Методика выявления одаренных детей в начальной школе. Диагностические методики для выявления одарённости у детей

Приложение 2.

М е тодики диагностики одаренности младших школьников

  1. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

  1. Методика «Интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка

  1. Характеристика ученика

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик

дата

класс

учитель

школа

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов.

2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе.

6. Показал быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3. Обычно прерывает других.

4. Прилагает усилия для завершения действия.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

6. Упорный в отстаивании своего мнения.

7. Чувствителен к мнениям других.

8. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи.

9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики

1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно, что случилось бы, если...).

3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению.

4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях (голос возбужден).

5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность.

2. Его любят одноклассники.

3. Лидер в нескольких видах деятельности.

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы.

  1. Методики для родительского исследования

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.

Родительское исследование

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______ нет_______.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______ нет_______.

Да____ нет_____.

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения.

Да______ нет ______.

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок относится к школе?

9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями».

13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.

Имя ребенка

Возраст _________________ Класс

Адрес___________________ , телефон

  1. Методика «Карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хана и Кафа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

творческая (2-й столбец листа ответов);

академическая (3-й столбец листа ответов);

художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

музыкальная (5-й столбец листа ответов);

литературная (6-й столбец листа ответов);

артистическая (7-й столбец листа ответов);

техническая (8-й столбец листа ответов);

лидерская (9-й столбец листа ответов);

спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

  1. Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.


ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСА К НАУЧНОЙ (НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССАХ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы неоднородности интел-

лектуального и творческого потенциала детей. Описываются методики выявления одаренных детей, виды одаренностей, а также портрет одаренного ребенка. Автор статьи предлагает рекомендации родителям, воспитателям, а

также педагогам по выявлению одаренных детей и дальнейшему развитию его

способностей.

Ключевые слова: одаренные дети, портрет одаренного ребенка, интеллек-

туальная одаренность, творческая одаренность, академическая одаренность, психомоторная одаренность, художественная одаренность.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории

одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во

всей его свежести и первозданности, каждый день они заново придумывают

свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».

(П. Вайнцвайг).

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в

детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др. После выявления обязательно надо согласовать свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составить план работы с одарённым ребёнком. Он может включать в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог должен провести диагностику, тестирование, выявление, помочь составить план работы с учётом

психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказать помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делиться опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Ежегодно подводить итоги работы, и в план работы вносить соответствующие коррективы. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь

каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и

в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия

между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их

сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать,

обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Задача учителя – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у

других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки

для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный

процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный

подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.

Одаренность бывает:

1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект,

они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный мате-

риал.

2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много не-

обычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку,

легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными ме-

ханизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Одаренный, талантливый ребенок – это, прежде всего ребенок. Как и другим

детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, – задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и

брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувстви-

телен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.

Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает

его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях,

которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении

предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных. Большинство детей моего класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1класса.

Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе.

Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность –специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то,

что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Список литературы

1. Одаренные дети. Общ.ред. / Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. / М.: Про-

гресс, 1991.

2. Одаренные дети в детском саду и школе. / Савенков А.И. / М.: Академия,

2000.__

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым , предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым , адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость), требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник , состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Для удобства проведения диагностики мною разработаны электронные варианты опросников указанных выше методик в виде таблиц Excel с автоматической обработкой результатов. Можно высылать нужный тест родителям на электронную почту (или записать на флэш-носитель) и затем, получив от них заполненную таблицу, распечатать её вместе с результатами и графиками.

Методики диагностики одарённости младших школьников.

    Методика диагностики одарённости детей для педагогов и родителей.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номер которого соответствует номерам вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»

    решать логические задачи и задачи на сообразительность.

    петь, музицировать.

    заниматься ф/к

    играть вместе с другими детьми в различные игры.

    делать что-нибудь на кухне.

    играть с техническим конструктором

    изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми словами

    самостоятельно рисовать

    играть в спортивные игры

    руководить играми детей

    ходить в лес, поле, наблюдать за живой природой

    играть в игры с отгадыванием слов

    самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы

    соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам

    разговаривать с новыми, незнакомыми людьми

    убирать за собой книги, тетради

    конструировать, рисовать проекты самолётов

    знакомиться с историей

    самостоятельно заниматься различными видами художественного творчества

    объяснять что-то другим детям или взрослым людям своё мнение

    ухаживать за домашними растениями

    помогать взрослым с уборкой в квартире

    знакомиться с общественными явлениями и международными событиями

    участвовать в постановке спектаклей

    заниматься спортом в секциях

    помогать другим людям

    работать в саду, на огороде, выращивать растения

    помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (+ и -).

Дата ____________ Фамилия, имя ________________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на 7 сфер:

    математика и техника (1 столбик в листе ответов)

    гуманитарная сфера (2 столбик)

    художественная деятельность

    ф/к и спорт

    коммуникативные интересы

    природа и естествознание

    домашние обязанности, труд по самообслуживанию

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикале (+ и – взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше +. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы вы всех сферах могут быть хорошо выражены, при этом может наблюдаться отсутствие склонностей к какой-либо сфере.

Данная методика может активизировать работу с родителями, задуматься над проблемой. Интересны будут сопоставления ответов детей и родителей. Это позволит создать картину направленности интересов ребёнка и выявить зоны коррекционной работы как с детьми, так и с родителями.

Методика «интеллектуальный портрет».

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком. Данная методика, как все методики диагностики одарённости для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться, как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общеприняты, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребёнка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструирование и др.)

2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию. Проявляются в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей. Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем.

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ – линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая её разложение на составляющие. Синтез, напротив, - её синхронизация, объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребёнка.

5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребёнка.

6. высокая концентрация внимания выражается обычно двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной целее.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно к сложным и сравнительно долговременным занятиям.

7. Память – способность ребёнка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одарённости. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не то, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Сфера личностного развития

    Увлечённость содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одарённости. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется на чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь – интересом к содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребёнка. Доминирующая мотивация может выявляться путём наблюдений и бесед.

    Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Высокоодарённые дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

    Социальная автономность – способность и стремлении противостоять мнению большинства. В ребёнке, не смотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости – качеств, необходимым и юному, и взрослому творцу.

    Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что даёт ребёнку первый опыт принятия решения, что очень важно в любой творческой деятельности. Ребенок проявляет инициативу, легко общается со сверстниками и взрослыми.

    Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

    Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребёнка не только свидетельство его одарённости, но и желательный результат воспитательной работы. Проявляется в стремлении заниматься разными, непохожими друг на драгу видами деятельности.

    Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребёнка будем оценивать по 5 бальной шкале:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется в деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внести в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребёнка при объективной оценки обычно получается звёздочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной.

Методика «Характеристика ученика».

Общая характеристика методики

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одарённых детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребёнка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Ученик _______________________________________________

Дата ___________________________________________________

Класс ____________________________________________

Учитель ______________________________________________

Школа _________________________________________________

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики.

Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».

Учебные характеристики

    имеет необычно большой запас слов ___________

    владеет большим объёмом информации и свободно рассуждает на различные темы ___________

    понимает смысл и причины действия людей и вещей _______

    является живым наблюдателем; «видит больше» или «берёт больше» из рассказа, фильма или из какой-либо деятельности, чем другие _____

    поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе _____

    показал быстрое понимание арифметики ____

Мотивационные характеристики

    настойчив в поисках решения задания _______

    легко становится рассеянным во время скучного задания или дела ___

    обычно прерывает других _____

    прилагает усилия для завершения действия ____

    нуждается в минимуме указаний со стороны учителя ___

    упорный в отстаивании своего мнения ____

    чувствителен к мнениям других ____

    не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому ____

    склонен влиять на других, может быть лидером ____

Творческие характеристики

    любопытен и любознателен, задаёт много вопросов ____

    проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям ____

    часто предлагает необычные ответы, рассказывает с воображением, склонен к преувеличению ____

    с увлечением стремится рассказать другим об открытиях _____

    проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, получает удовольствие от игры слов ____

    не склонен принимать на веру «официальные решения» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства _____

    не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок ____

Лидерские характеристики

    берёт на себя ответственность ___

    его любят одноклассники ___

    лидер в нескольких видах деятельности ____

Обработка результатов

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребёнке, чем, безусловно. Поможет другим учителям, например, при переходе ребёнка из начальной школы в среднее или из основной в старшие классы.

Методика «карта одарённости».

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хана и кафа. Она отличается от других методик тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введён «лист опроса», позволяющий легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и педагогам. Возрастной диапазон – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

    первая и основная функция – диагностическая (оценивание степени выраженности у ребенка различных видов одарённости и определение преобладающей).

    Вторая функция – развивающая (утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать, как программу его дальнейшего развития).

Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой.

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, проявляется часто

(+) – свойство, заметно выражено, но проявляется непостоянно

(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечётко, проявляется редко

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, оставьте клетку пустой, но наблюдайте за этой стороной ребенка. Можно попросить бабушек или дедушек, родителей дать объективную оценку ребёнку по этой методике.

Лист вопросов

    склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями

    нестандартно мыслит, предлагает оригинальные решения

    учится новым знаниям очень легко

    в рисунках нет однообразия, оригинален

    проявляет большой интерес к музыке

    любит сочинять (писать) рассказы и стихи

    легко входит в роль персонажа

    интересуется механизмами и техникой

    инициативен в общении с сверстниками

    энергичен, ему необходим большой объём движений

    проявляет большой интерес к классификации

    не боится новых попыток, подкидывает новые идеи

    быстро запоминает и легко заучивает материал

    становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину и т.д.

    чутко реагирует на характер и настроение музыки

    может легко построит рассказ

    интересуется актёрской игрой

    может легко чинить испорченные приборы

    сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей

    любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

    умеет хорошо излагать свои мысли

    изобретателен в выборе и использовании различных предметов

    знает много о различных событиях и датах

    способен составлять оригинальные композиции из природного материала

    хорошо поёт

    при составлении рассказа придерживается сюжета

    любит разбираться в неполадках и их причинах в неисправности механизмов

    легко общается с детьми и взрослыми

    часто выигрывает в спортивных состязаниях

    хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием

    способен увлечься, уйти «с головой» в любое дело

    обгоняет сверстников в учебе на год или два

    любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек

    в игру на инструменте, в песню вкладывает много энергии

    придерживается только необходимых деталей в рассказе о событии

    разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт

    любит рисовать чертежи и схемы механизмов

    улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения

    бегает быстрее всех в д/с, классе

    любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия

    способен по-разному подойти к одной и той же проблеме

    проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность

    охотно рисует, лепит, создаёт композиции, без побуждения взрослых

    любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт, где можно послушать музыку.

    выбирает в своих рассказах такие слова, которые передают эмоциональные состояния героев, их чувства и переживания

    склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения

    читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов

    часто руководит играми и занятиями других детей

    движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию.

    наблюдателен, любит анализировать события

    способен не только предлагать, но и разрабатывать свои и чужые идеи

    читает книги, статьи с опережение сверстников на год (два)

    обращается к рисунку и лепке для того, чтобы выразить чувства и настроение.

    хорошо играет на каком-либо инструменте

    умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания сути события

    стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает

    любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом

    склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для данного возраста

    любит ходить в походы, играть на открытых соревнованиях

    способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова

    любит пробовать новые способы решения жизненных задач

    умеет делать выводы и обобщения

    любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой

    в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроения

    склоне фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом

    с большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и переживания

    проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов»

    другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям

    предпочитает проводить свободное время в подвижных играх

    имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении предметов

    способен предложить большое количество самых разных идей и решений

    может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своём рисунке

    сочиняет собственные, оригинальные мелодии

    умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства и настроения

    любит игры-драматизации

    быстро и легко осваивает компьютер

    обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим

    физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество + и – по вертикали (+ и - взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

    интеллектуальная (1 столбик)

    творческая (2 столбик)

    академическая (3 столбик)

    художественно-изобразительная (4 столбик)

    музыкальная (5 столбик_

    литературная (6 столбик)

    артистическая (7 столбик)

    техническая (8 столбик)

    лидерская (9 столбик)

    спортивная (10 столбик)

Лист ответов

МЕТОДИКА 2

Определение мотивов учения школьников

Цель: выявить наименее (наиболее) осознаваемые мотивы ученика.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

На отдельных карточках написать мотив в виде суждения и предложить ученику разделить их на пять групп по степени важности. Можно попросить выбрать только семь наиболее важных карточек или дать задание выбрать только три наиболее важные.

Перечень мотивов

Количество указаний, %

Ранговое место

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

Понимаю свою ответственность за учение перед классом

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

Хочу быть культурным и развитым человеком

Хочу получить хорошие отметки

Хочу получить одобрение учителей и родителей

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне

Хочу быть лучшим учеником в классе

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

Хочу занять достойное место среди товарищей

Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя

Не хочу получать плохие отметки

Нравится узнавать на уроке о слове и числе (и др.)

Люблю узнавать новое

Нравится, когда учитель рассказывает интересно

Люблю решать задачи разными способами

Люблю думать и рассуждать на уроках

Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1-3 – мотивы долга и ответственности;

4-6 – самоопределение и самосовершенствование;

7-9 – мотив благополучия;

10-12 – престижность;

13-15 – избежание неприятностей;

16-18 – мотивация содержанием;

19-21 – мотивация процессом учения.

В ЦЕЛОМ: СУЖДЕНИЯ 1-15 – выяснение социальных мотивов;

16-21 – выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Мотивы можно дать на карточках и предложить учащимся разделить их на пять групп по степени важности. Или же выбрать семь наиболее важных мотивов (или три).

МЕТОДИКА 3

Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся

Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития. Методикой следует пользоваться в том случае, когда вы не может5е ответить на вопросы с помощью наблюдения.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Отберите нужных вам учеников, побеседуйте с учителями, которые их хорошо знают, познакомьтесь с их родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, постарайтесь сами ответить на некоторые вопросы, используя данные своих личных наблюдений за школьником и результаты бесед с учителями.

Анкета для определения интенсивности познавательного интереса

1.Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

(Час-полтора - для младшего школьника)

б) Иногда.

в) Очень редко.

2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучиться, но самому найти ответ.

б) Когда как.

в) Получить готовый ответ от других.

3. Много ли читает ученик дополнительной литературы?

а) Постоянно много.

б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.

в) Мало или совсем ничего не читает.

4. Насколько эмоционально относится ученик к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) Очень эмоционально.

б) Когда как.

в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка).

5. Часто ли ученик задает вопросы?

б) Иногда.

в) Очень редко.

Анкета для определения уровня познавательных интересов

1.Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) Связаны очень тесно.

б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в) Никак не связаны.

2.Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т.д.?

а) Постоянно.

б) Иногда.

в) Очень редко.

3.Ставит ли ученик перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) Большинство занятий подчинено этому принципу.

б) Ставит такие задачи, но редко их выполняет.

в) Не ставит долговременных задач.

4.В какой мере, занимаясь любимым делом, ученик может делать интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а) Делает всегда столько, сколько нужно.

б) Делает периодически.

в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.

5.Способен ли ученик при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) Всегда, когда нужно.

б) Только изредка.

в) Не способен.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Изученных учащихся отнести к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы, учитывая, что ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе.

МЕТОДИКА 6

Изучение интересов школьника

Цель: провести диагностику познавательных интересов школьников, их содержание и глубину.

Необходимый материал: конверты, задачи по разным предметам и разного содержания.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Приготовить для учащихся задачи по разным учебным предметам, причем задачи разного характера:

    Задачи на воспроизведения знаний.

    Задачи на установление причинной зависимости.

    Задачи на выделение закономерности.

    задачи на практическое использование знаний.

    Задачи творческого характера.

По каждому из разделов надо приготовить 3-4 задачи.

Кроме задач, можно использовать вопросы из предыдущих методик, точнее, результаты исследования школьников по этим заданиям.

Задачи надо разложить по соответствующим конвертам, на которых написано, какого характера задачи в них вложены. Изучаемым школьникам предложить самостоятельно выбрать конверт в соответствии со своими интересами.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для диагностирования тех или иных познавательных интересов надо учесть следующие денные:

    Характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный, направленный).

    Характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или оригинальный подход, творческое решение).

    Эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе выполнения задания (ученик действует увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).

    Соответствие между предметным содержанием выбранного конверта и содержанием деятельности, к которой ученик проявляет склонность в свободное от школьных занятий время.

Получив ответы на перечисленные вопросы, вы сможете дать качественную характеристику интересов школьника, их особенностей или их отсутствия к учебному процессу.

МЕТОДИКА 7

Выявление возможностей развития познавательных интересов у учащихся (методика успеха)

Цель: выявить среди учащихся с несформированными познавательными интересами тех, кто легко продвигается в развитии при наличии успеха в деятельности, и тех, для которых такой успех является недостаточным.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Отобрать учащихся явно без сформированных познавательных интересов, что обнаруживается в их полном равнодушии к учебным занятиям. Подобрать для них индивидуальные, доступные каждому учебные задачи. При этом сказать учащимся, что задачи эти достаточно трудные. После того как все ученики справятся с решением этих задач, дать им другие задачи, почти не отличающиеся от первых по трудности, но при, этом сказать школьникам, что эти задачи значительно труднее первых.

И, наконец, предложить ученикам действительно более трудные задачи. Во всех трех случаях работа учеников оценивается учителем словесным одобрением, а во-первых двух случаях можно поощрить ученика отметкой, но в третьем случае работа выполняется не на отметку.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основе проведенного исследования выделить учащихся, которые к третьей серии задач остались равнодушными. Эти ученики находятся на низком уровне развития познавательного интереса. Выделить учащихся, которые проявили в третьей серии задач интерес, но не справились с их решением из-за недостатка знаний или сообразительности. Эти школьники для развития познавательных интересов нуждаются в помощи по овладению знаниями.

Выделить учащихся, которые проявили при выполнении заданий третьей серии интерес и справились с решением. Эти ученики при поддержке со стороны учителя (методика успеха) будут развивать свои познавательные интересы.

Данная методика не только диагностирует уровень развития познавательных интересов и способствует их развитию, но и оказывает влияние на самооценку учащихся, повышает ее и таким образом порождает у учащихся веру в свои силы.