Конспект нод с использованием иос по типу путешествие.

«Экологические игры» - Актуальность темы: Мир растений. ИОС- с литературными персонажами. 2. Работа с детьми. Цель исследования: Экологи-ческие игры. С. Н. Николаева. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Работа с детьми: В.В. РыньковаТ. 1. Создание развивающей экологической среды. В. В. Смирнова.

«Уроки по экологии» - ЭТАП 2:Проверка домашнего задания. Экология, 9 класс. Цель Создать эмоциональный, деловой настрой. Технологическая конструкция: ЭТАП 1: Организационный. Проектирование уроков экологии с использованием ИКТ. Тема урока. «Законы биологической продуктивности». Информационные технологии в экологии позволяют:

«Безопасность Калуга» - Мониторинг. Система управления экологической безопасностью города Калуги. Загрязнение атмосферы диоксидом азота – основное влияние оказывает городской транспорт. Динамика изменения ИЗА за 2008 г. Расчетный и инструментальный мониторинг атмосферного воздуха. Взвешенные вещества. Ведение базы данных мониторинга.

«Экология для дошкольников» - Интеграция предметных областей знаний. Экология + Физическая культура Экология + Здоровье Экология +Социализация Экология + Труд Экология +Безопасность Экология+Познание Экология +Коммуникация Экология +чтение художественной литературы Экология+ художественное творчество Экология + музыка. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

«Экологическая ниша» - Стенобионты и эврибионты. Потен-циальная. Chthamalus. Факторная экология. Лимитирующий фактор – любое условие, приближающееся к пределу толерантности. Зависимость фотосинтеза и дыхания от температуры. Наземно-воздушная. Фактор 3. Правило лимитирующих факторов. Стенобионтные виды – узкие пределы толерантности.

В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых .

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра . Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» .

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям . Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе .

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия , Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран.»

Возрастная группа : старшая группа.

Цель: Расширить представления детей о диких животных: северном олене, белом медведе, обезьяне, верблюде.

Задачи: 1)Познакомить детей с природно-климатическими

зонами:тундра,пустыня,арктика.

2)Учить детей по внешнему виду животного определять место его обитания.

3)Обогащать словарь детей сущ. -мох, тундра, пустыня.

прил.- белая, теплая, длинная, ноги сильные, изогнутая.

4)Расширять кругозор детей.

5)Воспитывать любознательность,бережное отношение к природе.

Пространственно- временной ресурс : зал, 30 мин.

Научно-теоретическое обеспечение : «Добро пожаловать в экологию» детство пресс 2006г.

Методическое обеспечение : Стульчики, картины с изображением животных(верблюд, обезьянка,белый медведь, северный олень.), удочки для игры, аудиозапись песни(Чунга-Чанга),пилотка для стюардессы, штурвал для пилота.

Планируемый результат :

знания

1.знают природно-климатические зоны:тундра,пустыня,арктика.

2.знают место

обитания диких животных жарких и холодных стран.

2.знают и употребляют новые слова в своей речи.

умения

1.умеют узнавать природно-климатические зоны на картинах.

2.умеют по внешнему виду животного определить место его обитания.

2.умеют применять новые слова в своей речи.

отношения

1.проявляют интерес.

2.эмоционально

воспринимают новый материал, проявляют

любознательность.

2.радуются полученному результату.

Педагог:

Ребята! Вы любите путешествовать?

А на чем можно путешествовать?

А хотите со мной отправиться в путешествие к животным жарких и холодных стран? (Ответы детей)

Педагог:

Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами, а потом вернемся к маме.

Ну, чтобы полететь я

Предлагаю построить самолет.(Конструируют самолёт из стульчиков)

Вот самолет у нас построен.

А может ли самолет полететь без пилота? (Ответы детей)

Тогда я предлагаю выбрать пилота.

Хорошо, пилот выбран.

А стюардесса нужна?

Тогда можно стюардессой побуду я?

Раз я стюардесса

попрошу вас взять с собой фотоаппараты, пройти в салон самолета и пристегнуть ремни, завести мотор, взлет.

Наш самолет

подлетает к Африке.Разнообразна природа Африки сплошные тропические леса, огромные пространства пустынь,где нет ни кустарника ни зелени. Наш самолет идет на посадку и встретим мы здесь животных -верблюда и обезьян.

Но прежде чем вы выйдите из самолёта, нужно снять теплую одежду, так,как в Африке очень жарко. А вот дети и верблюд.

Педагог : давайте посмотрим на верблюда. Мы видим

большого зверя с длинными ногами и

неровной спиной.

А, что у него за горы на спине? (Ответы детей)

Да дети это горб, в нем у верблюда находится весь запас жира и пищи.

Педагог : Молодцы дети! А теперь давайте отпустим верблюда и познакомимся с еще одними жителямиэтой страны- обезьянками.

Обезьянки всегда веселые и жизнерадостные животные. Они очень любят веселиться, танцевать и предлагают нам потанцевать с ними.

Педагог : Весело мы потанцевали,но нам пора заправиться горючим и лететь обратно. Давайте вернемся на места в наш самолет. Заведем моторы, взлет.

Педагог:

Вот и подошло к концу наше путешествие, где мы с вами сегодня побывали?

(Ответы детей)

мы с вами побывали на холодном Севере и в жаркой Африке, а так же в тундре и пустыне.

Педагог:

Пока мы с вами летим обратно

давайте поиграем, я буду называть вам зверя, а вы будете называть в какой стране он живет. (Играют в игру)

Педагог: Молодцы!

А теперь уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается, и самолет производит посадку в детском саду. Хочу предложить вам,когда вы вернетесь в детский сад, то не забудьте проявить ваши пленки и напечатать свои фотографии.. А я благодарю вас и прощаюсь.

Кондратьева Наталья Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 72 «Акварель»

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Очевидно, что существует противоречие между имеющимися у детей знаниями о природе и утратой способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней. Оторванность от природы неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки. Возникла реальная потребность воспитания экологически образованной, гуманной личности, которая не только владеет экологическими знаниями, но и уважает ценность другого человека, личности, способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. Всё это требует внесения корректив в понимание процесса, источников, факторов экологического развития личности ребенка в условиях взаимодействия с естественной природой.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста: заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения) , которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира
  • дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность
  • в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы)
  • о человеке как части природы
  • о культуре поведения в природе.

Чтобы игра не превратилась в систему упражнений, продумываю соотношение структурных элементов игры: игровых и учебных задач, соблюдение правил, наличие игровых действий.

Опираясь на исследования И.А. Комаровой, включаю разнообразные игровые обучающие ситуации (ИОС) для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

  • имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; своеобразным игровым элементом, который использую, является игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач) , вокруг которой развертывается занятие, наблюдение, игра. Игровые персонажи в ходе занятия связывают части занятия с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складываются игровые обучающие ситуации
  • в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игра проводится воспитателем: объявляю название и сюжет, распределяю роли, беру одну роль на себя и исполняю ее на протяжении всей игры, поддерживаю воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
  • воспитатель руководит всей игрой: слежу за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщая игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Использую игровые обучающие ситуации (ИОС) трех типов.

Основная характеристика ИОС первого типа - использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы: конкретных животных или растений. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.) . Игрушечных аналогов растений не так много – это пластиковые ёлочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» .

ИОС с игрушками-аналогами использую во всех возрастных группах, причём сопоставляю их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинках, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги включаю в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе, экскурсию, сочетаю с чтением познавательной литературы, просмотром диафильмов, видеофильмов.

Игрушки-аналоги – это дидактические игрушки, в группе имеются наборы рыбок, домашних и диких животных – они служат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае ставлю задачу косвенного обучения детей – устами персонажа сообщаются новые сведения, он учит детей правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит, Чипполино) . Во втором случае ставлю задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Третий тип ИОС - игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествие – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка; экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. (Приложение №5) Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) , которую исполняю сама. Именно через педагога дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.

Библиографический список.

  1. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
войсковой части 13826

«Игровая обучающая ситуация (ИОС)

«Путешествие по лесу»

по формированию основ экологической культуры

в средней группе»

Выполнила: Бурнаева Вера Михайловна,

Воспитатель
Детский сад №7 войсковой части 13826

Сызрань, 2014

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие по лесу»

(типа путешествия)

Возрастная группа: Средняя группа

Тема недели: «Лесные обитатели»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) - Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных

- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.

Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе. («Познавательное развитие»)

2) – Обогащать словарь детей: дупло, берлога, нора.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

Развивать умение согласовывать слова в предложении. («Речевое развитие»)

3) -Воспитывать у детей доброжелательность, сплоченность, чувство отзывчивости, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и природе. («Социально – коммуникативное развитие»)

4) - Вызвать у детей положительный, эмоциональный отклик на изодеятельность.

- Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. («Художественно – эстетическое развитие»)

5) - Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слова с движениями. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

Практические: Подвижная игра «Соберем ягоды в корзинку», «Спасем лес от мусора», физминутка «Вместе по лесу идем»

Наглядные: животные (белка, зайка, медведь), слайды с дикими животными

Словесные: игра «Кто больше скажет слов», загадывание загадки, беседа «Правила поведения в лесу».

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, паровоз, аудиозаписи со звуками: леса, паровоза; макеты деревьев (ёлка, береза, дуб); животные (белка, зайка, медведь); мусорные пакеты, разный мусор; ягоды, корзинки; бинты, бочонок с мёдом, морковки, корзинка с орешками.

Дети входят в зал. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, куда они сегодня отправятся в путешествие:

Город этот не простой, он дремучий и густой .

Воспитатель хвалит детей за ответы и проводит беседу «Правила поведения в лесу» о том, как нужно вести себя в лесу. Предлагает отправиться с детьми в лес и взять с собой угощение для животных: корзинку с орешками, бочонок мёда и корзинку с морковью.

Воспитатель предлагает детям сесть на паровозик и отправиться в лес. Ребята садятся в паровоз. Под музыку паровоз отправляется в путь. Паровоз останавливается на лесной полянке и ребята выходят. Звучит музыка леса.

Воспитатель: Смотрите как здесь красиво, а какие прекрасные звуки слышаться в лесу.

Воспитатель предлагает рассмотреть растения, которые растут на полянке. Просит назвать, что же растет на полянке. Воспитатель рассказывает о том, как хорошо и светло на полянке, какие еще растут растения и ягоды, сопровождая показ слайдами на экране. Предлагает поиграть в лесников и собрать ягоды на полянке. Проводит игру « Соберем ягоды в корзинку».

Воспитатель предлагает по тропинке отправиться в лес.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а кто это у нас на дереве там прячется? Правильно, это белочка. Она живёт на дереве в дупле. Там она готовит свои запасы на зиму. А давайте с вами поиграем.

Игра «Кто больше слов скажет». Воспитатель показывает детям белочку (картинку или игрушку) и предлагает поиграть: расскажите о белочке, какая она, что она умеет делать, какой у нее характер, чем она любит питаться?

Дети прощаются с белочкой, дарят ей корзинку с орешками и отправляются дальше. На пенёчке сидит зайка.

Воспитатель: Посмотрите, на пеньке сидит зайка. Зайка живёт в норе. Скажите, пожалуйста, а чем зайка любит питаться, какой он? Но почему – то зайка сидит и грустит. Давайте узнаем, что же случилось.

Дети задают вопрос зайке. Воспитатель отвечает за зайчика и сообщает им о том, что кто-то разбросал мусор в лесу и от этого зайке грустно. Воспитатель рассказывает детям правило о том, как нужно вести себя в лесу:

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! .

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

Воспитатель предлагает сыграть в игру «Спасем лес от мусора» и предлагает детям взять мусорные пакеты и собрать весь мусор, что бы в лесу стало чисто и красиво. Зайчик благодарит ребят за помощь. В ответ ребята угощают зайку морковкой. Воспитатель предлагает отправиться дальше в лес. По пути они встречают медведя, который плачет и прижимает к себе лапу. Ребята узнают у медведя, что с ним случилось. Оказалось, что кто-то разжег костер в лесу и забыл его потушить, поэтому медведь и обжёгся. Воспитатель предлагает ребятам, побыть докторами и забинтовать медведю лапу. Воспитатель предлагает вспомнить еще одно правило поведения в лесу:

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!

Воспитатель показывает детям медведя на слайде и рассказывает о том, что медведь живёт в берлоге и предлагает описать его: расскажите о медведе, какой он, что он умеет делать, какой у него характер, что он любит кушать? На прощание ребята дарят медведю бочонок с мёдом. Воспитатель предлагает рассмотреть деревья, которые растут в лесу и вспомнить еще одно правило:

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

Воспитатель предлагает проститься с лесом и вернуться на полянку к паровозику.

Физминутка: « Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся в паровоз и возвращаются в детский сад.)

Воспитатель предлагает детям запечатлеть свои впечатления о путешествие на рисунках и устроить выставку.