Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников. Развитие памяти: уроки запоминания

Аннотация. Данная статья посвящена феномену памяти и её видов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлены результаты диагностики видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: память, интеллектуальные нарушения, диагностические методики, уровень развития, особенности видов памяти.

В настоящее время насчитывается всё больше детей с различного рода заболеваниями. При этом очень часто различные патологии имеются у детей с самого рождения. Данной проблемой озадачены большое количество людей, среди которых: врачи, преподаватели, психологи, различные специалисты и конечно, родители этих детей. В данной проблеме также заинтересованы институты образования и здравоохранения. Любой человек, не зависимо от структуры своего дефекта, имеет право на достойное и полноценное существование, а следовательно, перед государством стоит важная задача обеспечить благосостояние таких людей, создать определённую базу для их развития и адаптации в социуме, создать оптимальные условия для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Хочется особое внимание уделить детям с умственной отсталостью, ведь таких детей насчитывается несколько категорий от слабой умственной отсталости до тяжёлой степени умственной отсталости.

У детей с подобным дефектом заметны проблемы с познавательными процессами, и это серьёзная проблема. К таким процессам, например, относится память. Она очень важна для человека, ведь это процесс восприятия, усвоения и дальнейшего воспроизведения нужной важной информации.

Существует большое количество факторов, влияющих на интеллектуальную недостаточность людей, необходимо найти силы и средства для предотвращения их воздействия на психическое и физическое развитие. Изучение памяти учащихся с нарушением интеллекта является одной из актуальных проблем психологии.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать виды памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Объект исследования: виды памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Предмет исследования: исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Гипотеза: уровень развития видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями низкий.

Изучение памяти - это один из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментaльный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси-холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, незaвисимые от деятельности мыш-ления [цит. по 1, с.233].

Э. Крепелин, известный немецкий психиатр, изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой немецкий ученый — психолог Г. Э. Мюллер — осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека [цит. по 2, с.249-250].

Примерно в это же время, то есть в начале XX в., возникла смысловая теория памяти. Начало изучению памяти было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он первый стал трактовать память как систему действий, ориентировaнных на запоминание, переработку и хранение материала.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых oнo происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов [цит. по 1, с.237].

Р.С.Немов описал концепцию, раскрывающую суть совместной, взаимосвязи деятельности долговременной и кратковременной памяти разработанной американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладающей ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации.

З.Фрейд и его последователи в исследовании памяти выяснили роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу обнаружились и были описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации [цит. по 1, с.226].

Ещё с XVIII в. внимание психиатров: Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Главная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.

Уже с середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, которая препятствовала усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медицинских работников, но и педагогов, а затем психологов.

Л.В.Занков, также делает важный вывод о том, что совершенствовaние памяти умственно отсталых детей в шкoль-ном возрасте происходит прежде всего за счет развития высших её функций. Л.С. Выготский, внёс вклад конкретно в изучение произвольного запоминания, как одного из важнейших показателей умственного развития. Не маловажен труд Х.Замского, который изучал протекание умственной отсталости на протяжении веков, начиная с древних времён и заканчивая 20-м веком. Большое значение на анализ и изучение особенностей свойств памяти у младших школьников оказал многолетний опыт работы учёных, которые занимались проблемами, непосредственно, самой памяти, её общими закономерностями и проявлениями её свойств в норме [цит. по 3, с.69-70].

Особенно заметный скачок в деятельно-сти памяти, у учащихся с нормой развития, наблюдается с 11-12 лет, когда проявляется сложное взаимодействие памяти, мышления и воли. После однократного восприя-тия словесного материала воспроизведения учеников с лёгкой умственной отсталостью очень несовершенны, состоят из отдельных слов, словосочетаний, предложений, то после многократного предъявления материала увеличивается объем репродукций, воз-растает их точность, уменьшается число привнесений. После проведеного эксперемента, выяснилось, что после первого предъявления стихотворного текста учени-ки, как младших, так и старших классов воспроизводят небольшое количество строк (в III классе - 3-4%). Ученики 3-го класса точно воспроизводят от 46% до 54% словесного материала.

Практика обучения детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику тогда, когда коррекционная работа направлена на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т.д. воспроизведение находится в зависимости от качества запоминания и сохранения [цит. по 4, с.173].

Пути изучения проблемы умственной отсталости были сформулированы Г.Е.Сухаревой, которая рассматривает их в трёх основных аспектах - биологическом, клиническом и социальном. Известна также работа С.С.Ляпидевского «Клиника олигофрении», в которой обобщены исследования отечественных специалистов, дана клинико-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся [цит. по 5, с.35-36]. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-70 условных единиц. Объем, например, кратковременной памяти умственно отсталых учеников, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у учащихся массовой общеобразо-вательной школы. Если у школьников с интеллектуальной недостаточностью младших клас-сов объём памяти обычно составляет 3 единицы, то у младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием 7±2 единицы . Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается за-ранее предвосхитить последствия. Дети с легкой степенью умственной отсталости часто обладают хоро-шей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе . Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями остается актуальной (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. .

Для исследования видов памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями, в эксперименте были задействованы ребята 3-го Ж класса Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 4 г. Челябинска. Возраст детей 10-11 лет. Данный класс относится к категории детей с лёгкой умственной отсталостью. Для изучения памяти существует много различных методик, но я для своего исследования выбрала следующие: «10 слов», «Нелепицы», «Запомни рисунки».

Проведя исследование на данной выборке, по трём выше указанным методикам, были получены следующие результаты: по «Нелепицам» из 3 Ж класса 14,3% показали средний уровень развития зрительной памяти, а 85,7% низкий.

Рис.1. Распределение уровня развития зрительной памяти по методике «Нелепицы»

По методике «10 слов» весь 3 Ж класс показал низкий уровень развития произвольного запоминания.

Рис. 2. Распределение уровня развития произвольного запоминания по методике «10 слов»

По 3-ей методике «Запомни рисунок», так же как и в «Нелепицах», 85,7% показали низкий уровень, а остальные 14,3% средний.

Рис. 3. Распределение уровня развития объёма кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки»

Уровень развития памяти у каждого ребёнка индивидуален, при этом у некоторых может быть более развита зрительная память, у других кратковременная или какой-либо другой вид памяти. Несмотря на разные уровни развития памяти у детей в 3 Ж классе, она всё-таки не поднимается выше планки «средний» уровень, но и до этой отметки поднимается наименьший процент учащихся, что и подтверждает нарушение познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями.

Для решения проблем памяти необходимо, во-первых, педагогам, проводить индивидуальную работу с ребёнком, при этом особое внимание концентрировать на том виде памяти, который является проблемным или менее развитым. Необходимо преподносить материал во время занятия так, чтобы он был красочным, ярким и вызывал большой интерес у ребёнка, сочетался с каким либо образом или предметом. Целесообразно использовать разминку, в которую входят небольшие переключения деятельности, например на подвижную игру-минутку, чтобы ребёнок не переутомлялся. Специалисты, в частности психолог, может использовать психотехнические приёмы, которые напрaвлены на оптимизацию и стимуляцию памяти («Найди пару», «Перечисли что запомнил», «Составь по порядку» и многие другие).

Специальная коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания — один из самых эффективных путей оптимизации восприятия, запоминания, сохране-ния и, впоследствии, воспроизведения .

Выводы:

Память - это основной психический процесс, который необходимо, непременно, развивать, причём заниматься этим следует не на определённом жизненном отрезке (только в сензетивный период), но и на протяжении всей жизни. Память также необходимо тренировать и подкреплять, ведь именно эта мышца во всём организме человека одна единственная, которая может развиваться всю жизнь. Изучив теоретические особенности свойств памяти, её виды и проявления в норме, можно легко сравнить с особенностями памяти у детей с интеллектуальными нарушениями.

Проанализировав полученные результаты, были замечены некоторые различия, что не удивительно. Детям с интеллектуальными нарушениями в развитии необходимо намного больше сил, времени и определённых упражнений, чтобы усвоить процессы запоминания, переработки и воспроизведения информации. В современном мире, по - моему мнению, это не проблема, стоит только усердно потрудиться. С данной проблемой одному ребёнку не справиться, нужна мотивация, интерес к данной работе, которых ребёнок с интеллектуальными нарушениями, просто не имеет. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

  1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учебник для студентов вузов. - М.: «ВЛАДОС», 2013. - 687 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.:«ПИТЕР»,2012. - 583 с.
  3. Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2011. -160 с.
  4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: «ПИТЕР», 2010. -320 с.
  5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2011. - 272 с.
  6. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2012. - 480 с.
  7. Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе/- СПб.: «Речь», 2013.- 477 с.
  8. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция устной речи старших подростков с умственной отсталостью. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 80 с.
  9. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 122 с.
  10. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
  11. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 116 с.
  12. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-психологическая работа специального психолога (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 104 с.
  13. Долгова В.И., Иванова Л.В., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: уч.пособие для вузов (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 99 с.
  14. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагоги-ческие технологии (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 118с.

Развитие интеллекта у человека повлияло на его становление Homo sapiens, что отделило человеческий род от животного мира. Так начала формироваться цивилизация. Индивид, проживающий в современном обществе, имеет возможность самостоятельного развития интеллектуального потенциала, и поддержки мозга в тонусе в течение всей жизни.

Интеллект: что это такое

Интеллектом называется мыслительная способность индивида, которая характеризуется относительной устойчивостью. В переводе с латинского – постижение, осознание. Рассудок позволяет не только воображать, мыслить, ощущать, воспринимать. Мозг обладает рядом свойств:

  • логические;
  • прогностические;
  • аналитические;
  • критические;
  • дедуктивные;
  • способность к концентрации.

Возможности мозга противопоставлены инстинктам, образцам поведения. Это значит, что интеллектуальный потенциал динамичен, он прогрессирует по желанию человека.

Независимо от исходного объёма знаний и мыслительных навыков, любой индивид способен увеличивать и расширять когнитивные способности до желаемого показателя. Выполнение нестандартных задач, «напрягающих» мозговые извилины и ломающие стереотипное суждение, способствует достижению высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Высокий уровень мозгового развития даёт возможность адаптироваться и понять, как действовать в новой ситуации. Человек, обладающий интеллектом, чётко определяет проблему и оптимально её решает.

Виды интеллекта

Разделение умственных возможностей на определённые виды противоречит знаменитому тесту, определяющему уровень IQ. В то время как теория дифференцированного интеллекта утверждает то, что каждый индивид в какой-то мере развивает все интеллектуальные вариации.

Кстати! Доктор психологических наук, Д. Флинн по результатам масштабных мировых исследований величин IQ установил, что коэффициент увеличивался на протяжении 50 лет.

Американский психолог Гарднер выделяет следующие виды интеллекта:

  • Пространственный . Человек легко ориентируется в пространстве, создавая маршруты и ходы в неизвестной местности, ситуации. Зачастую подобным видом владеют архитекторы, водители, проектировщики, шахматисты.
  • Музыкальный . Предрасположенность к чёткой дифференциации звуков, мелодий, тонов, ритма, которая свойственна музыкантам, певцам.
  • Телесно-кинестетический . Способность управлять телом, чётко балансируя. Танцоры, гимнасты, акробаты наделены этой разновидностью.
  • Лингвистический . Умение интуитивно осознавать правильное написание, произношение, значение и сочетаемость лексических единиц. Склонность к изучению иностранных языков.
  • Логико-математический . Предрасположенность к нахождению взаимосвязи между цифрами, датами, фактами, что свойственно учёным.
  • Натуралистический . Способность находить отличия между природными явлениями, различать дары флоры.
  • Межличностный . Человек социализируется в обществе, хорошо взаимодействует с людьми, улавливая их настроение.
  • Внутриличностный . Умение осознавать и чувствовать внутренние переживания и эмоции, понимать, как ими управлять.

Согласно данной классификации, каждый индивид имеет врождённую предрасположенность к определённым действиям. Эта склонность указывает на те типы интеллекта, к которым относится человек. Именно поэтому в одной личности не всегда может заключаться несколько способностей.

Как развить интеллектуальные способности у взрослых

Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.

Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.

Интересно! Одним из критериев высокого интеллекта является способность интуитивно находить выход из сложной ситуации.

Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.

Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.

Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.

Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.

На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная (0-2 года) . Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием.
  2. Дооперациональная (2-7 лет) . Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку.
  3. Конкретные операции (7-11 лет) . Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению.
  4. Формальные операции (12 лет и далее) . Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.

Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.

Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.

Развитие памяти и интеллекта

Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.

Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.

Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.

Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:

  • займитесь спортом;
  • храните вещи в одном и том же месте;
  • будьте наблюдательны;
  • учите стихи;
  • рассказывайте сказки;
  • соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.

Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».

Методики развития интеллекта

Способы имеют сложный комплексный характер. Чтобы в престарелом возрасте вспомнить все моменты, происходившие в жизни, необходимо в молодости тренировать мозг. Это требует высокой степени самоконтроля, усидчивости, силы воли.

Помимо этого, на интеллект влияет образ жизни и качество питания. Частые стрессы и конфликты разрушают нейроны головного мозга.

Рассудок всячески препятствует действиям человека по его развитию. Ведь основная цель мозга – накопление энергии. Лень и безделье содействуют интеллектуальной деградации.

Любопытный факт! Установлено, что мужской мозг «выключается» после сексуального контакта. Это объясняет желание поспать сразу после полового акта.

Лоуренс Кац создал методику, повышающую уровень развития интеллекта – нейробика. Суть обучающей методики заключается в выполнении привычных действий по-новому:

  • пропылесосить квартиру с завязанными глазами;
  • добираться на работу по иному маршруту;
  • читать перевёрнутую вверх ногами книгу;
  • смотреть фильм без звука.

Получая новые впечатления мозг посылает сигнал нейронам, которые организуются в группы для обработки новых импульсов.

В поисках литературы, повышающей интеллектуальный потенциал, остановите выбор на таких образцах:

  • Дэвид Гэймон, «Аэробика для ума»;
  • Ольга Кинякина, «Мозг на 100%»;
  • Рон Хаббард, «Самоанализ»;
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»;
  • Гарри Адлер, «Техника развития интеллекта»;
  • Эдвард де Боно, «Научите себя думать».

В качестве средства для «мозгового штурма» можно использовать и киноленты, которые побуждают к творческому мышлению, стирая шаблонные стереотипы.

Методика №1

Цель:

Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:

  • Нож-резать;
  • Ручка-писать;
  • Ученик-школа;
  • Курица-яйцо;
  • Лёд-коньки;
  • Небо-рак;
  • Рыба-песня;
  • Ботинки-стол;
  • Дерево-крыша;
  • Спички-кровать.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.

Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.

Методика №2

Цель : Исследование зрительной памяти.

Оборудование : 20 картинок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.

Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.

Методика №3

Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.

Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».

Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.

Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.

Методика №4

Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.

Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.

Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.

Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.

Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.

Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.

А. И.Леонтьевым)

Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.

Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.

Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.

А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.

Методика №7

Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.

Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».

Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.

Методика №8

Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.

Методика №9

Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.

Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».

Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.

Методика №10

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.

Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.

Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка

Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд

№ повторений

№5 + + + + + +

Через 1 час 0 0 0

По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».

Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).

Методика №11

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.

Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.

Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.

Память - это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения , ораторского мастерства и устного счета . В данном курсе-самоучителе представлены онлайн уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги - все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание - это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение - это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой - наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие - зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память - это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия. Гипермнезия - это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи. Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.