Что умеет малыш в 12 месяцев. Игры с годовалым ребёнком
За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.
Рост и вес в 12 месяцев
Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.
Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.
Умения и навыки в 12 месяцев
- В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
- Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
- Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
- Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
- Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
- Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.
Появление первых зубов
В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.
Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.
Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.
Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.
При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
- Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
- Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
- Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
- Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
- Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
- Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
- Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
- Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Кризис первого года
В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.
Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.
Проверка темпов развития в 12 месяцев
Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.
- Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
- Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
- Произносить и понимать несколько простых слов.
- Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
- Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
- Может определить объекты по описанию и указать на них.
Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:
- Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
- Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
- Стоя не способен выдержать свой вес.
- Слишком спокойный
Питание в 12 месяцев
Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.
В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.
Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.
Режим дня в 12 месяцев
Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.
Развивающие игры в 12 месяцев
Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.
При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.
Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.
Особое внимание в уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.
Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Как же долго вы ждали наступления этого заветного дня! Сегодня вашему любимому малышу исполнился 1 год! Позади остались тревоги и сомнения, связанные с первым купанием, первой прогулкой, ночным беспокойством, частыми коликами и первым прикормом. Сейчас вы вспоминаете все эти моменты с нежностью и трепетом.
На ваших глазах родной карапуз делает первые неловкие шаги в самостоятельную жизнь. За прошедшие 12 месяцев он приобрел основные жизненно необходимые навыки, которые в будущем ему необходимо немножко усовершенствовать. Давайте рассмотрим вместе, что должен уметь ребенок в годик.
Рост и вес малыша в 1 год
За 12-й месяц ребенок прибавит в весе на 300-400 гр и вытянется на 2-2,5 см. Принято считать, что при нормальном развитии ребенка, вес малыша к году должен утроится, по сравнению с весом при рождении. Среднестатистические показатели роста и веса ребенка на 12 месяце жизни приведены ниже в таблице.
Чему малыш научился за год
Для правильной оценки развития вашего малыша нужно обратить внимание на то, что должен уметь делать ребенок в 1 год. Основные навыки, которые малыш приобретает к этому возрасту:
Задержка развития или особенности ребенка?
Довольно часто родителей тревожит ситуация, когда сверстники крохи уже самостоятельно ходят и повторяют слова, а их малыш и не собирается этому учится. Давайте вместе рассмотрим симптомы, которые помогут взрослым распознать, что ребенок отстает в развитии. Стоит бить тревогу, если к году малыш:
- не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на музыкальные игрушки;
- не хочет идти на контакт с другими детьми;
- не пытается самостоятельно стоять возле опоры;
- не совершает попыток повторять за взрослыми слова (“на”, “дай”, “мама”, “папа”);
- проявляет частые беспричинные приступы агрессии.
В данной ситуации лучшим советчиком будет грамотный невропатолог, к которому нужно обратится при наличии вышеперечисленных симптомов. Только врач, оценив информацию про протекание беременности, периода родов,наличие врожденных и приобретенных заболеваний, сможет дать адекватное заключение о развитие ребенка и, при необходимости, назначить курс лечения. Специалист поможет вам советом о нюансах воспитания ребенка и развеет возникшие сомнения. Не нужно этого бояться, так как упущенное время в столь раннем возрасте даст о себе знать серьезными проблемами через несколько лет.
Учимся говорить вместе
Первое «агу» и первый лепет остался позади. К 12 месяцу жизни малыш активно пытается произносить первые слова, стараясь четко дать понять взрослому свои желания и приоритеты. В лексике годовалого ребенка можно насчитать до 10 слов. Несмотря на то, что эти слова бывают очень сумбурными и не всегда понятными даже самым близким людям, речевое развития ребенка нужно стимулировать и развивать каждый день.
Как же это правильно делать? Специалисты советуют обучать ребенка только в игровой форме. Называйте малышу цвета игрушек, формы геометрических фигур, рассматривайте вместе детские книжки, описывайте увиденное на каждой странице. Важной составляющей частью развития ребенка является хорошая ориентация в месте, где он проживает. Комментируйте малышу все, что вы делаете, показывайте и называйте ему обобщенные названия комнат (кухня, спальня, ванная комната), предметы интерьера (кресло, диван, стол) и столовые приборы (тарелка, ложка, кастрюля).
Не упускайте драгоценную возможность познать новое и во время прогулки. Покажите крохе собачку и котика, озвучьте какие звуки они произносят. Получите массу положительных эмоций от совместного кормления голубей в парке. Захватите несколько орешек с собой, а вдруг вам повезет встретить белочку. Эти простые вещи приносят ребенку море позитивных впечатлений и стимулируют развитие речи.
Пойдите вместе на детскую площадку. Дайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как играют другие детки, что они делают в песочнице, как спускаются с горки и как общаются между собой.
Как развивать ребенка в годик
Детки после 12 месяцев отлично поддаются обучению необходимых навыков и знаний с помощью игры. Для проведения свободного времени с пользой отлично подойдут:
- пальчиковые краски;
- пластилин;
- развивающие карточки;
- разноцветный конструктор с крупными деталями;
- пирамидка;
- обучающие кубики с изображением букв или цифр;
- набор детской посуды.
При покупке новых игрушек или материалов для проведения игр обязательно обратите внимание на безопасность и не токсичность материала, из которого изготовлено изделие, наличие сертификата качества и отсутствие мелких деталей. Ни в коем случае не оставляйте без наблюдения ребенка с пальчиковыми красками или пластилином!
Во время игры будьте рядышком с малышом, направляйте его и поддерживайте, если у него что-то не получается.
Нужен ли годовалому ребенку режим дня?
Ответ однозначный и не подлежит обсуждению. Да, режим не просто нужен - он необходим! И если до этого времени у вас, по определенным причинам, не получилось его установить, то немедленно займитесь этим вопросом. Лучше всего, чтобы режим дня вашего малыша был очень похож тот, по которому работают в детских садах. В этом случае через год-два адаптация ребенка к условиям детского сада пройдет намного быстрее и менее болезненно для детской психики. В таблице представлен приблизительный режим дня, рекомендуемый для 12-месячных детей.
8.00 - 8.15 | Подъем, проведение гигиенических процедур |
8.15 - 8.30 | Зарядка |
8.30 – 9.00 | Завтрак |
10.00 - 12.00 | Прогулка и игры на свежем воздухе (возможен сон во время прогулки) |
12.30 - 13.00 | Обед |
13.00 - 15.30 | Дневной сон |
16.00 - 16.30 | Полдник |
16. 30 - 18.30 | Игры, массаж и гимнастика, прогулка |
19.00 - 19.30 | Ужин |
20.00 - 20.30 | Проведение гигиенических процедур, купание |
21.00 | Ночной сон |
Некоторые детки еще не готовы перейти на один дневной сон. Не переживайте и не пытайтесь это изменить. Ничего страшного не будет, если малыш дополнительно вздремнет еще и в первой половине дня.
Важно не забывать о необходимости ежедневных прогулок. С ребенком такого возраста можно гулять 2 раза в день. В осенне-зимний период (при температуре до -8°C) прогулка может длится на протяжении 1,5 - 2 часа, а весной и летом это время можно увеличить до 3-4 часов. Обязательно возьмите на прогулку любимые игрушки малыша и влажные салфетки (которые вам понадобятся, чтобы протереть ручки любопытному исследователю).
Для того, чтобы вечером уложить ребенка спать без капризов, придумайте свои определенные «ритуалы» (купание, прочтение детских книг, колыбельная).
Как же правильно поступить родителям в случае отсутствия даже намека на определенный режим дня у малыша? В первую очередь стоит объективно оценить собственный “семейный режим”. Если вы не смогли выработать определенный график, который ежедневно облегчает трудовые будни вашей семьи, то нужно приступить к этому вопросу уже сегодня. Дети любят порядок и своеобразную определенность действий. Психологи утверждают, что режим дня является не отъемлимой частью гармонического развития ребенка (как физиологического, так и психологического).
Поэтому для начала начните с себя - выработайте время, которое подходит вашей семье для подъема с утра и для отхода ко сну, для принятия пищи(завтрак, обед и ужин) и для развивающих игр. Учитывая биоритмы малыша, подберите момент, когда его проще всего уложить спать днем и в вечернее время. Теперь вам остается строго соблюдать выбранное время и не менять его ни под каким предлогом. Даже если ребенок (по определенным причинам) плохо спал днем и захочет спать к шести часам вечера, то постарайтесь отвлечь его любимыми играми или книгами, чтоб немного оттянуть время и уложить его спать как обычно. Все остальное сделает время и привычка. Спустя неделю-другую малыш сам подскажет что пора делать в определенное время суток.
Вырабатываем навыки гигиены
12-месячный возраст ребенка - это самый подходящий период для прививания основных принципов гигиены. Приучайте малыша умываться после пробуждения, чистить зубы два раза в день (утром и вечером), мыть руки после возвращения с прогулки и перед едой.
Для этих целей лучше всего выбирать детские гипоаллергенные средства проверенных фирм, которые имеют соответствующие сертификаты качества.
Можно ли переходить на общий стол?
Можно, но очень осторожно и постепенно. Многие родители спешат перевести своего годовалого карапуза на еду из общего стола. Возможно вам такой перевод облегчит приготовления пищи, но наличие нескольких зубов и умение пережевывать твердую пищу еще не означает, что ребенок готов питаться взрослыми блюдами.
Запретными продуктами для малыша остаются:
- грибы;
- консервы;
- копчености.
По возможности, лучше не спешить с жаренными блюдами, цитрусовыми, орехами и шоколадом. Специалисты не рекомендуют так рано нагружать ферментативную систему ребенка такими продуктами.
Для 12-месячного малыша стоит продолжать готовить пищу способом варки, запекания или приготовления на пару. По прежнему, для питания карапуза нужно выбирать только свежие продукты и чистую кипяченную воду.
Основную часть рациона, как и раньше, составляют молочные блюда. Уже наступило подходящее время, чтобы предложить малышу макаронные изделия с молоком, полноценные молочные каши и пудинги. Из творога можно приготовить запеканку и суфле.
Нежирное мясо и рыбу стоит давать в виде фрикаделек, паровых котлеток или запеченного суфле. С разнообразными сосисками, сардельками и колбасами нужно повременить!
При условии отсутствия аллергии годовалого ребенка можно угостить фруктовым салатом с нежирными сливками или йогуртом.
Не нужно забывать о питьевом режиме! Поите ребенка столько, сколько он требует. Помимо чистой кипяченной или детской воды, малышу можно предложить:
- фруктовые соки (яблочный, морковный, персиковый, абрикосовый);
- не крепкие травяные чаи (ромашка, мята, мелисса, фенхель);
- компоты из сухофруктов и свежих ягод;
- настой шиповника.
Маме малыша нужно все так же тщательно следить за реакцией маленького организма на каждый новый продукт!
Пример приблизительного рациона 12-месячного карапуза:
В промежутках между едой, ребенку можно предложить галетное печенье, кукурузные палочки без добавок, яблоко или банан. Чрезмерное злоупотребление “перекусами” между основными приемами пищи грозит малышу отсутствием чувства голода и плохим аппетитом во время обеда или ужина.
Кормление грудью все еще не теряет своей актуальности. Помимо определенной пищевой ценности, теперь оно несет больше психологический смысл. Малыш знает, что самый родной человек рядом, под грудью он быстрее успокаивается и засыпает. Поэтому не стоит спешить отлучать ребенка. Определенного срока прекращения грудного вскармливания не существует. Малыш сам вам подскажет, когда будет готов к этому.
Как побороть капризулю?
В один прекрасный день родители замечают, что их покладистый и послушный ребенок стал проявлять характер и не слушаться. Несомненно это беспокоит и мам, и бабушек, и посторонних тетушек на улице, которые так и норовят вам прочитать лекцию о правильном воспитании детей. Дорогие наши, наберитесь терпения! Вы отлично воспитываете своего малыша, просто в этом возрасте путем капризов проявляется его стремление к самостоятельности!
Как помочь ребенку справится с истериками и непослушанием? Вот несколько советов:
- Разговаривайте с малышом!
- Каждый запрет должен быть подкреплен объяснениями.
- Учите малыша находить компромисс и меняться игрушками с другими детками.
- Отвлекайте ребенка! Переключайте его внимание на что-то другое, более интересное в данный момент.
С этого возраста начинает закладываться фундамент будущего характера малыша. Учите его быть добрым и отзывчивым, благодарите за любую попытку оказать вам помощь и хвалите за успехи и достижения! Уделяйте ребенку как можно больше внимания и времени!
Правила безопасности
Несмотря на то, что ребенок с каждым днем становится более самостоятельным, пренебрегать основными правилами безопасности ни в коем случае нельзя. Даже наоборот, любопытство малыша толкает его на новые подвиги и исследования окружающего мира. Поэтому родителям нужно внимательно следить за действиями малыша, создать в доме максимально идеальные (в смысле безопасности) условия для периода бодрствования.
Хотим обратить отдельное внимание на место, где вы храните лекарства, легковоспламеняющиеся и моющие средства. Эти предметы должны находится вне зоны свободного доступа вашего ребенка. Яркие и красочные упаковки таблеток или средств для уборки дома, коробки со спичками или зажигалки, которые находятся на видном месте, так и притягивают интерес детей. С целью своего спокойствия и избежания несчастного случая, специалисты рекомендуют спрятать все, что может быть опасным для карапуза, в недоступное место.
Следующим пунктом является кухня. Напоминаем еще раз, что это не самое лучшее место для игр. Особый интерес у детей этого возраста, по прежнему, вызывает кухонная плита. Ни в коем случае не оставляйте горячий чайник или кастрюлю на краю плиты, все ручки сковородок отворачивайте от вас, чтоб малыш случайно не перевернул содержимое на себя.
Не оставляйте ребенка без присмотра взрослых! Он еще очень маленький, чтоб быть самостоятельным, но уже достаточно большой, чтоб что-то вытворить.
Подведем итоги
Вот и подрос ваш малыш. Из категории грудничков он перешел в годовасики. Нужно каждый день помнить о том, что ребенок - это личность со своими желаниями, прихотями и нравами. И пускай сегодня карапуз не может описать словами свои чувства и эмоции, но он прекрасно понимает все, что происходит вокруг него. Основная задача близких людей - создать уютную и комфортную атмосферу для ребенка, объяснять ему “что такое хорошо, что такое плохо”, прививать малышу качества, которые бы они хотели увидеть в нем спустя несколько лет и подкреплять все объяснения собственным примером.
Проводите все свое свободное время вместе с любимым карапузом! Сейчас самым главным для него является ваша любовь, поддержка и забота. Совсем скоро он будет твердить о своей самостоятельности решительным «Я сам!!!», поэтому пока наслаждайтесь тем, что малыш нуждается в вашем присутствии и помощи.
И пусть заветное желание, загаданное при задувании первой свечки на праздничном торте, обязательно исполнится в скором времени!!!
Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик! За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.
Малышу пошел 12-ый - последний месяц периода младенчества. За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.
Увеличивается время бодрствования
ребенка с 2-х часов (как было в предыдущий период - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов между сном. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы.
Начинает развиваться активная речь , появляются первые осознанные слова. К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
В интеллектуальном развитии
ребенок не стоит на месте: в его понимании появляются и первые обобщения: он уже ориентируется среди многих предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п.
Малыш уже все более и более хорошо понимает речь, и может выполнять простые просьбы. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
А как прекрасно развита его память? Годовалый кроха запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
В предметной деятельности (игровых занятиях) тоже выявились первые достижения: малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр. Например, ребенок снимает и надевает на палочку кольца; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка.
В социальном развитии на протяжении 12-го месяца, в поведении ребенка происходят существенные изменения. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность. В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от мамы (ухаживающим за ним человеком), его собственное "я" только начинает складываться. Дитя хоть копирует Ваши действия и эмоции, но Вы сами наверняка уже заметили, как значительно возрастает его самостоятельность..
Перестройте отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не Вы делаете что-то за ребенка, а выполняете то или иное действие, решали задачи совместно с ним. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. После любого показа действий, предоставьте малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Разумеется, всегда следует помнить о возрастных возможностях ребенка и его индивидуальности и не ставить перед ним действительно непосильных для него задач.
Помните, что эмоциональное, доверительное общение с ребенком всегда будет актуально. Не скупитесь на проявление своей любви. Крохе недостаточно того, что его только учат, холят, кормят, ему очень важно чувствовать себя любимым. Ему как воздух нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, поцелуи и нежные слова. Только Ваша любовь поможет ему познать себя и утвердить собственную значимость в жизни. Так Ваше любимое чадо начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это самое главное в развитии ребенка именно в этом периоде – на рубеже первого года жизни.
Читаем в статье: Уход за ребенком на 12 месяце жизни.
Комплексное развитие ребенка на 12 месяце первого года жизни.
Игрушки для ребенка
.
Все также актуальны:
- резиновый мяч и другие игрушки, способствующие физическому развитию;
- игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка);
- пирамидка с кольцами, вкладыши (сортеры);
- погремушки и резиновые пищалки небольшого размера;
- кубики разнообразных форм;
- музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом);
- игрушки для игры в ванне и др.;
- привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы, изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла);
- фигурки кукол и куклы из мягких материалов - образные игрушки, матрешки;
- игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь);
- заводные, забавные игрушки (динамические игрушки, игрушки с сюрпризом);
- для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см;
- технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукояткой;
- в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал.
Развивающие игрушки и предметы быта – все идет в ход!
Не переставайте осваивайте вместе с малышом все новые и новые ручные операции с развивающими игрушками и предметами. Ученые доказали, что такие действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Так и говорят: интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев.
Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает, как вода убывает через дырочки.
Орудийные действия, или «Как труд сделал из обезьяны человека»
Покажите малышу, так называемые, орудийные действия, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу. Например, воздействуя предметом на предмет, используйте при этом подручные средства - палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Покажите, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д.
Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
1. Безусловно, малыш отлично сидит и ползает.
2. Ребёнок самостоятельно стоит. Из положения стоя сам садится и может встать.
3. В 12 месяцев ребёнку под силу самому ходить.
Появление этого навыка не является строго фиксированным по какому-либо месяцу жизни. Некоторые дети начинают ходить в 10 месяцев и к году практически бегают. Малыши, которым больше нравится ползать, могут пойти позже – в год или в год и месяц. Самое главное, чтобы ребёнок демонстрировал развитие этого навыка, каждый день пытался сделать на один шаг больше, чем вчера.
4. Малыш осмысленно произносит несколько простых слов – «мама», «папа», «ляля», «баба» и тому подобное. Но даже если этого нет, не стоит сразу бить тревогу.
С неразговорчивым ребёнком старайтесь побольше общаться, рассказывать о явлениях, событиях вокруг. Сопровождайте свои действия объяснениями и пояснениями, вместе читайте.
5. Ребёнок удерживает кружку двумя руками, сам пьёт из неё, ставит на место. Пытается или уже держит ложку.
6. Складывает небольшую башню из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, перелистывает страницы книги.
7. Выполняет по просьбе простые действия – найти игрушку, взять куклу, покормить мишку, найти пирамидку и прочее.
8. Реагирует на появление других детей.
9. Знает, как зовут близких, поворачивает голову в сторону человека, чьё имя было названо.
Для ребёнка в 12 месяцев закономерно проявлять свой характер. Родители таких деток отмечают, что малыш перестал слушаться (хоть и понимает слово «нельзя»), часто упорствует, настаивает на своём, капризничает, отказывается выполнять просьбы взрослых. Это связано, что развитие ребёнка 12 месяцев подходит к новому этапу развития личности, связанному со становлением воли и опробованием на прочность собственных границ. Детские психологи называют это кризисом одного года.
Масса тела ребёнка к двенадцатому месяцу утраивается. То есть, если при рождении масса тела малыша была 4200, то в год она должна быть около 12500 граммов.
За год младенец вырастает на 25 сантиметров.
Эти значения приблизительны, и незначительные отклонения не должны тревожить родителей.
Питание
Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.
Детям в этом возрасте ещё нельзя давать чёрный чай, кофе, грибы и шоколад.
С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.
Год – это тот возраст, в котором детям-аллергикам можно вводить в рацион куриные яйца и рыбу.
Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».
Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.
Игры с годовалым ребёнком
1. Вождение коляски
Прекрасно стимулирует малыша ходить. Во-первых, ему это интересно, ведь ребёнок чувствует свою важность. Во-вторых, коляска являет собой дополнительную опору, страхуя от падений из-за неустойчивости.
Вместо коляски можно использовать игрушки-каталки.
Уделите внимание подбору правильной обуви. Голеностоп должен быть фиксирован, полнота регулироваться шнурками или липучками. Важен ортопедический каблук высотой 5 миллиметров.
2. Прятки
С малышом, который уже неплохо ходит, будет интересно играть в прятки. Покажите ребёнку, где можно спрятаться, научите его в процессе поисков ориентироваться на ваш голос.
Для её создания возьмите коробку, по размерам сравнимую с детской обувной. Наполните её различными предметами, безопасными для ребёнка. Для этого подойдут сырые макароны крупных размеров, большие пуговицы, плоды каштанов. Среди этого разнообразия можно спрятать маленькую игрушку или детскую ложку и попросить малыша её отыскать.
Наполняя коробку различными предметами, вы создаёте неиссякаемый источник игр для ребёнка.
4. «Найди только…»
Разложите на ковре различные игрушки и предметы. Попросите малыша собрать только мячики (кубики, куколки, колечки). Таким способом можно изучать цвета, собирая в отдельные кучки предметы определённого цвета, а затем давать ребёнку задание отыскать их среди прочих.
5. Совместное чтение
В процессе чтения устройтесь так, чтобы ребёнок видел страницы. Читайте и показывайте, про что идёт речь.
6. Пальчиковый детский театр
Знакомить детей со сказками можно не только читая вслух. Ещё интересней смастерить или приобрести уже готовых героев сказки. Малыш от такого развлечения будет в восхищении ещё не один год.
7. Изучение частей тела
Показывайте крохе, где его ручки, ножки, глазки. Демонстрируйте на себе и на нём.
8. Игры с музыкальными инструментами
Для таких занятий прекрасно подойдут колокольчики, бубны, барабаны и детские гусли.
9. Рисование
В год более интересны для малыша пальчиковые краски. Есть раскраски, где нарисовано цветное изображения и на нём специально оставлены пустые белые кружки, которые необходимо закрасить пальчиками.
10. Игры с куклой
Покажите, как можно кормить куклу и укладывать её спать. Годовалый малыш уже может её одевать и раздевать с вашей помощью.
Не отказывайте малышу, если он просится на ручки. Обнимайте почаще, общайтесь, рассказывайте об окружающем мире. Ребёнок говорит ещё мало, но понимает намного больше. Терпение, понимание и родительская любовь помогут преодолеть любые возрастные кризисы малыша и станут прочным фундаментом для дальнейших отношений.