Игры для дошкольников по завышенной самооценке. Упражнения, развивающие координацию движения

Упражнения на повышение самооценки

Цель: повышение у детей самооценки, уверенности в себе.

"Ласковое имя"

Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав "Спасибо".

"Имена-качества"

Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина - искренняя, Петр - пунктуальный.

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Конкурс хвастунов"

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

"Зайки и слоники"

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.

"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

"Волшебный стул"

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

"Я - лев"

Инструкция ведущего: "А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется "Я - лев". Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев - царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: "Я - лев Регина". Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой".

"Ладошка"

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций.

"Теплый, как солнце, легкий, как дуновение"

Аннотация: Упражнение на работу с самооценкой ребенка, на развитие позитивного мышления

Игры и упражнения, способствующие повышению самооценки дошкольников

Актуальность

В наше время скромным детям приходиться очень тяжело, поэтому для того чтобы они могли постоять за себя нужно повысить их самооценку и уверенность в собственных силах. Для этого разработана целая серия специальных игр, которые способствуют этому. В основу таких игр положена возможность ребенка самому попытаться решить некоторые проблемы, самостоятельно найти выход из трудного положения и побыть лидером.

Предназначено для практической работы воспитателей

Адресовано детям до семи лет с целью формирования у детей адекватной

самооценки.

Цели:

- Формирование позитивной самооценки у детей дошкольного возраста.

- Формировать самоуважение, доверие к самому себе.

- Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Задачи:

Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.

Ожидаемый результат:

Сформирована адекватная самооценка, уважение к себе и к окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям.

1.«Я уверен на все 100»

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.
Материал: небольшие зеркала

Возраст: дети старшего школьного

Форма работы: групповая
Форма занятия: игровая.
Время: 30 минут.
Ход игры: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным. Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее. По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.
Итог: в результате этого упражнения дамы начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На женщину начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

2. «Я очень хороший».


Возраст: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Форма работы: групповая
Форма занятия: игровая.

Ход игры: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!».Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

3. «Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Возраст: дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Форма работы: групповая
Форма занятия: игровая.
Время проведения: 10-15 минут.
Ход игры: «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. «Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

4.«Мышеловка»

Данная игра предназначена повысить уверенность ребенка в собственных силах, развить воображение, а также научиться преодолевать препятствия, которые преподносит судьба, ведь целью игры является поиск выхода и способа как выбраться из «мышеловки».

Ребенка нужно поместить в круг из 5-6 человек, которые крепко прижимаются друг к другу. Этот круг и является «мышеловкой», а ребенок в центре должен искать из нее выход, всеми возможными способами: он может уговорить кого-нибудь пропустить его или же самостоятельно искать наличие какой-нибудь лазейки

5.«Пастух»

Цель, которую преследует данная игра – повышение самооценки ребенка, которому дается возможность руководить другими детьми, что впоследствии приводит к повышению самооценки. Поэтому выбирать за «пастуха» нужно ребенка неуверенного в себе. Игра проводиться на улице или в большом помещении. «Пастуху» дают в руки музыкальный инструмент, например дудку, а всем остальным участникам завязывают глаза – они играют роль «овечек». «Овечки» ходят по кругу, а «пастух» с помощью дудки созывает их к себе, если при этом кто-нибудь заблудится, то пастух начинает играть громче. Когда все «овечки» будут в сборе, можно выбирать нового «пастуха» и продолжать игру.

6.Я-смелый.

Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит " Я смелый". Упражнение дети делают по очереди.

7.Я -ловкий.

Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх и говорит: " Я ловкий".

8.Я - умный.

Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет " Я-умный". Упражнение повторить 3 раза.

9.Я сильный.

Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза " Я -сильный", по сигналу "Брось! " - бросает мячи.

10.Я - добрый.

Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят: " Я - добрый" Упражнение продолжается 3 минуты.

11.Лепим волшебный шар.

От куска пластелина отрежьте небольшие кусочки, покажите детям, как пользховаться ножем для пластелина. Каждый ребенок катает шарик. Первые несколько шариков отдают одному ребенку, следующие другому (по количеству детей). Из общих шариков каждый ребенок катает один шар, повторяя: " Шар волшебный я леплю, очень я себя люблю". Покажите детям, как украсить шар бусинами, бисером, фольгой.

12.Вот так храбрец!

Педагог читает стихотворение, а дети после каждой строчки произносят: " Вот так храбрец! "

Наш Ваня храбрый очень (вот так храбрец)

Боится днем и ночью (вот так храбрец)

Боится мышку, кошку (вот так храбрец)

Боится хлеба крошку (вот так храбрец)

Боится есть, боится спать (вот так храбрец)

Боится во дворе гулять (вот так храбрец)

Боится, что обидят дети (вот так храбрец)

Боится он всего на свете (вот так храбрец)

Спросите детей: " Почему Ваня всего боится? " Выслушайте ответы. Если в группе занимающихся детей есть Ваня, имя изменить.

13.Царь горы.

Ребенок сидит на двух трех подушках, остальные дети подходят к нему, дают маленький мячик и говорят: " Ты-хороший. Ты - сильный. Ты-добрый" и т. д. Когда мячики падают, место занимает другой ребенок. Упражнение делают все дети по очереди.

14.Показываем стихотворение.

Педагог читает стихотворение, а дети показывают, стоя на отгороженном месте (на сцене)

Я на сцене выступаю,

Я танцую и пою,

Зрителей я восхищаю,

Никогда не устаю.

Я присяду, покружусь,

Всем знакомым улыбнусь.

Слышу в зале топот, свист,

Настоящий я артист!

Формирование навыков общения

15.Возьмите меня в игру.

Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: " Пожалуйста, примите меня в игру". Дети подвигаются, уступая место, ребенок садится. Упражнения делают все дети по очереди.

16.Твой друг плачет.

Один ребенок лежи на подушках и делает вид что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди, педагог помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

17.Протянем другу руку.

Дети стоят по кругу. По сигналу педагога один ребенок протягивает руку другому, тот третьему и т. д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором "Давай дружить".

Упражнения, развивающие координацию движения.

Как научить ребенка постоять за себя? Отстоять свои права, защитить себя могут дети уверенные в себе, подвижные, с хорошей координацией движений.

18.Учимся падать.

Цель упражнения - научить детей падать. По сигналу педагога " Бах! " дети падают на маты или подушки. Педагог должен показать как падать на бок. НА КОЛЕНКИ, выставлять перед собой руки.

19.Увернусь от мяча.

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине. Расстояние между детьми 2, 5 м. Дети по очереди кидают надувной мяч в ребенка, стоящего по середине, он должен увернуться, приседая или нагибаясь.

20.Запасливые белки.

У одного ребенка в руках шляпа, другие держат в руках орехи или небольшие шарики. По сигналу педагога дети по очереди начинают кидать в шляпу орехи, ребенок шляпой старается их поймать. Ловят по очереди.

21.Прыг-скок.

Дети встают в круг. По сигналу педагога" Прыг! " прыгают влево, по сигналу " Скок! " прыгают -вправо. Упражнение повторить три раза.

22.Рисуем левой рукой правой ногой.

На пол постелите несколько листов ватмана (для каждого ребенка половина листа) в пластиковые тарелки налить пальчиковые краски. Указательным пальцем левой руки нарисовать круг, пальцами правой ноги нарисовать в кругу треугольник.

23.«За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

24.«Я – лев»
Цель: повышение у детей уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

25.«Я очень хороший»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).
И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»
Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

26.«Ладошки»

Цель: повышение самооценки.
Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

27.«Комплименты»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

28.«Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

29.Копилка достижений

Возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

30. «Скажи Мишке добрые слова»

Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты -... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.

31. «Непослушные подушки»

Цель: предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.

Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться... не буду есть...» и т. п. Затем ведущий предлагает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следующим образом: играет пара - взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

32.«Обезьянки»

Цель: способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые любят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим - начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гримасничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыханием.

33.«Цветной снег»

Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку снега и предложить детям прямо в ней слепить город (крепость, домик и т. п.) и раскрасить его гуашью. А затем составить рассказ о том, что получилось. Все это можно делать индивидуально, а можно - в подгруппе.

34.«Школа плохих привычек»

Цели

способствовать проявлению истинных чувств ребенка;

предоставить ребенку возможность получения опыта
проживания незнакомой ситуации.

Ведущий предлагает детям поиграть в «школу плохих привычек». Эта школа - особенная, в ней учат плохим привычкам и за плохое поведение ставятхорошие отметки. В этой школе все ученики и учителя -животные. Каждый ребенок становится сотрудником этой школы - решает, кто он в школе и каким животным является. В этой роли он представляется группе и осуществляет какие-то действия (говорит что-нибудь, движется особым образом и т. п.). Надо помнить, что каждый ребенок должен демонстрировать именно плохое поведение. Например, директор школы может сказать: «Давайте поставим синяк кому-нибудь».

35.Конкурс хвастунов»

Цель способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.

Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хвастаться. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я - красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т. п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

36. «Я могу!»

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

37.«Интервью»

Цель способствовать повышению самооценки детей.

Ребенок-водящий становится Взрослым. Он встает на стул, ведущий помогает ему принять взрослую позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берету ребенка интервью, в котором расспрашивает его о работе, семье, детях и т. п.

38.Рисунок «Мое взрослое будущее»

Цель способствовать повышению самооценки детей.детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?

39. «Материк»

Цель содействовать формированию доверия в группе

Ребенок-водящий ложится на живот. Он - материк (или просто земля, если ребенок маленький). На нем расположены два государства: на голове и на ногах. Государства начинают воевать друге другом, причем побеждает то одно, то другое. Поле боя - спина ребенка, на которой ведущий руками изображает сцены сражений. Остановить войну может только материк (земля). Он устраивает землетрясение (ребенок пытается скинуть руки ведущего). Руки-воины разных государств сначала расходятся по домам, затем снова встречаются на поле (спине), заключают мир и благодарят материк (землю) за помощь.

40. «Что я люблю?»

Цель содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать...»

41. «Крылья»

Цель способствовать самовыражению детей.Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Ведущий просит детей представить, что у них

крылья, они теперь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рассказывают о своих фантазиях группе.

42. Разные голоса

Ведущий заранее готовит карточки с рисунками кошки, голубя, поросенка и т. п. Дети берут карточки из стопки и озвучивают то животное, которое нарисовано на их карточке. Сначала надо произнести эти звуки с нейтральной интонацией, а затем - передавая голосом какое-нибудь чувство (гнев, радость, нежность и т. п.). Остальные участники угадывают, какое чувство изображает каждый ребенок.

43. «Хочу быть счастливым»

Цель способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий рассказывает детям сказку:

«Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым, и поэтому часто спрашивал у своеймамы:
- Мам! Я стану счастливым?
- Не знаю, сыночек. Я бы очень этого хотела, но сама не знаю, - отвечала мама.
- А кто знает? - допытывался котенок.
Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, высоко, им виднее, - отвечала мамаулыбаясь.
И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром, солнцем. Залез он самую высокую березу в их двореи закричал:
- Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!
И услышал он глухой сильный голос, чей он был, он так и не понял, но запомнил на всю жизнь:
- Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым!»

После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым - значит, будешь счастливым».

44. «Медитация на счастье»

Цель способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить самих себя - совершенно счастливых. Пусть дети мысленно оглядятся вокруг и постараются увидеть, кто находится рядом с ними, где все это происходит. Затем дети берут альбомы и рисуют себя - такими, какими они себя увидели.

45. «Ракета»

Цель способствовать развитию самоуважения детей.

Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой - он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.

46. «Корабль»

Цель содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в корабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «качает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря заканчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и говорят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка)

Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.

47. «Счастливый сон»

Цель способствовать самовыражению и развитию оптимизма детей.

Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают его, если такой сон им еще не приснился. Затем рассказывают его группе и рисуют.

«Вырази чувство глазами»

Цель способствовать самовыражению детей.

Ребенок и взрослый по очереди задумывают какое-либо чувство и стараются выразить его только глазами. Другие дети пытаются угадать, какое чувство выражает тот или иной ребенок. Остальную часть лица надо при этом чем-нибудь прикрыть, например, можно сделать для этого упражнения маску с прорезью для глаз.

48. «Ромашка успеха»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Содержание
Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток - это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

Литература:

  1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  2. Алямовская, В.Г. Современный детский сад. – 2007. - №1. - С.21-25.
  3. Боцманова М.Э. Захарова А.В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
  4. Доронина Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М.Н.
  5. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С.29-33.

6. Чернецкая А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005


Самооценка – это оценка личностью своих качеств, возможностей, деятельности и положения в обществе. Бывает заниженной, завышенной и адекватной. По исследованиям психологов, умение анализировать и оценивать свои и чужие действия проявляется у ребенка в возрасте 3-4 лет.

До 30 % людей имеют заниженную самооценку. Подход к себе, как к недостойному уважения субъекту, мешает самореализации человека, лишает удовлетворения от деятельности. Часто это приводит к неудачам в профессии и личной жизни. Возможно развитие неврозов и депрессий.

Разобраться в отношениях к себе и окружающим, повысить ценность личности в собственных глазах помогают игры на развитие самооценки. С их помощью формируется взгляд на свои достижения, соотнесение личной оценки с оценкой коллектива, растет уверенность в себе.

Причины заниженной самооценки и ее последствия

Самые распространенные причины, которые могут понизить самооценку человека:

  1. В детстве он столкнулся с недостатком внимания со стороны взрослых, безразличием, избытком критики, слишком высокими требованиями. В результате – неуверенность в себе, робость, замкнутость.
  2. Чрезмерная восприимчивость к чужому мнению подрывает веру в свои силы. Усугубляется недостатками внешности, хроническими заболеваниями.
  3. Слишком высокая планка приводит к тому, что цель невозможно достичь. Неправильные выводы о своей несостоятельности понижают самооценку.
  4. Неудачи воспринимаются тяжело, срабатывает механизм зацикливания. Такому человеку трудно взяться за новое дело и достичь успеха.

Человек с заниженной самооценкой относится к жизни с пессимизмом, боится перемен, часто бывает одинок в личной жизни. Положение усугубляется чувством вины, жалостью к себе, неспособностью принять решение.

Как помогают игры при развитии самооценки

Психологами разработаны методики игр, помогающие человеку решить внутренние проблемы и развивающие самооценку:

  • В игровой форме человек ощущает единение с другими, понимает, что он не одинок. Возвращается доверие, предыдущий негативный опыт переосмысливается.
  • Игра помогает почувствовать себя успешным, гордиться своими достижениями, сформировать чувство собственного достоинства.
  • В ходе игры участники учатся преодолевать трудности, проявлять целеустремленность.
  • В игровом пространстве легче освоить правила хорошего тона, культуру общения. Понять, что уважение к себе проявляется через уважение к окружающим.
  • Игра учит заботиться о других, делать это естественно и непосредственно.
  • Раскрываются творческие способности, тренируется умение принимать решения.

Особенности игр для повышения самооценки у взрослых

Взрослый человек, столкнувшись с чередой неудач в работе или личной жизни, может потерять уверенность в себе и впасть в уныние. Игры на развитие позитивной самооценки предлагают техники, которые помогают конструктивно подойти к проблемам в своей жизни и решить их:

  1. Развивать те умения и навыки, которыми человек хорошо владеет. Это дает возможность совершенствоваться и достигать успехов на данной стезе.
  2. Общаться с людьми, которые относятся доброжелательно и положительно. Это принесет необходимый заряд уверенности в себе.
  3. Записывать свои действия и чувства, вызванные ими. Стараться объективно анализировать происходящее. На бумаге проще дистанцироваться и оценить реально свой потенциал.
  4. Ставить реальные цели, которые нужно достичь. Начинать день с главных дел, не откладывая их и не давая себе возможности отступить.

Человек начинает адекватно воспринимать себя, получает позитивный заряд. В процессе тренинга растет самоуважение и .


Воздействие игр на детей

Детям дошкольного возраста важна оценка их деятельности взрослыми и сверстниками. Поэтому цель игр на развитие самооценки, – формирование отношения к себе и окружающим через доступные ребенку инструменты общения:

  • совместные игры с другими детьми, направленные на улучшение социализации и формирование навыков общения;
  • физические упражнения, развивающие красивую осанку, уверенные движения;
  • творческие занятия, цель которых – совершенствование индивидуальных навыков;
  • игры-тесты со взрослыми, воспитывающие в ребенке самоуважение.

Важно. Игры помогают улучшить взаимоотношения между детьми, повышают значимость ребенка в собственных глазах. После проведения таких занятий малыш начинает понимать, что любят его самого, а не его действия и поступки.

Игры на повышение самооценки у младших школьников могут проводить педагоги или психологи. В этом возрасте ребенок – уже маленький взрослый человек. Он также остро переживает свои неудачи, порой теряет уверенность в себе. Его волнует отношение окружающих, особенно ровесников. Направление игровых занятий:

  1. развитие общения и совместной деятельности;
  2. воображения, творческого мышления;
  3. самоподдержки, уравновешенности;
  4. устранения тревожности, неуверенности в себе.

Педагогами замечено, что после двух- или трехнедельного систематического проведения игр дети спокойнее себя ведут, миролюбивее реагируют в конфликтных ситуациях. Улучшаются отношения между одноклассниками.


Игры на повышение самооценки у подростков имеют свою специфику:

  • Приучают к ответственности, выполнению обязанностей. Подросток начинает понимать, что он уже достаточно взрослый, чтобы быть полезным для других.
  • Учат спокойно и уверенно принимать решения, не оправдываясь ни перед кем.
  • Обучают управлять эмоциями, закалять себя перед лицом трудностей.
  • Совершенствовать свои навыки, углублять знания. Хорошая физическая подготовка, талантливая игра на музыкальном инструменте или широкая эрудиция – один из путей повышения самооценки.
  • Умение вести диалог с окружающими, решать конфликтные ситуации.

Важно. Подростковый возраст – пора становления личности. От того, какие морально-нравственные установки будут усвоены юношей или девушкой, зависит их самооценка во взрослой жизни.

Все родители, без исключения, хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым и самодостаточным. С раннего детства нужно формировать правильное отношение к своему «Я», развивать уверенность в себе, дружелюбие к окружающим. Основные направления в этом задаются следующими действиями родителей:

  1. Ребенок должен ощущать безусловную любовь, чувствовать, что его любят не за какие-то поступки, а просто его самого.
  2. Хвалить за достигнутое и поощрять к новым успехам. Так у ребенка вырабатывается целеустремленность.
  3. Неудачи не должны превращаться в трагедию. Нужно учить ребенка спокойно переживать свои ошибки, взвешивать объективно их причины и делать конструктивные выводы.
  4. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать его несостоятельность в какой-либо сфере. Нужно акцентировать внимание на тех способностях, которыми он обладает.
  5. Свою значимость ребенок ощутит, если к его мнению будут прислушиваться, принимать его советы. Выполнение посильных задач поднимет его самооценку.

С помощью игр для развития уверенности взрослые и дети смогут постепенно побороть робость и тревожность, повысить самоуважение и чувство значимости в собственных глазах.

Примеры игр для взрослых

Психологи предлагают различные варианты тренингов, и игр для раскрепощения и поднятия самооценки. Чтобы выполнить некоторые из них, придется приложить внутренние усилия.

«». Нужно красиво одеться, выйти на оживленную улицу и постараться познакомиться с понравившимся человеком. Преодолев барьер застенчивости, человек освобождается от комплексов в дальнейшем.

«Другой взгляд на жизнь ». Компания из 10 человек выбирает ведущего. Он задает вопросы поочередно всем, рассадив их полукругом. Темы вопросов: считаешь ли ты себя успешным, хорошим, красивым и т. д. и почему, о чем ты думаешь, что бы ты в себе изменил. После ответов ведущий каждому дает совет в присутствии других.

«Я – хрустальный сосуд ». Нужно встать лицом к солнцу, закрыть глаза. Почувствовать, как солнце наполняет светом «сосуд», и он начинает сверкать.

«Лучшая презентация себя ». На листе бумаги описать свои достоинства, успехи и достижения. Перечитывать несколько раз в день.

«Спасибо тебе! » Участники делятся на две подгруппы, встают лицом друг к другу, образуя два кольца – внешнее и наружное. Передвигаясь по кругу, каждый говорит человеку, стоящему напротив, – «Спасибо тебе!» Называет его по имени и смотрит в глаза. Игра снимает внутренний дискомфорт и чувство одиночества.


Примеры игр для детей

Игры на повышение самооценки у дошкольников можно проводить в группе или дома, с участием других членов семьи.

«Моя мама меня любит ». Дети садятся в круг, каждый перечисляет, за что его любит мама. Затем по очереди или хором дети повторяют слова каждого из них – за что их любят.

«Передай клубок ». Дети передают друг другу клубок по кругу со словами похвалы: ты хороший, ты красивая, ты добрый и т. д.

«Дождь из клея ». Дети любят побегать под теплым дождем. В этот раз прошел дождь из клея. Все склеились последовательно в цепочку. Теперь нужно идти гулять, крепко держась друг за друга, и преодолевать преграды: обойти болото, гору, овраг. После прогулки хорошо отдохнуть на травке.

«Я на троне ». В центре помещения ставят стул – «трон». Поочередно дети садятся на него и становятся «королем». Отдают приказания в течение 5 минут, а «свита» их выполняет.

Игры на развитие самооценки младших школьников можно проводить в классе, в паузах между занятиями или во время урока – для кратковременного отдыха.

«Пожалуйста ». Дети, стоя возле своих мест, должны выполнять команды учителя только после слова «пожалуйста». Например, «Пожалуйста, поднимите правую руку!»

«Сделай мостик ». Преподаватель предлагает встать парами и сделать мост из рук или ног. Можно соприкасаться головами.

«Копилка достижений ». В красивую коробку или вазу каждый день нужно класть листочек с описанием успешно выполненного дела. Со временем копилка потяжелеет, а ребенок будет гордиться своими достижениями.

«Закончи предложение ». Можно играть группой или взрослому с ребенком. Ведущий (взрослый) бросает мяч с началом предложения: «я могу…», «я умею…», «я знаю…». Ребенок, поймав мяч, должен закончить начатую фразу.

В заключение

Игры на развитие уверенности в себе у детей перерастают в привычку видеть в себе хорошее, достойное уважения и похвалы. Взрослые воспринимают игру, как хорошее средство от депрессии, необходимый для будущего тренинг.

В игре важен не конечный результат, а эмоции и переживания, связанные с игровыми действиями. Проигрывание разнообразных ситуаций и заданий поможет раскрепоститься, поднять самооценку и уверенность в себе.

Такие игры помогут детям лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей от старшего дошкольного возраста (5-6 лет) до младшего школьного (9-11лет).

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Конкурс хвастунов"

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна" (или «Грустный принц»)

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Чтобы помочь ребенку повысить самооценку необходимо, чтобы взрослый сам видел его достоинства, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Предложенные в статье игры также помогут вам в этом.

Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

ЗВЕЗДА КВАРТИРЫ № 10

(номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста – в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте).

В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди – "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами.

По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

КОПИЛКА ДОСТИЖЕНИЙ

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей – маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги.

А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось.

"Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей "копилке достижений по русскому языку" появятся записи типа: "Сразу запомнила новое правило и поняла тему", "Хорошо написала изложение – близко к тексту", "В сочинении сделал всего одну ошибку" и т. п.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра – хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его отношении к самому себе.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.