Уважение старших основное правило жизни. Вежливость, тактичность и уважение к старшим – искренние и формальные

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

Цель: воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Ход урока

1. Организация класса

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Как вы понимаете это выражение?

В мире есть отцы и дети. Выши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в полном расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Вы в поколении восходящем. Перед вами мир, полный радужных надежд. Тем, чем вы стали и чем станете в будущем, вы обязаны старшим поколениям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как же нужно относится к людям старшего поколения, как мы можем выразить своё отношение к ним.

Составление графов Эйлера-Венна «Дети – старшее поколение».

Вывод: у старшего поколения больше опыта, знаний, они мудрее.

4. Изучение нового материала

Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.

Я вам сейчас прочитаю сказку. Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка..

В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне»..

меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, маму, бабушку, дедушку, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОв погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.

Украинская народная мудрость гласит:

.

Как вы понимаете это выражение?

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. От плохих детей дом можно уберечь. Это зависит не только от родителей, но и от самих детей.

Как же не допустить, чтобы ваши родители были несчастны? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(обсуждение данного вопроса в группах с последующей презентацией ответов).

Но вы же не только сыновья или дочери. Вы ещё и внуки. Ваше отношение к своим дедушкам и бабушкам может творить чудеса. Сейчас я докажу вам это на одном примере.

Когда пришёл смертный час Митиной бабушке, она улыбнулась и сказала:

Прощай Митя. Ты дал мне 4 года жизни. Спасибо тебе. Помни, что самое дорогое в жизни – это человек. Это великая мудрость- уметь оставить себя в другом человеке.

Как вы понимаете эти слова бабушки?

Дедушки и бабушки вкладывают в вас свой ум, свою любовь, своё сердце, свою верность. Бессмертен тот, кто оставил себя в другом человеке.

Последними словами Митиной бабушки были слова: «Митина душа – это моя великая радость».

Как вы думаете, почему она так сказала?

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

.

Презентация групп.

6.Итог урока.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благослови».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

Тема: Уважительное отношение к старшим

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

2014

Цель: воспитывать заботливое, уважительное отношение к членам семьи, ответственность перед семьёй, гордость за свой род; дать понятие, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать; разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим; убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Ход урока

1. Организация класса

2. Мотивация учебной деятельности

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

Как вы понимаете это выражение?

3. Сообщение темы и задач урока

В мире есть отцы и дети. Выши отец и мать – дети своих отцов и матерей – ваших дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в полном расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Вы в поколении восходящем. Перед вами мир, полный радужных надежд. Тем, чем вы стали и чем станете в будущем, вы обязаны старшим поколениям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как же нужно относится к людям старшего поколения, как мы можем выразить своё отношение к ним.

Составление графов Эйлера-Венна «Дети – старшее поколение».

Вывод: у старшего поколения больше опыта, знаний, они мудрее.

4. Изучение нового материала

Кто из старшего поколения для нас с вами самый близкий и родной человек? Конечно, это мама.

Я вам сейчас прочитаю сказку. Послушайте её и скажите, чему учит эта сказка..

В. А. Сухомлинский «Сказка о желтой гусыне»..

«…В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала своим деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и сухо, а снаружи холодно и опасно.

Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова был радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя изранены крылья?»

Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпались по траве, они были счастливы…»

Что вы можете сказать о матери-гусыне? А о её детях?

Как часто слова любви и благодарности мы говорим своим мамам слишком поздно. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы услышат вовремя, а не тогда, когда это, к сожалению, поздно. И не забывайте говорить «прости меня, мама»! А еще помните про волшебные слова, которые нужно чаще говорить. Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит… (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …(спасибо).

Когда бранят за шалости,

Мы говорим…(прости, пожалуйста).

Особое место в вашей жизни занимает ещё один человек – это отец. Отец продолжает, развивает себя в своём сыне или дочери. Ваши отцы – защитники Родины. Они будут защищать вас, маму, бабушку, дедушку, всю вашу семью и весь народ. Помните, что в годы ВОв погибли миллионы отцов, защищая Отечество. Быть храбрым, мужественным защитником – долг каждого мужчины. Быть достойным своего отца – твоя личная честь. Честь и достоинство отца надо умножать и оберегать.

Украинская народная мудрость гласит:

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети .

Как вы понимаете это выражение?

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. От плохих детей дом можно уберечь. Это зависит не только от родителей, но и от самих детей.

Как же не допустить, чтобы ваши родители были несчастны? Что значит быть хорошим сыном или дочерью?

(обсуждение данного вопроса в группах с последующей презентацией ответов).

Но вы же не только сыновья или дочери. Вы ещё и внуки. Ваше отношение к своим дедушкам и бабушкам может творить чудеса. Сейчас я докажу вам это на одном примере.

Когда пришёл смертный час Митиной бабушке, она улыбнулась и сказала:

Прощай Митя. Ты дал мне 4 года жизни. Спасибо тебе. Помни, что самое дорогое в жизни – это человек. Это великая мудрость- уметь оставить себя в другом человеке.

Как вы понимаете эти слова бабушки?

Дедушки и бабушки вкладывают в вас свой ум, свою любовь, своё сердце, свою верность. Бессмертен тот, кто оставил себя в другом человеке.

Последними словами Митиной бабушки были слова: «Митина душа – это моя великая радость».

Как вы думаете, почему она так сказала?

5.Творческое задание. (работа в группах)

1)Придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим.

2)Составьте пословицы об уважительном отношении к старшему поколению.

Старик - да лучше семерых молодых, Молодой работает, старый - ум дает. Молодой красив, старый умен. Старый умен, хотя и не силен .

Презентация групп.

6.Итог урока.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к более старшему поколению. В Нравоучениях от священного писания говорится: «Благослови отца или матерь», «Заступи в старости отца твоего, и не опечали его», «Почитай старших, благослови ».


На протяжении своей истории человеческое общество уже выработало определенные нормы поведения. Правда, все мы замечаем, что многие из них довольно условны и не могут заменить нравственность. Например, уважение к родителям выражается в таком поведении, как признание их прав и приоритетного положения. Благодаря нашим бабушкам и дедушкам, папам и мамам, вкладывавшим в нас душевные силы, мы каждый день открывали для себя окружающий мир, росли и развивались и получали навыки этического и морального поведения.

Именно эти дорогие нам люди воспитали в нас уважение к старшим, к их возрасту и богатому опыту, жизненным достижениям или ошибкам, научили признавать ценность окружающих нас людей, к которым относятся не только члены семьи, но и соседи, приятели, коллеги, руководители местного или государственного значения, сограждане. К критериям такого поведения нужно отнести не только врождённое право каждого жителя земли на человечное отношение, но и заработанный его личными поступками авторитет и статус.

Одна из главных форм поведения, отражающая уважение к старшим, проявляется в вежливости. В чём же она заключается? Если обратиться к старославянскому языку, отцу нынешнего русского, то становится ясно, что «вежа» является корнем этого слова, и в старину оно означало «знание». Вот почему - это тот, кто знает правила поведения в обществе и ценность учтивости. Правда, в наши дни для многих вежливость - это лишь соблюдение правил хорошего тона, в которых не проявляется внутреннее уважение к старшим, а соблюдается формальность. Это в корне отличается от истинного достойного отношения, основанного на исключительной доброжелательности.

Не менее ценной формой проявления уважительного отношения является тактичное поведение. Оно заключается в способности соразмерять свои желания с потребностями и нуждами окружающих, умении соблюдать определённые границы в поведении. Тактичность воспитывается годами и прививает интуитивное нахождение нужного тона и степени выражения своих чувств в общении. Этому свойству с ранних лет человека обучают мамы, бабушки и тётушки, поэтому на нём зиждется уважение к женщине и почитание матери.

Вежливость по этикету и отсутствие тактичности, которую нельзя получить без долгого и умелого духовного воспитания, порождают цинизм. К сожалению, некоторые почитают и его за добродетель. Почему? Потому что в таком человеке нет духовной основы, подкрепляющей и поддерживающей уважение к старшим, к достойным того младшим и ко всему окружающему миру.

Поэтому каждый наш современник сам решает, кого и за что уважать, оценивая поступки и действия окружающих, исходя из своего духовного воспитания и общего мировоззрения. Люди, воспитанные в формальных условиях, на стремлении к циничному получению благополучия только для себя, всегда внешне вежливы и уважительны, но это очень далеко от истинного значения этого понятия. Уважить человека - значит, искренне признать его высокий статус и заслуги. Это правильный путь, дающий надежду на будущее.

Воспитание уважения к старшим

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Белинский В. Г.

В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни - Коменский Я.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. - Руссо Ж.-Ж.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. - Сухомлинский В. А.

Уважение к. людям является общечеловеческой ценностью и входит в структуру личности как одно из ведущих нравственных качеств. Уважение к представителям старшего поколения, как это рассматривает этика, включает в себя благодарность и признательность нового поколения за те социальные блага, которыми оно пользуется. С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека. Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, но и другие члены семьи, кровные и сводные родственники, проживающие и не проживающие совместно с ребенком, - важное свойство нравственно совершенной личности. В семье, под руководством родителей, младший школьник должен научиться учитывать интересы окружающих его людей, проявлять посильную заботу о них. В.Е. Каган утверждает, что для мальчиков характерен процесс научения. Девочки же с возрастом, наоборот, "разучиваются" - начинают более спокойно относиться к переживаниям других людей. Что же касается уважительного и заботливого отношения к близким, в особенности к родителям, то оно включает в себя следующие признаки: послушание, помощь, сопереживание состояния близкого человека (эмпатия), доброжелательность.

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

Видела.

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя "качать права", говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах - деградация.

Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

А ведь уважение к детям - краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей - значит их так воспитали - не поняв, не полюбив, не уважая.


Во многих семьях с детских лет прививают уважение к старшим. Это очень важно для правильного воспитания человека и его дальнейшей жизни в обществе. Ведь без уважительного отношения к старшему нельзя говорить о высокой культуре, правильном взаимодействии с обществом.

Уважение к старшему поколению

Конечно, никто не станет отрицать, что всегда существовала проблема отношений поколений. Она проявлялась в непонимании более прогрессивных взглядов молодежи людьми, которые воспитывались на совершенно других идеях и ценностях. Но это столкновение старых и новых взглядов никаким образом не должно касаться уважительного отношения к старшему поколению. Ведь благодаря им существует теперешний мир, а также появились на свет дети и внуки. Именно старики в свое время создавали тот мир, в котором сейчас все живут. Уже за это нужно вести себя должным образом по отношению к ним.

На сегодняшний день существует проблема отношения к пожилым людям. Если раньше дети беспрекословно слушались старших, то сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Это объясняется неправильным воспитанием и вседозволенностью.

Воспитание уважения к старшим

Родители должны понимать, что только от них зависит то, каким будут их дети. Поэтому прививать уважение к старшим в семье необходимо еще с самых малых лет. Это лучше всего делать на собственном примере. Мужчина в семье является главным и именно он всегда будет для своего ребенка . Мужчина собственным примером показывает эту модель поведения. Так, например, воспитать уважение к старшим можно следующим образом:

При воспитании уважения следует помнить, что внимательное отношение к самому ребенку может формировать правильное поведение, а унижение личности приведет к негативным последствиям и уничтожит все авторитеты.

Каким человеком станет ребенок, зависит от родителей. Время, которое вы тратите на воспитание сына или дочери, терпимость к малышу, а затем к подростку, ваше поведение и отношение к окружающим – это те факторы, которые научат вашего ребенка проявлять уважение к старшему поколению.

Многие родители, бабушки и дедушки недоумевают: мы столько вкладываем средств в свое чадо, ни в чем ему не отказываем, а он (она) проявляет , дерзит. Поможем старшему поколению разобраться в таком важном вопросе: как научить ребенка уважать взрослых?

Естественное желание родителей – обеспечить свою дочь или сына материально, дать ей (ему) все самое лучшее: дорогую игрушку, престижное образование, модную одежду и т.д. Но часто это приводит к тому, что взрослые сосредотачиваются на приобретении этих благ, а времени на общение с ребенком остается крайне мало. Какие детские воспоминания хранит ваша память? Большинство взрослых вспоминают о часах, проведенных с отцом, любовь и забота матери, истории, рассказанные бабушками и дедушками. Так что же нужно в первую очередь вашему ребенку? Да, время, которое вы ему посвящаете, ваши беседы, совместные игры, прогулки, общие интересы, близость и доверие.

И помните, ребенок не уважает родителей только потому, что его этому никто не учит. Ниже мы дадим несколько рекомендаций, как привить уважение к старшим.

  1. Подавайте личный пример уважения к старшим. Жизнь ребенка с самого первого дня складывается под воздействием семейной атмосферы. Все, что с ним происходит, что он видит и слышит, – формирует их эмоциональное достояние, отношение к окружающим. Поэтому первый важный совет родителям: учите детей на собственном примере. Демонстрируйте свое уважительное отношение к своим старшим родственникам: звоните чаще родителям, бабушкам и дедушкам, интересуйтесь их делами, регулярно навещайте их. Пройдет время – и ваш ребенок обязательно будет поступать так же с вами.
  2. Поощряйте детей к добрым делам. Чтобы научить ребенка уважать взрослых, давайте ему подсказки: пусть он спросит, как здоровье бабушки, сделает чай деду, пожелает отцу хорошего дня и т.д. Любые проявления заботы и любви вашего чада не оставляйте незамеченными.
  3. Учите детей оказывать уважение к старшим через этикет. Напоминайте ребенку, что в обществе старших он должен вести себя не так, как с ровесниками. Обучайте его основным правилам этикета:
  • не перебивать старших;
  • обращаться к ним только на «Вы»;
  • не разговаривать при взрослых громко;
  • в транспорте старшим уступать место;
  • использовать в общении «золотые» слова, например, «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
  • за обеденный стол садиться со всеми, желать всем приятного аппетита и т.д.

Уважительное отношение к старшим, конечно, не ограничивается перечисленными формами поведения, но это поможет ребенку относиться к взрослым по-особенному.

  • Поощряйте детей помогать вам. Еще один совет, как научить ребенка себя уважать, – это просить его о помощи. Часто взрослые допускают ошибку, когда пресекают желание ребенка или внука понести сумку, подать вам пальто или зонтик и т.д. Лучше, наоборот, принимайте его помощь и благодарите за проявленную к вам заботу, скажите, насколько его поступок вас порадовал. Ведь только помогая взрослым, ребенок научится проявлять к ним уважение и внимание.
  • Беседуйте с ребенком о его старших родственниках. Во время общения с сыном или дочерью достаньте старые фотографии и расскажите, сколько трудностей пришлось пережить его бабушке и дедушке. Объясните ему, насколько сложно быть пожилым, как непросто бороться с болезнями, жить с ограниченными физическими возможностями. Такие беседы помогут вашему ребенку глубже понять, почему надо уважать старших.
  • Смотрите вместе мультфильмы и читайте сказки. Заботиться о старших учат известные произведения: «Красная шапочка», «Золушка», «Три дочери» и т.д. Чтобы развивать у ребенка необходимые качества, нужно после просмотра или прочтения сказки обсудить с ним сюжет и поступки персонажей.
  • В статье мы попытались объяснить, почему часто дети не уважают родителей, и дали несколько советов, что нужно делать, чтобы ребенок не вырос бессердечным человеком. Не правильно задавать вопрос: как заставить ребенка уважать родителей? Заставить уважать кого-либо невозможно. Воспитывайте дочь или сына с любовью и терпением.