Детская жесткость и изгои. Как помочь своему ребенку наладить

Все здравомыслящие родители как огня боятся феномена изгоя.

Не будем давать ребенку нелепое имя, а то его задразнят, не наденем очки, а то засмеют, будем одевать в дорогущие обновки, а то его в классе сделают изгоем.

Если я не такой, как все, меня ждет вечный бойкот - обычные люди во все времена боялись быть не такими, как все, боялись выделиться из стаи, боялись быть против всех. И особенно боялись, что такая судьба постигнет их детей. И это понятно, объяснимо и правильно, ведь именно детская жестокость - самая беспощадная, страшная и разрушительная.

Наверное, мы ничего и никогда не сможем поделать с детской жестокостью - думаю, этот феномен зачем-то нужен природе, являясь одним из механизмов социальной адаптации и своеобразным проявлением естественного отбора.

Боязнь жестокости со стороны сверстников одних делает сильными, других - хитрыми, третьих - приспособленцами, четвертых - предателями, тут уж кто на что горазд.

Другое дело - ЗА ЧТО попадают в изгои.

Есть две чудовищные истории, которые сразу же всплывают у меня в памяти, когда приходится задуматься над проблемой детской жестокости.

И вторая - она менее трагическая по последствиям, но очень тяжелая лично для меня, потому что я сама в ней участвовала. Причем в очень нелицеприятной роли - в роли зачинщицы. У нас в первом классе училась одна девочка - таких называют «странными».

Она была похожа на маленькую тетю. Она говорила, как взрослая, сидела, как взрослая, отвечала на уроках, как взрослая, короче, выпендривалась. И мы начали ее травить. Периодически объявляли ей бойкот. Исключали из октябрят. Начинали громко ржать, когда она проходила мимо. Придумывали обидные прозвища, каждый раз новые. И она от нас ушла в другую школу. Мы победили.

Недавно она зашла ко мне на страничку в Одноклассниках, поставила пару пятерок, написала что-то вроде «А ты такая же уверенная в себе, как всегда». А я не нашлась, что написать ей в ответ - потому что я до сих пор держу в себе чувство жуткой и непрощаемой вины перед этой несчастной девочкой.

И все же мне думается, в изгои невозможно попасть без собственного желания. Как бы это парадоксально не звучало. Изгоем становится тот, кто соглашается с такой социальной ролью, кто не борется за себя, кто ВЕРИТ преследователям и обидчикам.

Поэтому если в семье культивируется материальное, если ребенку с детства внушают, что самое главное в жизни - это модная одежка, дорогая машина, приличный ремонт, навороченный мобильник, он с удовольствием сделает изгоем того, кто не имеет всего вышеперечисленного, или - внимание! - сам станет изгоем, если вдруг не поимеет вдолбленных ему с детства материальных благ.

Причем второе произойдет быстрее, потому что делать изгоями других - довольно трудно и без лидерской харизмы невозможно.

Если мама или папа позволяют ребенку смеяться над увечными, поощряют просмотр некачественных мультиков, в которых смех вызывает чье-то падение, рана, болезнь или уродство, если родители сами всласть хохочут над низкопробными телепередачами, в которых чем страшнее рожа, тем талантливее юморист - их ребенок вполне сможет поучаствовать в травле больного сверстника.

Но что страшнее - он сам легко и просто станет изгоем, если окажется слабее других физически или случайно пукнет при всем классе.

Если родители с раздражением и плохо скрываемой ненавистью обсуждают «сильно умного» соседа или «юродивого» родственника, который «ничего в жизни не совершил, а только книжки всю жизнь пописывал» — их малыш ничтоже сумняшеся затравит «ботаника» или круглую отличницу. Но гораздо быстрее он сам станет изгоем, если вдруг обнаружит свой непонятно откуда взявшийся, но не массовый талант.

Мы сами показываем детям, кого травить. Мы, взрослые воспитанные люди, сами взращиваем феномен изгоя - тихо, незаметно, исподтишка. Мы, вместо сострадания и желания помочь, испытываем брезгливую ненависть к убогим и больным. Мы сами культивируем в детях культ богатства, которое не разбирает средств - обмани, укради, но стань обладателем Бентли.

И до тех пор, пока мы это делаем, наши дети рискуют быть изгоями.

VELVET: Анна Северинец

Глава из книги М.М. Кравцовой "Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой.", вышедшей в свет в издательстве "Генезис". 2005.

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рас-сеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

* Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сде-лать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

* Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет1).

Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при-выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими) 2).

Иногда родители бывают правы - в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие.

Негативное отношение к Сене с первого класса было спровоцировано классным руководителем, которому неприятен был и сам Сеня, и его родители. Учительница называла мальчика только по фамилии, никогда не хвалила его, чаще, чем остальным, делала замечания. Ее неприязненное к нему отношение постепенно передалось и остальным учащимся.

В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами "разобраться" с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Пре-следователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример "разреше-ния" конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

Мама Сони, начиная с первого класса, приходила "разбираться" с одноклассницами дочери, которые ее дразнили. Девочка привыкла чуть что жаловаться маме, а среди одноклассников прослыла ябедой, с ней никто не хотел дружить.

* Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего.

Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Вот что сказала мама одного ребенка: "Пяти-шестилетние дети на площадке все время объединяются и нападают на кого-то одного. Я говорила с сыном, что это делать непозволительно. Однажды объектом нападок стал он сам. Но это ничего не изменило. На следующий день он с таким же восторгом нападал на товарища вместе со всеми". Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется "дружить против кого-то". Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик - куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними - пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит "подливать масла в огонь", обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.
Что делать, если ребенка отвергают

Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, по-смотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе (обращение психолога к родителям)

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 5 "Б"".

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. На-пример, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, на-пример, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

Быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;
- проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;
- и самое главное - оказать поддержку своему ребенку.

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: "Он неусидчив". Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, обащаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. "Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча..." и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: "Опять ты говоришь, глупости!" Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка - он именно такой:

Неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася", из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но "кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала: "Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!"". И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его "испуганные глаза-тарелки", признала, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: "Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось". Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное -уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть...

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ребенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, - вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.
Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это - шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно ска-зать ребенку: "Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!"
Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей - весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка - это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно кри-тиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: "И что же, Петя тебя не подождал?", "А Таня тебя чем-нибудь угостила?", чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и самоуверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней. Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала "плясать под Машину дудку". Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, - она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на равных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: "Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: "Тогда не буду с тобой больше играть!" Вот моя подруга Маша так делает". Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться. Настя ответила: "Маша много чего придумывает, с ней интересно".

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы - во дворе или кружках, где его принимают и ценят, - то отсутствие признания в школе его не травмирует.
Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям)

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей - не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно на-учить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать "нет", не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.


Наверное, каждый из нас может вспомнить из своих школьных лет такого человека: тихого, задумчивого, «не такого, как все». Казалось бы, быть отличным от других - это нормальное желание любого подростка, но для кого-то эта инаковость оборачивается придирками, оскорблениями, а то и физическим насилием со стороны одноклассников. О нелегкой доле детей-изгоев, причинах и последствиях их поведения мы беседуем с кандидатом психологических наук, психотерапевтом, автором книг по детской психотерапии Ириной Млодик.

Почему дети становятся изгоями? Не просто тихими, замкнутыми учениками, а мальчиками и девочками для битья?

Тихим и замкнутым может быть просто интровертный ребенок, погруженный в себя, не нуждающийся в активном общении. Но ребенок-изгой - это ребенок, впитавший и соответственно проявляющий жертвенную модель. Это маленький человек, либо уже встречавшийся ранее как с насилием, так и со своей неспособностью от него защититься, либо тот, что растет в окружении взрослых, не способных себя защитить.

Семья, в которой может вырасти такой ребенок, может обладать некоторыми симптомами:

Кто-то из членов семьи выступает и ведет себя как жертва, позволяет себя унижать, обижать, терпит, не ставит границу, не обозначает, что ему не нравится, ранит (это может быть и любимая бабушка, над которой все посмеиваются, а она «не ропщет», но ребенок к ней нежно привязан и потому копирует ее модель поведения);

Ребенок рождается очень чувствительным, с меланхоличным темпераментом, слабым типом нервной системы, быстро расстраивается, медленно успокаивается, не обладает силой, уверенностью. Это вызывает заботливо-жалеющую позицию взрослых, зависть и ревность его братьев или сестер, которые отыгрывают на нем свои обиды в то время, пока родители не видят;

Когда ребенка или какого-то члена семьи морально или физически подавляет другой член семьи, чаще всего, отец. Ребенок оказывается беззащитным перед авторитарностью и злостью отца и не может себя защитить.

Дети при этом могут быть очень жестокими просто по факту того, что они не умеют рефлексировать, они слишком честны и прямолинейны, так что очень быстро реагируют на виктимное поведение и легко становятся агрессорами, переходя к насилию, унижению и издёвкам. Причем поведение этих детей (обидчиков) подсознательно направлено на то, чтобы ребенок-изгой все же смог себя защитить. Разозлился или нашел поддержку и отстоял себя. В тот момент, когда ребенок-изгой решается на это, он со своего «почетного» места снимается - у других пропадает подсознательная необходимость его провоцировать.

Означает ли это, что положение изгоя может быть временным? И если ребенок даст отпор обидчикам, то он сможет перейти в иную роль в классе?

Да, так и есть, научиться давать отпор, выдержать еще несколько «проверок», и ребенка, скорее всего, перестанут травить.

Возьмем обычный класс, группу детей одного возраста. Всегда ли в коллективе все роли распределены стандартно? Может ли быть класс без явного лидера и/или аутсайдера?

В коллективе, как в любой системе, конечно, будут распределяться роли. Кто-то будет в лидирующем авангарде, кто-то на тихом «фоне». Но то, какого качества будет это распределение, во многом зависит от учителя. Грамотный учитель не станет игнорировать и не замечать факты унижения и травли и твердо их остановит. Он может не поощрять конкуренцию между детьми, а поддерживать в них сотрудничество и взаимопомощь, он будет развивать толерантность к разности в характерах, национальностях, ролях, и будет давать понять, что каждое место в классе правомочно, равноправно и важно.

К сожалению, иногда учитель не обладает таким однозначным авторитетом, и тогда авторитетным становится формальный или неформальный лидер в классе, и только от его моральных качеств в таком случае будет зависеть та атмосфера и те ценности, которые будет поддерживать большинство.

Грамотно используемая власть учителя, а также его собственные убеждения о не допущении унижения позволяют исключить травлю детей-изгоев, даже если те выросли в жертвенных семьях или семьях с насилием.

Обычно в старших классах школы у подростков пик жажды самовыражения, они пытаются найти себя в одежде, какой-то атрибутике, увлечениях… Допустим, мы говорим о школе, где нет установленной формы одежды и каждый одевается так, как хочет (или на что родителей уговорили). Почему в одном классе парень-гот или рокер будет являться магнитом для девушек, а в другом - будет тем «странным парнем, с которым никто не общается»?

Уверенный и харизматичный рокер или рэпер (готы ими бывают реже), конечно, будет привлекать к себе всеобщее внимание. Детям, подросткам - всем, как правило, нравятся уверенные дети, занимающие позицию (она не всегда может быть позитивной, может быть даже криминальной), знающие себе цену, умеющие вести за собой, ощущающие себя важными, интересными, умеющие что-то интересное организовать. И если подросток показывает себя как увлеченный и уверенный в себе человек, то у него, несомненно будет много последователей, а если он еще и будет относиться с уважением к себе и другим, то за ним вообще пойдут куда угодно.

Что должен сделать учитель, когда он видит, что к одному из учеников в классе «особое» отношение?

Учитель должен не просто запретить травлю, но и обладать авторитетом, потому что только тогда его слова будут восприняты серьезно. Он должен сам относиться с уважением ко всем детям в классе, включая изгоев и их преследователей, конечно. И если его хорошее отношение и уважение будут бояться потерять агрессивно настроенные дети, то это будет их удерживать от травли. А если удастся поговорить с главарями класса и попросить их выступать в роли защитников и помощников для таких детей, обратив внимание на то, что главари» обладают силой, авторитетом, а значит, могут помочь, то, как правило, легко получить их согласие, потому что с их силой никто не борется и не пытается их исправлять, с ними сотрудничают, их силе находят применение.

Безусловно, что-то нужно менять в своем поведении и родителям, прекращать унизительное или насильственное обращение дома, научиться обращаться с собой и собственными детьми с уважением.

По каким признакам родители могут понять, что у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, если сам он ничего плохого о школе не рассказывает?

Стоит бить тревогу, если ребенок демонстрирует подавленное настроение, частые болезни, как способ не ходить в школу, активное нежелание ходить в школу, снижение успеваемости, плохой сон, повышенную тревожность, неспособность себя защитить даже перед вами или иными домашними, резкие вспышки гнева и раздражения на более слабых близких, жалобы на собственную ничтожность.

Если ребенок ничего плохого о школе не рассказывает, при том, что это плохое там происходит - это тревожный признак, говорящий о том, что ребенок не чувствует возможность обратиться к родителю за поддержкой. Или он боится слишком эмоциональной реакции родителей (они сами будут пугаться и «разваливаться», слишком сильно тревожиться, «кудахтать»), или боится дополнительного осуждения («ты такой нехороший, вот потому с тобой и не дружат»), или не верит в то, что получит помощь, лишь нотацию или бессмысленный посыл «подружись», «просто научись общаться», «просто дай сдачи» и т. д. Эта невозможность - получить от родителей поддержку, - безусловно, усиливает одиночество и жертвенную позицию такого ребенка, усиливает его проблемы.

Проверьте себя на готовность ему помочь. Честно ответьте на вопрос о том, достаточно ли доверия в ваших с ребенком отношениях, вспомните, вставали вы раньше на его сторону, когда ребенок оказывался в конфликте. И вообще, знаете ли вы, что делать в таких ситуациях, как восстанавливать утраченное самоуважение и помогать ребенку выходить из жертвенной позиции? Если не знаете, честно скажите: «Я хочу тебе помочь, но не знаю, как!» - и отведите его хотя бы к детскому психологу.

В продолжение предыдущего вопроса: что родители могут и должны сделать, когда узнают, что их ребенка не принимают в классе? Как правильно поговорить с ним?

Важно поговорить не только с ребенком, но и с учителем, чтобы понять его отношение к такой ситуации и проверить его готовность не допускать травлю. Ребенка можно поддержать в том, что никто не вправе его унижать, обижать, бить, преследовать, прогибать. И соответственно практиковать отсутствие всего перечисленного дома, в своей семье. Говорить о том, что вы цените и уважаете его, и говорить, за что именно.

Простые призывы «давай сдачи», «бей в ответ» часто не срабатывают, потому что если ребенок до сих пор не решился проявлять насилие в отношении других детей (а это не самоцель, задача - дать понять, что нельзя нарушать его границы и травить, отстоять свое достоинство, для этого далеко не всегда стоит прибегать к драке), то ребенку трудно будет делать это, даже если вы разрешите ему «давать сдачи». Дело не в умении драться, а в способности ребенка транслировать миру «я ценный, я уважаю вас и жду ответного уважения». Восстановить порушенную самооценку, самоуважение не всегда просто, часто для этого требуется время, а иногда без изменений во всей семье это просто невозможно. Родители, конечно, должны изменить отношение к ребенку, самими себе, и друг к другу. Проявлять уважение к интересам, ограничениям, возможностям, чувствам, потребностям, при этом уважать самих себя и друг друга. Важно, чтобы в семье могли говорить открыто, обсуждать что-то, проявлять несогласие, защищать свою точку зрения, позицию. Важно, чтобы в семье перестали обесценивать увлечения и дела друг друга, критиковать, высмеивать и проявлять постоянное недовольство. Чтобы проблемы обсуждались открыто и искались пути выхода из них, а не просто происходил скорый поиск виноватого, как часто бывает. Чтобы члены семьи видели достоинства друг друга, таланты и сильные стороны, благодарили за помощь и восхищались тем, чем действительно стоит восхищаться. Это создает ощущение ценности, ресурсности, уверенности и опоры в каждом в такой семье.

Изгой в школе - неудачник во взрослой жизни? Какие сценарии развития являются основными для детей, которых притесняли, унижали в школе?

Изгой в школе, не решивший с помощью взрослой поддержки или самостоятельно (что значительно труднее) эту ситуацию, конечно, будет организовывать себе притеснение и в других коллективах. Шансы на то, что ситуация будет воспроизводиться до тех пор, пока у него не появится решимость защищать и уважать себя самого, довольно велики. Возможен и альтернативный сценарий - когда человек, подвергшийся травле в школе, во взрослой жизни фокусируется на своем статусе и сам становится агрессором по отношению к окружающим.

Жертва и тиран - это части одной игры и одного сценария. Безусловно, многократно унижаемый и гонимый ребенок со временем может озлобиться, поскольку поймет, что мир - это место, где есть только унижение, травля и злоба. И тогда он начнет видеть нападение даже там, где его нет, и может начать превентивно нападать. А возможно, когда он вырастет и станет сильнее и физически крепче, будет просто выливать свою накопленную за детство озлобленность на всех, кто попадется на его пути, и конечно, больше всего на тех, кто будет беззащитен и так будет напоминать себя из прошлого. Желание отомстить всему миру за свои прежние несчастья и несправедливости, безусловно, может окончательно разрушить его жизнь.

К счастью, даже если человек уже во взрослом возрасте осознаёт, что он находится внутри разрушительного жизненного сценария, что страдают его близкие, в том числе и дети, то он может изменить свою жизнь. Этот процесс нелёгкий, но интересный.

Беседовала Вероника Заец