Натуральные духи: живой аромат. Натуральная парфюмерия Vs синтетика

3841

16.05.13 10:10

Современным парфюмерам приходится очень трудно. Покупатели становятся все более требовательны, синтетические ароматы все более избиты. К сожалению, новые ароматы – это всего лишь аналоги ранее известных композиций. А так хочется нанести на кожу капельку неповторимых духов и слушать их, и слушать, и слушать.

Так, чтобы целый день напролет, так, чтобы мужчины оборачивались, а женщины подходили и, опустив глаза в пол, спрашивали: «девушка, а что у вас за запах? Я тоже хочу так пахнуть… »

Почему природные запахи?

Увы и ах, такой эффект могут произвести только натуральные ароматы , такие например, как робкая ваниль, дерзкий шоколад или дразнящий цитрус . Безусловно, такие духи дороже синтетических аналогов. Но оно того стоит, ведь парфюм – это дополнение образа.

Дорогие духи подчеркнут твою индивидуальность. И если синтетические композиции постепенно исчезают, то натуральный парфюм медленно раскрывается на коже и переливается всеми гранями, как бесценный бриллиант.

Конечно, создать синтетику проще, однако Chanel , Guerlain, Balmain и Estee Lauder до сих пор производят натуральны духи, чаще на заказ и ограниченными партиями. Эти духи – самое ценное приобретение для ценителей. Они не нуждаются в рекламе, это исключительный и очень дорогой товар.

Какие бывают ароматы?

Однако, не только престиж толкают людей на покупку натуральных ароматов. С древности известно лечебное действие ароматических масел. Так, ирис, фиалка и гиацинт – природные афродизиаки, ваниль дарит приятное расслабление, а цитрусовые тонизируют.

Многие дамы просто млеют от запаха шоколада. Этот аромат бодрит утром и позволят привлекать мужское внимание в течение всего дня. Ведь, сильный пол – признанные сладкоежки и просто сходят с ума от аромата печенья и какао.

Самые распространенные ароматы с запахом горького шоколада, это Covet от Sarah Jessica Parker , Jil Sander духи Jil , Mat Chocolat от Masaki Matsushima и Escada Desire Me . Пятерку ароматов, схожих с запахом белого шоколада, начинают парфюмерные композиции от Elizabeth Arden , это 5th Avenue Nights и Provocative Interlude . Потом Britney Spears духи Fantasy, Omnia от Bvlgari и Rose Aoud от Micallef.

Запах какао бобов и кофейных зерен можно уловить в духах Clinique Happy To Be , Eau de Charlotte Annick Goutal , Jo Malone Black Vetyver Caf é и Cafe Intenso от бренда Parfums Caf é.

В любом случае, какой бы аромат ты не выбрала, главное, чтобы он грамотно дополнял твой образ и привлекал внимание окружающих.

Все мы на подсознательном уровне понимаем, что натуральный парфюм, лучше, синтетического. Однако не все могут с уверенностью сказать почему.

Мы знаем ответ и с удовольствием расскажем вам, а заодно научим, как отличить натуральные духи от подделки химического производства.

Изначально все ароматы имели природное происхождение. Их добывали из различных растений, не вмешиваясь в структуру того или иного компонента.

А вот современные парфюмы в большинстве своем состоят из синтетических веществ, получаемых путем химической переработки нефти и различных смол.

Вот прямо сейчас возьмите и прочитайте состав ваших любимых духов. Там наверняка будет что-то типа цитронелола, 3,7-диметил-6-октен-1 –ола, 1,3-диенил метанала и т.п.

Печально, но большинство использующих парфюм пахнут не цветами и фруктами, а различными альдегидами, бензолами и прочими достижениями химической промышленности.

И хотя не искушенному человеку сложно сходу унюхать разницу между натуральным и синтетическим ароматом, но со временем он непременно ее почувствует.

Начнем с того, что натуральные ароматы многогранны.

Тот же запах розы имеет около 400 различных оттенков, в то время как синтетический аналог – не более 40.

Таким образом, натуральный парфюм всегда звучит интереснее и богаче.

Более того, природный аромат, даже если он состоит всего лишь из одного компонента, не просто выветривается со временем, а меняется и раскрывается с разных сторон. Такие чудеса химикам пока не под силу.

Воздействие различных ароматных веществ на организм человека является еще одним стимулом разобраться, как отличить духи от подделки. Так, натуральные эфирные масла, попадая на кожу, проникают в наш организм и могут существенно улучшить не только наше физическое, но и психо-эмоциональное состояние.

Синтетические запахи в лучшем случае никак не влияют на нас, а в худшем… Скажем так, в дорогих синтетических духах все компоненты проверяют на негативное воздействие на человека, а вот о дешевых и тем более поддельных парфюмах мы этого сказать не можем.

И даже, если сразу ничего страшного не случиться, кто знает, чем использование такой продукции может аукнуться в долгосрочной перспективе.

Главным же отличием натуральной парфюмерии от синтетической является абсолютная индивидуальность первой и массовая безликость второй. Другими словами, синтетический парфюм пахнет одинаково на любом человеке, в то время как натуральный аромат никогда не зазвучит на ком-то точно так же, как на вас.

Это происходит потому, что природные компоненты взаимодействуют с индивидуальным запахом человека. В результате такого взаимодействия образуется личный, неповторимый и неотделимый от данного человека аромат. Удивительно, не правда ли?!

Как отличить эко парфюм из натуральных масел от его синтетической копии

На первый взгляд кажется, что разницу между синтетическими и натуральными духами может почувствовать только профессиональный парфюмер. Однако вам это тоже под силу.

Во-первых, вы можете ориентироваться по цене. Эфирные аромамасла стоят довольно дорого, поэтому и натуральный парфюм будет существенно дороже синтетического.

Во-вторых, нанесите предлагаемый вам парфюм на кожу в специальных , чтобы аромат быстрее открылся. Попросите то же самое сделать продавца. Если и на вас и на продавце аромат зазвучит одинаково, вам однозначно пытаются продать синтетику.

Если же вы хотите быть абсолютно уверены, что вам предлагают натуральный парфюм, не покупайте готовый аромат в магазине.

Гораздо надежнее

что лучше и... сколько синтетики в "натуральной парфюмерии"?

«Полностью натуральный» парфюм - редкая вещь, но независимые парфюмеры пытаются это изменить.

Натуральные ингредиенты не всегда легко найти, и они могут быть дороги и, когда дело доходит до «превосходных образцов» натурального сырья, два образца никогда не будут звучать идентичным образом.

Простой вопрос: сколько раз вы слышали от продавцов-консультантов «только натуральные ингредиенты»? Часто, верно? Ну, или чаще, чем должны. Идея «натуральной» парфюмерии очень заманчива: звучит очень здорово и дорого, как «органическая пища». Однако почти каждый раз, когда вы слышите это словосочетание, речь идет о синтетическом продукте.

«Современная парфюмерия по большей части состоит из синтетических молекул; хорошо, 90% рынка», - поделилась независимый парфюмер Дон Спенсер Гурвиц (Dawn Spencer Hurwitz).

Парфюм не сможет стоить умеренных денег и широко продаваться, если использовать исключительно натуральные ингредиенты. Но в этом нет ничего плохого. Сама Гурвиц создает как полностью натуральные ароматы, так и «не совсем».

Слово «синтетический» не является синонимом слова «плохой». Великие Chanel No 5 содержат абсолю жасмина, но первое, что мы ощущаем в этом аромате - это искусственные ароматические молекулы, известные как альдегиды.

Однако увеличивающееся число независимых парфюмеров концентрируются на создании исключительно натуральных композиций, даже если это означает производство маленьких партий и индивидуальных композиций.

«Большой парфюмерный дом не станет работать так, как работаю я», - говорит натуральный парфюмер Мэнди Афтель (Mandy Aftel), создатель брэнда Aftelier Perfumes. «Я совершенно не хочу, чтобы моя компания росла. Мне нравится работать именно так, как я делаю это сейчас».

Поиск сырья - основная проблема: натуральные ингредиенты часто очень дороги, их сложнее найти, чем синтетические. В своей новой книге «Аромат», Афтель посвящает целую главу серой амбре , которую так сложно найти и приобрести (одним словом, вы стоите на пляже и ждете, когда море вынесет кусочек амбры к вашим ногам), амбра стоит порядка 10.000$ за фунт. Сырье настолько «активное», что одна капля полностью меняет композицию и, как пишет Афтель, «это один из самых потрясающих ароматов, который я когда-либо ощущала». И аромат каждого кусочка амбры звучит иначе.

Натуральная парфюмерия не может иметь массового производства просто потому, что очень сложно сделать так, чтобы парфюм в каждом флаконе звучал одинаково: как в ситуации с вином, вкус каждого урожая меняется год от года.

Сама Афтель попала в сложную ситуацию, когда использовала эфирное масло периллы (Японской мяты). «Я поделилась ей с Дениэлом, моим соавтором. Мы вместе писали кулинарную книгу, и он использовал мои масла при приготовлении пищи», - рассказывает она. «Но этого масла у меня было не так много и я попыталась докупить его, и это был кошмар. Все пахло кошачьей мочой». Она потратила десять лет на поиски, пробуя различные варианты, пока не нашла правильный.

Если подобное случится у независимого парфюмера – это проблема. Если такая ситуация произойдет у Sephora, ожидаемые продажи которой составляют миллионы флаконов в год, - это будет катастрофа.

Однако усилия, приложенные к поиску ингредиентов, придают некий шарм созданию ароматов. Айала Мориель (Ayala Moriel), натуральный парфюмер и преподаватель парфюмерии, рассказала: «Я Еврейка и живу действительно далеко от моей семьи. А сейчас праздник. Поэтому на мне сейчас Цитрон. Цитрон- это цитрус, который является важной частью праздничной церемонии Суккот. Эту вещь ты не станешь носить постоянно, так как обычно производители не выпускают это эфирное масло.» Чтобы получить это эфирное масло, Мориель собирала фрукт сама.

Но «натуралы» не отрицают современность.

«Как художника меня пугает ограниченная палитра,» говорит Гурвиц. «Это как искусственный железный занавес». И это основная мысль каждой парфюмерной композиции.

В конечном итоге, вопрос только в том, что хотел сказать автор.

Эфирные масла или синтетические молекулы? Современные формулы или старинные рецепты? Развенчиваем мифы об ароматах вместе с парфюмерным химиком Матвеем Юдовым и натуральным парфюмером Анной Зворыкиной.

Миф № 1

Настоящая парфюмерия производится из натуральных материалов. Всё остальное – эрзац, не заслуживающий внимания.

Матвей:

Современная парфюмерия как таковая, в том виде, какую мы знаем её сейчас, сформировалась не так уж давно — во второй половине XIX века. Houbigan Fougere Royale (1882) и Guerlain Jicky (1889) были одними из первых современных ароматов. Мало кто, не считая историков парфюмерии, назовёт хотя бы пару ароматов, выпущенных раньше. В состав этих духов входят синтетические материалы — кумарин, ванилин, изобутилхинолин. Так что, на мой взгляд, именно появление синтетических ингредиентов в палитре парфюмера сформировало парфюмерию как отдельный самостоятельный вид творчества. В состав Shalimar, к примеру, входит и натуральный абсолю ванили и синтетический этилванилин, и именно сочетание этих двух компонентов позволило добиться нужного результата. Без синтетических веществ невозможны были бы ароматы с нотами зелени, большинства фруктов (кроме цитрусовых), акватические. Не существует натуральных материалов с запахом ландыша, сирени, цикламена, фрезии, гвоздики и ещё многих-многих цветов. Все эти запахи воссоздаются только при помощи синтетических материалов. Мускус, амбра, некоторые древесные запахи — всё это уже много лет заслуга синтетики. Качество аромата больше зависит от мастерства парфюмера, а не от материала, который он использует.

Анна:

Конечно же это миф. Настоящее искусство – это то, которое обращается к нашему сердцу. Из чего оно создано – глубоко вторичный вопрос. Выбор материала обычно диктуется целью. Подменять цель средствами и заявлять «я пользуюсь только натуральными ингредиентами, потому что они натуральны» - странный логический выверт. Мне представляется, что первична цель, а средства подбираются, исходя из нее. Например, воспроизведение аромата ландыша требует синтетических молекул. А натуральные материалы позволяют решать задачи, недоступные синтетике. Например, создать ароматы изменчивые, живые, дышащие, близкие по гармоническому строю к ароматам природы. Ароматы, которые говорят на языке души.

Например, для меня ароматы искусственной «свежести» - как скрип железа по стеклу. Мне не нравится «огранка», которую дают аромату альдегидные молекулы, а длиннющий шлейф искусственных мускусов и их «стойкость» меня утомляют. Уже несколько раз сменилась ситуация, но духи сидят, как гвоздём прибитые, а иногда ночь и ванну переживают… Вот моё представление о парфюмерном кошмаре. Любители парфюмерии, созданной из синтетических материалов, часто говорят о «грязных тонах» натуральных ароматических веществ. Я воспринимаю эти особенности звучания не как грязь, а как «сложный цвет» в противовес «простому, открытому цвету», который художники иногда называют «цвет из банки». На сложных цветах отдыхает мой глаз, на сложных ароматах – мой нос. Натуральные экстракты позволяют создавать картины, которые не отделены от окружающей жизни «отфильтрованностью красок» и чрезмерной рафинированностью.

Миф №2

Натуральная парфюмерия безопасна и не вызывает аллергии, а синтетическая – вредна для здоровья, вызывает рак и понос.

Матвей:

В корне неверно ставить знак равенства между понятиями «натуральный» и «полезный» или даже «безопасный». Волчьи ягоды и чилибуха совершенно натуральные, но здоровья они точно не принесут. Натуральные материалы, эфирные масла, абсолю и т.п. — это всегда сложная многокомпонентная смесь с варьирующимся составом. Среди нескольких сот компонентов вполне может оказаться аллерген. Именно поэтому сейчас запрещены, например, дубовый мох и перуанский бальзам. Многие цитрусовые эфирные масла содержат в своём составе вещества, вызывающие фотосенсибилизацию. Если нанести на кожу состав, содержащий натуральное масло бергамота, то при попадании прямых солнечных лучей вы гарантировано получите фототоксическую реакцию или попросту говоря ожог. Синтетические материалы — это как правило индивидуальные вещества. Прежде, чем попасть в ваш любимый пузырёк духов, все новые соединения проходят огромное число тестов, токсикологических, дерматологических и всяких прочих других. Ещё один важный момент: не бывает абсолютных понятий «безопасно» и «вредно». Как сформулировал ещё в XV веке Парацельс, «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». Человек, съевший примерно 400 граммов поваренной соли, неизбежно умирает. Получается, что в каждой пачке соли больше двух смертельных доз. Почему никто не рисует на них череп с костями и не пишет жутких предостерегающих надписей? Однажды на одном парфюмерном форуме одна дама писала о вреде вещества, под названием изо е супер, аргументируя этом тем, что это страшный яд. В качестве аргумента приводила значение LD50=5000 мг/кг. Вот если бы у дамы было бы всё в порядке с арифметикой, то она смогла бы подсчитать, что для того, чтобы отравится изо е супером, человеку массой 70 кг надо съесть 350 граммов вещества (примерно, как с поваренной солью). Если речь идёт об аромате Molecule 01, то потребуется выпить 30-40 больших пузырьков. Только не забывайте, что помимо изо е супера в этом случае придётся выпить ещё больше трёх литров спирта. Что нанесёт больший вред — думайте сами.

Анна:

Некоторые эфирные масла и абсолюты, входящие в состав натуральных духов, аллергенны. Некоторые ароматические материалы – фототоксичны. Тем, кто пользуется натуральными духами, нужно знать (и выполнять!) два простых правила:

Перед знакомством с натуральными духами сделайте аллергенную пробу, для этого нанесите духи на внутреннюю часть сгиба локтя. Если по истечении нескольких часов не возникло никаких неприятных ощущений (покраснения, припухлости или отека) – можете пользоваться духами. Особенно необходима такая проверка аллергикам, беременным и кормящим матерям.

Не наносите духи из натуральных материалов на открытые участки тела перед выходом на солнце, т.к. некоторые эфирные масла могут вызвать фотосенсибилизацию, т.е. приобретение кожей особенной чувствительности к ультрафиолетовому облучению всех видов.

Миф №3

Натуральная парфюмерия – это про духи, а синтетическая – про отдушки для стирального порошка.

Матвей:

Подавляющее большинство современных парфюмерных композиций содержат как натуральные, так и синтетические компоненты. Использовать в работе только ингредиенты позапрошлого века — это всё равно, что строить небоскрёбы из тростника и бурой глины. Действительно есть такое понятие «натуральная парфюмерия» — в ней используются только материалы природного происхождения. Это явление довольно субкультурное и неоднозначное. Чтобы найти действительно полноценно «натуральный» аромат надо серьёзно задаться целью — производством, как правило кустарным, подобных композиций занимаются очень небольшие нишевые бренды. Скорее всего, полностью натуральные ароматы по началу вас расстроят — они мало похожи на привычные нам духи из магазина. У большинства 100%-натуральных ароматов имеется характерный «аптечный» подтекст (почти во всех эфирных маслах содержатся высокомолекулярные терпены, обладающие характерным скипидарно-камфорным запахом) и они практически лишены шлейфа.

Анна:

Человек, привыкший к современной цифровой фотографии, увидев на бумаге фотоотпечаток с пленки, автоматически тянется «прибавить яркость» или спросить – «а что так нерезко»? Но аналоговую фотографию – на бумаге или стеклянных пластинах, не «подсвечивают» светодиоды экрана ноутбука, там другие цвета (или их вовсе нет) и другой порядок контраста. Одно не хуже другого, просто разные концепции, разные вкусы: каждый выбирает для себя. Многие успешно любят и «цифру» и пленку, кто-то отдает предпочтение чему-то одному. Так же дело обстоит и с натуральной парфюмерией.

От натуральной парфюмерии не стоит ждать cтойкости, сравнимой со стойкостью искусственных ароматов, или свежести — они не свойственны натуральным духам. Зато они гарантируют своему владельцу природное, иногда брутальное звучание аромата, ярко выраженный характер, зачастую непривычный для восприятия. Натуральный аромат — это чаще всего экстравагантная, выпуклая композиция, иногда шокирующее впечатление. Натуральная парфюмерия — для хорошо осознанного выбора, для тех людей, которым нужны более выразительные, яркие возможно, экстравагантные характеры ароматов. Не «выпил и пошел», не «съел и порядок» или «напшикался и побежал». Это не означает, что духи для «побежал» — хуже, они просто для других ситуаций и состояний.

Миф №4

Только из натуральных компонентов можно сделать настоящий парфюмерный шедевр, синтетика никогда не будет пахнуть так роскошно и убедительно, как натуральные компоненты.

Матвей:

Самый главный аромат всех времён и народов, Chanel №5, был бы невозможен без смеси трёх алифатических альдегидов, разумеется, синтетических. Thierry Mugler Angel, который мог бы составить конкуренцию пятой шанели по объёму продаж, строится на основе этилмальтола — синтетического вещества, которое даже не встречается в природе.

Странно было бы утверждать, что настоящий парфюмерный шедевр может быть только 100% натуральным. На настоящий момент не существует ни одного мало-мальски известного 100%-натурального аромата. Все духи XX и XXI века в большей или меньшей степени содержат синтетические ингредиенты. И натуральные и синтетические компоненты выполняют в духах свою определённую функцию и было бы непросто обойтись при создании полноценной парфюмерной композиции как без одних, так и без других.

Вообще было странно оценивать, например, живопись, по натуральности красок, которые были использованы художником. Вот это нарисовано акварелью на меду — это шедевр. А всё, что акрилом — так, мазня.

Анна:

Духи как произведение искусства – это дело рук мастера, а не материалов. Музыку можно играть и на электронной гитаре и на скрипке, важен профессионализм исполнителя. Современная парфюмерия сформировалась в первую очередь при участии синтетических молекул, и все широко известные шедевры – духи с синтетическими молекулами. Натуральная парфюмерия возродилась в начале 21 века как альтернативный, не-массовый тренд. Тем не менее, с каждым годом произведения натуральных парфюмеров становятся все более известными, и среди них есть очевидные шедевры. Но это направление молодое, и я уверена, что главные «шедевры» натуральной парфюмерии еще увидят свет.

Миф №5

Производство натуральных ароматов безопасно для окружающей среды, а синтетических – очень вредно. Тают льды, касатки выбрасываются на берег, дети рождаются с пёсьими головами.

Матвей:

Зверушка кабарга была практически истреблена из-за того, что её железы служили источником натурального мускуса. В Индии вырубили практически весь сандал, переработав его на эфирное масло. Для получения абсолю требуется огромное количество токсичных растворителей. Получение синтетических душистых веществ не сопряжено с большими опасностями, чем куда более масштабные химические производства. Что же касается вреда от использования парфюмерии, то тут только могу процитировать известного парфюмерного критика, написавшего однажды, что ни один человек не погиб от аромата Mitsouko, но зато из-за него появилось множество новых людей.

Анна:

Для окружающей среды безопаснее всего было бы вообще не пользоваться духами. Однако мы ими пользуемся. Духи – это роскошь. Добыча натуральных экстрактов, часто, к сожалению, вредит природе. Большинство натуральных парфюмеров очень озабочены этой проблемой, и используют только ингредиенты, сырье для которых было добыто на законных, специально посаженных плантациях.

Миф №6

Натуральные компоненты – это эфирные масла. Все остальное – синтетика и порождение дьявола.

Матвей:

Существует много способов извлечения ароматических материалов из натурального сырья: прямой отжим в случае с цитрусовыми, перегонка с водяным паром, экстракция различными растворителями. Ни один способ не позволяет получить субстанцию, полноценно передающую аромат сырья, поскольку в процессе выделения неизбежно происходит ряд химических трансформаций. Строго говоря, только этот факт уже не позволяет считать никакие эфирные масла или абсолю 100% натуральными. Эфирное масло розы пахнет не так, как абсолю розы и ни то, ни другое не пахнет как живая свежая роза.

Анна:

Что касается натуральной парфюмерии, тут совсем общепринятого критерия нет. Дело в том, натуральная парфюмерия представлена маленькими независимыми парфюмерными домами, которые часто не объединены ничем, кроме любви к ароматам. Существует много мнений на этот счет. Некоторые натуральные парфюмеры используют даже изоляты – эфирные масла, очищенные до нескольких молекул. Хорошие духи делают не материалы, их делает парфюмер.

Миф №7

Натуральные ароматы всегда красиво раскрываются на коже, а синтетические и на блоттере фу-фу, а на коже и вовсе могут превратиться в кошачий лоток.

Матвей:

Некоторые индивидуальные вещества имеют настолько сложный, гармоничный приятный аромат, что сами по себе используются как полноценные духи — вельвион, амброксан. Насколько красиво будет раскрываться на коже, например, натуральная тинктура цибетина в чистом виде, можете поэкспериментировать сами.

Анна:

Натуральные духи не садятся идеально на любого человека, так же, как и синтетические. Разница между звучанием на блоттере и на коже у натуральных ароматов часто выражена ярче, чем у не только натуральных. Но хороший аромат вне зависимости от того, из чего он сделан, будет гармонично звучать и на коже и на бумаге.

Миф №8

Натуральные ароматы – «стойкие от природы», а синтетические – мгновенно улетучиваются. А если не улетучиваются, значит в них добавлен яд.

Матвей:

Стойкость зависит от летучести вещества, лёгкие молекулы более летучи, чем тяжёлые. Как правило, вещества с цитрусовым запахом, с запахом зелёной травы легколетучи, а вещества, пахнущие, например, мускусом или деревом — более стойкие. Стойкость композиции зависит от того какие именно компоненты входят в состав и насколько они летучи. Это не зависит от натуральности и их происхождения. И натуральное масло бергамота и синтетический линалилацетат одинаково испарятся с кожи минут за двадцать максимум.

Анна:

Нельзя сказать, что натуральные духи держатся дольше синтетических. Чаще всего бывает наоборот. Например, натуральный аромат «цитрусовой» группы будет держаться меньше, чем его синтетический аналог, в котором были использованы специальные фиксаторы. Более основательные «восточные» композиции, с участием большого количества базовых ароматических ингредиентов, взятые в аналогичном количестве и концентрации со своими «не-только-натуральными» собратьями, будут держаться вполне сравнимо по длительности звучания. В целом, стойкость натуральных духов колеблется от часа (лёгкий одеколон), до нескольких суток при нанесении на одежду или волосы для концентрации Eau de Parfum или Parfum.

Миф №9

Натуральная роза всегда пахнет лучше, чем собранная синтетическая, про это ещё Андерсен в сказке «Свинопас» рассказал.

Матвей:

Я ещё раз вернусь к тезису, что запах эфирного масла розы очень сильно отличается от запаха живой цветущей розы. Разумеется, аромат живого цветка великолепен, но воссоздать это ощущение без синтетических компонентов будет невозможно. Все гиперреалистичные ароматы — это результат анализа запаха живого цветущего цветка (так называемая хроматография headspace или технология living flower), и последующее воссоздания аромата из индивидуальных синтетических компонентов. Тут ещё хочется вспомнить высказывание Коко Шанель о том, что духи не должны пахнуть как роза, или как ландыш, они должны пахнуть как женщина.

Анна:

Запаха «натуральной розы» как вещи в себе вообще не существует. В массовом сознании натуральная роза пахнет отдушкой для шампуня, к которой привыкли с детства. И если случайному неподготовленному человеку поднесут зелененький флакон с разведенным абсолютом майской розы – он легко может сказать, что это «ну что-то свеженькое… может трава». И после раскрытия тайны он же скажет – «Что вы! Настоящая роза пахнет по-другому».

Миф №10

Натуральные компоненты дорогие, а синтетические дешёвые. Поэтому все используют синтетические.

Матвей:

Совершенно ничем не подкреплённое заявление. Существуют очень дешёвые натуральные материалы и чудовищно дорогие синтетические. Большинство дешёвых синтетических ингредиентов стали дешёвыми только благодаря тому, что они очень востребованы и учёные потратили очень много сил на то, чтобы разработать доступный метод синтеза. Изначально синтетический ванилин стоил довольно дорого и его цена была сопоставима со стоимостью натурального материала. Относительно дешёвым ванили стал только после того, как был разработан простой доступный метод синтеза ванилина из лигнина (отход древесной промышленности). На то, чтобы найти и разработать синтез галаксолида, самого популярного на настоящий момент вещества с мускусным запахом, крупнейшая мировая корпорация по производству аромахимикатов потратила 15 лет. И именно поэтому галаксолид доступен и относительно дёшев, в отличие, например от аналогичного мускона, стоимостью несколько тысяч долларов за килограмм. Многие вещества с мускусным запахом, запахом амбры или сандала имеют очень сложную структуру и, как следствие, их синтез сложен и трудоёмок, такие вещества чрезвычайно дороги. До сих пор не существует удобной схемы синтеза ирона, ключевого одоранта корня ириса, цена на синтетический ирон крайне высока. Тем не менее, очень похожие по структуре иононы с запахом фиалки уже более 100 лет успешно производятся в огромном количестве и стоят дёшево.

Анна:

Конечно же в массе своей натуральные экстракты в данный момент на порядок или несколько дороже синтетических. И их производится намного меньше. И никакая природа не в силах дать столько сырья, чтобы насытить современный рынок производства массовой парфюмерии.

Миф №11

Природа совершенна, а учёные – нет, поэтому в лаборатории невозможно получить такие же прекрасные запахи, какие есть в природе.

Матвей:

Практически любой зелёный лист растения, будучи поврежденным, обладает характерным «зеленым» запахом. Причина этого запаха в так называемых С6-wound соединениях, в первую очередь запах обусловлен цис-3-гексенолом («спиртом листьев») и цис-3-гексенилацетатом. На настоящий момент не существует методики, позволяющей выделить эти соединения из природного сырья. Однако их синтез чрезвычайно прост и дёшев. Очень часто приходится слышать такой термин, как «химозность». Дескать, в этом аромате такой химозный инжир (клубника, фрезия, ландыш), а вот в другом — очень натуральный. В обеих случаях аромат инжира (клубника, фрезия…) создан при помощи синтетических ингредиентов, потому что натуральных просто не существует. Проблема первого аромата в балансе, неправильно подобранных пропорциях и неверной аранжировке компонентов. И это проблема опыта и технических навыков парфюмера, а не проблема ингредиентов.

Анна:

Парфюмерия – искусство, а искусство не есть повторение природы. Даже натуральная парфюмерия не занимается воссозданием природы – иначе духами считались бы обычные компоненты, вроде эфирного масла лимона, однако, это не так. Натуральные парфюмеры точно так же, как и парфюмеры, использующие всю палитру ароматических веществ, создают принципиально новые вещи. Просто эстетика другая. Например, среди натуральных парфюмеров и любителей этого жанра популярны кожаные ароматы. Духи, пахнущие пудрой, и новой дорогой сумкой – куда уж дальше от природы.

Миф №12

Натуральные духи на каждом человеке пахнут по разному, идеально подстраиваясь под его собственный запах, а синтетические на всех пахнут одинаково.

Матвей:

В этом утверждении есть доля правды. Любой парфюмерный продукт (за исключением, разве что, хулиганства типа Escentric Molecules) — многокомпонентная смесь. Как будут испаряться компоненты зависит от огромного числа факторов — температуры, влажности, давления, состояния вашей кожи. Плюс работает так называемый клеточный осмос, некоторые компоненты частично растворяются в жировой ткани, что замедляет испарение и есть ещё сотня причин, почему в каждом отдельно взятом случае запах одних и тех же духов на коже человека будет немного различаться. Если в составе много натуральных компонентов, то ситуация несколько усугубляется.

Другое дело, что никто ни под кого не подстраивается. Молекулам душистых веществ, что природного, что рукотворного происхождения, совершенно плевать на ваш «собственный запах». Просто на вашей коже аромат будет пахнуть чуть иначе, нежели на блоттере, отличия эти практически непредсказуемы. Конечно, они не будут радикальными — ландышевый аромат ни у кого на коже не будет пахнуть елью и амброй.

А теперь представьте себе художника, который нарисовал чудесного гиппопотама. Зрители любуются картиной, но один человек видит на картине лося, второй — кенгуру, а третий — черепаху. Этого ли хотел художник? Так вот одной из ключевых задач парфюмера как раз является сведение вот этого разброса и разночтения запаха к минимуму. Хорошо выстроенный и сбалансированный аромат должен пахнуть в большинстве ситуаций практически одинаково. А вот это «подстраивание» аромата под конкретного человека звучит как не очень логичная маркетологическая байка, призванная замазать огрехи в работе парфюмера.

Анна:

Тут момент тонкий. С одной стороны, конечно, есть вариабельность звучания на разных людях. Да и как ей не быть, если у одного индивида кожа сухая и холодная, у другого - горячая, и так далее. Понятно, что если мы наносим на кожу смесь веществ с разной температурой кипения, то от того, какова температура кожи (и окружающей среды!!!), будет зависеть динамика испарения этой самой смеси. Например, если смешать спирт и ацетон и выплеснуть на горячую плиту - пахнуть будет все вместе: и спирт, и ацетон. Если эту же смесь вылить на холодный стол - сначала мы почувствуем преимущественно запах ацетона, потом - спирта и ацетона вместе, потом - преимущественно спирта. Аналогично происходит с кожей и духами.
И это подталкивает нас к тому, чтобы, по возможности, уйти от мифологии и сочинительства. Все эти «цветы на мне не звучат» и так далее имеют, по большому счету, ту же самую физическую причину. Плюс смешение с собственным запахом тела, когда он ярко выражен.
Тем не менее, несмотря на вариабельность звучания, всегда можно понять, какой это аромат. Проводя аналогию, человека можно одеть в шубу, можно в плавки, можно в платье. Что-то подходит этому человеку и конкретной ситуации лучше, что-то хуже, но нельзя сказать про товарища в плавках – «О, это же совсем другой человек!». Да тот же! И не надо создавать мифов там, где есть логика.

Миф №13

Натуральные ароматы обладают сложным богатым звучанием, а синтетические – это как краткое изложение «Евгения Онегина» на двух листах.

Матвей:

У натуральных и у синтетических компонентов своя роль и своя функция. Как правило синтетика создаёт крепкий скелет аромата и наделяет его столь любимыми многими свойствами типа стойкости и шлейфовости. Натуральные компоненты придают аромату глубину, объём и насыщенность деталями.

Натуральные эфирные масла сами по себе как бы природные духи, самостоятельные композиции со своим характером, историей, развитием и драматургией. Сочетать множество натуральных ингредиентов сложно, потому что эти истории начинают наслаиваться и это приводит к некоторой невнятности и сумбуру. Вспомните десять своих самых любимых песен. А теперь представьте, что все десять играют одновременно. Получится ли в результате музыка, которая в 10 раз прекраснее? Нет, получится шум и какофония.

Анна:

Некоторые синтетические ароматы действительно созданы в эстетике минимализма – взять хоть аромат из одной молекулы. Современное быстрое, клиповое сознание диктует свои условия тем, кто создает ароматы и продает их. Натуральная парфюмерия изначально относится к нишевой, у нее другая целевая аудитория, и есть возможность делать более медленные, подробные истории. Конечно, натуральные материалы сами по себе имеют совершенно иную эстетику и сложное звучание, соответственно, и композиции из них развиваются медленно, и звучат довольно необычно.

Но сводить всю «не-только-натуральную» парфюмерию к духам из одной молекулы – огромная ошибка. Во всех сферах есть минималисты и любители объемных, сложных произведений. Это в первую очередь зависит от замысла автора композиции, а не от материала.


Уже несколько лет я создаю натуральные ароматы. Это очень увлекательно и интересно! Парфюмерия - именно та сфера деятельности, где можно выразить себя в полной мере.
Кратко о том, почему я люблю НАТУРАЛЬНЫЕ духи: Они индивидуальны. На коже они живут своей жизнью, рассказывают вам свою историю, они никогда не надоедают, т.к. звучат совершенно по-разному, меняя аромат в зависимости от погоды, температуры, вашей одежды и даже вашего настроения! Так же, если верно подобраны духи, они поднимают настроение, положительно воздействуют на психику - сосредотачивают, успокаивают или бодрят.


1. "Сны в Полнолуние" - это аромат, посвященный снам, волшебным и красивым, которые путаются с реальностью и снятся в полнолуние. Здесь есть ночные цветы, нежные облака и далёкие звёзды. Вдохновением на создание аромата послужили первые тёплые ночи, именно в такие ночи снятся невероятные сны...


Я представила этот аромат, и сразу же - ночью, записала его составляющие в свою старую, потрёпанную книгу с рецептами и формулами духов. (фото 1)



Примерные ингредиенты (их было 18) - (верхняя нота- нероли, мимоза, смородина, зелёный мандарин, петитгрейн), (нота сердца - магнолия, тубероза, франжипани, роза, два вида лаванды, фиалка, ягодные экстракты, ваниль) и (базовая нота- ирис, ладан, бензоин, элеми и табак). На тинктурах (настойках) розы, смородины и корня ириса.


2. Днём я решила приступить к воплощению аромата в жизнь, начав с приготовления рабочего места - достала пипетки, блоттеры, и пахучие вещества- абсолюты, эфирные масла и резиноиды. :) (фото 2)



Ах, да, и конечно тинктуры, которые перед применением профильтровала (чтобы были прозрачные, для этого можно использовать кофейные фильтры). (фото 3)



3. Составление аромата начала с пробы составляющих верхней ноты. (вообще-то составление парфюмерии нужно начинать с базовых нот, но поскольку это - лёгкий, невесомый аромат, я уделила большее внимание первой ноте. Возможно, это не правильно, однако, у каждого парфюмера свои особенности в работе, свои секреты, своя "фишка" :)) Капая по капле каждого масла на отдельный блоттер, а затем вдыхая их аромат, я выясняла - какого масла нужно больше, какого меньше, а может что-то здесь вообще лишнее. В ходе пробы выяснилось, что верхней ноте явно не хватает той сладости и яркости, которая присуща обыкновенному апельсину и еще не хватает бодрящей прохлады бергамота (кстати, одно из моих самых любимых масел). (фото 4)



Откорректированную формулу верхней ноты духов я снова записала, только теперь с точными пропорциями.


Итак, ингредиенты первой ноты:


Смородина
Нероли
Зелёный мандарин
Мимоза
Петитгрейн
Бергамот
Апельсин


4.Теперь наша самая любимая нота - сердечная. Именно здесь цветёт красавица роза и переливается великолепный жасмин. Вот только нос мой "принюхался", и уже не так ясно слышит запахи. На такой случай на моём рабочем столе всегда стоит забавный барашек с зёрнами кофе, которое "ободрит" моё обоняние:) (фото 5) Можно ещё отойти попить чай, чтобы другим взглядом увидеть свой шедевр:)



Ноту сердца я подобрала, как и головную ноту, но при этом комбинируя их между собой. Уже чувствуется - аромат выходит замечательный, в точности передающий идею.


Итак, составляющие второй ноты:


Магнолия
Тубероза
Роза
Ягоды
Франжипани
Лаванда
Ваниль
Фиалка


В составе сердца я ничего не меняла, только подобрала пропорции (фото 7)



5. Последняя нота - базовая. Мы слушаем получившийся аромат, и думаем, чем его дополнить. (Эй, где мой спасительный барашек с кофе?:))


В первую очередь ирис, да, обязательно. Он создаст пудровость, добавит мягкости. Я буду использовать со2. Из экстрактов со2 здесь будет ещё мускатный орех - мягкий, шероховатый и тёплый. Снова определяю пропорции и ингредиенты, дополняющие, "округляющие" идею.


Состав базовой ноты:


Ирис
Ладан
Кедр (атласс)
Бензоин
Элеми
Мускатный орех
Табак



6. Формула духов готова - аромат воплощён... Почти. (фото 8) Теперь я сделаю 1 мл концентрированного запаха, и разведу его фильтрованными тинктурами розы, листочков смородины и ириса, до концентрации 20 %, т.е. до 5 мл, оставив созревать на месяц, а через месяц, когда аромат будет окончательно готов (возможно, я чем-то ещё его дополню, часто бывает, что к концу созревания не хватает какого-нибудь особого акцента, и т.д.) , он отправится на "суд" строгих "судей". И только после этого воссоздастся в большем количестве и попадёт на , со своей историей.