Система работы с одарёнными детьми в доу. Доклад из опыта работы: «выявление и система работы с одаренными детьми в доу

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;

усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;

Исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему .

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых детей, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие детей;

Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);

Помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Из опыта работы

Кущёвой С.Г.

Воспитателя

АНО ДО «Алмазик» «Детский сад № 1»

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми.

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВДЕНИЯ

СРОК

Создание Совета Педагогов по работе с одаренными детьми.

Составление плана работы с одаренными детьми.

Заседание Совета Педагогов

август

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.

сентябрь-октябрь

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Коллоквиум Совета Педагогов.

в течение года

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

Групповые занятия.

в течение года

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

Математический КВН.

декабрь

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

Исследовательская деятельность.

март

Презентация.

апрель

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

Работа с родителями.

в течение года

Подведение итогов работы Совета Педагогов с одаренными детьми.

Мониторинг.

май

Планирование работы на следующий учебный год.

Заседание Совета Педагогов в форме «круглого стола». Составление плана.

июнь

Программа

Пояснительная зап и ска.

  1. Выявление одаренных детей.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно

экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению

причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории одарённых детей.

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями : Жора, Камила

Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями: (математика) Сева, Илья, Ваня.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями : Б. Ульяна, З. Варя.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями : Я. Вова, С. Ксенья, Б. Тимофей, Матвей.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста:
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • конкурсы; интеллектуальные игры;
  • участие в олимпиадах; презентации;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность.
  • исследования динамики развития.

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми, имеющими склонность к математике

В качестве основных направлений работы с детьми, имеющими склонность к математике, можно выделить следующие.

Для определения склонности ребенка предлагается использовать методику, представленную в пособии А.И.Савенкова «Детская одаренность: развитие средствами искусства» (Педагогическое общество России, 1999). Данная методика применяется в целях получения первичной информации о характере и направленности интересов, способностей ребенка. В основу ее положено нетрадиционное сочетание двух диагностических приемов «карты интересов» и метода независимых экспертов. Полученная информация о детях поможет организовать работу по развитию у них интересов и способностей к математике.
Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Раздел

Основное содержание

Количественные представления

  • Понятия: «множество», «элемент», «часть множества», «отношение между множествами», «частями во множествах»;
  • операции над множествами: объединение, перечисление, нахождение разности множеств;
  • количественный и порядковый счет в пределах 20; изучение чисел до 100;
  • счет парами, тройками, десятками;
  • использование при сравнении элементов знаковой системы;
  • решение простых арифметических задач. Запись решения задач с помощью цифр и знаков

Величина

  • Измерение величины линейных протяженностей и объема жидких и сыпучих тел;
  • знакомство с эталонами длины (сантиметр, метр), веса (грамм, килограмм), объема (литр)

Геометрические формы, фигуры

Знакомство с элементами геометрии (точка, линия и ее разновидности, углы и их разновидности, образование фигуры)

Ориентировка в пространстве

  • Составление планов, схем, карт;
  • ориентировка в трехмерном пространстве

Ориентировка во времени

  • Определение времени по часам;
  • знакомство с приборами измерения времени (часы, секундомер) и календарём


Индивидуальный план работы с одаренными детьми.

Процесс воспитания и обучения осуществляется по программе «Воспитание и обучение детей седьмого года жизни в дошкольном учреждении. Программа и краткие методические рекомендации».

Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических представлений.

Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие любознательности, коммуникабельности.

План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:

Научности;

Деятельного подхода;

Системности;

Самоценности детства.

Форма реализации: индивидуальные игры.

Тематический план.

Тема

Задачи

Перечень игр

Формирование действия замещения

Развивать умение пользоваться заместителями, варьировать ими при выполнении одного и того же задания.

Зверюшки на дорожках;
Разноцветные цепочки;
Кто сегодня именинник;
Отгадай фигуру;
Звезды на небе.

Анализ

Учить анализировать контурные схемы, соотносить схематические изображения с детальными, использовать схему последовательности действий.

Подбери картинку;

Причаль пароход;

Хитрые картинки;

Веселые человечки;

Чего не хватает;

Мяч в корзину.

Моделирование

Развивать умение придумывать различные ситуации, используя наглядную модель, использовать их при решении элементарных логических задач.

Разные сказки;

Чудесные превращения;

Угадай, что спрятано;

Четвертая картинка.

Классификация предметов

Развивать умение классифицировать предметы по разным признакам, свойствам.

Домино;
Дерево;
Какие фигуры;
Игра с одним обручем;
Игра с двумя обручами;
Игра с тремя обручами;

Введение в алгоритмизацию

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формировать навыки устных вычислений.

Вычислительная машина І;
Вычислительная машина ІІ;
Преобразование слов;
Вычислительная машина ІІІ.

Решение процедурных логических задач

Развивать алгоритмическое, логическое мышление, формирование навыков устного счета

Задача 1;
Задача 2;
Задача 3;
Задача 4.

Вывод.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

Вот направления над которыми надо работать взрослым: учителям, воспитателям, родителям.

Список литературы

Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н. Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989

Приложение

Определение склонностей ребенка.

Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.

Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

Легко общается с детьми и взрослыми.

В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

Инициативен в общении со сверстниками.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Легко входит в роль какого-либо персонажа.

Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Примерные варианты задач на развитие
логического мышления

Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?

Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.

Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.


Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат


Вид дома

Фигура

Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой

дом с окнами, но без трубы

дом с трубой, но без окон

Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.

Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?

Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.

Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?

Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?

Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?

Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?

Типы заданий логико-конструктивного характера.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате пристроения, образуют 1 большой).

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми.

Занимательные вопросы.

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.)

Задачи-шутки.

На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на столе? (Три)

Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)

На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько)

На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)

Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)

Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).

Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель.

Конкурс 1 «Загадки».

Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3).

В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели).

Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).

Подводятся итоги конкурса.

Процедурные логические задачи.

Задача 1. Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:

если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;

если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;

если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.

Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3 . Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин не дали ростков?
Решение:

если дала росток одна горошина, то не дали 5;

если дали росток две горошины, то не дали 4;

если дали росток три горошины, то не дали 3;

если дали росток четыре горошины, то не дали 2;

если дали росток пять горошин, то не дала 1;

иначе все горошины взошли.

Задача 4 . Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:

если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;

если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;

если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;

если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.


Старший воспитатель МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Нестерова Любовь Юрьевна

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»

Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью. И прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашем дошкольном учреждении стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.)

В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем – либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень. Различаются виды одаренности:

1.Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2.Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3.Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми : диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами; эстетически оформленный музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки; зимний сад.

Имеется мини-музей «Русская изба», в котором собраны экспонаты, представляющие быт русской деревни, домашняя утварь, игрушки, произведения прикладного искусства.

В группах оборудованы уголки по театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному тру ду, развивающих игр.

Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив детского сада работает по развивающей программе В.Т.Кудрявцева «Тропинки» и использует развивающую программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Требованиями развивающих программ являются: поощрение углубленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.

Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работает 7 кружков.

По художественно-эстетическому направлению:

  • Кружок «Цветные ладошки»
  • Кружок «Сказочная мастерская»
  • Кружок танцевальный «Мозаика»
  • Кружок вокальный «Ручеек»

По познавательно – речевому направлению:

  • Кружок «Речевичок»
  • Кружок «Здоровячек»

По физкультурно-оздоровительному направлению:

  • Кружок «Крепыш»

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

  1. 1. Информационно-аналитическое

(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление

(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы).

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:

  • Спортивные праздники
  • Реализация различных проектов
  • Музыкальные театрализованные праздники
  • Совместные выставки рисунков

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.

В заключении хочется отметить , что воспитатель, развивающий креативность дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно - образовательной среды ДОУ. Литература:

журнал «Управление ДОУ» № 2 2010 г., Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова журнал «Старший воспитатель» № 10 2009 г.

«Развиваем способности дошкольников» «Творческий центр» Москва 2010г.,

Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия

Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
  2. Принципы организации педагогического процесса.
  3. Методы диагностики в ходе реализации программы.
  4. Реализация направлений работы.
  5. Ожидаемые результаты выполнения работы.
  6. Планирование.

Пояснительная записка

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» : создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
  • Принципы развивающего обучения;
  • Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.) ;
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Использование диагностических материалов.

I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Задачи:

  1. Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
  2. Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
  3. Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее) .
  5. Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
  • Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
  • Повышение качества обучения;
  • Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.

II. Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого - педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика» , «Краеведение» и др.

III. Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи) .
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) .
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) .
  5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль) .
  6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
  7. Конкурсы, фестивали, выставки.

IV. Реализация направлений работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
  • организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
  • оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» ;
  • организация консультаций для педагогов.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках

образовательного процесса:

Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

  • Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
  • Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью) .
  • Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
  • Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной

деятельности:

  • Организация индивидуальной работы
  • Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

Организация опытно-исследовательской деятельности

Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

Организация предметных (персональных) выставок.

Организацию вечеров и праздников.

Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

Создание спортивных центров в группах.

Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

Выпуск стенгазет.

Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» , но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:

  1. Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
  2. Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» - художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей.
  3. Хореографическая студия «Тюльпанчик»

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты

Формы работы с педагогами:

  • педагогическое проектирование

Открытые показы, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с организациями:

  • ДШИ села Троицкое
  • Детские сады Целинного района
  • ОУ села Троицкое

V. Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.

Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

Гимназии «Образовательный центр «Гармония»

г. о. Отрадный, «Детский сад №13»

Концепция

системы работы ДОУ

с одаренными детьми

Цели деятельности ДОУ:

1.Сохранение и укрепление здоровья детей посредством организации развивающего пространства на территории детского сада.

2.Создание благоприятных условий для максимальной реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста.

В современных условиях важ­нейшей задачей системы образования является фор­мирование личности, обладающей не только суммой готовых знаний, умений и навыков, но и способной адаптироваться в новых условиях, проявить самостоятельность и ини­циативу. В Международной Конвен­ции о правах ребенка акцентируется значение реализации индивидуаль­ности формирующейся личности: «...образование ребенка должно быть направлено на развитие лично­сти, талантов, умственных и физиче­ских способностей в самом полном объеме».

Как известно, одарённость - это результат сложного взаимодействия наследственности. Нами были выделены основные понятия, входящие в определение одарённость.

Задатки – наследственные анатомо-физиологические особенности, на основе которых развиваются способности творчески одарённой личности.

Способности – индивидуально-психологические свойства личности, которые представляют ей возможность более успешно овладевать и выполнять определённую деятельность с её конкретными задачами и проблемами.

Одарённость – специфическое сочетание способностей, интересов, потребностей, что даёт возможность выполнять определённую деятельность на качественно новом, высоком уровне, который значительно возвышается над условным средним уровнем.

В отечественной науке определилась чёткая позиция: понимать развитие одаренности детей, как развитие определённых способностей, включение в деятельность, создание благоприятной среды для детей с тем, чтобы раскрыть их потенциальные возможности. Особую актуальность данная проблема приобретает в работе с де­тьми дошкольного возраста, так как дошкольное детство - это период первоначального становления лично­сти, развития личностных механиз­мов поведения и опыт ранних лет жизни ребенка влияет на все даль­нейшее развитие личности (Л. С. Вы­готский, Ж. Пиаже и др.).

В современной психологии одарённые дети понимаются как проявляющие общую или специальную одарённость (к музыке, к рисованию, к технике), раньше других можно выявлять художественную одарённость детей (в области музыке, затем в рисовании). В сфере науки, скорее всего, проявляется одарённость к математике. Но даже самые выдающиеся проявления ребёнка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врождённые задатки – только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в значительной мере зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

По нашему мнению, работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Считаем, что такими условиями являются:

Наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

Наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;

В ходе организации целенаправленной работы по выявлению и развитию детской одарённости мы опираемся на следующие принци­пы гуманистической психологии:

1.Безоценочность (принятие, психологиче­ская безопасность, поддержка).

2. Принципы раз­вивающего обучения (проблемность, диалогичность, индивидуализация, эвристические и поисковые методы обучения).

3. Принцип индивидуально-творчес­кого подхода (создание креативной среды, включение в творческую дея­тельность, сотворческое взаимодействие).

4.Принципы активизации и стимуляции мотивационной, интеллектуальной, волевой и эмоциональной личност­ных структур.

5. Принцип учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

Разрабатывая программу действий педагогического коллектива , придерживаемся основных закономерностей развития одарённости детей данного возраста:

1. Все дети от природы одарены. Одарённость ребёнка дошкольного возраста носит скрытый характер, для её развития требуется включение ребёнка в творческую деятельность.

2.В силу психических особенностей одарённость ребёнка дошкольного возраста проявляется раньше и чаще всего, как художественно-творческая.

3.Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от организации образовательного творческого пространства ДОУ.

4.Креативность как фактор одарённости ребёнка выражается в получении созидательного творческого продукта.

5.Становление и развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста опирается на духовно-нравственные ценности общества. У таких детей обычно менее покладистый характер, поэтому они испытывают трудности в общении, не умеют идти на компромиссы, решать конфликты.

6. Развитие одарённости ребёнка дошкольного возраста напрямую зависит от творческого саморазвития педагогов ДОУ, их компетентности в области организации творческого образовательного пространства.

Считаем, что одарённым детям должны быть представлены такие условия развития, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ.

Нами была подобрана и изучена разнообразная методическая литература: «Педагогика способностей», «Психология социальной одарённости», «Одарённый ребёнок», «Психология одаренности детей и подростков», «Способности и индивидуальность», «Способности ребёнка: как выявить и развить», Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок». Это позволило определить само понятие «одаренности», и помогло в теоретической подготовке педагогов.

Наш детский сад не первый год занимается выявлением, поддержкой одарённых детей и развитием их способностей. Считаем, что одарённые дети это будущий потенциал страны в целом и очень важно ещё в дошкольном возрасте создать условия для всестороннего развития природных задатков таких малышей. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но на наш взгляд не всякий одаренный ребёнок имеет шанс раскрыть свой талант без поддержки со стороны взрослых: родителей, педагогов. Поэтому свою работу мы строим в тесном взаимодействии всего педагогического коллектива.

Содержание воспитания и обучения в ДОУ определяем парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих для дошкольника видах деятельности продуктивного, творческого характера он усваивает знания, овладевает умениями и навыками учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что обеспечивает формирование его интеллектуальной и субъектной активности. Поэтому считаем, что выявлению и развитию одарённости детей дошкольного возраста способствует организация кружковой деятельности в учреждении. Так как система дополнительных услуг уникальна тем, что ребёнок может «искать себя». Дети могут попробовать себя в разных направлениях, проявить свои таланты в разных видах деятельности.

Процесс организации работы кружков по интересам, а так же привлечение в них воспитанников включает в себя следующие этапы.

1. Организация взаимодействия участников образовательного процесса: педагогический коллектив (воспитатели, специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, педагоги-предметники), родители по проблеме выявления одарённых детей.

Анкетирование родителей;

Беседы специалистов ДОУ с родителями воспитанников;

Наблюдение за деятельностью дошкольников в процессе посещения ДОУ;

Психолого-педагогическая диагностика дошкольников;

Психолго - педагогические консилиумы, семинары по вопросу развитие одарённости у детей.

2. Организации кружковой работы.

Работа творческих мини-групп по планированию деятельности дополнительных услуг;

Посещение мастер-классов учреждений культуры и спорта по обогащению опыта кружковой работы.

3. Презентация кружков родителям воспитанников.

Стендовая информация;

Размещение информации на сайте ДОУ;

Проведение ежегодной акции «Неделя открытых дверей» с приглашением детей и родителей на занятия кружков;

Организация творческих и спортивных показательных выступлений юных кружковцев на праздничных садовых и городских мероприятиях;

Кружки, организованные в нашем ДОУ имеют различную направленность: творческие, спортивные, интеллектуальные. Выбор направлений кружковой деятельности определился следующими актуальными позициями.

I . Творческие

    Кружок ритмической пластики «Мозаика»

Педагогам известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Эти занятия содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры. Музыкально - ритмические движения детей дошкольного возраста очень тесно взаимосвязаны с их эмоциональной выразительностью. Поэтому считаем, что данный вид кружковых занятий способствует раскрепощению детей и формированию у них творческих способностей.

    Театральная студия «Буратино»

Театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

    Кружок декоративно-прикладного творчества

По мнению «При помощи искусства развивается творческая личность ребёнка. В игре, рисовании лепке, рассказывании ребёнок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть пути их осуществления их результаты. Преобразуя действительность по собственному замыслу, ребёнок развивает творческую инициативу, волю, выдержку, сосредоточенность, умение довести замысел до конца. Искусство является величайшим средством общения и взаимопонимания , сближает и объединяет детей в совместных переживаниях и действиях».

II . Спортивные.

    «Занимательная аэробика »

В основу занятий кружка вошли элементы ритмической гимнастики и степ-аэробики. Подбор форм работы с детьми обоснован тем, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в дошкольных учреждениях значительной части детей. В этой связи для нас явился актуальным поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.

Так в ритмическую гимнастику входит неограниченный набор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.

    Кружок для детей с высоким уровнем физического развитию «Крепыш»

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка. Поэтому мы считаем, что очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус, тем самым развивая способности детей в спортивной области.

III . Интеллектуальный

    «Почемучка»

Проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

Известно, что математическое развитие играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»

«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

Одаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей

В области опережающего развития познания отмечаются следующие признаки одаренности: повышенная любознательность, способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас; повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. В области физического развития, для одаренных детей, свойственен высокий энергетический уровень.

Различаются виды одаренности:

1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художест-венного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми: диагностика и обеспечение развития.

Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды в детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется музыкальный (спортивный) зал; эстетически оформлен-ный с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов. Имеется мини-музей живописи, для ознакомления детей с искусством, где собраны коллекции картин о природе. Мини-музей «Матрешка». В группах оборудованы уголки театрализации, изодеятельности, экспериментированию, ручному труду, развивающих игр.

Следующим условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив нашего детского сада использует в работе с детьми развивающую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и программу Колесниковой «Математические ступеньки». Требованиями развивающих программ являются: поощрение углуб-ленного изучения тем и проблем, выбираемым самим ребенком; обеспечение самостоятельности, развитие навыков и методов исследовательской работы.

Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работают кружки.

По художественно-эстетическому направлению:

  • Кружок «Цветные ладошки»
  • Кружок «Чудесная мастерская»
  • Кружок танцевальный «Лучики»
  • Кружок вокальный «Соловушка»

По познавательно-речевому направлению:

  • Кружок «Звуковичок»
  • Кружок «Занимательная математика»

По физкультурно-оздоровительному направлению:

  • Кружок « Спортивная китайская гимнастика «Ушу»
  • Кружок «Здоровячок»

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошколь-ник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

Наша образовательная организация уделяет огромное внимание развитию музыкальных способностей. В дошкольном учреждение для творчески одаренных детей создан кружок «Соловушка», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами музыкального искусства. Театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Музыкальные руководители уделяют большое внимание, развитию певческих навыков, используя попевки, вокальные переклички, песенки, выразительные движения, сказочные образы способствующие развитию у детей выразительной пластики движений, способность к импровизации. Руководитель кружка обучает дошкольников игре на музыкальных, народных инструментах. Занятия в кружке дают удовлетворительные результаты, способствуют развитию музыкального слуха и творческого воображения. Задача руководителя кружка помочь таланту состояться. Но для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Мы проводим праздники, развлечения, конкурсы с участием родителей (Музыкально-спортивный праздник «Вместе с мамой веселей», 2016 г и другие). Воспитанники кружка имеют более устойчивую психику, они коммуникабельны. Дети, посещающие кружок выступали с танцевально-музыкальной композицией «Лимонадный дождик», на конкурсе «Я лидер» выступили с танцем «Птицы белые». Наши выпускники продолжают развитие творческих способностей, обучаясь в музыкальной школе.

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

1. Информационно-аналитическое (реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление (реализуется через консультации, темати-ческие сообщения, открытые НОД, День открытых дверей, семинары-практи-кумы и т.д.).

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители, непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:

  • Реализация различных проектов
  • Спортивные праздники
  • Игровые развлекательные программы
  • Музыкальные театрализованные праздники
  • Совместные выставки детско-родительского творчества.

Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.

В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность дошкольников, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: 1) восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть; 2) внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника; 3) предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; 4) повышение и укрепления самооценки дошкольников; 5) организация системы обучения или создание креативной воспитательно-образовательной среды ДОУ.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей

с учетом их особенностей - залог их дальнейшего благополучного развития.