Как приучить ребенка самостоятельно играть: подбор увлекательных игрушек и организация игрового пространства.

Некоторые дети вливаются в социум естественно, а другие изо всех сил пытаются подружиться и присоединиться к групповым играм. Если ваш ребенок попадает под описание второй группы, не раздражайтесь! Игра с другими детьми - это навык, которому нужно время, чтобы развиться. Если ваш ребенок нуждается в помощи, при игре с другими детьми, есть некоторые шаги, делая которые, вы можете облегчить этот процесс для вашего ребенка.

Шаги

Часть 1

Построение социальных навыков вашего ребенка

    Сфокусируйтесь на увеличение уверенности своего ребенка. Если ваш малыш будет чувствовать себя уверенным и в безопасности, то он или она, более вероятно, начнет общаться с более раннего возраста. Дайте вашему малышу почувствовать вашу любовь, привязанность, заботу и внимание и не забывайте хвалить за новые достижения и хорошее поведения.

    • Пусть ваш малыш знает, что вы считаете его или ее, добрым, милым ребенком. Дети переживают даже с младенческих лет, что они могут не понравиться другим детям. Создавайте атмосферу доверия для вашего ребенка, хвалите его или ее за способности, и это поможет вам в решении этой проблемы.
    • Не ругайте малышей слишком сильно. Попытайтесь положиться на естественное стечение обстоятельств и сказать своему ребенку, какого поведения вы от него ожидаете.
  1. Учите великодушию. Дети могут учиться быть щедрыми с раннего возраста. Помогите своему ребенку делать и дарить подарки кому-нибудь и поговорите о результатах: "Посмотри, как счастлива твоя сестра! Ей так нравится эта картина, которую ты раскрасил! Это было так по-доброму и щедро, что ты подарил ей ее".

    Поработайте над тем, чтобы он делился. Научить малышей делиться может быть очень хлопотным заданием. Это абсолютно нормальное, присущее всем малышам, возрастом до двух лет, качество - отказываться делиться со всеми, и даже после этого возраста; научиться делиться может быть постепенным процессом, расстраивающим и вас, и вашего ребенка. Проявив, тем не менее, некоторое внимание, вы можете сделать этот процесс намного легче.

    • Если у вас есть другие дети, поощряйте деление между родными братьями и сестрами. Попросите, чтобы ваш ребенок дал игрушку или поделился угощением с родным братом и похвалите его за любые попытки, сделанные в этом направлении; точно так же попросите, чтобы дети старшего возраста поделились с малышом, а затем упомянули, насколько приятно это делать.
    • Если у вашего ребенка нет родных братьев или сестер, вы можете делиться с ним сами. Практикуйте деление едой, игрушками и другими предметами и хвалите за любые попытки вашего ребенка, сделанные в этом направлении.
  2. Читайте иллюстрированные книги о дружбе. Купите или одолжите некоторые детские книги, в которых рассказывается о том, что нужно делиться, о сотрудничестве и дружбе и читайте их вместе с малышом. Не спешите, разговаривая со своим ребенком о книгах, сравните их с ситуациями, происходившими с вами в детстве.

    Практикуйте социальные ситуации. Если у вашего малыша есть родные братья или сестры, они могут участвовать в "активных играх". Даже если ваш малыш единственный ребенок в семье, вы и ваш партнер можете быть партнерами по игре, моделируя соответствующие способы поведения и общаясь с ребенком, как общались бы с ним другие дети.

    Подчеркните сотрудничество. Даже когда вы вдвоем с ребенком, вы можете изучать основы сотрудничества, показывая, что цените его или ее вклады. Этот процесс поможет развить в малыше социальные навыки.

    • Например, вы можете сделать так, чтобы ваш ребенок помог вам накрывать стол к обеду. Спрашивайте, какие тарелки и столовые приборы нужно поставить, и покажите, как вы цените его или ее мнение. Подчеркните факт, что закончили дело (сервировка стола к обеду) вы, благодаря вашему сотрудничеству.
    • Также вы можете попросить вашего малыша помочь вам в сортировке грязного белья, когда вы стираете, и/или помочь вам свернуть и убрать стирку. Обязательно благодарите ребенка за помощь.
  3. Подавайте хороший пример. Вы для своего ребенка образец для подражания. Игра с другими детьми будет казаться более естественной, если он или она будет видеть, что вы общаетесь с друзьями и родственниками и хорошо относитесь к другим.

    Часть 2

    Подготовка к активным играм
    1. Начните дома. Ваш ребенок будет чувствовать себя наиболее комфортно в знакомом пространстве, поэтому устраивайте его или ее первые игры дома.

      • Это также хорошая возможность учить вашего малыша роли хозяина. Объясните, что важно быть добрым и щедрым к гостям.
    2. Вовлеките своего ребенка в процесс планирования. Говорите со своим ребенком о возможности играть в активные игры с его другом. Спросите, кого он или она хотели бы пригласить, и чем он или она хотели бы заниматься. Обсудите возможные ситуации, которые могли бы произойти, – это спор, например, если другой ребенок отказывается играть, и поговорите о возможных ответах.

      Придерживайтесь общения с одним закадычным другом. В начале, группы могут действовать подавляюще. Начните с приглашения одного друга, предпочтительно того, кого ваш ребенок уже знает и любит, и поощряйте их играть вдвоем. Когда вашему ребенку станет более комфортно в этих ситуациях, то можете расширять его или ее круг общения.

      Выбирайте игрушки заранее. Выбирайте мероприятия, которые будет по душе обоим детям, а затем проверьте, достаточно ли игрушек подходит для этого. Если, например, дети собираются играть в автомобили, у вас должно быть несколько в наличие; еще лучше, если некоторые из них похожи или идентичны. Спор на тему игрушек - это наиболее распространенная проблема для малышей, которые начинают общаться.

      • Постарайтесь убрать любимые игрушки своего ребенка перед началом игр. Для малыша это может быть слишком, и не стоит ожидать, что он вежливо поделится своими любимыми игрушками.
    3. Поощряйте социальные игры. Самые маленькие малыши участвуют в основном в "параллельной игре" – они сидят и играют одни, даже в присутствии других детей. Может потребоваться некая непосредственная помощь и поддержка, чтобы заставить малышей играть вместе. Предложите настольные игры, нацеленные на очень маленьких детей, или социальные игры, основанные на воображаемой игре.

      Принимайте участие. Просто не оставляйте малыша играть одного, особенно если один из них сопротивляется. Играйте с детьми. Ваше присутствие поможет вашему ребенку чувствовать себя более уверенно, и вы сможете смоделировать соответствующие формы общения и совместные игры.

      Играйте в активные игры часто. Как только ваш ребенок начинает воодушевляться от идеи общения с другими детьми, попытайтесь проводить эти игры довольно часто. Со временем вы можете участвовать в них все меньше и меньше, оставляя своего ребенка играть с его друзьями без вас.

    Часть 3

    Помогите своему ребенку общаться на публике

      Введение практики. Ваш ребенок может воинственно вести себя в общественных местах, потому что другие дети для него незнакомцы. Научите самому простому: "Привет меня зовут [как угодно]. Хочешь поиграть вместе?", это будет иметь большое значение.

      Водите своего малыша туда, где будут другие дети. Как только ваш малыш научится играть дома, вы можете начать поощрять общение в таких местах, как парки и детские площадки. Это может быть более болезненно для некоторых детей, тем не менее, позвольте своему малышу приблизиться к группе детей, так скоро, как он сам того захочет.

Игра занимает главное место в деятельности малыша. Именно через игру ребенок познает мир, развивается, обучается, растет, познает основы общения, и вообще узнает жизнь! Как же нам, родителям, помочь ребенку играть и получать удовольствие от игры? Как не отбить желание? Как стимулировать творчество и активность в игре?

1. Покупайте игрушки ребенку, а не себе!
Покупайте то, что нравится ребенку, а не то, что нравится вам самим. Очень часто мы делаем все возможное, чтобы у малыша был именно такой трактор или именно такая кукла, какой не было у нас в детстве… Но мы совершенно не учитываем, что малышу, возможно, они и не нужны, возможно, он мечтает совсем о другом!

2. Знайте меру!
Лучше пусть игрушек будет немного, но они будут интересны, соответственны возрасту и интересам ребенка.

3. Покупайте простые игрушки.
Все говорящие, поющие, танцующие игрушки “забивают” собой детское воображение. Поэтому обычная машинка, солдатики, куклы, посудка – вот самые простые, но самые лучшие игрушки для ребенка.

4. Поощряйте инициативу в игре и дайте свободу.
Мы часто заблуждаемся, решив, что ребенка обязательно нужно чем-то занять. Оставьте ребенка наедине с собой и своей игрой, чтобы потом он не терялся, если его никто ничем не занимает! Давайте возможность самостоятельно придумывать игру. Оставьте время, чтобы поболтать и пообниматься с малышом перед сном, почитать книгу, позаниматься творчеством днем, погулять в парке и порассматривать облака и природу. А игры пусть придумывает сам!

5. Ограничьте время перед телевизором или компьютером.
Ребенок, который много смотрит мультики привыкает получать готовые решения, становится творчески пассивным. Со временем он теряет способность самостоятельно себя занять.

6. Дайте возможность ребенку играть!
Именно играть, а не учиться с самого раннего возраста. Интеллектуальное развитие с младенчества ведет к перенапряжению нервной системы малыша. Игра в легкой, непринужденной форме способна развить ребенка лучше, чем обучение! Дайте ребенку свободное пространство для игры, подходящие игрушки и предметы и он сам покажет вам, чего именно ему стоит еще научиться, чтобы продолжить играть.

7. Делитесь с малышом идеями, примерами из личного детского опыта.
Подскажите малышу сюжеты ваших детских игр, подкиньте сюжет, распределите роли, откройте другую сторону старой игрушки… И далее продолжите заниматься своими делами. Ребенок дальше все сделает сам!

8. Если вам не нравится играть с ребенком – не играйте!
Малыш сразу почувствует неискренность и напряжение, которое будет исходить от вас. Это лишит его огромной возможность получить удовольствие от игры. Просто присутствуйте в комнате, где играет малыш, отвечайте на его вопросы. Занимайтесь вместе тем, что вы любите. Возможно, это творчество, или готовка, или чтение, или прогулки.

Вам кажется, что ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы играть самостоятельно, однако, он все время ходит за вами по пятам и просит поиграть с ним. Здесь мы рассмотрим, как научить ребенка играть самостоятельно, в каком возрасте эту самостоятельность развивать и какие усилия для этого приложить, какие игры лучше подойдут для того, чтобы малыш увлекся без участия взрослых.

Возможно, вы слышали о таких детях, которые днями напролет тихо играют в своей комнате, не беспокоя родителей и не требуя к себе внимания. Умение ребенка играть самостоятельно не появляется само по себе на пустом месте. И вы должны именно научить этому свое чадо.

Когда ребенок начинает играть самостоятельно

Некоторые родители удивляются, почему ребенок в год не играет самостоятельно. Да потому, что он не умеет. Это умение приобретается по мере взросления и приобретения навыков игры, и вы должны приложить к этому определенные усилия, также как вы или .

Когда ребенок только начинает играть самостоятельно, он повторяет действия родителей, манипулируя предметами. Именно поэтому любимыми игрушками после года является различная кухонная утварь и предметы домашнего обихода. В этот период привлекайте малыша к присутствию и по возможности участию в своих домашних делах. Это даст ему богатый материал для игр с применением ложек, ковшиков и кастрюлек и позволит ему самостоятельно манипулировать предметами.

Позже ребенок начнет использовать заместители предметов. Т.е. палочка может заменить в воображении ребенка половник, а крышка от банки — тарелку.

После двух лет ребенок учится ролевой игре. И задача родителей на этом этапе познакомить ребенка с возможными персонажами и показать их взаимоотношения в процессе совместной игры. Например, в игре «дочки — матери» роль дочек выполняют куклы, а роль мамы — сам ребенок. Подскажите ребенку, какие диалоги могут происходить между персонажами, как они могут взаимодействовать, примите участие в игре с ребенком, подавая ему пример.

Малыш научится играть сам не сразу. Вам придется еще какое-то время принимать участие в играх ребенка, прежде чем он проникнется своей ролью.

Если вы принимали активное участие в играх ребенка и направляли его в процессе, то к третьему году малыш сможет занимать себя примерно на 40 — 50 минут.

Игры и игрушки для самостоятельных игр

Важным условием является то, что это должны быть игрушки и игры, с которыми ребенок может играть сам, без помощи родителей и которые соответствуют его возрасту. Очевидно, что двухлетний малыш не сможет увлечь себя сложными пазлами, если только не найдет им другое применение.

Какими игрушками может играть ребенок сам:

  • игрушечные наборы различных инструментов для знакомства с профессиями (например, набор доктора);
  • любимая игрушка, с которой ребенок привык спать;
  • машинки и различные каталки;
  • ненужная мелочевка, которую вы бы с радостью выкинули, но бережно хранимая ребенком (детали от машин, камушки, тряпочки, пуговки и т.п.);
  • спортивные игрушки (кегли, мячи, кольца для бросания);
  • самовозведенное убежище в виде стола, накрытого покрывалом, или маленькая туристическая палатка;
  • игры, которые не надоедают ребенку.

Важно: игрушек не должно быть много. Большое количество игрушек не позволяет ребенку развивать свою фантазию, кроме того, он не испытывает ни к одной из них чувства привязанности.

Вспомните свое детство. У вас был любимый мишка или заяц, без которого вы не могли заснуть. А помимо мишки еще пара кукол, кубики и пирамидка. Этого было достаточно, чтобы придумывать целый мир и проживать в нем по несколько часов.

Если у вашего ребенка все же много игрушек, то часть из них следует время от времени убирать с его глаз, чтобы . В следующий раз, когда вы их достанете месяца через 2, они будут восприниматься им как новые, и радости малыша не будет предела.

Когда ребенок получает новую игрушку, взрослые должны продемонстрировать, как с ней можно играть. Возможно, вы удивитесь, но ребенок не рождается с умением играть, поэтому вам следует научить его.

В какие игры может играть ребенок

После двух лет ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой. Можно подсказать ребенку идеи для игр, в которых он будет примерять на себя определенные роли (например, доктор, продавец, водитель).

Примеры ролевых игр для 2 — 3 — летнего ребенка:

  • в магазин;
  • в больницу и доктора;
  • в другие профессии (парикмахера, строителя, полицейского, пожарного, учителя и т.д.);
  • с куклами ребенок может поиграть в семью или детский сад;
  • с помощью машинок можно выучить правила дорожного движения или поиграть в грузоперевозки и такси;
  • со зверушками — зоопарк, цирк;
  • со спортивными игрушками — в спортсмена, тренера;
  • можно придумывать сюжет игр на основе или любимых мультфильмов, используя их персонажей.

Во время ролевой игры родитель может принимать активное участие или подсказывать ребенку какие-то моменты. Главное, в усердном проявлении не навязывать своих правил.

Что делать, если ребенок не играет самостоятельно

Если к 4 — 5 годам ваш ребенок не играет самостоятельно хотя бы 1 час, то в этом случае могут быть две причины:

  1. Ребенок не умеет играть самостоятельно. Потому что вы не научили его играть. В этом случае вам нужно срочно наверстывать упущенное. По своей природе большинство детей стремится к самостоятельности, поэтому когда у него начнет получаться, ваша задача поддержать его стремление похвалой или лакомством.
  2. Ребенок не хочет играть самостоятельно. Он умеет, но предпочитает ходить за вами хвостом. Или же ребенок постоянно просит поиграть с ним. В этом случае малышу просто не хватает родительского внимания. Отложите свои дела и уделите ребенку час своего времени. Покажите, что это ваша общая игра, в которую он может иногда поиграть один.

Также если у ребенка что-то не получается (например, собрать конструктор или паззлы), то у него может пропасть интерес к игре. Нужно ненавязчиво помочь ребенку, и тогда интерес будет возобновлен.

Если же ребенок старше 5 лет не способен самостоятельно играть, следует обратиться к специалистам.

Зачем ребенку самостоятельность в игре

В данном случае речь идет не о том, чтобы дать родителям больше свободного времени. Прежде всего навык самостоятельной игры нужен самому ребенку.

Этот навык определяет развитие воображения, мышления, речи и способствует адаптации ребенка в социуме. Вследствие этого важно обращать внимание не только на время самостоятельной деятельности ребенка, но и на разнообразие и сложность игр.

В процессе самостоятельной игры у ребенка развиваются необходимые качества, такие как терпение, усидчивость, инициатива, настойчивость.

В ходе игры ребенок должен испытывать радость, а не смирение и скуку. Поддерживайте его инициативу и выбор, не оказывайте помощь преждевременно и не навязывайте своих правил.

Бывает так, что ребенок играет самостоятельно, но при этом ему необходимо присутствие взрослого. Стоит только маме уйти из зоны видимости, как ребенок прерывает свою игру и бежит следом. Поэтому необходимо учить ребенка не только играть самому, но и оставаться ненадолго в одиночестве.

Малышам может помочь игра в прятки, в процессе которой ребенок приобретает уверенность, что спрятавшийся взрослый обязательно не исчезнет насовсем, а вскоре вернется.

В ходе ролевой игры, если маме нужно отлучиться на кухню, можно придумать причину, хорошо вписывающуюся в ход игры. Например, если вы играете в магазин, скажите ребенку, что вам необходимо отлучиться, чтобы получить товар.

Главное, перед уходом предупредить ребенка, что вы ненадолго уйдете и обязательно вернетесь. Первое время уходите на минимальный промежуток и старайтесь возвратиться до того, как ребенок успеет потерять вас.

Родитель должен быть всегда доступен для ребенка. Это значит, что он готов его выслушать, дать совет, поддержать и порадоваться за ребенка. Отзывайтесь сразу на зов ребенка, отвечайте на его вопросы, при таком отношении малышу будет спокойнее играть самостоятельно.

Как приучить ребенка играть самостоятельно. Правила

  1. Приучайте ребенка к самостоятельной игре, когда он сыт, здоров и в хорошем настроении.
  2. Место для игр должно быть безопасным и комфортным для ребенка.
  3. Позвольте ребенку нарушать правила игры и устанавливать свои.
  4. Демонстрируйте гордость за успехи ребенка: его самостоятельные творения и работы поставьте на видное место, где бы их могли видеть все члены семьи.
  5. Помните, что ребенок изначально не умеет играть. Его нужно этому научить также, как надевать штаны или есть ложкой.
  6. Чем больше вы проводите времени с ребенком играя, тем больше возрастает его интерес и тем быстрее он вовлекается в игру и начинает играть самостоятельно с радостью и энтузиазмом.
  7. Даже если ребенок уже вполне самостоятельно развлекает себя сам, не забывайте иногда уделить ему время и поиграть вместе. Ведь совместные очень сближают и дарят ребенку чувство нужности и уверенности в родительской любви.

И помните, дорогие родители, в доме, где есть дети, тишина — повод для паники!

Маленький ребенок еще не готов к таким «взрослым» и целенаправленно организованным видам деятельности, как обучение и труд. А с помощью игры, под которой в этих случаях подразумевается несерьезность и шутливость обстановки, забава, постоянное введение новых, ярких и развлекательных элементов, он будет с радостью и учиться, и выполнять свои нехитрые обязанности.

В этом случае игра, действительно, «естественна» для малыша.

А вот игра, которая предполагает цепочку последовательных действий, имеющих сюжет или цель, с игрушками или сверстниками, как раз и требует специального обучения.

Представьте себе, что вам дали некую конструкцию неизвестного назначения, доселе невиданную, и сказали: «Ну вот, иди, занимайся ею!» Что вы станете делать? Кто-то покрутит, рассмотрит и положит. Кто-то попытается понажимать на ее кнопочки, кто-то постарается приспособить для выполнения уже известных дел.

Так же обращается с игрушками и ребенок. Что, к примеру, можно сделать с плюшевой зверушкой? Подергать за уши, потянуть за хвост, повозить ею по полу, постучать по дивану, погладить по шерстке, засунуть лапу в рот, открутить нос, бросить в угол. Именно так малыш и поступает. Неудивительно, что, проделав все эти манипуляции раз-другой-третий, кроха теряет интерес к игрушке безвозвратно. А вот взрослый, присоединившись к нему в нужный момент, может показать и подсказать, куда «двигать игру» дальше...

Как растут игры?

Первые игры малышей недаром именно так и называются - манипулятивные . Благодаря им ребенок учится производить простейшие действия: взять-поднять-положить, покрутить-постучать и т.п. Они являются нормальным этапом развития ребенка до 2-3 лет, а в дальнейшем возникают тогда, когда он встречается с совершенно новым и неизвестным предметом.

Более сложный этап детской игры носит название формальных игр. Если с малышом много общаются и играют взрослые, обращая его внимание на особенности как игрушек, так и тех реальных вещей, которые они «замещают», он начинается с 10-14 месяцев.

В это время ребенок выполняет формальные действия с игрушками: катает автобус, потому что он видел, что машины на улице ездят; пинает мяч, как футболист «в телевизоре»; закрывает тряпочкой мишку, как мама укрывает его одеяльцем и т.п.

Роль взрослого сейчас в том, чтобы подтолкнуть кроху к «обыгрыванию» игрушки. «Давай с тобой покормим кису! А теперь положим ее спать... - предлагает мама. - А кого ты хочешь взять с собой на прогулку? Покажем ослику, как ты печешь пирожки...» Подражая и повторяя эти действия то с одной, то с другой игрушкой, ребенок начинает играть самостоятельно.

Ребенок растет, растут и его игры. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит также к возникновению функциональных игр. В таких играх малыш осваивает свойства предметов и действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: «клик-клак». Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры все еще относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в дочки-матери, в магазин, в пиратов, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3-4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6-7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Так игры наших детей «растут» и усложняются вместе с ними.

Учимся играть

Как понять - играет ребенок или нет? Играет ли он, когда тянет за веревочку машину? Или сует ложку зайке? Может быть, да, а может, и нет. Играет, если видит в игрушечной машине настоящую, а ложкой дает зайке попробовать вкусный супчик. Нет, если, выполняя эти действия, просто повторяет увиденное у других детей или подсказанное взрослыми.

Что касается цепочки действий, то она имеется там, где ребенок не просто повторяет в игре одно и то же действие, а выполняет несколько, по смыслу следующих одно за другим (например, раздевает куклу, укладывает в коробку, накрывает лоскутком, поет колыбельную, укачивает, просит остальные игрушки сидеть тихо и т.п.). Или, строя дом из кубиков, не просто прикладывает их друг к другу, как показал папа, но придумал, где крыша, дверь, скамейка, и готов с ними что-то делать.

К году ребенок может научиться открывать и закрывать матрешку, вкладывать кубы друг в друга, водить куклу, катать машины и пр. Освоив действия с этими игрушками, ребенок может непродолжительно играть сам, без взрослого.

Предоставленный сам себе, ребенок действует с игрушками, рассматривает все, что его окружает, наблюдает за взрослыми, воспроизводит игры, в которые играла с ним мама. Однако долго занимать себя он не может, начинает уставать. Маме надо своевременно «переключить» ребенка на другую деятельность или помочь продолжить то, чем он уже занимается, дать задание, поиграть, попеть вместе с крохой.

Начните с простого и привычного малышу действия. Например, «киска умывается», «кормим мишку», «одеваем куклу», «машина везет молоко от коровы ежику» и т.п.

«Смотри, вот машина, - говорите вы ребенку. - Это грузовик, он перевозит грузы. Что же сегодня повезет наш грузовик? Звери-звери (это уже обращение к игрушечному зоопарку), кому-нибудь нужно что-нибудь перевезти? "Му-у-у, - говорит корова. - Мне нужно, чтобы кто-то отвез мое молочко ежику". - "Что ж, я готов, - говорит грузовик. - Давай свое молоко"». Ставите игрушечную чашечку (баночку, пакетик) на грузовик и везете его ежику. Затем можно повторить игру, перевозя таким образом все, что сможет придумать малыш.

Когда кроха освоит эти действия и наиграется в них (торопить события не стоит), расширяйте игру - спросите ежика: что он станет делать с молоком? (Роль ежика вы можете прочно закрепить за чадом.) Кормить ежат? Замечательно, кушайте, ежатки! А что станет делать ежик потом? Пойдет гулять? А может, он поедет на грузовике в гости к корове?

Так, прибавляя по одному новому действию, вы учите ребенка выстраивать длинную сюжетную цепочку. А по ходу действия он сможет узнать, что ест ежик и откуда у коровы берется молоко, кто живет в норе, а кто - в гнезде, вспомнит голоса животных и птиц, вместе с вами придумает, зачем нужны те или иные вещи.

В этих простых играх отведите малышу одну роль, а сами играйте за всех других персонажей. Возможно, на первых порах он будет просто сидеть и смотреть на то, что делаете вы, - не стоит давить и требовать, чтобы он немедленно придумал, ответил и сделал. Дайте ребенку время освоиться с предлагаемым занятием, пусть ваша игра превратится в театр одного актера. Но и не упустите момент: когда он будет готов «подхватить» действие - передавайте ему бразды правления игрой.

Очень частая ошибка родителей в подобных играх состоит в требовании неукоснительно следовать придуманному ими сюжету, образу персонажей и т.п. Постарайтесь не навязывать и не диктовать малышу свою игру, а подхватывайте и стимулируйте его на развитие собственных идей. Пусть для начала это будет выбор персонажа, его имени, цвета его шапочки или выполняемое им действие. Более сложные идеи придут со временем, когда ребенок убедится, что у него «получается», и этот вид игр станет для него интересным и занимательным.

Поиграй со мною, сказка

Из сказок проще всего почерпнуть сложные сюжеты. Сказки можно не только проигрывать, следуя каноническому тексту, но и сделать их просто исходным материалом.

Варианты игры со сказкой:

  • замена «недостающих в хозяйстве» персонажей (нет лягушки - взяли кролика);
  • введение персонажа-помощника или дополнительных противников главного героя;
  • продолжение сказки;
  • придумывание другого окончания;
  • те же персонажи, но с другими характерами (злая Красная Шапочка и добрый Волк);
  • кукольный театр и т.д.

Играя со сказкой, большинство родителей ограничивается вопросами «по сюжету»: куда пошла Красная Шапочка? Кого она встретила в лесу? И так далее. Такие вопросы, безусловно, помогают малышу лучше разобраться в хитросплетениях рассказываемой истории, особенно если он склонен слушать вполуха. Но когда сюжет знаком, вы можете начать придумывать свои варианты. А как бы спаслась Красная Шапочка, если бы не появились охотники? А что стал бы делать Волк, если бы Шапочка не стала с ним разговаривать, а начала громко звать на помощь? А что бы стал делать Колобок, если бы он не внял уговорам Лисы, а сбежал от нее, как и от всех предыдущих зверей? Такие вопросы побуждают малыша к творческому осмыслению ситуации, а заодно он учится тому, что из любой ситуации может быть несколько выходов.

Играя с хорошо знакомым и готовым сюжетом, ребенку проще освоить и еще один важнейший для дальнейших действий навык: границы ролей, персонажей и их действий. Он понадобится малышу позднее, когда тот перейдет к коллективным играм со сверстниками. Играем, например, в «Репку». Помогите крохе придумать, что делал дед, пока внучка ходила за Жучкой? Сидел на скамеечке и отдыхал? Тянул репку? Обкапывал ее лопатой, чтобы было легче вытащить?

Кукольный театр - одно из лучших и в то же время самых простых средств образного воплощения интересных историй. Детей, которым трудно спокойно сидеть и слушать чтение книжки, увлекает движение кукол, причем их фантазия не попадает в зависимость от готовых образов, а творит свои.

Совсем несложно показать ребенку сказку на маленьком столике или табуретке. Установите его так, чтобы за ним мог поместиться один человек, управляющий куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накройте столик тканью, цвет которой соответствует календарному времени действия сказки (белый материал для зимы, зеленый для лета и так далее). Декорации для подобного театра изготовляются с большой долей условности, активно используются разноцветные лоскутки, разнообразные кубики, коробочки, природные материалы (шишки, ветки, кусочки мха). Не перегружайте сцену - достаточно намека. Не забудьте о выразительности, которую добавляют сказке источники света. Маленькая свечка может служить и костром, и огнем в печи, и золотым блеском.

Деревяшки, огуречки - сказочные человечки

Замечательная игра - использование замещающих предметов. Те дети, которые научились этому, в будущем не будут изводить родителей тем, что им нужна еще одна, сто пятая кукла или пистолет, а спокойно сделают их сами из любого материала, оказавшегося под рукой. Заодно такие игры прекрасно развивают творческое воображение, недаром они входят во все «взрослые» тренинги повышения креативности.

Игра очень проста: придумайте, как - нетрадиционным способом - можно использовать самую обычную газету. Сделайте из нее - вместе с малышом, конечно же, - ковер-самолет, лодочку, лягушку, шляпу, подзорную трубу, шалаш. А для чего может понадобиться веревка или шнурок? Раз - и поползла, извиваясь и грозно шипя, змея. Два - и готова удочка. Три, четыре, пять - фантазия ваша и ребенка подскажет вам еще много-много удивительных превращений. Кастрюли, миски, стаканчики из-под йогурта - это игровое богатство присутствует в каждом доме и отлично заменяет навороченные, но одноразовые игрушки. Кстати, таким же образом можно изготовить и персонажей для кукольного театра. Пластиковая бутылка, на которую надет платок, станет бабкой, а если прикрепить к ней моток оранжевых ниток - Лисой. Из крышечки получится отличный Колобок, а привинченная розовая проволочка превратит ее в одного из трех поросят. Кусочек голубой ленточки заменит и речку, и океан, а принесенная с улицы веточка - дремучий лес.

Придумать игру могут помочь не только сказки, но и любые книжки с картинками. Возьмите любую сюжетную картинку, рассмотрите ее с малышом и предложите ему выполнить те же действия, которые он увидел на рисунке. Например, нарисован мальчик с мамой на улице города. Может быть, они идут за покупками - тогда придумайте, что и как они будут делать в магазине. А может, в поликлинику - дальше последует игра в доктора. Или они возвращаются домой из гостей? Таким образом, картинка может быть как отправной точкой для вашего сюжета, так и его кульминацией или финалом. А малышу предстоит достроить все необходимые действия «вокруг».

Игра - дело серьезное

Дети, с которыми мало и скучно играли, плохо адаптируются и в детских коллективах, да и вообще в окружающей жизни. Любое изменение привычного хода вещей повергает их в уныние. Они плохо соотносят себя с реалиями окружающего мира, испытывают коммуникативные сложности, не умеют предусматривать и анализировать свои действия и поступки с разных сторон, болезненно застенчивы или, наоборот, излишне развязны.

Дети же, много играющие с родителями или другими взрослыми, быстро научаются и выстраивать свой собственный сюжет, и подхватывать чужой. Соответственно, и сверстникам, когда они попадают в детский коллектив (в саду, в гостях, на прогулке), с ними весело и интересно. Такой ребенок не будет стоять одинокой букой в стороне от резвящейся компании или дергать и теребить родителей, требуя уделить ему побольше внимания. Да и наедине с самим собой скучно ему не будет.

Лишь немногие малыши могут занять себя игрой самостоятельно. Большинство не признает одиночества и ходит за родителями с просьбой поиграть с ними. Когда ребенок сможет играть без участия взрослых и как научить ребенка играть самостоятельно?

Ребенок, долго и сосредоточенно перебирающий игрушки, в полном одиночестве уйдя с головой в свой мир - мечта для родителей, ведь в этот период они могут заняться своими делами. Но больше всего такое умение приносит пользу и самому малышу. Этот период определяет развитие фантазии, речи и воображения. Поэтому главным критерием при игре служит не продолжительность самостоятельной игры, а их разнообразие, их сложность.

Задача родителей - не допустить, чтобы самостоятельная игра стала повинностью, а дать возможность почувствовать ребенку удовольствие от взросления, одобрять его независимость. Разрешайте малышу выбирать, какую одежду надеть, предлагайте альтернативу при выборе блюд и т. д. Чаще советуйтесь с ним.
Самостоятельность в играх прослеживается в активности малыша. Хвалите малейшую инициативу, исходящую от него. Не поправляйте его при самостоятельной игре, говоря, как и что делать. Пусть малыш учится справляться с трудностями сам, если не просит вас о помощи, не спешите ему помогать.

Игры и игрушки

Ребенок должен чувствовать себя комфортно среди вещей: удобные стульчики, подставка возле умывальника, доступные полки с игрушками и вещами, нескользкий пол. Дети редко играют только в детской, обычно они охватывают все домашнее пространство. В связи с этим тщательно продумайте обстановку дома, чтобы избежать травматизма и сохранить ценные вещи. Запреты в таких случаях не действуют, так как ребенок быстро их забудет, увлекшись игрой. А для подросших детей запреты помешают развитию самостоятельности и активности. Родителям следует заранее подготовиться к тому, что малыш в процессе роста обязательно что-нибудь сломает или испортит.

Хранение игрушек требует особого внимания. Малыш должен легко их доставать и складывать на место. Предусмотрите в его комнате или уголке стеллаж для хранения игрушек, игр, книжек, рассадите вокруг столика кукол - сделайте игрушки доступными и расположите их в таком месте, чтобы ими легко можно было играть.

Игрушек не должно быть много. Постоянно делайте «переучет», пряча игрушки, в которые ребенок не играет, а через какое-то время меняйте и возвращайте их.

Радость малыша от встречи с забытыми игрушками будет не менее сильной, чем от покупки новой. Увлечь ребенка легко, достаточно предъявить ему ящик с позабытыми игрушками.

  • Те, которые помогут воссоздать мир взрослых - медицинский набор, набор строителя, полицейского, парикмахера и т. д.
  • Игрушки, дающие познать окружающий мир - песочные наборы, игры в воде, мыльные пузыри и т. д.
  • Игрушки, которые он будет считать одушевленными, чтобы спать, есть и разговаривать с ними.
  • Кажущиеся вам ненужными коробки, пластиковые флаконы, палочки, лоскуты - все это помогает оживить любую игру.
  • Домики и палатки - покупные или сделанные самими. Дети просто обожают такие свои «жилища».
  • Игрушки на веревке или палке-каталке.
  • Мячи любого диаметра и прочий спортинвентарь.
Интерактивные игрушки хороши, но не дают развиться воображению, тормозят собственную игру. Если кроха обладает хорошей фантазией, у него любой предмет может стать игрушкой. Так, большая коробка может стать машиной, карандаш - волшебной палочкой и т. д.

Развивающие игры предусматривают участие взрослых, но те, которые малыш хорошо освоил, подходят и для игры в одиночку.

Учите ребенка играть

Каким образом вы учите ребенка одеваться? Он смотрит, как одеваете его вы, и пытается повторять. Так же происходит и с игрой. Играть его нужно научить, и тогда он сможет позже самостоятельно занять себя.

Самые первые игры, которые вы можете ему предложить после полутора лет, состоят в повторении действий взрослых. Взрослый мир более интересен ребенку, чем игрушечный. Половник и кастрюля ему гораздо больше нравятся, так как он знает, как с ними управляется мама и хочет делать то же самое.

Пусть ребенок делает домашнюю работу с вами вместе. Возможно, вскоре он утащит вашу кухонную утварь к себе в комнату и будет играть там самостоятельно.
Подражать действиям мамы кроха может и не прибегая к помощи кухонной посуды. Обладая достаточным воображением, он можетприменять в игре замещающие предметы. К примеру, пустая коробка - кухонная печь, а рпалочка - половник. Это умение видеть, воображать, нужно всячески поощрять.

Процессуальные игры

Малыш только выполняет какие-то манипуляции с предметами и игрушками, не имея сюжета. Ролью мамы является обратить внимание ребенка на отношения героев, научить его вести между ними диалог. Поиграйте в «дочки-матери», «повар-едок», комментируя действия всех героев игры. Подсказывайте поначалу малышу сюжет игры, пока она ясно не предстанет в воображении малыша, и он сам не сможет придумывать его своими силами.

Какие игры придумать?

Сюжетно-ролевые игры очень нравятся детям, они с удовольствием выбирают себе ту или иную роль. Родители могут помочь с идеями, подсказывая сюжет, но пусть ребенок сам придумывает ее развитие.

После двух лет малыш сможет играть:

  • в магазин, кафе, автомастерскую,
  • в поликлинику, аптеку, ветлечебницу,
  • с участием кукол: гости, детский сад, семья,
  • со зверюшками: зоопарк, зооферма, цирковое представление, дикие джунгли,
  • с машинками: автогонки, грузовые перевозки, строительство дома,
Пробовать себя в разных профессиях:
  • Доктор, медсестра, певец, гонщик, артист, гимнаст.
  • Превращаться в различных зверей, копируя их звуки и повадки.
  • Устраивать театрализованное представление по прочитанным сказкам и рассказам.
  • Играть в путешественника, описывая встреченные на пути достопримечательности.
  • Используя спортивные снаряды - в спартакиаду, показательные выступления.

В таких играх родители могут быть наблюдателями, а могут - полноправными участниками, советуя, подсказывая и направляя. Главное - не ставить условий, не устанавливать свои правила, не ограничивать воображение малыша.

Чем чаще вы играете с малышом, тем более увеличивается его интерес к игре, тем быстрее он начнет играть сам с удовольствием.

Учите также ребенка постепенно осваивать самостоятельную игру, ненадолго оставляя его, чтобы он комфортнее чувствовал себя, когда остается один.

Хороша игра в прятки. Дети начинают играть ее еще в полгода, научившись сначала искать маму, спрятавшуюся под пеленкой, а затем и сами умеют самостоятельно и тихо сидеть, затаившись под ней. Ребенок знает, что исчезнувшие из поля зрения родители вскоре появятся перед ним.

Чтобы учить ребенка поиграть самому, придумайте в сюжете игру собственные отлучки. Например, вам по ходу сюжета нужно сходить в супермаркет. А на время своего отсутствие доверьте малышу важную задачу, которую ранее выполняли вы. Не нужно уходить потихоньку. Стоит предупредить ребенка, что у вас есть неотложное дело, и вы вскоре вернетесь. Поначалу уходите на небольшое время и возвращайтесь до того, как ребенок сам прибежит вас искать.

Расскажите с интересом, в какую бы игру он смог играть самостоятельно, напомните ему об интересных игрушках, ждущих его в детской. Он вдохновится, и с радостью будет играть самостоятельно.

Доступность мамы - не только физически. Слушайте его отчеты об игре, советуйте и радуйтесь его достижениям. Если у малыша будет уверенность, что он всегда может прийти к маме с рассказом или просто за помощью, и он получит все, что ему нужно, тогда ему будет гораздо спокойнее играть в одиночестве.