родителей, но каким образом? Почитайте их и действиями, и отношением (Марка 7:6). Уважайте как озвученные, так и невысказанные их желания. «Мудрость сына – от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит» (Притчи 13:1). В Евангелии от Матфея Иисус напоминает фариссеям о Божьей заповеди почитать отца и мать. Они следовали букве закона, но добавили свои собственные традиции, которые существенно исказили его. Хотя они почитали своих родителей на словах, поступки демонстрировали их истинные мотивы. Почтение – это нечто большее, чем пустые слова. Слово «почитать» в этом стихе является глаголом и, как таковое, требует соответствующих действий.

Мы должны стремиться почитать своих родителей так, как мы стремимся принести славу Богу – своими мыслями, словами и поступками. Для ребёнка послушание родителям идёт рука об руку с их почитанием. Это включает умение слушать, внимательность и покорность их авторитету. После того, как дети повзрослеют, послушание, которому они научились в юности, поможет им уважать другие авторитеты, как правительство, полиция и работодатели.

Тем не менее, хотя от нас требуется уважение к своим родителям, это не значит следование плохому примеру (Иезекииля 20:18–19). Если родитель указывает ребёнку совершить что-либо, противоречащее Божьим заповедям, он должен скорее слушаться Бога, чем своих родителей (Деяния 5:28).

Почтение порождает почтение. Бог не будет почитать тех, кто не выполняет Его заповедь почитать своих родителей. Если мы желаем принести Богу радость и быть благословенными, то нам следует почитать своих родителей. Проявлять почтение нелегко, оно не всегда приносит удовольствие и, несомненно, его невозможно достичь своими собственными силами. Но почтение – это, определённо, прямой путь к нашей цели в жизни – прославлению Бога. «Дети, во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу» (Колоссянам 3:20).

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Э той статьей я надеюсь призвать родителей-христиан требовать послушания от своих детей, потому что, видя, как без каких-либо последствий маленькие дети не обращают никакого внимания на просьбы своих родителей, я не могу не писать об этом. Зачастую дважды, а то и трижды родители говорят своему ребенку сидеть смирно, угомониться, подойти или наоборот выйти из комнаты и после третьей попытки сдаются и подкупают ребенка со снисходительной улыбкой на лице. К сожалению, такой подход не всегда приводит к желаемому результату.

К написанию статьи меня подтолкнули два случая, произошедших некоторое время назад. Одним из них стала смерть 13-летнего Энди Лопеса в калифорнийской Санта-Розе от рук полицейских, когда те подумали, что у мальчика в руках была настоящая винтовка, и он собирался стрелять. Уместным этот пример делает тот факт, что, по словам полицейских, они дважды попросили парня бросить оружие. Вместо этого он направил его на них. Они выстрелили.

Так как мне неизвестны подробности этого случая, в том числе то, слышал ли Энди приказы полицейских, я не могу быть уверен, что он им не подчинился. Однако не на этом я бы хотел заострить наше внимание. Что, если он слышал полицейских и просто-напросто проигнорировал их требования? Будь оно правдой, это стоило ему жизни. Таковой может быть цена неповиновения старшим.

Как это происходит

Как же получается, что родители обрекают своих детей на трагедию в процессе воспитания? На прошлой неделе я стал свидетелем того, как это происходит, наблюдая, как мать готовит своего сына к тому, чтобы его застрелили.

На борту самолета я сидел позади них. Мальчику было лет семь, и он играл на своем планшете. Пассажиров попросили отключить все электронные приборы перед взлетом. Парень продолжал играть. Его мама не обратила на это никакого внимания. Проходя по салону, стюардесса сказала, чтобы он выключил прибор. Он этого не сделал. Мать снова оставила это без внимания.

В последний раз стюардесса остановилась у их мест и сказала, чтобы мальчик отдал планшет маме. Он его выключил, но, когда стюардесса заняла свое место, он снова включил его и продолжал играть во время взлета. Мать не предприняла никаких действий. Мысль, которая мелькнула у меня в голове: «Она готовит его к тому, чтобы быть застреленным полицией».

Лекарство от родительской глупости

Безразличие и лень неверующих родителей понять нетрудно. Для этого есть Библия, которая описывает поведение духовно слепых людей. Однако халатность родителей-христиан ставит меня в тупик.

Что стоит за неспособностью родителей требовать и добиваться послушания от своих детей? Не могу сказать точно, но, возможно, нижеследующие девять пунктов помогут спасти некоторых из них от глупостей воспитания по принципу невмешательства.

1. Требование родителями послушания от своих детей косвенно выражено в библейском требовании от детей слушаться своих родителей.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Ефесянам 6:1, Синодальный перевод). Со стороны Бога было бы бессмысленным требовать от детей слушаться своих родителей и, в то же самое время, не требовать от родителей настаивать на послушании своих детей. Воспитывать в наших детях дух радости и кротости перед поставленным Богом авторитетом – часть нашей работы. Родители являются представителями Бога для маленьких детей, и учить их игнорировать Его требования смертельно опасно.

2. Послушание есть новозаветная, евангельская категория.

Послушание – не просто установленная «законом» категория. Это категория Благой Вести. Павел говорил, что целью его благовестия было «привести всех язычников к вере и послушанию » (Римлянам 1:5, Современный перевод). «Я не буду говорить о том, что сделал сам, а только о том, что свершил через меня Христос, приведя язычников к повиновению Богу, благодаря тому, что я говорил и делал», — говорил он в послании к Римлянам 15:18 (Современный перевод).

Намерением Павла было «брать в плен всякие мысли, подчиняя их Христу» (2 Коринфянам 10:5, Современный перевод). Он требовал этого от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фессалоникийцам 3:14, Синодальный перевод).

Родители, не обучающие своих детей повиновению старшим, поставленным над ними Богом, готовят их к жизни, в которой им будет не по пути с Его словом, не по пути с тем самым евангелием, которое они так желают до них донести.

(Если вы сомневаетесь в том, насколько важна это доктрина, вы можете обратиться к главе Уэйна Грудема под названием «Угождая Богу нашим послушанием: забытое учение Нового Завета» в книге «Для Славы Имени Божьего» под редакцией Джастина Тэйлора и Сэма Стормса).

3. Требовать послушания от детей возможно.

Жалко смотреть на родителей, которые ведут себя так, словно они беспомощны в присутствии своих непослушных детей. Бог требует, чтобы дети слушались, потому что это возможно. Если у вас маленький ребенок, уже того, что вы больше, достаточно, чтобы эффективно показать, чего делать нельзя. Например, плеваться, устраивать истерики, что-то трогать, тянуть в рот, дергать за что-то или указывать на кого-то пальцем. Используйте это, чтобы сохранить вашего ребенка для радости, а не приговорить его к эгоизму.

4. Чтобы послушание было возможным на публике в тех случаях, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, оно должно стать правилом в незначительных вещах дома.

Одной из причин, по которым дети не поддаются контролю на людях, является отсутствие контроля дома. Отчасти это происходит потому, что нередко дома игра не стоит свеч: легче сделать что-то самим, чем тратить время и силы на нежелающего делать это ребенка. Однако все, что такой подход воспитывает, это то, что послушание в любом месте – дело выбора. Последовательная требовательность к послушанию дома поможет вашему ребенку приносить вам радость и за его стенами.

5. Послушание требует усилий и стоит того.

Если вы говорите ребенку оставаться в кровати, а он все равно встает, легче сказать: «Иди обратно в постель» , чем встать и разобраться с этим. Родители устают, и я понимаю это, потому что сам больше сорока лет воспитывал несовершеннолетних детей. Требование послушания энергозатратно и с физической, и с эмоциональной точки зрения. Гораздо проще уступить ребенку.

Результат? Неуправляемые дети, когда это действительно важно. Если мама беспомощна, а папу легко обвести вокруг пальца, дети быстро научаются извлекать из этого выгоду. Например, зная предел вашего терпения, они будут игнорировать ваши требования, пока он не наступит. Это горький плод воспитания. С другой стороны, безотлагательное и последовательное воспитание послушания приносит плод сладкий как для родителей и их детей, так и для окружающих.

6. Вы можете положить конец проблемам предыдущих поколений.

Одним из доводов, по которым родители не настаивают на дисциплине, является то, что они никогда не видели этого в действии. Они выросли в семьях, где были приняты две модели воспитания: пассивность или злость. Не желая воспитывать своих собственных детей в гневе, им остается выбирать только пассивность. Но есть хорошая новость! Это можно изменить. Библия и мудрые советники могут подсказать родителям, что в процессе воспитания является возможным, что – обязательным, а что – мудрым, и как оставаться терпеливыми, твердыми, любящими и укорененными в евангелии наставниками.

7. Хорошее воспитание ведет от вынужденного подчинения к добровольному и радостному послушанию.

Дети должны научиться слушаться до того, как они смогут проявлять послушание через веру. Когда придет вера, послушание, которое выработалось у них в результате «кнута и пряника» и из уважения к взрослым, станет естественным выражением веры. Не требовать послушания до обретения ребенком веры не только глупо, но и недальновидно. Это приведет к закоренелым бунтарским привычкам, которые в дальнейшем станут препятствием на пути веры.

8. Дети, чьи родители требуют от них послушания, счастливее.

Воспитание по принципу невмешательства не приводит к формированию приятной и кроткой личности. Его результат – невоспитанный, избалованный ребенок. Такие дети несчастны, с ними неинтересно, они капризны и заносчивы, а их «свобода» не в радость ни им самим, ни окружающим, потому что свободны они так же, как свободна в своем плавании лодка без рулевого. Они — жертвы своих прихотей, которые рано или поздно кто-нибудь откажется исполнять, что приведет к беде или даже смертельной встрече с полицией.

Подписывайтесь:

9. Требовать послушания не значит требовать совершенства.

Исходя из того, что в глазах детей родители олицетворяют собой Бога — особенно до того момента, когда они приходят к познанию Его через веру — мы, родители, являем им Его милость и справедливость. Не всякое неповиновение должно быть наказано: в некоторых случаях мы делаем замечание, ругаем ребенка или же оставляем его поведение без внимания. Четкой инструкции, как поступать в разных ситуациях, нет. Наше воспитание должно научить детей тому, что Бог евангелия есть «огнь поядающий» (Евреям 12:7,29, Синодальный перевод), и в то же самое время он «долготерпелив и многомилостив» (1 Тимофею 1:16, синодальный перевод). Так или иначе, наша цель – быстрое и всестороннее послушание с радостью. Ведь именно это является плодом познания Бога через Иисуса Христа.

Родители, это вам под силу. Это непростой период в жизни. В моей он занял 60% всего времени, но на это есть Божья милость, и вас ждет щедрая награда.

Автор — Джон Пайпер / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Екатерина Макарова для