Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку? Как помочь ребенку в решении проблемы.

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".

Возраст ребёнка: 3,5 года

Как помочь ребенку, если у него умер питомец

Подскажите что делать в такой ситуации. Работаю педагогом в частном детском центре.Недавно мама пришла с ребенком и такой историей. Чем им помочь. Сообщение от мамы ребенка: В общем ситуация была такая - у нас был маленький пес Джейсон, Тима его очень любил, кормил, мыл его, гулял. И в прошлый четверг на улице возле дома, его задавила машина. В этот момент поводок у Тимы был в руках. Собака побежала прямо в момент движения авто под колеса. Вы сами понимаете, что там море крови, и он сразу умер. Я была спиной, поэтому первый увидел Тима и сильно стал орать и звать его по имени! я его убрала с дороги, убрала так, чтобы Тима его не видел и накрыла тряпкой. Тут же люди подошли и Тиму отвлекли. Больше он не плакал по этому поводу ни разу. В первую ночь очень плохо спал и во сне кричал имя собаки. Первые дни вообще уходил от темы, что собака в принципе была в этой жизни. Спустя несколько дней начал задавать вопросы, где Джейсон. Я ему сказала, что он был в больнице и там уснул и теперь на небесах на радуге и т.п. Что у него все хорошо, он приходит к нам во сне, а мы всегда будем помнить и скучать по нему. Вот я и думаю - он же в себе все это держит, со мной говорить не хочет, так может кому-то расскажет. А может вообще не надо трогать и он это забудет.

Анжела

Здравствуйте, Анжела.

Когда в жизни человека происходит трагедия, ему необходимо осознать собственные чувства, пережить их и отпустить. Если же этого не происходит, а человек закрывается от своих эмоций, старается просто забыть о них, то они могут накапливаться внутри и вызывать в будущем проблемы с психологическим состоянием или даже физическим здоровьем. Не случайно говорят, что слезы приносят облегчение. Поэтому лучше не рассчитывать, что мальчик просто забудет о случившемся и вернется к обычной жизни, даже если внешне это будет казаться так. Он, безусловно, испытал шок, страх, боль, и задача родителей состоит в том, чтобы научить его справляться с этими чувствами.

Поскольку малыш еще не осознает полностью, что такое смерть, что случилось с его собакой и что после этого происходит с ним самим, важно спокойно и бережно поговорить с мальчиком. Лучше не сравнивать смерть со сном, так как ребенок может испугаться, что и сам умрет во сне. Родители доступным для него языком могут рассказать правду о смерти питомца, не вспоминая лишних подробностей. Не стоит также обвинять при мальчике водителя машины или кого бы то ни было в гибели собаки, чтобы не вызывать в нем агрессию.

Ребенок был привязан к собаке, то, конечно, он будет остро переживать разлуку с ней. Важно дать мальчику время и возможность пережить горе. Для этого необходимо не только объяснить, что на самом деле произошло, но и , которые он в данный момент испытывает, поддержать, позволить выплакаться, когда это будет необходимо. Родители могут выражать сочувствие и понимание, присоединяться к переживаниям ребенка, что и будет для него поддержкой.

И, конечно, в этот период лучше снизить требования к малышу, относиться с пониманием к его негативному поведению, которое вполне может возникнуть из-за отрицательных эмоций, так как он пока не умеет с ними справляться. Таким образом, только терпение, любовь и внимание родителей к состоянию мальчика помогут ему пережить потерю друга.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Бывает, что у вашего ребенка не сложились отношения с одноклассниками. Естественное желание родителей пойти и защитить своего ребенка, помочь ему решить его проблему. Но стоит ли? Возможно, этим вы только усугубите ситуацию и окажете ребенку медвежью услугу. Что же делать родителям, чтобы помочь школьнику в решении его проблем?

Чего НЕ стоит делать, чтобы помочь школьнику с проблемами

Не пытайтесь справиться с ситуацией вместо ребенка. Дочку дразнит одноклассни­ца? Не стоит жаловаться директору школы - лучше научите девочку спокойно реагировать на насмешки. Одна оговорка - если что-то уг­рожает здоровью ребенка, родителям, конеч­но, следует вмешаться незамедлительно.

Не называйте проблему пустяком.

Не говорите, что уже завтра ребенок и не вспомнит о неприятности. Возможно, на самом деле это и так. Но для него это очень важно именно сейчас.

Не упрекайте ребенка, когда ему тяже­ло и больно. Даже если двойку он заслу­жил - сейчас не нужно перечислять, в чем ре­бенок «сам виноват». Подождите, когда он ус­покоится и сможет рассуждать логично.

Что нужно делать, чтобы помочь школьнику с проблемами

Вспомните, что у него получалось хоро­шо. Это поможет ребенку не зацикливаться на проблеме, поверить: выход есть и теперь.

Призовите на помощь чувство юмора. Например, доведите ситуацию до абсурда. Скажем, ребенок боится уколов. Опишите ему, что сначала его придет уговаривать мед­сестра, потом врач, а потом Самый Главный Врач Всей Страны будет стоять перед ним и плакать, потому что если Пете не сделать при­вивку, то Самому Главному не дадут премию.

Разыграйте «в лицах» травмирующую ситуацию. Например, возьмите на себя роль обидчика, а ребенок пусть выскажет ему то, что не смог сказать реальному «врагу».

Обратите внимание, что делает ребе­нок , чтобы успокоиться. Не «утешает» ли он себя едой, не «разряжается» ли, обижая слабого? Помогите найти более приемле­мые способы сбросить напряжение.

И последнее. Хорошо, если в жизни ре­бенку не встретится ничего страшнее кон­трольной по математике или зубоврачебно­го кресла. Но в мире есть и взрослые про­блемы и беды.

Как выяснилось, в минуты опас­ности все дети - от малышей до подростков - смотрят на то, как ведут себя папа и мама. Если родители не поддаются панике, то даже самые серьезные ситуации не вызовут у ре­бенка психической травмы. Так что справляй­тесь в первую очередь со своими стрессами. Тогда и ребенок научится владеть собой, и легко справится со школьными проблемами.


Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда четко осознают свою роль в процессе школьного обучения, зачастую допуская ошибки в воспитании ребенкаВ современном обществе придается большое значение образованию и полученным оценкам, а вовлеченность родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.

Но при этом не всегда получают ожидаемый результат, о чем свидетельствуют неудовлетворительные оценки. По свидетельству экспертов в области образования, отсутствие вознаграждения за вложенные усилия зачастую связано с непониманием родителями своей роли в обучении детей, что приводит их к ошибкам, мешающим учебе. В одних случаях это поступки, связанные не столько с учебой, сколько со стилем воспитания в семье, а именно, столь часто повторяющиеся ошибки, как излишняя опека, отсутствие ограничений, отрицательное отношение ко всему или дурные примеры.

А другие частые ошибки связаны с незнанием наиболее подходящего ответа на вопросы вроде: должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий? Проверять и исправлять школьные задания перед их сдачей детьми? Награждать за хорошие оценки? Давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов? Контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями? Стимулировать участие во внешкольных мероприятиях?

Исходя из своего профессионального опыта, Жоан Доменеч (Joan Domènech), директор колледжа им. Fructuós Gelabert в Барселоне; Бенжамин Монтенегро (Benjamín Montenegro), член психологического совета по вопросам развития личности, и Анхель Перальбо (Ángel Peralbo), руководитель подросткового отдела в психологическом центре им. Álava Reyes, считают, что самыми распространенными оплошностями родителей в области школьного образования и воспитания являются следующие.

1. Выступать в роли учителей

Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы. И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Анхель Перальбо поясняет, что, кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».

Бенжамин Монтенегро подчеркивает, что «роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения». Но эксперты предупреждают: это отнюдь не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.

А в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Жоан Доменеч считает, что родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. «Родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.».

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов

«Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности, что выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, и запись в различные кружки для развития их способностей», — считает Доменеч.

Директор колледжа объясняет, что это стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности…

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.

«Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения», — утверждает психолог Анхель Перальбо.

Бенжамин Монтенегро приводит в качестве примера родителей, заставляющих участвовать во внешкольных мероприятиях детей с плохой успеваемостью.

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий», — предупреждает он.

3. Сводить все к учебе

Воспитатели уверяют, что студенты часто повторяют фразу: «Мои родители интересуются лишь моими оценками, до остального им нет дела». Эта жалоба не всегда объективна, но психологи уверяют, что она точно отражает происходящее в некоторых семьях, в особенности, когда возникают трудности или дети не добиваются ожидаемых результатов в учебе. «Учеба занимает самое большое в семейных заботах и, как следствие, в ежедневных разговорах. Многие родители ставят учебу во главу угла жизни своих детей. Хотя занятия и играют важнейшую роль в жизни детей, не следует забывать и многих других аспектах развития, как, например, спорт, игры и культурные мероприятия, досуг, планы на будущее и семейные дела, друзья, общественные отношения, личные привязанности внутри семьи и за ее пределами…»,— продолжает Перальбо.

4. Награждать за хорошие оценки

Обычным способом родителей воодушевить своих детей на учебу является обещание им дорогих подарков в случае хороших оценок. Но специалисты в области образования считают это ошибкой. «Если мы будем прибегать к стимулам подобного рода, то значит что-то идет не так, потому что ребенку не нужно материальных наград за обучение. Лучшим стимулом для них должно быть открытие нового, преодоление трудностей и развитие своих интересов», — считает директор школы им. Fructuós Gelabert. Воспитатели считают, что хорошие оценки достойны того, чтобы их похвалить, одобрить и даже отпраздновать, но только не покупать, потому что ребенок тут же становится рабом материальных стимулов. И если, несмотря на обещанное вознаграждение, он не получит хорошую оценку, его разочарование будет еще большим, поскольку, помимо неудачи в школе, он к тому же останется без подарка.

Психолог Бенжамин Монтенегро особенно предостерегает от нереальных наград, как, например, обещание купить мопед подростку, завалившему семь предметов, в случае, если в итоге он исправит положение. «Это явный перебор, вызывающий разочарование у ребенка и зачастую ставящий в неудобное положение самих родителей, когда их сын узнает, что они пообещали ему награду, предварительно поговорив с учителем и узнав, что, весьма вероятно, ему придется остаться на второй год», — уточняет Монтенегро.

В исключительных случаях награда за хорошие оценки может быть оправдана. «Например, если ученик, страдающий дислексией, без специальной подготовки получит хорошую оценку на экзамене по языку».

Что касается оценок, Монтенегро отмечает еще одну частую ошибку родителей: поспешные решения. «Увидев оценки, мы тут же начинаем высказывать свое мнение, положительное или отрицательное, что неправильно. Вместо этого надо поразмыслить два-три дня, поостыть и принять взвешенное решение», — поясняет он. Воспитатели подчеркивают, что вместо выволочек за плохие оценки, родители должны учить детей преодолевать разочарования и неудачи, помочь им разобраться в причинах и принять правильные решения в будущем.

5. Выдавать лень за нервное расстройство

Как считают эксперты, еще одна часто повторяющаяся ошибка родителей состоит в том, чтобы пытаться объяснить школьные неудачи своих детей нервными расстройствами.

«Многие дети неспособны совершить надо собой усилие, чтобы приготовить домашнее задание, или просто учиться, в силу своей лености. Но это просто незрелость, а не нервное расстройство. Иногда эту леность пытаются представить как последствие разочарования или стресса, хотя на самом деле речь идет о нехватке самостоятельности», — подчеркивает Монтенегро.

И добавляет: доказательством этого является то, что эти ребята, которые не в состоянии прилежно учиться, также не могут содержать свою комнату в порядке, сделать бутерброд или разогреть еду, когда приходят домой после учебы.

Анхель Перальбо подчеркивает, что во многих случаях «ошибка родителей заключается в следующем: они не осознают, что причиной лености и отсутствием мотивации к учебе является использование практически всего времени на досуг и развлечения, в особенности на столь распространенные сейчас технические новшества, которые не дают заниматься другими делами».

Монтенегро считает также ошибочным, когда родители приглашают репетитора с тем, чтобы он контролировал выполнение детьми домашних заданий и сам процесс обучения. «Репетитора надо приглашать для решения конкретных задач, а вовсе не для того, чтобы делать домашние задания вместе с ребенком, поскольку в таком случае он так и останется незрелым и будет надеяться на других», считает психолог.

6. Нетерпеливость

Анхель Перальбо относит к частым и весьма нежелательным ошибкам также стремление добиться слишком быстрых результатов в учебе, не понимая, что это длительный процесс. Нетерпеливость родителей, по мнению экспертов, выливается в стремление добиться, чтобы дети как можно обучились иностранным языкам, стали читать и писать до поступления в начальную школу, овладевали математическими операциями, опережая школьную программу. «Это стремление научить побыстрее и как можно большему количеству предметов в высшей степени ошибочно. В Дании и других странах с хорошо налаженным образованием дети учатся грамоте в возрасте семи лет», — подчеркивает Жоан Доменеч.

Перальбо добавляет, что эта нетерпеливость родителей приводит к тому, что они сильно расстраиваются при столкновении их детей с первыми трудностями в учебе или первыми плохими оценками. Родители забывают при этом, что трудности и ошибки присущи обучению, а детям в первую очередь нужны спокойствие и настрой на упорную работу в течение всего школьного года. «Родители не должны рассматривать неудовлетворительные результаты как неудачу, потому что это приводит к снижению самооценки детей, все более ослабляя их способности», — указывает специалист.

7. Не придерживаться школьной методики

Обуреваемые нетерпеливостью, некоторые родители пытаются научить своих детей читать и считать своими собственными методами, дают им дополнительные домашние задания, не учитывая того, что тем самым, возможно, нарушают педагогический ритм школы. «Родители должны определиться с выбором школы, осознать, что согласны с ее подходами к учебному процессу, а затем работать параллельно, помогая своим детям в учебе, но при этом относясь с уважением к школьной методике, действуя в одном направлении с учителями, а не противореча им», — отмечает Доменеч.

8. Переносить свой опыт на детей

Другая достаточно распространенная ошибка родителей заключается в механическом перенесении собственного опыта обучения на своих детей. «Школа сильно изменилась, и дети тоже. И то, что нравилось тебе или то, чему ты тогда обучался, совершенно необязательно будет гарантией успеха для твоих детей», — предупреждает директор школы им. Fructuós Gelabert. Анхель Перальбо также считает, что во многих семьях «по-прежнему преобладают надежды родителей на учебу своих детей, чем предпочтения или способности последних», и многим ребятам приходится изучать то, что нравится их родителям.

9. Подвергать сомнению действия преподавателей

Не поддерживать учителей, постоянно проявлять свое несогласие с педагогом в присутствии детей - еще одна ошибка некоторых родителей. «У преподавателей уже нет былых возможностей по поддержанию дисциплины в классе, и крайне нежелательно, что родители, вместо того, чтобы поддержать их, выступают против, а ученики, пользуясь сложившейся ситуацией, манипулируют ими и натравливают одних на других, хотя цели у родителей и преподавателей одни и те же», — говорит Перальбо. При этом психолог добавляет, что учителя зачастую руководствуются приукрашенным представлением о своих учениках, зачастую не зная, как они ведут себя дома. «Взаимодействие и обмен информацией между родителями и учениками может помочь ребенку как добиться хороших результатов в учебе, так и улучшить свое поведение», — отмечает он.

10. Выступать в роли детективов

Монтенегро считает, что еще одна ошибочная позиция родителей заключается в том, что они становятся детективами. «Некоторые родители выясняют, как выполняются домашние задания и прочие работы, а также даты экзаменов через социальные сети, или через родителей других детей, но это порождает лишь недоверие, ничего не решая», — поясняет он. Его совет заключается в том, чтобы вместе с ребенком проверить расписание дня и задания, выполненные по каждому предмету. Эксперты не советуют осуществлять полный контроль над выполнением школьных заданий, постоянно проверять, что читает или смотрит ребенок, уверяя, что лучше наблюдать за ним на удалении, предоставив ему определенную самостоятельность. А если родители все же решают проверить знания ребенка, Монтенегро не советует делать это в устной форме, а написать три-четыре вопроса, потому что «обычно устных экзаменов не проводится, и хотя ребенок даже может устно ответить на вопрос, потом он все равно плохо изложит это в письменной форме или совершит множество орфографических ошибок».

11. Решать организационные задачи

Как считают воспитатели, еще одна ошибка родителей заключается в решении организационных задач своих детей. «В семь вечера ребенок говорит, что закончился тонер, и он не может распечатать работу, которую ему нужно сдать на следующий день, и мы посылаем деда в магазин, чтобы он купил необходимый картридж», — приводит пример Монтенегро, подчеркивая при этом важность того, чтобы дети привыкали сами решать свои проблемы, «даже если они сдадут работу позже и снизят за это оценку. Ведь чем позже вы подадите декларацию о доходах, тем выше будут штрафные санкции, сколько бы вы ни объясняли, что банк прислал ваши счета с задержкой. Такова жизнь, и люди должны учиться организовывать ее и решать свои проблемы с самого раннего возраста».

Педагоги также не согласны с позицией некоторых родителей, которые всегда оправдывают перед учителями ошибки и неудачи своих детей, всегда ссылаясь на какие-то внешние причины или трудность задания, ставя под вопрос компетентность учебников или даже самого преподавателя.

12. Связывать наказание с выполнением домашнего задания

«Он наказан, делает уроки» или «пока не сделаешь задания, не подойдешь к телевизору», эти фразы часто можно услышать во многих домах. По мнению педагогов, их следует искоренять. В первую очередь, указывают они, потому, что домашние задания должны выполняться в спокойной, а не нервозной обстановке. Во-вторых, цель должна состоять в том, чтобы дети получали удовольствие от чтения и учебы, а не воспринимали это как наказание. И, наконец, они также не должны рассматривать чтение или выполнение домашних заданий в качестве необходимой платы за просмотр телевизионных программ, возможность поиграть или встретиться с друзьями.

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.